Особенности финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в России
£
Б
а
2 ©
Григориади Элла Михайловна
аспирант Департамента финансовых рынков и банков, Финансовый университет при Правительстве РФ, [email protected]
Маркова Ольга Михайловна,
к.э.н., доцент Департамента финансовых рынков и банков, Финансовый университет при Правительстве РФ, [email protected]
В статье рассматривается механизм финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Анализируются изменения законодательства последних лет и появление Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Малое и среднее предпринимательство представляется в качестве важного сектора экономики, развитие которого рассматривается как фактор обеспечения социально-экономического роста. При этом отмечается, что сектор малого и среднего предпринимательства является наиболее гибким институтом, способным к быстрому восприятию изменений конъюнктуры рынка товаров и услуг, обеспечивая их высокую конкурентоспособность. Кроме того, он способствует созданию новых рабочих мест, что снижает уровень безработицы, формированию предпринимательского потенциала населения, тем самым повышая его социальную активность. И наконец, данный сектор активно участвует в пополнении бюджета на всех уровнях бюджетной системы. В этих условиях государством разработаны и реализуются программы господдержки предпринимателей в субъектах РФ (льготные кредиты, субсидии, гранты, налоговые каникулы и др.).Учитывая большую социальную значимость данного сектора экономики, делается вывод о том, что на сегодняшний момент имеется низкая эффективность реализованных и действующих программ развития сектора малого и среднего предпринимательства. Эти обстоятельства в значительной степени актуализируют вопросы изучения и анализа эффективности программ финансовой поддержки, тем самым обеспечивается необходимость его более подробного анализа, что и находит отражение в данной статье. Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, программа финансовой поддержки, субсидии, гранты, льготное кредитование.
Финансовая поддержка представляет собой определенный набор финансовых инструментов (субсидий, гарантий, льготного кредитования, субсидирования лизинговых платежей и пр.), которые имеют регламентированный и адресный характер и реализуются посредством программ развития в сфере малого и среднего предпринимательства, принятых на федеральном и региональном и уровнях. По форме меры финансовой поддержки направлены на представление указанных услуг непосредственно субъектам малого и среднего предпринимательства, и организациям, образующих инфраструктурную поддержку субъектам данного сектора. [1]
Известно, что к субъектам сектора малого и среднего предпринимательства относятся хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, показатели хозяйственной деятельности соответствуют которых соответствуют критериям, определенных на законодательном уров-не.(закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства») (табл. 1).
При этом суммарная доля участия в уставном капитале (для ООО) : государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, благотворительных и иные фондов - 25%;иностранных юридических лиц, не являющихся малыми и средними предприятиями - 49%. В соответствии с вышеуказанными критериями, в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства на 01.09.2018 г. было зарегистрировано 5 921287хозяйствующих субъекта, из них 3272 657 - индивидуальные предприниматели. Эти организации имеют статус «субъект малого и среднего предпринимательства», что дает им право в получении таких преференций как:
- налоговые льготы - предполагают использовать специальные режимы налогообложения;
- административные льготы - возможность вести упрощённый учет ведения хозяйствующей деятельности, в т.ч. бухгалтерский и кассовую дисциплины;
- надзорные каникулы -предполагают ограничение количества и продолжительности проверок, дают возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры, при участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса - не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные гарантийные организации;
- финансовые льготы - это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных субсидий, выдаваемых в рамках общероссийской стратегии развития и поддержки субъектов МСП. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию.
Следует отметить, что критерии устанавливаемые государством могут быть изменены, что автоматически меняет статус хозяйствующего субъекта. Так, в 2016г. произошло увеличение лимита по доходу для микропредприятий с 60 до 120 млн рублей, а для малых предприятий - с 400 до 800 млн рублей; снижения критерия по численности работников: не более 15 человек для микропредприятий и не более 100 человек для малого предприятия; возросла разрешённая доля участия в уставном капитале малого предприятия других коммерческих организаций, не являющихся субъектами МСП - с 25% до 49%. Возможно также, что изменение статуса субъекта МСП вследствие естественного роста показателей бизнеса.При этом в течение следующих трех лет, в которых произошли превышение лимитов по выручки или численности, организация юридически будет считаться субъектом сектора малого и среднего предпринимательства, по факту таковой не являясь. Это говорит о вариативном характере отне-
Таблица 1
Критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства в РФ
Категория субъекта МСП Выручка без НДС за год С ре дн есп нсоч н а я числен носи, работ икон
Микропредп р иятие 120 млн рублей не более 15 человек
Малое предприятие 809 млн рублей не более 100 человек
Среднее предприятие 2 млрд рублей не более 250 человек
Программы Министерства экономического развитая рф а Поддержи^ субъектов МСП, вкл ю ч ая кр ее тьянекпе (фермерские) хозяйства
Программы Минисз'ерсгва чруда и социальной защиты РФ содействие р аз кю малого 14>едрмнимательства н сшозанятосш безработных граждан
Министерства образования и науки РФ
Поддержка субъектов МОП в научно-технической сфере
1 Программы к. Поддержки субъектов МСП в
W Министерства сельского агропро ш.ппл енном
Л хозяйства РФ А комплексе
Рисунок 1. Программы поддержки субъектов МСП реализуемые органами государственной власти РФ
сения хозяйствующих субъектов к МСП «субъект малого и среднего предпринимательства » по указанным критериям.
Еще одним условием определения статуса субъекта малого и среднего является факт его регистрации в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства с 1 августа 2016г. Это, по сути, открытая база данных, призванная предоставить исчерпывающие данные о деятельности субъектов для их идентификации. Сведения формируются автоматически из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, налоговой отчётности. Они содержат следующие данные наименование юридического лица или полное имя ИП;ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);сведения о кодах деятельности по ОКВЭД; указание на наличие лицензии, если вид деятельности относится к лицензируемым. По сути, реестр определяет блок хозяйствующих субъектов, потенциально попадающих в сферу государственной поддержки, в том числе и финансовой, имеющих право на получение определённых преференций и льгот. Это в значительной мере упрощает процедуру их получения (раньше, для подтверждения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства, необходимо было предоставлять бухгалтерскую и налоговую отчетность, справку о среднесписочной численности сотрудников).
Однако, Единый реестр, не в полной мере отражает фактическое состояние субъекта малого и среднего предпринимательства, следовательно, формируются не полные сведения о положении сектора в целом. Например, в России сложилась практика собственников субъектов малого и среднего предпринимательства, в части дифференциации бизнеса, когда конечный бенефициар (собственник нескольких фирм)де-факто может не относится к категории«субъект малого и среднего предпринимательства, при этом пользоваться всеми льготами и преференциями, присущими указанному сегменту.
Кроме того, из сектора субъектов малого и среднего предпринимательства «выпадают»такие хозяйствующие субъекты как например- нотариусы и адвокаты - эти хозяйствующие субъекты не зарегистрированы в Едином реестре субъектов МСП, но при этом -фактически осуществляющие деятельность, как малые и средние предприниматели. Также до сих пор не определен статус самозанятых граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Кроме того, реестр совсем не отражает данные тех организаций, которые на падают налоговую отчетность. Такие правовые недоработки создают разноплановость интерпретации информации в части фактического положения сектора малого и среднего предпринимательства в виду несоответствия между юридически зарегистрированными в Едином государственном рее-
стре субъектов малого и среднего предпринимательства и фактически функционирующими хозяйствующими субъектами. Это приводит к возникновению проблем организации эффективной системно- адресной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Определив пул субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих правополучения государственной финансовой поддержки, следует перейти, к рассмотрению основных программам финансовой поддержки субъектов МСП реализуемые органами федеральной власти.
В 2018 г. они представляются посредством: субсидий (грантов) на конкурсной основе; единоразовой финансовой помощи от центра занятости; компенсации лизинговых платежей; частичного возмещения процентов по коммерческому кредиту; аренды муниципальной недвижимости по ценам ниже рыночных; размещения в бизнес-инкубаторе на льготных условиях; полной или частичной оплаты участия в выставках; бесплатных тренингов, консультаций, льготного кредитования.
Одним из важнейших инструментом оказания поддержки малого и среднего предпринимательства является субсидирование. Согласно Бюджетному Кодексу РФ, субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов [3]. Отличительными свойствами субсидий являются: целевой характер выделенных средств; исключительно бюджетные ассигнования, предоставляемые одним уровнем бюджета другому на условиях софинансирования каких-либо расходов в рамках определенной программы; предоставляется адресатам безвозвратно (при условии соблюдения целевых расходов субсидии).
Федеральный бюджет может осуществлять поддержку малого и среднего предпринимательства с помощью двух форм субсидирования: прямой и косвенной. Прямые субсидии направлены на развитие и увеличения эффективности деятельности сферы малого и среднего предпринимательства в региональных системах экономики России.
Целью косвенного субсидирования является поддержка развития всей сферы малого и среднего бизнеса, создании благоприятного инвестиционного клима-
© À
es
S
if s
2 e
8
см
СП £
Б
а
2 о
та в регионах и стране в целом. В нынешних экономических условиях наибольшей популярностью пользуются следующие виды косвенного субсидирования субъектов малого и среднего предпринимательства:
1) налоговые льготы («налоговые каникулы» для приоритетных отраслей, льготные налоговые режимы для субъектов малого и среднего предпринимательства возврат прямых налогов);
2) мероприятия в рамках денежно-кредитной политики (льготные ставки по кредитам, целевое кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства, выдача банковских гарантий гарантийными фондами).
Целевой характер выделения субсидий, содержащихся в программах субъектов России, должен соответствовать целям поддержки, которые предусмотрены федеральными программами (например, молодежное предпринимательство, начинающие предприниматели [3].
Однако следует отметить, что механизм субсидирования не является совершенным. Органам власти России необходимо разработать и согласовать перечень мероприятий, которые будут направлены на улучшение данного механизма. По нашему мнению, в перечень мероприятий следует включить:
1) увеличение федерального финансирования;
2) расширение перечня субсидий, в том числе добавление в него ряда отраслей;
3) упрощение процедуры оформления заявок и сбора необходимых документов на получение субсидий;
4) создание в рамках имеющейся инфраструктуры информационно-консультационных центров для оказания помощи по вопросам субсидирования, оформления документации;
5) публикация в открытом доступе Единого реестра получателей субсидий (субъектов малого и среднего предпринимательства) по видам субсидий и отраслям;
6) своевременное информирование о начале приема заявок на получение субсидии (с привлечением максимально возможного количества информационных каналов).
Центрами занятости реализуется программа для безработных граждан РФ, желающим открыть свой бизнес. Льготный лизинг, помощь в участии в выставках, конференциях - эти меры финансовой поддержки распространяются на очень небольшое количество приоритет-
ных отраслей (сельское хозяйство, 1Т и социальная сфера).
Анализируя современную практику реализации федеральных программ финансово поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, можно сделать вывод, что приоритет на получение прямых субсидий имеют субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие инновационную, социальную, сельскохозяйственную деятельность. Также, высокие шансы получить безвозмездное финансирование имеются у молодых предпринимателей до 30 лет, стартапы предприятиям, состоящих из представителей социально защищенного сегмента населения(малообеспечен-ные семьи, матери-отцы одиночки), а собственников социально-ориентированного бизнеса.[4]
Серьезное влияние на успешное развитие субъектов малого и среднего предпринимательства оказывает возможность своевременного получения кредитных средств. И здесь, как отмечают исследователи А.В. Котельников и И.Е. Ноздрева новые предприятия, которые находятся в начале своего пути, имеют небольшие шансы на одобрение банком кредита [4,5]. Решая эту проблему, государство создает фонды содействия кредитованию малого бизнеса, которые выполняют функцию поручителя. Анализируя опыт субъектов Российской Федерации можно сказать, что данные фонды оказывают информационно-консультационные услуги, помогают в поиске международных и российских бизнес-партнеров. Но такие фонды не решают проблемы большей части предпринимателей, поскольку поручительство является вторичным после получения одобрения заявки на кредитования банком-партнером.
Учитывая большой процент отказа без объяснения причин кредитовании банками субъектов малого и среднего предпринимательства, реализация этой формы финансовой поддержки требует пересмотра условий кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в сторону упрощения получения кредитных средстве и открытия информации заемщикам.
Говоря о поддержке малого и среднего предпринимательства в современной России, мы отмечаем, что государственные органы стали задумываться о создании благоприятных условий, способствующих осуществлению эффективной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства Введение электронных форм документооборота
позволяет использовать новые возможности взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства с госорганами. Примерами могут служит изменения в части взаимодействия с Федеральной налоговой службой. Так же следует отметить успешное функционирование портала Госуслуг, который помогает предпринимателю получить нужные услуги и экономить время. В ряде регионов России в рамках пилотного проекта создаются порталы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Большой популярностью пользуется портал Бизнес навигатора малого и среднего предпринимательства, организованный АО «Корпорация малого и среднего предпринимательства». На данном портале действующий или будущий предприниматель может получить информацию о видах и формах финансовой поддержки, реализуемых в 169 городах в 83 регионах. Портал предполагает удобную форму получения консультации специалиста по широкому аспекту ведения бизнеса субъектов малого и среднего предпринимательства, от выбора бизнеса, и формирования бизнес плана для начинающих предпринимателей, до подбора помещения в аренду и предоставления информации закупок крупнейших заказчиков в регионе. Здесь же выкладывается актуальная для бизнеса информация о круглых столах, семинарах, конкурсах на предоставление субсидий и др.[4]
Подобные порталы организованы практически во всех субъектах России, следовательно, органы региональной власти заинтересованы в развитии сектора малого и среднего предпринимательства на своих территориях. При этом региональные программы формируются субъектами федерации самостоятельно. Определяя приоритетные направления и области поддержки сектора экономик, Министерство экономического развития России ежегодно перераспределяет средства федерального бюджета между субъектами Российской Федерации на конкурсной основе при условии софина-сирования. Из этого следует, что объемы полученной финансовой помощи, формы и виды будут отличны в зависимости от региона, так как ограничены бюджетом субъектов федерации.
В то же время, в региональном аспекте развития сектора малого и среднего предпринимательства встаёт вопрос о компетенциях российского предпринимателя. И, здесь следует отметить низкую информационную компетентность -
зачастую предприниматели не владеют информацией о реализации в своем регионе программ финансовой поддержки. Таким образом, государству необходимо активнее реализовывать курсы повышения квалификации для предпринимателей.
Таким образом, можно сказать, что Россия серьезно продвинулась в вопросе государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В стране сейчас формируется привлекательный инвестиционный климат, госорганы начинают думать о поддержке предпринимательства. Государственная финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на сегодняшний день имеет разнообразные направления, принципы и инструменты. Но данная система является несовершенной и имеет большое количество проблем, которые нужно решать.
Анализируя основные программы развития данного сектора, можно сделать вывод о том, что они ограничивают в получении финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, работающие в сферах, которые на данный момент не имеют статуса приоритетных. Следует также отметить несовершенство налоговой системы, присутствие административных барьеров, коррупция, острая нехватка современного высококачественного оборудования, недоступность кредитования, отсутствие высококвалифицированных работников, низкий уровень правовой и экономической грамотности предпринимателей. Указанные проблемы требуют от государства скорейшего разрешения. Необходимо наладить информирование работающих и потенциальных предпринимателей о существующих мерах поддержки. Кроме того, ряд проблем можно решить, не меняя нормативно-правовую базу. Необходимо более четко контролировать выделение субсидий (иногда, есть предприятия, куда более нуждающиеся в данной субсидии, но она до них не доходит). Важно создавать в регионах России необходимую для развития малого и среднего бизнеса инфраструктуру (бизнес-инкубаторы, технопарки, логистические центры, кворкинги), а также развивать государственно-частное партнерство.
Таким образом, необходимо формировать современную инфраструктуру
поддержки малого и среднего предпринимательства и активно развивать систему оказания различных консультационных услуг, повышать финансовую и юридическую грамотность, квалификацию современных предпринимателей. Все это в ближайшей перспективе обеспечит высокий уровень стабильности функционирования малого предпринимательства и всей экономики России Федерации в целом.
Литература
1.Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Электронный ресурс. URL: https:// rmsp.nalog.ru.
2.Зелинская М.В. Государственная поддержка предпринимательства Краснодарского края / Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 107, С. 521-533
3.Портал Бизнес навигатора корпорации малого и среднего предпринимательства. Электронный ресурс. URL: https://new.smbn.ru режим доступа 23.09.2018г.
4.Каталог франшизЕ-tiretka. Электронный ресурс.URLhttps://e-tiketka.ru/ materialnaja-pomoshh-malomu-biznesu-ot-gosudarstva-2018режим доступа 30.09.2018г.
5.Ноздрева И.Е., Котельников А.В. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса // Проблемы социально-экономического развития России на современном этапе: материалы IX Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции (заочной) (с международным участием): в 2 частях. Часть 2/ М-во обр. и науки РФ; ФГБОУ ВО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина»; отв. ред. А.А. Бурмистрова. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина. 2016, С. 68-76.
6.Ноздрева И.Е., Котельников А.В. Совершенствование стратегии развития малого предпринимательства (на основе анализа социально-экономических показателей Смоленской области) / Наука Красноярья. Красноярск: Изд-во: «Научно-инновационный центр». 2017. № 4-3, С. 273-277.
Features of financial support of small and
medium entrepreneurship in Russia Grigoriadi E.M., Markova O.M.
Financial University at the Government of the
Russian Federation,
The article discusses the mechanism of financial support for small and medium-sized businesses. Changes in recent legislation and the emergence of the Unified Register of small and medium-sized businesses are analyzed. Small and medium-sized businesses are represented as an important sector of the economy, the development of which is considered as a factor in ensuring socioeconomic growth. At the same time, it is noted that the sector of small and medium-sized businesses is the most flexible institution capable of quickly accepting changes in the conditions of the market for goods and services, ensuring their high competitiveness. In addition, it contributes to the creation of new jobs, which reduces unemployment, the formation of the entrepreneurial potential of the population, thereby increasing its social activity. Finally, this sector is actively involved in budget replenishment at all levels of the budget system. Under these conditions, the state has developed and implemented state support programs for entrepreneurs in the constituent entities of the Russian Federation (soft loans, subsidies, grants, tax holidays, etc.). Considering the high social importance of this sector of the economy, it is concluded that at present there is a low efficiency of implemented and existing development programs for the sector of small and medium enterprises. These circumstances substantially actualize the issues of studying and analyzing the effectiveness of financial support programs, thus ensuring the need for its more detailed analysis, which is reflected in this article.
Keywords: small and medium enterprises, financial support program, subsidies, grants, concessional lending.
References
1. Unified register of subjects of small and average
business. Electronic resource. URL: https:// rmsp.nalog.ru.
2. Zelinskaya M.V. State support of business of
Krasnodar Krai / Polythematic network online scientific magazine of the Kuban state agricultural university. 2015. No. 107, S. 521533
3. Business of the Navigator of Corporation of
Small and Average Business portal. Electronic resource. URL: https://new.smbn.ru mode of access of 23.09.2018.
4. Catalog to a franchize-tiretka. Electronic
resource.URLhttps://e-tiketka.ru/materialnaja-pomoshh-malomu-biznesu-ot-gosudarstva-2018rezhim access of 30.09.2018.
5. Nozdreva I.E., Kotelnikov A.V. Problems of
financing of small and medium business// Problem of social and economic development of Russia at the present stage: materials IX of the Annual All-Russian scientific and practical conference (correspondence) (with the international participation): in 2 parts. Part 2/ M-in обр. and sciences of the Russian Federation; FGBOOU WAUGH «Tamb. state. un-t of G.R. Derzhavin»; отв. edition of A.A. Burmistrov. Tambov: TGU publishing house of G.R. Derzhavin. 2016, S. 68-76.
6. Nozdreva I.E., Kotelnikov A.V. Improvement of
the strategy of development of small business (on the basis of the analysis of socio-economic indexes of the Smolensk region) / Science Krasnoyarya. Krasnoyarsk: Publishing house: «The scientific and innovative center». 2017. No. 4-3, S. 273-277.
О
Ю
s
*
cs
2 e
8