П.Н.Осипов
Ключевые слова:
профессиональное образование, обучающиеся, предприятие, государство, учреждение профессионального образования, работодатель, родители, школа, выбор профессии, конкурентоспособность.
СУБЪЕКТЫ СиСТЕМЫ
профессионального образования как гаранты его качества
рассматривая профессиональное образование как целостную систему, автор показывает роль её различных субъектов (государства, школы, учреждений профессионального образования, работодателей, родителей, самих обучающихся) в обеспечении подготовки конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда.
система профессионального образования представляет собой совокупность различных субъектов: потребители (обучающиеся), заказчики (граждане, предприятия, государство) и исполнители (учреждения профессионального образования). Поэтому качество профессионального образования зависит от степени способности и готовности каждого субъекта к взаимодействию в направлении достижения желаемого результата. говоря о роли субъектов профессионального образования в обеспечении его качества, мы, очевидно, должны рассматривать его как целостную систему, включающую все подсистемы от до-профессиональной, трудовой подготовки школьников, начальной профессиональной подготовки молодёжи до высшего и последипломного образования.
с точки зрения субъектного состава система профессионального образования
включает и семью, и школу, внешкольные учреждения, и средства массовой информации, и воспитание как социальный институт. Основным субъектом системы профессионального образования, безусловно, является обучающийся - не будь его, не будет и самой системы.
К сожалению, по различным данным, подтверждающим друг друга, половина учащихся, как правило, выбор профессионального будущего не связывают со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда. Имеет место парадоксальная ситуация: профессиональные намерения большинства выпускников общеобразовательных школ и многих выпускников учебных заведений среднего профессионального образования связаны с продолжением образования в вузе, независимо от уровня знаний (47% опрошенных нами учеников XI классов сами считают свои знания недостаточными для учебы в вузе).
Учащиеся IX классов основной школы испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе. Как правило, они совершают этот выбор под влиянием случайных факторов. Например, за компанию с товарищами, по совету взрослых (а они часто переоценивают или недооценивают способности и возможности детей). Часто школьники попадают под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов. При этом они считают, что располагают достаточной информацией (например, о профессии юриста), и именно этот фактор указывают в качестве основного, обосновывая свой выбор профиля дальнейшего обучения.
К причинам сложившегося положения можно отнести:
- отсутствие государственной заинтересованности в социальном сопровождении подготовки кадров еще со школьной скамьи;
- нежелание педагогов уделять должное внимание психолого-педагогической поддержке самоопределения школьников (главное, по их мнению, дать знания, а все остальное само собой разрешится);
- отсутствие у родителей педагогической культуры оказания помощи своим детям в решении данных вопросов (они, как правило, переоценивают или недооценивают способности детей);
- слабые контакты между школой и ступенями профессионального образования не только в аспекте преемственности содержания образования, но и в подготовке к будущей профессиональной деятельности.
Одним из ощутимых и значимых результатов демократизации российского общества, безусловно, является свобода слова, существенный
рост числа всех видов средств массовой информации (СМИ). К сожалению, большинство СМИ почему-то не обходится без нагнетания истерики, смакования кровавых преступлений. Возникают естественные вопросы: а работает ли страна? Есть ли у нее свои герои, в том числе и среди молодых людей, или только одни красавицы с многочисленных конкурсов красоты? Из СМИ исчезла тема труда. На что должны ориентироваться сегодня молодые люди?
Существенное и все возрастающее влияние на выбор профессии детьми должны оказывать родители. Изменение форм собственности, происходящее в стране, изменяет и ценностные ориентиры, престиж профессий. Уходит в прошлое распределение выпускников учебных заведений на рабочие места и, стало быть, снижается ответственность государственных структур. Но не снимается сама проблема. Для детей и их родителей она становится еще более насущной. Ответственность за развитие ребенка переносится сейчас на родителей, семью. Родители школьников, точнее большая их часть, являются сторонниками правильно организованного профильного обучения, ибо проблема жизненного и профессионального самоопределения их детей - одна из самых болевых сторон жизни каждой семьи.
Общеобразовательная школа на протяжении последних 20 лет развивалась по гуманитарному пути. То, что сегодня выпускники школ при выборе профессионального пути отдают предпочтение гуманитарным профессиям и не ориентированы на инженерно-технические и рабочие профессии, прямое следствие этого процесса. Более того многие даже традиционно чисто технические учреждения профессионального образования, ориентируясь на спрос, открыли гуманитарные факультеты и начали готовить юристов, экономистов, правоведов, менеджеров, бухгалтеров и т.п. в результате на рынке труда наблюдается значительный избыток названных специалистов. Одновременно имеется серьезный дефицит рабочих и специалистов с инженерно-техническим и строительным образованием.
Для того, чтобы выправить существующее положение на уровне общеобразовательной школы, необходимо предпринять определенные меры. Во-первых, развивать естественнонаучное (физика, химия) и технико-технологическое образование (технология, трудовое воспитание, техническое творчество) школьников. Во-вторых, оценивать качество работы школы и эффективность профориентационной работы не количеством поступивших в вузы выпускников, как это происходит
сегодня, а соответствием выбора выпускниками профессии и уровня профессионального образования региональным потребностям рынка труда.
Педагогическому коллективу в организации профессиональной ориентации учащихся принадлежит особое важное место, так как именно учителя имеют возможность длительного, целенаправленного воздействия на учащихся и, конечно же, являются наиболее подготовленными в вопросах определения склонностей и способностей учащихся. Уже в начальных классах учитель, выявляя индивидуальные склонности и способности учеников, может и должен целенаправленно развивать их и психологически готовить детей к трудовой деятельности. В последующих классах начатая работа по выявлению и развитию способностей должна быть более глубокой и разнообразной. При этом учителю, по возможности, необходимо сохранить преемственность в развитии определившихся склонностей, хотя совершенно не исключено, что на каком-то этапе у отдельных школьников могут появиться способности в новой деятельности.
Широкие возможности по организации профориентации школьников имеются у учителей-предметников. Устойчивый интерес учащихся к учебному предмету может вызвать интерес к какой-то профессии, который, в свою очередь, развивает познавательный интерес к учебному предмету и способствует активизации всего учебного процесса. Учитель обязан знать основные профессии, связанные с его предметом, работать над методикой развития соответствующих профессиональных интересов, задумываться над перспективой имеющихся профессий. Причем эта работа должна быть скоординирована между всеми учителями-предметниками.
Профориентационная работа должна проводиться с более раннего школьного возраста и строиться не только с учетом удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся в средних классах (5-9-е классы), но и с учетом потребности региона, города, производства и экономики в соответствующих специалистах на ближайшую и дальнюю перспективу.
Учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать:
- вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);
- практическую ориентацию образовательного процесса с введением
интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов); -завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования [1].
Безусловно, общество, если в нем приоритетом является человек и его свобода, должно быть заинтересовано в социальном и профессиональном самоопределении молодежи. Роль государства как аппарата управления состоит в том, чтобы предоставить своим гражданам равные возможности для самовыражения.
В подготовке квалифицированных специалистов в первую очередь должны быть заинтересованы работодатели - руководители государственных и частных предприятий, организаций, учреждений. Следовательно, они не могут и не должны оставаться в стороне от процесса введения профильного обучения в школах, участия в социальном и профессиональном самоопределении и последующем становлении молодежи.
Несомненна и роль администраций муниципальных образований, особенно сельских, которые заинтересованы в социальном и профессиональном самоопределении и последующем становлении молодежи в связи с острой потребностью в квалифицированных кадрах, способных вывести сельское хозяйство и социальную сферу села из кризисного состояния и тем самым обеспечить поступательное социально-экономическое развитие своих районов.
Профессиональные училища, остро нуждающиеся в наборе учащихся, склонных к получению массовых рабочих профессий, увидели в нововведении профильного обучения в школе перспективу своего развития. Более того, передача финансирования учреждений начального и среднего профессионального образования с федерального на региональный уровень ставит их в ситуацию поиска активного взаимодействия, сотрудничества, кооперации и даже интеграции с учреждениями общего образования.
В связи с введением профильного обучения высшие учебные заведения в качестве одного из стратегических направлений в области непрерывного образования принимают курс на организацию и непосредственное участие в системе «школа-вуз». При тесном взаимодействии и сотрудничестве основных кафедр вуза и профильных классов общеобра-
зовательных школ нам видится залог успеха в профильном обучении старшеклассников и в подготовке потенциальных студентов.
вузы, колледжи, озабоченные поиском наиболее способных и одаренных абитуриентов, в том числе среди учащихся сельских школ, вынуждены активизировать свою деятельность по созданию системы устойчивого взаимодействия со школами. Эта система включает организацию профо-риентационной работы, летних профильных лагерей, подготовительных курсов, проведение различных олимпиад, конференций школьников и др. Типичным примером такой хорошо отработанной системы взаимодействия вуза со школами может служить опыт Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ).
Несмотря на сложную демографическую ситуацию и предоставление возможности поступления сразу в несколько вузов, КНИТУ на протяжении последних лет обеспечивает набор абитуриентов на бюджетные места по конкурсу уже в «первую волну» - к 5 августа. Средний конкурс по вузу на очную форму обучения составляет 5,75 человек на место. При этом средний балл по вузу составляет 185, а по двенадцати направлениям бакалавриата - боле 200.
Одним из приоритетных направлений работы КНИТУ является взаимодействие с учреждениями НПО и СПО, осуществляемое с помощью специально созданного структурного подразделения - Института развития непрерывного образования (ИРНО). В сферу творческой деятельности ИРНО включены 236 школ из 43 районов Республики Татарстан и других регионов России, постоянно внедряются новые формы и методы профилизации довузовской подготовки учащихся и привлечения абитуриентов. По инициативе ИРНО в новом учебном году сразу в 93 школах Казани и Татарстана открыты новые классы химико-биологического профиля. Налажено активное сотрудничество с педагогами школ и руководителями органов управления образованием.
Работа служб по интеграции образования, науки и производства также обеспечила значительный приток абитуриентов с заявками на целевой прием. В вузе успешно реализуется модель проектно-деятель-ностного образования. Помимо традиционных форм практики, студенты активно занимаются в проектно-ориентированных группах на базе инновационного пояса университета.
Формирование конкурентоспособного, востребованного на рынке труда специалиста, возможно на основе проявления каждым субъектом системы профессионального образования социальной ответ-
ственности и дисциплины. Средством формирования социальной ответственности и дисциплины студента является инновационная среда учебного заведения как совокупность необходимых интеллектуальных, организационно-управленческих, научно-методических, учебно-практических, материально-технических и других ресурсов и взаимосвязей между ними, обеспечивающих целенаправленное развитие учебного заведения как целостной педагогической системы. Инновационная среда учебного заведения как педагогически целесообразно организованное поле жизнедеятельности способствует развитию инновационного ресурса личности. К факторам инновационной среды относят:
• преобладающий стиль руководства в образовательном учреждении;
• структуру межличностных отношений по вертикали и горизонтали;
• инновационную политику руководства;
• создание благоприятной психологической атмосферы, предрасполагающей к творчеству и реализации инновационной управленческой политики, способствующей изменению ценностных ориентаций субъектов педагогического процесса (руководителей, педагогов, студентов, родителей, работодателей).
Подготовить конкурентоспособного специалиста может только конкурентоспособный педагог и только в конкурентоспособном учебном заведении. Поэтому развитие учебного заведения предусматривает, прежде всего, развитие кадрового потенциала, создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей и руководителей [2; 3]. Особое внимание должно быть обращено на необходимость обеспечения педагогического образования у тех руководителей учебных заведений, которые его не имеют. Это обусловлено тем, что от педагогов сегодня требуется:
- готовность к работе в инновационном режиме;
- психологическая приспособляемость к изменениям и восприятию нового (овладение новыми педагогическими технологиями, информационными системами, условиями работы, расширение функциональных обязанностей, в частности, освоение исследовательской функции);
- психологический настрой на постоянный научный поиск, способность и готовность заниматься им, готовность к созданию научного продукта;
- готовность к переучиванию, самообразованию, духовному самосовершенствованию;
- желание и умение участвовать в управлении педагогическим коллективом на разных уровнях (творческие группы, методические комиссии, объединения, советы и т.д.).
— Литература —
1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования/ /Высшее образование сегодня. - № 5. - 2003.
2. Model of Competence. Which reflects the needs of employment. Prime. Research and Development. 1999.
3. Roos T. G. Die Arbeitswelt im Jahre 2020: Was bedeutet sie für Biedung (Leicht geändert für Thurgauer Zeitung, 18 Juni 2002).