Научная статья на тему 'Самовоспитание вкуса как важный фактор всестороннего развития творческой личности'

Самовоспитание вкуса как важный фактор всестороннего развития творческой личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1098
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОВОСПИТАНИЕ / ВКУС / САМОПОЗНАНИЕ / САМОНАБЛЮДЕНИЕ / САМОАНАЛИЗ / САМОУПРАЖНЕНИЕ / SELF-EDUCATION / TASTE / SELF-KNOWLEDGE / INTROSPECTION / SELF-PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мохонько Анатолий Павлович

Рассмотрены вопросы самовоспитания художественного вкуса в условиях любительского художественного коллектива. Самовоспитание осуществляется на основе самопознания и активной творческой деятельности участников. Показан механизм самовоспитания, реализация которого повышает уровень художественного вкуса, способствует всестороннему развитию творческой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-EDUCATION OF TASTE AS MAIN FACTOR OF ALL-ROUND DEVELOPMENT OF ARTISTIC PERSONALITY

The questions of self-education of taste of arts in an amateur arts team are considered. Self-education is carried out on the basis of self-knowledge and active creative activity of participants. The mechanism of self-education, realization of which raises the level of taste of arts, promotes innovation development of person’s creativity.

Текст научной работы на тему «Самовоспитание вкуса как важный фактор всестороннего развития творческой личности»

УДК 78(571.17)

САМОВОСПИТАНИЕ ВКУСА КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

© Анатолий Павлович МОХОНЬКО

Кемеровский государственный университет культуры и искусств, г. Кемерово, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, профессор кафедры эстрадного оркестра и ансамбля, заслуженный работник культуры РФ, e-mail: mohonco@mail.ru

Рассмотрены вопросы самовоспитания художественного вкуса в условиях любительского художественного коллектива. Самовоспитание осуществляется на основе самопознания и активной творческой деятельности участников. Показан механизм самовоспитания, реализация которого повышает уровень художественного вкуса, способствует всестороннему развитию творческой личности.

Ключевые слова: самовоспитание; вкус; самопознание; самонаблюдение; самоанализ; самоуп-ражнение.

Самовоспитание - это сознательная планомерная работа над собой, направленная на развитие личности в соответствии с общественными требованиями и реальными возможностями данной личности. Потребность в самовоспитании - одна из объективных общественных потребностей, но осознание этой потребности личностью наступает по мере общественного становления человека.

Самовоспитание - органическая часть воспитательного процесса в творческом любительском коллективе. Если педагогический процесс рассматривать как взаимодействие воспитателей и воспитанников, то на долю участника достается в этом процессе: 1) самоуправление в творческом коллективе; 2) самостоятельная учебная и творческо-исполнительская работа, направляемая руководителем; 3) самовоспитание.

Самовоспитание - не только структурная часть педагогического процесса, но и одна из форм воспитания. В художественном самовоспитании реализуется цель и задачи воспитательного процесса, общеколлективные интересы, но осуществляется это в неповторимо индивидуальной форме на началах самоорганизации личности. Общественные, в т. ч. коллективные художественные нормы, идеалы выполняют в самовоспитании корректирующую, направляющую роль. Личность в процессе самовоспитания, прежде всего, повышает уровень своего художественного развития до общественно необходимых художественных норм, коллективных требований.

Участники любительских коллективов начинают в возрасте 12-14 лет осознавать,

испытывать потребность в самовыражении. Переоценка себя и других при сопоставлении с идеалом и в интересах реализации дальних целей порождает потребность в художественном самовоспитании, которое активируется в процессе работы над собой.

Художественный вкус представляет собою результат педагогической деятельности руководителя, воздействия объективных условий коллективной художественной деятельности и собственных усилий участника в процессе художественного воспитания. Самовоспитание художественного вкуса начинается тогда, когда участник осознает свой художественный интерес, достигает определенного уровня эстетического самосознания, приобретает практические навыки.

Перед участником коллектива стоит цель - формировать собственный художественный вкус. Необходимо помочь ему увидеть эту цель, соотнести ее с собственными возможностями, помочь создать его собственный будущий образ, наделенный чертами развитого художественного вкуса, и показать пути и способы самосовершенствования.

Основным мотивом самовоспитания художественного вкуса является осознание участником требований со стороны музыкального коллектива, руководителя, родителей. Участник постепенно усваивает эти требования и начинает предъявлять их себе. Критика со стороны родителей, руководителя, товарищей по коллективу способствует осознанию участником собственных недостатков в художественном развитии.

Очень часто потребность в самовоспитании осознается при получении новых заданий, обязанностей. Новые требования к деятельности участника в связи с получением нового творческого задания, общественные обязанности в коллективе приводят к осознанию необходимости новых знаний, усилий, качеств личности, например, организаторских, пропагандистских способностей, что побуждает участника работать над собой.

Участникам, особенно подросткового возраста, свойствен не только дух взаимной уступчивости, но и дух соревнования. В условиях любительского коллектива это проявляется своеобразно. Товарищеская взаимопомощь, полная творческая, порой физическая и моральная отдача - все направлено на защиту чести коллектива, любимого руководителя, личной чести, если официально или даже неофициально были приняты какие-то обязательства. Следовательно, соревнование является одним из важнейших мотивов самовоспитания. Каждый участник, обладающий художественными способностями, испытывает удовлетворение от жизни и деятельности оркестрового коллектива, особенно если его творчество, учение, труд, поведение получают признание, одобрение, например, стремление к завоеванию авторитета и престижного положения в любительском коллективе. Этот мотив нередко сочетается со стремлением к самовыражению. Некоторые участники мотивируют заинтересованность в самовоспитании тем, что мечтают о профессии руководителя творческого коллектива.

У участника старшего школьного возраста могут оставаться те же побуждения, что и у подростка, но они глубоко осознаются и связываются с требованиями сегодняшнего дня, а также с далекими перспективами жизни и труда. В связи с тем, что подростки стоят на пороге сознательной жизни, у них начинает доминировать мотив подготовки себя к работе на производстве или к учебе по определенной специальности.

Стремление к художественному идеалу является мотивом самовоспитания участников. Благоприятные условия для самовоспитания создаются тогда, когда участник увидит, ощутит возможность реального приобретения качеств избранного идеала. Подражание идеалу, копирование героя, внешних его черт происходит от незнания внутренне-

го мира героя, его конкретных качеств. Поэтому есть необходимость формирования у подростков представлений о моральных и интеллектуальных качествах идеала.

Ориентировка руководителя творческого коллектива в мотивах самовоспитания участников имеет важное значение как для воспитания, так и для организации самовоспитания. Самовоспитание направляется руководителем на формирование тех свойств, которые отвечали бы художественному идеалу личности и помогали приобретать черты высокоразвитого художественного вкуса. Следовательно, самовоспитание оказывается в ряде случаев перевоспитанием, особенно у молодых людей с испорченным или невысоким художественным вкусом.

Не следует ограничивать самовоспитание рамками внеучебной жизнедеятельности участника. Самовоспитание художественного вкуса осуществляется, прежде всего, в самом учебно-воспитательном процессе, оно тесно связано с воспитанием художественного вкуса. Во взаимодействии участника с руководителем есть «точки соприкосновения», моменты синхронности действий, направленных на развитие личности с высоким уровнем художественного вкуса. Замечено, что стаж занятий в любительском коллективе влияет на процессы самовоспитания участников. По данным В.Е. Триодина, «с увеличением стажа занятий в клубе больше тех, кто занимается самовоспитанием» [1, с. 116]. В этом факте проявляется стремление участников отвечать потребностям коллектива, поддерживать собственной деятельностью педагогические усилия руководителя.

Каждая форма учебно-воспитательного процесса позволяет обеспечить связь воспитания и самовоспитания. Чтобы осуществлять педагогическое руководство самовоспитанием, руководитель сам должен сориентировать учебно-воспитательный процесс и свое взаимодействие с участниками на формирование личности с высокоразвитым художественным вкусом. Тогда легче решать конкретные задачи на данном этапе руководства коллективом.

Самовоспитание, искусственно оторванное от учебно-воспитательного процесса, ограниченное рамками семейно-бытовой обстановки или местом учебы, работы участника, не даст того положительного результа-

та, который достигается, если все формы учебно-воспитательного процесса пронизаны взаимодействием руководителя и участника. Только в систематической и творческой работе могут сформироваться те личностные свойства, которые проектирует руководитель или определяет для самовоспитания сам участник. Эти основные виды деятельности тесно взаимосвязаны. Они направляются руководителем на то, чтобы сформировать у каждого участника высокоразвитый вкус как средство преобразования личности и ее активного участия в художественной практике.

Если условно представить самовоспитание как относительно самостоятельный, прерывный (имеющий начало и конец) процесс, то его ступенями можно считать самопознание, самопреобразование и самореализацию художественного вкуса личности в условиях коллективной художественной деятельности.

Самопознание - это изучение личностью собственных художественных способностей и индивидуальных проявлений художественной деятельности. Самопознание невозможно без понимания других людей, поиска единомышленников, способных понять, но и критиков, способных увидеть слабости, ошибки и помочь освободиться от них. Очень важно, чтобы в самопознании были сопереживание, сострадание, сочувствие, готовность пронести через собственное художественное восприятие то, что отражает радость и боль, надежды и утраты окружающих людей, общества в целом. Познать себя -не значит отгородить себя от живой действительности. Наоборот, это значит, что познающий себя человек активно включается в жизнь, начинает художественными средствами и в художественных формах осмысливать жизнь и свое назначение в ней. Самопознание помогает понять смысл собственной жизни, делает ее более одухотворенной и слитой с жизнью других людей. Этот процесс органично соединен с познанием искусства.

Самопознание зависит от жизненной позиции участника и от требовательности его к себе. Н.К. Крупская отмечала, что в старшем подростковом возрасте происходит «самоуглубление, переработка, систематизация приобретенных впечатлений. Это период изучения. Юноша или девушка изучают самих себя...» [2, с. 367]. В этом возрасте участники пытаются оценить свои интеллектуальные

возможности и определить свою дальнейшую творческую деятельность, в т. ч. и художественное самовоспитание.

Самопознание не столько в пассивном самосозерцании, сколько в процессе активной художественной деятельности. Всякая деятельность, особенно учебная, предъявляет определенные требования к умственным, эмоционально-волевым, исполнительским

качествам участников. В творческой деятельности, учении в любительском коллективе проявляются, прежде всего, познавательные возможности человека: память, воображение, гибкость ума, музыкальные и другие творческие способности.

Направленность работы и обучения на самопознание во многом определяется уровнем педагогической подготовки руководителя. Обычно руководитель не только указывает на недостатки художественных знаний, практических умений или узость культурного кругозора участника, но и рекомендует пути их устранения, показывает, каким образом сделать так, чтобы развить нужное свойство личности. Требования руководителя дополняются требованиями любительского коллектива. Без этого нет продуктивной творческой деятельности. Осознание участником заинтересованности в нем коллектива - это начало ответственного отношения к учебе, ко всем формам творческой деятельности [3, с. 157]. На этой основе идет дальнейшее совершенствование участника (стремление иметь высокие современные художественные идеалы, взгляды, убеждения, вкусы и т. д.).

Руководитель должен научить участников творчески работать. Задачи ставятся посильные, но в то же время и не облегченные. Сложность задач по самовоспитанию должна нарастать постепенно, чтобы тонус деятельности не мог ослабеть. Только при этом условии развивается, укрепляется воля, желание решать трудные задачи.

Руководитель постоянно заботится о том, чтобы выработать такой стиль работы в коллективе, который бы способствовал самовоспитанию художественного вкуса участников. Более способные и развитые обычно вначале делают трудные задания, а потом легкие. Слабые же участники начинают с легких заданий, а когда подходят к трудным, то у них не хватает энергии и терпения, чтобы их выполнять. Следовательно, при выра-

ботке стиля учитываются индивидуальные способности, наклонности, интересы участников, тип их нервной деятельности, темперамента. Выработка стиля связана с каждодневным упорным трудом, который требует сознательного использования волевых усилий, волевой тренировки. Не случайно участники со слабой волей успешно реализуют потребность в самовоспитании, если начинают на основе познания собственных недостатков упорно тренировать волю, отвоевывать позиции у собственного безволья.

При выработке стиля труда участники учатся методам самостоятельной творческой работы, анализу всего прослушанного, увиденного, систематичности в восприятии и освоении художественных ценностей различных видов искусства, отбора художественных ценностей.

При самовоспитании участников следует основываться на их опыте самопознания окружающей действительности, на осознании собственных творческих способностей. Учитывается уровень развитости взглядов, представлений, чувств, вкусов, а также умений и навыков восприятия, изучения и оценивания художественных произведений.

Одна из ведущих задач учебно-воспитательного процесса заключается в вооружении участников творческого коллектива методами самостоятельного восприятия, изучения, осмысливания художественной значимости произведения, умения применять все свои знания, приобретенные как под руководством наставника, так и самостоятельно. Другая задача - помочь в применении методов в поиске необходимых средств осуществления цели самовоспитания.

В самовоспитании художественного вкуса участники используют различные методы, в основе которых лежит самоутверждение личности. Участник действует методами самонаблюдения, самоанализа, самоконтроля, внушает себе необходимость той или иной деятельности, направленной на самовоспитание художественного вкуса, убеждает себя в правильности тех или иных позиций. В самовоспитании применяется несколько методов, которыми участник стимулирует собственную деятельность: ободрение, одобрение, порицание. Самонаблюдение в научной литературе различают непосредственное, текущее и ретроспективное [4, с. 96]. При ретро-

спективном самонаблюдении появляется больше возможности точно, правильно оценить свои действия. При оценке можно учесть все сложившиеся при событии обстоятельства.

Ретроспективное самонаблюдение подкрепляется непосредственными записями после занятий, что дает деятельности по воспитанию художественного вкуса точное направление и способствовало результативности. При самонаблюдении участник не замыкается в себе. Он советуется с руководителем, товарищами о своих намерениях, дальнейших поступках, рассказывает о своих наблюдениях, меняет планы, сообразуясь с условиями, жизнью.

Большую пользу приносит самоанализ, если является объективным, разносторонним, глубоким. Он заключается в выяснении достоинств и недостатков личности, причин поступков и осуществляется с учетом требований художественного коллектива. Хорошо, когда самоанализ завершается практическими выводами по реализации программы самовоспитания художественного вкуса [5, с. 286].

В ходе исследования следует проводить беседы, изучение анкет, сочинений и других материалов, чтобы прийти к выводу, что подростки в коллективе с пользой для себя занимаются самоанализом. В этом случае им могут помогать музыка, театр, живопись, кино. Участники сравнивают героев художественных произведений с собой. Любой успех, а также неудачу в художественной деятельности следует тщательно проанализировать, дать оценку, выявить причины, породившие неудачу, наметить пути исправления недостатков. Важным стимулом в самовоспитании художественных вкусов является мнение руководителя, коллектива. Поэтому руководителю необходимо публично похвалить участника, заметить его движение к самосовершенствованию, подсказать пути преодоления трудностей.

Метод самовнушения (аутотренинга) особенно эффективно используется в тех случаях, если человек неуверен в себе, в своих способностях и возможностях. Дает результаты он в том случае, если на выступлениях коллектива участник чрезмерно волнуется, что мешает ему правильно исполнять роль. Убеждая, стараться, чтобы он поверил

в себя. Полная искренняя вера, убежденность в действенности внушения помогут участнику исправиться. Один раз преодолев этот психологический барьер, он в дальнейшем уверенно, спокойно, с достоинством будет выступать на сцене.

Самоконтроль отражает способность человека самостоятельно исправлять, предупреждать ошибки и недостатки, направлять художественную деятельность. Психологи различают два вида самоконтроля: непреднамеренный (непроизвольный) и преднамеренный (произвольный) [6; 7].

В ходе самовоспитания следует применять оба выделенных вида самоконтроля. Особенно большую пользу приносит второй вид самоконтроля. Преднамеренный вид самоконтроля используется на индивидуальных занятиях. В дальнейшем самоконтроль поможет выработать привычку грамотного прочтения вербального и нотного текстов с соблюдением всех методических установок руководителя. Участники меньше будут отвлекаться на посторонние занятия, а четко и качественно исполнять собственную партию.

Произвольный контроль применяется при различных видах деятельности в любительском коллективе. Посещение концертов, спектаклей следует включать в индивидуальную программу самовоспитания. В результате преднамеренного использования самоконтроля в процессе самовоспитания повышаются знание и понимание произведения, усиливается эмоциональное переживание.

На занятиях, выступлениях, культурных мероприятиях необходимо стремиться развить у участников чувство критики и самокритики. На любое свое действие, любое исполнение следует смотреть как бы со стороны, сравнивая его с представлениями об идеальном. У подростков подчас возникают самые противоречивые мнения. После каждого выступления необходимо провести разбор. Участник имеет право сказать свое мнение об игре коллектива, товарищей и о себе.

Участник использует самоконтроль не только при посещении концертов, спектаклей, на занятиях. Важен самоконтроль на открытом выступлении коллектива, при организации культурных мероприятий, вечеров, где требуется побороть чрезмерное волнение, в полной мере показать результаты сво-

его труда, проявить сплоченность коллектива с руководителем.

Самостимулирование выступает в единстве со стимулированием, дополняя друг друга. Оптимизм, вера в себя, в свои силы, в успех своего дела помогают в работе по самовоспитанию. В таком случае и неудача не становится помехой, тормозом. Участник начинает все сначала, стараясь более прилежно выполнить свое обязательство. Само-ободрение особенно важно на индивидуальных занятиях. Не все и всегда гладко получается, но большое желание быть искусным в выбранном деле, вера в такую возможность, поддержка со стороны руководителя решают исход дела.

В процессе самостоятельного восприятия, познания и оценки художественных произведений самоободрение или самопори-цание помогают участникам составить мнение о собственной проделанной работе. Участник как бы со стороны оценивает свои знания, умения и навыки, самостоятельно находит имеющиеся недостатки, которые учитываются в последующей работе над художественным произведением.

Особое значение в организации самовоспитания художественных вкусов в творческом коллективе имеют поощрения. Необходимо учесть, что любительский коллектив организован на добровольных началах, на внутренней потребности в творчестве участников в приобретении художественных знаний. Однако к поощрениям следует подходить осторожно. Чрезмерное использование поощрения, особенно в начальный период обучения, влечет отрицательные последствия. Участник лишь внешне приспосабливается к педагогическим требованиям руководителя, маскируя свою пассивность.

Слабого участника, имеющего небогатые данные, узкий кругозор, следует похвалить даже за небольшое движение вперед. Способному участнику требуется для получения похвалы, поощрения большее движение вперед (больший подъем успехов). Поощрение самовоспитания хорошо действует, когда наряду с отмеченными успехами руководителем намечаются меры по дальнейшему совершенствованию художественного вкуса.

В организации самовоспитания используются регламентирующие средства (нормы, традиции, обычаи и т. д.), эмоционально-

волевые: подражание образцам, упражнения, привычки, самоприказ и конвенциальные. Конвенциальные средства отражают договоренность, соглашение руководителя и участников о целях, направлениях, формах самовоспитания, конкретных мерах.

Средством самовоспитания становятся личные обязательства участника данному коллективу. Для участника важен настрой коллектива, его решения, призвание необходимости личного участия данного участника в выполнении обязательств коллектива. Принятие обязательств проходит открыто. Объясняются цели и задачи самовоспитания, определяются общие пути самовоспитания и перевоспитания свойств характера, намечаются те области, в которых возможно самовоспитание участников.

Исходя из общеколлективных обязательств, каждый участник решает, что он должен делать, чтобы выполнить общую задачу. Для активизации самовоспитания следует использовать самообязательства и само-отчеты. На подведении итогов каждый участник рассказывает о своих успехах и трудностях, какие встречались у него на пути. Участники живо участвуют в обсуждении. Руководитель дает советы, как направить самовоспитание, чтобы добиться существенных результатов, развить свои способности, больше узнать. Такой благоприятный нравственный климат в коллективе поможет достичь воспитательного результата по художественному самовоспитанию, придаст участникам уверенность в себе.

Программа самовоспитания составляется руководителем и участником с учетом творческих способностей, желаний, направления деятельности, склада характера участника. Кроме того, чтобы эта программа оказалась выполненной и реальной, нужно учитывать условия действительности, условия жизни, учебы, занятий участника в коллективе, отношения к нему товарищей, семьи, школы. Это поможет запланировать и воспитать наиболее нужные качества личности, приобрести практические навыки и умения в различных областях искусства. Участник сам должен точно изложить свою позицию, отношение к определенным пунктам программы самовоспитания, осознанность или же неосознанность в принятии решения и т. д.

Определив творческие задачи любительского коллектива, например, по концертной программе, концертной или общественной деятельности, программе художественного совершенствования коллектива, участник и руководитель в связи с этим намечают программу самовоспитания. В программе ставятся не только задачи глобального масштаба. Для начала определяют отдельные поступки: раз в месяц посетить театр, концерт мастеров искусств, прочесть определенную книгу, выучить свою партию.

Цель программы самовоспитания участников любительского художественного коллектива - повысить уровень художественного вкуса, способствовать всестороннему развитию личности. Программа предлагает широкий выбор деятельности по шести направлениям: знакомиться с искусством посредством изучения художественной и искусствоведческой литературы; углублять художественные познания в области изобразительного и прикладного искусства; развивать музыкальные данные, расширять музыкальную эрудицию; расширять эрудицию, кругозор в области хореографии, балетного искусства; расширять эрудицию в области киноискусства, театра; участвовать в пропаганде художественных знаний, культуры и искусства.

В дальнейшем участник начинает вырабатывать правила самовоспитания, определяющие основные линии его поведения, систему поступков в разных условиях в клубе, в школе, в семье, в кругу друзей и способствующие преодолению ситуативности самовоспитания. Пункты программы самовоспитания должны носить форму самообяза-тельств. В исследовании самовоспитания художественного вкуса возможно записывать самообязательства в дневник. Участники, стараясь сделать более эффективным процесс самовоспитания, записывают и анализируют свои обязательства и личные правила. Они придают письменному оформлению самообязательств важную роль, рассматривая его как средство сохранения в памяти, более четкого построения программы самовоспитания, как средство стимулирования самовоспитания.

В ряде случаев возможно использовать такое средство самовоспитания, как само-приказ. Для юношеского возраста это средство имеет большое значение. При трудно-

стях в выполнении поставленных задач необходимо показывать примеры из литературных произведений, жизни, когда люди обладают способностью приказывать самим себе.

Самоупражнение - это основное средство самовоспитания, которое необходимо использовать в работе с подростками. Первые действия, поступки по реализации программы самовоспитания даются подросткам с большими усилиями. Требуются волевые усилия, преодоление себя, необходима система упражнений. Только когда образуется новая привычка, можно считать переделку завершенной. Участники, руководствуясь программой самовоспитания, самостоятельно осваивают необходимые знания и умения, знакомятся с различными видами искусства. Некоторые участники, полностью выполняя программу, могут выходить за ее рамки.

Процесс формирования художественного вкуса участников любительских художественных коллективов включает в себя, с одной стороны, организованное и целенаправленное воздействие руководителя на коллектив и отдельных участников, с другой - самостоятельную работу самих участников. Личность участника - не только объект воспитания (как педагогического, целенаправленного воздействия со стороны руководителя и коллектива), но и субъект собственного воспитания и развития.

Роль и значение самовоспитания возрастают по мере развития коллектива. Но развитие невозможно без роста требований к себе каждой личности и без самовоспитания, реализующего эти требования. Поэтому понятно, что самовоспитание приобретает еще большую силу, роль и значение в развитии любительского коллектива, во всестороннем развитии личности.

Участник любительского коллектива всегда мотивирует свою творческую деятельность, поведение, поступки, т. е. отдает отчет себе и другим в том, что он поступает так или иначе в силу определенных убеждений. Самовоспитание индивидуально и обусловлено индивидуальным самопознанием участника, уровнем развития его творческих способностей, особенностями темперамента и характера. Это сказывается на его работоспособности, качестве работы по самостоя-

тельному изучению и исполнению художественных произведений.

Чем больше знаний в области искусства, тем активнее исполнительская деятельность участников, выше стремление приобрести умения и навыки исполнительского мастерства. Методы самовоспитания художественного вкуса тесно связаны между собой и базируются на свойствах личности каждого участника. В основе методов самовоспитания лежит логическое мышление, позволяющее осознавать, анализировать, сравнивать, обобщать те или иные стороны произведения, способствующие эмоциональному переживанию услышанного или исполняемого.

Работа по самовоспитанию художественного вкуса может продолжаться всю жизнь, по мере ее более глубокого осознания художественных требований общества и освоения художественных идеалов. Важно оптимизировать педагогический процесс на основе комплексного подхода и добиться повышения уровня художественного вкуса участников творческого коллектива.

Любительские художественные коллективы имеют возможность совершенствовать педагогическое руководство процессами формирования и самовоспитания художественного вкуса. Высокоразвитый вкус формируется в условиях, обеспечивающих коллективам творческую художественную деятельность, воспитание на высокохудожественных произведениях искусства.

1. Триодин В. Организация и методика работы в клубных объединениях. Л., 1992.

2. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 6 т. / под ред. А.М. Арсеньева [и др.]. М., 1978. Т. 1.

3. Соколовский Ю.Е. Коллектив художественной самодеятельности. Вопросы теории и практики. М., 1984.

4. Левшина И.С. Как воспринимаются произведения искусства. М., 1983.

5. Волкова Е.В. Произведение искусства -предмет эстетического анализа. М., 1976.

6. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. СПб., 1994.

7. Мохонько А.П. Как воспитать художественный вкус. Кемерово, 1987.

8. Мохонько А.П. Самовоспитание вкуса. Кемерово. 1992.

9. Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. М., 1986.

10. Косолапов В.И. Сущность самовоспитания и 12. ЦЯЬ: http://www.ret.by/refs/62/13539/Lhtm его организация в школе и семье. Киров,

1975.

11. К°чет°в АЛ. Кж зашшться сам°в°спита- Поступила в редакцию 19.03.2013 г. нием. Мн., 1986.

UDC 78(571.17)

SELF-EDUCATION OF TASTE AS MAIN FACTOR OF ALL-ROUND DEVELOPMENT OF ARTISTIC PERSONALITY

Anatoliy Pavlovich MOKHONKO, Kemerovo State University of Culture and Arts, Kemerovo, Russian Federation, Candidate of Pedagogy, Professor of Variety Orchestra and Ensemble Department, Honored Worker of Culture of the Russian Federation, e -mail: mohonco@mail.ru

The questions of self-education of taste of arts in an amateur arts team are considered. Self-education is carried out on the basis of self-knowledge and active creative activity of participants. The mechanism of self-education, realization of which raises the level of taste of arts, promotes innovation development of person’s creativity.

Key words: self-education; taste; self-knowledge; introspection; self-practice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.