УДК 78(57i.i7)
СУЩНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА И ЕГО ГЕНЕЗИС
© Анатолий Павлович МОХОНЬКО
Кемеровский государственный университет культуры и искусств, г. Кемерово, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, профессор кафедры эстрадного оркестра и ансамбля, заслуженный работник культуры РФ, e-mail: [email protected]
Раскрывается понятие художественного вкуса, его структура, свойства, признаки, определена специфика и уровни художественного вкуса. Показана его важнейшая сторона - объективный процесс реализации способностей к художественной деятельности, определенная качественная характеристика отношений человека с искусством, эффективное средство эстетического развития личности.
Ключевые слова: вкус; идеал; субъект; процессуальному эстетика; восприимчивость; интуиция; генезис.
Возникновение, становление и развитие художественного вкуса тесно связано с социальной практикой человека. Субъектом художественного вкуса в обществе являются личность, общности (классы, слои, социальные группы, трудовые коллективы, семья, любительские коллективы). Вкус через искусство доводит до каждого человека одобряемые обществом нормы и формирует общезначимые критерии, художественные стандарты. Художественный вкус зависит от той среды, в которой он формируется и меняется с ее изменением [1, с. 214].
Художественный вкус неразрывно связан с идеалом [2, с. 356]. Эстетический идеал становится реальностью по мере того, как воплощается в творческой деятельности людей. Идеал наполняется содержанием только через художественно-образное отражение в художественном творчестве [3, с. 151].
В работах отечественных исследователей нередко понятие «художественный вкус» раскрывается через категорию «эстетический вкус»1 [4, с. 211]. В ряде работ эти понятия даются как синонимы, либо основным разли-чителем этих вкусов считаются границы охвата объектов действительности: у художественного вкуса уже сфера влияния по сравнению с эстетическим. Ш.М. Герман, В.К. Скатерщиков считают художественный вкус одной из существенных сторон эстетического вкуса [5, с. 176]. В.А. Разумный от-
1 Новая философская энциклопедия рассматривает данное понятие только в этом аспекте. «Вкус - категория эстетического дискурса, характеризующего способность к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в природе и искусстве».
личает художественный вкус от эстетического по предмету оценки: искусство оценивается художественным вкусом, прекрасное и безобразное в действительности - эстетическим вкусом [6, с. 12].
Нам представляется возможным определять художественный вкус через категорию «художественная деятельность». Художественная деятельность включает и собственно действие, деяние и мышление, основанное на практике творчества. Художественная деятельность составляет содержание всех процессов творчества в искусстве [7, с. 23].
Способности - это своеобразный внутренний «заряд», потенциал личности, но его надо сознательно проявить в конкретной деятельности и при этом наилучшими способами, приемами, отвечающими эстетическим требованиям.
Художественный вкус не сводится к «непроявленным» способностям, неким художественным возможностям субъекта. Деятельность составляет объективное содержание и «скрытого», потенциального вкуса, и выраженного, реального художественного. Мы имеем в виду не всю полноту художественной деятельности, составляющей содержание процессов художественного творчества, а те условно выделенные формы и способы деятельности, которые связаны с раскрытием, «овеществлением» способностей к
восприятию, пониманию и оценке произведений искусства. Речь идет о деятельности, направленной на чувственно-образное восприятие художественных произведений, их понимание и «овеществление» вкусовых норм и эталонов в творчестве.
Эстетическая развитость личности проявляется, прежде всего, в художественном вкусе. Он определяет характер отношений эстетического субъекта с социально-культурной средой, способствует самореализации личности в художественной деятельности. Правы те исследователи, которые подчеркивают относительную самостоятельность,
«автономность» личности и взаимообусловленность процессов становления всесторонне развитой личности в процессе формирования индивидуального художественного вкуса [8].
По нашему мнению, художественный вкус - это качественная характеристика духовно-практической деятельности, отражающей творческое отношение людей к художественной практике и реализующей их способности к восприятию, познанию искусства в конкретно-исторических условиях.
В данном определении мы подчеркиваем, прежде всего, то, что художественный вкус является разновидностью эстетического, развивается как сложное, динамичное явление эстетического сознания на всех его уровнях (от личностно-индивидуального до общественного). Еще более существенное значение имеет тот факт, что художественный вкус является качественной характеристикой духовно-практической деятельности личности по освоению произведения искусства, являясь одновременно средством преобразования как самой художественной практики, так и осуществляющих ее объектов, ибо имплицитно содержит в себе творческое начало.
Именно художественный вкус может служить выразителем (мерилом) художественной культуры человека, т. к. он отражает степень совершенства социально значимых качеств личности и уровень развития индивидуальности.
Основным источником, определяющим развитие художественного вкуса, является противоречие между должным и сущим, между идеалом и его практическим воплощением как на уровне всего общества или определенных социальных групп, так и отдельных личностей. Не менее существенную роль в развитии художественного вкуса играют противоречия между стереотипизацией художественной деятельности и ее уникализа-цией как выражением индивидуальности.
Художественный вкус - сложное духовное образование. В научной литературе общепринято структурирование вкуса по видам искусства: театральный, литературный, музыкальный и т. д. Последний основан на специфике музыки. Он выражает уровень музыкальной культуры личности. Это оценочное отношение к музыке, включающее способность эстетически переживать музыку, воспринимать ее содержание, наслаждаться ею. ценить, осмысливать ее в связях с окружающей жизнью, быть в состоянии выбирать лучшие образцы.
Во вкусе отражается способность понимать тему, идею музыкального произведения, характер музыки и т. п. Как справедливо замечает Г.И. Панкевич, типическое воплощается в конкретно-чувственной форме, в материале того или иного вида искусства. «В музыке это выражается в опоре композитора на общезначимые, общеупотребительные интонации, которые сочетаются с интонациями новыми, непривычными» [9, с. 30].
Проблема структурирования художественного вкуса сложна и актуальна. В научной литературе есть попытка дать компоненты структуры, исходя из понятия вкуса как интегрального выражения способностей личности к восприятию и пониманию эстетического [10, с. 56].
Мы считаем, что в структуру художественного вкуса входит следующее:
- эмоционально-чувственные способности (эмоциональные реакции, художественная восприимчивость, интуитивное понимание и т. д.);
- художественно-образное мышление;
- художественные взгляды, обеспечивающие оценку произведений искусства и других явлений художественной практики;
- художественные убеждения, обеспечивающие устойчивость вкуса;
- художественные предпочтения, обеспечивающие избирательное отношение к искусству, отбор художественно ценного;
- художественные притязания, отражающие духовный потенциал личности;
- художественные нормы;
- опыт художественной деятельности, направленной на художественное познание произведений искусства и самовыражение в художественном творчестве.
Сущность художественного вкуса проявляется в его свойствах. К числу общественно значимых свойств можно отнести следующие: правдивость, истинность художественного отражения; развитую ассоциативность; активность, противопоставленную инертности, вялости; стабильность; динамичность, подвижность, гибкость; избирательность; требовательность.
Социальное назначение вкуса реализуется в функциях. Основные функции художественного вкуса, на наш взгляд, таковы: аксиологическая (быть мерилом оценки и отбора художественных ценностей), норматив-но-регулирующая (служить художественной нормой или нормативом в эстетической практике людей), воспитательная, познавательная, коммуникативная (быть средством общения), гедонистическая (приносить радость, наслаждение).
Познавательные возможности художественного вкуса отражают личный опыт индивида и те знания, способы художественного понимания, которые индивид усвоил в общении с искусством как представитель определенной социально-культурной среды, социальных общностей, данного общества в целом.
Руководствуясь вкусом, личность на его основе строит оптимальный для себя вариант художественной деятельности. Социально обусловленная художественная норма, сформировавшаяся в индивидуальном художественном вкусе (на личностном уровне), оказывает регулятивное воздействие на художественную деятельность личности. С помощью художественного вкуса личность находит наиболее обогащенные по содержанию формы художественной деятельности и наиболее оптимальные способы удовлетворения художественных потребностей.
Художественный вкус воспитывается в условиях коллективной деятельности. Любительский музыкальный коллектив - это устойчивая группа людей, объединенных интересом к музыке и стремлением овладеть исполнительским мастерством. Сама «технология» музыкальной деятельности в таком коллективе требует развития коллективизма, тесного взаимодействия участников. Воспитание коллективистских качеств участников приобретает в любительском музыкальном коллективе особо важное значение.
Что представляет собою художественный вкус участников любительских музыкальных коллективов? Учитывая специфические условия, в которых он формируется, проанализируем сущностные проявления художественного вкуса, его структуру, признаки, функциональное назначение.
Художественный вкус участников любительских музыкальных коллективов - это качественная характеристика любительской художественной деятельности, направленной на овладение произведениями искусства и осуществляемой путем самореализации творческого потенциала личности.
Качественное состояние художественной деятельности участников раскрывается в соответствии с процессуальностью художественного вкуса, и условно выделяются уровни художественного вкуса участников музыкального коллектива. Мы предлагаем систематизировать содержание художественного вкуса как процесса по трем основным моментам: 1) восприятию; 2) оценке; 3) исполнению. Уровни вкуса устанавливаются на примере музыкального материала, причем отсекается все несущественное, неглавное, пусть даже и постоянно присутствующее в работе участника над музыкальным произведением. В содержательном наполнении самого процесса формирования художественного вкуса важен не весь объем проделанной работы («многоделание») или частотность усилий, а несколько непреложных, не поддающихся исключению или упущению качественных черт художественной деятельности. Продолжительность, объем, частотность деятельности используется в качественной черте. Одни и те же качества художественного вкуса проявляются с различной силой и глубиной на каждом этапе процесса формирования вкуса.
Элементом структуры художественного вкуса участников является художественнообразное мышление. К специфическим чертам мышления у участников музыкального коллектива относятся следующие:
- определенная, конкретная (зримая) образность, отражающая программность музыки;
- повышенная эмоциональность участников музыкального коллектива;
- художественно-образное мышление в большой степени основано на чувстве, эмоциях;
- напряженность эмоций, влияющая на качество игры.
Художественные нормы участника формируются на основе общепринятых и локальных норм, которых придерживаются в конкретной социально-культурной среде. В любительском музыкальном коллективе нормами художественного вкуса являются: развитость эмоционально-реактивных способностей, широкая гамма переживаний; глубина, сосредоточенность и устойчивость чувств, знание «языка» исполняемой музыки (нотной грамоты, истории музыки, основ гармонии, полифонии и т. д.); адекватные аргументированные оценки художественных произведений на основе искусствоведческих знаний; качественное исполнение художественных правил (нужной динамики, штрихов, выразительности фразировки, заданного темпа и ритма и т. д.); сочетание оригинальности в исполнительской манере с соблюдением и поддержанием музыкальных традиций; избирательное отношение к произведениям искусства.
Художественные убеждения участников зависят от исходного уровня знаний, исполнительской культуры, усвоенных художественных норм. Особого внимания заслуживает вопрос о творческом характере художественной деятельности участников музыкального коллектива. Принято делить художественную деятельность на творческую и репродуктивную, рассматривая последнюю как проявление стереотипизации, воспроизводство шаблонов. Думается, что в научной литературе верно ставится вопрос о необходимости и репродуктивной деятельности, без которой нельзя усвоить художественные нормы, приобрести навыки исполнительства, овладеть алгоритмами художественно-критической деятельности и т. д.
Творческая сторона художественной деятельности является ведущей, хотя во всех формах занятий в коллективе по объему преобладает исполнительская, репродуктивная деятельность. Применительно к любительским музыкальным коллективам мы будем понимать под творческой деятельностью новые оригинальные преобразования известного, новые трактовки художественных образов, новые прочтения идей и т. д.
В художественной деятельности участников любительских музыкальных коллекти-
вов преобладает творческая направленность. Ценность этой деятельности заключается не только в воспроизведении образцов музыкального искусства, но, главное, в воспитании индивидуального художественного вкуса.
Ведущими функциями художественного вкуса применительно к участникам являются воспитательная, познавательная и коммуникативная. Художественное творчество развивает социальную и творческую активность, пытливость, любознательность, стремление к новому, оригинальному, к новым знаниям, высоким художественным образцам.
Художественный вкус - инструмент развития индивидуальной неповторимости. В едином процессе формирования художественного вкуса происходит «перевоплощение» сущностных черт художественного вкуса в индивидуальные и коллективистские качества личности. Коллективистская направленность личностного вкуса проявляется в отношении участников к художественному идеалу и к художественным нормам, в степени участия в коллективной художественной деятельности. Вкус отличается действенностью. Он находит свое бытие, существует в личностных качествах участника, в конкретных художественных действиях, в линии поведения человека, соприкасающегося с миром искусства.
Существуют, на наш взгляд, основные качественные показатели художественного вкуса, реализованного в личностной характеристике участника. Эти качества становятся своеобразными атрибутами высокоразвитой индивидуальности. Степень проявления качеств художественного вкуса, устойчивость их личностно-индивидуальной принадлежности может быть различна на разных уровнях формирования субъекта художественной деятельности.
Специфика художественного вкуса определяется искусством. В широком смысле, генезис и понимание прекрасного бессознательно включают художественный опыт, однако оценки прекрасного выходят далеко за пределы искусства. Генезис способности вкуса находится в неразрывной связи со всей деятельностью человека.
Вкус связан со всем процессом формирования личности. Его воспитание относится к процессу духовного совершенствования личности. Художественное воспитание, ко-
торое можно считать стержнем эстетического воспитания, - это привитие любви к искусству, развитие способности понимать и оценивать его, а также занятия художественной деятельностью и самодеятельностью.
Воспитание художественного вкуса -педагогический процесс, в результате которого личность и любительский музыкальный коллектив повышают уровень художественного вкуса, приобретая более совершенные общественно значимые свойства. Воспитание художественных вкусов включает в себя следующие направления: воспитание посредством самих произведений искусства, художественное образование и самообразование, воспитание в процессе любительского художественного творчества, общение по поводу художественных интересов и художественной деятельности.
В педагогическом руководстве воспитанием художественного вкуса мы разграничиваем 3 этапа, примерно соответствующих начальному, среднему и высокому уровням художественного вкуса участников музыкального коллектива. Используя элементы методики В. Р. Букина [11, с. 22], мы взяли за основу различения этапов три существенных момента, характеризующих художественный вкус: 1) восприятие; 2) оценку художественного произведения; 3) техническое исполнительское мастерство.
Переход с одной ступени развития художественных вкусов на более высокую совершается не сразу. На первом этапе формирования художественных вкусов восприятие художественного произведения неполное: чувственное, эмоциональное, не опирающееся на знания в области искусства. Проявления самостоятельной оценки музыкальных произведений и творческой активности ограничены нехваткой художественного опыта.
На втором этапе формирования художественных вкусов удовлетворение, получаемое участником от восприятия произведений искусства, уже не замыкается только на переживаниях положительного характера.
Осознается и правильно воспринимается логика музыкального развития произведения, необходимость и законченность динамических нарастаний и спадов, звучания сложных гармоний и своеобразие ритма.
Оценки здесь наиболее точны, содержательны, глубоки, верно отражают достоинст-
ва оцениваемых произведений. На этом этапе важным для участника становится решение проблемы, связанной с пониманием идеального исполнения произведений, определения и поиска необходимых средств выражения художественного образа, убедительной подачи идейного содержания произведения и осознание той роли, которая отводится ему самому в данном исполнении.
На третьем этапе развития художественных вкусов характер переживаний углубляется, происходит обогащение художественного восприятия на основе прочных и разносторонних искусствоведческих знаний. На первый план выступает оценка глубины проникновения в художественный образ с точки зрения соответствия высокому художественному идеалу. И когда свою задачу участник видит в том, чтобы «растить, очищать и облагораживать свой духовный опыт» [12, с. 244]. На этом этапе отступают технические трудности, и все внимание переключается на нахождение верной трактовки произведения, его интерпретации. Исполнитель становится как бы соавтором композитора.
Являясь разновидностью эстетического вкуса, художественный вкус подчиняется общеэстетическим законам, нормам, стандартам, регламентирующим художественную практику всего общества. Устойчивость вкуса обеспечивает включенность эстетических отношений во всю систему общественных отношений. Чем глубже, дифференцированнее вкус личности, тем требуется больший объем содержания понятий, его отражающих. Изменения художественного вкуса происходят по мере того, как преобразуются условия художественной деятельности людей и сами люди как личности [13]. Динамизм, экспрессивность художественного вкуса не означают, что он представляет собой нечто «неуловимое», нестабильное. Художественный вкус характеризуется определенной устойчивостью.
Художественный вкус представляется как одна из форм художественного сознания, он определяет меру воспроизведения и восприятия средств художественной выразительности. Вкус всегда связан с оценкой художественного объекта. Степень точности, адекватности художественного восприятия зависит от эстетической компетентности воспринимающего, а значит, от его художе-
ственного вкуса. Вкус базируется на художественном чувстве, он выражает художественное переживание и органично сочетает переживание и суждение. Художественный вкус проявляет себя через духовно-практическую деятельность, включенную в художественную практику личности, общностей и всего обществам [14, с. 34].
Формирование художественного вкуса -это процесс общественной жизни. Процессу-альность художественного вкуса характеризуется такими понятиями, как цель, этапы развития, уровни развития художественного вкуса, признаки, результаты, критерии. Исходя из определения сущности художественного вкуса, в структуре вкуса можно выделить способности, художественно-образное мышление, рационально-оценочные, норма-тивно-регулирующие компоненты и художественный опыт. Качественная определенность вкуса выражается в его функциональном содержании и свойствах. Объективно художественное развитие приводит к наращиванию признаков художественного вкуса.
1. Никитина И.П. Эстетика. М., 2012.
2. Никитич Л.А. Эстетика. М., 2003.
3. ЗолкинА.П. Эстетика. М., 2008.
4. Новая философская энциклопедии: в 4 т. М., 2000. Т. 1.
5. Скатерщиков В.К. Художественная культура. Понятия. Термины. М., 1978.
6. Разумный В.А. О хорошем художественном вкусе. М., 1961.
7. Столович Л.Н. Жизнь - творчество - человек: функции художественной деятельности. М., 1985.
8. Молчанова А.С. Междисциплинарный характер и категориальный статус понятия «эстетический вкус» // Эстетические категории: формирование и функционирование. Петрозаводск, 1985. С. 40-48.
9. Панкевич Г.И. Музыка и идеология. М., 1985.
10. Молчанова А.С. На вкус, на цвет... М., 1966.
11. Букин В. Р. Формирование научного мировоззрения. Л., 1983.
12. Ильин И.А. Наши задачи. М., 2008. Т. 2.
13. Мохонько А.П. Самовоспитание вкуса. Кемерово, 1992.
14. Мохонько А.П. Как воспитать художественный вкус. Кемерово, 1987.
Поступила в редакцию 25.01.2013 г.
UDC 78(571.17)
ESSENCE OF ARTISTIC TASTE AND ITS GENESIS
Anatoliy Pavlovich MOKHONKO, Kemerovo State University of Culture and Arts, Kemerovo, Russian Federation, Candidate of Pedagogy, Professor of Variety Orchestra and Ensemble Department, Honored Worker of Culture of the Russian Federation, e-mail: [email protected]
The article surveys the concept of artistic taste, its structure, properties, attributes, and defines the specificity and levels of artistic taste. It shows the most important aspect such as objective process of the capacity for artistic activity, certain qualitative characteristics of man's relationship with the art, an effective means of aesthetic development of the individual.
Key words: taste; ideal; subject; processuality; aesthetics; sensitivity; intuition; genesis.