Научная статья на тему 'СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО И ЕГО ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО И ЕГО ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
суррогатное материнство / этические аспекты / биологические родители / бесплодие / репродуктивные технологии / surrogacy / ethical aspects / biological parents / infertility / reproductive technologies

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пронина Е.А., Юнякина Н.С., Мартынова О.А.

В работе выявлены этические проблемы, связанные с практикой суррогатного материнства. Рассмотрены моральные аспекты со стороны всех участников данной вспомогательной репродуктивной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Пронина Е.А., Юнякина Н.С., Мартынова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SURROGACY AND ITS ETHICAL ASPECTS

The paper identifies ethical problems associated with the practice of surrogacy. The moral aspects on the part of all participants in this assisted reproductive technology are considered.

Текст научной работы на тему «СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО И ЕГО ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

УДК 179.7+614.2 Пронина Е.А., Юнякина Н.С., Мартынова О.А.

Пронина Е.А.

студентка 2 курса Пензенский государственный университет (г. Пенза, Россия)

Юнякина Н.С.

студентка 2 курса Пензенский государственный университет (г. Пенза, Россия)

Научный руководитель: Мартынова О.А.

канд. философ. наук, доцент кафедры философия и социальные коммуникации Пензенский государственный университет (г. Пенза, Россия)

СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО И ЕГО ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Аннотация: в работе выявлены этические проблемы, связанные с практикой суррогатного материнства. Рассмотрены моральные аспекты со стороны всех участников данной вспомогательной репродуктивной технологии.

Ключевые слова: суррогатное материнство, этические аспекты, биологические родители, бесплодие, репродуктивные технологии.

В последнее время проблема бесплодия широко распространена по всему миру. Около 15 % пар в Российский Федерации являются бесплодными. Однако с помощью современных репродуктивных технологий

можно решить данную проблему. Ежегодно в России рождается как минимум 22 тысячи детей при помощи суррогатного материнства. Оно даёт возможность стать родителями, при этом имеет спорные этические аспекты.

Материнство является одной из главных ценностей. Также оно выполняет и социальную роль, связанную с воспроизведением населения. Дореволюционные представления о ценности материнства были во многом обусловлены традиционными социальными отношениями и христианскими ценностями. Заметный вклад в развитие представлений о материнстве и отношении к женщине был сделан русской религиозной философией. Со временем взгляд на эту проблему менялся, появились новые вариации материнства, в том числе суррогатное.

Суррогатное материнство - это вспомогательная репродуктивная технология, применяя которую женщина на добровольной основе вынашивает биологически чужого ей ребёнка. Причиной этому является неспособность генетических родителей самостоятельно зачать малыша. На протяжении всей беременности и после родоразрешения они являются не только биологическими, но и юридическими родителями ребёнка, на которых в дальнейшем и лежит ответственность за его воспитание.

О том, что такое суррогатное материнство, знают 73% россиян, 24% слышали, но не знают точно, что это означает, 2% сказали, что слышат об этом впервые. Широкому распространению суррогатного материнства способствуют различные факторы, одним из которых является использование данной процедуры известными личностями и современным кинематографом [2, с. 1].

Термин «суррогатное материнство» получил законодательное закрепление в п. 9 ст. 55 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Оно определяется как вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и

потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям. Важно отметить, что цель суррогатного материнства - лечение бесплодия, поэтому в закон были внесены изменения, согласно которым суррогатная мать в любом случае должна отдать ребёнка генетическим родителям, иначе данный метод вспомогательных репродуктивных технологий можно считать бессмысленным [3, с.2].

Суррогатное материнство берёт своё начало задолго до нашей эры. Первое упоминание приходится на середину ХУШ века до н.э. в цивилизации шумеров. Своеобразная практика суррогатного материнства была распространена в этом царстве в случае, если женщина долгое время не могла родить ребёнка. Она должна была найти женщину, которая бы смогла забеременеть от её мужа. При этом за рождение ребёнка она получала ряд привилегий [4, с. 2].

С развитием репродуктивных технологий появилась возможность наличия генетической связи не только с биологическим отцом, но и с биологической матерью. Первая попытка использования такого метода была реализована в Америке в 1980 году доктором Ричардом Левиным. Благодаря умелым действиям врача женщина смогла родить здорового мальчика.

Спустя 15 лет, в 1995 году, программа суррогатного материнства была реализована и в России. В Санкт-петербургском НИИ акушерства и гинекологии имени Д.О. Отта исследователи осуществили успешную попытку рождения ребёнка суррогатной матерью. Она добровольно согласилась выносить ребёнка для семьи своей подруги, так как генетической маме удалили матку в ходе неудачной первой беременности [1, с. 1].

Процесс становления суррогатного материнства сопровождался рядом моральных проблем, причём со стороны всех участников этой процедуры. Некоторые из них решены благодаря усовершенствованию репродуктивных технологий, однако остались аспекты, которые актуальный и по сей день.

Ярким примером решённой проблемы является историческое преобразование понятия «биологические родители». Раньше под этим термином понималось следующее: генетически родным для ребёнка был только отец, а мать таковой не являлась, так как примитивные технологии в тот период не подразумевали пересадку половых клеток женщины в суррогатную мать. Таким образом, женщина жертвовала своими моральными принципами ради устоев общества того времени для создания полноценной семьи. Однако никто не задумывался о её чувствах, которые она испытывала, воспитывая чужого ей ребёнка. С появлением новых технологий появилась возможность выделить яйцеклетку из организма будущей мамы и подсадить её суррогатной. Это убрало преграду между биологической матерью и ребёнком, так как теперь они родные друг другу.

Следующим этическим аспектом является само восприятие ребёнка биологическими родителями. Дело в том, что на протяжении всех девяти месяцев они не чувствуют должной связи с малышом, как это происходит при обычной беременности. Будущая мама не переживает тех эмоций, которые она могла бы испытать, например, при первых шевелениях ребёнка. Важную роль играют и медицинские факторы, ведь в период вынашивания ребёнка у женщины вырабатывается ряд гормонов, которые формируют привязанность мамы к малышу. За 9 месяцев гормональный фон у генетической матери не претерпевает изменений, из-за чего материнский инстинкт начинает формироваться только при встрече с малышом.

Многие генетические родители, вступая в программу суррогатного материнства, сталкиваются с проблемой построения взаимоотношений с суррогатной матерью. Как правило, перед тем как заключить договор биологические родители проделывают довольно долгий и трудный путь, тщательно изучая всю информацию о женщине, которая будет вынашивать их ребёнка. Но даже самый подробный договор не исключит возможные проблемы их дальнейших взаимоотношений. Существует несколько вариантов для построения взаимодействия. Первый вариант предполагает

чрезмерную опеку и регулярный контроль за жизнью суррогатной матери. Генетические родители принимают решение подселить к себе женщину, однако такое решение приводит к быстрому разочарованию с обеих сторон. Это происходит из-за конфликтов, которые формируются на фоне разных интересов, взглядов на жизнь и уже выработанных привычек. В противном случае суррогатная мама не получает должной поддержки и понимания со стороны родителей, что также может являться причиной конфликтов. Для успешных взаимоотношений стоить довериться друг другу и взаимно оказывать поддержку, а также проявлять внимание по мере его необходимости.

Проблема «лишних эмбрионов» - это повод для размышлений многих семейных пар, которые хотят прибегнуть к суррогатному материнству. В процессе подготовки к процедуре из организмов генетических родителей извлекают половые клетки в избыточном количестве. Это необходимо для удачного исхода процедуры. После успешной подсадки эмбриона суррогатной матери, генетический материал супругов, который не был использован при процедуре, замораживается и храниться неопределённое время в частной клинике. Опасение супругов связано с тем, что их материал может использоваться в других процедурах без их согласия.

Таким образом, четверть опрошенных людей, которые не могут иметь детей, обратились бы к услугам суррогатного материнства.

Суррогатное материнство, без сомнения, огромная ответственность. Женщина принимает едва ли не самое важное решение в своей жизни, она должна чётко осознавать на какой шаг решается. Существует множество причин для того чтобы стать суррогатной матерью. Одной из таких причин является искреннее желание помочь семьям, которые не могут иметь детей. Большинство суррогатных матерей уверены, что нет большей награды, чем чувство гордости, которое они испытывают, когда видят, как светятся счастьем родители, встречающие своих долгожданных детей [5, с. 264]. Такие женщины демонстрируют сострадание, душевную щедрость и умение

сопереживать. Они считают, что такое решение является их призванием и возможностью совершить благородное дело. Этот самоотверженный поступок становится примером для подражания в обществе, тем самым, делая его лучше. Для некоторых женщин на первый план выходит собственное финансовое развитие и материальное благополучие. Суррогатная мать имеет законное право на достойное денежное вознаграждение. Полученные средства за участие в программе она может использовать как угодно, в том числе для улучшения условий жизни. Разумеется, при таких намерениях тело и репродуктивные органы суррогатной матери выставляются, как «товар на продажу», то есть девушка лишается своей субъективности. По мнению завкафедрой биомедицинской этики Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова профессора Ирины Силуяновой «суррогатная мать, предоставляя в «аренду» своё тело и продавая своё материнство и рождённое ею дитя, разрушает великую «физику» любви, на которой построена вся метафизика человеческих отношений. Ведь жестокость, агрессия, хамство, преступность — то, что в нашем обществе возрастает катастрофически — не возникают сами по себе. Они — следствие разрушения моральности человеческих отношений, основанных на любви».

Существует ряд психологических проблем для суррогатных матерей, связанных с привязанностью к ребёнку во время вынашивания. Прежде всего, это эмоциональная зависимость. Даже если суррогатная мать осознает, что ребенок не является ее собственным, она все равно может испытывать чувство привязанности и ответственности перед ним. Это может вызвать эмоциональное потрясение и даже депрессию у женщины, если она не получает достаточной поддержки и понимания со стороны окружающих. После рождения ребенка суррогатная мать сталкивается с необходимостью отдать его родителям, что может вызвать серьезный стресс и даже горе. Даже если суррогатная мать признает, что это часть соглашения и что она не

является настоящей матерью ребенка, разрыв связи с ним может стать серьезной психологической травмой.

Немаловажной является проблема эксплуатации женского организма, которая влечёт за собой не только психологическую травму, но и физический урон здоровью сурмамы. Возможны осложнения во время родовой деятельности, которые представляет собой риск для жизни женщины. После родов также может произойти ухудшение здоровья суррогатной матери из-за невозможности грудного вскармливания и ряда других причин. Тем самым, происходит изнашивание ресурсов женского организма.

Для поддержания благоприятного состояния суррогатной мамы ей необходима постоянная поддержка и одобрение со стороны окружающих её людей. Негативнее всего реагируют люди, которые совсем не ознакомлены с принципами данной процедуры, для них этот метод противоестественный, нарушающий истинную сущность женщины. Как правило, это люди старшего поколения, придерживающиеся консервативных взглядов. Но есть и те, кто прогрессивно смотрит на репродуктивные технологии и тем самым поддерживает и понимает суррогатную мать.

Суррогатное материнство как метод реализации репродуктивных прав негативно сказывается на психике самого ребёнка. Доказывается это тем, что осознание ребёнком сложившейся нездоровой ситуации - при условии, если она станет известна ему, - может наложить неизгладимый отпечаток на его сознание и отрицательно сказаться на становлении его как личности, а также ухудшить внутрисемейные взаимоотношения [6, с. 3]. В детском возрасте, когда эмоциональный фон нестабилен, ребёнок довольно трудно воспринимает эту ситуацию. Кого считать родителями: тех, кто воспитал или тех, кто родил? Вследствие своей незрелости и незнания принципов суррогатного материнства ребёнок не понимает, кто его настоящие мама и папа.

В большинстве случаев дети, зачатые путём суррогатного материнства, рождаются без патологий и имеет все шансы на счастливую

жизни. Однако в медицине описывается ряд случаев, когда суррогатный ребёнок появлялся на свет с генетическими отклонениями и даже мутациями. Также порой наблюдаются изменения в иммунной системе, менее устойчивый иммунитет.

Одной из самых значимых проблем для ребёнка является проблема общения со сверстниками, их отношение к семейной ситуации. Дети очень подвержены мнению окружения и любые осуждения и призрения с его стороны оставляют яркие воспоминания на всю жизнь. Не только для ребёнка, но и для всех участников программы суррогатного материнства мнение окружающих людей имеет большое значение.

Суррогатное материнство - это комплекс медицинских, социальных, правовых и морально-этических проблем. Прийти к единому мнению относительно его нравственной составляющей вряд ли возможно, вследствие чего необходимо, прибегая к применению данной технологии репродукции человека, следует взвесить все «за» и «против» для того, чтобы избежать отрицательных последствий, связанных с морально-этическими и психологическими факторами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Артюшина О.Н., Прохорова М.В. Отдельные вопросы суррогатного материнства в России [Текст] / О. Н. Артюшина, М. В. Прохорова // Вестник Костромского государственного университета. — 2017. — С. 1-4;

2. Гридина В. В. Суррогатное материнство: решение демографической проблемы или угроза обществу? [Текст] / Гридина В. В. // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. — 2019. — С. 1-8;

3. Дёмина И. А. Правовые проблемы суррогатного материнства [Текст] / Дёмина И. А. // Наука. Общество. Государство. — 2020. — С. 2-5;

4. Королёва В.А. История возникновения и становления суррогатного материнства [Текст] / Королёва В.А. // Е-Бсю. — 2019. — С. 1-2;

5. Сгречч Э. Тамбоне В. Биоэтика: учебник [Текст] / Сгречч Э. Тамбоне В. — Москва: М.: ГЭОТАР-Мед, 2004 — 263-265 c;

6. Чекман Ю. В. Суррогатное материнство как морально-этическая проблема [Текст] / Чекман Ю. В. // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. — 2017. — С. 2-3.

Pronina E.A., Yunyakina N.S., Martynova O.A.

Pronina E.A.

Penza State University (Penza, Russia)

Yunyakina N.S.

Penza State University (Penza, Russia)

Scientific advisor: Martynova O.A.

Penza State University (Penza, Russia)

SURROGACY AND ITS ETHICAL ASPECTS

Abstract: the paper identifies ethical problems associated with the practice of surrogacy. The moral aspects on the part of all participants in this assisted reproductive technology are considered.

Keywords: surrogacy, ethical aspects, biological parents, infertility, reproductive technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.