Научная статья на тему 'Субсидия малому предприятию: шаги к цели (на примере Псковской области)'

Субсидия малому предприятию: шаги к цели (на примере Псковской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБСИДИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / КОНКУРС / ЦЕЛЕВОЕ ФИ-НАНСИРОВАНИЕ / ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЙ ДОХОД / SUBSIDY / GOVERNMENT SUPPORT / COMPETITION / TARGET FNANCING / NON-OPERATING INCOME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гильмиярова Мария Рафиковна

В статье рассмотрена сущность малого предпринимательства. Показана значимость для малого бизнеса субсидий, привлечение которых это своего рода «квест». Определен порядок действий для получения государственной помощи и от-ражения ее в учете при благоприятном исходе событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SUBSIDY FOR SMALL BUSINESS: STEPS TO GOAL (AT-LEAST IN THE PSKOV REGION)

The article deals with the essence of small business. The importance of grants for small business, the attraction of which was a kind of questare shown. Defned procedures for obtaining State assistance and its refection it in accounting for the favorable outcome of the events.

Текст научной работы на тему «Субсидия малому предприятию: шаги к цели (на примере Псковской области)»

УДК657.222, 336.1

М. Р. Гильмиярова

СУБСИДИЯ МАЛОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ: ШАГИ К ЦЕЛИ (НА ПРИМЕРЕ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

В статье рассмотрена сущность малого предпринимательства. Показана значимость для малого бизнеса субсидий, привлечение которых — это своего рода «квест». Определен порядок действий для получения государственной помощи и отражения ее в учете при благоприятном исходе событий.

Ключевые слова: субсидия, государственная поддержка, конкурс, целевое финансирование, внереализационный доход.

Сущность субъектов малого предпринимательства раскрыта в законе № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1]. За последний год законом № 408-ФЗ от 29.12.2015 г., посвященном изменениям в некоторые законодательные акты Российской Федерации, уже внесены три существенных изменения в основополагающий для малого бизнеса документ, в частности:

- с 1 января 2016 года изменен перечень хозяйствующих субъектов, которые вправе относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства (п. 1 ст. 6 Закона № 408-ФЗ, ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ);

- с 1 января 2016 года изменены условия отнесения хозяйствующего субъекта (юридического лица, индивидуального предпринимателя) к той или иной категории субъектов малого или среднего предпринимательства (п. 1 ст. 6, п. 10 ст. 10 Закона № 408-ФЗ, ч. 1.1. ст. 4 Закона № 209-ФЗ);

- с 1 июля 2016 года сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого будет осуществлять ФНС России (п. 2 ст. 6, п. 3 ст. 10 Закона № 408-ФЗ).

В настоящий момент действуют условия отнесения хозяйствующего субъекта к субъектам малого и среднего предпринимательства (СМСП), приведенные в таблице 1.

Все малые предприятия имеют право на финансовую поддержку со стороны бюджетов различных уровней [7]. Как правило, данная поддержка осуществляется в виде предоставления субсидий. На законодательном уровне закреплена трактовка данного понятия, которой мы будем придерживаться: «субсидии — средства, предоставляемые на безвозмездной основе (ассигнования из бюджетов различных уровней, фондов поддержки предпринимательства, благотворительные и иные взносы организаций всех форм собственности и физических лиц, включая международные организации и финансовые институты)» [5, 8].

Ключевые принципы субсидирования хозяйствующих субъектов установлены в Бюджетном кодексе РФ.

Бюджетные субсидии бывают федеральными (выделяются на основе правительственных постановлений РФ), региональными (на основе постановлений правительств субъектов РФ) и субсидии из местного бюджета (на основе нормативно-правовых документов (актов) местных органов власти).

Таблица 1

Критерии отнесения хозяйствующего субъекта к СМСП

1. Хозяйствующий 2. Участие в капитале 3. Категория 4. Средняя 5. Размер

субъект предприятия численность дохода за

(определяется сотрудников за предыдущий

по наиболь- предыдущий календарный

шему календарный год год

показателю

столбцов 4, 5)

1 2 3 4 5

А. Юридические а) общая доля участия Средние от 101 до 250 чел. 2 млрд руб.

лица: следующих лиц не предприятия включительно

- хозяйственные должна превышать 25=%:

общества или - Российской Федерации; Малые до 100 чел. 800 млн руб.

партнерства; - субъектов Российской Федерации; предприятия включительно

- производственные Микро- до 15 чел. 120 млн руб.

или потреби- - муниципальных

тельские образований; предприятия

кооперативы; - общественных и

- крестьянские религиозных органи-

или фермерские заций;

хозяйства. - благотворительных и иных фондов.

Б. Индивидуальные б) совокупная доля

предприниматели участия иностранных юр. лиц не должна превышать 49=% (за определенными исключениями); в) совокупная доля участия, относящаяся к одному или нескольким юр. лицам, не являющимся СМСП, не должна превышать 49=% (за определенными исключениями)

Субсидии предоставляются на безвозвратной и безвозмездной основе с целью: возмещения недополученных доходов; финансового возмещения затрат, сопряженных с производством (реализацией) продукции, работ, услуг.

Хотя данный вид государственной финансовой помощи безусловно невозвратным не является при условии нарушения малым предприятием, являющемся получателем субсидии, критериев, установленных при ее получении, субсидия подлежит возврату. Придется также вернуть государству и остатки субсидии, не использованные в текущем году.

Субсидии могут быть предоставлены только на основании заключенных договоров или соглашений с их получателями. В таком документе, как правило, закрепляется согласие получателя на осуществление проверок соблюдения им условий, целей и порядка предоставления субсидии.

Разберем порядок действия для получения субсидий субъектами малого и среднего предпринимательства с целью возмещения части издержек, связанных с

покупкой или строительством оборудования для создания и (или) развития, либо модернизации производства товаров (работ, услуг), на примере Псковской области (региональные субсидии). Как правило, лицом, ответственным за выполнение всех операций, направленных на финансовую поддержку, является главный бухгалтер (причины будут раскрыты далее).

Для получения субсидии необходимо пройти конкурсный отбор. Лицом, являющимся организатором отбора на основе конкурса СМСП для предоставления субсидий из Псковского областного бюджета является Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике [2]. В 2015 году заявки на участие в конкурсе принимались с 07 сентября по 02 октября. В данном конкурсе приняло участие более 40 малых предприятий, только 17 из которых признаны победителями конкурсного отбора, т. е. им будут предоставлены субсидии в общей сумме 15 млн руб. (лимит бюджетных средств, выделенных в 2015 году на выплату субсидий, исчерпан полностью).

В 2016 году срок приема заявок на участие в конкурсе сократился — с 12 сентября по 30 сентября. Сократился также и общий размер государственной поддержки. Если в 2015 году она составляла 1,5 млн руб. на малое предприятие, то в 2016 году максимальный размер субсидии сократился втрое.

Как же получить эту безвозмездную поддержку? Есть ряд нюансов:

а) субсидии выделяются в размере, не превышающем 50 % произведенных в предшествующем и текущем году расходов (без учета НДС) в целях создания, развития, модернизации производства товаров (работ, услуг);

б) субсидии предоставляются СМСП, ведущим свою деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг), за исключением некоторых видов деятельности, включенных в разделы G (посвящен оптовой и розничной торговле; ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования), J (посвящен финансовой деятельности), К (посвящен операциям с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг), L (посвящен государственному управление и обеспечению военной безопасности; обязательному социальному обеспечению), О (посвящен предоставлению прочих коммунальных, социальных и персональных услуг), Р (посвящен предоставлению услуг по ведению домашнего хозяйства) за некоторыми исключениями ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), либо включенных в разделы G, К, L, N О, S, Т, и, также за некоторыми исключениями ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2);

в) необходимо быть зарегистрированным в установленном федеральным законодательством порядке на территории Псковской области и осуществлять свою деятельность в данном регионе.

Субсидии не предоставляются:

- страховым и кредитным организациям, инвестиционным, негосударственным пенсионным фондам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, ломбардам;

- участникам соглашений о разделе продукции;

- организациям, осуществляющим деятельность в сфере игорного бизнеса;

- организациям, осуществляющим производство и (или) реализацию товаров, по которым исчисляется акциз, а также добычу и (или) реализацию полезных ископаемых, за исключением утвержденных для каждого региона общедоступных полезных ископаемых;

- организациям, находящимся в стадии ликвидации, реорганизации или банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- организациям, имеющим налоговую задолженность или долги по иным обязательным перечислениям в бюджетную систему Российской Федерации;

- организациям, имеющим долги по оплате труда работников;

- организациям, представившим недостоверные сведения о своей деятельности;

- организациям, допустившим в периоде «3 года до даты подачи заявки на предоставление субсидии» нарушения условий предоставления субсидий;

- организациям, в отношении которых до этого принималось решение о предоставлении субсидии на такие же цели и сроки ее оказания не закончились;

- организациям, у которых средний уровень оплаты труда работников с начала текущего года ниже МРОТ, регламентированного Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в редакции, действующей на дату подачи конкурсной заявки (к сведению, с 1 июля 2016 г. минимальный размер оплаты труда составляет 7500,00 рублей);

- организациям, непосредственный либо косвенный контроль над которыми либо над взаимозависимыми и взаимосвязанными с ними лицами имеет фирма, обладающая оффшорной юрисдикцией.

Для участия в конкурсе необходимо представить комплект документов: общих и специальных (для конкретного вида субсидий).

К общим документам относят:

1) заявление на предоставление субсидии;

2) расчет размера субсидии, включающий в себя полный список издержек, направленных к возмещению, с установкой генпоставщиков товаров, работ, услуг, реквизитов соглашений, контрактов и платежных бумаг, сумм издержек и сумм дотаций по каждому варианту издержек;

3) копия Устава субъекта малого и среднего предпринимательства; индивидуальные предприниматели предоставляют копию документа, удостоверяющего личность;

4) копии документов, подтверждающих назначение на должность руководителя субъекта малого и среднего предпринимательства и главного бухгалтера (решения учредителей, трудовые договоры, приказы о вступлении в должность);

5) копия расчета по форме РСВ-1 ПФР (по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование), за последний отчетный период текущего года с отметкой соответствующего органа о его приеме;

6) копии документов, подтверждающих размер дохода от осуществления коммерческой деятельности, который определяется в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации;

7) документ с указанием номера расчетного счета СМСП, открытого в российском банке;

8) справка СМСП о реализованной продукции (работах, услугах) на протяжении двух лет, предшествующих моменту подачи заявки, либо в течение срока хозяйствования, если он менее чем это период;

9) справка субъекта малого предпринимательства о лицах, являющихся взаимосвязанными или взаимозависимыми с ним, по утвержденной комитетом форме;

10) справки из налогового органа и внебюджетных фондов, свидетельствующих об отсутствии у СМСП долгов по налогам и иным обязательным платежам в бюджет Российской Федерации;

11) сведения о среднесписочной численности работников за предыдущий год.

12) копия действующего на дату подачи конкурсной заявки штатного расписания.

Субъект малого и среднего предпринимательства вправе по собственной инициативе представить в составе заявки:

- выписку из ЕГРЮЛ или выписку из ЕГРИП, составленные налоговым органом не ранее чем за 3 месяца до дня подачи заявки;

- справки налогового органа и внебюджетных фондов об исполнении субъектом малого предпринимательства обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, подтверждающие отсутствие задолженности.

Специальные документы для субсидии, предоставляемой в целях возмещения части затрат, связанных с приобретением оборудования для создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), следующие:

1) технико-экономическое обоснование (ТЭО) приобретения оборудования в целях создания, развития, модернизации производства товаров (работ, услуг);

2) копии соглашений на приобретение основных средств в целях создания, развития, модернизации производства товаров (работ, услуг);

3) копии счетов-фактур, товарных накладных и иных товаросопроводительных документов на приобретение оборудования, бухгалтерских документов, свидетельствующих о постановке активов на баланс СМСП;

4) обязательство СМСП не продавать или не допускать иного отчуждения приобретенного имущества в течение 3 лет с даты получения субсидии;

5) копии документов, подтверждающих осуществление расходов на приобретение оборудования (платежные поручения);

6) документы с отметками налоговых органов и подразделений внебюджетных фондов о размере уплаченных в предыдущем году СМСП налогов и страховых взносов;

7) копии документов, подтверждающих новизну приобретенного оборудования (первичные учетные документы объекта основных средств).

Итого — 21 пункт, включающий в себя не по одному документу, из которых для заполнения только одного документа бухгалтер не обладает всеми необходимыми компетенциями — технико-экономического обоснования. А все остальное ложится именно на плечи бухгалтера.

Помимо составления документов по определенным формам, бухгалтеру необходимо будет посетить отделение Пенсионного фонда Российской Федерации с целью заверения расчета по форме РСВ-1, а также получения справок от Федеральной налоговой службы, отделения Пенсионного фонда Российской Федерации, отделение Фонда социального страхования Российской Федерации. Для заверения платежных поручений, подтверждающих затраты на приобретение оборудования, необходимо обратиться в банк.

Схема предоставления субсидии представлена ниже на рисунке 1.

Кроме того, есть свои особенности в учете полученной субсидии.

При организации бухгалтерского учета бюджетных средств рекомендуется руководствоваться ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Если бюджетные средства признаются в бухучете по мере их фактического получения, то делаются следующие проводки:

Дебет 76 Кредит 86 — начислена субсидия.

Дебет 51 Кредит 76 — получена субсидия.

Дебет 86 Кредит 91 субсчет «Прочие доходы» — субсидия включена в доходы.

Рис. 1. Схема предоставления региональной субсидии (на примере Псковской области)

Учет субсидии на возмещение расходов предыдущих отчетных периодов можно вести с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие доходы») без использования счета 86 «Целевое финансирование». Однако такой порядок учета осложняет аналитику. Поэтому целесообразно сумму предоставленных средств отражать на счете 86.

В целях налогового учета государственная помощь (как безвозмездно полученные денежные средства) с 2011 года признается внереализационным доходом в особом порядке (по правилам налогового законодательству до 2011 г. эти поступления отражались в доходах в полном объеме в год их получения, т. к. каких-либо особенностей их учета НК Российской Федерации не выделял, данный механизм снижал эффективность государственной поддержки СМСП, ведь часть субсидии необходимо было возвращать в бюджет в форме налогов).

При этом с 2015 года доходы в виде различных субсидий признаются в целях налогообложения прибыли по разным правилам. Для субсидий, предоставляемых в целях возмещения части затрат, связанных с приобретением оборудования для создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), действуют следующие налоговые правила признания субсидий в составе доходов: по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. При реализации или выбытии указанного оборудования полученные дотации, не отраженные в составе доходов, признаются внереализационными доходами на последнее число отчетного или налогового периода, в котором произошло такое выбытие.

Теперь о порядке начисления налога на добавленную стоимость и вычетов по нему при получении бюджетных средств. Налогом на добавленную стоимость облагается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, при этом в налоговую базу включаются суммы, полученные в виде денежной помощи в качестве увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров, работ, услуг. Денежные средства в виде субсидий, направленных на возмещение расходов, в налоговую базу не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых товаров, работ, услуг. Такую же позицию имеют Минфин России и судебные арбитры. Если речь идет о компенсации расходов, то «входной» налог на добавленную стоимость, оплаченный за счет средств федерального бюджета, нужно восстановить. При этом данные суммы не включаются в стоимость приобретенных за счет субсидий товаров (работ, услуг). Они учитываются в составе прочих расходов. Налог следует восстановить в том налоговом периоде, в котором получены субсидии. Если субсидия выделена из областного бюджета, восстанавливать налог на добавленную стоимость не следует, аналогичная ситуация складывается, если федеральная субсидия получена без учета налога на добавленную стоимость.

Подведем итоги всему вышесказанному.

Малый бизнес в период кризиса как никогда нуждается в поддержке, особенной в финансовой. На уровне регионов поддержка со стороны государства малого бизнеса осуществляется соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и властью на местах. Положительный вклад в развитие малого бизнеса призвано вносить субсидирование малого предпринимательства. Для получения субсидий одного желания мало. Серьезная работа возлагается на бухгалтерию, итог работы которой — несомненный положительный эффект не только для самого малого предприятия, но и для государства и общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Привлечение государственных денежных средств в форме субсидии влечет за собой прирост денежных средств (субсидию можно отнести к притоку денежных средств по текущей деятельности [3, 4]), расходы которых определяются и контролируются «сверху»; увеличение рабочих мест (как одно из условий предоставления субсидии); увеличение масштабов производства; рост налоговых поступлений в бюджеты различных уровней.

Вместе с тем, малый бизнес в Российской Федерации имеет финансовые проблемы, для решения которых необходимы действия, прежде всего, по совершенствованию законодательства, денежной поддержке малого бизнеса, повышению эффективности региональных программ развития СМСП [6], по дерегуляции экономики, преодолению административных барьеров и устранению коррупции.

Литература

1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.2007 г.

2. Постановление Администрации Псковской области «О предоставлении субсидий из областного бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства» № 254 от 14.06.2013 г.

3. Гильмиярова М. Р. Истоки и развитие концепции денежных потоков // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Экономические и технические науки». Выпуск 5. Псков: Псковский государственный университет, 2014. Стр. 53-58.

4. Гильмиярова М. Р. Принципы управления денежными потоками предприятия, осуществляющего инновационные инвестиционные проекты // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Экономика, право и управление». Выпуск 1. Псков: Псковский государственный университет. 2015. Стр. 31-37.

5. Егорова С. Е., Дубков Д. А. Контроль целевого использования бюджетных средств в инновационной деятельности // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Экономика, право и управление». 2015. № 2. С. 134-142.

6. Егорова С. Е., Кулакова Н. Г. Анализ инновационного потенциала организации в системе инновационного развития экономики региона // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 3. С. 109-122.

7. Захарова Т. Н., Михайлова А. В. Основные направления государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации в эпоху кризиса // Научные исследования: от теории к практике. 2015. № 1 (2). С. 248-249.

8. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 670 с.

Об авторе

Гильмиярова Мария Рафиковна — старший преподаватель кафедры учета, анализа и налогообложения, аспирант, финансово-экономический факультет, Псковский государственный университет, Псков, Россия.

E-mail: buh-gmr@yandex.ru

M. R. Gilmiyarova

A SUBSIDY FOR SMALL BUSINESS: STEPS TO GOAL (AT-LEAST IN THE PSKOV REGION)

The article deals with the essence of small business. The importance of grants for small business, the attraction of which was a kind of questare shown. Defined procedures for obtaining State assistance and its reflection it in accounting for the favorable outcome of the events.

Key words: subsidy, government support, competition, target financing, non-operating income.

About the author

Gilmiyarova Maria Rafikovna, Senior Lecturer of the Accounting, Analysis and Taxation Department, postgraduate student, Financial and Economic Faculty, Pskov State University, Pskov, Russia.

E-mail: buh-gmr@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.