Уда 343 .8 АРКАДИЙ АРКАДЬЕВИЧ АКСЕНОВ,
ББК 34.409.02 доктор юридических наук, профессор,
А42 профессор кафедры управления и организации деятельности УИС,
e-mail: [email protected]; ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПОДЪЯБЛОНСКИЙ,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры управления и организации деятельности УИС (Академия ФСИН России), e-mail: [email protected] © Аксенов А. А., Подъяблонский П. А., 2015
СУБЪЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ: СОДЕРЖАНИЕ И ПРЕДЕЛЫ ПРАВОМОЧИЙ
Реферат: предмет статьи составляет описание содержания функционирования и пределы правомочий организационных подразделений ФСИН России. Цель - проанализировать деятельность субъектов по реализации аналитической функции в уголовно-исполнительной системе.
Успешное претворение в жизнь уголовно-исполнительной политики в период закрепления достигнутых результатов реформирования УИС и комплексной стабилизации ее деятельности во многом зависит от формирования новых подходов к организационному обеспечению деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания.
В статье проанализированы механизмы организационного обеспечения аналитической работы в уголовно-исполнительной системе на современном этапе развития УИС.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, организационные подразделения, аналитическая работа, информационно-аналитическая работа, информационное обеспечение, анализ, информация.
Последнее десятилетие стало периодом кардинальных изменений в российском обществе и государстве [1, с. 151].
Успешное претворение в жизнь уголовно-исполнительной политики в период закрепления достигнутых результатов развития УИС и комплексной стабилизации ее деятельности во многом зависит от формирования новых подходов к организационному обеспечению деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания.
Актуальность рассмотрения информационно-аналитического аспекта управления обусловлена стремительным ростом объема и сложности, роли и значения информации, всесторонней информатизацией всех сторон жизнедеятельности человека, общества и государства, в том числе управленческой работы в УИС [4, с. 128].
Организация информационно-аналитической работы в исправительных учреждениях ФСИН России является неотъемлемой функцией их управленческой деятельности. Следуя отправным законам логики, аналитическая работа не может возникнуть и вестись обезличенно, как и любой элемент так называемой штабной работы, ее организация нисходит в определенное субъектное рус-
ло [1, с. 47], где основным идеологом традиционно выступают организационные аппараты, функционирующие на всех уровнях организационной структуры Федеральной службы исполнения наказаний.
В настоящее время ФСИН России проводит ряд мероприятий по совершенствованию организационной структуры УИС, затрагивающих коренную реорганизацию ее некоторых основных подразделений, призванных обеспечить нормальное и эффективное функционирование системы на всех уровнях управления, с учетом зарубежных рекомендаций и достижений отечественного передового опыта.
Д. А. Панариным предложен ряд мероприятий, направленных на совершенствование организационных основ функционирования органов и учреждений УИС, оптимизацию и усиление эффективности правоприменительной деятельности. В частности, им высказана точка зрения о целесообразности выведения секретариатов (канцелярии) в территориальных органах и учреждениях УИС из непосредственного подчинения руководителей, введя их в состав организационных управлений (отделов) для более эффективной организации исполнения входящей и исходящей документации
и контроля за ней, а также единообразия, оптимизации и качественного принятия и исполнения управленческих решений. В составе каждого управления (отдела) предлагается создать группы (1-2 человека) по осуществлению организационно-аналитической работы за счет существующих штатов ГУФСИН, УФСИН, ОФСИН России. Организационно они будут находиться в структуре конкретного управления (отдела), а функционально подчиняться начальнику организационного управления (отдела) территориального органа. Это позволит более качественно, эффективно решать штабные задачи и ликвидировать формальное отношение к ведению организационно-аналитической работы как конкретных структурных подразделений, так и в целом территориальных органов УИС [3].
Представляется необходимым создание в территориальных органах УИС в структуре организационных управлений (отделов) подразделений (отделений, групп), которые будут призваны заниматься техническим обслуживанием и программным обеспечением компьютерной и другой техники, с тем чтобы осуществлять ее ремонт, учет времени и режимов работы, списание и иную подобную работу. В исправительных учреждениях целесообразно ввести должность программиста в структуре организационно-аналитических отделов. В целях организации более эффективного управления исправительными учреждениями имеет смысл придать начальникам организационно-аналитических отделов (групп) статус помощника начальника учреждения.
С учетом изложенного рассмотрим существующую организационную структуру построения организационных аппаратов УИС, являющихся субъектами реализации аналитической функции в уголовно-исполнительной системе.
Управление планирования и организационно-аналитического обеспечения является структурным подразделением Федеральной службы исполнения наказаний, находящимся в непосредственном подчинении директора ФСИН России, обеспечивающим организацию и координацию работы структурных подразделений ФСИН России.
Деятельность данного структурного подразделения осуществляется на основе текущего и перспективного планирования, сочетания принципов единоначалия и коллегиальности, персональной ответственности каждого сотрудника и федерального государственного гражданского служащего за состоянием дел на порученном участке.
Основными задачами управления являются [2]:
- обеспечение оперативно-служебной и мобилизационной готовности ФСИН России;
- непрерывный сбор, анализ и оценка данных об оперативно-служебной обстановке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, организация оказания им практической помощи;
- планирование служебной деятельности ФСИН России при условии комплексного привлечения к выполнению задач нескольких структурных подразделений ФСИН России различных направлений деятельности;
- подготовка управленческих решений директора ФСИН России;
- информационно-аналитическое и организационное обеспечение управленческих решений директора ФСИН России;
- подготовка проектов и организация реализации комплексных программ, планов и иных управленческих решений директора ФСИН России путем координации усилий всех структурных подразделений ФСИН России в организации взаимодействия между ними;
- контроль за выполнением структурными подразделениями ФСИН России поставленных задач, организация оказания им практической помощи;
- организация изучения, обобщения и распространения положительного опыта оперативно-служебной деятельности;
- организация планирования работы ФСИН России, работы коллегии ФСИН России, совещаний при директоре ФСИН России (или лице, исполняющем его обязанности), служебных командировок по территории Российской Федерации;
- организация подготовки и проведения заседаний коллегий ФСИН России, совещаний при директоре ФСИН России (или лице, исполняющем его обязанности);
- осуществление контроля за исполнением структурными подразделениями ФСИН России поручений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов Минюста России, комплексных планов, поручений и решений директора ФСИН России;
- информационно-аналитическое обеспечение деятельности ФСИН России;
- организация проведения инспектирований и контрольных проверок оперативно-служебной и производственно-хозяйственной деятельности территориальных органов УИС, контроля и оказания практической помощи за устранением выявленных недостатков;
- организационно-методическое руководство и оказание практической помощи в деятельности организационно-аналитических, подразделений мобилизационной подготовки и гражданской обороны территориальных органов УИС;
- разработка проектов актов ФСИН России в сфере организационного обеспечения служебной деятельности, мобилизационной подготовки и гражданской обороны учреждений и органов УИС.
Аналогичные задачи, с характерными изъятиями и ограничениями, вытекающими из особенностей их организационно-функционального построения, призваны решать соответствующие организационные аппараты, функционирующие на уровне территориальных органов и образовательных учреждений ФСИН России, а также исправительных учреждений.
В настоящее время с учетом изменений, обусловленных принятием указа Президента РФ, утвердившего новую организационную структуру Федеральной службы исполнения наказаний, управление планирования и организационно-аналитического обеспечения выглядит следующим образом:
- информационно-аналитический отдел;
- отдел контроля и организационно-плановой работы;
- дежурная служба;
- главная инспекция уголовно-исполнительной системы;
- отдел организации мобилизационной подготовки и гражданской обороны.
Особое внимание следует обратить на функциональное наполнение деятельности информационно-аналитического отдела, которое включает в себя:
- постоянный контроль за состоянием оперативной обстановки в учреждениях УИС, своевременностью, полнотой и достоверностью информации, представляемой дежурными службами территориальных органов УИС;
- подготовка ежедневных сводок и доклад директору ФСИН России о преступлениях и чрезвычайных происшествиях в учреждениях УИС, доведение поручений директора ФСИН России по ним до заместителей директора и руководителей структурных подразделений ФСИН России;
- учет принятых мер реагирования на произошедшие преступления и чрезвычайные происшествия в учреждениях и органах УИС;
- подготовка и передача в установленном порядке информации о преступлениях и чрезвычайных происшествиях, совершенных в учреждениях УИС, в Администрацию Президента Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации;
- учет и регистрация сообщений о преступлениях и происшествиях в журналах установленной формы;
- ведение информационного банка данных о преступлениях и чрезвычайных происшествиях, произошедших в учреждениях УИС;
- справочно-информационное обеспечение учреждений и органов УИС и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся деятельности УИС;
- координация работы структурных подразделений ФСИН России по ведомственному статистическому наблюдению и учету;
- изучение и оценка эффективности осуществляемого структурными подразделениями ФСИН России воздействия на положение дел в территориальных органах УИС и подготовка предложений по усилению данного воздействия;
- методическое обеспечение работы коллегий территориальных органов УИС;
- сбор, обобщение и анализ информации о результатах деятельности территориальных органов УИС, выявление наиболее характерных тенденций, причин и факторов, негативно влияющих на организацию деятельности учреждений и органов УИС;
- подготовка аналитических докладов, материалов, справок, оперативных сводок о деятельности учреждений и органов УИС, иных необходимых директору ФСИН России служебных документов;
- подготовка ежегодного плана и основных показателей деятельности ФСИН России, а также отчета об исполнении плана;
- оказание методической помощи в повышении уровня организаторской работы, совершенствовании стиля и методов управленческой деятельности ФСИН России и территориальных органов УИС;
- подведение итогов оперативно-служебной, производственно-хозяйственной и иной деятельности в сфере исполнения уголовных наказаний, составление в установленном порядке рейтинговой оценки работы территориальных органов УИС;
- разработка совместно со структурными подразделениями ФСИН России и учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, методики проведения инспектирований и контрольных проверок территориальных органов УИС, критериев оценки их деятельности, а также предложений по повышению эффективности проведения инспектирований и проверок;
- координация деятельности федерального бюджетного учреждения «Научно-исследовательский институт информационных и производственных технологий Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Тверь) по вопросам организации и совершенствования информационного обеспечения деятельности УИС.
Содержательная основа деятельности управления планирования и организационно-аналитического обеспечения позволяет заключить, что в целях реализации своей аналитической функции организационный аппарат ФСИН России имеет право запрашивать в установленном порядке от структурных подразделений ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, территориальных органов УИС и образовательных учреждений ФСИН Рос-
сии необходимые информационно-аналитические, справочные, отчетные и иные материалы.
Для обеспечения выполнения возложенных задач и функций по линии реализации аналитической составляющей профессиональной деятельности организационные аппараты (особенно на уровне федерального органа УИС) в своей деятельности взаимодействуют со структурными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, ФСИН России, а также с учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, территориальными органами УИС и образовательными учреждениями ФСИН России.
Содержание непосредственного осуществления указанными участниками аналитической работы охватывает:
- выявление проблем, существующих в управленческой деятельности УИС, и определение информационных потребностей для их разрешения;
- определение и отбор необходимых источников информации;
- организацию сбора требующейся информации;
- обработку информации и оценку ее полноты и значимости;
- анализ собранной информации и выявление тенденций и закономерностей развития объектов анализа, путей, способов, сроков решения стоящих проблем;
- разработку прогнозов и возможных альтернатив решения возникших проблем;
- составление предложений по решению стоящих проблем;
- формирование проекта управленческого решения.
Таким образом, аналитическая работа при правильной организации позволяет:
- определять и корректировать стратегические и оперативные цели и задачи, содержание и реализацию процесса управления, максимально использовать все имеющиеся в распоряжении конкретного органа, учреждения возможности;
- принимать обоснованные и своевременные управленческие решения;
- координировать и контролировать действия различных органов и учреждений УИС, их структурных подразделений, направлять их деятельность на достижение общей цели - исправление, ресоциализацию осужденных.
Список литературы
1. Горкина С. А., Подъяблонский П. А. Организационно-правовой механизм регулирования исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних лиц женского пола в воспитательных колониях на современном этапе развития пенитенциарной системы России // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 5. С. 151-153.
2. Официальный сайт Федеральной службы исполнения наказаний. Режим доступа: www.fsin.ru.
3. Панарин Д. А. Некоторые аспекты оптимизации организационной сферы функционирования уголовно-исполнительной системы в условиях закрепления достигнутых результатов ее реформирования : сб. науч. тр. Академии ФСИН России. Рязань, 2009.
4. Подъяблонский П. А., Егорушкина Ю. С. Управление в УИС: социально-психологический и информационно-аналитический аспект // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2014. № 5. С. 124-129.
ARKADY ARKADYEVICH AKSENOV,
doctor of jurisprudence, professor, professor, chairs of management and organization of activity of penal system,
e-mail: [email protected]; PAVEL ALEKSANDROVICH PODJYABLONSKY,
candidate ofjurisprudence,
senior teacher of chair of management and organization of activity of penal system,
(Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]
SUBJECTS OF REALIZATION OF ANALYTICAL FUNCTION IN PENAL SYSTEM: CONTENTS AND LIMITS OF COMPETENCES
Anotation: description of the content of operation and the limits of the powers of organizational units of the FPS of Russia make the subject of the article. The purpose is to analyze the activity of the subjects for the implementation of an analytic function in the penal system.
The successful implementation of penal policy during confirming of the results of penal system reforming and stabilization of its activities largely depends on the development of new approaches to organizational maintenance of the penal organs and institutions.
The mechanisms of organizational support of analytical work in penal system at the present stage of penal system development are analyzed in the article.
Key words: penal system, organizational units, analytical work, information and analytical work, provision of information, analysis, information.
References
1. Gorkina S. A., Podjablonskij P. A. Organizacionno-pravovoj mehanizm regulirovanija ispolnenija nakaza-nij v otnoshenii nesovershennoletnih lic zhenskogo pola v vospitatel'nyh kolonijah na sovremennom jetape raz-vitija penitenciarnoj sistemy Rossii [An organizational legal mechanism of regulation of execution of punishments concerning female minors in educational colonies at the present stage of development of penal system of Russia]. Probely v rossijskom zakonodatel'stve - Gaps in the Russian legislation, 2014, no. 5, pp. 151-153.
2. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby ispolnenija nakazanij [Official site of Federal Penitentiary Service]. Available at: www.fsin.ru.
3. Panarin D. A. Nekotorie aspekty optimizicii organizacionnoi sfery funkcionirovaniya ugilovno-ispolnitelnoi sistemy v usloviyah zakrepleniya dostignutih rezyltatov ee reformirivania [Some aspects of optimization of organizational sphere of functioning of the criminal-executive system in the conditions of fixing of the attained results of its reformation] : sb. nauch. tr. Akademii FSIN Rossii, Ryazan, 2009 g.
4. Podjablonskij P. A., Egorushkina Ju. S. Upravlenie v UIS: social'no-psihologicheskij i informacionno-analiticheskij aspect [Management in UIS: social and psychological and information and analytical aspect]. «Chernye dyry» v rossijskom zakonodatel'stve - «Black holes» in the Russian legislation, 2014, no. 5, pp. 127-129.