Научная статья на тему 'Роль новообразований в моделировании имиджа политика в современных российских СМИ'

Роль новообразований в моделировании имиджа политика в современных российских СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
241
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ / НОВООБРАЗОВАНИЯ / СУФФИКСАЦИЯ / ПРЕФИКСАЦИЯ / СМИ / POLITICAL IMAGE / NEOLOGISMS / SUFFIXATION / PREFIXATION / MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Замальдинов В.Е.

Анализируется роль новообразований в моделировании имиджа политика в современных российских СМИ. Рассматриваются такие способы словообразования, как суффиксация и префиксация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF NOVELTIES IN MODELING IMAGE POLICIES IN MODERN RUSSIAN MEDIA

The role of neoplasms in modeling the image of politics in modern Russian media is analyzed. Such word formation methods as suffixation and prefixation are considered.

Текст научной работы на тему «Роль новообразований в моделировании имиджа политика в современных российских СМИ»

Филологические науки

УДК 811.161.1

РОЛЬ НОВООБРАЗОВАНИЙ В МОДЕЛИРОВАНИИ ИМИДЖА ПОЛИТИКА В

СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СМИ

В.Е. Замальдинов, Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского (Нижний Новгород, Россия), e-mail: zvlad-nn@yandex.ru

Аннотация. Анализируется роль новообразований в моделировании имиджа политика в современных российских СМИ. Рассматриваются такие способы словообразования, как суффиксация и префиксация.

Ключевые слова: политический имидж, новообразования, суффиксация, префиксация,

СМИ.

ROLE OF NOVELTIES IN MODELING IMAGE POLICIES IN MODERN RUSSIAN

MEDIA

Abstract. The role of neoplasms in modeling the image of politics in modern Russian media is analyzed. Such word formation methods as suffixation and prefixation are considered.

Keywords: political image, neologisms, suffixation, prefixation, media.

Термин «политический имидж» является одним из ключевых понятий современной лингвистики и имиджелогии. Под ним мы будем понимать образ-стереотип, который возникает в массовом сознании в результате эмоционально-психологического воздействия личности лидера или третьими лицами на социум с целью завоевания симпатий населения и формирования общественного мнения. Необходимо отметить, что у граждан складывается представление о политиках не в результате непосредственного контакта с ними, а через средства массовой информации (СМИ). Как справедливо отмечает М.Р. Желтухина, «ме-диадискурс всё более становится побудительным, фатическим, нацеленным на оказание влияния, стимулирование и воодушевление адресата. Это вызвано возрастающей ролью доли политического, юридического, рекламного, делового, религиозного, педагогического, терапевтического дискурсов в медиапространстве» [1, с. 154].

Для создания имиджа политика журналисты часто используют новообразования. Новые номинации привлекают внимание, служат предметом для создания языковых шуток. «Новообразования в средствах массовой информации вызывают особый интерес исследователей, поскольку именно в этой сфере слово должно обладать экспрессивностью, привлекать внимание аудитории, для чего зачастую конструируются лексические единицы, способные выполнить определëнную коммуникативную задачу. При этом именно СМИ и оказываются распространителем новообразования, средством его популяризации» [5, с. 28].

Наиболее продуктивным способом словообразования является суффиксация. С помощью исконно русской морфемы -ец создаются новообразования с семантикой лица по принадлежности к общественно-политическим организациям, взглядам: Пока не появится заинтересованный олигарх, «кириенковцы» еще долго будут ходить вокруг да около гу-

бернаторского кресла... («Заноза». 03.03.17); Надвигающийся «трампец» и ужаснувшиеся мыши (заголовок) («Мировое политическое шоу». 22.01.17); Почётный астаховец (заголовок). Присмотр за детьми во избежание трагедий и несчастных случаев в скором времени могут обеспечивать пенсионеры («Элистинский курьер». 14.01.16); Собянинец Гиль-фанов вышел из СИЗО на гололёд (заголовок) («Новости Руспрес». 20.12.16); Улюкаевец из «Сколкова» назначен на попил имущества и земли Крыма (заголовок) («АПН-Северо-Запад». 23.12.16); В итоге победили «шойгувцы», а Комаров примкнул к победителям («Реальная Хакасия». 29.11.16); Януковцы дважды побили майдаунских депутатов (заголовок) («АПН-Северо-Запад». 23.09.16). Полагаем, что с помощью морфемы -ец журналисты создают в основном уничижительный образ политика и дают оценку поступкам и действиям чиновника.

Оттенок неодобрительности создаётся с помощью стилистически маркированного суффикса -щин(а) для наименования явлений социального и морально-этического плана: Пока «шуваловщина» правит балом, нам из рабства ЖКХ не выбраться! (заголовок) («Макспарк». 18.07.16); Улюкаевщина (заголовок). Эдуард Лимонов о вопросах по делу главы Минэкономразвития («Свободная пресса». 16.11.16); Лучше хотя бы предполагать, чем обернется для нас трамповщина, чем оказаться неготовыми к каким-либо действиям Америки («Iron post». 14.11.16); Вам не нравится слово «памфиловщина»? («ФОРУМ. мск». 23.09.16); БЛЭРОВЩИНА или Нет пророков в своём Отечестве? (заголовок) («DAT Общественная позиция». 13.10.16); Так на вопрос, что есть зюгановщина, коммунизм это или антикоммунизм, ответ очевиден («Макспарк». 16.01.16). Таким образом, с помощью новых номинаций с суффиксом -щин(а), чаще всего создаётся отрицательный политический имидж. «Данные словообразовательные неологизмы пополняют фонд социально маркированной лексики и разговорных экспрессивов» [3, с. 53].

Средством создания имиджа политика являются новообразования с греко-латинским суффиксом -ист с семантикой сторонник кого-либо или чего-либо: За первые месяцы команда Трампа разделилась на два условных лагеря: с одной стороны оказались убеждённые трамписты, такие как Флинн, Бэннон и советник президента Джаред Кушнер, с другой - фигуры более привычные для республиканского истеблишмента («Независимая газета». 21.02.17); Да и не при авторитаризме бывают накладки - провалили же клинто-нисты социологию («NEWSru.com». 18.11.16); «Эрдоганисты» (да-да, некоторые из них так себя и называют) не могут придумать другой причины, как преступный сговор («Федеральное агентство новостей». 07.05.16); Все метались - то эстонские фашисты, то чеченские ваххабисты, то украинские жидобандеристы, то израильские сионисты, то пин-досские капиталисты, то грузинские саакашвилисты («Новости России». 09.11.15). Как видно из примеров, новые номинации с суффиксом -ист оперативно реагируют на интенсивную динамику современного социума и проявляют синтагматическую оценочность в сочетании с основами имён собственных.

Названия политических или идейных течений образуются с помощью суффиксов -изм, -изаци(я): Поэтому-то горняки и сталевары из американской глубинки, составляющие основу трампизма, так похожи на своих российских собратьев с Уралвагонзавода (радио «Эхо Москвы». 10.10.16); На самом деле, произошло обратное - к «кемализму» добавился «эрдоганизм», - отмечает в беседе с корреспондентом EADaily гражданский активист из Турции, фотограф Умут Ведат («Eurasia Daily». 10.11.16); Эту сложную задачу приходится сейчас выполнять клинтонизму («The экономист». 01.06.16); Обамизм и его

последствия (заголовок) («7 Дней». 18.09.15); В Швеции языковеды официально приняли в обращение слово «трампизация», появившееся после многочисленных выступлений избранного американского президента Дональда Трампа в ходе предвыборной гонки («L!fe». 01.01.17); «Обаманизация» никуда не исчезнет и после окончания правления Обамы («9 Канал ТВ». 16.03.16); Сечинизация «Газпрома» (заголовок). Глава «Роснефти» предложил лишить «национальное достояние» экспортной монополии («Новая газета». 06.06.14). Отметим, что новые дериваты мотивируются именами собственными.

В современных российских СМИ активно образуются новые номинации с формантом -инг с автономным процессуальным значением: Надеюсь, «псакинг» как форма общения со СМИ приказал долго жить («Свежие новости». 19.02.17); Это, наверное, обаминг («Мак-спарк». 23.11.15); Между тем, в Стамбуле идёт эрдоганинг - огромный митинг сторонников Эрдогана («Новая газета». 15.06.13). Очевидно, что с помощью «инговых инноваций» авторы статей создают иронический образ политика, который заставляет усомниться в компетентности чиновника и ослабляет его позиции.

Для привлечения большего внимания к политической персоне и создания негативного имиджа журналисты используют искусственный суффиксоид -гейт с семантикой «скандал»: Трампгейт состоит из нескольких частей, каждая из которых имеет различную степень подтвержденности и может иметь разные последствия («Макспарк». 14.01.17); Хилла-ригейт покруче Уотергейта - Трамп (заголовок) («Axar.az». 30.10.16); Или же мы наблюдаем более сложные игры, учитывая, что практически одновременно с событиями в Кемерово случился «улюкаевгейт»? («Тайга. инфо». 16.11.16); Налицо очередной скандал с подслушиванием, который уже можно назвать «Обамагейт» («Мужская работа». 20.02.14). «Данная морфема является эффективным манипулятивным приёмом, с помощью которого распространяется негативная информация» [2, с. 293].

Для создания имиджа политика широко используются префиксальные новообразования. Так, с помощью префикса анти- образуются новые номинации с семантикой отрицания: Здесь участники «Антитрампа» начали стрелять («Ivasi.news». 10.11.16); Операция Запада под условным названием «антиэрдоган» главной целью ставит сохранение Турции в НАТО, но без её нынешнего правителя («Русская народная линия». 11.06.16); Проект «антиАсад» сдулся («Военно-промышленный курьер». 07.10.15); За ярость выражений Захарову даже прозвали «Анти-Псаки» («Теория дискредитации». 11.08.15). Отметим, что инновации с префиксом анти- создают отрицательный имидж политика в общественном сознании.

Активными являются препозитивные компоненты недо- и псевдо- с семантикой недостаточности и неистинности: Он как бы «недоТрамп» («РИА Новости». 02.02.16); Да там же сплошные недопсаки обитают, язви их в дышло! («Изба-читальня». 29.06.14); ПсевдоТрамп заверил, что не знаком с российским президентом («Glavpost.com». 07.11.16); И к слову, можно смотреть вечно на три вещи: как течёт вода, горит огонь и как псевдо-Обама поёт «Because I'm happy» («Экономические известия». 01.05.15). Как видно из примеров, с помощью префиксов недо- и псевдо- журналисты формируют у читателей насмешливо-ироничный имидж политика.

Анализ практического материала показывает, что новообразования в современных российских СМИ обладают имиджемоделирующим потенциалом. Журналисты путём психологического воздействия формируют у читателей навязчивые образы, манипулируют общественным сознанием.

Необходимо отметить, что использование журналистами экспрессивных деривационных средств не является случайным, так как инновации не только номинируют актуальные социальные явления, но и являются ярким средством оценки. Таким образом, «словообразовательный потенциал языка современной газеты позволяет говорить о том, что газета нуждается в словотворчестве, ей нужны новые слова, новые форматы выражения мысли и передачи информации» [4, с. 103].

Литература:

1. Желтухина М.Р. Современный медиадискурс и медиакультура воздействия // Верхневолжский филологический вестник. 2016. №4. С. 154-159.

2. Замальдинов В.Е. Интернациональные словообразовательные морфемы как отражение социокультурных реалий // Научное наследие Б.Н. Головина в свете актуальных проблем современного языкознания (к 100-летию со дня рождения Б.Н. Головина): сборник статей по материалам международной конференции. Н. Новгород: ДЕКОМ, 2016. С. 292-296.

3. Замальдинов В.Е. Новообразования-субстантивы как отражение политических реалий в нижегородских СМИ // Языковая норма и речевая практика в Оренбургском регионе: в 2 ч. Ч. 2. Материалы Международной научной конференции. Оренбург, Оренбургский государственный педагогический университет, 14 октября 2016 г. / сост. и науч. ред. П. А. Якимов. Оренбург: ООО «Издательство „Оренбургская книга"», 2016. C. 52-55.

4. Зотова А.С. Творческий потенциал современного словообразования в языке печатных СМИ // Гуманитарный вестник. 2012. №4 (23). С. 101-103.

5. Катермина В.В. Политическая неономинация в массмедийном дискурсе // Политическая лингвистика. 2016. №4 (58). С. 27-33.

References:

1. Zheltuhina M.R. Sovremennyj mediadiskurs i mediakul'tura vozdejstvija // Verh-nevolzhskij filologicheskij vestnik. 2016. №4. S. 154-159.

2. Zamal'dinov V.E. Internacional'nye slovoobrazovatel'nye morfemy kak otrazhenie sociokul'turnyh realij // Nauchnoe nasledie B.N. Golovina v svete aktual'nyh problem sovremennogo jazykoznanija (k 100-letiju so dnja rozhdenija B.N. Golovina): sbornik statej po materialam mezhdunarodnoj konferencii. N. Novgorod: DEKOM, 2016. S. 292-296.

3. Zamal'dinov V.E. Novoobrazovanija-substantivy kak otrazhenie politicheskih realij v nizhegorodskih SMI // Jazykovaja norma i rechevaja praktika v Orenburgskom regione: v 2 ch. Ch. 2. Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Orenburg, Orenburgskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 14 oktjabrja 2016 g. / sost. i nauch. red. P. A. Jakimov. Orenburg: OOO «Izdatel'stvo „Orenburgskaja kniga"», 2016. C. 52-55.

4. Zotova A.S. Tvorcheskij potencial sovremennogo slovoobrazovanija v jazyke pechat-nyh SMI // Gumanitarnyj vestnik. 2012. №4 (23). S. 101-103.

5. Katermina V.V. Politicheskaja neonominacija v massmedijnom diskurse // Politicheskaja lingvistika. 2016. №4 (58). S. 27-33.

— • —

Сведения об авторе

Владислав Евгеньевич Замальдинов, аспирант кафедры современного русского языка и общего языкознания, Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского (Нижний Новгород, Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.