Научная статья на тему 'К вопросу организационного и правового регулирования аналитического обеспечения управления в свете развития УИС'

К вопросу организационного и правового регулирования аналитического обеспечения управления в свете развития УИС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
229
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / CRIMINAL AND EXECUTIVE SYSTEM / АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ANALYTICAL WORK / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА / INFORMATION AND ANALYTICAL WORK / АНАЛИЗ / ANALYSIS / ИНФОРМАЦИЯ / ШТАБНАЯ ФУНКЦИЯ / INFORMATION STAFF FUNCTION / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / РЕСУРС / RESOURCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аксенов Аркадий Аркадьевич, Подъяблонский Павел Александрович

предмет статьи составляют правовые, организационные и практические проблемы совершенствования аналитического обеспечения управленческой деятельности уголовно-исполнительной системы. Цель предложить нормативные и организационные меры, направленные на повышение эффективности аналитической работы в уголовно-исполнительной системе. Проблематика определения организационно-правовых аспектов аналитической работы в уголовно-исполнительной системе, базирующаяся на комплексном исследовании ее сущности, процедурных особенностей механизма реализации, пределов участия субъектов данной деятельности, ключевых направлений и технологий, а равно на поиске и выработке научно-прикладных мер, имеющих целью дальнейшую оптимизацию этой самостоятельной сферы жизнедеятельности Федеральной службы исполнения наказаний, выдвигается на передний план в связи со стратегическими преобразованиями уголовно-исполнительной системы. Проанализированы традиционные организационные механизмы аналитического обеспечения управленческой деятельности в уголовно-исполнительной системе, а также современные подходы, приемы, алгоритмы осуществления аналитической функции на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы. Предложены пути совершенствования. Правовую основу аналитической работы в уголовно-исполнительной системе составляет значительное количество нормативных правовых и индивидуальных правовых актов федерального и ведомственного уровней. Систематизация данных правовых источников позволяет сделать вывод о том, что их регулирование охватывает рассматриваемую деятельность в большей степени применительно к информационному обеспечению функционирования уголовно-исполнительной системы в контексте реализации штабной или организационно-инспекторской функций. Предложено создание нормативного акта, регулирующего все аспекты и элементы организации информационно-аналитической работы исправительных учреждениях. Данный документ должен содержать в себе относящиеся к организации аналитического компонента информационного обеспечения управления в уголовно-исполнительной системе цели, задачи, функции, структуру, технологии, принципы, формы, методы, связи и взаимодействия, организационные, юридические, материальные, психолого-педагогические, моральные, научные, учебные и другие ресурсы, информационные потоки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Аксенов Аркадий Аркадьевич, Подъяблонский Павел Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ORGANIZATIONAL AND LEGAL REGULATIONS OF ANALYTICAL PROVIDING MANAGEMENTS IN THE LIGHT OF DEVELOPMENT UIS

the subject of article is made by legal, organizational and practical problems of improvement of analytical ensuring administrative activity of criminal and executive system. The purpose to offer the standard and organizational measures directed on increase of efficiency of analytical work in criminal and executive system. The perspective of definition of organizational and legal aspects of analytical work in criminal and executive system which is based on complex research of its essence, procedural features of the mechanism of realization, limits of participation of subjects of this activity, the key directions and technologies, and it is equal on search and development of the scientific and applied measures aiming at further optimization of this independent sphere of activity of Federal Penitentiary Service it is put in the forefront in connection with strategic transformations of criminal and executive system. Traditional organizational mechanisms of analytical ensuring administrative activity in criminal and executive system, and also modern approaches, receptions, algorithms of implementation of analytical function at the present stage of development of criminal and executive system are analysed... the subject of article is made by legal, organizational and practical problems of improvement of analytical ensuring administrative activity of criminal and executive system. The purpose to offer the standard and organizational measures directed on increase of efficiency of analytical work in criminal and executive system. The perspective of definition of organizational and legal aspects of analytical work in criminal and executive system which is based on complex research of its essence, procedural features of the mechanism of realization, limits of participation of subjects of this activity, the key directions and technologies, and it is equal on search and development of the scientific and applied measures aiming at further optimization of this independent sphere of activity of Federal Penitentiary Service it is put in the forefront in connection with strategic transformations of criminal and executive system. Traditional organizational mechanisms of analytical ensuring administrative activity in criminal and executive system, and also modern approaches, receptions, algorithms of implementation of analytical function at the present stage of development of criminal and executive system are analysed. Ways of improvement are offered. The legal basis of analytical work in criminal and executive system is made by a significant amount of standard legal and individual legal acts of federal and departmental levels. Systematization of these legal sources allows to draw a conclusion that their regulation covers the considered activity more in relation to information support of functioning of criminal and executive system in the context of realization of staff or organizational and inspection functions. Creation of the statutory act regulating all aspects and elements of the organization of information and analytical work correctional facilities is offered. This document has to comprise the managements relating to the organization of an analytical component of information support in criminal and executive system of the purpose, task, function, structure, technologies, the principles, forms, methods, communications and interactions, organizational, legal, material, psychology and pedagogical, moral, scientific, educational and other resources, information streams. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «К вопросу организационного и правового регулирования аналитического обеспечения управления в свете развития УИС»

УДК 343.82 АРКАДИЙ АРКАДЬЕВИЧ АКСЕНОВ,

ББК 67.409.021 доктор юридических наук, профессор,

А42 профессор, кафедры управления и организации деятельности УИС

Е-тай: [email protected];

ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПОДЪЯБЛОНСКИЙ,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры управления и организации деятельности УИС (Академия ФСИН России) Е-тай: [email protected].

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИОННОГО И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СВЕТЕ РАЗВИТИЯ УИС

Реферат: предмет статьи составляют правовые, организационные и практические проблемы совершенствования аналитического обеспечения управленческой деятельности уголовно-исполнительной системы. Цель - предложить нормативные и организационные меры, направленные на повышение эффективности аналитической работы в уголовно-исполнительной системе.

Проблематика определения организационно-правовых аспектов аналитической работы в уголовно-исполнительной системе, базирующаяся на комплексном исследовании ее сущности, процедурных особенностей механизма реализации, пределов участия субъектов данной деятельности, ключевых направлений и технологий, а равно на поиске и выработке научно-прикладных мер, имеющих целью дальнейшую оптимизацию этой самостоятельной сферы жизнедеятельности Федеральной службы исполнения наказаний, выдвигается на передний план в связи со стратегическими преобразованиями уголовно-исполнительной системы.

Проанализированы традиционные организационные механизмы аналитического обеспечения управленческой деятельности в уголовно-исполнительной системе, а также современные подходы, приемы, алгоритмы осуществления аналитической функции на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы. Предложены пути совершенствования.

Правовую основу аналитической работы в уголовно-исполнительной системе составляет значительное количество нормативных правовых и индивидуальных правовых актов федерального и ведомственного уровней. Систематизация данных правовых источников позволяет сделать вывод о том, что их регулирование охватывает рассматриваемую деятельность в большей степени применительно к информационному обеспечению функционирования уголовно-исполнительной системы в контексте реализации штабной или организационно-инспекторской функций.

Предложено создание нормативного акта, регулирующего все аспекты и элементы организации информационно-аналитической работы исправительных учреждениях. Данный документ должен содержать в себе относящиеся к организации аналитического компонента информационного обеспечения управления в уголовно-исполнительной системе цели, задачи, функции, структуру, технологии, принципы, формы, методы, связи и взаимодействия, организационные, юридические, материальные, психолого-педагогические, моральные, научные, учебные и другие ресурсы, информационные потоки.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, аналитическая работа, информационно-аналитическая работа, анализ, информация, штабная функция, правовое регулирование, эффективность, взаимодействие, ресурс.

В современных условиях жизни и развития общества резко обострились проблемы обеспечения законности и правопорядка [6, с. 151]. Залогом успешного построения любого вида и направления социальной и государственной деятельности является наличие серьезной нормативной правовой опоры, своеобразного фундамента, регулирующего ее ключевые стороны и отдельные аспекты. Органи-

зация такого направления функционирования органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, как аналитическая работа, не только предусматривает присущие технологии, алгоритмы и функциональный механизм осуществления, но и зиждится на системе нормативного материала, выступающего в качестве первоосновы реализации данной вспомогательной (обеспечивающей) функции правоприменения.

Организация информационно-аналитической работы в исправительных учреждения ФСИН России является неотъемлемой функцией их управленческой деятельности, по образному выражению, общепринятому в отечественной и зарубежной теории и практике управления, применительно к любой системе управления, любому процессу управления «ушами и глазами системы, прежде всего субъекта управления» [4, с. 305].

Совершенствование организационно-правового механизма аналитической работы, ее форм, методов, технологий, алгоритмов и направлений является важной частью повышения эффективности управления. Организация информационно-аналитической работы в подразделениях УИС на всех уровнях ее организационной структуры является неотъемлемой частью управленческой деятельности, уровень реализации которой определяет качество функционирования системы управления, эффективность деятельности субъекта управления и, как следствие, всей уголовно-исполнительной системы [5, с. 127].

Большие возможности для улучшения систем сбора, накопления и обработки информации, а также всей аналитической работы связаны с использованием современных инновационных информационных средств и технологий. Это позволит внедрить в практику научно обоснованные методики обработки и анализа информации, существенно расширить сферу аналитической деятельности в управлении. Поиск и использование даже простейших проверенных на практике организационных форм применения технических средств и приспособлений обеспечивают удобство, доступность и надежность в оперировании информацией, повышение качества аналитической работы, естественно, при эффективной организации.

Нормативное регулирование аналитической работы в уголовно-исполнительной системе следует рассматривать сквозь призму правового поля ведомственного информационного обеспечения управленческой деятельности, с позиций обоснования целей, состава, содержания системы законодательства, регулирующего отношения в области создания информационных ресурсов и пользования ими, создания систем обработки информации, установление места и роли этого законодательства в общей системе законодательства Российской Федерации, создание механизмов реализации нормативных правовых актов.

Информация осознана современным обществом как необходимое условие любой целесообразной деятельности. Она становится важнейшим стратегическим ресурсом. Стремительным ростом объема, роли и значения информации во всех сферах

социальной практики или, что одно и то же, по общепринятому выражению, всесторонней информатизацией всех сторон жизнедеятельности человека, общества и государства. Изложенное в полной мере относится и к исправительным учреждениям, выполняющим важные социальные, государственные функции [3, с. 117].

Наибольший экономический и социальный успех сопутствует тем странам, которые активно используют современные средства коммуникаций, информационных технологий и их сетевые приложения: электронную почту, дистанционное обучение, мультимедиа, телевидение, телеконференции, визуализацию, моделирование, компьютерную графику, телемедицину и многое другое, уделяя при этом значительное внимание аналитическому компоненту. Доступная оперативному воспроизводству средствами компьютерной обработки, информация превращается в важнейший фактор социального развития общества.

Правовую основу аналитической деятельности в УИС составляет значительное количество нормативных правовых и индивидуальных правовых актов федерального и ведомственного (Минюст, ФСИН России) уровней. Систематизация данных правовых источников позволяет сделать вывод о том, что их регулирование охватывает рассматриваемую деятельность в большей степени применительно к информационному обеспечению функционирования УИС либо в контексте реализации штабной или организационно-инспекторской функции. Однако, анализируя массив нормативного правового материала, разумным выглядит умозаключение, что данное обстоятельство с научно-методологических позиций имеет важное значение для определения правовых пробелов в части юридического обоснования процедурных аспектов собственно аналитической деятельности в УИС.

Теоретически можно было бы создать большой общий нормативный акт, регулирующий все аспекты и элементы организации информационно-аналитической работы исправительных учреждений. В нем следовало бы отразить отправные материально-процедурные начала реализации аналитической функции в УИС, раскрывающих сущность организационной и информационно-аналитической работы, организацию взаимодействия организационной службы территориального органа УИС с другими структурными подразделениями территориального органа УИС и организационными службами исправительных учреждений, требования, предъявляемые к организационным службам и их сотрудникам, а также процедурные рекомендации организации аналитической работы в УИС.

Даже простой перечень элементов рассматриваемой правовой системы показывает их значительную многочисленность и невозможность изложения в одном нормативном акте. Кроме того, необходимо иметь в виду положение исправительных учреждений в структуре УИС, которые являются подсистемой последней, и организационно-правовые связи с другими многочисленными государственными и коммерческими органами и учреждениями, а также общественными объединениями, составляющими внутреннюю и внешнюю среду системы управления в УИС. Такой акт с учетом значения и места аналитической работы в структуре управления УИС, скорее всего, представлял бы собой часть другого, решающего более общие проблемы управления УИС в целом.

С учетом изложенного реальным является создание ряда нормативных актов, отражающих правовую систему организации информационно-аналитической работы в УИС.

Окончательное решение о количестве и содержании таких актов в связи с их сложностью, несомненно, требует проведения дополнительной исследовательской работы. Однако в целях разработки возможно минимального количества нормативных актов целесообразно будет их определенное совмещение при условии обеспечения в необходимых пределах всестороннего эффективного урегулирования рассматриваемых вопросов.

Эффективная правовая регламентация аналитической деятельности в рамках информационного обеспечения управления во ФСИН России способствует выработке и принятию объективных управленческих решений, своевременному их исполнению, контролю за соответствием исполненных действий предписаниям, содержащимся в ранее принятых управленческих решениях, а также позволяет произвести оценку результатов управленческого воздействия, на основе или с учетом которой будет осуществляться последующая управленческая деятельность.

Органам и учреждениям УИС часто приходится организовывать управление силами и средствами в условиях быстро меняющейся оперативной обстановки, следовательно, своевременность поступления проанализированной информации во многом определяет успех операции, в частности, при возникновении чрезвычайных ситуаций. На основании этой информации в территориальных органах УИС подготавливаются управленческие решения и различного рода информационно-аналитические документы в вышестоящие органы и местные муниципальные органы.

О важности правового регулирования управления во ФСИН России свидетельствуют данные,

приводимые в научных исследованиях специалистов, занимавшихся рассмотрением смежной тематики информационного обеспечения ведомственной управленческой деятельности. Так, 74 % опрошенных сотрудников УИС, осуществляющих управленческую деятельность, в случае возникновения затруднений при выборе правильного способа решения имеющейся проблемы за недостающей информацией обращаются к различным правовым актам и информационным правовым системам, при этом 77 % - отмечают, что существующие процедуры доступа к правовым актам и возможность последующего анализа получаемых промежуточных результатов следует совершенствовать [2, с. 11-12].

В науке управления понятие правового регулирования занимает центральное место. Раскрытию его содержания посвящено немало работ ученых и практиков. Одним из получивших наибольшее распространение и признание является определение правового регулирования, сформулированное Г. В. Атаманчуком: «...правовое регулирование есть деятельность государства (уполномоченных им органов) по изданию юридических норм (правил) поведения людей, обязательных в исполнении, которое обеспечивается возможностями общественного мнения и государственного аппарата» [1, с. 289].

Уяснение сущности правового регулирования различных процессов в управлении в УИС, в том числе в сфере организации аналитической работы, основывается на правильном понимании взаимосвязи права и управления во ФСИН России. Совокупность существующих знаний о данном процессе позволяет говорить о том, что он носит сложный, неоднозначный и многоаспектный характер. В деятельности органов и учреждений УИС доминирующее положение по отношению друг к другу в зависимости от ситуации может приобретать как право, так и управление. При этом определение заранее установленного превосходства одного над другим влечет за собой или принижение роли правовой регламентации управления в УИС, или невозможность правовыми средствами регулировать новые, объективно складывающиеся управленческие отношения.

К числу законодательных актов, регламентирующих аналитическую работу в русле информационного обеспечения внутреннего управления в УИС, относятся многие правовые акты федерального значения.

На сегодняшний день аналитическое обеспечение управления во ФСИН России на подзаконном уроне, регламентирует значительное количество правовых актов. Среди них указы Президента РФ,

постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы и распоряжения ФСИН России, а также межведомственные приказы и соглашения. Данные правовые акты, так же как и акты, рассмотренные ранее, могут быть подразделены на три категории в зависимости от сферы правового регулирования (внешнее и внутреннее управление).

Необходимость правового регулирования отдельных сторон аналитической работы в части внедрения инновационных технических средств обработки персональных данных осужденных обусловлена и развитием современных инновационных технологий, позволяющих осуществлять контроль за местом их нахождения (Электронные браслеты // Рос. газ. 2007. 25 апр.)

Суть данного способа контроля заключается в использовании информационных технологий, позволяющих определить место нахождения контролируемого объекта в любой момент. Применительно к сфере информационного обеспечения управления во ФСИН России контролю подлежит соблюдение осужденным режима отбывания наказания, что также требует использования различных категорий персональных данных осужденных.

Обобщая изложенное, можно заключить, что в управленческой деятельности во ФСИН России назрела острая необходимость правового регулирования множества проблемных вопросов. Их решение будет способствовать устранению серьезных препятствий правового характера, сдерживающих развитие информационных технологий в управлении в УИС и стимулирующих новые методики аналитической работы.

Таким образом, можно утверждать, что организация эффективной аналитической деятельности в УИС в русле информационного обеспечения рассматривается сегодня в качестве первоочередной меры по качественному преобразованию государственного управлениям в целом. Разработанные с этой целью подзаконные правовые акты определяют основные направления и механизмы развития государственного управления в правоохранительной сфере.

Несмотря на большое количество концептуальных документов, определяющих основные направления совершенствования аналитического обеспечения государственного управления, вопросы правового регулирования организации эффективного аналитического обеспечения управления во ФСИН России ни ранее, ни сейчас не рассматриваются в качестве актуальной проблемы, решение которой должно осуществляться на федеральном уровне. На это указывает то обстоятельство, что, к сожалению, во всем многообразии существовавших документов, в которых закладывались концептуальные долгосрочные задачи деятельности УИС, в том числе по ключевым направлениям (например, Постановление Правительства РФ от 29 августа 2001 г. № 636 «О федеральной целевой программе "Реформирование уголовно-исполнительной системы на 2002-2006 годы"»), не только проблеме информационного обеспечения управления, а равно оптимизации аналитической деятельности, но и вопросам совершенствования управления во ФСИН России, по нашему мнению, не уделено пристального внимания.

Список литературы

1. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления : курс лекций. М., 2006.

2. Ананьин П. А. Информационное обеспечение управления в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (организация и правовое регулирование) : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.

3. Аксенов А. А. Актуализация проблем совершенствования управления в УИС в современных условиях развития // Человек : преступление и наказание. 2012. № 1. С. 117-119.

4. Подъяблонский П. А. Актуализация информационно-аналитической работы в УИС России // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 2. С. 305-307.

5. Подъяблонский П. А., Егорушкина Ю. С. Управление в УИС: социально-психологический и информационно-аналитический аспект // Черные дыры в российском законодательстве. 2014. № 5. С. 127-129.

6. Горкина С. А., Подъяблонский П. А. Организационно-правовой механизм регулирования исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних лиц женского пола в воспитательных колониях на современном этапе развития пенитенциарной системы России // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 5. С. 151-153.

ARKAD Y ARKAD YEVICH AKSENOV, doctor of jurisprudence, professor, professor, chairs of management and organization of activity of penal system

E-mail: [email protected];

PAVEL ALEKSANDROVICH PODJYABLONSKY,

candidate of jurisprudence,

senior teacher of chair of management and organization of activity of penal system

(Academy of the FPS of Russia) E-mail: [email protected].

TO THE QUESTION ORGANIZATIONAL AND LEGAL REGULATIONS OF ANALYTICAL PROVIDING MANAGEMENTS IN THE LIGHT OF DEVELOPMENT UIS

Annotation: the subject of article is made by legal, organizational and practical problems of improvement of analytical ensuring administrative activity of criminal and executive system. The purpose - to offer the standard and organizational measures directed on increase of efficiency of analytical work in criminal and executive system.

The perspective of definition of organizational and legal aspects of analytical work in criminal and executive system which is based on complex research of its essence, procedural features of the mechanism of realization, limits of participation of subjects of this activity, the key directions and technologies, and it is equal on search and development of the scientific and applied measures aiming at further optimization of this independent sphere of activity of Federal Penitentiary Service it is put in the forefront in connection with strategic transformations of criminal and executive system.

Traditional organizational mechanisms of analytical ensuring administrative activity in criminal and executive system, and also modern approaches, receptions, algorithms of implementation of analytical function at the present stage of development of criminal and executive system are analysed. Ways of improvement are offered.

The legal basis of analytical work in criminal and executive system is made by a significant amount of standard legal and individual legal acts of federal and departmental levels. Systematization of these legal sources allows to draw a conclusion that their regulation covers the considered activity more in relation to information support of functioning of criminal and executive system in the context of realization of staff or organizational and inspection functions.

Creation of the statutory act regulating all aspects and elements of the organization of information and analytical work correctional facilities is offered. This document has to comprise the managements relating to the organization of an analytical component of information support in criminal and executive system of the purpose, task, function, structure, technologies, the principles, forms, methods, communications and interactions, organizational, legal, material, psychology and pedagogical, moral, scientific, educational and other resources, information streams.

Key words: criminal and executive system, analytical work, information and analytical work, analysis, information staff function, legal regulation, efficiency, interaction, resource.

References

1. Atamanchuk G. V. Teorija gosudarstvennogo upravlenija [The theory of theory of public administration]. Moscow, 2006.

2. Ananyin P. A. Informacionnoe obespechenie upravlenija v uchrezh-denijah i organah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy (organizacija i pravovoe regulirovanie). Dis. kand. jurid. nauk [Information support of management in the institutions and bodies of the correctional system (organization and legal regulation). Cand. legal sci. diss.]. Moscow, 2008.

3. Aksenov A. A. Aktualizacija problem sovershenstvovanija upravle-nija v UIS v sovremennyh uslovijah razvitija [Mainstreaming management the penal system in modern conditions]. Chelovek: prestuplenie i nakaza-nie - Man: Crime and Punishment, 2012, no. 1, pp. 117-119.

4. Podyablonskij P. A. Aktualizacija informacionno-analiticheskoj raboty v UIS Rossii [Actualization of information and analytical work in prisons in Russia]. Probely v rossijskom zakonodatel'stve - The gaps in Russian legislation, 2010, no. 2, pp. 305-307.

5. Podyablonsky P. A., Egorushkina Y. S. Upravlenie v UIS: social'no-psihologicheskij i informacionno-analiticheskij aspekt [Management in prisons: a socio-psychological and information-analytical aspect]. Cher-nye dyry v rossijskom zakonodatel'stve - Black holes in the Russian legislation, 2014, no. 5, pp. 127-129.

6. Gorkina S. A., Podyablonsky P. A. Organizacionno-pravovoj mehanizm regulirovanija ispolnenija naka-zanij v otnoshenii nesovershennoletnih lic zhenskogo pola v vospitatel'nyh kolonijah na sovremennom jetape razvitija penitenciarnoj sistemy Rossii [Organizational and legal mechanism of regulation of the penal juvenile female offenders in juvenile correctional facilities at the present stage of development of the penitentiary system in Russia]. Probely v rossijskom zakonodatel'stve - Gaps in Russian legislation, 2014, no. 5, pp. 151-153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.