УДК 343.8
АРКАДИЙ АРКАДЬЕВИЧ АКСЕНОВ,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры управления и организации деятельности УИС; ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПОДЪЯБЛОНСКИЙ,
кандидат юридических наук, советник отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений департамента государственной службы,
кадров и противодействия коррупции (Министерство сельского хозяйства Российской Федерации),
е-шаП: [email protected]; ОКСАНА МИХАЙЛОВНА СУББОТИНА, кандидат юридических наук, доцент кафедры управления и организации деятельности УИС
(Академия ФСИН России), е-тай: [email protected]
ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Реферат: предмет статьи составляет рассмотрение комплекса правовых и организационных аспектов функционирования организационных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний в современных условиях. Цель - исследовать правовые и организационные составляющие обеспечения деятельности организационных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний.
Проанализированы аспекты правового и организационного обеспечения функционирования организационных подразделений уголовно-исполнительной системы на современном этапе ее развития; предложены пути совершенствования их деятельности.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, организация, правовое регулирование, функции управления, управленческая деятельность, правовое регулирование, право, управление.
Последнее десятилетие стало периодом кардинальных изменений в Российском государстве и обществе [2, с. 151].
Проблема изучения управленческой деятельности в науке и практике управления в настоящий момент является чрезвычайно актуальной, поскольку политические, экономические и социально-психологические особенности современного общества предъявляют к руководителям новые требования по выбору ими профессиональных стилей руководства во всей социальной сфере, в том числе в уголовно-исполнительной системе (УИС).
Необходимость качественного улучшения теории и практики управления, потребность серьезного изучения проблем управления определяется тем, что оно составляет важную, объективно необходимую часть уголовно-исполнительной практики.
Деятельность организационных подразделений ФСИН России при ее эффективной организации вносит упорядоченность, организованность в ра-
боту исправительных учреждений, обеспечивает выполнение стоящих перед ней задач, устраняет стихийность и дезорганизацию, которую нередко сознательно создают отдельные категории осужденных.
В условиях постоянно усложняющейся деятельности сотрудников УИС качество управленческой деятельности в конечном итоге определяет эффективность или неэффективность функционирования данной социальной системы.
УИС претерпевает преобразования по всем направлениям деятельности. Современные условия развития института исполнения наказаний требуют совершенствования правового и организационного обеспечения управленческой деятельности, а именно функционирования организационных подразделений ФСИН России.
Совершенствование системы управления, на наш взгляд, является одним из наиболее важных направлений реформирования.
© Аксенов А. А., Подъяблонский П. А., Субботина О. М., 2016
В настоящее время центральный аппарат ФСИН России проводит ряд мероприятий по совершенствованию организационной структуры УИС, затрагивающих коренную реорганизацию ее некоторых основных подразделений, призванных обеспечить нормальное и эффективное функционирование системы на всех уровнях управления, с учетом зарубежных рекомендаций и достижений отечественного передового опыта. В данном ключе можно согласиться с мнением Д. А. Панарина, предложившего некоторые мероприятия, нацеленные на совершенствование организационных основ функционирования органов и учреждений УИС, воплощение которых нацелено на оптимизацию и усиление эффективности правоприменительной деятельности [3, с. 35].
Актуальность рассмотрения аспекта организации управленческой деятельности организационных подразделений ФСИН России обусловлена стремительным ростом объема и сложностью данного направления работы, повышением роли и значения управленческих функций в УИС.
Правовую основу функционирования организационных подразделений ФСИН России составляют нормативные правовые и индивидуальные правовые акты федерального и ведомственного уровней. Систематизация данных правовых источников позволяет сделать вывод о том, что их регулирование охватывает рассматриваемое направление деятельности в большей степени в контексте реализации штабной или организационно-инспекторской функции.
Организационно-правовой аспект обеспечения деятельности организационных подразделений в УИС следует рассматривать сквозь призму правового поля ведомственной управленческой работы, с позиций обоснования целей, состава, содержания системы законодательства, регулирующего отношения в области организационной работы, установление места и роли этого законодательства в общей системе законодательства Российской Федерации, создание механизмов реализации нормативных правовых актов.
Уяснение сущности правового и организационного обеспечения различных процессов управления в УИС, в том числе в сфере организации управленческой деятельности, основывается на правильном понимании взаимосвязи права и управления во ФСИН России. Совокупность существующих знаний о данном процессе позволяет говорить о том, что он носит сложный, неоднозначный и многоаспектный характер. В деятельности органов и учреждений УИС доминирующее положение по отношению друг к другу в зависимости от ситуации может приобретать как право, так и управление. При этом определение заранее установленного превос-
ходства одного над другим влечет за собой или принижение роли правовой регламентации управления в УИС, или невозможность правовыми средствами регулировать новые, объективно складывающиеся управленческие отношения.
Разносторонний характер организации деятельности штабных подразделений УИС является причиной, обусловливающей необходимость комплексного описания их организационно-правового обеспечения. Это, по нашему мнению, возможно на основе применения общепризнанных положений, раскрывающих сущность управления в УИС, согласно которым оно подразделяется на внешнее и внутреннее. В связи с этим наиболее логичным и обоснованным является выделение групп правовых актов, регламентирующих управленческую деятельность в УИС в рамках внешнего и внутреннего управления уголовно-исполнительной системой.
В международных правовых актах, регламентирующих организационно-правовое обеспечение внешнего управления в УИС, как правило, содержатся правила, регулирующие процессы сбора, обработки, передачи и хранения информации, ее анализа, прогнозирования, планирования, организации, контроля необходимых для формирования управленческих воздействий, направленных по отношению к осужденным.
Все это свидетельствует о существовании острой необходимости совершенствования уголовно-исполнительного законодательства в части регламентации процессов обработки персональных данных осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в том числе специальной категории, и биометрических персональных данных.
На сегодняшний день организационно-правовое обеспечение деятельности организационных подразделений во ФСИН России на подзаконном уровне регламентирует значительное количество правовых актов. Таким образом, можно утверждать, что организация эффективной управленческой деятельности в УИС в русле организационно-правового обеспечения рассматривается в качестве первоочередной меры по качественному преобразованию государственного управлениям в целом. Разработанные с этой целью подзаконные правовые акты определяют основные направления и механизмы развития государственного управления в правоохранительной сфере.
Несмотря на большое количество концептуальных документов, определяющих основные направления совершенствования правового и организационного обеспечения государственного управления, вопросы организационно-правового обеспечения эффективной деятельности организационных подразделений ФСИН России ни ранее, ни
сейчас не рассматриваются в качестве актуальной проблемы, решение которой должно осуществляться на федеральном уровне. На это указывает то обстоятельство, что, к сожалению, во всем многообразии существовавших документов, в которых закладывались концептуальные долгосрочные задачи деятельности УИС, в том числе по ключевым направлениям, не только проблеме правового и организационного обеспечения управления, но и вопросам совершенствования управления во ФСИН России не уделено должного внимания.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы.
Эффективная правовая регламентация организационной составляющей управления во ФСИН России способствует выработке и принятию объективных управленческих решений, их своевременному исполнению, контролю за соответствием исполненных действий предписаниям, содержащимся в ранее принятых управленческих решениях, а также позволяет произвести оценку результатов управленческого воздействия.
Правовые акты ФСИН России, Минюста России и иных ведомств, регламентирующие отдельные аспекты правового и организационного обеспечения деятельности организационных подразделений в УИС, в совокупности образуют единую систему, которая состоит из отдельных групп правовых актов, регулирующих схожие направления деятельности организационных аппаратов ФСИН России, а именно: регламентирующие организацию делопроизводства во ФСИН России, организацию процессов сбора, обработки и передачи статистической информации, проведение единой технической политики в УИС; устанавливающие категории сведений о деятельности ФСИН России, являющиеся секретной информацией или информацией ограниченного распространения; регламентирующие организацию эффективного межведомственного информационного взаимодействия, организацию информирования о деятельности ФСИН России, развитие и функционирование системы связи УИС, обеспечение информационной безопасности в УИС, создание автоматизированных информационных систем, подготовку пользователей данных систем и др.
Одной из причин неэффективной организации по обеспечению штабной функции является качественный состав, низкий уровень профессиональной подготовки персонала, что приводит к непониманию и незнанию теоретических и зако-
нодательных основ данного направления служебной деятельности, вследствие чего сотрудники сосредоточивают свое внимание только на решении узких задач, стоящих перед их подразделением.
Организация взаимодействия во многом зависит от качественной профессиональной подготовки сотрудников тех структурных подразделений, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением правопорядка (оперативный, воспитательный отделы, отдел безопасности, дежурная служба, подразделение охраны).
Рассмотрим существующую организационную структуру построения организационных аппаратов УИС, являющихся субъектами реализации общих функций управления в УИС.
Управление планирования и организационно-аналитического обеспечения является структурным подразделением Федеральной службы исполнения наказаний, обеспечивающим организацию и координацию работы структурных подразделений ФСИН России.
Работа данного структурного подразделения осуществляется на основе текущего и перспективного планирования, сочетания принципов единоначалия и коллегиальности, персональной ответственности каждого сотрудника и федерального государственного гражданского служащего за состоянием дел на порученном участке.
Структура управления:
информационно-аналитический отдел;
отдел контроля и организационно-плановой работы;
дежурная служба;
главная инспекция уголовно-исполнительной системы;
отдел организации мобилизационной подготовки и гражданской обороны.
Отделы и службы указанного управления выполняют основные задачи по реализации функций по направлениям деятельности.
Обобщая изложенное, можно заключить, что в управленческой деятельности во ФСИН России назрела острая необходимость правового регулирования множества проблемных вопросов, решение которых будет способствовать устранению серьезных препятствий правового характера, сдерживающих развитие технологий управления УИС и стимулирующих новые методики управленческой работы [2, с. 17].
Список литературы
1. Горкина С. А., Подъяблонский П. А. Организационно-правовой механизм регулирования исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних лиц женского пола в воспитательных колониях на современном этапе развития пенитенциарной системы России // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 5. С. 151-153.
2. Аксенов А. А., Подъяблонский П. А. К вопросу организационного и правового регулирования аналитического обеспечения управления в свете развития УИС // Уголовно-исполнительное право. 2014. № 2. С. 17.
3. Панарин Д. А. Некоторые аспекты оптимизации организационной сферы функционирования уголовно-исполнительной системы в условиях закрепления результатов ее реформирования : сб. науч. тр. Рязань, 2019.
ARKADY ARKAD YEVICH AKSYONOV,
doctor in law, professor, management and organization of activity of penal system department, e-mail: [email protected]; PAVEL ALEXANDRO VICH POD YYABLONSKY,
phd in law,
advisor of the devision for prevention of corruption and other violations, department of public service, personnel and corruption (Ministry of agriculture of the Russian Federation); OKSANA MIKHAILOVNA SUBBOTINA,
phd in law, associate professor, management and organization of activity of penal system department (Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]
LEGAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS OF ADMINISTRATIVE DIVISIONS ACTIVITIES OF THE FPS OF RUSSIA IN THE CURRENT CONTEXT
Abstract: in the article the author considers a complex of legal and organizational aspects of functioning of administrative divisions of the FPS of Russia in modern context. The purpose is to analyse legal and organizational components of ensuring activities of organizational divisions of the FPS of Russia.
Aspects of legal and organizational support of functioning of organizational divisions of a penal system at the present stage of its development are analysed. Ways of enhancement of activities of organizational divisions of the FPS of Russia are offered.
Key words: penal system, organization, legal regulation, management functions, management activity, law, management.
References
1. Gorkina S. A., Podjyablonsky P. A. Organizacionno-pravovoj mehanizm regulirovanija ispolnenija nakaza-nij v otnoshenii nesovershennoletnih lic zhenskogo pola v vospitatel'nyh kolonijah na sovremennom jetape razviti-ja penitenciarnoj sistemy Rossii [The organization and legal mechanism of regulation of execution of punishments concerning female minors in educational colonies at the present stage of development of the penal system of Russia]. Probely v rossijskom zakonodatel'stve - Gaps in the Russian legislation, 2014, no. 5, pp. 151-153.
2. Aksenov A. A., Podjyablonsky P. A. K voprosu organizacionnogo i pravovogo regulirovanija analitich-eskogo obespechenija upravlenija v svete razvitija UIS [Issues of organizational and legal regulation of analytical support for management in the light of development of penal system]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2014, no. 2, p. 17.
3. Panarin D. A. Nekotoryie aspektyi optimizatsii organizatsionnoy sferyi funktsionirovaniya ugolovno-ispolnitelnoy sistemyi v usloviyah zakrepleniya rezultatov ee reformirovaniya [Some aspects of optimization of the organizational sphere of functioning of a penal system in the context of fixing the results of its reform]. 2009.
© Aksenov A. A., Podjyablonsky P. A., Subbotina O. M., 2016