Научная статья на тему 'СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АПК: КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ И ПРЕФЕРЕНЦИИ'

СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АПК: КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ И ПРЕФЕРЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КООПЕРАТИВЫ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПАРТНЕРСТВА / КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лайпанова З. М., Гебенова З. И.

В данной статье рассмотрены вопросы отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства в АПК зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным требованиями хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные и сельскохозяйственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лайпанова З. М., Гебенова З. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL BUSINESSES IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX: CRITERIA FOR ASSIGNMENT AND PREFERENCES

This article discusses the issues of classifying as small and medium-sized businesses in the agro-industrial complex registered in accordance with the legislation of the Russian Federation and corresponding to the conditions established by the requirements of economic companies, economic partnerships, economic partnerships, production and agricultural cooperatives, consumer cooperatives, peasant (farm) farms and individual entrepreneurs.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АПК: КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ И ПРЕФЕРЕНЦИИ»

Научная статья Original article УДК 332.1

DOI 10.55186/25876740_2022_6_6_54

СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АПК: КРИТЕРИИ

ОТНЕСЕНИЯ И ПРЕФЕРЕНЦИИ

SMALL BUSINESSES IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX: CRITERIA FOR ASSIGNMENT AND PREFERENCES

Лайпанова З. М., к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия»

Гебенова З.И., обучающаяся, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия»

Z. M. Laipanova, Ph.D., Associate Professor, FSBEI HE "North Caucasus State Academy"

Z.I. Gebenova, studying, FSBEI HE "North Caucasus State Academy"

Аннотация В данной статье рассмотрены вопросы отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства в АПК зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным требованиями хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные и сельскохозяйственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Annotation This article discusses the issues of classifying as small and medium-sized businesses in the agro-industrial complex registered in accordance with the legislation of the Russian Federation and corresponding to the conditions established by the requirements of economic companies, economic partnerships, economic partnerships, production and agricultural cooperatives, consumer cooperatives, peasant (farm) farms and individual entrepreneurs.

Key words: peasant (farm) farms, production and agricultural cooperatives, economic partnerships, classification criteria, small and medium-sized enterprises Ключевые слова: крестьянские (фермерские) хозяйства, производственные и сельскохозяйственные кооперативы, хозяйственные партнерства, критерии отнесения, малые и средние предприятия

Субъект малого предпринимательства в АПК - это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают: -крестьянские (фермерские) хозяйства; -производственные и сельскохозяйственные кооперативы; -хозяйственные партнерства.

Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода.

Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон № 209-ФЗ (таблица 1) [1]. Таблица 1- Критерии отнесения к малым предприятиям

Категория субъекта МСП Доход за год Среднесписочная численность работников

Микропредприятие 120 млн. рублей не более 15 человек

Малое предприятие 800 млн. рублей не более 100 человек

Среднее предприятие 2 млрд. рублей не более 250 человек

В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников.

Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. Предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных и налоговой отчётности. С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса.

В открытом доступе находится следующая обязательная информация: -наименование юридического лица или полное имя ИП; -ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства); -категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие); -сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;

-указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:

-о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;

-о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;

-о наличии контрактов, заключённых в качестве участника государственных закупок;

- полную контактную информацию.

Для того, чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи. После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Ранее для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.

В современных условиях перехода к цифровой экономике, сведения относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно проверить, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. При отсутствии данных или недостоверности, надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.

Таким образом, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

- обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;

- создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;

- уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;

- развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Добиться этого можно сделав процедуру государственной регистрации простой и быстрой, снизить административное давление на бизнес, уменьшить налоговую нагрузку и внедрить целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

В част и плановых проверок отдельные категории малых и средних предприятий имеют преференции, проверка их проходит в сокращенном формате. То или иное контролирующее ведомство может проверять СМП не более 50-ти часов в год.

При этом надо помнить, что надзорные каникулы не касаются проверок, которые проводятся с ориентиром на выявление рисков..

Для малых и средних предприятий государство предлагает специальные льготы.

В области бухгалтерского учета они могут осуществлять бухгалтерский учет по упрощенной системе и отчетность сдавать по упрощёнке. Для этого необходимо готовить всего две формы - бухгалтерский баланс и отчет о результатах финансовой деятельности.

В соответствии с приказом Министерства финансов РФ № ПЗ-3/2015, при упрощенном бухгалтерском учете компании могут рассчитывать на нижеследующие послабления:

- возможность не создавать резерв на оплату отпусков;

- внесение в бухгалтерский учет корректировок, даже если недочеты выявлены после того, как отчетность была утверждена;

- отсутствие надобности применять ПБУ 18/02 и ПБУ 2/2008;

- отсутствие необходимости подвергать переоценке нематериальные активы и основные средства;

- не переоценивать вложения в сфере финансов, а также не осуществлять проверку на предмет их обесценивания;

- возможность учета процентов по всем кредитам, включая приобретение активов по инвестициям.

Бухгалтерский учет по упрощенке может вести сам руководитель предприятия. Согласно пункту 2 статьи 7 ФЗ-402 «О Бухгалтерском учете», ему необходимо просто издать такой приказ. Кроме того, МСП могут применять кассовый метод ведения бухгалтерского учетая по рекомендации Минфина №54н от 21.1 2.98.

В соответствии с ФЗ-402 «О Бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. ИП освобождаются от ведения бухучета и составления отчетности [2].

Кассовые операции МСП могут производить в упрощенном порядке. На основании указаний Банка РФ № 3210-У от 11.03.14г. МСП и ИП вправе не утверждать ограничения по остаткам наличности. Основываясь на данное указание, ЦБ РФ предоставляет МСП льготы по кассовым операциям.

В частности, эти предприятия освобождаются от оформления приходных и расходных кассовых ордеров и от ведения кассовой книги.

Льготы в области налогообложения устанавливаются органами власти субъектов РФ и на местном уровне. К примеру, преференции можно получить по уплате региональных налогов на имущество, на землепользование, на транспорт. Кроме того, могут быть льготные ставки по налогу на прибыль и др..

Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. Региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на УСН Доходы (с 6% до 1%). На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5%, существует уже не первый год [4].

Кроме того, до 2024 года продлена программа налоговых каникул для ИП на УСН и ПСН, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующего регионального закона.

Финансовые льготы это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных субсидий, выдаваемых в рамках общероссийской программы. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).

В 2019 году был подписан закон 185-ФЗ, который вносит изменения в закон о малом и среднем предпринимательстве. С 2020 года в критерий «Доля в уставном капитале» добавилась фраза о том, что ограничения, предусмотренные подпунктом а пункта 1 части 1.1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ, касающиеся иностранных юридических лиц или юридических лиц, не являющихся СМП, теперь не будут распространяться и на общественные объединения инвалидов. Также в этот пункт добавлен подпункт «ж», который говорит о том, что участниками ООО являются только общественные объединения инвалидов, либо их отделения.

В этих обществах среднесписочная численность сотрудников-инвалидов должна быть не менее 50% от общей численности сотрудников, а размер оплаты их труда не может быть менее 25% от общего фонда оплаты.

Также изменения коснулись ведения единого реестра СМП. В уполномоченный орган передаются сведения об ООО, созданных до 1 декабря предыдущего календарного года, в состав которых входят исключительно объединения инвалидов, в случае соответствия таких обществ положениям Закона № 209-ФЗ [1].

Еще необходимо подать перечень объединений инвалидов, сведения о которых по состоянию на 1 июля текущего календарного года переданы в федеральный орган исполнительной власти.

Ситуация с коронавирусной инфекцией также внесла свои корректировки и МСП могут начислять страховые взносы по более низким тарифным ставкам в части выплат, превышающих МРОТ. Так, взносы в ПФР РФ составляют 10%, больничные - 0%, медицинские - 5%.

Согласно ТК России, МСП, в штате которых не более 35 сотрудников, имеют право с ними заключать срочные трудовые договоры. При этом, их переоформление не требуется даже если компания потеряла статус субъекта МСП или же при увеличении количества персонала.

Контрольные органы не должны штрафовать малые и средние предприятия, а выносят им предупреждение.

Данная привилегия действует, если МСП впервые сделал нарушение, и оно не нанесло ущерб имуществу, здоровью людей, состоянию природы, памятникам культуры, безопасности государства, а также не привело к техногенным авариям, что оговаривается в пункте втором статьи 4.1.1. КоАП Российской Федерации.

Нарушения, которые обязательно повлекут за собой штрафные санкции, во втором пункте статьи 4.1.1 КоАП России [3].

Согласно п. 1 ст. 5.1 ФЗ-177 от 23.12.03, вклады и счета МСП и мелких организаций включаются в систему обязательного страхования. МСП и ИП могут получить страховое возмещение, если денежно-кредитная организация, где были их средства, потеряла свою лицензию. Потерянная сумма будет возмещена в полном размере, но при условии, что она не превышает 1,4 млн. рублей, размещенной в одном банке.

МСП имеют возможность принимать участие в государственных закупках на условиях, предоставляемых только им. Для этих компаний организуются отдельные торги. Сумма обеспечения в таких тендерах ниже, а если компания хорошо себя зарекомендовала, то она и вовсе не требуется.

Это значит что, субъект МСП должен подтвердить свою добросовестность в качестве поставщика. В этом случае он не обязан перечислять на счет заказчику сумму в качестве гарантии. Это возможно, если МСП:

- без штрафов и неустоек осуществил поставку ТРУ хотя бы по трем договорам, и это зафиксировано в реестре государственных контрактов;

- сумма соглашений исполненных ранее, равен или выше начальной максимальной цены контракта закупки.

Помимо этого, для малых предприятий период оплаты контракта рассчитывается на меньший срок. Средства на счет малых и средних компаний должны быть переведены в течение двух недель.

Субъекты малого и среднего предпринимательства предоставляют в ведомства меньше форм. Так, им не надо предоставлять сведения о частичной

занятости, просрочке по заработной плате, о кадровых перестановках и т.д. Некоторые формы предназначены именно для малого бизнеса[1].

Некоторые статистические данные, малым предприятиям надо сдавать в особых случаях. Это необходимо делать в случае сложного или выборочного статистических наблюдений и анализа, который производится раз в пять лет.

Законодательство РФ не регламентируют деятельность компаний, обладающих статусом МСП. Специфическая практика может наблюдаться при использовании компанией различными преференциями. К примеру, при использовании МСП кассового метода в бухучете не будет отражаться дебиторская задолженность. Получается, что эти данные придется смотреть в других источниках.

Таким образом, малым и средним предприятиям необходимо регулярно осуществлять мониторинг реестра, размещенного на официальном сайте ФНС. Это необходимо, чтобы быть уверенным, что компания находится там и не произошли ли те или иные изменения в статусе. В сведения о МСП при необходимости можно внести корректировки. что позволит не потерять статус малого и среднего предпринимательства, который дает компаниям столь много привилегий.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.10.2020) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

2. Федеральный закон от 06. № 402 12.2011 г. «О бухгалтерском учете» (ред. № 344 ФЗ от 04.11.2021 г.).

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 19.12.2022).

4. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях (Приказ МСХА РФ №792 от 06.06.2003 г.).

5. Горфинкель, В.Я. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: учебное пособие/В.Я. Горфинкель, С.В. Земляк, О.М. Маркова и др. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019 - 89с.

6. Пиньковецкая, Ю.С. Малое и среднее предпринимательство в регионах: уровень насыщения / Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2019. № 2-1. С. 132-142.

7. Полетаев, В. Э. Государство и бизнес в России: инновации и перспективы: Монография/Полетаев В. Э. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 281 с.

8. Расулова, Л.В. Трактование терминов «малый бизнес» и «малое предпринимательство» в современной литературы / Science Time. 2019. № 5 (29). С. 564-567.

9. Ромицына, Г.А., Романовская, Н.Н. Современное состояние и тенденции развития малого предпринимательства в регионе / Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2022. № 1. С. 181-184.

10. Халяпин, А.А., Куфтырева, Е.Б. Малое предпринимательство в финансовой системе региона / Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2018. № 1-1 (56). С. 125-127.

11. Чеботарев В.С. Малое и среднее предпринимательство как стратегический фактор экономической безопасности России / Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021. № 2 (34). С. 225.

List of sources used

1. Federal Law of 24.07.2007 N 209-FZ (as amended by 27.10.2020) "On the Development of Small and Medium-Sized Businesses in the Russian Federation"

2. Federal Law of 06. No. 402 of 12.2011 "On Accounting" (rev. No. 344 of the Federal Law of 04.11.2021).

3. The Code of Administrative Offenses of the Russian Federation of 30.12.2001 N 195-FZ (as amended by 19.12.2022).

4. Methodological Recommendations on Accounting of Costs of Production and Costing of Products (Works, Services) in Agricultural Organizations (Order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation No. 792 of 06.06.2003).

5. Gorfinkel, V.Ya. Small business: organization, management, economics: textbook/V.Ya. Gorfinkel, S.V. Zemlyak, O.M. Markova, etc. M.: University textbook: INF RA-M, 2019 - 89 s.

6. Pinkovetskaya, Yu.S. Small and medium-sized enterprises in the regions: saturation level/Izvestia of Tula State University. Economic and legal sciences. 2019. № 2-1. S. 132-142.

7. Poletaev, V.E. State and business in Russia: innovations and prospects: Monograph/Poletaev V.E. - M.: Research Center INFRA-M, 2018. - 281 s.

8. Rasulova, L.V. Interpretation of the terms "small business" and "small business" in modern literature/Science Time. 2019. № 5 (29). S. 564-567.

9. Romitsyna, G.A., Romanovskaya, N.N. The current state and trends in the development of small business in the region/Bulletin of the Tula branch of the Financial University. 2022. № 1. S. 181-184.

10. Halyapin, A.A., Kuftyreva, E.B. Small entrepreneurship in the financial system of the region/New Science: Modern State and Development Paths. 2018. № 11 (56). S. 125-127.

11. Chebotarev V.S. Small and medium-sized enterprises as a strategic factor in the economic security of Russia/Legal science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. № 2 (34). Page 225.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Лайпанова З.М., Гебенова З.И. 2022. Международный сельскохозяйственный журнал, 2022, № 6, 1443-1453.

Для цитирования: Лайпанова З.М., Гебенова З.И. Субъекты малого предпринимательства в АПК: критерии отнесения и преференции//Шегпайопа1 agricultural journal. 2022. № 6, 14431453.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.