Филологические науки
УДК 811.161.1
СУФФИКСАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ АНТРОПОНИМОВ В ПОЛИТИЧЕСКОМ
СЛОВОТВОРЧЕСТВЕ
В.Е. Замальдинов, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия), e-mail: [email protected]
Аннотация. Исследуются суффиксальные модели антропонимов в политическом словотворчестве. Проведённый анализ показывает, что события, связанные с деятельностью ключевых лиц современности, находятся в фокусе социального внимания.
Ключевые слова: словообразование, антропонимы, суффиксация, новообразования, политическое словотворчество.
SUFFIXAL MODELS OF ANTHROPONYMS IN POLITICAL WORD
FORMATION
Abstract. The author studies suffixal models of anthroponyms in political word formation. The analysis shows that the events related to the activities of key persons of our time are in the focus of social attention.
Keywords: word formation, anthroponyms, suffixation, innovation, political word formation.
Активность антропонимов в текстах российских СМИ начала XXI века обусловлена происходящими общественно-социальными и политическими процессами в современной жизни. Очевидно, что онимы постоянно дают повод для создания производных лексем и часто становятся «высокочастотными словами» (Е.А. Земская). Так, Т.В. Шмелёва выделяет следующие признаки «ключевых слов текущего момента» (КСТМ): «текстовый аспект проявляется в частотности использования слова, в том числе в заголовках - как максимально сильной позиции текстов массовой коммуникации. Кроме того, такие слова становятся объектом активной и массовой языковой рефлексии, <..> расширяются возможности метафорического употребления, модифицируются синонимические и антонимические отношения. Часто такие слова начинают использовать в качестве онимов. Наконец, статус ключевого слова вызывает активизацию его грамматических возможностей (самых консервативных), в частности, его деривационного потенциала, т.е. появление новых производных, расширение их сферы употребления и семантики» [6, с. 63].
Активные процессы в современном словообразовании привели к появлению большого количества номинаций на базе антропонимов. Так, распространённым способом образования инноваций является суффиксация. Для отрицательно оцениваемых социальных явлений журналисты используют стилистически маркированный суффикс -щин(а) с оттенком неодобрения: Украина победит, когда закончится «обамовщина» (заголовок) («Провинция». 09.12.15); Так на вопрос, что есть зюгановщина, коммунизм это или антикоммунизм, ответ очевиден («Макспарк». 16.01.16); Получается, что «кадыровщина» постепенно захватывает всю Российскую Федерацию («Биржевой лидер». 03.05.16); Лучше хотя бы
предполагать, чем обернется для нас трамповщина, чем оказаться неготовыми к каким-либо действиям Америки («Iron post». 14.11.16). Очевидно, что с помощью модели «антропоним + суффикс -щин(а)» можно выразить отрицательную оценку общественно-политических реалий. «Данные словообразовательные неологизмы пополняют фонд социально маркированной лексики и разговорных экспрессивов» [2, с. 53].
Для создания новообразований, называющих лиц по принадлежности к общественно-политическим движениям, журналисты используют суффикс -ец: Верный эрдоганец привёл убедительный, на его взгляд, аргумент в пользу допустимости вовлечения во власть членов семьи президента («Новое время». 27.01.15); Необходимо сделать всё для защиты человеческих жизней, - заявил ярый меркелец Штеффен Зайберт («Конт». 16.07.16); Трампец для Киева. Продолжит ли новая американская власть опекать Украину? (заголовок) («Русский дозор». 10.11.16). Нельзя не согласиться с С.В. Ильясовой, что «в языке современных СМИ инновации с суффиксом -ец чувствуют себя весьма вольготно, порой появляются самые причудливые сочетания основы и аффикса (во многих случаях с концовкой -здец можно усматривать не суффиксацию, а контаминацию с суффиксальной обсценной лексемой)» [3, с. 29].
В медийных текстах активно образуются отыменные глаголы на -ить, мотивированные антропонимами: Очередной странный Instagram-профиль, связанный с котами, под названием trumpyourcat предлагает «трампить» своих котов - класть им на головы вычесанную из них шерсть так, чтобы животное становилось похожим на американского миллиардера Дональда Трампа... («Netlore.ru». 21.07.15); В Германии появился глагол, образованный от имени действующего канцлера, - «меркелить» (заголовок) («Общественный контроль». 03.08.15); Давайте попробуем определить тот неджентльменский набор, который войдёт в содержание термина «эрдоганить» («Конт». 28.11.15). Следует добавить, что сам суффикс -и- не является маркированным, однако во всех новообразованиях-антропонимах наблюдается отрицательно-оценочная экспрессия.
С помощью продуктивного греко-латинского форманта -ист создаются инновации с семантикой 'сторонник кого-либо или чего-либо': Все метались - то эстонские фашисты, то чеченские ваххабисты, то украинские жидобандеристы, то израильские сионисты, то пиндосские капиталисты, то грузинские саакашвилисты («Новости России». 09.11.15); «Эрдоганисты» (да-да, некоторые из них так себя и называют) не могут придумать другой причины, как преступный сговор («Федеральное агентство новостей». 07.05.16); Трамписты обожают своего кумира за «тёлок». (радио «Эхо Москвы». 10.10.16); Да и не при авторитаризме бывают накладки - провалили же клинтонисты социологию («NEWSru.com». 18.11.16). Инновации на -ист мотивированы фамилиями общественно-политических деятелей, выступающих объектами приверженности. Как справедливо отмечает З.И. Минеева, «информативность и выразительность медийного текста в значительной степени достигается за счёт использования существительных, называющих человека по профессиональной и непрофессиональной деятельности, причастности к общественно-политическим движениям и партиям, по музыкальным, спортивным и др. преференциям, способам организации хобби и т.п.» [5, с. 473].
В современном медиадискурсе активно образуются номинации с суффиксами -изм, -изаци(я), называющие актуальные социальные реалии: Их целью является «асадизация» Саакашвили, чтобы начались убийства, массовые аресты, разгоны («Грузия online». 13.06.12); Ставшая нарицательным термином «псакизация» (спасибо легендарному спи-
керу Госдепа Джен Псаки!) американского истеблишмента продолжается...(«Eurasian News Fairway». 14.11.14); Обамизм и его последствия (заголовок) («7 Дней». 18.09.15); «Обаманизация» никуда не исчезнет и после окончания правления Обамы («9 Канал ТВ». 16.03.16); Эту сложную задачу приходится сейчас выполнять клинтонизму («The экономист». 01.06.16); Поэтому-то горняки и сталевары из американской глубинки, составляющие основу трампизма, так похожи на своих российских собратьев с Уралвагонзаво-да (радио «Эхо Москвы». 10.10.16); На самом деле, произошло обратное - к «кемализму» добавился «эрдоганизм», - отмечает в беседе с корреспондентом EADaily гражданский активист из Турции, фотограф Умут Ведат («Eurasia Daily». 10.11.16); Трампизация Америки. Как страна проснулась в новой реальности (заголовок) («Политком.ру». 10.11.16). Следует добавить, что новые дериваты мотивируются антропонимами и имеют оценочный характер.
Менее активно присоединяется к основам антропонимов англоязычная морфема -инг с процессуальным значением: No ливанинг! Общественность гонит министра в отставку (заголовок) («Поиск». 06.07.13); Это ведь уже не псакинг, когда выводят на трибуну неграмотную девочку, с которой и спорить смешно. Это, наверное, обаминг («Макспарк». 23.11.15). Отметим, что «инговые» формы в русском словообразовании носят окказиональный характер и ограничены рамками сленга или разговорной речи. Таким образом, «использование словообразовательного типа с -инг в деривации глобальной лексики современного русского языка позволяет найти более точные наименования для вновь возникающих явлений глобальной лингвокультуры, расширяет полисемию, дает новые возможности для заимствования слов, необходимых для номинации уже существующих понятий и, безусловно, для наименования новых явлений глобальной лингвокультуры» [4, с. 66].
Необходимо более подробно остановиться на номинациях, образованных по модели «антропоним + суффиксоид -номика»: Обаманомика, или рецепты предотвращения кризиса (заголовок) («Биржевой лидер». 07.12.12) ^ Обама + экономика; От второй клинто-номики ждут преференций для среднего класса, ориентации на долгосрочные цели и расширения социальных привилегий («Зависимая газета». 13.07.15) ^ Клинтон + экономика; И всё происходящее может объясняться одним словом - эрдоганомика (т/k «Первый канал». 13.12.15); Успехи в сфере трампономики (заголовок) («Коммерсантъ». 10.11.16) ^ Трамп + экономика. Отметим, что в медийных текстах активно появляются наименования экономической деятельности политических лидеров.
Подводя итог, заметим, что события, связанные с деятельностью политических лидеров, находятся в фокусе социального внимания. Поэтому новообразования на базе антропонимов настолько актуальны, что порождают целые гнёзда производных инноваций. «Таким образом, массмедийные новообразования обладают имиджемоделирующим потенциалом. Журналисты путём психологического воздействия формируют у читателей навязчивые образы, манипулируют общественным сознанием» [1, с. 63].
Анализируемый языковой материал позволят говорить о том, что суффиксация играет большую роль в образовании новообразований-антропонимов. Данный способ словообразования используется в целях экспрессивизации текста, реализации социально-оценочной функции.
Литература:
1. Замальдинов В.Е. Массмедийные новообразования как средство создания образа политика // Язык. Коммуникация. Культура: альманах по материалам первой международной заочной научно-практической конференции молодых ученых / Под ред. В.В. Богуславской. -Москва: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. 2017. С. 61-65.
2. Замальдинов В.Е. Новообразования-субстантивы как отражение политических реалий в нижегородских СМИ // Языковая норма и речевая практика в Оренбургском регионе: материалы Международной научной конференции. Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет. 2016. С. 52-55.
3. Ильясова С.В. Крымец Украине, или политическое словотворчество // Политическая лингвистика. 2016. № 3. С. 27-30.
4. Косырева М.С. Активные словообразовательные модели в деривации глобализмов в русском языке // Современные технологии в мировом научном пространстве: сборник статей международной научно-практической конференции. Уфа: АЭТЕРНА. 2016. С. 65-67.
5. Минеева З.И. Особенности номинаций лица в современных российских СМИ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. № 2-2. С. 473-477.
6. Шмелёва Т.В. Кризис как ключевое слово текущего момента // Политическая лингвистика. 2009. № 28. С. 63-67.
References:
1. Zamal'dinov V.E. Massmedijnye novoobrazovanija kak sredstvo sozdanija obraza politika // Jazyk. Kommunikacija. Kul'tura: al'manah po materialam pervoj mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh / Pod red. V.V. Boguslavskoj. - Moskva: Gosudarstvennyj institut russkogo jazyka im. A.S. Pushkina. 2017. S. 61-65.
2. Zamal'dinov V.E. Novoobrazovanija-substantivy kak otrazhenie politicheskih realij v nizhegorodskih SMI // Jazykovaja norma i rechevaja praktika v Orenburgskom regione: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Orenburg: Orenburgskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. 2016. S. 52-55.
3. Il'jasova S.V. Krymec Ukraine, ili politicheskoe slovotvorchestvo // Politicheskaja lingvistika. 2016. № 3. S. 27-30.
4. Kosyreva M.S. Aktivnye slovoobrazovatel'nye modeli v derivacii globalizmov v russkom jazyke // Sovremennye tehnologii v mirovom nauchnom prostranstve: sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa: AJeTERNA. 2016. S. 65-67.
5. Mineeva Z.I. Osobennosti nominacij lica v sovremennyh rossijskih SMI // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2015. № 2-2. S. 473-477.
6. Shmelëva T.V. Krizis kak kljuchevoe slovo tekushhego momenta // Politicheskaja lingvistika. 2009. № 28. S. 63-67.
— • —
Сведения об авторе
Владислав Евгеньевич Замальдинов, аспирант кафедры современного русского языка и общего языкознания, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия).
— • —