Научная статья на тему 'Суррогатное материнство. Современный взгляд'

Суррогатное материнство. Современный взгляд Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1477
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО / АСПЕКТЫ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА / СУРРОГАТНАЯ МАТЬ / ГЕНЕТИЧЕСКИЕ РОДИТЕЛИ / SURROGATE MOTHERHOOD / ASPECTS OF SURROGATE MOTHERHOOD / THE SURROGATE MOTHER / THE GENETIC PARENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамовская Дина Владимировна, Волкова Анастасия Алексеевна, Серёгин Дмитрий Сергеевич

В данной статье приведены основные аспекты суррогатного материнства. Описаны положительные и отрицательные качества данной процедуры. Рассмотрены этические и правовые нормы современного общества по поводу данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абрамовская Дина Владимировна, Волкова Анастасия Алексеевна, Серёгин Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Surrogacy. modern view

This article presents the main aspects of surrogacy. The positive and negative qualities of this procedure are described. Ethical and legal norms of modern society concerning this problem are considered.

Текст научной работы на тему «Суррогатное материнство. Современный взгляд»

Суррогатное материнство. современный взгляд Surrogacy. modern view

Абрамовская Дина Владимировна

Студент 3 курса Факультет Стоматологический ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет»

Россия, Киров e-mail: dina. abramovskaya@mail. ru

Abramovskaya Dina Vladimirovna

Student 3 term Faculty of Dentistry FGIBU VO "Kirov State Medical University"

Russia, Kirov e-mail dina. abramovskaya@mail.ru

Волкова Анастасия Алексеевна

Студент 3 курса Факультет Стоматологический ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет»

Россия, Киров e-mail:volkova_anastasya230699@mail.ru

Volkova Anastasia Alekseevna

Student 3 term Faculty of Dentistry FGIBU VO "Kirov State Medical University"

Russia, Kirov

e-mail: volkova_anastasya230699@mail.ru

Серёгин Дмитрий Сергеевич

Студент 3 курса Факультет Стоматологический ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет»

Россия, Киров e-mail:tochnost80@mail.ru

Seregin Dmitry Sergeevich

Student 3 term Faculty of Dentistry FGIBU VO "Kirov State Medical University"

Russia, Kirov e-mail:tochnost80@mail.ru

Научный руководитель Трапезников Михаил Владимирович

Кандидат философских наук ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет»

Россия, Киров e-mai:mikail99@yandex.ru

Scientific adviser Trapeznikov Mikhail Vladimirovich

Candidate of philosophy FGIBU VO "Kirov State Medical University"

Russia, Kirov e-mail:mikail99@yandex.ru

Аннотация.

В данной статье приведены основные аспекты суррогатного материнства. Описаны положительные и отрицательные качества данной процедуры. Рассмотрены этические и правовые нормы современного общества по поводу данной проблемы.

Annotation.

This article presents the main aspects of surrogacy. The positive and negative qualities of this procedure are described. Ethical and legal norms of modern society concerning this problem are considered.

Ключевые слова: суррогатное материнство, аспекты суррогатного материнства, суррогатная мать, генетические родители.

Key words: surrogate motherhood, aspects of surrogate motherhood, the surrogate mother, the genetic parents.

Значение семьи в жизни каждого человека трудно переоценить. Именно семья всегда способна дать ту поддержку, любовь и опору, которые человеку порой так необходимы. Так же, семья играет большую роль в становлении ребёнка как личности. Рождение ребёнка - это важное событие в жизни каждой семьи. Но, к сожалению, не всем дана возможность ощутить радость отцовства и материнства, что порой связано с ухудшением репродуктивного здоровья. В таких случаях иногда прибегают к репродуктивным технологиям.

Успехи биомедицинских технологий в области репродукции огромны, и все они служат гуманным целям: лечению бесплодия как мужского, так и женского; рождению ребёнка, когда все остальные возможности, как природные, так и терапевтические, исчерпаны. [1]

Последнее время всё чаще парам из-за снижения репродуктивного здоровья женщины приходится пользоваться услугами суррогатных матерей. Суррогатное материнство - это относительно новый вид услуг, который связан с медицинскими, этическими, нравственными, юридическими и религиозными аспектами. Отношение людей к суррогатному материнству в настоящее время неоднозначно.

Суррогатное материнство - это вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой в зачатии и рождении ребёнка участвуют 3 человека:

1. генетический отец - лицо, предоставившее свою сперму для оплодотворения и согласное после рождения ребёнка взять на себя обязанности отца;

2. генетическая мать - лицо, предоставившее свою яйцеклетку для оплодотворения и согласное после рождения ребёнка взять на себя обязанности матери;

3. суррогатная мать - женщина детородного возраста, согласившаяся на возмездной или безвозмездной основе выносить и родить ребёнка от генетических родителей и не претендующая на роль матери данного ребёнка.

Однако бывают случаи (например, при бесплодии будущей приёмной матери или её полном отсутствии, а также, если ребёнка будет воспитывать отец-одиночка), когда суррогатная мать может быть одновременно и генетической матерью. [2] Генетические родители после рождения ребёнка оформляются юридически.

Для того чтобы воспользоваться услугами суррогатных матерей, парам, желающим иметь ребёнка, а женщинам, чтобы стать суррогатными матерями, была разработана специальная программа «Суррогатное материнство».

Впервые об успешном суррогатном материнстве сообщили ещё в 1980 году, когда женщина из штата Иллинойс Элизабет Кейн стала суррогатной матерью, которая выносила и родила ребёнка для женщины, у которой была заблокирована фаллопиева труба. В настоящее время суррогатное материнство получило достаточно широкое распространение, но вот его законодательное регулирование различно в разных странах. Что касаемо нашей страны, то в России законодательно разрешено суррогатное и репродуктивное материнство.

Программы суррогатного материнства получают всё большее распространение, а отношение людей к нему неоднозначно: имеются как сторонники, так и противники суррогатного материнства. Мы предлагаем Вашему вниманию мнения каждой стороны. Вы так же можете решить для себя, какой из них Вы отдаёте большее предпочтение.

Сторонники суррогатного материнства приводят следующие аргументы.

Бывают ситуации, когда для супружеской пары нет иных способов стать родителями, кроме как воспользоваться услугами суррогатного материнства. Женщины, становятся суррогатными матерями добровольно и получают деньги, как материальную компенсацию. Таким образом, они пытаются помочь бездетным парам. Поэтому говорить о материальной выгоде не стоит.

Рождение ребёнка - это один из самых счастливых моментов в жизни супругов. Если два человека действительно хотят иметь детей, то факт, что ребёнок был выношен суррогатной матерью, ни в коем случае отрицательно не скажется на дальнейшем отношении к нему.

Так же происходит постоянное ухудшение демографической ситуации и увеличивается количество пар, имеющих бесплодие, а суррогатное материнство может помочь решить данные проблемы.

Противники суррогатного материнства приводят следующие аргументы.

Все дети рано или поздно задают вопрос: «А откуда я появился?». В таком случае родители сталкиваются с проблемой, что сказать своему ребёнку. Часто биологические родители не афишируют то, что они пользовались программой «Суррогатное материнство», но бывают исключения.

Так же создаётся реальная угроза возникновения большего количества осложнений беременности и тяжести их течения у суррогатной матери, чем у женщины беременной генетически своим ребёнком, так как суррогатная мать вынашивает полностью генетически чужеродный плод.

Во время беременности между матерью и ребёнком формируется тесная биологическая связь. Суррогатная мать может сильно привязаться к вынашиваемому ребёнку. И порой после рождения ребёнка и передачи его генетическим родителям, когда тесная связь рвётся, это травмирует психику, как матери, так и ребёнка.

С другой стороны, когда суррогатная мать осознаёт, что после рождения ребёнка он не будет с ней рядом, то она испытывает сильный стресс, так как она не имеет возможности реализовать естественные потребности беременной женщины, дать ему свою материнскую любовь, заботу и тепло. Бывают случаи, когда суррогатная мать отказывается отдать ребёнка после его рождения биологическим родителям. В случае суррогатного материнства рождённые дети являются детьми матери (юридически), которая их выносила и родила, но в разных странах законы могут различаться. [3] Поэтому возможны 2 варианта:

1. если закон на стороне биологических родителей, то ребёнок будет изъят в принудительном характере у суррогатной матери;

2. если закон на стороне суррогатной матери, то ребёнок останется с ней.

Негативное влияние на психику генетических родителей может быть в течение всего времени вынашивания ребёнка суррогатной матерью. Оно связано с их переживаниями за соблюдение всех пунктов договора суррогатной матерью, опасение за расторжение договора ею; не совершает ли суррогатная мать что-либо, что может нанести вред здоровью малыша; не будут ли они потом искать черты сходства ребёнка с женщиной, которая выносила их ребёнка.

Договор, который подписывается между биологическими родителями и суррогатной матерью, может быть заключён как на коммерческой, так и не на коммерческой основе, которая не предполагает материальной выгоды, кроме оплаты расходов, связанных с беременностью.

При коммерческом суррогатном материнстве суррогатная мать за вынашивание и рождение ребёнка получает плату. Коммерческие предложения для потенциальных суррогатных матерей уже открыто размещаются в газетах по предоставлению рабочих мест. [4] При развитии этой технологии включаются механизмы рыночной регуляции по схеме деньги - товар - деньги.[5] Если бы объектом купли-продажи являлся только процесс вынашивания ребёнка, то назначенная в договоре сумма должна была бы выплачиваться суррогатной матери в самом начале беременности в качестве «гарантии» пребывания ребёнка в матке. Но то обстоятельство, что часть денег выплачивается лишь в конце беременности, после родов, указывает на то, что такой договор имеет своей конечной целью поставку произведённого «продукта», то есть куплю-продажу детей. [4]

Ещё один аргумент противников суррогатного материнства связан с дальнейшей судьбой «лишних» эмбрионов. «Лишние» эмбрионы, которые были получены в результате гиперстимуляции яичников, не имеют юридического статуса в России и многих других странах. Их замораживают, долгое время хранят, а затем они могут быть имплантированы любой матери без согласия биологических родителей. Причём в этом случае нет значительных юридических препятствий для передачи эмбриона другим лицам, а так же отсутствует возможность серьёзного контроля со стороны государства. [5],[4]

Затрагивая данную проблему, нельзя не упомянуть про религиозные аспекты. Увы, но здесь также всё неоднозначно. Преобладающими религиями во всём мире являются христианство, буддизм и ислам.

Христианство крайне негативно относится к вопросу о суррогатном материнстве, для православной церкви это тяжкий грех. Свою позицию данная религия аргументирует тем, что данный процесс может разрушить союз супругов, их духовную связь, так как, не смотря на все научные аспекты, матерью считается именно та, что выносила ребёнка. Так же важными аргументами являются:

• формирование у общества мнения, что человеческой жизнью можно торговать, и любой желающий может её купить за деньги;

• женское тело также является товаром. Оно словно сдаётся в аренду на некоторое время, а это ли не

грех?;

• суррогатное материнство - процесс, изобретённый человеком, он не предусмотрен природой;

• святость материнства ставится под большое сомнение.

Буддизм к данному вопросу относится намного лояльнее. Данная религия приветствует рождение ребёнка как искусственным, так и естественным путём. Возможно, такому отношению поспособствовал тот факт, что буддизм легко приспосабливается ко всему новому и готов принять современное и различные технологии не являются тому исключением. Также, согласно данной религии человеческий род необходимо продолжать всевозможными путями. Следует отметить, что буддизм приветствует обращение к репродуктивным технологиям, когда естественный процесс зачатия невозможен.

С буддизмом и христианством всё более, чем понятно, одна религия относится положительно, другая отрицательно. Ну а что же с исламом? Здесь всё не так однозначно. Мнения исламского народа о вопросе суррогатного материнства расходятся. Однозначного мнения не существует, но некоторые учёные ислама говорят о том, что при соблюдении определённых условий суррогатное материнство всё же разрешается:

• к данной услуге могут прибегнуть только люди, состоящие в официальном браке. Соответственно может использоваться генетический материал только от этих супругов.

• Зародыш яйцеклетки жены и семенная жидкость мужа или оплодотворённая яйцеклетка от жены и мужа должны помещаться в матку жены.

Если есть хотя бы малая вероятность того, что генетический материал одного из супругов по какой -либо случайности был перепутан с генетическим материалом от других людей, то процесс ЭКО категорически запрещён. Так же категорически запрещается:

• использовать сперму донора для оплодотворения яйцеклетки жены.

• Помещать эмбрион, полученный в результате оплодотворения яйцеклетки жены сперматозоидом мужа, в матку посторонней женщины.

Как мы видим, суррогатное материнство в христианстве это то, за что неминуемо предстоит покаяться, в буддизме это даже приветствуется, ну а для ислама нет однозначного положительного или отрицательного взгляда на данное явление.

Таким образом, тенденция к росту и развитию суррогатного материнства есть и будет, так как в настоящее время большое количество супружеских пар не обладают естественной способностью к рождению детей, а суррогатное материнство всё больше применяется. Для решения этических проблем суррогатного материнства разработать способы их решения довольно сложно. Но можно предложить следующее: это обратить внимание на детей из детских домов. Они ждут своих родителей, они мечтают обрести семью. Каждый человек самостоятельно решает, какую сторону принять именно ему. Он выбирает, отталкиваясь от этических, моральных, религиозных, нравственных и других аспектов. Не является исключением и тема суррогатного материнства, где имеются те две стороны, которые мы рассмотрели, но выбор, к какой стороне отнесёте себя Вы, остаётся за вами.

Список используемой литературы:

1. Суррогатное материнство: [Электронный ресурс]. - (https://studwood.ru/1793590/meditsina/vvedenie).

2. Суррогатное материнство: [Электронный ресурс]. - (https://interesnyefakty.org/surrogatnoe-materinstvo/).

3. Этические проблемы суррогатного материнства: [Электронный ресурс]. -(https://mirznanii.eom/a/268829-3/eticheskie-problemy-surrogatnogo-materinstva-3).

4. Этические проблемы суррогатного материнства: [Электронный ресурс]. -(https://azbyka.ru/zdorovie/etieheskie-problemy-surrog..).

5. Репродуктивные технологии: [Электронный ресурс]. -(http ://bioethies.orthodoxy.ru/analitika/reproduktivnye-tekhnologii/145-).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.