Научная статья на тему 'Судебное правотворчество и будущее судебного прецедента в России'

Судебное правотворчество и будущее судебного прецедента в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
786
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУДЕБНОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО / СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ / ИСТОЧНИК ПРАВА / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА / РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / СУД / JUDICIAL LAW-MAKING / JUDICIAL PRECEDENT / SOURCE OF LAW / JUDICIAL PRACTICE / SEPARATION OF POWERS / COURT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильев Сергей Львович, Дроздова Анастасия Дмитриевна

Обусловленное появлением новых сфер общественных отношений расширение сфер судебного регулирования влечет за собой также расширение судебной компетенции за счет сужения компетенции административных органов. В юридической науке нет однозначного ответа на вопрос о том, означает ли расширение полномочий судебных органов постепенное приобретение судебной практикой черт источника права. Проблема судейского правотворчества действительно очень сложная. С одной стороны, правотворческая функция суда не согласуется с принципом разделения властей. С другой стороны, сущность принципа разделения властей не сводима к изоляции одной ветви власти от другой, т.е. не носит абсолютного характера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUDICIAL LAW-MAKING AND THE FUTURE OF JUDICIAL PRECEDENT IN RUSSIA

Due to the emergence of new spheres of social relations, the expansion of the spheres of judicial regulation also entails the expansion of judicial competence by reducing the competence of administrative bodies. In legal science, there is no clear answer to the question of whether the expansion of the powers of the judiciary means the gradual acquisition by judicial practice of the features of the source of law. The problem of judicial law-making is really very complex. On the one hand, the legal function of the court was inconsistent with the principle of separation of powers. On the other hand, the essence of the principle of separation of powers is not limited to the isolation of one branch of government from another, i.e. it is not absolute

Текст научной работы на тему «Судебное правотворчество и будущее судебного прецедента в России»

ПРАВОСУДИЕ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

ВАСИЛЬЕВ Сергей Львович,

Курский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, e-mail: mail@law-books.ru

ДРОЗДОВА Анастасия Дмитриевна,

магистрант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (магистерская программа «Судебный юрист»), советник отделения «Проблемы управления»

Российской академии естественных наук, e-mail: an.drozdova111@yandex.ru

СУДЕБНОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО И БУДУЩЕЕ СУДЕБНОГО ПРЕЦЕДЕНТА В РОССИИ

Аннотация. Обусловленное появлением новых сфер общественных отношений расширение сфер судебного регулирования влечет за собой также расширение судебной компетенции за счет сужения компетенции административных органов. В юридической науке нет однозначного ответа на вопрос о том, означает ли расширение полномочий судебных органов постепенное приобретение судебной практикой черт источника права. Проблема судейского правотворчества действительно очень сложная. С одной стороны, правотворческая функция суда не согласуется с принципом разделения властей. С другой стороны, сущность принципа разделения властей не сводима к изоляции одной ветви власти от другой, т.е. не носит абсолютного характера.

Ключевые слова: судебное правотворчество, судебный прецедент, источник права, судебная практика, разделение властей, суд.

VASILYEV Sergey Lvovich,

Kursk Branch of the Financial University under the Government

of the Russian Federation

DROZDOVA Anastasia Dmitriyevna,

Master of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation (Master's Program "Judicial Lawyer"), Adviser to the Department of Management Problems of the Russian Academy of Natural Sciences

JUDICIAL LAW-MAKING AND THE FUTURE OF JUDICIAL PRECEDENT

IN RUSSIA

Annotation. Due to the emergence of new spheres of social relations, the expansion of the spheres of judicial regulation also entails the expansion of judicial competence by reducing the competence of administrative bodies. In legal science, there is no clear answer to the question of whether the expansion of the powers of the judiciary means the gradual acquisition by judicial practice of the features of the source of law. The problem of judicial law-making is really very complex. On the one hand, the legal function of the court was inconsistent with the principle of separation of powers. On the other hand, the essence of the principle of separation of powers is not limited to the isolation of one branch of government from another, i.e. it is not absolute.

Key words; judicial law-making, judicial precedent, source of law, judicial practice, separation of powers, court.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

Обусловленное появлением новых сфер общественных отношений расширение сфер судебного регулирования влечет за собой также расширение судебной компетенции за счет сужения компетенции административных органов [11, 12]. В юридической науке нет однозначного ответа на вопрос о том, означает ли расширение полномочий судебных органов постепенное приобретение судебной практикой черт источника права [15].

Проблема судейского правотворчества действительно очень сложная. С одной стороны, правотворческая функция суда не согласуется с принципом разделения властей [20]. С другой стороны, сущность принципа разделения властей не сводима к изоляции одной ветви власти от другой, т.е. не носит абсолютного характера. Напротив, их деятельность переплетена, во многих государствах разработаны специальные организационно-правовые меры, обеспечивающие не только взаимоограничение, но и взаимодействие полномочий всех ветвей власти в совершенствовании и развитии текущего законодательства [13, 14, 16].

Отдельного внимания заслуживает в современный период и исследование судебного правотворчества при применении норм гражданского законодательства, если реально учитывать, что законодатель нередко вынужден формулировать нормы относительно определенно, вводить ситуативные и оценочные понятия. В связи с этим в судебной практике довольно часто приходится преодолевать пробелы в правовом регулировании процессуальной деятельности и связанных с нею отношений между субъектами судопроизводства с помощью аналогии закона и аналогии права [17, 18]. Процесс толкования неизбежен при реализации правовых норм судами, нотариатом, органами прокуратуры, загса и другими органами, при заключении гражданско-правовых договоров хозяйствующими субъектами, в деятельности общественных организаций и граждан, при разработке доктринальных положений [19]. Толкование особенно важно для работников правоприменительных органов, поскольку применение права является одной из основных обязанностей, формой воплощения их деятельности [21, 22]. С другой стороны, толкование выступает в качестве необходимой стадии правоприменительного процесса, органически взаимосвязанной со всеми другими его этапами. Не вдаваясь глубоко в общую характеристику явления толкования (понятие, содержание, классификацию), отметим, что в юридической науке его изучают в двух аспектах: как процесс мышления лица по уяснению смысла правовой нормы и деятельность определенных органов и лиц, имеющую самостоятельное и специальное значение, по разъяснению содержа-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

ния нормы [29]. Задача толкования в аспекте и уяснения, и разъяснения - правильно понять смысл правовых положений, сформулированных законодателем. Следовательно, толкование в правоприменительном процессе можно определить как особый интеллектуально-волевой акт по уяснению и разъяснению смысла правовых норм в целях их наиболее правильного применения [7].

Подобные вопросы об альтернативных источниках права возникают более остро применительно к судебному прецеденту [8]. При этом следует определиться, что мы имеем в виду под понятием «прецедент». Это юридическое явление в России разительно отличается от судебного прецедента в английском праве, потому что мы развивались в другой исторической среде [23]. Формы появления в России того, что условно названо прецедентом, таковы: зачатки прецедентного права наблюдаются в деятельности Конституционного Суда РФ и судов общей юрисдикции. Начнем с того, что представляет собой правовая позиция Конституционного Суда. Это достаточно новое явление в правовой системе, и потому необходимо разобраться в понятиях [25]. Данное понятие используется в ст. 71 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». И возникает вопрос, совпадают ли эти два понятия: итоговое постановление Конституционного суда и правовая позиция Конституционного суда, которая выражается в мотивировке решения. Постановление Конституционного суда в целом посвящается решению одной конкретной проблемы: соответствует ли Конституции РФ данная проверяемая судом норма [4, 5].

Предмет рассмотрения Конституционного Суда предопределяется предметом обращения, т.е. это та норма, по поводу которой осуществляется судопроизводство [11]. Но часто бывает и так, что аналогичное юридическое содержание присутствует и во многих других нормах, в других законах, которые Конституционным Судом не проверяются. Эта проблема особенно злободневна для России, большой стране, состоящей из большого количества (85) субъектов Федерации и имеющей много однотипных законов (уровня субъекта Российской Федерации) [24].

Оспариваемая в Конституционном Суде РФ норма всегда конкретна. Однако выводы Конституционного Суда РФ и связи с проверкой ее конституционности, основанные на истолковании конституционных норм и принципов, имеют, как правило, гораздо более общее значение. И они могут быть распространены на аналогичные по юридическому содержанию нормы, содержащиеся в других законах и подзаконных актах [26]. При этом Конституционный Суд РФ опирается на

Закон о Конституционном Суде РФ, в ст. 87 которого установлено, что признание нормативного акта несоответствующим Конституции является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его содержание или содержащих аналогичные положения [6, 9].

Несмотря на то, что эта норма содержится в законе о Конституционном Суде РФ, ее адресатами являются все законодатели и правоприменители. Это федеральный конституционный закон, имеющий особый статус в нашей правовой системе. Таким образом, правовые последствия признания конкретной нормы неконституционной оказываются куда более значительными, так как они отражают данную Конституционным Судом РФ оценку правовой позиции законотворческих органов, создавших не только эту конкретную норму, но и все другие нормы с аналогичным юридическим содержанием. В этом смысле понятия «оспариваемая в рамках конституционного судопроизводства норма» и «предмет рассмотрения» в конституционном судопроизводстве не совпадают [9, 10]. На примере конкретной оспоренной нормы Конституционный Суд рассматривает определенную, весьма значимую юридическую проблему, и это составляет предмет рассмотрения [10].

Имеющиеся позиции о роли и месте в правовой системе общества судебной практики и судебного прецедента как источника права отличаются большим разбросом [3]. Поэтому принципиальное значение приобретает теоретический анализ тенденций развития этих процессов с тем, чтобы юридическая наука могла теоретически проанализировать эти процессы, чтобы обеспечить эффективное, научно обоснованное управление ими [1,2].

В условиях усиления процессов глобализации, расширения сфер международного сотрудничества России и возникшей необходимости дальнейшего приведения российского национального законодательства в соответствие с международными стандартами особую актуальность имеет проблема взаимодействия права различных стран, рамки которого детерминированы на международном уровне национально-государственными интересами [27, 28].

Список литературы:

[1] Алпатов Ю.М. Правовое регулирование межмуниципального сотрудничества муниципальных образований Москвы и Санкт-Петербурга // Российский юридический журнал. 2008. № 3. С. 34-41.

[2] Алпатов Ю.М. Развитие законодательства о городском самоуправлении в России (советский и современный период) // История государства и права. 2008. № 9. С. 24-27.

[3] Жарова А.К. // Правовые проблемы обращения информации в интернете. Опыт Республики Узбекистан / Дисс...канд. юрид. наук. Москва, 2002.

[4] Жарова А.К. Информационные конфликты. Правовые аспекты // Сборник «Условия реализации прав граждан и организаций на основе информационных технологий сборник». Институт государства и права РАН. Москва, 2010. С. 143158.

[5] Жарова А.К. Международные правовые концепции борьбы с распространением вредной информации // Бизнес-информатика. 2010. № 4 (14). С. 46-53

[6] Жарова А.К. Место сетевого информационного сообщества в системе правового регулирования // Репутациология. 2009. № 3 (4). С. 29-46.

[7] Жарова А.К. О конфликте интересов субъектов в информационных отношениях // Государство и право. 2011. № 4. С. 42-49.

[8] Жарова А.К. Обеспечение информационной безопасности прав личности, общества и государства при использовании информационно-коммуникационных технологий // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2016. № 3. С. 76-88.

[9] Жарова А.К. Правовая классификация лицензий на программное обеспечение // Информационные ресурсы России. 2010. № 2 (114). С. 38-41.

[10] Жарова А.К. Сущность и структура информационного противоборства // Государство и право. 2009. № 2. С. 48-54.

[11] Мамедов С.Н. Курс лекций по дисциплине «Правоведение». - М.: Изд-во образования и науки РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Владимирский гос. ун-т. Владимир, 2010.

[12] Мамедов С.Н., Иванова Ж.Б., Молчанов Б.А. Цыганский вопрос в Европе: статус и права цыган // Вестник Владимирского юридического института. 2015. № 4 (37). С. 196-201.

[13] Мецгер А.А. Гарантии личной неприкосновенности граждан в правоприменительной деятельности органов внутренних дел (теоретико-правовой аспект) / Дисс... канд. юрид. наук. Москва, 2005.

[14] Мецгер А.А. Гарантии личной неприкосновенности граждан в правоприменительной деятельности органов внутренних дел (теоретико-правовой аспект) / Автореф. дисс. канд. юрид. наук / Моск. ун-т МВД РФ. Москва, 2005.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

[15] Мецгер А.А. О гарантиях права на свободу и личную неприкосновенность в Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 4. С. 83-85.

[16] Мецгер А.А. Понятие и общая характеристика конституционного права на свободу и личную неприкосновенность // Государственная служба и кадры. 2019. № 4. С. 47-49.

[17] Миронов В.О. Государственно-правовые отношения России и Белоруссии в 1917-1922 гг. // Государство и право. 2004. № 12. С. 70-76.

[18] Миронов В.О. Оценка результативности предупреждения преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях // Российский криминологический взгляд. 2010. № 2. С. 377-380.

[19] Миронов В.О. Прокурорские гарантии реализации прав и свобод человека в России // Актуальные вопросы образования и науки. 2012. № 3-4. С. 26-29.

[20] Чернявский А.Г. Правовое значение идеи суверенитета для государства и права. Москва, 2020.

[21] Чернявский А.Г. Роль и значение идеологии для государства и права. Монография / Москва, 2020. Сер. Научная мысль (Изд. 2-е, испр. и доп.)

[22] Чернявский А.Г., Пашенцев Д.А., Лад-нушкина Н.М., Фёклин С.И. Государственная регламентация образовательной деятельности. -Москва, 2020.

[23] Чернявский А.Г., Пашенцев Д.А., Лад-нушкина Н.М., Фёклин С.И. История образования и педагогической мысли: в 3-х томах. Правовое регулирование государственного контроля качества образования. Том 3. Москва, 2020.

[24] Чернявский А.Г., Синяева Н.А., Самодуров Д.И. Международное гуманитарное право. Учебник / Москва, 2020.

[25] Шестак В.А. О некоторых практических аспектах подготовки и рассмотрения судами административных исковых заявлений в современных условиях // Российский судья. 2018. № 5. С. 49-53.

[26] Шестак В.А. О некоторых современных вопросах практического применения судами положений кодекса административного судопроизводства РФ, определяющих правовое положение представителей, условия доказывания и реализацию ряда процессуальных мер // Российская юстиция. 2018. № 5. С. 43-45.

[27] Шестак В.А. О типовых решениях, принимаемых судами по результатам рассмотрения административных дел об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в современных условиях // Мировой судья. 2018. № 2. С. 36-39.

[28] Шестак В.А. Порядок рассмотрения судами административных дел об установлении

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в современных условиях II Мировой судья. 2018. № 1. С.

37-40.

[29] Шестак В.А. Проблемы качества уголовного закона о конфискации имущества I В сборнике: уголовное право: стратегия развития в XXI веке. Материалы XV Международной научно-практической конференции. 2018. С. 183-186.

Spisok literatury:

[1] Alpatov Yu.M. Pravovoe regulirovanie mezhmunicipal'nogo sotrudnichestva municipal'nyh obrazovanij Moskvy i Sankt-Peterburga II Rossijskij yuridicheskij zhurnal. 2008. № 3. S. 34-41.

[2] Alpatov Yu.M. Razvitie zakonodatel'stva o gorodskom samoupravlenii v Rossii (sovetskij i sovremennyj period) II Istoriya gosudarstva i prava. 2008. № 9. S. 24-27.

[3] Zharova A.K. II Pravovye problemy obrashcheniya informacii v internete. Opyt Respubliki Uzbekistan I Diss...kand. yurid. nauk. Moskva, 2002.

[4] Zharova A.K. Informacionnye konflikty. Pravovye aspekty II Sbornik «Usloviya realizacii prav grazhdan i organizacij na osnove informacionnyh tekhnologij sbornik». Institut gosudarstva i prava RAN. Moskva, 2010. S. 143-158.

[5] Zharova A.K. Mezhdunarodnye pravovye koncepcii bor'by s rasprostraneniem vrednoj informacii II Biznes-informatika. 2010. № 4 (14). S. 46-53

[6] Zharova A.K. Mesto setevogo informacionnogo soobshchestva v sisteme pravovogo regulirovaniya II Reputaciologiya. 2009. № 3 (4). S. 29-46.

[7] Zharova A.K. O konflikte interesov sub"ektov v informacionnyh otnosheniyah II Gosudarstvo i pravo. 2011. № 4. S. 42-49.

[8] Zharova A.K. Obespechenie informacionnoj bezopasnosti prav lichnosti, obshchestva i gosudarstva pri ispol'zovanii informacionno-kommunikacionnyh tekhnologij II Trudy Instituta gosudarstva i prava Rossijskoj akademii nauk. 2016. № 3. S. 76-88.

[9] Zharova A.K. Pravovaya klassifikaciya licenzij na programmnoe obespechenie II Informacionnye resursy Rossii. 2010. № 2 (114). S.

38-41.

[10] Zharova A.K. Sushchnost' i struktura informacionnogo protivoborstva II Gosudarstvo i pravo. 2009. № 2. S. 48-54.

[11] Mamedov S.N. Kurs lekcij po discipline "Pravovedenie". - M.: Izd-vo obrazovaniya i nauki RF, Gos. obrazovatel'noe uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya Vladimirskij gos. un-t. Vladimir, 2010.

[12] Mamedov S.N., Ivanova ZH.B., Molchanov B.A. Cyganskij vopros v Evrope: status i prava cygan

// Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta. 2015. № 4 (37). S. 196-201.

[13] Mecger A.A. Garantii lichnoj neprikosnovennosti grazhdan v pravoprimenitel'noj deyatel'nosti organov vnutrennih del (teoretiko-pravovoj aspekt) / Diss. kand. yurid. nauk. Moskva, 2005.

[14] Mecger A.A. Garantii lichnoj neprikosnovennosti grazhdan v pravoprimenitel'noj deyatel'nosti organov vnutrennih del (teoretiko-pravovoj aspekt) / Avtoref. diss. kand. yurid. nauk / Mosk. un-t MVD RF. Moskva, 2005.

[15] Mecger A.A. O garantiyah prava na svobodu i lichnuyu neprikosnovennost' v Rossijskoj Federacii // Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry.

2019. № 4. S. 83-85.

[16] Mecger A.A. Ponyatie i obshchaya harakteristika konstitucionnogo prava na svobodu i lichnuyu neprikosnovennost' // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. 2019. № 4. S. 47-49.

[17] Mironov V.O. Gosudarstvenno-pravovye otnosheniya Rossii i Belorussii v 1917-1922 gg. // Gosudarstvo i pravo. 2004. № 12. S. 70-76.

[18] Mironov V.O. Ocenka rezul'tativnosti preduprezhdeniya prestuplenij, sovershaemyh v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah // Rossijskij kriminologicheskij vzglyad. 2010. № 2. S. 377-380.

[19] Mironov V.O. Prokurorskie garantii realizacii prav i svobod cheloveka v Rossii // Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2012. № 3-4. S. 26-29.

[20] Chernyavskij A.G. Pravovoe znachenie idei suvereniteta dlya gosudarstva i prava. Moskva, 2020.

[21] Chernyavskij A.G. Rol' i znachenie ideologii dlya gosudarstva i prava. Monografiya / Moskva,

2020. Ser. Nauchnaya mysl' (Izd. 2-e, ispr. i dop.)

[22] Chernyavskij A.G., Pashencev D.A., Ladnushkina N.M., Fyoklin S.I. Gosudarstvennaya

reglamentaciya obrazovatel'noj deyatel'nosti. -Moskva, 2020.

[23] Chernyavskij A.G., Pashencev D.A., Ladnushkina N.M., Fyoklin S.I. Istoriya obrazovaniya i pedagogicheskoj mysli: v 3-h tomah. Pravovoe regulirovanie gosudarstvennogo kontrolya kachestva obrazovaniya. Tom 3. Moskva, 2020.

[24] Chernyavskij A.G., Sinyaeva N.A., Samodurov D.I. Mezhdunarodnoe gumanitarnoe pravo. Uchebnik / Moskva, 2020.

[25] Shestak V.A. O nekotoryh prakticheskih aspektah podgotovki i rassmotreniya sudami administrativnyh iskovyh zayavlenij v sovremennyh usloviyah // Rossijskij sud'ya. 2018. № 5. S. 49-53.

[26] Shestak V.A. O nekotoryh sovremennyh voprosah prakticheskogo primeneniya sudami polozhenij kodeksa administrativnogo sudoproizvodstva RF, opredelyayushchih pravovoe polozhenie predstavitelej, usloviya dokazyvaniya i realizaciyu ryada processual'nyh mer // Rossijskaya yusticiya. 2018. № 5. S. 43-45.

[27] Shestak V.A. O tipovyh resheniyah, prinimaemyh sudami po rezul'tatam rassmotreniya administrativnyh del ob ustanovlenii administrativnogo nadzora za licami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody, v sovremennyh usloviyah // Mirovoj sud'ya. 2018. № 2. S. 36-39.

[28] Shestak V.A. Poryadok rassmotreniya sudami administrativnyh del ob ustanovlenii administrativnogo nadzora za licami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody, v sovremennyh usloviyah // Mirovoj sud'ya. 2018. № 1. S. 37-40.

[29] Shestak V.A. Problemy kachestva ugolovnogo zakona o konfiskacii imushchestva / V sbornike: ugolovnoe pravo: strategiya razvitiya v XXI veke. Materialy XV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018. S. 183-186.

ЮРКОМ ПАНИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^^ www.law-books.ru

Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:

• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.

• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-1ЛЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.

/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.