Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА: ОСВЕЩЕНИЕ В СМИ И ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА'

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА: ОСВЕЩЕНИЕ В СМИ И ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
774
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОМОГАТЕЛЬНЫЕ РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО / ДОГОВОР / ЭКО / ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / МАТЕРИНСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нечаева Ирина Игоревна

Хотя существует несколько различных способов достижения суррогатного материнства, наиболее часто практикуемым и юридически обоснованным является компенсированное гестационное суррогатное материнство, когда женщина вынашивает ребенка, с которым она генетически не связана, в обмен на плату. Предполагаемые родители становятся законными опекунами сразу после рождения. По оценкам Общества вспомогательных репродуктивных технологий, в США из всех циклов экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) от 2 до 2,5 процентов. В статье рассматривается комплексный характер биоэтических вопросов суррогатного материнства и их возможное регулирование. Раскрывается социально-правовой статус суррогатного материнства и морально-этические проблемы данной вспомогательной репродуктивной технологии. Приводятся материалы экспертного интервью по данной проблематике и возможные рекомендации по её решению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ASPECTS OF SURROGACY: MEDIA COVERAGE AND EXPERT ASSESSMENT

Although there are several different ways to achieve surrogacy, the most commonly practiced and legally justified is compensated gestational surrogacy, when a woman carries a child with whom she is not genetically related, in exchange for a fee. Prospective parents become legal guardians immediately after birth. According to the estimates of the Society for Assisted Reproductive Technologies, in the United States from 2 to 2.5 percent of all cycles of in vitro fertilization (IVF). The article considers the complex nature of bioethical issues of surrogacy and their possible regulation. The socio-legal status of surrogate motherhood and the moral and ethical problems of this auxiliary re-productive technology are revealed. The materials of an expert interview on this issue and possible recommendations for its solution are given.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА: ОСВЕЩЕНИЕ В СМИ И ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА»

■ ■ ■ Социальные аспекты суррогатного материнства: освещение в СМИ и экспертная оценка

Нечаева И.И.

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Владимир. Российская Федерация.

Аннотация. Хотя существует несколько различных способов достижения суррогатного материнства, наиболее часто практикуемым и юридически обоснованным является компенсированное гестационное суррогатное материнство, когда женщина вынашивает ребенка, с которым она генетически не связана, в обмен на плату. Предполагаемые родители становятся законными опекунами сразу после рождения. По оценкам Общества вспомогательных репродуктивных технологий, в США из всех циклов экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) от 2 до 2,5 процентов. В статье рассматривается комплексный характер биоэтических вопросов суррогатного материнства и их возможное регулирование. Раскрывается социально-правовой статус суррогатного материнства и морально-этические проблемы данной вспомогательной репродуктивной технологии. Приводятся материалы экспертного интервью по данной проблематике и возможные рекомендации по её решению.

Ключевые слова: вспомогательные репродуктивные технологии, суррогатное материнство, договор, ЭКО, генетический материал, материнство.

Для цитирования: Нечаева И.И. Социальные аспекты суррогатного материнства: освещение в СМИ и экспертная оценка // Коммуникология: электронный научный журнал. 2022. Том 7. No 3. C. 47-74.

Сведения об авторе: Нечаева Ирина Игоревна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ); Адрес: г. Владимир, проспект строителей 3/7, корпус №3 ВлГУ, ауд. 309а. Email: nechaevaii@list.ru

Статья поступила в редакцию: 28.07.2022. Принята к печати: 26.09.2022. Введение

Суррогатное материнство можно рассматривать как классическую социальную проблему. Газетные статьи о суррогатном материнстве начали появляться лишь в начале 1980-х годов. Однао это было редкостью. Так, в газетах New York Times, Los Angeles Times и Washington Post 1980-х за год суммарно публиковалось не более 25 статей. Тем не менее, опросы общественного мнения показывали, что описанные случаи окзывали

влияние на отношение к суррогатному материнству. Динамику интереса к проблеме суррогатного материнства можно выявить не только по освещению вопроса в новостях.

Современные процессы глобализации, происходящие во всем мире, привели к возникновению кризиса семейных ценностей, а также к трансформации женских и мужских ролей внутри семьи. Если раньше главным назначением женщины являлось ведение домашнего хозяйства и воспитание детей, то в настоящее время на первый план выходит стремление к достижению высокого профессионального статуса и успешной карьеры.

Но, несмотря на изменения в ценностных ориентациях современных женщин, большинство из них мечтают познать радость, связанную с рождением ребенка. Материнство - это женская «работа», которая крайне важна и необходима для нормального функционирования общества. Однако, в настоящее время семейные пары все чаще сталкиваются с невозможностью иметь детей. Проблема бесплодия становится жизненной трагедией для большинства супружеских пар, не имеющих возможности стать родителями, и зачастую приводит к разрыву брачного союза.

Единственным выходом для бесплодных семей является обращение к вспомогательным репродуктивным технологиям, активно развивающимся в последние десятилетия. Одной из них является суррогатное материнство, традиционная форма которого применялась еще в глубокой древности. Первые программы полного (гестационного) суррогатного материнства за рубежом и в России были осуществлены в конце XX века.

Одним из главных направлений социальной политики большинства стран мира является улучшение демографической ситуации. Нормативно-правовая база, действующая в этих странах, должна способствовать росту рождаемости, обеспечивая защиту и реализацию репродуктивных прав граждан и их прав на продолжение рода, которые исходят из природы самого человека, его естественных потребностей и физиологических характеристик, то есть эти права являются естественными, прирожденными и неотъемлемыми.

С каждым годом увеличивается количество детей, зачатых при помощи современных репродуктивных технологий. Это является доказательством того, что данные технологии в настоящее время пользуются большим спросом. Причиной этого является значительное ухудшение мужского и женского репродуктивного здоровья, а также стремление людей к чему-то новому.

Все люди, согласно закону, имея соответствующие медицинские показания, могут обратиться за помощью к любым существующим в настоящее время достижениями научного прогресса, в том числе и к методу суррогатного материнства, с целью лечения бесплодия и охраны репродуктивного здоровья.

Однако применение данного метода вызывает множество правовых и морально-этических проблем.

Освещение в СМИ проблем суррагатного материнства

Освещение в средствах массовой информации является первым четким показателем того, что суррогатное материнство стало социальной проблемой в середине-конце 1980-х годов. В начале 1980-х газетные статьи о суррогатном воспитании появлялись лишь с перерывами. Совокупный охват, предоставленный New York Times, Los Angeles Times и Washington Post, составил 15 статей в 1980 году, 19 - в 1981 году, 8 - в 1982 году и 25 - в 1983 году.

Освещение событий в новостях снижалось в течение следующих двух лет вплоть до середины 1986 года, когда суррогатная мать забрала малышку от Стерна. Дело об опеке стало первым решением американского суда о законности суррогатного материнства. Уильям Стерн заключил соглашение о суррогатном материнстве с Мэри Бет Уайтхед, организованное Центром бесплодия Нью-Йорка (ICNY), открытым в 1981 году адвокатом из Мичигана Ноэлем Кином [Carol]. Согласно соглашению, Мэри Бет Уайтхед должна была быть оплодотворена спермой Уильяма Стерна (что делало ее традиционной, в отличие от гестационной, суррогатной матерью), довести беременность до срока и отказаться от своих родительских прав в пользу жены Уильяма, Элизабет. Мэри Бет сначала отдала ребенка Стернам в соответствии с контрактом, но вернулась на следующий день, угрожая покончить с собой, если не сможет увидеть младенца. Стерны, не желая рисковать жизнью Мэри Бет, согласились позволить ей повидаться с ребенком еще день или два. Вместо того чтобы вернуться к Стернам, Мэри Бет и ее муж Ричард похитили Малышку М на 87 дней [Baby M] Стерны обратились в суд, который издал предписание ex parte о возвращении ребенка в Нью-Джерси, где этот вопрос будет обсуждаться в суде, и Стернам была предоставлена временная опека [First Surrogacy... ].

В том году эти три национальные газеты опубликовали 41 статью о суррогатном материнстве. В следующем году, во время судебного разбирательства по делу об опеке над ребенком М., освещение этого вопроса достигло впечатляющего уровня в 270 статьях. И в 1988 году,

когда Верховный суд Нью-Джерси вынес свое решение по этому делу, хотя количество статей сократилось, охват все еще был относительно высоким - 99 статей. Внимание средств массовой информации ослабевало и перетекало в следующее десятилетие, оставаясь в основном на уровне, предшествующем рождению ребенка М, за исключением 1990 года, когда была опубликована 41 статья1.

Йонина Эйнарсдоттир2, профессор антропологии факультета социальных и гуманитарных наук Университета Исландии, и Хельга Финнсдоттир, магистр антропологии, специалист по человеческим ресурсам и заработной плате в Транспортном управлении Исландии [Einarsdóttir, Finnsdóttir] написали первую статью о суррогатном

материнстве в исландской газете Vísir, которая вышла осенью 1984 года. В в газете описывается случай, как во Франции молодая мать выносила ребенка для других. Женщина, которую называли «суррогатной матерью», по гуманитарным соображениям «одолжила свое чрево», чтобы выносить ребенка бесплодной паре. Молодая женщина не считает ребенка своим собственным, хотя она дала яйцеклетку, но сперма произошла от собственного отца. Согласно контракту, она не должна была претендовать на ребенка после рождения. Ей заплатили 50 000 франков за роды.

В начале 1985 года в той же газете репортер из газеты Копенгаген описал результаты исследований суррогатных матерей, их позицию и опыт, а также идеи исландских энтузиастов суррогатного материнства и материалы средств массовой информации о них. С помощью качественных исследований были собраны материалы публичных дебатов в парламенте и в средствах массовой информации. Делается вывод о том, что репродуктивные технологии используют более богатые люди, которые подкупают бедных женщин на рождение детей.

Социально-правовой статус суррогатного материнства

Отношение к институту суррогатного материнства в России и зарубежных странах отражено по-разному. В одних государствах полностью запрещено использование как коммерческого, так и некоммерческого суррогатного материнства [Вершинина: 3].

В Испании суррогатное материнство запрещено, но наказания за осуществление данной процедуры не существует. В феврале 2014 года Правительство данной страны приостановило предоставление гражданства

1 https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.dbec46db-63821906-1c5fa858-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Baby_M

2 Jónína Einarsdóttir Staógóngumsóur: Frjálsar og fórnfúsar konur

детям, рожденным суррогатными матерями в других странах. Но в настоящее время выдача гражданства возобновлена.

Итальянское законодательство не только запрещает суррогатное материнство, но и существенно ограничивает другие вспомогательные репродуктивные технологии. Итальянцы, согласно Закону «О нормах вспомогательных репродуктивных технологий» от 19 февраля 2004 года, могут прибегнуть к искусственному оплодотворению только при предоставлении справки о бесплодии, а также при обязательном наличие официально зарегистрированного брака. Все репродуктивные программы с наличием третьей стороны, а также донорство запрещается в Италии на законодательном уровне. Однако, закон не запрещает пользоваться услугами суррогатных матерей за границей.

В Германии вопросы, касающиеся применения вспомогательных репродуктивных технологий регулируются Актом, принятым в 1991 году, согласно которому использование методов искусственного оплодотворения разрешено только лицам, которые состоят в официальном браке. Такое радикальное отношение к вспомогательным репродуктивным технологиям связано с недопустимостью разрыва биологического и социального материнства, способного привести к нарушению идентичности ребенка, а также с неприемлемостью отказа женщины от ребенка после его рождения, что, согласно закону, является преступлением [Вершинина: 4].

Согласно законодательству Франции, дети, которые были рождены от суррогатных матерей, не признаются детьми своих родителей. В результате этого рожденные дети не имеют права на получение французского гражданства. Но 26 июня 2014 года Европейский суд по правам человека признал французских детей, которые были рождены от суррогатных матерей. Таким образом, в настоящее время, Правительство и государственные инстанции Франции по своему усмотрению решают вопрос о выдаче гражданства детям, рожденным таким способом.

В Израиле цикл искусственного оплодотворения для супружеских пар, в том числе и лесбийских, а также для одиноких женщин, полностью оплачивается государством. При этом количество программ не ограничено и финансируется для женщин до 45 лет до тех пор, пока они не будут иметь двух детей. Согласно действующим в данной стране законодательным актам и правилам, ребенок может быть рожден только при оплодотворении в пробирке, при этом запрещено использование генетического материала суррогатной матери. Также, в соответствии с религиозными особенностями данного государства, она должна быть еврейкой и не состоять в браке. Суррогатной матери выплачиваются

только компенсация за ее временную нетрудоспособность, а также за юридические и страховые расходы.

С 1990 года суррогатное материнство разрешено в Великобритании, но есть определенные исключения. В том случае, если суррогатная мать, состоит в браке, то отцом рожденного ребенка является ее супруг, даже в том случае если использовался генетический материал другого мужчины. Но если супруг не давал согласие на применение этих методов, то возможно опровержение факта отцовства. Но даже в этом случае донор не может считаться отцом родившегося ребенка.

В течение 6 месяцев после рождения ребенка биологические родители могут обратиться в суд, с целью признания того, что они являются родителями появившегося на свет ребенка. Для этого хотя бы один из супругов должен являться гражданином Великобритании, и оба супруга должны быть не младше 18 лет. Также обязательно наличие официального брака между супругами, которые обязаны материально содержать суррогатную мать во время беременности. Ребенок должен быть зачат с помощью яйцеклетки и сперматозоидов хотя бы одного из супругов. Кроме того, место прописки ребенка должно соответствовать прописке родителей. Суррогатная мать должна отказаться от родившегося ребенка с 6 недели после его рождения [Наумова, Милашова: 80].

В Австралии программой суррогатного материнства может воспользоваться только гетеросексуальная супружеская пара, обычное лечение от бесплодия которой оказалось неэффективным, либо существует вероятность передачи генетических болезней или аномалий.

В законодательстве Австралии четко прописаны конкретные положения, регулирующие сроки хранения донорских яйцеклеток, спермы и эмбрионов. Незаконным считаются любые коммерческие договоры и соглашения, связанные с суррогатным материнством или донорством яйцеклеток и спермы. Также закон данной страны запрещает клонирование и медицинские исследования с использованием человеческих эмбрионов. Применение ооцитов и спермы осуществляется только с согласия доноров, которое дается в письменной форме и хранится в организации, осуществляющей хранение эмбрионов. Отозвать согласие можно только до начала процедуры. В том случае, если супружеская пара развелась, то использование их генетического материала для рождения ребенка в отношении одного из супругов невозможно.

В Канаде запрещено коммерческое суррогатное материнство, но некоммерческая форма данной репродуктивной технологии рассматривается в этой стране с позитивной стороны. Поиск суррогатных матерей и доноров осуществляется через Интернет. Особое внимание

уделяется сохранению конфиденциальности. Таким образом, канадское законодательство нацелено на создание и совершенствование удобных условий для всех участников программы суррогатного материнства [Малиновская: 122-123].

Также есть страны, в которых разрешена и коммерческая и некоммерческая форма суррогатного материнства [Данелян: 86]. В эту группу стран входят: большинство штатов США, Украина, Казахстан, Беларусь, ЮАР, Россия и ряд других стран.

В большинстве штатов США суррогатное материнство было разрешено Конгрессом в 1991 году. В настоящее время данный способ решения проблемы бесплодия достаточно активно используется в этой стране. В Соединенных Штатах имеется огромная база донорских яйцеклеток для женщин, не имеющих возможности предоставить суррогатной матери свой генетический материал. Кроме того, имеется возможность выбора донора по внешности, вероисповеданию и этической принадлежности. Самым прогрессивным штатом в отношении суррогатного материнства является Калифорния.

За время существования ЭКО, в мире сложилось два основных подхода в правовом регулировании отношений между участниками программы суррогатного материнства:

1) права на ребенка, которого родила суррогатная мать, принадлежат биологическим родителям;

2) права на ребенка принадлежат суррогатной матери, и только с ее согласия биологические родители могут быть записаны в качестве родителей рожденного ребенка.

Белоруссия, так же как и Украина, пошла по пути применения первого подхода. Согласно законодательству данной страны матерью ребенка, рожденного в результате использования данной программы, признается его генетическая мать, а отцом ее супруг. Причем не допускается оспаривание материнства или отцовства рожденного ребенка суррогатной матерью, генетической матерью и ее супругом, которые дали согласие на осуществление данной процедуры, за исключением некоторых случаев (например, суррогатная мать забеременела не в результате имплантации).

Для Российской Федерации характерен второй подход в правовом регулировании отношений между участниками программы суррогатного материнства. Согласно российскому законодательству в случае, если суррогатная мать передумает отдавать ребенка биологическим родителям и оставит его у себя, то она будет вписана в качестве матери рожденного ребенка [Айвар: 29].

В настоящее время правовое регулирование суррогатного материнства в Российской Федерации осуществляется на основе следующих нормативно-правовых актов: Семейный Кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ; Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации; Федеральный закон от 15 ноября 1977 года № 143 -ФЗ «Об актах гражданского состояния»; Приказ Минздрава России от 30 августа 2012 года № 107н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению». Однако, эти правовые нормы затрагивают только отдельные аспекты проблем, возникающих на практике. В российском законодательстве существует множество неточностей и неясностей в отношении данной репродуктивной технологии.

В российском законодательстве отсутствует прямое и развернутое определение понятия «суррогатная мать». В нем затрагиваются только отдельные аспекты суррогатного материнства, и в основном внимание уделяется только медицинскому аспекту, а правовой аспект остается в стороне. Несовершенство правового регулирования института суррогатного материнства приводит к случаям, когда суррогатная мать отказывается отдавать рожденного ею ребенка биологическим родителям [Кокорин: 36]. Например, супружеская пара из Санкт-Петербурга, воспользовалась услугами суррогатной матери.

Супруги Фроловы долго не могли решиться на данный шаг, но, все-таки, обратились в клинику, подбирающую суррогатных матерей. В результате супругами была выбрана Татьяна Суздалева, у которой не имелось вредных привычек, и присутствовали хорошие медицинские данные. Кроме того, у нее на тот момент имелось двое собственных детей. В дальнейшем была проведена процедура ЭКО, а позднее Фроловы были обрадованы новостью о том, что станут родителями близнецов. Но после этой новости суррогатная мать потребовала увеличить выплату по контракту до миллиона рублей, а после получения денег предложила биологическим родителям продать им одного ребенка, а другого оставить себе. После отказа биологических родителей от такого предложения суррогатная мать уехала из города, на свет появились близнецы Паша и Петя. Через несколько месяцев Суздалева вернулась домой. После того, как Фроловы поняли, что суррогатная мать нарушила все условия договора, они обратились в суд. В итоге районный суд вынес решение в пользу биологических родителей, но суррогатная мать решила бороться до конца и подала ответный иск в суд об отмене решения о передаче детей Фроловым. Таким образом, до сих пор продолжаются судебные

разбирательства по данному случаю, а близнецы продолжают проживать вместе с суррогатной матерью [Приговор...].

Также встречаются и противоположные случаи, когда биологические родители отказываются от детей, рожденных от суррогатной матери. Подобный случай произошел в Ульяновске и обсуждался на первом российском телеканале. 30-летняя Зинаида Ракова решила заработать, став суррогатной матерью. За то, что она выносит ребенка для чужих людей, ей должны были заплатить вознаграждение в размере 650 тысяч рублей. Но в результате биологические родители отказались от родившегося ребенка. Суррогатная мать осталась без денег и с чужим ребенком на руках, при том, что на тот момент у нее было двое своих детей [Борисова: 45].

Также в настоящее время в России активно обсуждается проблема коммерциализации суррогатного материнства. В связи с этим 27 марта 2017 года в Государственную Думу Российской Федерации был внесен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части запрета суррогатного материнства» [Государственная. ].

Инициаторы данного законопроекта считают, что необходимо запретить применение данной вспомогательной репродуктивной технологии до тех пор, пока не будет разработан комплексный подход к институту суррогатного материнства, который позволит защищать права и интересы детей, родителей и суррогатных матерей. Таким образом, позиция государственной политики и законодательства разных стран по отношению к суррогатному материнству колеблется от полного запрета данной вспомогательной репродуктивной технологии до установления комплексной правовой базы, позволяющей обеспечивать права и интересы всех сторон данных правоотношений.

Кроме того, «пробелы» в законодательстве приводят не только к правовым проблемам, но и к некоторым морально-этическим проблемам.

Формирование мнения о суррогатном материнстве в СМИ. Морально-этические проблемы суррогатного материнства

Средства массовой информации играют ключевую роль в информировании общества и формировании представлений и суждений по социальным вопросам, особенно тем, по которым нет достаточных знаний или опыта. Например, проблема, которая вызывает активные общественные дебаты, это вопрос о суррогатном материнстве в среде

однополых пар и одиночек. Тема, которая большинство людей до недавних пор вообще не рассматривало1.

Рафаэль Вентура (Rafael Ventura) и Карлес Рока-Куберес (Carles Roca-Cuberes) из Департамента коммуникаций UPF (Universitat Pompeu Fabra), совместно с Хосе Рамоном Родригесом-Поло (Xosé Ramón Rodríguez-Polo), ученым из Университета Rey Juan Carlos de Madrid, провели исследование, основная цель которого состояла в том, чтобы изучить, как формируется общественное мнение о суррогатном материнстве и об отношении к представителям ЛГБТ-сообщества в связи с этим.

Исследователи сосредоточились на трех основных вопросах: какую информацию о суррогатном материнстве предлагают СМИ; какое отношение к суррогатному материнству в целом, и для однополых союзов в частности, формируют СМИ, и, наконец, различается ли интерпретация какого-либо новостного материала в зависимости от возраста аудитории. Чтобы изучить формирование отношения участников к озвученной теме, экспериментаторы использовали новость о суррогатном материнстве, которая освещала все ключевые вопросы и была рассчитана на испанскую зрительскую аудиторию. Выбранный сюжет транслировался в прайм-тайм на ТВ1, в новостной программе с самой большой аудиторией в Испании. В новостях говорилось о том, что суррогатное материнство незаконно в Испании, и, следовательно, растет число испанских пар, в том числе однополых, которые едут в другие страны, например, в Индию, чтобы родить ребенка. История была проиллюстрирована реальным случаем, и обсуждение вращалось вокруг желания однополых пар стать таким образом родителями, а также последствий этой практики для привлеченных к ней женщин (по материалам Universitat Pompeu Fabra, Barcelona)2.

Почти половина российских медработников за то, чтобы россиянки выступали суррогатными матерями для иностранцев3. Опрошенные РБК юристы говорят о несовершенстве регулирующего этот вопрос законодательства гражданка России может выступать суррогатной матерью для заказчиков-иностранцев — так считают почти половина отечественных медработников (47,7%), показал опрос, проведенный мобильным приложением «Справочник врача» (РБК ознакомился с его

1 СМИ формируют общественное мнение о суррогатном материнстве https://dzen.ru/media/id/5c6cb240f9985f00ae5f75c6/smi-formiruiut-obscestvennoe-mnenie-o-surrogatnom-materinstve-5c9246ea77583700b2d56387

2 Европейский Центр Суррогатного Материнства

3Суррогатный сюрреализм. Подробнее на РБК:

https://www.rbc.ru/newspaper/2020/09/16/5f60a41a9a794761831Ш56

результатами). Треть опрошенных (35,1%), напротив, высказали несогласие с этим тезисом, еще 17% затруднились с ответом.

В мобильном приложении «Справочник врача», которое принадлежит компании «Медицинские информационные решения» и появилось в 2013 году, на сегодняшний день зарегистрированы больше 440 тыс. медицинских работников из России. Создатели приложения уточняют, что в нем может зарегистрироваться человек без медицинского образования. Пользователь нарушит политику приложения, если укажет, что он врач, не являясь таковым. Такому пользователю будут недоступны его инструменты, специализированная литература и участие в исследованиях. Доля таких участников минимальна, и, по мнению разработчиков, она не сказывается на показателях репрезентативности.

В исследовании, посвященном суррогатному материнству, приняли участие более 7,5 тыс. респондентов, из них больше половины (69%) — врачи-специалисты, а также средний медицинский персонал (12%) и студенты медвузов (19%). Приблизительно так же распределились мнения опрошенных по вопросу гражданства суррогатных матерей для родителей-россиян — 48% считают, что это может быть иностранка, с ними не согласны 31,1% респондентов, у 19,2% нет сформировавшегося мнения на этот счет.

По версии медработников, участвовавших в опросе, родители-заказчики при этом должны иметь право (можно было выбрать несколько вариантов ответа) требовать проведения дородовой диагностики в целях обнаружения патологий (89%), право требовать аборт, если диагностика обнаружит хромосомные перестройки (65,6%), предъявлять суррогатной матери требования в отношении образа жизни во время беременности (74,7%), иметь право отказаться от ребенка в пользу суррогатной матери при ее согласии (76,6%)1.

Суррогатное материнство связано не только с медицинскими, но с нравственно-этическими, религиозными и юридическими аспектами жизни общества. Уязвимость суррогатного материнства с морально-этических позиций связана, прежде всего, с нарушением при его использовании традиционных взаимосвязей «мать-дитя», а также с созданием дополнительных возможностей «эксплуатации» женщины. Поэтому отношение общества к данному феномену до сих пор весьма неоднозначно, что приводит к множеству дискуссий и споров.

Сторонники суррогатного материнства указывают на то, что коммерциализация деторождения - это глубоко человеческий акт сострадания по отношению к семейным парам, отчаявшимся стать

1 Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/newspaper/2020/09/16/5f60a41a9a7947618311f056

родителями естественным путем [Мастерс, Джонсон, Колодни]. Противники использования суррогатных матерей возмущены тем, что суррогатное материнство превращает детей в подобие товара. Материнство, по их мнению, становится работой по найму, главной целью которой становится стремление к материальной выгоде. Кроме того, они считают, что необходимость отдать ребенка после его рождения потенциальным родителям, может психологически травмировать суррогатную мать, которая сроднилась за время беременности с этим ребенком.

Таким образом, разнообразие нравственно-этических взглядов на проблему суррогатного материнства зависит от социокультурных, общественно-исторических, этнопсихологических, а также индивидуальных суждений о целесообразном поведении человека в области продолжения рода.

В связи с тем, что суррогатное материнство связано с морально-этическими и даже философскими вопросами, активным обсуждением данной проблемы также занимаются различные религиозные организации. Причем каждая религия по-своему относится к данному феномену.

Самая критическая позиция по отношению к рассматриваемой репродуктивной технологии высказывается представителями православия. Так, в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится о том, что суррогатное материнство «травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания» [Русская...]. То есть суррогатное материнство осуждается Православной Церковью как грех, даже в случае предоставления данной услуги безвозмездно. Единственно допустимой репродуктивной технологией в данном случае является экстракорпоральное оплодотворение, осуществляемое по медицинским показаниям. Патриарх Кирилл считает, что суррогатное материнство подрывает духовную целостность и оскверняет святость материнства.

Однако, Православная Церковь, не отказывает в Крещении людям, родившимся от суррогатной матери. Она открыта для всех людей, стремящихся к спасению [Легойда:66]. 25-26 декабря 2013 года на заседании Священного Синода Русской православной Церкви был принят документ «О крещении младенцев, родившихся при помощи суррогатной матери». Согласно данному документу, крещение детей, появившихся на свет подобным образом, осуществляется только по благословлению архиерея и только после покаяния родителей. Единственным исключением, при котором Таинство Крещения совершается вне

зависимости от обстоятельств рождения ребенка, является наличие для него смертельной опасности.

Позиция Римско-Католической Церкви по отношению к суррогатному материнству во многом совпадает со взглядами Русской Православной Церкви. Отличие заключаются в том, что католицизм негативно относится не только к суррогатному материнству, но и вообще ко всем методам искусственного оплодотворения. Согласно католическому вероучению, не смотря на то, что данные методы «применяются внутри супружеской пары, они, быть может, менее предосудительны, но они, тем не менее, остаются морально неприемлемыми. Они разделяют половой акт и воспроизводящий акт. Основополагающий для существования ребенка акт перестает быть актом, которым два человека дарят себя друг другу, он передает жизнь и индивидуальность зародыша во власть врачей и биологов и устанавливает превосходство техники над происхождением и предназначением человека» [Катахезис...: 89].

Протестантская церковь также считает суррогатное материнство и все методы искусственного оплодотворения противоречащими первоначальному плану Бога. В протестантизме дети рассматриваются как Божий дар, поэтому зачатие и рождение детей должно являться естественным результатом семейной жизни, которая была задумана Богом. Считается, что нельзя по своему усмотрению распоряжаться человеческой жизнью. Кроме того, протестанты считают, что современные способы оплодотворения приводят к психологическим и социальным проблемам не только между супругами, но и к проблемам в отношениях с детьми, появившимися на свет с помощью данных технологий [Социальная. ].

Таким образом, все течения христианства негативно относятся к суррогатному материнству, и только Русская Православная Церковь разрешает использование экстракорпорального оплодотворения, в случае крайней необходимости.

В исламе запрещаются любые связи, кроме связи мужа и жены, поэтому суррогатное материнство в данной религии считается абсолютно неприемлемым из-за вовлечения в процесс деторождения третьей стороны. Это связано с тем, что в исламе большое значение имеет сохранение генеалогии, которая нарушается при вмешательстве третьего лица. Каждый ребенок в данной религии имеет право на родословную, а при использовании суррогатного материнства происхождение ребенка становится неточным. Бесплодие и бездетность, в соответствии с исламскими богословско-правовыми заключениями, являются испытанием от Господа, которое следует воспринять с кротостью и смирением. Альтернативой является использование экстракорпорального

оплодотворения, но только при условии использования генетического материала законных супругов, а не доноров.

В иудаизме, в соответствии с заповедями Торы и текстами Талмуда, при невозможности зачать ребенка естественным путем, женщина может обратиться к любым существующим репродуктивным технологиям, для того чтобы «дать миру еще одну жизнь - в том числе и попросить помощи у суррогатной матери». Это не является грехом ни для родителей, ни для ребенка.

По канонам индуизма и буддизма допускается использование любых существующих вспомогательных репродуктивных технологий, что не противоречит религии.

Таким образом несмотря на то, что одни религии допускают использование суррогатного материнства, другие против данного явления, все перечисленные религии наиболее целесообразной альтернативой применения суррогатного материнства считают усыновление сирот.

В настоящее время используется только гестационное суррогатное материнство, предполагающее обязательное использование экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), то есть суррогатное материнство является его видоизмененной технологией, а именно, его частным случаем. В связи с этим, такая морально-этическая проблема ЭКО как неопределенная судьба «лишних эмбрионов», касается и суррогатного материнства.

Уже несколько десятилетий активно обсуждаются вопросы уничтожения, продажи и дальнейшего использования «лишних эмбрионов» [Понкин: 99-100]. Причиной этих обсуждений является то, что во время проведения ЭКО в инкубаторе одновременно развивается несколько эмбрионов, но «суррогатной матери» подсаживается не более двух-трех, так как более не имеет смысла. Судьба оставшихся эмбрионов в России и других странах юридически никак не закреплена и их статус не определен. То есть уже начавшаяся жизнь, заложенная в данных эмбрионах, оказывается в распоряжении частных клиник, в которых проводилась данная процедура. Именно эти клиники могут принять решение о заморозке и хранении на неопределенное время этих эмбрионов. Несмотря на то, что при заморозке останавливается множество биохимических процессов, возраст эмбриона становится больше настолько, сколько длилась заморозка. Кроме того, на зародыш оказывает влияние обычное фоновое радиоактивное облучение и, в связи с этим, возрастает угроза мутации эмбриона. Сложность состоит в том, что данные мутации могут проявиться только через несколько поколений, так как многие наследственные болезни передаются рецессивными генами.

В связи с отсутствием полноценного государственного контроля [Якунин, Багдасарян, Сулакшин: 38], в России и других стран с юридической точки зрения нет каких-либо препятствий для передачи эмбриона другим лицам, поэтому клиники могут принять решение об имплантации «лишних эмбрионов» любой другой женщине без согласия биологических родителей. Более того, клиники могут вообще не сообщать биологическим родителям о наличии «лишних эмбрионов». Именно по этой причине семейные пары, решившиеся воспользоваться данной вспомогательной репродуктивной технологией, могут даже и не подозревать, что в других семьях могут родиться биологически родные им дети.

Вследствие этого возникает еще одна проблема - вопрос инцеста. При использовании эмбрионов какой-либо пары рождается несколько детей, которые имеют между собой биологическое родство, но юридически это нигде не зафиксировано. По причине того, что они не знают о взаимном родстве, в будущем они могут вступить между собой в брак, и никто не будет нести ответственности за такое серьезное последствие, как неполноценное потомство.

Суррогатная мать, согласившись выносить ребенка для других людей, также серьезно рискует своим здоровьем. Если женщины, забеременевшие естественным путем, имеют общий генотип с развивающимся в утробе плодом, то в матке суррогатной матери находится чужеродный, с генетической точки зрения, ей плод. Это приводит к тому, что у суррогатных матерей наиболее ярко проявляются такие неприятные ощущения как, тошнота, плохой аппетит, потеря веса, апатия, раздражительность, чем у женщин, вынашивающих генетически родных детей. Кроме этого, негативное воздействие также могут оказывать употребляемые суррогатной матерью гормональные препараты.

Суррогатное материнство угрожает не только физическому, но и психологическому здоровью суррогатной матери [Шмагина: 251]. На протяжении беременности между суррогатной матерью и вынашиваемым ею ребенком устанавливается биологическая связь. Когда после рождения малыша, его приходится отдавать генетически родным родителям, суррогатная мать испытывает сильный стресс. Однако, психологические проблемы у суррогатной матери могут возникать уже во время беременности. Женщина заранее начинает осознавать, что ей придется отдавать малыша другим людям. В результате этого она может впасть в депрессию, что приведет к недостаточной выработке эндорфинов в ее организме. В итоге может измениться скорость обменных процессов и нарушится работа различных систем и органов суррогатной матери. Это, в

свою очередь, может негативно повлиять и на здоровье ребенка, приводя к риску возникновения разных патологий его развития и неполноценности в психологическом плане.

У ребенка так же, как у суррогатной матери могут возникнуть и психологические нарушения по причине того, что, находясь в утробе, питание он получает от генетически чужой женщины, но он привыкает к биению ее сердца и запаху, и когда его после рождения отрывают от нее, он также испытывает психологический стресс.

Таким образом, суррогатное материнство приводит к такой морально-этической проблеме как негативное влияние на психическое и физическое здоровье ребенка и суррогатной матери.

Также во время осуществления процедур, связанных с данной вспомогательной репродуктивной технологией, страдает психика потенциальных родителей [Сечина: 251]. Семейная пара испытывает страх того, что суррогатная мать передумает и расторгнет договор, либо просто исчезнет. Также генетические родители переживают за то, что суррогатная мать, ее образ жизни, каким-либо образом сможет навредить их малышу. Иногда переживания возможны уже в процессе воспитания ребенка, когда родители, на уровне подсознания, ищут у своего ребенка какие-либо сходства с женщиной, родившей его.

На практике также встречается суррогатное материнство среди родственников. Примером может послужить случай, когда женщина соглашается стать суррогатной матерью для своих внуков, то есть она вынашивает детей своей дочери. Другим примером, является ситуация, когда суррогатная и биологическая матери ребенка являются родными сестрами. Кроме этих, можно привести еще огромное количество подобных примеров, связанных с вынашиванием малыша родственницей. Данная разновидность суррогатного материнства может привести к развитию личностного кризиса у ребенка по причине недостаточной ясности его происхождения и отношений с тем или иным членом семьи. То есть у ребенка размываются понятия мать и бабушка, мать и тетя.

Следующей проблемой суррогатного материнства является сложность сохранения тайны происхождения ребенка. Несмотря на то, что лица, которые осведомлены о рождении ребенка посредством применения суррогатного материнства, должны сохранять данный факт в тайне, эти люди, например, медицинский персонал, суррогатная мать, могут упомянуть об этом при неформальных контактах в кругу семьи. Это, в свою очередь, как раз и может привести к раскрытию данной тайны, особенно в небольших городах.

Родители детей, родившихся при помощи такой технологии, очень часто не могут определиться по поводу того, нужно ли рассказывать ребенку, что его родила не мать, а другая женщина за материальное вознаграждение. Раскрытие тайны может привести к ухудшению обстановки внутри семьи, нравственным переживаниям у ребенка, затруднению процесса его воспитания, а также к осложнениям в его психическом развитии [Никитина: 18]. Однако, каждая семья самостоятельно принимает решение о том, что предпочтительнее для ребенка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самой главной морально-этической проблемой суррогатного материнства, которая в настоящее время обсуждается уже на уровне Государственной Думы Российской Федерации, является коммерциализация деторождения [Душина, Керша, Ларкина, Проворова:18].

Противники суррогатного материнства подчеркивают то, что данная технология включает в себя механизмы рыночной регуляции по схеме «деньги-товар-деньги». То есть под товаром в данном случае подразумевается не только набор оказанных услуг, но и сам ребенок. Жизнь человека приобретает свойства товара и становится предметом торговли. В этой схеме отбрасывается этика, ценность и неповторимость человеческой жизни.

Также противники суррогатного материнства считают, что суррогатная мать подвергается эксплуатации со стороны потенциальных родителей, выступающих ее работодателями. Женщины, по их мнению, выступают всего лишь средством для достижения целей обратившейся к ней супружеской пары. Чаще всего суррогатными матерями становятся женщины из бедных слоев населения и, нуждаясь в деньгах, они выполняют заказ обеспеченных клиентов, подвергая при этом свое здоровье опасности.

Сторонники суррогатного материнства настаивают на том, что данная практика не подразумевает торговлю людьми. Они считают, что оплачивая эту услугу, люди покупают не ребенка, а право считаться его родителями. Также сторонники суррогатного материнства отмечают, что заказчики платят не за новорожденного, а за услугу по его вынашиванию. Поэтому обвинения о продаже людей они считают необоснованными.

И последний фактор, который не может остаться незамеченным, это популяризация суррогатного материнства среди звезд спорта и шоу-бизнеса [Русанова: 45]. Это приводит к тому, что рассматриваемый метод вспомогательных репродуктивных технологий вдохновляет не только бездетные, но и нетрадиционные пары, а также тех, кто переживает за то,

что беременность и роды навредят их карьере, фигуре и нарушит привычный образ жизни.

Таким образом, вышеперечисленные проблемы суррогатного материнства являются наиболее глубокими с моральной точки зрения и затрагивают суррогатную мать, биологических родителей и родившегося ребенка.

Суррогатное материнство - это не только последний шанс бесплодных пар стать родителями генетически родного ребенка, но и явление, вызывающее множество правовых, медицинских, нравственных и духовных противоречий. Поэтому во многих странах данная вспомогательная репродуктивная технология запрещена на законодательном уровне, а в Российской Федерации вопрос о запрете суррогатного материнства обсуждается на уровне Государственной Думы РФ.

Экспертное интервью суррогатного материнства

Эксперт № 1. Пол: женский. Дети (количество): 1. Возраст (лет): 30. Семейное положение: замужем. Место работы: ГБУЗ ВО «Городская больница 2 г. Владимира». Должность: врач акушер-гинеколог.

Интервьюер: Как часто и где Вам приходилось слышать о суррогатном материнстве? Сталкивались ли Вы когда-либо с данным явлением (на личном опыте, на опыте знакомых, в профессиональной практике)?

Эксперт № 1: В последнее время довольно часто освещается данная тема в средствах массовой информации. Лично, а также по опыту работы, не сталкивалась.

Интервьюер: Как Вы относитесь к суррогатному материнству? Этично ли оно с Вашей точки зрения?

Эксперт № 1: Суррогатное материнство - это способ реализовать свою репродуктивную функцию для многих бесплодных пар, не имеющих возможности самостоятельно родить ребенка. Отношусь к суррогатному материнству положительно и считаю его этичным при должной психологической подготовке суррогатной матери и законодательной защищенности биологических родителей.

Интервьюер: С какими проблемами, по Вашему мнению, сталкивается пара, прибегнувшая к использованию технологии суррогатного материнства?

Эксперт № 1: Самая главная проблема, с которой сталкиваются пары, прибегнувшие к суррогатному материнству - это законодательная незащищенность биологических родителей, в том случае, когда

суррогатная мать пытается оставить ребенка себе. А это, в свою очередь, приводит к возникновению психологических проблем у биологических родителей.

Интервьюер: Как Вы считаете, оказывает ли какое-либо негативное влияние данная процедура на здоровье будущего ребенка и суррогатной матери?

Эксперт № 1: при соблюдении медицинскими работниками всех правил в процессе оплодотворения (подсадки эмбрионов), при должном их наблюдении за течением беременности и при осуществлении всех необходимых процедур в процессе родов, а также при здоровом образе жизни суррогатной матери, негативного влияния для ребенка и суррогатной матери не будет.

Интервьюер: что, с Вашей точки зрения, более предпочтительно: усыновление сирот или услуги суррогатной матери?

Эксперт № 1: если есть хоть какая-то возможность родить своего (генетически родного) ребенка, пусть и путем суррогатного материнства, то мое мнение, как матери, ее необходимо использовать в любом случае. К «своему по крови» ребенку родитель всегда будет относиться более трепетно и ревностно, чем к приемному. Могу это утверждать, как человек, участвующий в воспитании детей супруга от предыдущего брака. Другой вопрос, когда бесплодная пара по какой-либо причине не может прибегнуть к суррогатному материнству. В этом случае единственным вариантом остается усыновление сирот. Однако, прибегать к данной процедуре следует только тогда, когда бесплодная пара психологически готова принять в семью генетически «чужого» ребенка.

Интервьюер: Как Вы относитесь к предложению о запрете коммерческого суррогатного материнства, которое предусматривает использование только благотворительного суррогатного материнства (в данном случае оплачивается только медицинское обслуживание и содержание суррогатной матери)?

Эксперт № 1: В качестве суррогатных матерей идут женщины, нуждающиеся в улучшении материального положения, а не с благотворительной целью. Поэтому не могу представить себе женщину, пожелавшую на бесплатной основе выносить чужого ребенка, так как во время беременности женщине приходится во многом себя ограничивать.

Интервьюер: Как Вы относитесь к тому, что среди звезд спорта и шоу-бизнеса все популярнее становится использование суррогатного материнства? Какова, по Вашему мнению, главная причина использования ими данной вспомогательной репродуктивной технологии?

Эксперт № 1: Звезды спорта и шоу-бизнеса прибегают к этой процедуре, с моей точки зрения, с целью пиара. Многим из них далеко за тридцать. Может материально они и способны дать ребенку все необходимое, но в моральном плане особого вклада в воспитание детей они не делают. Дети рискуют остаться без родителей в молодом возрасте.

Эксперт № 2. Пол: женский. Дети (количество): 2. Возраст (лет): 46. Семейное положение: замужем. Место работы: ГБУЗ ВО «Родильный дом № 1 г.Владимира». Должность: врач акушер-гинеколог.

Интервьюер: Как часто и где Вам приходилось слышать о суррогатном материнстве? Сталкивались ли Вы когда-либо с данным явлением (на личном опыте, на опыте знакомых, в профессиональной практике)?

Эксперт № 2: сталкивалась в профессиональной практике и неоднократно. Прибегать к суррогатному материнству не рекомендую, однако при наличии определенных проблем со здоровьем это единственный метод стать родителями генетически родного ребенка.

Интервьюер: Как Вы относитесь к суррогатному материнству? Этично ли оно с Вашей точки зрения?

Эксперт № 2: считаю суррогатное материнство вполне этичным и допустимым, только при наличии веских оснований для его использования.

Интервьюер: С какими проблемами, по Вашему мнению, сталкивается пара, прибегнувшая к использованию технологии суррогатного материнства?

Эксперт № 2: Биологические родители на протяжении всей беременности находятся в напряжении, испытывая страх того, что ребенка могут не отдать.

Интервьюер: Как Вы считаете, оказывает ли какое-либо негативное влияние данная процедура на здоровье будущего ребенка и суррогатной матери?

Эксперт № 2: на будущего ребенка не будет оказано какого-то негативного влияния при выполнении суррогатной матерью всех рекомендаций врачей. Риски осложнений во время беременности для суррогатной матери возможны в равной степени, как и при ее собственной беременности.

Интервьюер: что, с Вашей точки зрения, более предпочтительно: усыновление сирот или услуги суррогатной матери?

Эксперт № 2: Услуги суррогатной матери, так как данный метод позволяет иметь кровно (генетически) родного ребенка.

Интервьюер: Как Вы относитесь к предложению о запрете коммерческого суррогатного материнства, которое предусматривает использование только благотворительного суррогатного материнства (в данном случае оплачивается только медицинское обслуживание и содержание суррогатной матери)?

Эксперт № 2: Согласна с тем, что коммерческое материнство необходимо запретить, потому что использование такого вида суррогатного материнства превращает рожденных детей в подобие товара.

Интервьюер: Как Вы относитесь к тому, что среди звезд спорта и шоу-бизнеса все популярнее становится использование суррогатного материнства? Какова, по Вашему мнению, главная причина использования ими данной вспомогательной репродуктивной технологии?

Эксперт № 2: К суррогатному материнству необходимо прибегать в случае, когда это единственный шанс иметь родного ребенка. Но звезды используют данный метод чаще всего для того, чтобы сохранить здоровье, красоту и продолжать свою карьеру, не тратя время на вынашивание ребенка.

Эксперт № 3. Пол: женский. Дети (количество): 2. Возраст (лет): 48. Семейное положение: замужем. Место работы: ГБУЗ ВО «Родильный дом № 2 г. Владимира». Должность: врач неонатолог.

Интервьюер: Как часто и где Вам приходилось слышать о суррогатном материнстве? Сталкивались ли Вы когда-либо с данным явлением (на личном опыте, на опыте знакомых, в профессиональной практике)?

Эксперт № 3: Достаточно редко. Личного опыта и знакомых, обращавшихся за помощью к суррогатному материнству нет. Если и слышу о нем, то в основном из СМИ, ток-шоу.

Интервьюер: Как Вы относитесь к суррогатному материнству? Этично ли оно с Вашей точки зрения?

Эксперт № 3: Отношусь к суррогатному материнству нейтрально и не считаю это явление неэтичным. Развитие ЭКО и суррогатного материнства является достижением медицинской науки.

Интервьюер: С какими проблемами, по Вашему мнению, сталкивается пара, прибегнувшая к использованию технологии суррогатного материнства?

Эксперт № 3: Невозможность полностью доверять выбранному реципиенту. Необходимость постоянного контроля образа жизни суррогатной матери. Выискивание в родившемся ребенке чужих черт характера.

Интервьюер: Как Вы считаете, оказывает ли какое-либо негативное влияние данная процедура на здоровье будущего ребенка и суррогатной матери?

Эксперт № 3: Если суррогатная мать подобрана с учетом всех необходимых для этого факторов, то для ребенка, скорее всего, какого-либо негативного влияния не будет. Что касается суррогатной матери, то в этом случае, суррогатная беременность, также как и естественная, несет определенный риск для женщины.

Интервьюер: Что, с Вашей точки зрения, более предпочтительно: усыновление сирот или услуги суррогатной матери?

Эксперт № 3: Услуги суррогатной матери. Ребенок в данном случае генетически принадлежит родителям, что будет способствовать благоприятному семейному климату.

Интервьюер: Как Вы относитесь к предложению о запрете коммерческого суррогатного материнства, которое предусматривает использование только благотворительного суррогатного материнства (в данном случае оплачивается только медицинское обслуживание и содержание суррогатной матери)?

Эксперт № 3: В связи с этим значительно снизится количество женщин, желающих стать суррогатными матерями. Поэтому данное предложение считаю неперспективным.

Интервьюер: Как Вы относитесь к тому, что среди звезд спорта и шоу-бизнеса все популярнее становится использование суррогатного материнства? Какова, по Вашему мнению, главная причина использования ими данной вспомогательной репродуктивной технологии?

Эксперт № 3: Отрицательно, потому что они делают это только для того, чтобы сохранить свой внешний имидж и привлечь к своей персоне дополнительное внимание.

Эксперт № 4. Пол: женский. Дети (количество): 2. Возраст (лет): 42. Семейное положение: разведена. Место работы: ГБУЗ ВО «Областной перинатальный центр г. Владимира». Должность: врач-неонатолог.

Интервьюер: Как часто и где Вам приходилось слышать о суррогатном материнстве? Сталкивались ли Вы когда-либо с данным явлением (на личном опыте, на опыте знакомых, в профессиональной практике)?

Эксперт № 4: Раньше часто слышала из СМИ. Сейчас информацией из СМИ не интересуюсь, поэтому про суррогатное материнство теперь не слышу и не читаю. Лично не сталкивалась.

Интервьюер: Как Вы относитесь к суррогатному материнству? Этично ли оно с Вашей точки зрения?

Эксперт № 4: Отношусь к суррогатному материнству крайне негативно. Не поддерживаю данный вид размножения человеческих особей. Этот вид репродукции считаю неестественным, соответственно неэтичным.

Интервьюер: С какими проблемами, по Вашему мнению, сталкивается пара, прибегнувшая к использованию технологии суррогатного материнства?

Эксперт № 4: Проблем очень много, как этических, так и правовых. Самые актуальные из них: нарушение самоидентификации человека внутри семьи и риск отказа суррогатной матери отдавать ребенка биологическим родителям.

Интервьюер: Как Вы считаете, оказывает ли какое-либо негативное влияние данная процедура на здоровье будущего ребенка и суррогатной матери?

Эксперт № 4: Сам факт искусственного оплодотворения уже влияет негативно на жизнь и здоровье будущего ребенка. Дети, зачатые, выношенные и рожденные в естественных условиях, обладают большей жизнеспособностью, жизнеустойчивостью, более адаптивны к внешним условиям среды. А дети, рожденные в результате использования суррогатного материнства, уже изначально лишены жизненного стержня. Они уже бездумные и послушные «винтики» и удобные элементы для любой системы. Суррогатная мать уже психически не здорова, если согласилась на этот шаг. Ну и пара тем более. В этих отношениях здоровых людей нет и, следовательно, здоровых детей быть не может.

Интервьюер: Что, с Вашей точки зрения, более предпочтительно: усыновление сирот или услуги суррогатной матери?

Эксперт № 4: Этичнее усыновить или удочерить ребенка при невозможности завести собственное потомство. Люди осознанно готовятся к этому шагу. А «услуги» (под этим словом подразумевается суррогатное материнство) соотносятся не с материнством, а с товарно-денежными отношениями. И сравнивать данные действия, по моему мнению, просто неразумно.

Интервьюер: Как Вы относитесь к предложению о запрете коммерческого суррогатного материнства, которое предусматривает использование только благотворительного суррогатного материнства (в данном случае оплачивается только медицинское обслуживание и содержание суррогатной матери)?

Эксперт № 4: Отрицательно, как и вообще к этой «услуге». Я считаю, что нужно запретить все виды суррогатного материнства, потому что это аморально, с моей точки зрения. Это безумие!

Интервьюер: Как Вы относитесь к тому, что среди звезд спорта и шоу-бизнеса все популярнее становится использование суррогатного материнства? Какова, по Вашему мнению, главная причина использования ими данной вспомогательной репродуктивной технологии?

Эксперт № 4: Крайне негативно, как и к использованию суррогатного материнства, любыми другими людьми. Главной причиной использования этой «услуги» звездами является наличие больших денег и их постоянная занятость.

Выводы

Обобщая проведенный анализ материалов СМИ и утверждения экспертов и ученых-исследователей, можно сделать вывод, что отношение общества к проблемам суррогатного материнства неоднозначное. С одной стороны, люди осуждают его, а с другой, ставя себя на место бездетных родителей, россияне чаще готовы прибегнуть к услугам суррогатной матери, чем воспитывать чужого ребёнка из детского дома. Такие тенденции в обществе порождают коммерциализацию деторождения. Для женщин, вынашивающих детей на заказ, это, прежде всего, попытка справиться с жизненной неустроенностью, финансовыми проблемами. Для центров суррогатного материнства - попытка заработка. Для родителей -последний шанс завести своего ребёнка - носителя генетического кода обоих родителей. Для них услуги суррогатной матери в высшей степени оправданы.

отсутствие долгосрочных исследований благополучия и здоровья суррогатных матерей. Это также отсутствие исследований их опыта и обстоятельств и то, что существующие исследования строят большинство из них на небольшой выборке [СюсагеШ, Беекшап].

Однако, преодолеть данные негативные тенденции невозможно без активной позиции государства, духовных и социальных организаций. Поэтому необходимо:

1. Усовершенствовать законодательство различных стран, в том числе и законодательство Российской Федерации, по вопросу суррогатного материнства. Это позволит решить многие правовые проблемы и сложности использования данной репродуктивной технологии, в также многие морально-этические проблемы, вытекающие из правовых.

2. Уделять должное внимание половому воспитанию подрастающего поколения, информируя его о негативных последствиях беспорядочной половой жизни, одним из которых является бесплодие.

3. Разрабатывать государственные программы, нацеленные на поддержку института материнства и детства.

Источники:

Айвар Л. К. (2006). Правовое положение суррогатного материнства в России. Пробелы законодательства // Юридический мир. № 2. С. 29.

Вершинина Е. В. (2011). Суррогатное материнство в России и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ // Семейное и жилищное право. № 1. С. 3, 4.

Государственная Дума РФ. URL: http://www.duma.gov.ru.

Данелян Р. Н. (2010).Правовое регулирование суррогатного материнства в России и за рубежом // Академический вестник. № 3. С. 86.

Душина А. Д., Керша Ю. Д., Ларкина Т. Ю., Проворова Д. Д. (2016). Легитимация коммерческого суррогатного материнства в России // Экономическая социология. Т. 17. № 1. С. 62.

Катахезис Католической Церкви / Пер. П. Сахаров, О. Карпова. М., 2007. С. 89.

Кокорин А. П. (2012). Правовая природа отношений между суррогатной матерью и рожденным ею ребенком // Медицинское право. № 5. С. 36.

Легойда В. (2014). Не право, но выбор // Фома. № 2. С. 66.

Малиновская Е. Г. (2007). Правовое регулирование вспомогательных репродуктивных технологий в мировой практике. Суррогатное материнство как один из методов ВРТ // Законы России: опыт, анализ, практика. № 6. С. 122-123.

Мастерс У., Джонсон В., Колодни Р. (). Основы сексологии. М., 1998. С. 87.

Наумова Р. Л., Милашова И. Б. (2015). Суррогатное материнство в России и за рубежных странах: проблемы и перспективы развития // Международный Научный Институт «Educatio». №1(8). С. 80.

Никитина К. С. (2014). Суррогатное материнство - филантропия или безразличие // Известия НИИСИ БГГУ. № 2(4). С. 18.

Понкин И. В. (2014).Оценка суррогатного материнства с позиций права и биоэтики // Право и образование. № 10. С. 99-100.

Приговор через девять месяцев URL: https://rg.ru/2017/04/27.html.

Русанова Н. (2009). Новая женская профессия: суррогатная мама // «Человек и труд». №9. С. 45.

Самойлова В. В. (2009). Проблемы суррогатного материнства в РФ // Право и образование. № 12. С. 158.

Сечина И. (2012). Суррогатное материнство: за деньги, но под сердцем // Нескучный сад. № 4(75). С. 54-55.

Социальная позиция протестантских церквей России. URL: http://www.g-protestant.com/ 81397.

Шмагина А. В. (2016). Правда и ложь о суррогатном материнстве // Международный юридический институт. С. 251.

Якунин В. И., Багдасарян В. Э., Сулакшин С. С.( 2007), Государственная политика вывода России из демографического кризиса // Научный эксперт. С. 38.

Einarsdottir Jonina, Finnsdottir Helga (2013). Staögöngum^öur: Frjalsar og fornfusar konur. Reykjavik, Iceland: University of Iceland.

Baby M: Unusual Beginnings Will Follow Her Throughout Life With AM-Surrogate Mother Bjt.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Carol Sanger (2007). Developing Markets in Baby-Making: In the Matter of Baby M". Harv. J. L. & Gender. 37-97. https://translated.turbopages.org/proxy u/en-ru.ru.d4a3c25c-63821c85-bd73d3d7-

74722d776562/https/scholarship.law.columbia.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=2112&context =faculty_scholarship

Ciccarelli, J., & Beckman, L. (2005). Navigating Rough Waters: An Overview of Psychological Aspects of Surrogacy. Journal of Social Issues, 61, 2143. https://doi.org/10.1111/j .0022-4537.2005.00392.xcots. (2018). Retrieved from https://www.surrogacy.org.uk/

First Surrogacy Case - In re Baby M, 537 A.2d 1227, 109 N.J. 396 (N.J. 02/03/1988)". biotech.law.lsu.edu. https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-

ru.ru.529556e5-63821c48-ecc06122-

74722d776562/https/biotech.law.lsu.edu/cases/cloning/baby_m.htm

■ ■ ■ Social aspects of surrogacy: media coverage and expert assessment

Nechaeva I.I.

Vladimir State University named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov. Vladimir. russian federation.

Abstract. Although there are several different ways to achieve surrogacy, the most commonly practiced and legally justified is compensated gestational surrogacy, when a woman carries a child with whom she is not genetically related, in exchange for a fee. Prospective parents become legal guardians immediately after birth. According to the estimates of the Society for Assisted Reproductive Technologies, in the United States from 2 to 2.5 percent of all cycles of in vitro fertilization (IVF). The article considers the complex nature of bioethical issues of surrogacy and their possible regulation. The socio-legal status of surrogate motherhood and the moral and ethical problems of this auxiliary re-productive technology are revealed. The materials of an expert interview on this issue and possible recommendations for its solution are given.

Keywords: assisted reproductive technologies, surrogacy, contract, IVF, genetic material, motherhood.

For citation: Nechaeva I.I. Social aspects of surrogate motherhood: Media coverage and expert assessment// Communicology: Electronic Scientific Journal. 2022. Volume 7. No 3. P. 47-74.

Inf. about the author: Irina Igorevna Nechaeva, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Sociology of the Vladimir State University named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov (VlSU); Address: Vladimir, Stroiteley Avenue 3/7, building No. 3 of VlSU, room 309a. Email: nechaevaii@list.ru

Received: 28.07.2022. Accepted: 26.09.2022 References

Baby M: Unusual Beginnings Will Follow Her Throughout Life With AM-Surrogate Mother Bjt.

Carol Sanger (2007). Developing Markets in Baby-Making: In the Matter of Baby M". Harv. J. L. & Gender. 37-97. https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.d4a3c25c-63821c85-bd73d3d7-

74722d776562/https/scholarship.law.columbia.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=2112&context =faculty_scholarship

Ciccarelli, J., & Beckman, L. (2005). Navigating Rough Waters: An Overview of Psychological Aspects of Surrogacy. Journal of Social Issues, 61, 2143. https://doi.org/10.1111/j.0022-4537.2005.00392.xcots. (2018). Retrieved from https://www.surrogacy.org.uk/

Danelyan R. N. (2010).Legal regulation of surrogacy in Russia and abroad // Academic Bulletin. No. 3, p. 86. (In Rus.).

Dushina A.D., Kersha Yu. D., Larkina T. Yu., Provorova D. D. (2016). Legalization of commercial surrogacy in Russia // Economic Sociology. Vol. 17. No. 1, p. 62. (In Rus.).

Einarsdottir Jonina, Fmnsddttir Helga (2013). StaQgongum^Qur: Frjalsar og fornfusar konur. Reykjavik, Iceland: University of Iceland.

First Surrogacy Case - In re Baby M, 537 A.2d 1227, 109 N.J. 396 (N.J. 02/03/1988)". biotech.law.lsu.edu. https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-

ru.ru.529556e5-63821c48-ecc06122-

74722d776562/https/biotech.law.lsu.edu/cases/cloning/baby_m.htm

Ivar L. K. (2006). The legal status of surrogacy in Russia. Gaps in legislation // Legal World. No. 2, p. 29. (In Rus.).

Kokorin A. P. (2012). The legal nature of the relationship between a surrogate mother and a child born by her // Medical Law. No. 5, p. 36. (In Rus.).

Legoyda V. (2014). Not the right, but the choice // Thomas. No. 2, p. 66. (In Rus.). Malinovskaya E. G. (2007). Legal regulation of auxiliary reproductive technologies in world practice. Surrogate motherhood as one of the methods of ART // Laws of Russia: experience, analysis, practice. No. 6, pp. 122-123. (In Rus.).

Masters U., Johnson V., Kolodni R. (). Fundamentals of Sexology. M., 1998. p. 87. (In

Rus.).

Naumova R. L., Milashova I. B. (2015). Surrogacy in Russia and abroad: problems and prospects of development // International Scientific Institute "Educatio". No. 1(8), p. 80. (In Rus.).

Nikitina K. S. (2014). Surrogate motherhood - philanthropy or indifference.// Izvestiya NIISI BGGU. № 2(4), p. 18. (In Rus.).

Ponkin I. V. (2014).Assessment of surrogacy from the standpoint of law and bio-ethics // Law and education. No. 10, pp. 99-100. (In Rus.).

Rusanova N. (2009). A new female profession: surrogate mother // "Man and labor". No. 9, p. 45. (In Rus.).

Samoylova V. V. (2009). Problems of surrogate motherhood in the Russian Federation // Law and education. No. 12, p. 158. (In Rus.).

Sechina I. (2012). Surrogate motherhood: for money, but under the heart // Not-boring garden. No. 4(75), pp. 54-55. (In Rus.).

Sentence in nine months URL: https://rg.ru/2017/04/27.html. (In Rus.).

Shmagina A.V. (2016).Truth and lies about surrogate motherhood // International Law Institute, p. 251. (In Rus.).

The Catachesis of the Catholic Church / Per. P. Sakharov, O. Karpova. M., 2007, p. 89. (In Rus.).

The social position of Protestant churches in Russia. URL: http://www.g-protestant.com / 81397. (In Rus.).

The State Duma of the Russian Federation. URL: http://www.duma.gov.ru. (In Rus.).

Vershinina E. V. (2011). Surrogate motherhood in Russia and foreign countries: comparative legal analysis // Family and housing law. No. 1, pp. 3, 4. (In Rus.).

Yakunin V. I., Bagdasaryan V. E., Sulakshin S. S. (2007), State policy of Russia's withdrawal from the demographic crisis // Scientific Expert, p. 38. (In Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.