РЕЧЕВЫЕ МОДЕЛИ И СТРАТЕГИИ МЕДИАДИСКУРСА
УДК 811.161.1
В. Е. Замальдинов
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет
им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород
НОВООБРАЗОВАНИЯ КАК ИСТОЧНИК ПОПОЛНЕНИЯ СПОРТИВНОГО
АНТРОПОНИМИКОНА
В данной статье автор рассматривает словообразовательные неологизмы как источник пополнения спортивного антропонимикона: даются структурно-семантические характеристики способов деривации, анализируются частотные узуальные (префиксация, суффиксация, аффиксоидация) и неузуальные способы. Автор предпринимает попытку доказать, что на базе ключевых слов создаются новые антропонимические словообразовательные гнезда, отражающие динамические процессы, которые происходят в современном социуме.
Ключевые слова: новообразования, спортивный антропонимикон, способы словообразования, массмедиа.
Средства массовой информации содержат большое количество отантропонимических новообразований - слов, образованных от имён собственных. Как правило, это фамилии ключевых лиц современности, чьи действия вызывают ту или иную оценку. Нельзя не согласиться с Т. В. Федотовой, что «ключевые онимы, в свою очередь, выполняя оценочную функцию, отражают ситуативную, ключевую актуальность имени» [8. С. 40].
Российское общество проявляет огромный интерес к спортивным событиям. «Исследование словообразования и словотворчества с антропонимами, как правило, остаётся в границах общественно-политической номинации, между тем как широкую общественную известность (со знаком плюс или минус) могут принести и другие виды деятельности: спорт, шоу-бизнес. Так, видом спорта № 1 в нашей стране по-прежнему остаётся футбол» [3. С. 71]. Следовательно, фамилии (реже - имена) известных тренеров и игроков становятся словообразовательной основой для многих новообразований, являются стимулом для эмоциональных реакций, играют важную роль воздействия на общественное мнение. По мнению Д. Б. Гудкова, «обозначились две тенденции: постоянно растёт медийная составляющая соревнований (федерации меняют правила различных видов спорта, чтобы повысить их привлекательность для телевидения, значительная часть средств на развитие этих видов поступает именно от трансляций), и одновременно спорт занимает всё большее место в СМИ. Большой спорт превратился в одно из самых популярных массовых зрелищ» [1. С. 64].
Так, в современных СМИ употребительны отантропонимические новообразования, созданные с помощью префиксации. Журналисты используют приставку анти- с семантикой 'что-либо противоположное, противопоставленное тому или направленное против того, что названо мотивирующим существительным' [5. С. 44]: Парень развернул за стеклом шарфик с надписью «Антироналдо» и продемонстрировал надувную куклу, одетую в футболку Криштиану (Советский спорт. 13.01.14); Клуб джентльменов «АнтиДзюба». Березуцкий, Ребров, Тимощук и другие (заголовок) (Спорт-экспресс. 22.02.15); Операция «АнтиБуффон» начнётся сегодня в 21:45 по московскому времени. Одновременно с операцией «АнтиРоналду». Одно из двух -третьего не дано. Либо Роналду забьет Буффону в шестом матче из шести, либо Буффон впервые в карьере не пропустит от португальца (Карельские вести. 02.04.18); Есть ли у вас план «антиМесси»? (Советский спорт. 29.06.18). Как видно из примеров, у данных новообразований с префиксом анти- возникает особая словообразовательная семантика, поскольку в норме антропонимы не предполагают развитие семантики противоположности. Таким образом, в современных СМИ активно образуются словообразовательные неологизмы с префиксом анти-, «в которых используются производящие основы иной семантической группы, чем это диктуют правила действия словообразовательного типа, например имена собственные» [7. С. 92].
Спортивный антропонимикон значительно пополняется новообразованиями с префиксом псевдо- с семантикой фальшивости явлений: «Локомотиву» нужен левоногий защитник, «Локомотиву» нужен маленький-юркий псевдомесси в центр поля. Видели хохму? В списке тридцати трёх лучших игроков чемпионата Глушаков значится «номером два» среди опорников (Sports.ru. 17.05.12); После на сцене показались «псевдоАршавин» и его товарищ «ненастоящий Ковальчук», которые призвали «болеть за наших» (Rostov.ru. 13.06.12). Таким образом, новообразования с префиксом псевдо- наделяются отрицательной экспрессией, усиливающейся микроконтекстом. Обилие новообразований с данной приставкой в современных российских СМИ «отражает неприятие ситуации смены ценностных ориентиров в стране. "Русскость" подобной модели языковой концептуализации ценностей заключается в специфике оценочной реакции говорящего, направленной на дезавуирование ложной претензии (развенчание пошлости) или дискредитацию ложных ценностей и фальшивых приоритетов» [6. С. 36].
В современных СМИ значительно число новообразований с лексикализированным латинским префиксом супер- с семантикой 'что-кто-либо, обладающее(ий) в высшей или высокой степени признаками того, что (кто) назван(о) мотивирующим существительным (иногда с оттенком: главный по отношению к тому, кто назван мотивирующим существительным)' [5. С. 229]: Супер-Радулов (заголовок)/ В среду в потрясающем по накалу и сюжету матче «Салават» вырвал победу у СКА в овертайме благодаря хет-трику Александра Радулова, наконец-то показав чемпионский хоккей (Спорт-экспресс. 08.12.11); Суперроналду с Суперкубком (заголовок). «Реал» со счётом 2:0 переиграл «Севилью» в матче за Суперкубок УЕФА (Газета.ги. 12.08.14); СуперШипулин (заголовок)/ В пятницу в Поклюке Антон Шипулин одержал первую индивидуальную победу в Кубке мира этого сезона, выиграв спринтерскую гонку (Спорт-экспресс. 20.12.14); СуперДзюба и другие герои в масках (заголовок). Нападающий «Зенита» Артём Дзюба принял участие в тренировке команды в защитной маске (Спорт-экспресс. 07.08.15); Возвращение СуперМесси (заголовок). Аргентинец вернулся в национальную сборную и отметил это событие победным голом в ворота Уругвая (Sports.ru. 02.09.16); СуперСалах или СуперМанджукич в решающих матчах не хуже (Прессбол. 12.04.18). Анализ новообразований с префиксом супер-свидетельствует о том, что новые номинации обладают мелиоративной экспрессивностью.
В медиадискурсе важное место принадлежит суффиксации. Так, для номинации спортивных реалий потребовались новые отвлечённые существительные, что и выразилось в активизации стилистически маркированного суффикса -щин- с семантикой 'явление, характеризующееся признаком, названным мотивирующим словом (преимущественно с неодобрительной оценкой)' [5. С. 700]: Финт-разворот с уходом от опекуна и диагональная передача в такт на ход в свободную зону - это истинная зидановщина, намёк на божественный поцелуй (Прессбол. 10.10.11); Сказалась футбольная «акинфеевщина» - наш голкипер просто сам «забил» гол в свои ворота (Спортивный Мурманск. 28.05.16); Черчесовщина 2.0, или как Россия играла с Ганой (заголовок). Сегодня сборная России проведёт второй контрольный матч во время сентябрьского перерыва на игры сборной. Первый матч под руководством новоиспечённого главного тренера Станислава Черчесова команда проходила испытанием в Турции, там матч закончился со счётом 0:0 и вызвал множество вопросов (Sports.ru. 06.09.16); Товарищ, с таким подходом лучше не ходить на нашу идеальную коробку, не портить игру и настроение, коли нет возможности переменить отношения к коллективу и своему месту в нём. Смоловщина не приживается у нас (Команда любителей футбола Зеленограда. 05.08.18). Словообразовательный элемент -щин- свободно сочетается с онимами, способствуя, таким образом, дальнейшему пополнению спортивного антропонимикона. Кроме того, в данных примерах субъективные оценки в большей своей части отрицательные и с ироническим подтекстом.
В СМИ можно встретить отыменные новообразования с суффиксом -и- с семантикой 'совершать действия, имеющие отношение к тому, что названо мотивирующим существительным' [5. С. 721]: Британские комментаторы придумали глагол для удара мимо ворот - «кержаковить» (заголовок). <...> Напомним, на Евро-2012 нападающий сборной России Александр Кержаков установил антирекорд чемпионатов Европы: в трёх матчах он нанёс 12 ударов по воротам соперника, попав в створ только один раз (MR7.ru. 25.06.12); «Мессить» и «криштианить» (заголовок). «Роналду? Он слишком несчастен. Фалькао? Пусть поиграет с моё. Месси? Я бы тоже забивал по 90 голов, если бы судьи помогали моей команде», - так
выглядела бы речь Златана Ибрагимовича, если он говорил всё, что думает (Спорт-экспресс. 30.12.12). Необходимо отметить, что суффикс -и- не является маркированным, но в подобных глагольных новообразованиях, мотивированных существительными собственными, возникает негативная экспрессия. Это связано с тем, что отрицательная окраска новых номинаций возникает под влиянием контекста.
Спортивный антропонимикон пополняют словообразовательные неологизмы, созданные с помощью аффиксоидации. По мнению Е. И. Коряковцевой, «аффиксоидация, как и её разновидности (префиксоидация и суффиксоидация), не может быть причислена ни к аффиксальной деривации (префиксации или суффиксации), ни к композиции (к т. н. «чистому словосложению»). Это самостоятельный способ словопроизводства» [4. С. 128]. Так, греко-латинский формант -мания зафиксирован в тех новообразованиях языка СМИ, которые выражают чрезмерное пристрастие: Мессимания уже несколько лет не отпускает мир. Побывав некоторое время назад в Барселоне, корреспондент «СЭ-Воскресенья» собрал ряд любопытных фактов о, возможно, величайшем игроке в истории футбола (Спорт-экспресс. 07.04.12); Дацюкомания. 18-летний Лев Ладнов исполнил «усложненный вариант буллита Дацюка» (заголовок) (Фонбет. 26.01.14); Роналдумания, или Почему Евро-2016 - чемпионат Роналду. Фотофакты, комментарии и рассуждения о мировой megastar (заголовок) (Sports.ru. 09.07.16); Макгрегоромания продолжается: за вечер букмекеры Вегаса приняли $ 200 тысяч на победу ирландца (заголовок) (Букмекеры.рф. 27.07.17); Дзюбомания накрывает мир (заголовок). Нападающий сборной России по футболу и «Зенита» Артём Дзюба уже давно стал кумиром миллионов (News.ru. 10.09.18); В Дагестане - хабибомания. Даже сотрудники ресторанов и кафе теперь ходят в папахах и черкесках (РЕН ТВ. 08.10.18). Приведённые примеры показывают, что в новообразованиях с суффиксоидом -мания может возникать положительная оценка, которая тесно связана с авторским отношением к лицу. Нельзя не согласиться с Ю. Н. Шаталовой, что «изначально присущая образованиям на -мания негативная коннотация (ср., графомания, клептомания, наркомания и пр.) в рекламных неологизмах полностью утрачивается. Такие существительные становятся наименованиями явлений, которые охватывают всех, сулят выгоды и к которым нужно присоединиться» [9. С. 229].
Чрезвычайно продуктивны новообразования с суффиксоидом -гейт с семантикой 'скандал': Величину и статус звезды проще всего измерить по уровню шума при её падении. Шуруп Евгения Плющенко был общенациональной темой номер один, а, например, недавний Дзюба-гейт булькнул где-то на третьем плане (Sports.ru. 23.04.15); Неслучайно, что из небольшого списка незадрафтованных энхаэловцев двое - Тарасов и Макаров - новички последнего сезона. На стыке веков их бы с радостью ухватили где-нибудь во втором-третьем раунде, но сейчас никто не хочет рисковать ради средних игроков пиком - Радулов-гейт в ближайшие лет десять вряд ли кто-то забудет (РБК. 01.06.15); Черышевгейт (заголовок). Реал могут исключить из нынешнего розыгрыша Кубка Короля из-за появления на поле дисквалифицированного Дениса Черышева (SPORTARENA.com. 03.12.15); Роналду-гейт. СМИ сообщили об отстранении футболиста от матчей из-за обвинений в изнасиловании (заголовок) (МирТесен. 04.10.18). Из приведённых примеров видно, что интернациональный суффиксоид -гейт сочетается с онимными основами для обозначения различных скандалов. Таким образом, «употребление гейт-производных в русском медиадискурсе обусловлено современными тенденциями к креативизации и интеллектуализации языка средств массовой информации» [2. С. 147].
Необходимо отметить, что периодически встречаются в текстах СМИ неузуальные новообразования, мотивированные лексемой Дзюба: А Артема Дзюбу назвали «дзюбивакой», поскольку именно его гол с пенальти позволил команде сравнять счёт и затем выйти в дополнительное время, а также серию пенальти, которую собственно они успешно выиграли (Яндекс Дзен. 02.07.18); И вот мы решили устроить для ребят «Дзюбиаду», которую также можно назвать «шутливые старты в серьезный футбол» (Спорт-экспресс. 10.09.18); Последний тренд - празднование гола в стиле Дзюбинатора (News.ru. 10.09.18). Наблюдения показывают, что новообразования, созданные с помощью неузуальных способов деривации, появляются тогда, когда у журналиста возникает необходимость назвать новые реалии, акцентировать внимание адресата на актуальных общественных проблемах, выразить своё отношение к людям, событиям, способствуя тем самым реализации экспрессивно-словообразовательного потенциала исходного антропонима.
В целом можно сделать вывод о том, что новообразования являются источником пополнения спортивного антропонимикона. Большая часть отонимических номинаций создана по таким узуальным словообразовательным способам, как, например, префиксация, суффиксация, аффиксоидация. Однако степень экспрессивности выше у окказиональных образований.
Наблюдения показывают, что в качестве исходных слов выступают фамилии и имена ключевых фигур. Поэтому активное образование инноваций, мотивированных антропонимами, свидетельствует о социополитических процессах, которые происходят в современной жизни.
Список литературы
1. Гудков, Д. Б. Спортивный комментарий как зеркало речевой эволюции [Текст] / Д. Б. Гудков // Мир русского слова. - Санкт-Петербург: Общество преподавателей русского языка и литературы. - 2010. - № 2. - С. 64-68.
2. Гурова, И. В. Гейт-производные в медиадискурсе: лингвокреативный аспект [Текст] / И. В. Гурова // Уральский филологический вестник. Серия «Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива». - 2018. - № 2. - С. 142- 148.
3. Ильясова, С. В., Амири, Л. П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы [Текст] / С. В. Ильясова, Л. П. Амири. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. - 296 с.
4. Коряковцева, Е. И. Очерки о языке современных славянских СМИ (семантико-словообразовательный и лингвокультурологический аспекты) [Текст] / Е. И. Коряковцева. -Siedlce: Instytut Filologii Polskiej i Lingwistyki Stosowanej, 2016. - 152 с.
5. Лопатин, В. В., Улуханов, И. С. Словарь словообразовательных аффиксов современного русского языка [Текст] / В. В. Лопатин, И. С. Улуханов. - М.: Издательский центр «Азбуковник», 2016. - 812 с.
6. Радбиль, Т. Б., Рацибурская, Л. В. Словообразовательные инновации на базе заимствованных элементов в современном русском языке: лингвокультурологический аспект [Текст] / Т. Б. Радбиль, Л. В. Рацибурская // Мир русского слова. - Санкт-Петербург: Общество преподавателей русского языка и литературы. - 2017. - № 2. - С. 33-39.
7. Радченко, М. В. Структурно-семантические особенности русских и хорватских новообразований с префиксом anmu-/anti- (на материале языка Интернета) [Текст] / М. В. Радченко // Acta linguistica. - София: Eurasia Academic Publishers. - 2009. - Вып. 3. - № 1. -С.89-96.
8. Федотова, Т. В. Динамика ключевых имён собственных в аспекте их прецедентности и деонимизации [Текст] / Т. В. Федотова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». - 2015. - № 4. - С. 39-41.
9. Шаталова, Ю. Н. Словообразовательная игра в современном рекламном тексте: семантико-деривационный и функциональный аспекты [Текст] / Ю. Н. Шаталова // Современный дискурс-анализ. - 2018. - № 3 (20). - С. 227-232.
WORD-FORMATIVE NEOLOGISMS AS A SOURCE FOR REPLENISHMENT OF
SPORTS ANTHROPONYMICON
Zamaldinov V.E., National Research Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod, zvlad-nn@yandex. ru
In this article, the author considers the word-building neologisms of the beginning of the XXI century as a source of replenishment of the sports anthroponymon: the structural-semantic characteristics of the methods of derivation are given. Frequency usual (prefixing, suffixing, affixoidation) and occasional methods are analyzed. The author attempts to establish that innovations created using unnatural methods of derivation appear when a journalist needs to name new realities, focus the addressee's attention on topical social problems, express his attitude to people, events, thereby promoting the realization of expressive-word-building potential of the original anthroponym. The material for the analysis served as a modern media. The article used the method of continuous sampling, the method
of direct linguistic observation, descriptive-analytical method with elements of the interpretation of the interpretation of innovation. The obtained results are important in lexicographical practice when creating new vocabularies, can be used in the courses of word formation, lexicology, style, culture of speech, linguocriminalism. It is concluded that the names and key figures are the starting words. Therefore, the active formation of innovations motivated by anthroponyms testifies to the dynamic processes that occur in modern society.
Key words: word-formation neologisms, sports anthroponymkon, methods of word formation, mass media.
References
1. Gudkov, D. B. (2010), "Sportivnyj kommentarij kak zerkalo rechevoj ehvolyucii" [=Sports commentary as a mirror of speech evolution], in: Mir russkogo slova [=World of the Russian word], St. Petersburg, No. 2, pp. 64-68 (In Russ.).
2. Gurova, I. V. (2018), "Gejt-proizvodnye v mediadiskurse: lingvokreativnyj aspect" [=Gate derivatives in a media discourse: linguocreative aspect], in: Ural'skij filologicheskij vestnik. Seriya: Yazyk. Sistema. Lichnost': Lingvistika kreativa [=Ural Philological Bulletin. A series of: Language. System. Personality: Linguistic creativity], Yekaterinburg, No. 2. pp. 142-148 (In Russ.).
3. Ilyasova, S. V., Amiri, L. P. (2015), Yazykovaya igra v kommunikativnom prostranstve SMI i reklamy [=Language game in the communicative space of the media and advertising], FLINTA: Nauka, Moscow, 296 p. (In Russ.).
4. Koryakovtseva, E. I. (2016), Ocherki o yazyke sovremennyh slavyanskih SMI (semantiko-slovoobrazovatel'nyj i lingvokul 'turologicheskij aspekty) [=Essays on the language of modern Slavic media (semantic-word-formation and linguocultural aspects)], Instytut Filologii Polskiej i Lingwistyki Stosowanej, Siedlce, 152 p. (In Russ.).
5. Lopatin, V. V., Ulukhanov, I. S. (2016), Slovar' slovoobrazovatel'nyh affiksov sovremennogo russkogo yazyka [=Dictionary of word-formational affixes of the modern Russian language], Azbukovnik Publishing Center, Moscow, 812 p. (In Russ.).
6. Radbil, T. B., Raciburskaya, L. V. (2017), "Slovoobrazovatel'nye innovacii na baze zaimstvovannyh ehlementov v sovremennom russkom yazyke: lingvokul'turologicheskij aspect" [=Word-building innovations on the basis of borrowed elements in the modern russian language: linguistic and cultural aspect], in: Mir russkogo slova [=World of the Russian word], St. Petersburg, No. 2, pp. 33-39 (In Russ.).
7. Radchenko, M. V. (2009), "Strukturno-semanticheskie osobennosti russkih i horvatskih novoobrazovanij s prefiksom anti-/anti- (na materiale yazyka Interneta)" [=Structural and semantic features of Russian and Croatian neoplasms with the prefix anti- / anti- (based on the language of the Internet)], in: Acta linguistica [=Acta linguistica], Sofia, Vol. 3, No. 1, pp. 89-96 (In Russ.).
8. Fedotova, T. V. (2015), "Dinamika klyuchevyh imyon sobstvennyh v aspekte ih precedentnosti i deonimizacii" [=Dynamics of key proper names in the aspect of their precedence and deonimization], in: Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya [=Bulletin of Voronezh State University. Series: Linguistics and Intercultural Communication], Voronezh, No. 4. pp. 39-41(In Russ.).
9. Shatalova, Yu. N. (2018), "Slovoobrazovatel'naya igra v sovremennom reklamnom tekste: semantiko-derivacionnyj i funkcional'nyj aspekty" [=Word-building game in modern advertising text: semantic-derivational and functional aspects], in: Sovremennyj diskurs-analiz [=Modern Discourse Analysis], No. 3 (20), pp. 227-232 (In Russ.).
Замальдинов Владислав Евгеньевич - аспирант кафедры современного русского языка и общего языкознания, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского.
zvlad-nn@yandex.ru