Научная статья на тему 'Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в социальной сфере: вопросы теории и практики'

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в социальной сфере: вопросы теории и практики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
488
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хейгетова Светлана Егоровна, Дзюба Любовь Михайловна

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования малого и среднего предпринимательства в социальной сфере. Исследуется понятие «социальное предпринимательство» в экономическом и правовом аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS IN THE SOCIAL SPHERE: THEORY AND PRACTICE

This article discusses the issues of legal regulation of small and medium enterprises in the social sphere. Explores the concept of «social entrepreneurship» in the economic and legal perspective.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в социальной сфере: вопросы теории и практики»

Проблемы экономики и юридической практики

6'2017

11.4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Хейгетова Светлана Егоровна, канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского процесса Место работы: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

kse2562@mail.ru

Дзюба Любовь Михайловна, старший преподаватель кафедры гражданского процесса Место работы: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Dzuba017@mail.ru

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы правового регулирования малого и среднего предпринимательства в социальной сфере. Исследуется понятие «социальное предпринимательство» в экономическом и правовом аспекте. Ключевые слова: государственная поддержка, малое и среднее предпринимательство, социальное предпринимательство, социальное предприятие.

STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS IN THE SOCIAL SPHERE: THEORY AND PRACTICE

Kheygetova Svetlana E., PhD in law, Assistant Professor Department of civil process Work place: Rostov State University of Economics (RSUE)

kse2562@mail.ru

Dzuba Lubov M., senior lecturer in civil procedure Work place: Rostov State University of Economics (RSUE)

Dzuba017@mail.ru

Annotation: this article discusses the issues of legal regulation of small and medium enterprises in the social sphere. Explores the concept of «social entrepreneurship» in the economic and legal perspective.

Keywords: state support, small and medium entrepreneurship, social entrepreneurship, social enterprise.

В соответствии с нормами Федерального закона РФ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее МСП) относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие требованиям, указанным в законе хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Критерии отнесения субъектов к МСП:

Приобретая статус субъекта малого или среднего предпринимательства, правообладатель получает возможность применения предусмотренных законодательством специальных, более благоприятных условий финансово-хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст.7 Закона №209-ФЗ, в качестве мер, направленных на реализацию государственной политики в области развития МСП, выделяются:

- специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по определенным налогам и сборам для малых предприятий;

- упрощенные способы ведения бухгалтерского учета;

- упрощенный порядок составления статистической отчетности;

- льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;

- принципиальные возможности для участия в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков);

- меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора);

- меры по обеспечению финансовой поддержки;

- меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- иные.

Принципы государственной поддержки МСП изложены в ч. 1 ст. 14 Закона о малом и среднем предпринимательстве:

1. Заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;

Катего- Заня-

рия тость на Доход

субъек- пред- пред- Критерии независимости происхождения

тов прия- приятия

МСП тии

Микро- < 15 человек <120 1. Суммарная доля участия государства, субъектов

пред- млн. РФ, муниципальных образований, общественных

приятие руб. и религиозных организаций (объединений),

Малое 16-100 человек <800 благотворительных и иных фондов в уставном

предприятие млн. руб. (складочном) капитале (паевом фонде) не более 25%, за исключением суммарной доли участия,

входящей в состав:

- активов акционерных инвестиционных фондов;

Среднее предприятие - имущества закрыть« паевых инвестиционных фондов;

101-250 человек <2 млрд. руб. - общего имущества инвестиционных товариществ. 2. Суммарная доля участия иностранных организаций, суммарная доля участия, принадлежащая одной или нескольким организациям, которые не являются субъектами МСП не превышает 49% каждая.

Хейгетова С. Е., Дзюба Л. М.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

2. Доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;

3. Равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах;

4. Оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции;

5. Открытость процедур оказания поддержки.

Законом №209-ФЗ установлено, что поддержка субъектов МСП включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, при осуществлении внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности.

В настоящее время все большое внимание в нашей стране уделяется развитию и поддержке социального предпринимательства. Так, Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 316[6] утверждена Государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика», составной частью которой является Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства», предполагающая применение комплексного подхода к решению задач по увеличению доли МСП в сфере социальных услуг, в частности в области образования, медицины и социального обеспечения.

В Распоряжении Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р[6] определена стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, в рамках которой предполагается реализация дополнительных мер поддержки малых и средних предприятий в области социального предпринимательства, в том числе создание и развитие специализированных организаций инфраструктуры поддержки в субъектах Российской Федерации, предоставление субсидий на реализацию проектов в сфере социального бизнеса.

Несмотря на то, что в последние годы социальный бизнес в России развивается, легальные дефиниции «социальное предпринимательство», «социальный предприниматель», «социальное предприятие» в действующем российском законодательстве отсутствуют. Не установлены правовые критерии того, какой бизнес можно считать социальным. С 2016 года Минэкономразвития занимается проектом закона, где будет дано понятие социального предпринимательства и выработаны меры поддержки в этой сферы. Однако разное понимание сущности данного явления, как экономической и юридической категории не позволяет в настоящее время принять данный нормативно-правовой акт.

Впервые термин «социальное предпринимательство» стал применяться в Россию с 2007 г. с появлением фонда Вагита Алекперова «Наше будущее» [7].

В настоящее время Фонд проводит образовательные курсы по социальному бизнесу, упаковывает социальные проекты во франшизу и разрабатывает методики по сертификации социальных предпринимателей, проводит конкурсы на лучшие бизнес проекты в социальной сфере.

Исследование региональных и муниципальных нормативных актов, показало, что термин «социальное предприятие» применяется к организациям, предоставляющим товары, работы и услуги социально незащищенным гражданам по сниженным (по сравнению с рыночными) ценами, к организациям, принимающим на работу лиц с ограниченными возможностями.

Анализ научной литературы говорит о том, что четкого доктринального, а тем более законодательного определения социального предпринимательства в настоящее время еще не существует.

Сам термин «социальное предпринимательство» употребляется по отношению к самым разным видам бизнеса.

Безусловно, отсутствие однозначного понимания предполагает многообразие областей деятельности предпринимателей, но при этом возникают сложности в едином восприятии самого понятия. На практике появляются проблемы, связанные с поддержкой социального предпринимательства государством или бизнес-сообществом.

Несмотря на отсутствие эффективного и адекватного правового регулирования социальное предпринимательство активно развивается в России. Причина данного явления заключается с одной стороны, в обострении целого комплекса социальных проблем, а с другой стороны, в очевидной неспособности, а иногда и нежелании государства эффективно решать эти проблемы традиционными способами рыночной экономики и государственной поддержки.

О.А. Минеев предлагает в качестве критериев характеризующих понятие «социальный предприниматель» выделять следующие признаки [5.С.22] :

- занятость социальной категории населения (инвалиды, матери, имеющие детей до трех лет, выпускники детских домов, лица, освобожденные из мест лишения свободы). Таких категорий работников должно быть не менее 50% от общего числа.

- деятельность, которой занимается предприниматель, должна носить социальный характер и, как правило, не предполагающую высокую маржинальную доходность (организация досуга инвалидов, пожилых людей, лиц с ограниченными возможностями, детское дополнительное образование, производство протезно-ортопедических изделий и т.п.).

Однако данный подход к содержанию термина «социальное предпринимательство» не согласуется с общей теорией данного явления в экономическом секторе общества и государства.

Поскольку «социальное предпринимательство - предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем, характеризующаяся следующими основными признаками:

- социальное воздействие (от англ. social impact) - целевая направленность на решение/смягчение существующих социальных проблем, устойчивые позитивные измеримые социальные результаты;

- самоокупаемость и финансовая устойчивость - способность социального предприятия решать социальные проблемы за счет доходов, получаемых от собственной деятельности;

- предпринимательский подход - способность социального предпринимателя находить возможности, аккумулировать ресурсы, разрабатывать новые решения, оказывающие долгосрочное позитивное влияние на общество в целом» [2.С.28-29].

Поэтому следует согласиться с мнением, что необходимо разграничивать понятия «социальное предпринимательство», «предпринимательство в социальной сфере» и «деятельность социально ответственного бизнеса» и закрепить это на законодательном уровне. Например, в качестве социально ответственного бизнеса можно рассматривать такие компании, как

Проблемы экономики и юридической практики

6'2017

«Лукойл», «Газпром», «Мегафон», которые за счет своей прибыли на основе собственной инициативы поддерживают различные социально ориентированные проекты, но при этом их нельзя рассматривать как субъектов социального предпринимательства.

Как общественно-экономическое явление социальное предпринимательство возникло в XIX в. Однако всеобщее признание данный феномен получил только в 80 - 90-х годах XX в. вследствие расширения масштабов деятельности социальных предпринимателей и объема решаемых ими проблем[3].

В последние годы в странах с развитой рыночной экономикой становится все более популярной идеология социального предпринимательства (social entrepreneurship), под которым понимается предпринимательская деятельность, направленная на решение социальных проблем, с использованием инновационных методов и технологий[1.с.46].

Во многих европейских государствах понятие «социальное предпринимательство» закреплено законодательно. Так, например, в Италии с 1991 по 2005 г. существовал закон о социальных кооперативах, и только после этого в законодательстве получило оформление понятие социальных предприятий, охватывающее более широкий круг организаций. Аналогичные законы были приняты в Великобритании, Бельгии, США. Основная тенденция нормативного регулирования заключалась в создание специальных организационно-правовых форм и сертификационных систем. Это, как правило низкодоходные компании (low-profit limited liability company) в США, публичные благотворительные корпорации (public benefit corporation) и организации общественного блага в Великобритании, итальянские социальные кооперативы и «компании, преследующие социальные цели» в Бельгии [4.с.51].

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время правовой институт социального предпринимательства в сфере малого и среднего бизнеса еще не сформировался. Соответственно применяемые в нем категории и понятия, прежде всего, должны быть закреплены на уровне федерального законодательства. Унификация понятийного аппарата, выработка единых концептуальных подходов и критериев применительно к содержанию основных категорий «социальное предпринимательство», «субъекты социального предпринимательства», «социальные предприятия» - основная задача доктрины, законодательства и правоприменительной практики.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 79,04%.

Список литературы:

1. Boshee J. Eight Basic Principles for Nonprofit Entrepreneurs // Nonprofit World. 2014. Vol. 19. N 4. P. 46.

2. Кикал Дж., Лайонс Т. Социальное предпринимательство: миссия -сделать мир лучше. М.: Альпина Паблишер, 2014. С. 28 - 29.

3. Лысенко В.В. Социальное предпринимательство как новая форма взаимодействия гражданского общества и бизнеса// Конституционное и муниципальное право.2016.№10

4. Martin R.J. Social entrepreneurship: the case for a definition / R.J. Martin & S. Osberg // Stanford Social Innovation Review. 2014. Spring. P. 51.

5. Минеев О.А. К вопросу о социальном предпринимательстве // Юрист. 2016. N 6. С. 20 - 22.

6. Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru

7. Фонд «Наше будущее». Официальный сайт: URL: http://www.nb-fund.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.