Научная статья на тему 'Понятие гарантий прав граждан в юридической науке'

Понятие гарантий прав граждан в юридической науке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
365
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН / ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ЛИЧНАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ / ЗАКОН / GUARANTEES OF CITIZENS «RIGHTS / LAW ENFORCEMENT / HUMAN RIGHTS / INTERNAL AFFAIRS AGENCIES / PERSONAL INTEGRITY / LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мецгер Андрей Александрович

Правовых исследований понятия «гарантии прав граждан» как важного элемента правового статуса личности в России с каждым годом становится все больше, что не умаляет значения и научной проблематики, не уменьшает количество задаваемых новыми поколениями ученых вопросов и формулируемых проблем в данной сфере научных исследований. Все увеличивающийся массив научной информации и правильно формулированных вопросов позволяют современному научному сообществу шире увидеть проблему сущности и реализации гарантий прав граждан в аспекте реформируемого российского законодательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF GUARANTEES OF CITIZENS ‘RIGHTS IN LEGAL SCIENCE

Legal research of the concept of «guarantees of the rights of citizens» as an important element of the legal status of the individual in Russia is becoming more and more every year, which does not diminish the importance of scientific issues, does not reduce the number of questions asked by new generations of scientists and formulated problems in this field of scientific research. The growing body of scientific information and correctly formulated questions allows the modern scientific community to see more widely the problem of the essence and realization of guarantees of citizens «rights in the aspect of the reformed Russian legislation

Текст научной работы на тему «Понятие гарантий прав граждан в юридической науке»

МЕЦГЕР Андрей Александрович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного права и правового обеспечения управления Института государственного управления и права ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»,

e-mail: metzger@yandex.ru

ПОНЯТИЕ ГАРАНТИЙ ПРАВ ГРАЖДАН В ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Аннотация. Правовых исследований понятия «гарантии прав граждан» как важного элемента правового статуса личности в России с каждым годом становится все больше, что не умаляет значения и научной проблематики, не уменьшает количество задаваемых новыми поколениями ученых вопросов и формулируемых проблем в данной сфере научных исследований. Все увеличивающийся массив научной информации и правильно формулированных вопросов позволяют современному научному сообществу шире увидеть проблему сущности и реализации гарантий прав граждан в аспекте реформируемого российского законодательства.

Ключевые слова: гарантии прав граждан, правоприменение, правозащитная деятельность, правоохранительная деятельность, органы внутренних дел, личная неприкосновенность, закон.

METSGER Andrey Aleksandrovich,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Public Law and Legal Support of Management of the Institute of Public Administration and Law of FSBOU "State University of Management

THE CONCEPT OF GUARANTEES OF CITIZENS 'RIGHTS IN LEGAL SCIENCE

Annotation. Legal research of the concept of «guarantees of the rights of citizens» as an important element of the legal status of the individual in Russia is becoming more and more every year, which does not diminish the importance of scientific issues, does not reduce the number of questions asked by new generations of scientists and formulated problems in this field of scientific research. The growing body of scientific information and correctly formulated questions allows the modern scientific community to see more widely the problem of the essence and realization of guarantees of citizens «rights in the aspect of the reformed Russian legislation.

Key words: guarantees of citizens «rights, law enforcement, human rights, law enforcement, internal affairs agencies, personal integrity, law.

В юридической литературе вопрос гарантий не решен однозначно. Отсутствует единое определение понятия гарантий, что влечет за собой разногласия при анализе системы гарантий и их классификации [14].

Содержание права на личную неприкосновенность и гарантии прав граждан - два разных и неразрывных понятия, характеризующих структуру личной неприкосновенности граждан. Поэтому они требуют последовательного комплексного изучения и анализа [21].

Гарантии прав граждан - это система общих, юридических, организационных условий, средств (способов, приемов, методов), т.е. объективно сложившихся факторов и специально предприни-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

маемых мер, обеспечивающих реализацию и охрану права личной неприкосновенности.

В ходе исследования гарантий прав граждан необходимо учитывать, что право на личную неприкосновенность относится к системе личных прав, основной перечень которых исчерпывающе определен Конституцией России [19]. В свою очередь, обеспечение личных прав и свобод граждан занимает значительное место в структуре деятельности многих государственных органов. К числу таковых государственных органов относятся органы внутренних дел. Обеспечение личных прав граждан осуществляется целой системой форм деятельности органов внутренних дел. Данную систему образуют такие формы, как пра-

воприменительная, организационная, информационно-консультативная, профилактическая, воспитательная [17, 18].

Важнейшей юридической формой деятельности органов внутренних дел в системе обеспечения личных прав граждан, является правоприменение.

Правоприменительная форма выражает деятельность органов внутренних дел по реализации своей компетенции, в данном случае, в сфере обеспечения личных прав и свобод граждан, с целью создания оптимальных условий для их реализации. Она характеризуется изданием правоприменительных актов с целью конкретизации содержания личных прав и свобод граждан, установления порядка, пределов и оснований их реализации, а также индивидуализации других юридических фактов, с которыми связано осуществление личных прав граждан [20].

Особенностью правоприменительной деятельности органов внутренних дел является издание правоприменительных актов. Именно данные акты придают правоприменительной форме деятельности данных органов важнейшую юридическую форму.

Правоприменительные акты могут быть классифицированы по различным основаниям. Многие правоприменительные акты, выносимые органами внутренних дел в процессе обеспечения личных прав граждан, оформляются документами. Остальные формы деятельности органов внутренних дел, образующие систему обеспечения личных прав граждан, имеют ярко выраженную обеспечительную направленность по отношению к правоприменительной деятельности [23]. Выражением правоприменительной деятельности органов внутренних в системе обеспечения личных прав граждан являются правоприменительные акты во всем своем многообразии.

На современном этапе развития российского общества мы находимся на стадии реального построения демократии. В этой связи обеспечению права личной неприкосновенности придается все большее значение. Позитивные тенденции развития общих гарантий оказывают положительное влияние на формирование юридических гарантий права личной неприкосновенности в оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной и административной деятельности органов внутренних дел [22].

Переходя от рассмотрения общих гарантий личной неприкосновенности в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел к рассмотрению юридических гарантий в этой же сфере деятельности, мы также будем придерживаться разграничения последних на гарантии реализации права на личную неприкосновенность, к

которым относятся: пределы (границы) личной неприкосновенности, ее конкретизация; юридические факты, с которыми связывается реализация личной неприкосновенности; процессуальные формы реализации личной неприкосновенности; и гарантии охраны права на личную неприкосновенность, в число которых входят: меры надзора и контроля за правомерностью поведения субъектов права с целью выявления случаев нарушения права на личную неприкосновенность; меры правовой защиты; меры юридической ответственности; меры по предупреждению и пресечению нарушений данного права; процессуальные формы охраны права на личную неприкосновенность; меры профилактики и предупреждения нарушений права на личную неприкосновенность граждан.

Так Конституция Российской Федерации, составляющая наряду с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», правовую основу оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, выделяет следующие правомочия, которые в своей совокупности определяют содержание права на личную неприкосновенность: право на жизнь (часть 1 статьи 20), право на свободу передвижения (статья 27); право на честь, достоинство, доброе имя и деловую репутацию (статья 21); свобода совести (статья 28), мысли и слова (статья 29).

Статья 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», которая гласит: «Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции». Как видно, данная статья не содержит упоминания о личной неприкосновенности, как таковой, хотя в ней перечисляются некоторые правомочия, определяющие содержание права на личную неприкосновенность. Однако, при сравнении статьи 5 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» со статьей 23 Конституции, становится очевидным, что в первом перечень правомочий, составляющих данное право на личную неприкосновенность, отражает только физическую сторону данного права. Такой же значительный элемент, как право на честь, достоинство, доброе имя и деловую репутацию, определяющий нравственный аспект личной неприкосновенности, остается вне поля зрения Закона. Такое сужение перечня правомочий, составляющих рассматриваемое право, представляется нам необоснованным, так как в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности может быть ограничена не только

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

физическая неприкосновенность, но и нравственная. Тем самым, не исключается незаконное причинение вреда чести, достоинству, доброму имени и деловой репутации гражданина, в отношении которого проводились те или иные оперативно-розыскные мероприятия. Однако, не упоминание в статье 5 Закона о нравственной составляющей права на личную неприкосновенность, оставляет ее вне пределов (границ) личной неприкосновенности в оперативно-розыскной деятельности, не конкретизирует ее [16]. Это вполне может создавать трудности для восстановления незаконно нарушенных в процессе указанной выше деятельности чести, достоинства, доброго имени и деловой репутации граждан. Будет препятствовать своевременной и соразмерной компенсации вреда, причиненного данным правам граждан [13, 15].

В этой связи, становится очевидным, что формулировка статьи 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» требует расширения, то есть включения нравственной составляющей права на личную неприкосновенность. Поэтому на настоящий момент предлагаем при определении пределов (границ) личной неприкосновенности, ее конкретизации в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел соблюдать принцип верховенства закона и рассматривать данные пределы через совокупность правомочий, перечисленных в Конституции Российской Федерации [12].

Следующей составляющей гарантий реализации права личной неприкосновенности в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел являются юридические факты, с которыми связывается реализация личной неприкосновенности. То есть нормы правового акта должны указывать на юридические факты, с которыми связано обладание гражданина данным правом и переход его в стадию непосредственного пользования [14].

Обращаясь к тексту части 3 статьи 5 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», видим, что таковая в качестве юридического факта, с которым связывается реализация права личной неприкосновенности (право гражданина обжаловать действия органа в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд) предусматривает предположение лица о том, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его права на личную неприкосновенность. Часть 4 этой же статьи также предусматривает юридические факты, с которыми связывается реализация гражданином права личной неприкосновенности, то есть право истребовать от органа, осуществляющего опера-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

тивно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны [23, 24].

К таким она относит, во-первых, то, что лицо располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий, во-вторых, полагает, что при этом были нарушены его права. Однако необходимо учитывать, что часть 4 указанной статьи содержит и юридические условия, при наличии которых возможно истребование сведений о полученной в отношении данного гражданина информации. Данным условием является недоказанность в установленном законом порядке виновности данного лица в совершении преступления, то есть отказ в возбуждении уголовного дела либо прекращение уголовного дела в отношении данного лица в связи с отсутствием в деянии состава преступления [17].

Специфическим видом юридических гарантий реализации права на личную неприкосновенность в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел являются процессуальные формы реализации личной неприкосновенности. Здесь необходимо упомянуть, что при реализации гражданином права на личную неприкосновенность он сам определяет порядок реализации права, сам организует его осуществление [10, 11].

С учетом того, что оперативно-розыскная деятельность основывается на принципе конспирации, то гражданин не располагает данными о проведении в отношении него оперативно-розыскных действий. Иные государственные органы или должностные лица, которые располагают такими сведениями в целях конспирации и не разглашения государственной тайны не могут требовать от такого гражданина какой-либо особенной процессуальной формы реализации права на личную неприкосновенность [9].

Таким образом, процессуальная форма реализации гражданином права на личную неприкосновенность в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в силу специфики последней не имеет каких-либо особенностей и поэтому не регламентируется законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Данный вывод не позволяет нам рассматривать процессуальную форму реализации личной неприкосновенности в качестве юридической гарантии указанного права в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел [24].

Другим самостоятельным и особым видом юридических гарантий личной неприкосновенности граждан в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел являются гарантии

охраны (защиты) права на личную неприкосновенность [5, 6].

Меры надзора и контроля за правомерностью поведения субъектов права с целью выявления случаев нарушения права на личную неприкосновенность в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел выражены в конституционном контроле высших органов государственной власти, прокурорском надзоре, ведомственном контроле и контроле судебных органов.

Статья 20 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет: «Контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами». В этой связи необходимо отметить, что Президент Российской Федерации является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляется через аппарат Администрации Президента и Совета Безопасности Российской Федерации, которые при рассмотрении жалоб граждан выявляют случаи нарушения права на личную неприкосновенность и направляют данные жалобы для рассмотрения и принятия по ним решения в органы прокуратуры или суды [7, 8].

В соответствии с частью 3 статьи 101 Конституции Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания согласно принятому каждой палатой регламенту, в том числе по вопросам контроля за оперативно-розыскной деятельностью. В соответствии со статьей 21.1 Закона «О государственной тайне»1 члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы на период исполнения ими своих полномочий допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий. Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.

Правительство Российской Федерации как субъект исполнительной власти устанавливает

1 См.: Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной тайне» // Российская газета. 1996. № 106, 6 июня.

основные направления деятельности и организует работу МВД, входящего в его состав, определяет бюджет и гарантирует его исполнение, осуществляя контроль в сфере оперативно-розыскной деятельности для обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью, для чего заслушивает должностных лиц МВД России, издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения в Российской Федерации.

Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью, в том числе в тех случаях, когда данная деятельность затрагивает право граждан на личную неприкосновенность, осуществляется на основании статьи 21 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» Генеральным прокурором Российской Федерации и уполномоченными им прокурорами. По требованию указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-реги-страционную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий. Это предусматривается также и статьями 29, 30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»2.

Следующей гарантией охраны (защиты) права на личную неприкосновенность граждан в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел являются меры правовой защиты, при рассмотрении которых мы будем придерживаться их разграничения на меры защиты и меры юридической ответственности [2, 6].

Данная гарантия содержится в ч. 3 ст. 5 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Применительно к рассматриваемому нами праву данная гарантия звучит так: «Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его права на личную неприкосновенность, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокуратуру или суд». Логичным продолжением изложенного выше положения является и норма (частей 9 и 10 статьи 5) Закона, определяющие обязанности прокурора, судьи или руководителя вышестоящего по отно-

2 См.: Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. № 2202 - I «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. 1995, 1999 гг.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

шению к проводившему оперативно-розыскные мероприятия органа принимать меры к восстановлению нарушенного права граждан на личную неприкосновенность и возмещению им имущественного ущерба, причиненного в ходе оперативной работы. Нарушения данного положения при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, как определяет ч. 10 ст. 5, влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Как видно, в статье 5 Закона в полной мере нашли свое отражение гарантии правовой защиты личной неприкосновенности граждан в оперативно-розыскной деятельности [7].

Несмотря на наличие гарантий в законодательстве и ведомственных нормативных актах, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность, есть еще много неурегулированных вопросов, что дает возможность оперативным аппаратам и их работникам достаточно легко и безнаказанно совершать действия, ущемляющие право граждан на личную неприкосновенность [3]. Для того, чтобы данные действия субъектов оперативно-розыскной деятельности не осуществлялись или в случаях их осуществления не смогли повлечь необратимых последствия нарушения права на личную неприкосновенность существуют меры по предупреждению и пресечению нарушений данного права.

В качестве предупредительных мер в указанном случае можно рассматривать проведение с личным составом органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, разъяснительной и обучающей работы. В этом случае те сотрудники, которые могут нарушить данное право граждан в силу недостатка знаний, должны получить таковые или знать, к кому из должностных лиц оперативных подразделений можно обратиться за консультацией [4]. На другую часть сотрудников, допускающих такие нарушения по мотивам личной или корыстной заинтересованности, то есть умышленно, разъяснительная работа с обязательным приведением примеров привлечения к дисциплинарной, гражданской или уголовной ответственности, должна оказать превентивное воздействие. Если нарушение права граждан на личную неприкосновенность состоялось, то в действие должны быть приведены меры пресечения, которые направлены на принудительное прекращение данного противоправного действия [1]. К таковым можно отнести отстранение сотрудника, допустившего по неосторожности или умышленно нарушение данного права, от проведения оперативно-розыскных мероприятий, вследствие которых состоялось нарушение.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

Список литературы:

[1] Алпатов Ю.М. Правовое регулирование межмуниципального сотрудничества муниципальных образований Москвы и Санкт-Петербурга // Российский юридический журнал. 2008. № 3. С. 34-41.

[2] Алпатов Ю.М. Развитие законодательства о городском самоуправлении в России (советский и современный период) // История государства и права. 2008. № 9. С. 24-27.

[3] Жарова А.К. // Правовые проблемы обращения информации в интернете. Опыт Республики Узбекистан / Дисс...канд. юрид. наук. Москва, 2002.

[4] Жарова А.К. Международные правовые концепции борьбы с распространением вредной информации // Бизнес-информатика. 2010. № 4 (14). С. 46-53

[5] Жарова А.К. Место сетевого информационного сообщества в системе правового регулирования // Репутациология. 2009. № 3 (4). С. 29-46.

[6] Жарова А.К. О конфликте интересов субъектов в информационных отношениях // Государство и право. 2011. № 4. С. 42-49.

[7] Жарова А.К. Правовая классификация лицензий на программное обеспечение // Информационные ресурсы России. 2010. № 2 (114). С. 38-41.

[8] Жарова А.К. Сущность и структура информационного противоборства // Государство и право. 2009. № 2. С. 48-54.

[9] Мамедов С.Н. Курс лекций по дисциплине «Правоведение». - М.: Изд-во образования и науки РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Владимирский гос. ун-т. Владимир, 2010.

[10] Мамедов С.Н., Иванова Ж.Б., Молчанов Б.А. Цыганский вопрос в Европе: статус и права цыган // Вестник Владимирского юридического института. 2015. № 4 (37). С. 196-201.

[11] Миронов В.О. Государственно-правовые отношения России и Белоруссии в 1917-1922 гг. // Государство и право. 2004. № 12. С. 70-76.

[12] Миронов В.О. Оценка результативности предупреждения преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях // Российский криминологический взгляд. 2010. № 2. С. 377-380.

[13] Миронов В.О. Прокурорские гарантии реализации прав и свобод человека в России // Актуальные вопросы образования и науки. 2012. № 3-4. С. 26-29.

[14] Мирская Т.И. К вопросу о понятии гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Юридическая наука. 2013. № 2. С. 23-25.

[15] Чернявский А.Г. Правовое значение идеи суверенитета для государства и права. Москва, 2020.

[16] Чернявский А.Г. Роль и значение идеологии для государства и права. Монография / Москва, 2020.

[17] Чернявский А.Г., Пашенцев Д.А., Лад-нушкина Н.М., Фёклин С.И. Государственная регламентация образовательной деятельности. -Москва, 2020.

[18] Чернявский А.Г., Пашенцев Д.А., Лад-нушкина Н.М., Фёклин С.И. История образования и педагогической мысли: в 3-х томах. Том 3: правовое регулирование государственного контроля качества образования. Том 3. Москва, 2020.

[19] Чернявский А.Г., Синяева Н.А., Самодуров Д.И. Международное гуманитарное право. Учебник / Москва, 2020.

[20] Шестак В.А. О некоторых практических аспектах подготовки и рассмотрения судами административных исковых заявлений в современных условиях // Российский судья. 2018. № 5. С. 49-53.

[21] Шестак В.А. О некоторых современных вопросах практического применения судами положений кодекса административного судопроизводства РФ, определяющих правовое положение представителей, условия доказывания и реализацию ряда процессуальных мер // Российская юстиция. 2018. № 5. С. 43-45.

[22] Шестак В.А. О типовых решениях, принимаемых судами по результатам рассмотрения административных дел об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в современных условиях // Мировой судья. 2018. № 2. С. 36-39.

[23] Шестак В.А. Порядок рассмотрения судами административных дел об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в современных условиях // Мировой судья. 2018. № 1. С. 37-40.

[24] Шестак В.А. Проблемы качества уголовного закона о конфискации имущества / В сборнике: уголовное право: стратегия развития в XXI веке. Материалы XV Международной научно-практической конференции. 2018. С. 183-186.

Spisok literatury:

[1] Alpatov Yu.M. Pravovoe regulirovanie mezhmunicipal'nogo sotrudnichestva municipal'nyh obrazovanij Moskvy i Sankt-Peterburga // Rossijskij yuridicheskij zhurnal. 2008. № 3. S. 34-41.

[2] Alpatov Yu.M. Razvitie zakonodatel'stva o gorodskom samoupravlenii v Rossii (sovetskij i sovremennyj period) // Istoriya gosudarstva i prava. 2008. № 9. S. 24-27.

[3] Zharova A.K. // Pravovye problemy obrash-cheniya informacii v internete. Opyt Respubliki Uzbekistan / Diss...kand. yurid. nauk. Moskva, 2002.

[4] Zharova A.K. Mezhdunarodnye pravovye koncepcii bor'by s rasprostraneniem vrednoj informacii // Biznes-informatika. 2010. № 4 (14). S. 46-53

[5] Zharova A.K. Mesto setevogo informa-cionnogo soobshchestva v sisteme pravovogo reg-ulirovaniya // Reputaciologiya. 2009. № 3 (4). S. 29-46.

[6] Zharova A.K. O konflikte interesov sub"ektov v informacionnyh otnosheniyah // Gosudarstvo i pravo. 2011. № 4. S. 42-49.

[7] Zharova A.K. Pravovaya klassifikaciya licen-zij na programmnoe obespechenie // Informacionnye resursy Rossii. 2010. № 2 (114). S. 38-41.

[8] Zharova A.K. Sushchnost' i struktura informacionnogo protivoborstva // Gosudarstvo i pravo. 2009. № 2. S. 48-54.

[9] Mamedov S.N. Kurs lekcij po discipline "Pravovedenie". - M.: Izd-vo obrazovaniya i nauki RF, Gos. obrazovatel'noe uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya Vladimirskij gos. un-t. Vladimir, 2010.

[10] Mamedov S.N., Ivanova Zf.B., Molchanov B.A. Cyganskij vopros v Evrope: status i prava cygan // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta. 2015. № 4 (37). S. 196-201.

[11] Mironov V.O. Gosudarstvenno-pravovye otnosheniya Rossii i Belorussii v 1917-1922 gg. // Gosudarstvo i pravo. 2004. № 12. S. 70-76.

[12] Mironov V.O. Ocenka rezul'tativnosti preduprezhdeniya prestuplenij, sovershaemyh v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah // Rossijskij kriminologicheskij vzglyad. 2010. № 2. S. 377-380.

[13] Mironov V.O. Prokurorskie garantii realizacii prav i svobod cheloveka v Rossii // Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2012. № 3-4. S. 26-29.

[14] Mirskaya T.I. K voprosu o ponyatii garantij prav i svobod cheloveka i grazhdanina v Rossijskoj Federacii // YUridicheskaya nauka. 2013. № 2. S. 23-25.

[15] Chernyavskij A.G. Pravovoe znachenie idei suvereniteta dlya gosudarstva i prava. Moskva, 2020.

[16] Chernyavskij A.G. Rol' i znachenie ideologii dlya gosudarstva i prava. Monografiya / Moskva, 2020.

[17] Chernyavskij A.G., Pashencev D.A., Ladnushkina N.M., Fyoklin S.I. Gosudarstvennaya reglamentaciya obrazovatel'noj deyatel'nosti. -Moskva, 2020.

[18] Chernyavskij A.G., Pashencev D.A., Ladnushkina N.M., Fyoklin S.I. Istoriya obrazovaniya i pedagogicheskoj mysli: v 3-h tomah. Tom 3: pravovoe regulirovanie gosudarstvennogo kontrolya kachestva obrazovaniya. Tom 3. Moskva, 2020.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

[19] Chernyavskij A.G., Sinyaeva N.A., Samodurov D.I. Mezhdunarodnoe gumanitarnoe pravo. Uchebnik / Moskva, 2020.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[20] Shestak V.A. O nekotoryh prakticheskih aspektah podgotovki i rassmotreniya sudami administrativnyh iskovyh zayavlenij v sovremennyh usloviyah // Rossijskij sud'ya. 2018. № 5. S. 49-53.

[21] Shestak V.A. O nekotoryh sovremennyh voprosah prakticheskogo primeneniya sudami polozhenij kodeksa administrativnogo sudoproizvodstva RF, opredelyayushchih pravovoe polozhenie predstavitelej, usloviya dokazyvaniya i realizaciyu ryada processual'nyh mer // Rossijskaya yusticiya. 2018. № 5. S. 43-45.

[22] Shestak V.A. O tipovyh resheniyah, prinimaemyh sudami po rezul'tatam rassmotreniya

administrativnyh del ob ustanovlenii administrativnogo nadzora za licami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody, v sovremennyh usloviyah // Mirovoj sud'ya. 2018. № 2. S. 36-39.

[23] Shestak V.A. Poryadok rassmotreniya sudami administrativnyh del ob ustanovlenii administrativnogo nadzora za licami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody, v sovremennyh usloviyah // Mirovoj sud'ya. 2018. № 1. S. 37-40.

[24] Shestak V.A. Problemy kachestva ugolovnogo zakona o konfiskacii imushchestva / V sbornike: ugolovnoe pravo: strategiya razvitiya v XXI veke. Materialy XV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018. S. 183-186.

V.

ЮРКОМ ПАНИ

www. law-books, ru ^_

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ПЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.