Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА В РОССИИ, США, ИЗРАИЛЕ И ГЕРМАНИИ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА В РОССИИ, США, ИЗРАИЛЕ И ГЕРМАНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
806
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО / ДОГОВОР / ПРОЦЕДУРА СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА / РОССИЯ / США / ИЗРАИЛЬ / ГЕРМАНИЯ / SURROGACY / CONTRACT / SURROGACY PROCEDURE / RUSSIA / USA / ISRAEL / GERMANY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Азизов Азиз Алибутаевич

Статья посвящена рассмотрению договора суррогатного материнства в России, а также в некоторых иностранных государствах (в США, Израиле и Германии). В статье затрагиваются основные аспекты правового регулирования договора суррогатного материнства. Рассматриваются правовые пробелы, которые имеются в законодательствах разных стран, регулирующем порядок и условия осуществления процедуры суррогатного материнства. Актуальной правовой проблеме передачи будущим родителям новорождённого ребёнка уделяется особое внимание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Азизов Азиз Алибутаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE SURROGACY CONTRACT IN RUSSIA, THE USA, ISRAEL AND GERMANY

The article is devoted to the consideration of the surrogacy agreement in Russia, as well as in some foreign countries (in the USA, Israel and Germany). The article examines aspects of the legal regulation of the surrogacy contract. The article examines the legal gaps that are in order in the legislation of different countries, regulating the conditions for the implementation of surrogacy procedures. Special attention is paid to the actual legal problem of transferring a newborn child to future parents.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА В РОССИИ, США, ИЗРАИЛЕ И ГЕРМАНИИ»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО,

КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО

УДК 347.633

Азизов Азиз Алибутаевич

Саратовская государственная юридическая академия

Институт прокуратуры

Россия, Саратов

azizovaziz2013 @yandex. ru

Azizov Aziz

Saratov State Law Academy

Institute of Prosecutions

Russia, Saratov

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА СУРРОГАТНОГО

МАТЕРИНСТВА В РОССИИ, США, ИЗРАИЛЕ И ГЕРМАНИИ Аннотация: статья посвящена рассмотрению договора суррогатного материнства в России, а также в некоторых иностранных государствах (в США, Израиле и Германии). В статье затрагиваются основные аспекты правового регулирования договора суррогатного материнства. Рассматриваются правовые пробелы, которые имеются в законодательствах разных стран, регулирующем порядок и условия осуществления процедуры суррогатного материнства. Актуальной правовой проблеме передачи будущим родителям новорождённого ребёнка уделяется особое внимание.

Ключевые слова: суррогатное материнство, договор, процедура суррогатного материнства, Россия, США, Израиль, Германия.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE SURROGACY CONTRACT IN RUSSIA, THE USA, ISRAEL AND GERMANY

181

Annotation: the article is devoted to the consideration of the surrogacy agreement in Russia, as well as in some foreign countries (in the USA, Israel and Germany). The article examines aspects of the legal regulation of the surrogacy contract. The article examines the legal gaps that are in order in the legislation of different countries, regulating the conditions for the implementation of surrogacy procedures. Special attention is paid to the actual legal problem of transferring a newborn child to future parents.

Key words: surrogacy, contract, surrogacy procedure, Russia, USA, Israel, Germany.

В наше время суррогатное материнство как в России, так и в зарубежных странах набирает огромную популярность и распространённость. Например, по данным Российской ассоциации репродукции человека количество проведённых процедур суррогатного материнства на 2018 год приравнивалось к цифре 1435, а уже в 2019 году произошёл прирост на 43%. Хотелось бы отметить, что количество проведённых процедур с каждым годом увеличивается и в зарубежных странах. Для сравнительного анализа возьмём страны, где суррогатное материнство, по моему мнению, имеет для нашей страны большой интерес: США, Израиль и Германию.

Суррогатное материнство в России закреплено в следующих нормативно-правовых актах, а именно: в Семейном Кодексе РФ (ст. ст. 51-55); Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; Законе от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (ст. 16); Приказе Минздрава РФ от 26 февраля 2003 г. №67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия».

В этих нормативно-правовых актах затрагиваются важные правовые аспекты проведения процедуры суррогатного материнства. К примеру, подробно регламентируются отношения, которые касаются будущих родителей. Выявляется причина, по которой проводится данная процедура, устанавливаются предъявляемые к будущим родителям требования,

182

определяются лица, имеющие право на процедуру суррогатного материнства. Несмотря на то, что процедура суррогатного материнства в нашей стране подробно законодательно урегулирована, в ней, к сожалению, имеются определённые "правовые пробелы" [1, с. 152]. Например, проблема "расставания" новорождённого ребёнка с суррогатной матерью является наиболее актуальным законодательно не закреплённым вопросом. В случае, например, если суррогатная мать захочет оставить новорождённого ребёнка себе, то будущие родители не смогут забрать его к себе, так как закон будет на стороне суррогатной матери [2, с. 204].

Проанализировав судебную практику по этому вопросу, можно заметить, что органы ЗАГС отказывают в регистрации рождённых посредством суррогатного материнства детей на будущих родителей, так как суррогатная мать в большинстве случаев решает оставить ребёнка себе. Думаю, что такой отказ ЗАГСа вполне законен и правомерен, потому что в соответствии с законодательством нашей страны (п. 4 ст. 51 СК РФ) согласие суррогатной матери — обязательное условие для осуществления записи о будущих родителях в книге органов ЗАГС. В нашей стране именно суррогатная мать является законной матерью новорождённого ребёнка, так как она может либо прервать суррогатную беременность, либо оставить ребёнка себе [3, с. 214]. И это является причиной, по которой будущие родители ещё толком не знают, достанется ли им ребёнок или нет.

Вследствие этого, думаю, что в ст. 51 СК РФ нужно внести поправки, согласно которым будущие родители могут быть внесены в свидетельство о рождении и без согласия суррогатной матери.

Также необходимо отметить, что совсем недавно (в марте 2017 года) сенатор А. Беляков создал законопроект, запрещающий проведение в России процедуры суррогатного материнства. Он объяснил это тем, что в наше время отсутствие со стороны государства законодательных ограничений и "дешевизна" этой процедуры сделала Россию центром "репродуктивного туризма". Но спустя

183

небольшой промежуток времени (в середине июля 2017 года) данный законопроект был отклонён комитетом Госдумы.

В США с 1991 года разрешено и закреплено на законодательном уровне суррогатное материнство [4, с. 187]. Отмечу, что не во всех американских штатах данная процедура одинакова. А в некоторых штатах (Вирджиния и Нью-Гемпшир) суррогатное материнство вовсе запрещено на законодательном уровне [5, с. 109]. В США нет единой правовой базы, касающейся вопросов суррогатного материнства. Американская конституция предоставляет право штатам самим принимать в области здравоохранения законодательные акты. По этой причине каждый штат самостоятельно издаёт нормативно-правовые акты по урегулированию данного вопроса. Думаю, что большой интерес представляют правовые нормы, регулирующие вопрос передачи ребёнка будущим родителям от суррогатной матери в штате Калифорния. Суд в Калифорнии вынес решение, из-за которого правовая ситуация во всех штатах кардинально изменилась. Например, в деле Кальверт против Джонсонов 1993 года впервые в мире главным при определении материнства было признано намерение суррогатной матери стать матерью, с дальнейшей целью оставить ребёнка себе [6, с. 88]. Джонсон, выносившая ребёнка, согласно решению суда, играла роль "няни, которой родители доверили своего ребёнка на время" [7, с. 20].

В Израиле суррогатное материнство является самым предпочтительным решением проблемы бесплодия [8, с. 227]. Так, в 2018 году было рассмотрено 128 просьб о проведении процедуры суррогатного материнства и лишь 2 из них были отклонены. Но в данной стране не стоит говорить о тотальной правовой легализации проведения рассматриваемой процедуры, правильнее будет сказать, что законодательно проведение суррогатного материнства в Израиле разрешено с определёнными ограничениями. Наиболее важными можно выделить следующие: ранее в Израиле суррогатной матерью могла выступать исключительно незамужняя женщина, но 4 года назад Закон «О договорах по вынашиванию ребенка» был изменен. В настоящее время, суррогатной может

184

быть и замужняя женщина, однако, с определенными ограничениями (потенциальная «замужняя суррогатная мама» должна иметь не менее одного процесса родов, но не более 3-х). [9, с. 67]. К ограничениям, с точки зрения законодательства, вдобавок относится: пара, решившая прибегнуть к процедуре суррогатного материнства, обязательно должна быть гетеросексуальна, а также суррогатной матерью не может выступать родственница биологических родителей [10, с. 106].

Кнессет (парламент Израиля) в 1996 году принял закон «О договорах по вынашиванию ребенка», который регламентирует права и обязанности сторон суррогатного материнства. Наиболее интересными правовыми нормами являются следующие: услугой не могут воспользоваться не состоящие в браке пары и в которых мужчина не может иметь детей; вынашивать ребенка могут только те женщины, которые имеют собственных детей (от 1 до 4-х лет), обращаться за услугой суррогатного материнства вправе исключительно те пары, в которых в браке состоят представители разных полов, не имеющие других способов продолжить род [11, с. 120].

В Германии процедура суррогатного материнства регулируется принятым в 1991 году Законом «О защите эмбрионов» [12, с. 718]. Согласно этому нормативному акту, суррогатное материнство, которое предполагает донорство женских яйцеклеток, является запрещенным. В соответствии с Законом «О защите эмбрионов» предоставление оплодотворенной яйцеклетки любой женщине, которая может в итоге отказаться от новорожденного является преступлением. Данное действие рассматривается как уголовное преступление и медикам, которые решились «незаконно» провести данную процедуру, грозит до пяти лет лишения свободы. Такая строгость объясняется прежде всего тем, что в законодательстве Германии суррогатное материнство рассматривается как нарушение этических и моральных принципов.

В теории законодательства, конечно, рассматриваются такие термины как «биологическая мать» и «социальное материнство», однако на практике такое разделение считается недопустимым [13, с. 28]. Это связано с порождением

185

проблемы идентичности ребенка, что впоследствии, как считает законодатель Германии, может привести к правовым проблемам суррогатного материнства. В Германии единственным способом стать родителями для бесплодной пары является усыновление [14, с. 274]. Проблемой является тот факт, что пара, решившая прибегнуть к суррогатному материнству, уезжает в другую страну для проведения данной процедуры. После успешно проведенного суррогатного материнства, семейная пара возвращается в Германию с ребенком, но по законодательству, матерью ребенка является женщина, которая родила его, и ее законный муж [15, с. 54]. При этом генетическое родство не учитывается и генетические родители не имеют на ребенка никаких прав. Ребенок получает гражданство родившей его женщины и ее супруга. Поэтому невозможно легальным способом ввезти в страну ребенка, рожденного суррогатной матерью.

Подводя итоги, можно отметить, что, несмотря на достаточно развитую медицину, правовое урегулирование процедуры суррогатного материнства не получило достаточной регламентации в нашей стране. В большинстве развитых стран приняты соответствующие нормативно - правовые акты, опыт которых необходимо изучать в целях возможного применения в отечественном порядке.

Правовой режим суррогатного материнства в отдельных государствах имеет разную степень ограничений: абсолютно разрешенным (Российская Федерация), ограниченным (США, Израиль), запрещенным (Германия).

1. Зураева З.И. Некоторые проблемы правового регулирования суррогатного материнства в России // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. 2015. №2. 154 с.

2. Шумова Н.И., Тычинин С.В. Договор суррогатного материнства в российской федерации и некоторых зарубежных странах // Государство созидающее: правовые ресурсы формирования. 2018. №1. 205 с.

3. Черникова А.В. Понятие суррогатного материнства // Пробелы в российском законодательстве. 2020. №12-2. 219 с.

Список литературы:

186

4. Миллер О.В. Суррогатное материнство: особенности

нормативного правового регулирования в РФ и США // Инновационная наука. 2015. №6(6). 196 с.

5. Войтович Е.П. Международное суррогатное материнство // Юридическая наука и практика. 2016. №2. 110 с.

6. Тимерянова М.Х. Сравнительный анализ применения технологии суррогатного материнства в России и в зарубежных странах // Первые шаги в науку третьего тысячелетия. 2017. №2. 98 с.

7. Штанова А.А., Гарин Л.Ю., Тоненкова Е.Е. Суррогатное материнство как элемент защиты прав мужчин на отцовство // Медицинский альманах. 2019. №1 (58). 22 с.

8. Меренкова А.А., Лавор Ю.М. Правовое регулирование суррогатного материнства в Израиле // Проблемы правового обеспечения безопасности личности, общества и государства. 2017. №9. 227 с.

9. Борисова Н.Е. Суррогатное материнство в государстве Израиль (обзор закона «О договорах по вынашиванию ребенка») // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия Юридические науки. 2019. №3(35). 68 с.

10. Гитлина К.А. Суррогатное материнство в законодательстве Израиля и России // Учёные труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2015. №1(36). 106 с.

11. Емелина Л.А., Малюк Т.О. Правовое регулирование отношений в области суррогатного материнства в Российской Федерации и в отдельных странах // Право и образование. 2020. №2. 121 с.

12. Юринская Д.А. Суррогатное материнство в Германии // Аллея науки. 2019. №4(31). 718 с.

13. Тулупова Е.О. Суррогатное материнство в Германии // Вестник Института права Башкирского государственного университета. 2020. №3(7). 28 с.

187

14. Судьин С.А., Шпилев Д.А., Ходырева Е.Б. Международное усыновление: тематический дискурс в немецких СМИ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2019. №3. 275 с.

15. Блохина А.В., Блохин С.В. Проблемы адаптации и безопасности приемных детей в Германии // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности детей и пути их решения. 2017. №1. 54 с.

188

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.