УДК 346.26
ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПОДДЕРЖКУ И РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
FORMATION AND IMPROVEMENT OF THE LEGISLATIVE BASE DIRECTED ON SUPPORT AND DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM
ENTREPRENEURSHIP
Ю.И. Селиверстов 1, О.Ю. Шеметова 2 Y.I. Seliverstov 1, O.Y. Shemetova 2
'Белгородский государственный технологический университет, Россия, 308012, г. Белгород, ул. Костюкова, 46
Belgorod State Technological University named after V.G.Shukhov, 46 Kostyukova St., Belgorod, 308012, Russia 2Прокуратура Белгородской области, Россия, 308024, г. Белгород, ул. Горького, 56а Belgorod region prosecutor office, 56a Gorkogo St., Belgorod, 308024, Russia
E-mail: [email protected]; [email protected]
Аннотация. Одной из главных функций и исключительной прерогативой государства является законодательное регулирование предпринимательской деятельности. Это особенно актуально для переходной экономики, когда нормативно-правовая база новых форм хозяйствования, в том числе малого и среднего предпринимательства, только формируется. Необходимо, чтобы законодательное регулирование всех аспектов предпринимательской деятельности стимулировало как создание нового бизнеса, так и динамичное развитие уже существующего. В статье проанализированы государственные меры законодательного обеспечения предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации.
Resume. One of the main functions and the exclusive prerogative of the State is the legislative regulation of business activity. This is especially true for transition economy, when the regulatory framework of new forms of management, including small and medium entrepreneurship, is just being formed. It is necessary that the legislative regulation of all aspects of business activity stimulated the creation of new business as well as the dynamic development of the existing one. The article analyzes the state measures of legislative support of business activity of small and medium entrepreneurship, both at the federal level and at the level of the subject of the Russian Federation.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, законодательство, государственная поддержка, правовое обеспечение, развитие
Key words: small and medium entrepreneurship, legislation, government support, legal support, development
Экономические санкции и попытки США, ЕС и некоторых других стран изолировать Российскую Федерацию (РФ) во внешнеполитической и экономической сферах вынуждают нас пересмотреть место и роль России в мировой системе. Вследствие этого государство взяло курс на проведение радикальных преобразований, в том числе в инвестиционной сфере и в сфере предпринимательства, ориентируясь в первую очередь на собственные ресурсы. Для преодоления экономического кризиса должны быть задействованы все возможности, важнейшими из которых безусловно является формирование благоприятной предпринимательской среды, поддержка малого и среднего предпринимательства не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях.
Малый и средний бизнес играет большую роль в системах хозяйствования многих стран. Его развитие способствует обеспечению занятости и социальной стабильности, поддержанию оптимального соотношения уровней накопления и инвестирования, созданию условий для развития производства, импортозамещения, реализации инновационного потенциала. В отличие от крупных предприятий и транснациональных корпораций, он по своей сути в наибольшей степени соответствует свободной конкуренции - механизму, лежащему в основе рыночной экономики.
В периоды экономической нестабильности малый и средний бизнес в силу своей массовости демонстрирует высокую выживаемость. Он служит «подушкой безопасности», амортизатором деструктивных последствий кризисов. Гибкость, мобильность, открытость нововведениям и дина-
мизм реагирования на колебания рыночной конъюнктуры позволяют ему относительно быстро преодолевать стадию падения и застоя производства и выходить на новый виток развития. В то же время, по степени и масштабу разрушений именно небольшие предприятия страдают больше всего как наиболее уязвимые участники рынка.
В России в настоящее время развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) выдвинуто в качестве одной из приоритетных задач, реализация которой становится возможной только в случае, когда МСП органически включено в институциональные реформы, осуществляемые в экономике [5, 7, 14].
В качестве объектов исследования в настоящей статье мы определили основные законодательные акты, направленные на поддержку и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства.
За последнее время в нашей стране для поддержки МСП был принят комплекс мер, в том числе законодательных. Так в конце 2014 года принят Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», предоставляющий субъектам РФ возможность устанавливать преференции в сфере налогообложения малого бизнеса, в том числе предоставлять начинающим предпринимателям двухлетние налоговые каникулы.
Федеральным законом от 20.04.2015 года № 102-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам исключения избыточных требований при оказании государственных услуг и осуществления государственных функций» законодательно закреплены нормы, направленные на устранение административных барьеров, снижение организационных и финансовых издержек субъектов предпринимательской деятельности. В частности, предусмотрена отмена требований по предъявлению субъектами МСП документов и сведений, которые дублируют информацию, содержащуюся в Едином государственном реестре юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, и могут быть получены посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Федеральным законом от 6.04.2015 года № 82-ФЗ ««О внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» в законодательство внесены изменения, отменяющие обязательность наличия печати хозяйственных обществ.
Однако совершенствование законодательной базы, на которую может опираться малый бизнес в сложившейся ситуации международной политической и, как следствие, экономической нестабильности, по-прежнему является одной из важных проблем, которую необходимо решить. 7 апреля 2015 года в Кремле под председательством Президента РФ В.В. Путина состоялось заседание Государственного совета, на котором рассматривался комплекс мер по развитию МСП [9]. В числе вынесенных на обсуждение мер - повышение эффективности государственной поддержки малого бизнеса, расширение доступа предпринимателей к кредитным ресурсам, решение проблем, связанных с кадровым обеспечением, налоговым и правовым регулированием, в том числе трудовым отношений, проведением проверок со стороны контрольно-надзорных органов. Отдельно была отмечена необходимость доступа предпринимателей к инфраструктурным ресурсам, в частности, установление прозрачных правил присоединения к газовым сетям и иным коммуникациям, предоставление на льготных условиях неиспользуемого государственного и муниципального имущества.
Законодательное регулирование деятельности субъектов МСП осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон о МСП). Данный Закон, регулируя отношения в сфере развития МСП, определяет понятия субъектов МСП и инфраструктуры их поддержки. Положениями Закона о МСП устанавливаются также особенности нормативного правового регулирования деятельности субъектов МСП. Конкретизацию эти положения находят в иных законодательных и подзаконных нормативных актах. Это, в частности, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральный закон от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и ряд других.
30 июня 2015 года вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 156-ФЗ), который направлен на привлечение инвестиций и расширение масштабов инновационной деятельности субъектов МСП. В этих целях
Федеральным законом № 156-ФЗ предусматриваются следующие меры. Внесены изменения в федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «О приватизации государственного и муниципального имущества», «О защите конкуренции», «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», «О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц».
В соответствии с внесенными Федеральным законом № 156-ФЗ изменениями исключаются положения о периодичности установления Правительством РФ предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для отнесения к категории субъектов МСП (действующая норма - 1 раз в 5 лет). Снимаются ограничения по участию юридических лиц в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) малых и средних предприятий, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково». Суммарная доля участия российских юридических лиц, не являющихся субъектами МСП, и иностранных юридических лиц в уставном капитале малых и средних предприятий увеличивается с 25% до 49%.
29 декабря 2015 года (за исключением отдельных положений) вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2015 года № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Помимо прочих изменений Федеральным законом также внесен ряд изменений, направленных на уточнение положений Закона о МСП. В частности, установлен закрытый перечень организационно-правовых форм, в которых могут быть зарегистрированы субъекты МСП. Для коммерческих организаций это все формы за исключением хозяйственных товариществ, государственных и муниципальных унитарных предприятий; для некоммерческих организаций - сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Уточняются критерии отнесения юридических лиц к числу субъектов МСП: предусматривается, что для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из требований, установленных пунктом 1 новой части 11 статьи 4 Закона о МСП. Для остальных форм юридических лиц и для индивидуальных предпринимателей критерии отнесения к числу субъектов МСП не изменились. Устанавливается новая категория лиц, которые могут быть отнесены к числу микропредприятий. Устанавливается возможность обратиться за оказанием поддержки, предусмотренной Законом о МСП, для вновь созданных юридических лиц и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов МСП. В Закон о МСП введена новая статья, содержащая положения о едином реестре субъектов МСП.
Как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях особое внимание уделяется снижению административных барьеров для ведения предпринимательской деятельности, развитию государственно-частного и муниципально-частного партнерства, кластерной политики, социального предпринимательства, повышению эффективности участия малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках [3, 6, 13]. Во многих регионах и на федеральном уровне разработаны или разрабатываются административные регламенты предоставления государственных услуг, которые предусматривают сокращение сроков выдачи технических условий, оформления договоров и осуществления мероприятий по технологическому присоединению к инженерным сетям в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения.
В целях обеспечения защиты предпринимателей от неоправданного регулирования, влекущего за собой возникновение административных барьеров, а также издержки предпринимательской деятельности, внедрена оценка регулирующего воздействия. Все проекты нормативных правовых актов в сфере предпринимательской деятельности проходят общественное обсуждение. Это позволяет учитывать мнения, замечания, предложения максимального числа субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также обеспечивать прозрачность процедур оценки регулирующего воздействия.
Важным элементом государственной поддержки субъектов МСП стало формирование в РФ института Уполномоченного по защите прав предпринимателей (далее - Уполномоченного). Впервые о создании института Уполномоченного было объявлено в Указе Президента от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». 21 июня того же года на Санкт-Петербургском экономическом форуме Президент РФ В.В. Путин назвал имя будущего омбудсмена, а 22 июня 2012 года подписал Указ Президента №879 о назначении Уполномоченным председателя «Деловой России» Бориса Юрьевича Титова.
8 мая 2013 года вступил в силу Федеральный закон №78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». Необходимость принятия данного закона обусловлена тем, что нередко субъекты предпринимательской деятельности не в силах самостоятельно защитить свои права и законных интересы. Прежде всего, речь идет о случаях, когда имеют место административные барьеры, бюрократическое давление и коррупционные проявления со стороны органов государственной власти и их должностных лиц. 2 ноября того же года спектр полномочий бизнес-омбудсмена и его региональных представителей был уточнен Федеральным законом №294-
ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таким образом, цель работы Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей — защита прав и законных интересов предпринимателей в их отношениях с органами власти. При этом деятельность Уполномоченного призвана дополнить существующие в России средства и институты защиты прав и свобод предпринимателей, не отменяя и не пересматривая компетенцию государственных органов. Для реализации указанных задач действующим законодательством предоставлен перечень инструментов, которые Уполномоченные имеют право использовать, в числе которых права:
- запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и у должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;
- беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления;
- принимать участие в выездных проверках, проводимых в отношении предпринимателей в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля;
- давать заключения на проекты нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, являющиеся обязательными для рассмотрения органами исполнительной власти;
- одновременно с обжалованием в судебном порядке ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, выносить подлежащие немедленному исполнению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления, предписания о приостановлении их действия до вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения заявления Уполномоченного;
- обращаться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов;
- направлять в органы государственной власти, местного самоуправления, иные органы, организации, обращения о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности и др.
Наряду с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, законами субъектов Российской Федерации могут учреждаться должности уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации. Ответственность за воспрепятствование деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей предусмотрена статьей 17.2.2. КоАП РФ, в то же время, ответственность за воспрепятствование деятельности региональных Уполномоченных федеральным законодательством не предусмотрена и может устанавливаться нормативно-правовыми актами субъектов РФ.
Помимо федерального законодательства большую роль в правовом регулировании деятельности МСП играют нормативные правовые акты субъектов РФ. Так во многих регионах приняты специальные законы и направленные на их исполнение подзаконные нормативные правовые акты, действуют региональные целевые программы, функционирует инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса, созданы специальные органы исполнительной власти, реализующие государственную политику в данной сфере [1, 2, 4, 8]. В частности, в Белгородской области с целью создания экономических условий, способствующих дальнейшему улучшению предпринимательского и инвестиционного климата, оказания государственной поддержки субъектам МСП Белгородская областная Дума, Правительство области реализовали комплекс мероприятий по совершенствованию законодательной базы, направленных на создание организационных условий ведения предпринимательской деятельности, формирование инфраструктуры эффективной коммуникации между бизнесом и властью, защиту прав предпринимателей и инвесторов [10-12].
Так Белгородской областной Думой приняты изменения в законы Белгородской области "О налоге на имущество организаций", устанавливающие налоговые льготы по налогу на имущество организаций для отдельных предприятий, реализующих инвестиционные проекты, в том числе в агропромышленном комплексе, в сфере энергоэффективности и энергосбережения, и "О льготах по налогу на прибыль организаций", предоставляющий льготы по налогу на прибыль для организаций, реализующих инвестиционные проекты, направленные на повышение энергоэффективности и энергосбережения. Также определён орган, уполномоченный принимать решения об изменении сроков уплаты налогов в форме инвестиционного налогового кредита (закон Белгородской области от 30.12.2010 г. № 13 «Об органе, уполномоченном принимать решения об изменении сроков уплаты налогов в форме инвестиционного налогового кредита»).
В сфере бюджетного законодательства действуют законы Белгородской области:
- «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Белгородской области» - содержит положения о бюджетных инвестициях в объекты государственной и муниципальной собственности, а также о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся госу-
дарственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями;
- «О государственных гарантиях Белгородской области» - устанавливает порядок отбора инвестиционных проектов, экономических и социальных программ, иных форм реализации решений Правительства Белгородской области для включения в программу государственных гарантий Белгородской области на очередной финансовый год и плановый период.
Весной 2014 года по инициативе одного из авторов настоящей статьи был принят закон Белгородской области «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов в Белгородской области». Предметом регулирования данного закона являются отношения, связанные с определением порядка оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Белгородской области, проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
В 2015 году разработаны и приняты законы Белгородской области, предусматривающие двухлетние «налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной, научной сферах, а также в сфере оказания бытовых услуг населению, при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения:
- «О внесении изменений в закон Белгородской области «Об установлении ставок налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения на территории Белгородской области» (от 2 ноября 2015 года № 10);
- «О внесении изменений в закон Белгородской области «О патентной системе налогообложения на территории Белгородской области» (от 2 ноября 2015 года № 11).
В рамках полномочий региональных органов власти также реализованы мероприятия, направленные на оптимизацию налоговой нагрузки для различных категорий плательщиков, применяющих упрощенную и патентную системы налогообложения, а также на инновационный бизнес в части уменьшения налоговых ставок по платежам в областной бюджет по налогам на прибыль и имущество организаций.
В целях имущественной поддержки субъектов МСП в соответствии с действующим законодательством в области сформированы и утверждены Перечни имущества, предназначенные для передачи во владение и/или в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства общей площадью 70,9 тыс. кв. метров. В 2015 году с субъектами предпринимательства заключено более 40 договоров купли-продажи арендуемого областного и муниципального имущества общей площадью 5,1 тыс. кв. метров. В целом за период реализации мероприятия - 2009-2015 годы с субъектами предпринимательства было заключено более 280 договоров купли-продажи указанного недвижимого имущества общей площадью более 25 тыс. кв. метров, с предоставлением предпринимателям рассрочки платежей до четырех-пяти лет.
С целью осуществления правовой и организационной поддержки субъектов МСП сформирован института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Белгородской области, деятельность которого наряду с Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» регулируется законом Белгородской области от 4 марта 2014 года № 260 «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Белгородской области», распоряжением Правительства Белгородской области от 28 марта 2014 года № 148-р «О реализации закона Белгородской области от 4 марта 2014 года № 260», предусматривающим утверждение порядка организации работы по назначению и обеспечению деятельности Уполномоченного. Распоряжением Губернатора области от 11 июля 2014 года № 354-р Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Белгородской области назначен Минаев Андрей Владимирович.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы.
1. Совершенствование законодательной базы, на которую может опираться малый и средний бизнес в текущей ситуации является одной из важных проблем, которую необходимо решать, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
2. Изменения и дополнения, внесенные в действующие Федеральные законы в 2015-2016 годах, безусловно способствуют дальнейшему развитию МСП. Однако этого явно недостаточно и требуется продолжить законодательную деятельность в этом направлении.
3. Важным фактором государственной поддержки субъектов МСП является создание института Уполномоченного по защите прав предпринимателей как на федеральном, так и региональном уровнях.
4. Белгородской областной Думой, Правительством области реализован комплекс мероприятий по совершенствованию региональной законодательной базы, направленных на создание организационных условий ведения предпринимательской деятельности, формирование инфраструктуры эффективной коммуникации между бизнесом и властью, защиту прав предпринимателей и инвесторов.
Список литературы References
1. Алексеева Е.С. Основные направления поддержки малого предпринимательства в Республике Бурятия / Е.С. Алексеева / / Вестник Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова. - 2015. - № 1. - с. 91-95.
Alekseeva E.S. the Main directions of support of small entrepreneurship in the Republic of Buryatia / E. S. Alekseev // the Bulletin Buryat state Academy of agriculture. V. R. Filippova. - 2015. - No. 1. - S. 91-95.
2. Ахмедуев А.Ш. Проблемы и перспективные направления развития малого предпринимательства в регионе / А.Ш. Ахмедуев / / Региональная экономика: теория и практика. - 2015. - № 40. - С. 33-44.
Akhmeduev, A. S., Problems and perspective directions of development of small entrepreneurship in the region / Akhmeduev, A. S. // Regional economy: theory and practice. - 2015. - No. 40. - S. 33-44.
3. Бобров В.Н. Совершенствование механизма регулирования малого и среднего бизнеса в муниципальных образованиях / В.Н. Бобров / / Экономика и управление: проблемы, решения. - 2015. - № 7. - С. 75-79.
Bobrov V. N. Improving the mechanism of regulation of small and average business in municipal formations / V. N. Beavers / / Economy and management: problems, solutions. - 2015. - No. 7. - S. 75-79.
4. Гаврилова М.В. Развитие малого предпринимательства и формы его поддержки в регионе / М.В. Гаврилова, С.Г. Кочергина / / Вестник Российского университета кооперации. - 2015. - № 4. - с. 25-31.
Gavrilov M. V. the Development of small businesses and forms of its support in the region / M. V. Gavrilova, S. G. Kochergina / / Bulletin of the Russian University of cooperation. - 2015. - No. 4. - p. 25-31.
5. Гришина Я.С. Концептуальная модель правового обеспечения российского социального предпринимательства: монография / Я.С. Гришина; под ред. Н.А. Баринова. - М., 2016. - 421 с.
Grishina I. C. a Conceptual model of legal support of the Russian social entrepreneurship: monograph / Y. S. Grishina; ed.. Barinova. - M., 2016. - 421 р.
6. Клочкова Е.В. Правовое регулирование деятельности и статус субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: монография / Е.В. Клочкова, В.Н. Сусликов. - Курск, 215. - 191 с.
Klochkova E. V. Legal regulation of the activities and the status of subjects of small and average business in the Russian Federation: monograph / E. V. Klochkova, V. N. Gophers. - Kursk, 215. - 191 p.
7. Малое предпринимательство в России: социально-экономические, правовые и организационные аспекты: монография / под ред. А.Н. Пророкова, Л.И. Чистоходовой. - М., 2015. - 185 с.
Small business in Russia: socio-economic, legal and institutional aspects: monograph / ed. Prorokova, L. I. Chistogolovka. - M., 2015. - 185 p.
8. Махова А.В. Малое предпринимательство на Кубани: современное сосояние и нормативное обеспечение / А.В. Махова, К.К. Алексинян // Символ науки. - 2015. - Т. 1. - № 4. - С. 99-103.
Makhova A.V. Small business in the Kuban: modern sosanie and ratio-ing the V. A. Makhova, K. K. Ale-ksanyan // science Symbol. - 2015. - Vol. 1. - No. 4. - S. 99-103.
9. О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: доклад / Гос. Совет Рос. Федерации. - М., 2015. - 80 с.
About measures for development of small and medium entrepreneurship in the Russian Federation: report / State. The Council Grew. Federation. - M., 2015. - 80 p.
10. Селиверстов Ю.И. Нормативно-правовое обеспечение процесса формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе / Ю.И. Селиверстов / / Вестник БелЮИ МВД России. - 2015. - № 2. С. 26-29.
Seliverstov Y. I. is standard-legal maintenance of process of formation of favorable investment climate in the region / Y. I. Seliverstov // Bulletin of Belyi of the MIA of Russia. - 2015. - No. 2. S. 26-29.
11. Селиверстов Ю.И. Перспективы развития малого бизнеса в Белгородской области / Ю.И. Селиверстов / / Управление городом: теория и практика. - 2016. - № 2 (21). - С. 6-14.
Seliverstov Y. I. Prospects of small business development in the Belgorod region / Y. I. Seliverstov // city Administration: theory and practice. - 2016. - № 2 (21). - S. 6-14.
12. Селиверстов Ю.И. Проблемы совершенствования системы государственной антикризисной поддержки малого и среднего предпринимательства Белгородской области: монография / Ю.И. Селиверстов, Н.В. Королева, А.С. Левченко. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2015. - 215 с.
Seliverstov Y. I. problems of improvement of state anti-crisis support to small and medium enterprises of Belgorod region: monograph / Y. I. Seliverstov, N. In. Queen, A. S. Levchenko. - Belgorod: Publishing house BGTU, 2015. - 215 p.
13. Свечников Е. Проблемы антимонопольного регулирования малого бизнеса / Е. Свечников / / Конкуренция и право. - 2015. - № 1. - С. 43-46.
Svechnikov, E. Problems of Antimonopoly regulation of small business / E. Svechnikov // Competition and law. - 2015. - No. 1. - P. 43-46.
14. Чупилкина А.Ф. Малое предпринимательство в Российской Федерации: проблема отсутствия стабильного правового поля и единой, целенаправленной концепции законодательства / А.Ф. Чупилкина // Юрист. - 2015. - № 16. - С. 17-21
ChupilkinH A. F. Small business in the Russian Federation: the problem of the absence-tion of stable and uniform legal framework, targeted legislation / A.F. concept Ch^Hkim / / Lawyer. - 2015. - № 16. - S. 17-21.