Научная статья на тему 'Правовые механизмы защиты и государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в России'

Правовые механизмы защиты и государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
996
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЗАЩИТА ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скворцова Татьяна Александровна, Лисичкина Анна Андреевна, Чеботарева Наталья Александровна

В статье рассматриваются правовые аспекты защиты и государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в России. Проанализированы критерии отнесения субъектов к категории малого и среднего бизнеса. Сформулированы предложения по совершенствованию действующего законодательства в исследуемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Скворцова Татьяна Александровна, Лисичкина Анна Андреевна, Чеботарева Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROTECTION MECHANISMS AND STATE SUPPORT OF SUBJECTS OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN RUSSIA

The article deals with the legal aspects of protection and state support of small and medium-sized businesses in Russia. The criteria of classification of subjects to the category of small and medium-sized businesses are analyzed. The proposals to improve the current legislation in the study area are formulated.

Текст научной работы на тему «Правовые механизмы защиты и государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в России»

Проблемы экономики и юридической практики

6'2018

4.4. ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Скворцова Татьяна Александровна, канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры гражданского права Место работы: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

kafedra37@bk.ru

Лисичкина Анна Андреевна, МП «Гражданское право, семейное право, международное частное право Место учебы: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

kafedra37@bk.ru

Чеботарева Наталья Александровна, МП «Гражданское право, семейное право, международное частное право» Место учебы: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

kafedra37@bk.ru

Аннотация: в статье рассматриваются правовые аспекты защиты и государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в России. Проанализированы критерии отнесения субъектов к категории малого и среднего бизнеса. Сформулированы предложения по совершенствованию действующего законодательства в исследуемой сфере. Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, защита прав предпринимателей, государственная поддержка малого и среднего бизнеса.

LEGAL PROTECTION MECHANISMS AND STATE SUPPORT OF SUBJECTS OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN RUSSIA

Skvortsova Tatyana A., PhD in Law, associate Professor, associate Professor, civil law Department Work place: Rostov state economic University (RINH)

kafedra37@bk.ru

Lisichkina Anna A., MP «Civil law, family law, international private law» Study place: Rostov state economic University (RINH)

kafedra37@bk.ru

Chebotareva Natalia A., MP «Civil law, family law, international private law» Study place: Rostov state economic University (RINH)

kafedra37@bk.ru

Annotation: the article deals with the legal aspects of protection and state support of small and medium-sized businesses in Russia. The criteria of classification of subjects to the category of small and medium-sized businesses are analyzed. The proposals to improve the current legislation in the study area are formulated.

Keywords: small and medium-sized businesses, protection of the rights of entrepreneurs, state support for small and medium-sized businesses.

В современных условиях развития российской экономики малое и среднее предпринимательство становится приоритетным направлением развития государственной политики на долгосрочную перспективу. Однако несмотря на усилия властей, увеличение вливаний финансовых ресурсов в эту сферу экономики, декларируемую заинтересованность всех уровней власти и существенный общественный резонанс, развитие малого бизнеса в России сопровождается большими сложностями [1, с. 7].

В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы защиты и государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Право предпринимателей на защиту - это «предоставленная им и обеспеченная нормами права и соответствующими обязанностями других субъектов возможность самостоятельно действовать с целью восстановления нарушенного права или законного интереса» [2, с. 45].

В литературе справедливо указывается, что защита прав предпринимателей и их охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы и способов защиты [3, с. 954].

В связи с этим можно выделить судебную и внесудебную формы защиты прав субъектов малого и среднего бизнеса. Что же касается способов защиты, то используются способы защиты гражданских прав, предусмотренные ст. 12 Гражданского кодекса РФ, а также иные способы.

А.Б. Степин справедливо пишет, что защита прав предпринимателей имеет комплексный характер, что обусловлено спецификой правовых отношений, возникающих в сфере предпринимательской деятельности, предметом их правового регулирования, особенностью построения системы законодательства, базирующейся на дуализме частного и публичного права [4, с. 71].

Скворцова Т. А., Лисичкина А. А., ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ

Чеботарева Н. А. ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Для обеспечения защиты и осуществления поддержки малого и среднего бизнеса важное значение имеют юридические критерии идентификации субъектов в качестве малых и средних предприятий. В соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон о МСП) выделяется три группы условий, необходимых для отнесения субъекта к категории МСП:

1. Для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должен выполняться так называемый критерий независимости: суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 49%;

2. Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов МСП: для микропредприятий - до 15, малых - до 100, а для средних -от 101 до 250 человек;

3. Доход за предшествующий календарный год не должен превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов МСП.

В 2016 году Правительство РФ утвердило предельные значения дохода для микропредприятий - 120 млн руб., для малых предприятий - 800 млн руб., для средних предприятий - 2 млрд руб. [5].

По мнению А.П. Тенишева, начальника Управления по борьбе с картелями ФАС РФ «такие показатели выручки далеко не совсем отвечают реалиям отечественной экономики. Ведь если взять для примера бюджеты региональных городов, то они будут сопоставимы с выручкой некоторых наших «малых» и «средних» предприятий» [6].

С указанной точкой зрения, на наш взгляд, следует согласиться. Установленные в настоящее время критерии предельной выручки в целях отнесения субъектов к числу малых и средних предприятий являются завышенными. Кроме того, Налоговый кодекс РФ устанавливает гораздо меньшие значения предельной выручки для возможности применения упрощенной системы налогообложения: «Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 112,5 млн. рублей» (п.2 ст. 346.12 НК РФ).

В связи с изложенным представляется целесообразным установить в Законе о МСП более низкие значения предельной выручки для отнесения хозяйствующих субъектов к категории малых и средних предприятий.

Сведения о хозяйствующих субъектах, отвечающих условиям отнесения к категории МСП, вносятся в единый реестр субъектов МСП. Ведение указанного реестра возложено на ФНС России. Как следует из материалов судебной практики наличия

сведений об организации в реестре налоговой службы достаточно для подтверждения организацией статуса субъекта малого предпринимательства [7].

Отечественный законодатель установил значительное число механизмов поддержки и льгот для субъектов малого и среднего предпринимательства. Для получения такой поддержки субъект предпринимательства вправе обратиться с заявлением по установленной форме [8].

Во-первых, это льготное налогообложение, возможность вести бухгалтерский учет в упрощенной форме. Так, субъекты малого предпринимательства вправе составлять отчетность как по обычным, так и по упрощенным формам. Отличие упрощенных форм от обычных заключается в том, что в них все отчетные показатели отражены укрупненно, по группам статей [9, с. 4].

Во-вторых, это предоставление преференций субъектам МСП при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В-третьих, это различные виды поддержки, установленные Законом о МСП, к которым относится финансовая и имущественная поддержка, информационная поддержка, консультационная поддержка, поддержка в области подготовки и переподготовки кадров, а также иные виды государственной поддержки.

Таким образом, субъекты малого и среднего бизнеса имеют различные льготы и преференции, предоставляемые им государством. Статус субъекта малого предпринимательства дает определенные преимущества субъекту, осуществляющему предпринимательскую деятельность перед иными хозяйствующими субъектами.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о МСП субъектами малого и среднего бизнеса могут признаваться только отдельные организационно-правовые формы осуществления предпринимательства. Следует указать на то, что перечень указанных организационно-правовых форм является закрытым. К ним относятся: хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Так, в письме ФНС России от 20.04.2018 № ММВ-17-14/97, разъясняющем вопрос об отнесении к субъектам малого и среднего предпринимательства хозяйственных товариществ, сказано: Возможность отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства хозяйственных товариществ, в том числе товариществ на вере (коммандитных товариществ), Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» не предусмотрена, в связи с чем правовые основания для внесения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства сведений о соответствующих юридических лицах отсутствуют [10].

Такая логика законодателя не совсем понятна. Ведь товарищеские объединения являются одной из старейших форм осуществления малого предпринимательства. Как справедливо отмечает И.С. Шиткина «хозяйственные товарищества как юридические лица берут свое начало из договоров товарищества, известных с древнейших времен» [11]. Сегодня товарищества признаются наиболее распространенной формой коллективного предпринимательства во всех странах мира [12, с. 144], но в России указанная организационная форма не полу-

Проблемы экономики и юридической практики

6'2018

чила широкого распространения, на наш взгляд, в связи с недостаточностью правового регулирования и наличием положения ГК РФ, в соответствии с которым участники товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам. Данные организации, как правило, обладают небольшим количеством членов, совместно осуществляющих предпринимательскую деятельность, и вполне могут быть отнесены к числу малого и среднего бизнеса. Ранее действовавшая редакция Закона о МСП устанавливала возможность отнесения хозяйственных товариществ к числу таковых. Но действующая редакция указанного Закона, как уже было отмечено, не дает возможности отнесения хозяйственных товариществ к числу малого и среднего бизнеса и, соответственно, распространения на них льгот при осуществлении предпринимательской деятельности.

На наш взгляд, для развития хозяйственных товариществ как организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности в России следует внести изменения в Закон о МСП и предусмотреть возможность отнесения рассматриваемых субъектов к числу малого и среднего бизнеса.

Также на практике возникает вопрос о возможности отнесения к категории малого предпринимательства граждан, которые осуществляют отдельные, установленные законом виды предпринимательской деятельности без государственной регистрации в силу ст. 23 ГК РФ. Поскольку перечень субъектов, которые относятся к категории малого и среднего бизнеса является закрытым, можно заключить, что граждан, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных законом нельзя отнести к категории малого бизнеса, и, соответственно, указанные субъекты не могут пользоваться преференциями, установленными для малого бизнеса государством, что представляется не логичным.

Считаем, что на граждан, осуществляющих отдельные виды предпринимательской деятельности без государственной регистрации, необходимо распространить льготный режим осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренный для субъектов малого бизнеса. Это позволит стимулировать таких лиц к легализации их предпринимательской деятельности. Для этого необходимо создать правовой механизм включения этих лиц в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 71,87%.

Список литературы:

1. Ручкина Г.Ф. Финансовая поддержка как ключевая составляющая в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства // Банковское право. 2017. № 5.

2. Бобкова А.Г. Защита права на предпринимательскую деятельность в Украине // Предпринимательское право. 2009. № 1.

3. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2017.

4. Степин А.Б. К вопросу о комплексной защите прав предпринимателей // Современное право. 2018. № 1.

5. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 15. Ст. 2097.

6. Картели: итоги работы ФАС России за 2017 год и планы на 2018 год (интернет-интервью с А.П. Тенишевым, начальником Управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации) // Справочная правовая система «Консультант-Плюс», 2018.

7. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.11.2017 по делу № А40-131607/17-21-698 // СПС «Консультант Плюс».

8. Приказ Минэкономразвития России от 10.03.2016 № 113 «Об утверждении формы заявления о соответствии вновь созданного юридического лица и вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 06.06.2016. № 23.

9. Дмитриева О.В. Применение упрощенных способов ведения учета и составление упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности экономическими субъектами в 2017 году // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2017. № 22.

10. Письмо ФНС России от 20.04.2018 № ММВ-17-14/97 Вопрос: Об отнесении к субъектам малого и среднего предпринимательства хозяйственных товариществ // СПС «Консультант Плюс».

11. Корпоративное право: учебный курс: в 2 томах Т. 1. / Отв. ред. И.С. Шиткина. - М.: Статут, 2017. - 976 с. // СПС «Консультант Плюс».

12. Беликова К.М. Источники правового регулирования коллективного предпринимательства в странах БРИКС // Российский юридический журнал. 2017. № 2.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью к.ю.н., доцента Скворцовой Т.А., Лисичкиной А.А., Чеботаревой Н.А. «Правовые механизмы защиты и государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в России» Тема защиты и государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России приобретает особую актуальность в нынешних условиях развития экономики России. Малое и среднее предпринимательство играет огромную роль в экономической жизни любой страны: именно небольшие предприятия вносят существенный вклад в поддержание экономического роста, обеспечение занятости населения и т.д.

Рецензируемая статья является самостоятельным, завершенным научным исследованием. В ней рассматриваются проблемные аспекты отнесения хозяйствующих субъектов к категории малого и среднего бизнеса, что, безусловно, влияет на состояние защиты и поддержки малого и среднего предпринимательства. Авторами предложены направления совершенствования действующего законодательства.

Статья Скворцовой Т.А., Лисичкиной А.А., Чеботаревой Н.А. выполнена на достаточно высоком научном и профессиональном уровне. Статья рекомендуется для публикации в открытой печати.

Рецензент:

д-р экон. наук, профессор кафедры гражданского права ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)»

Епифанова Татьяна Владимировна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.