Научная статья на тему 'Опыт оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в регионах России'

Опыт оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в регионах России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
969
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / ENTREPRENEURSHIP / SMALL BUSINESS / MEDIUM BUSINESS / IRKUTSK OBLAST / GOVERNMENTAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Санина Людмила Валерьевна

Многие российские предприниматели оказываются вне существующих программ государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку в силу разных причин мало информированы и не знают об их существовании. Кроме того, средства, запланированные целевыми программами, также накладывают ограничения на количество поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которым удается получить поддержку. Неполная информация наряду с другими факторами порождает «управленческую» неопределенность, что влияет на развитие предпринимательства в стране и ее регионах. В статье проанализирован ряд лучших мировых и отечественных практик стран и регионов, являющихся лидерами рейтингов, изучающих условия развития предпринимательства. Предложено для Иркутской области расширение перечня предоставляемых субсидий на основе изучения опыта Московской, Челябинской, Самарской областей. Сделан вывод о необходимости преодоления проявлений макроэкономической «управленческой» неопределенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Санина Людмила Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF GIVING STATE SUPPORT TO SMALL AND MEDIUM BUSINESS ENTITIES IN RUSSIA'S REGIONS

Many Russian businessmen fall outside of the existing state support programs for small and medium business entities (SMBE), as due to various reasons they are not well informed and do not know about their existence. The funds planned by the target programs also impose limitations on the number of SMBEs that are able to get the support. The incomplete information alongside with other factors gives rise to «managerial» uncertainty which influences entrepreneurial development in the country and its regions. The article analyses a number of the world and national best practices of the countries and region, the rating leaders, that study conditions of business implementation, as well as offers for Irkutsk Oblast to expand the list of allotted subsidies in terms of studying the experience Moscow, Chelyabinsk and Samara Oblasts. A conclusion is made of necessity to overcome manifestations of macro-economic «managerial» uncertainty

Текст научной работы на тему «Опыт оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в регионах России»

УДК 330.35 Л. В. Санина

кандидат экономических наук, доцент, Байкальский государственный университет экономики и права

ОПЫТ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ РОССИИ*

Многие российские предприниматели оказываются вне существующих программ государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку в силу разных причин мало информированы и не знают об их существовании. Кроме того, средства, запланированные целевыми программами, также накладывают ограничения на количество поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которым удается получить поддержку. Неполная информация наряду с другими факторами порождает «управленческую» неопределенность, что влияет на развитие предпринимательства в стране и ее регионах. В статье проанализирован ряд лучших мировых и отечественных практик стран и регионов, являющихся лидерами рейтингов, изучающих условия развития предпринимательства. Предложено для Иркутской области расширение перечня предоставляемых субсидий на основе изучения опыта Московской, Челябинской, Самарской областей. Сделан вывод о необходимости преодоления проявлений макроэкономической «управленческой» неопределенности.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность; предпринимательство; малый бизнес; средний бизнес; Иркутская область; государственная поддержка.

L. V. Sanina

PhD in Economics, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law

EXPERIENCE OF GIVING STATE SUPPORT TO SMALL AND MEDIUM BUSINESS ENTITIES IN RUSSIA'S REGIONS

Many Russian businessmen fall outside of the existing state support programs for small and medium business entities (SMBE), as due to various reasons they are not well informed and do not know about their existence. The funds planned by the target programs also impose limitations on the number of SMBEs that are able to get the support. The incomplete information alongside with other factors gives rise to «managerial» uncertainty which influences entrepreneurial development in the country and its regions. The article analyses a number of the world and national best practices of the countries and region, the rating leaders, that study conditions of business implementation, as well as offers for Irkutsk Oblast to expand the list of allotted subsidies in terms of studying the experience Moscow, Chelyabinsk and Samara Oblasts. A conclusion is made of necessity to overcome manifestations of macro-economic «managerial» uncertainty.

Keywords: entrepreneurial activity; entrepreneurship; small business; medium business; Irkutsk Oblast; governmental support.

Как справедливо отмечает профессор Г. Н. Макарова, на современном этапе развития усиливается зависимость результатов в экономике от макроэкономической политики государств, что порождает «управленческую» неопределенность, обусловленную несовершенством государственного управления экономикой и обществом. Для «управленческой» неопределенности характерны такие признаки, как отсутствие у управляющей системы общей идеологии, способной объединить управляемые субъекты; выбор управляющей системой

* Статья подготовлена при финансовой поддержке научно-исследовательской работы «Влияние теневого сектора экономики на качество жизни населения в России и Украине: сравнительный анализ», выполняемой в рамках проектной части государственного задания в сфере научной деятельности № 26.1348.2014/К.

© Л. В. Санина, 2014

таких вариантов действии, которые усиливают зависимость управляемых субъектов и управляющей системы от подвижных и неуправляемых внешних факторов; недостаточная информационная прозрачность; нечеткость официально установленных правил и норм, позволяющих делать разные выводы относительно допущенных нарушений; непредсказуемость действий управляющей системы по отношению к управляемым субъектам и др. [4] Данный вид неопределенности оказывает значительное влияние на многие процессы, в том числе и на развитие предпринимательства.

Мировая практика свидетельствует о том, что в экономике стран с благоприятными условиями для предпринимательской деятельности (например, Германия, Дания, Канада, Новая Зеландия, Норвегия, Республика Корея, Швеция, Япония) государство традиционно принимает довольно заметное участие, в том числе устанавливая нормы и правила, которые способствуют развитию рыночных отношений, не создавая при этом неоправданных препятствий для развития частного сектора. В условиях российской действительности в работах ученых неоднократно на фактических примерах было показано, что имеют место постоянные расхождения декларируемых положений управляющей системы с ее фактическими действиями [2; 6-10], что также характерно для «управленческой» неопределенности. Сами предприниматели дают низкие оценки уровню защиты прав собственности, развитости финансового рынка и возможности получения кредита, простоте запуска и ликвидации предприятия, состоянию институтов. Итогом такого управления является 92-я позиция России из 189 стран в рейтинге «Doing Business 2014»1, при этом эксперты отмечают, что страна все же добилась неплохих успехов, значительно улучшив ситуацию по сравнению с прошлым периодом (табл. 1).

Таблица 1

Ранжирование Российской Федерации в соответствии с рейтингом «Doing Business 2014»

Критерий Рейтинг 2014 Рейтинг 2013 Изменение рейтинга Передовой рубеж (лучшая позиция)

Регистрация предприятий 88 100 + 12 Новая Зеландия

Получение разрешений на строительство 178 180 +2 Гонконг

Подключение к системе электроснабжения 117 188 +71 Исландия

Регистрация собственности 17 46 +29 Грузия

Кредитование 109 105 -4 Малайзия

Защита инвесторов 115 113 -2 Новая Зеландия

Налогообложение 56 63 +7 Объединенные Арабские Эмираты

Международная торговля 157 162 +5 Сингапур

Обеспечение исполнения контрактов 10 10 - Люксембург

Разрешение неплатежеспособности 55 53 -2 Япония

Для Иркутской области можно отметить низкие позиции в рейтинге «Предпринимательский климат в России: индекс ОПОРЫ»: в 2010-2011 г. 40-е место из 40 субъектов Федерации, в 2012 г. — 33-е место из 39 субъектов Федерации. По данным официальной статистики, на конец 2013 г. в регионе насчитывалось 61,8 тыс. индивидуальных предпринимателей, в 2012 г. — 73,5 тыс. Численность малых предприятий (включая микропредприятия) на конец 2013 г. составляла 28,92 тыс., в 2012 г. — 24,8 тыс. (табл. 2).

1 World Bank. 2013. Doing Business 2014: Understanding Regulations for Small and Medium-Size Enterprises. Washington, DC: World Bank Group. DOI: 10.1596/978-0-8213-9984-2. License: Creative Commons Attribution CC BY 3.0. URL : http://russian.doingbusiness.org/~/media/ GIAWB/Doing%20Business/Documents/Annual-Reports/English/DB14-Full-Report.pdf.

Количество субъектов хозяйственной деятельности в Иркутской области в 2009-2013 гг.

Таблица 2

Субъекты хозяйственной деятельности 2009 2010 2011 2012 2013

Юридические лица 67 636 62 638 58 545 59 300 61 653

Из них Средние предприятия 285 417 221 236

Малые предприятия (без микропредприятий) 3 238 3 535 3 927 3 819 3 567

Микропредприятия 19 367 19 880 19 761 21 007 25 351

Индивидуальные предприниматели, чел. 74 476 76 565 75 591 73 469 61 776

Всего 70 888 65 837 61 588 62 283 64 756

Составлено по данным: Институциональные преобразования кутской области : стат. бюл. Иркутск : Иркутскстат, 2014. 68 с. предприятий малого бизнеса. Январь-декабрь 2013 г. : стат. бюл. 51 с.; Основные показатели работы предприятий малого бизнеса. бюл. Иркутск : Иркутскстат, 2013. 51 с.

демографии организаций в Ир; Основные показатели работы Иркутск : Иркутскстат, 2014. Январь-декабрь 2012 г. : стат.

Таким образом, в Иркутской области наблюдается снижение числа индивидуальных предпринимателей на 16 % и малых предприятий (без учета микропредприятий) на 6,6 % при одновременном росте микропредприятий. Выручка от реализации малых предприятий составила 95,2 % к уровню прошлого года, инвестиции в основной капитал — 111,9 %, численность работников по сравнению с 2012 г. снизилась на 3,8 % (табл. 3).

Таблица 3

Распределение числа индивидуальных предпринимателей по муниципальным образованиям Иркутской области в 2009-2013 гг., чел.

Муниципальные 2009 2010 2011 2012 2013

образования всего на 1 000 чел.

Город- МО города Братска 8 476 8 538 8 242 7 746 6 374 26

ские Зиминское городское МО 817 863 821 815 703 22

округа г. Иркутск 20 998 21 863 22 070 22 045 18 847 31

г. Саянск 1 337 1 311 1 292 1 244 1 062 27

г. Свирск 297 334 320 323 283 22

г. Тулун 1 307 1 331 1 246 1 196 1 039 24

МО г. Усолье-Сибирское 3 751 3 727 3 437 3 109 2 457 30

г. Усть-Илимск 3 544 3437 3 571 3 455 2 727 32

г. Черемхово 1 346 1 433 1 421 1 402 1 188 23

Муни- Ангарское МО 9 107 8 866 8 535 7 859 6 352 26

ципаль- Балаганский район 177 190 180 164 144 16

ные районы МО г. Бодайбо и района 693 685 661 646 628 29

Братский район 1 111 1 234 1 195 1 169 1 004 18

Жигаловский район 192 216 211 191 149 17

Заларинский район 512 544 543 533 496 18

Зиминский район 219 266 229 218 206 15

Иркутское районное МО 2 082 2 257 2 425 2 674 2 496 26

Казачинско-Ленский район 571 600 582 563 486 27

Катангский район 78 88 84 73 58 16

Качугский район 312 356 359 341 254 15

Киренский район 538 580 553 542 440 23

Куйтунский район 666 715 667 639 540 18

МО Мамско-Чуйского района 157 161 150 148 127 26

Нижнеилимский район 1 227 1 272 1 271 1 262 1 136 22

Нижнеудинский район 1 817 1 754 1 691 1 640 1 418 21

Ольхонское районное МО 404 431 426 403 309 32

Слюдянский район 1 330 1 426 1 376 1 391 1 153 29

Тайшетский район 1 895 1 985 1 986 1 843 1 453 19

Тулунский район 425 431 413 392 340 13

Усольское районное МО 1 171 1 203 1 167 1 079 890 17

Усть-Илимский район 567 593 569 554 400 22

Усть-Кутское МО 1 600 1 653 1 665 1 622 1 409 27

Усть-Удинский район 297 319 289 283 244 17

Черемховское районное МО 409 495 510 516 435 15

Чунское районное МО 965 956 919 813 669 19

Шелеховский район 1 557 1 665 1 705 1 763 1 462 23

Усть-Ордынский Бурятский 2 524 2 787 2 810 2813 2398 19

округ

Итого 74 476 76 565 75 591 73469 61776 26

Составлено по: Институциональные преобразования демография организаций в Иркутской области : стат. бюл. Иркутск : Иркутскстат , 2014. 68 с.

Таким образом, наибольшее снижение численности предпринимателей (более чем на 23 %) произошло в Усть-Илимском, Качугском муниципальных районах и Ольхонском районном МО (см. табл. 3), эту тенденцию многие специалисты связывают с изменениями в налоговом законодательстве [1; 5].

В структуре всех субъектов предпринимательства по видам экономической деятельности преобладают торговля, ремонт автотранспортных средств и бытовых изделий (наиболее всего это характерно для индивидуальных предпринимателей — 55,4 %), второе место занимают операции с недвижимым имуществом, аренда, предоставление услуг. Для средних предприятий характерно предпринимательство в сфере обрабатывающих производств, строительства, сельского и лесного хозяйства, охоты. Стоит отметить, что недостаточно развиты такие сферы, как образование, здравоохранение, предоставление социальных и коммунальных услуг (рис.).

Оптовая и розничная торговля;^ 55,4 ремонт автотранспортных средств, мотоциклов бытовых изделий и предметов личного пользования

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

Строительство Обрабатывающие производства Транспорт и связь Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Гостиницы и рестораны

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

Финансовая деятельность

0 10 20 30 40 50 60 ■ Индивидуальные предприниматели «Средние предприятия «Малые предприятия

Структура субъектов малого и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности в 2013 г., % к итогу

При одновременном снижении числа субъектов предпринимательской деятельности планируется увеличение объема их оборота, незначительно перекрывающее уровень инфляции в стране, поэтому о коренном изменении ситуации в регионе на ближайшую перспективу говорить не приходится (табл. 4) [3]. На наш взгляд, необходимо расширение форм государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Иркутской области, при этом за основу следует брать лучшие отечественные и зарубежные практики по развитию предпринимательства (табл. 5).

Таблица 4

Динамика показателей инфляции и оборота продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями в 2008-2013 г. и прогноз до 2016 г.

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Прогноз

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2014 2015 2016

Оборот продукции (услуг), млрд р. 325,6 351,1 348,0 441,2 487,0 498,7 536,9 578,9 625,0

% 100 107,8 99,1 126,8 110,4 102,4 107,7 107,8 107,9

Индекс потребительских цен, % прогноз АПРЭКОН 113,3 108,8 108,8 106,1 106,1 106,5 106,3 105,7 106,6

прогноз Минэкономразвития РФ 113,3 108,8 108,8 106,1 106,6 106,7 105,3 105,1 105,1

Индекс цен производителей промышленной продукции, % 93,0 113,9 116,7 112,1 106,8 104,0 105,3 105,4 104,3

Дефлятор ВВП, % 118,0 102,0 114,2 115,9 105,4 103,0 104,7 106,3 105,7

Составлено по данным докладов губернатора Иркутской области о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Иркутской области за 2012 и 2013 г. и их планируемых значениях на 3-летний период; долгосрочного прогноза инфляции от Агентства прогнозирования экономики; базы показателей социально-экономического развития России; прогноза Минэкономразвития РФ показателей инфляции и системы цен до 2016 г.

Таблица 5

Передовая мировая практика по развитию предпринимательства

Направление Мероприятия

Упрощение процедуры регистрации предприятий Прохождение процедуры в режиме онлайн Отсутствие требований в отношении минимальной достаточности капитала Введение системы «одного окна»

Упрощение процедуры получения разрешений на строительство Введение всеобъемлющих строительных правил Введение системы рассмотрения строительных документов с учетом факторов и уровня риска Введение системы «одного окна»

Упрощение процедуры подключения к системе электроснабжения Оптимизация процедур утверждения (энергокомпания получает разрешение на проведение земляных работ или, в случае необходимости, на полосу землеотвода) Обеспечение прозрачности в отношении стоимости и процедур подключения Сокращение финансового бремени, связанного с внесением гарантийного депозита за новые подключения Обеспечение безопасности внутренней проводки путем регулирования профессиональной деятельности электриков, а не процедур подключения

Упрощение процедуры регистрация собственности Использование электронной базы данных об обременении Предоставление кадастровой информации в режиме онлайн Введение ускоренных процедур Введение фиксированных платежей за переоформление собственности на другого владельца

Упрощение процедур получения кредитов Законные права: Введение внесудебных процедур исполнения кредитных договоров Введение норм, допускающих использование общей характеристики залога Ведение единого реестра Кредитная информация: Распространение информации о займах в размере менее 1 % дохода на душу населения Распространение как положительной, так и отрицательной кредитной информации Распространение кредитной информации, поступающей от организаций розничной торговли и коммунальных служб, а также от финансовых учреждений

Защита инвесторов Введение возможности отмены сделок с заинтересованностью Регулирование утверждения сделок с заинтересованностью Введение требований о предоставлении подробных сведений Введение процедуры, предусматривающей возможность доступа ко все корпоративным документам при проведении судебных разбирательств Введение требования о проведении сторонней экспертизы сделок с заинтересованностью Введение процедуры, предусматривающей возможность доступа ко всем корпоративным документам до проведения судебных разбирательств Четкое определение обязанностей членов советов директоров

Упрощение налогообложения Введение процедуры самостоятельного исчисления налогов Введение системы подачи налоговых документов в электронном виде и возможность электронных платежей Введение системы одного налога на каждую налоговую базу

Упрощение правил и процедур осуществления внешнеторговой деятельности Введение электронной системы подачи и обработки документов Введение проверок с учетом факторов и уровня риска Введение системы «одного окна»

Упрощение процедур обеспечения исполнения контрактов Организация специализированного суда, органа или назначение судьи по торговым вопросам Введение электронной системы подачи жалоб

Упрощение процедур разрешения неплатежеспособности Введение законодательного требования о том, что управляющие по делу о несостоятельности должны обладать определенным профессиональным опытом или иметь соответствующие образование Введение процедур учета мнения комитетов кредиторов при вынесении решений в производстве по делам о неплатежеспособности Установление сроков исполнения для большинства процедур разрешения неплатежеспособности Принятие правовой базы для процедур внесудебного урегулирования

Составлено по: Ведение бизнеса 2014: Понимание регулирования деятельности малых и средних предприятий. Вашингтон : Группа Всемирного банка, 2013.

Реализация многих неосуществленных еще в России мероприятий требует значительной политической воли и совершенствования федерального законодательства. Возникает вопрос: что можно сделать на уровне региона? Здесь нам представляется полезным проанализировать опыт ведущих регионов страны по развитию предпринимательства (Московская, Челябинская и Самарская области) в сравнении с показателями по Иркутской области (табл. 6).

Таблица 6

Показатели, характеризующие поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области и регионах-лидерах рейтинга «Индекс 0поры-2012»

Показатель Субъекты РФ

Иркутская область Московская область Челябинская область Самарская область

Место в рейтинге 31-33 1 2 3

Нормативный документ, Поддержка и Развитие малого Развитие ма- Развитие ма-

регулирующий сферу под- развитие малого и среднего пред- лого и среднего лого и среднего

держки малого и среднего и среднего пред- принимательства предприни- предприни-

предпринимательства принимательства в Иркутской об- в Московской области // Пред- мательства в Челябинской мательства в Самарской об-

ласти на 20142018 годы // Государственная принимательство Подмосковья на 2014-2018 годы : области на 2014 год : государствен- ласти на 20092015 годы : областная це-

поддержка приоритетных отрас- государственная программа Мо- ная программа Челябинской левая программа : утв. По-

лей экономики на сковской области области : утв. становлением

2014-2020 годы : : утв. Постановле- Постановле- Правительства

государственная программа : утв. Постановлением нием Правительства Московской области от 23 авг. нием Правительства Челябинской Самарской области от 27 марта

Правительства Иркутской области от 24 окт. 2013 г. № 662/37 области от 22 окт. 2013 г. № 332-П 2009 г. № 184

2013 г. № 442-пп

Ежегодный объем финанси- 358-481 1 796-2 144 196 700-800

рования, млн р.

Объем финансирования 2 180,49 9 868,96 196,00 4 062,23

программных мероприятий,

млн р.

Территория, тыс. км2 774,8 45,8 88,5 53,6

Население, тыс. чел. 2 429 7 093 3 479 3 216

Среднедушевой денежный 14 965 22 324 16 714 20 279

доход, р./мес.

ВРП на душу населения, р. 221 929 253 609 185 816 215 380

Количество субъектов мало- 98,5 266,2 138,2 121,6

го и среднего предпринима-

тельства, тыс. ед.

малые предприятия 3,8 11,0 4,8 6,7

микропредприятия 21,0 63,0 33,8 42,5

средние предприятия 0,2 1,20 0,36 0,4

индивидуальные предпри- 73,5 191,0 99,2 72,0

ниматели

Число субъектов малого 262 186 262 308

предпринимательства на

10 тыс. чел. населения

Доля субъектов малого 20,6 15,6 17,1 17,5

предпринимательства по

занятости населения, %

Оборот, млрд р. 487,0 1 790 479,6 483,2

Ведущие виды экономиче-

ской деятельности в структуре СМСП, % к итогу:

Оптовая и розничная 32,6 35,3 42,96 34,1

торговля; ремонт авто-

транспортных средств, мотоциклов, бытовых

изделий и предметов лич-

ного пользования

Операции с недвижимым 20,1 23,6 18,5 21,0

имуществом, аренда и

предоставление услуг

Обрабатывающие произ- 11,7 12,3 10,5 13,1

водства

Строительство 11,5 10,5 11,2 11,6

Официальный сайт Правительства региона http://www. irkobl.ru/ http://mosreg.ru/ http:// pravmin74.ru/ http://www. samregion.ru/

Характеристика портала Информация пло- Сведения пред- Встречаются Размеще-

хо систематизи- ставлены за разделы, в ко- на полная

рована, частично 2011-2013 гг. торых инфор- актуальная

устаревшая мация отсутствует, либо не обновляется около года информация в доступной форме

Ориентируясь на рейтинг «Индекс Опоры»1, лидерами в 2012 г. признаются Московская, Челябинская, Самарская области. Проведем сравнительный анализ опыта этих регионов в сфере оказания финансовой поддержки СМСП.

В 2011-2013 гг. государственная поддержка СМСП в Иркутской области осуществлялась в соответствии с долгосрочной целевой программой «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2011-2013 годы» и составила порядка 1,1 млрд р. В 2014 г. принята подпрограмма «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2014-2018 годы» государственной программы «Государственная поддержка приоритетных отраслей экономики на 20142020 годы», которая предусматривает реализацию следующих мер:

- финансовая поддержка СМСП и реализуемых ими проектов (субсидии начинающим — гранты на создание собственного бизнеса, поддержка моногородов Иркутской области (Байкальское городское поселение и муниципальное образование г. Усть-Илимска), субсидирование части затрат на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, субсидии начинающим малым и действующим инновационным компаниям, содействие созданию центров времяпрепровождения детей);

- применение правовых рычагов влияния (совокупность нормативных правовых актов федерального и областного уровней), способствующее решению задач подпрограммы, а также регулирующее отношения на всех уровнях исполнительной власти;

- организационные меры, направленные на заключение соглашений с администрациями муниципальных образований и городских округов Иркутской области на предоставление им межбюджетных трансфертов;

- создание и участие в деятельности базовых элементов инфраструктуры поддержки предпринимательства.

К ранее реализуемым мероприятиям предполагается принять дополнительно следующие меры с привлечением средств федерального бюджета:

- содействие созданию и (или) обеспечение деятельности центра молодежного инновационного творчества (40 млн р.);

- поддержка моногородов Иркутской области — Байкальское городское поселение (160 млн р.) и муниципальное образование г. Усть-Илимск (120 млн р.);

- предоставление субсидий на создание и (или) обеспечение деятельности центра кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства (120 млн р.).

В подпрограмме также запланировано достижение целевых ориентиров: увеличение количества малых (с учетом микропредприятий) и средних предприятий до 1 219 ед. на 100 тыс. населения Иркутской области (по расчетам автора в настоящее время данный показатель составляет около 1 200 ед.); рост оборота продукции (работ, услуг), производимой малыми предприятиями, до 128 009 млн р.; увеличение доли налоговых поступлений по специальным режимам налогообложения от субъектов малого и среднего предпринимательства в налоговых доходах Иркутской области до 5,5 %.

В Московской области на конкурсной основе СМСП и организациям инфраструктуры поддержки СМСП ранее (в периоды составления рейтинга «Индекс Опоры») предоставлялось 14 видов субсидий. Кроме стандартного набора субсидий на частичное возмещение расходов (на открытие дела для реализации проектов); на компенсацию затрат по договорным обязательствам (по договорам финансовой аренды и по кредитам, выданным для приобретения основных и пополнения оборотных средств); на уплату процентов по кредитам СМСП,

1 Исследовательский проект «Предпринимательский климат в России: индекс Опоры» URL : new.opora.ru/projects/index.

производящими и (или) реализующими товары (работы, услуги), предназначенных для экспорта; по оплате услуг по разработке средств индивидуализации продукции (работ, услуг), предназначенных для экспорта; на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях, в том числе за рубежом; на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения; на оплату консультационных и образовательных услуг; поддержку инновационных организаций, являющихся субъектами СМСП) были предусмотрены субсидии на модернизацию производства; разработку и внедрение систем менеджмента качества и проведение сертификации по соответствующим установленным системам и стандартам качества, экологическим стандартам, в том числе международным; компенсацию части расходов на патентно-лицензионные операции и защиту интеллектуальной собственности и по практическому применению (внедрению) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат Московской области. На конкурсной основе предоставлялись субсидии на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми.

В государственной программе, рассчитанной на 2014-2018 гг., акцент сделан на малые и микропредприятия, поскольку именно они обеспечивают высокий процент занятости населения и оборота и выделены конкретные направления по тем сферам деятельности экономики Московской области, которые наиболее нуждаются в государственной поддержке:

- развитие инфраструктуры поддержки СМСП (создание бизнес-инкубаторов, технопарков; организаций в области инноваций и промышленного производства; предоставление добровольного имущественного взноса на обеспечение деятельности некоммерческой организации «Московский областной гарантийный фонд содействия кредитованию СМСП» для увеличения капитализации организации; частичная компенсация затрат СМСП, являющихся резидентами промышленных парков, на уплату арендной платы за земельные участки (объекты недвижимости), расположенные на территории промышленных парков);

- поддержка СМСП, реализующих программы модернизации производства в сфере обрабатывающих производств, транспорта и связи, сельского хозяйства, здравоохранения и предоставления социальных услуг, образования;

- поддержка высокотехнологичных и инновационных компаний, осуществляющих технологические инновации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- поддержка социального предпринимательства. Запланирована компенсация затрат СМСП, осуществляющих предоставление услуг (производство товаров) в сферах деятельности: социальное обслуживание граждан, услуги здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях, производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, обеспечение культурно-просветительской деятельности (театры, школы-студии, музыкальные учреждения, творческие мастерские), предоставление образовательных услуг группам граждан, имеющим ограниченный доступ к образовательным услугам на цели, определяемые Правительством Московской области. Есть компенсации для СМСП, работающих в области ремесел, народных художественных промыслов, сельского экологического туризма и по образовательным программам дошкольного образования, проектам по присмотру и уходу за детьми и созданию дошкольных образовательных центров;

- поддержка муниципальных программ развития СМСП;

- создание благоприятной среды для предпринимательства.

Стоит отметить, что в помощь предпринимателям на сайте Министерства экономики области опубликован перечень организаций инфраструктуры поддержки СМСП, в котором разъяснены их функциональные различия. В этот список входит множество организаций, в том числе 14 фондов поддержки предпринимательства, около 60 общественных организаций, бизнес-инкубаторы, консультационные и учебно-деловые центры, технопарки, палаты и центры ремесел и пр.

Размер целевых расходов регионального бюджета и общее число СМСП области с количеством предприятий, получившим как прямую поддержку, так и через инфраструктуры поддержки, трудно назвать масштабом оказываемой помощи внушительным. Тем не менее, на протяжении последних лет Московская область стабильно входит в тройку лидеров среди субъектов РФ по развитию малого предпринимательства. Региональные власти отмечают, что основными барьерами, которые препятствуют развитию СМСП в Московской области, являются:

- снижение доступности производственных площадей в связи с постоянно возрастающей стоимостью аренды;

- недостаток в обеспеченности услугами инфраструктурных объектов, в первую очередь в области инноваций и промышленного производства, таких как центров коммерциализации технологий, центров коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговых центров, центров прототипирования и промышленного дизайна;

- административные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности;

- неразвитость системы информационно-консультационной поддержки;

- ограниченная доступность финансовых ресурсов, обусловленная сложностью получения заемного финансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства и высокой стоимостью банковских кредитов;

- сложность доступа СМСП к рынкам сбыта, в том числе зарубежным и региональным, что объясняется меньшими возможностями и финансовыми ресурсами большинства СМСП в сравнении с крупными предприятиями.

В Самарской области в части государственной поддержки СМСП ставка делается на законодательные инициативы, создание и развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства, предоставление предпринимателям бесплатных услуг и безвозмездных субсидий для компенсации затрат. Виды поддержки: субсидии, микрозаймы, поручительства, лизинг оборудования; информационно-консультационная поддержка — бесплатные консультации, выставочная деятельность; поддержка в области подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров — обучение потенциальных предпринимателей «Основам предпринимательской деятельности», обучающие семинары по интересующим предпринимателей вопросам; поддержка СМСП в области инноваций и промышленного производства, поддержка экспортно-ориентированных малых предприятий.

К инфраструктуре поддержки СМСП в Самарской области относится ГКУ Самарской области «Информационно-консалтинговое агентство Самарской области», оказывающее бесплатные консультации предпринимателям по вопросам ведения бизнеса, ГУП «Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Самарской области», выступающий поручителем по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства, микрофинансовые организации Самарской области, предоставляющие займы, Центр инновационного развития и кластерных инициатив, оказывающий поддержку малым инновационным предприятиям, региональный центр развития предпринимательства Самар-

ской области, оказывающий поддержку экспортно-ориентированным малым предприятиям, Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятий в научно-технической сфере Самарской области, Региональный центр инноваций и трансфера технологий, Самарская областная лизинговая компания для малого и среднего бизнеса, бизнес-инкубаторы, ассоциации предприятий и предпринимателей Самарской области, отстаивающие интересы СМСП в органах власти Самарской области и т. д.

В регионе:

- разработаны мероприятия по стимулированию муниципалитетов на осуществление ими деятельности по привлечению инвесторов путем предоставления местным бюджетам дотаций в размере налоговых платежей, уплачиваемых в областной бюджет инвесторами, привлеченными местными властями. Дотации предоставляются ежегодно в течение трех лет в размере, соответствующем сумме налоговых платежей (налог на доходы физических лиц, удерживаемый организацией в качестве налогового агента, налог на прибыль организации (с корректировкой на уточнённую налоговую декларацию), налог на доходы физических лиц, удерживаемый организацией в качестве налогового агента, налог на имущество организаций, единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения), фактически уплаченных в областной бюджет инвестором в рамках реализации инвестиционного проекта по итогам года;

- реализованы законодательные инициативы для развития бизнеса по созданию и развитию индустриальных парков, предоставлению субсидий, созданию института Уполномоченного по защите прав предпринимателей, оценке регулирующего воздействия нормативно-правовых актов (их проектов) на предмет избыточных административных и иных ограничений для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности. Стоит отметить, что подобные инициативы реализованы во многих регионах страны;

- для моногородов области утверждены льготные условия софинансиро-вания муниципальных программ поддержки предпринимательства — 85 % средства областного и федерального бюджетов;

- применяются механизмы государственно-частного партнерства на основании концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, инвестиционного меморандума, соглашения о социально-экономическом сотрудничестве (намерениях) на основании соответствующей нормативно-правовой базы и др.;

- составлены и реализуются План работ (дорожная карта) по улучшению инновационной деятельности в Самарской области на 2013-2014 гг. и карта развития венчурного инвестирования в Самарской области;

- планируется формирование Фонда долгосрочных прямых инвестиций и Фонда посевных инвестиций за счет средств регионального бюджета и частных инвесторов;

- осуществляется системная работа с молодежью (проводятся образовательные мероприятия, форумы, конкурсы, отборы, чемпионаты, StartUp Weekends, функционируют предпринимательские клубы, венчурные кафе, издаются специализированные издания и пр.);

- для поддержки местных товаропроизводителей, которые не могут конкурировать с крупными поставщиками и торговыми сетями, разработаны меры по продвижению региональной торговой марки, созданию привлекательного имиджа региона, доступа местных товаропроизводителей в федеральные торговые сети и повышению качества и конкурентоспособности местной продукции.

В Челябинской области реализация государственной программы развития малого и среднего предпринимательства осуществляется по 11 приоритетным направлениям:

- совершенствование законодательства в сфере регулирования деятельности СМСП и устранение административных барьеров за счет совершенствования нормативно-правовой базы, проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов и мониторинга состояния предпринимательского климата в Челябинской области (с выявлением проблем, сдерживающих развитие бизнеса, оценкой состояния рынка труда и определением потребностей в кадрах, образовательных услугах для МСП), организации работы «горячей линии» для СМСП;

- содействие развитию малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне за счет обобщения и распространения опыта МО Челябинской области, предоставления субсидий местным бюджетам на содействие развитию СМСП; модернизации автоматизированных рабочих мест для самостоятельной работы субъектов малого и среднего предпринимательства с электронными информационно-правовыми системами; организации и проведения конкурса «Лучший городской округ (муниципальный район) Челябинской области по развитию малого и среднего предпринимательства»;

- финансовая поддержка СМСП. Предусматривается развитие Фонда содействия кредитованию малого предпринимательства Челябинской области; предоставление субсидий СМСП на возмещение затрат: по оплате стоимости вознаграждения по договорам поручительства, заключенным с некоммерческими организациями, обеспечивающими исполнение обязательств по кредитам; на уплату процентов по кредитам; на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга;

- поддержка и развитие начинающих предпринимателей, молодежного предпринимательства (организация и проведение семинаров, курсов, тренингов для незанятого населения, инвалидов, субъектов молодежного предпринимательства и других групп незанятого населения по развитию предпринимательской деятельности; развитие бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей; оснащение и модернизация материально-технической базы бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей (приобретение основных средств, программного обеспечения, проведение текущего и капитального ремонтов, противоаварийных и противопожарных мероприятий); предоставление субсидий на возмещение затрат по реализации предпринимательских проектов; организация и проведение ярмарок вакансий для студентов и выпускников профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, стажировок на малых и средних предприятиях);

- развитие женского и семейного предпринимательства (предоставление субсидий субъектам женского и семейного предпринимательства на возмещение затрат по реализации предпринимательских проектов; содействие продвижению их продукции на рынок; организация и проведение областных мероприятий для этих субъектов, участие в конкурсах, форумах, ассамблеях и других мероприятиях);

- совершенствование механизмов использования областного и муниципального имущества для развития МСП за счет: во-первых, ведения Перечней имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области и муниципальной собственности, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование СМСП и размещение их в сети Интернет, и во-вторых, на основе проведения мониторингов: предоставления органами

местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности, сроков и процедуры предоставления земельных участков в аренду и собственность и реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ на территории Челябинской области;

- информационная поддержка СМСП, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности (актуализация реестра субъектов СМСП - получателей поддержки, развитие специализированного сайта; издание справочных и методических пособий, каталогов товаров, производимых СМСП; организация и проведение областных мероприятий, посвященных празднованию Дня российского предпринимательства и пр.);

- содействие СМСП, производящих и (или) реализующих товары (выполняющих работы, оказывающих услуги), предназначенные для экспорта (координация деятельности, развитие центра субконтрактации, предоставление субсидий СМСП на возмещение затрат по производству, продвижению продукции и (или) реализации товаров (работ, услуг), предназначенных для экспорта);

- развитие и финансирование народных художественных промыслов и ремесленной деятельности (предоставление субсидий СМСП, осуществляющим деятельность в сфере народных художественных промыслов и ремесленной деятельности, на возмещение затрат по реализации предпринимательских проектов; содействие продвижению их продукции; подготовка и издание каталогов изделий народных художественных промыслов и ремесленных изделий; организация и проведение семинаров, мастер-классов для этих субъектов);

- поддержка и развитие СМСП, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего, въездного туризма (предоставление субсидий на возмещение затрат по реализации предпринимательских проектов в сфере внутреннего, въездного туризма; проведение семинаров, «круглых столов», презентаций);

- содействие СМСП в реализации программ энергосбережения, повышения энергоэффективности и обеспечении доступа к объектам инфраструктуры (оказание информационной поддержки по вопросам подключения к объектам инфраструктуры, пропаганда реализации СМСП программ энергосбережения, внедрения энергосберегающих технологий, а также контроль применения программ повышения энергоэффективности подведомственными учреждениями, относящимися к организациям инфраструктуры поддержки предпринимательства).

Кроме перечисленных пунктов программ поддержки предпринимательства были проанализированы размеры предоставляемых субсидий, и хотя их величина по видам субсидий отличается в регионах до 4 раз, хочется отметить, что размеры субсидий, предоставляемых в Иркутской области не ниже или ненамного ниже, чем размер аналогичных субсидий по сравниваемым регионам.

Таким образом, можно говорить о значительной разнице в диапазоне предлагаемых мер господдержки. На наш взгляд, требуют рассмотрения на уровне Правительства Иркутской области вопросы о расширении способов поддержки СМСП, в частности может оказаться полезным опыт регионов-лидеров по:

- предоставлению местным бюджетам дотаций в размере налоговых платежей, уплачиваемых в областной бюджет инвесторами, привлеченными местными властями и переносу акцента развития предпринимательства на уровень муниципалитетов (большего софинансирования муниципальных программ);

- оказанию поддержки приоритетным сферам экономики региона (обрабатывающие производства, транспорт и связь, сельское хозяйство, предприятия сферы услуг, народные промыслы, туризм);

- повышению информированности СМСП, в том числе о сроках проведения конкурсов на предоставление субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, развитию информационного взаимодействия, более активному внедрению новых информационных технологий, социальной рекламы;

- повышению доступности производственной и высокотехнологической инфраструктуры для СМСП (центры коммерциализации технологий, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговые центры, центры прототипирования и промышленного дизайна и др.);

- субсидированию молодежного, женского и семейного предпринимательства.

В заключении хочется отметить, что хотя мы и предлагаем расширить спектр предоставляемых направлений поддержки СМСП только увеличением их числа, решение проблемы на этом не должно ограничиваться. На наш взгляд, проблема эффективного государственного регулирования предпринимательства, комплексная, она бесспорно налицо для всех субъектов Федерации. Исходя из того, что предпринимательство является одним из стратегических ресурсов и внутренних источников развития национальной экономики в целом и ее предпринимательских структур, требует дальнейших исследований нахождение форм, методов, способов устранения причин, порождающих эту проблему и само наличие которых свидетельствует о неразвитости методологии в рамках выявленной проблемы. Мы согласны с Г. Н. Макаровой, что «пока государство не начнет реально преодолевать сложившиеся главные проявления макроэкономической «управленческой» неопределенности, отдельные, точечные, мероприятия по стимулированию развития предпринимательской деятельности (даже если бы они действительно проводились) невозможно будет сколько-нибудь эффективно реализовать» [4].

Список использованной литературы

1. Киреенко А. П. Развитие налогообложения индивидуальных предпринимателей и борьба с уклонением от уплаты налогов / А. П. Киреенко, М. О. Климова // Регион: Экономика и Социология. — 2012. — № 1. — С. 142-159.

2. Киреенко А. П. Трансформация налоговой системы в условиях усиления взаимодействия с предпринимательской средой: теория и практика : дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.10 / А. П. Киреенко. — Иркутск, 2005. — 329 с.

3. Курганский С. А. Инфляция в России: факторы и тенденции // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2012. — № 2 (82). — С. 40-54.

4. Макарова Г. Н. «Управленческая» неопределенность в российской экономике / Г. Н. Макарова. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. - 191 с.

5. Налоговые системы. Методология развития / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. — М. : Юнити-Дана, 2012. — 464 с.

6. Новикова Н. Г. Анализ рыночных возможностей: проблемы, методология и опыт / Н. Г. Новикова. — Иркутск : Изд-во ИГЭА, 2000. — 152 с.

7. Последствия вступления России во Всемирную торговую организацию для региональной экономики / С. В. Чупров, А. П. Киреенко, Д. Ю. Федотов [и др.] ; науч. ред. А. П. Киреенко, Д. Ю. Федотов, Л. В. Санина. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — 252 с.

8. Самаруха А. В. Межтерриториальное и международное сотрудничество регионов Сибирского федерального округа / А. В. Самаруха // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2010. — № 2 (70). — С. 50-56.

9. Самаруха В. И. Региональная экономика: территориальные аспекты развития Сибирского федерального округа / В. И. Самаруха., Т. Г. Краснова, Т. Н. Плотникова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2009. — 300 с.

10. Туренко Б. Г. Комплексная стратегия развития предприятий малого и среднего бизнеса / Б. Г. Туренко, Т. А. Туренко. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — 224 с.

References

1. Kireenko A. P., Klimova M. O. Improving taxation of sole proprietors and measures against tax evasion. Region: ekonomika i sotsiologiya - Region: economy and sociology, 2012, no. 1, pp. 142-159 (in Russian).

2. Kireenko A. P. Transformatsiya nalogovoi sistemy v usloviyakh usileniya vzaimode-istviya s predprinimatel'skoi sredoi: teoriya i praktika. Dokt. Diss. [Transformation of the taxation system in terms of strengthening of interaction with business environment: theory and practice. Doct. Diss.]. Irkutsk, 2005. 329 p.

3. Kurgansky S.A. Inflation in Russia: factors and tendencies. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii - Izvestiya of Irkutsk State Academy of Economics, 2012, no. 2 (82), pp. 40-54 (in Russian).

4. Makarova G. N. «Upravlencheskaya» neopredelennost v rossiiskoi ekonomike [«Managerial» uncertainty in Russian economy]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2010. 191 p.

5. Maiburov I. A., Ivanov Yu. B. (ed.) Nalogovye sistemy. Metodologiya razvitiya [Taxation systems. Methodology of development]. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2012. 464 p.

6. Novikova N. G. Analiz rynochnykh vozmozhnostei: problemy, metodologiya i opyt [Analysis of market opportunities: problems, methodology and experience]. Irkutsk State Economics Academy Publ., 2000. 152 p.

7. Chuprov S. V., Kireenko A. P., Fedotov D. Yu., Sanina L. V. Posledstviya vstupleni-ya Rossii vo Vsemirnuyu torgovuyu organizatsiyu dlya regionalnoi ekonomiki [Consequences of Russia's entering into World Trade Organization for regional economy]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2013. 252 p.

8. Samarukha A. V. Interterritorial and international co-operation of the regions of Siberian federal district. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii -Izvestiya of Irkutsk State Academy of Economics, 2010, no. 2 (70), pp. 50-56 (in Russian).

9. Samarukha V. I., Krasnova T. G., Plotnikova T. N. Regionalnaya ekonomika: terri-torialnye aspekty razvitiya Sibirskogo federalnogo okruga [Regional economy: territorial aspects of development for Siberian Federal District]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2009. 300 p.

10. Turenko B. G., Turenko T. A. Kompleksnaya strategiya razvitiyapredpriyatii malo-go i srednego biznesa [Comprehensive strategy of small and medium business development]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2013. 224 p.

Информация об авторе

Санина Людмила Валерьевна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и менеджмента сервиса, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: glv2010@yandex.ru.

Author

Lyudmila V. Sanina — PhD in Economics, Associate Professor, Chair of Economics and Service Management, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: glv2010@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.