Научная статья на тему 'Совершенствование государственного регулирования предпринимательским сектором экономики регионов Европейского Севера России'

Совершенствование государственного регулирования предпринимательским сектором экономики регионов Европейского Севера России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ГИБКОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР РОССИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОТРАСЛЕЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP / GOVERNMENT REGULATION / GOVERNMENT SUPPORT / FLEXIBILITY OF GOVERNMENT REGULATION / EUROPEAN NORTH OF RUSSIA / ENTREPRENEURSHIP SECTORS’ EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заргарян Аршак Месропович

Рассматриваются актуальные вопросы повышения гибкости государственного регулирования экономики к особенностям предпринимательского сектора. Исследование реализовано на примере субъектов предпринимательства, функционирующих на территории Европейского Севера России. Основная цель исследования состояла в повышении гибкости существующих механизмов государственного регулирования экономикой к предпринимательским условиям. Путем применения методов статистического и системного анализа установлено, что система государственного регулирования экономических отношений является чрезвычайно сложной для субъектов предпринимательства, существуют серьезные трудности удовлетворения законодательным нормам. На примере отраслей предпринимательства Европейского Севера России установлено, что сложности взаимодействия субъектов предпринимательства с государством влияют на эффективность осуществления предпринимательского бизнеса. Предложен механизм повышения гибкости государственного регулирования экономики к предпринимательским условиям Европейского Севера России. Обосновано внесение изменений в процесс законодательного регулирования экономики, которые способны снизить требования к предпринимательскому сектору. В частности, предложено упрощение процедуры выдачи лицензий и сертификатов; создание механизма поддержки субъектов предпринимательства, создающих инновации; реализация мер государственной поддержки в виде предоставления приоритетного права долгосрочной аренды земельных участков субъектам предпринимательства для организации бизнеса. Результаты исследования могут представлять интерес для отраслей предпринимательства Европейского Севера России, испытывающих затруднения при взаимодействии с государственными регулирующими структурами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the actual problems of increasing the flexibility of government economic regulation to the entrepreneurship sector conditions. The research is done in case of entrepreneurship agents functioning in the European North of Russia. The main research purpose is to adapt the mechanism of current government economic regulation to the entrepreneurship conditions. By applying the methods of statistical and system analysis, it was established that the system of government economic regulation is extremely complex for the entrepreneurship agents; there are serious difficulties in meeting the legislative provisions. In case of entrepreneurship sectors of European North of Russia it was established that the problems of entrepreneurship and government interaction have negative influence on the entrepreneurship agents’ effectiveness. There offered a mechanism of increasing the flexibility of government economic regulation to the entrepreneurship sector conditions in European North of Russia. It is justified to introduce changes in the process of legislative economic regulation, which can reduce the requirements for entrepreneurship agents. In particular, it was proposed to simplify the procedure of issuing licenses and certificates; to create innovative entrepreneurship agents support mechanism; to implement government support actions in the form of providing the priorities for long-term land lease to the entrepreneurship agents. The research results could be of interest for the entrepreneurship sectors in the European North of Russia, which experience difficulties in interacting with the government.

Текст научной работы на тему «Совершенствование государственного регулирования предпринимательским сектором экономики регионов Европейского Севера России»

Экономика

УДК 338.242 А.М. Заргарян

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМ СЕКТОРОМ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ

Рассматриваются актуальные вопросы повышения гибкости государственного регулирования экономики к особенностям предпринимательского сектора. Исследование реализовано на примере субъектов предпринимательства, функционирующих на территории Европейского Севера России. Основная цель исследования состояла в повышении гибкости существующих механизмов государственного регулирования экономикой к предпринимательским условиям. Путем применения методов статистического и системного анализа установлено, что система государственного регулирования экономических отношений является чрезвычайно сложной для субъектов предпринимательства, существуют серьезные трудности удовлетворения законодательным нормам. На примере отраслей предпринимательства Европейского Севера России установлено, что сложности взаимодействия субъектов предпринимательства с государством влияют на эффективность осуществления предпринимательского бизнеса. Предложен механизм повышения гибкости государственного регулирования экономики к предпринимательским условиям Европейского Севера России. Обосновано внесение изменений в процесс законодательного регулирования экономики, которые способны снизить требования к предпринимательскому сектору. В частности, предложено упрощение процедуры выдачи лицензий и сертификатов; создание механизма поддержки субъектов предпринимательства, создающих инновации; реализация мер государственной поддержки в виде предоставления приоритетного права долгосрочной аренды земельных участков субъектам предпринимательства для организации бизнеса. Результаты исследования могут представлять интерес для отраслей предпринимательства Европейского Севера России, испытывающих затруднения при взаимодействии с государственными регулирующими структурами.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственное регулирование, государственная поддержка, гибкость государственного регулирования, Европейский Север России, эффективность отраслей предпринимательства.

В процессе становления система малого и среднего предпринимательства нуждается в законодательной поддержке, предусматривающей постепенный процессе приспособления субъектов к внешним условиям. Слабая приспособленность субъектов предпринимательства к хозяйственным условиям является едва ли не самой главной причиной низкой эффективности бизнеса [1].

Развитие рыночных отношений усложняет структуру предпринимательского сектора, предъявляет более высокие требования к характеру решаемых задач. Усиление степени влияния рыночных сил приводит к тому, что предпринимательские структуры признают факт невозможности контроля всех факторов, оказывающих влияние на предпринимательский бизнес.

Возникает необходимость развития механизма умеренного государственного вмешательства в предпринимательские процессы. Если в части контроля внутренних процессов предпринимательские субъекты могут обходиться собственными силами, то влияние внешних факторов не подлежит контролю. Поэтому в большинстве случаев государственное регулирование является единственным способом создания механизма защиты интересов предпринимательства от нежелательных экономических событий.

Мировой практикой установлено, что предпринимательские субъекты осуществляют функции управления внутренними бизнес-процессами, ожидая от государства построения механизма регулирования внешних условий. При этом эффективность государственных мероприятий во многом определяется гибкостью реализации законодательных норм, способностью учета интересов предпринимательских субъектов при разработке регулирующих инструментов.

Научная мысль в отношении механизма государственного регулирования предпринимательской сферой начала развиваться только с начала ХХ в. Поскольку механизм регулирования разрабатывается и реализуется на уровне государственных органов, влияние ученых на сферу госрегулирования минимальное. Тем не менее в истории развития предпринимательской мысли имели место ре-

комендации ученых, которые нашли широкое применение в сфере государственного регулирования экономических процессов.

Первым ученым, сформировавшим принципы государственно-административного регулирования, был немецкий социолог Макс Вебер. В своем исследовании «Хозяйство и общество» (1921 г.) Вебер выделил основополагающие принципы государственного регулирования: организация административных учреждений по принципу иерархии, выделение собственной области компетенции для каждого государственного учреждения, назначение гражданских служащих на основе профессиональной квалификации, определение заработной платы гражданских служащих на основе ранга.

Дальнейшие исследования ученых в области государственного регулирования привели к образованию различных теорий, среди которых особое внимание заслуживают: теория государственного регулирования Кейнса, монетарная теория Фридмана, теория институционализма.

В России системное государственное регулирование предпринимательского сектора до начала XVIII в. фактически отсутствовало. В период с XIII по XV в. делались лишь слабые попытки поддержки предпринимательства.

Наиболее значимыми для российского предпринимательства стали указы Петра I, который издал ряд приказов, в которых определялись привилегии тем, кто занимался промышленными делами: освобождение от всякой службы государству; беспроцентная денежная ссуда из казны; освобождение от уплаты торговых пошлин; передача земли, казенных строений, оборудования; передача казенных заводов частным компаниям.

В дальнейшем политика поддержки предпринимательства колебалась в зависимости от того, кто стоял у власти. Подъемы были в отдельные периоды правления Елизаветы, Екатерины II. В отношении налоговой системы золотым веком для малых и средних предприятий стало начало XX в. Советский период характеризуется полным контролем государства над плановой экономикой, фактическим отсутствием каких-либо исследований, посвященных развитию рыночных отношений.

Постсоветский период характеризуется становлением рыночных отношений, в которых начал развиваться предпринимательский сегмент. Не имея опыта регулирования рыночных отношений, государство не вмешивалось в процесс становления и развития предпринимательской среды. В условиях беспорядочного развития рыночных отношений предпринимательские субъекты оказались не готовыми к самостоятельному развитию. Предпринимательские структуры не могли противостоять негативным внешним факторам, поэтому при наступлении очередного кризиса лишь немногим удавалось удерживать рыночные позиции. И только спустя 20 лет с момента перехода к рыночным отношениям государство начало разработку программ регулирования предпринимательских отношений.

Именно поэтому умеренное государственное регулирование экономических отношений является необходимым условием создания эффективной предпринимательской системы, которая способна создавать и развивать новые идеи. При этом государственное регулирование должно учитывать особенности отдельных экономических субъектов. Для этого требуется обеспечение гибкости государственного регулирования, его способности к изменению форм регулирования в зависимости от характеристик подконтрольной системы.

Под гибкостью механизмов государственного регулирования обычно понимается параметр, характеризующий организационное свойство системы регулирования, которое проявляется в способности к быстрой структурной перестройке, адаптации к изменяющейся среде регулирования. Иными словами, гибкая система государственного регулирования предусматривает оперативную реакцию на происходящие изменения в среде регулирования, что может повысить эффективность всего процесса регулирования.

Законодательная база предпринимательской среды является фундаментом, определяющим потенциальные возможности бизнеса, установления хозяйственных связей на протяжении всей цепочки создания стоимости. Слабая законодательная среда предпринимательства в значительной степени повышает риски хозяйственной деятельности, оказывает отрицательное влияние на вовлеченность субъектов малого и среднего предпринимательства (далее МСП) в экономические отношения страны.

Для изучения законодательной основы предпринимательства проведено исследование на примере приоритетных отраслей Европейского Севера России. Установлено, что к наиболее востребованным проблемам законодательного регулирования предпринимательской деятельности относится как сложность самой системы регулирования, так и сложность удовлетворения выдвигаемым требованиям.

Проблема 1. Сложная система законодательного регулирования деятельности МСП.

Высокие бюрократические барьеры регистрации и контроля за деятельностью субъектов МСП, большое количество надзорных органов, нерациональные процедуры ликвидации, а также плановых и внеплановых проверок создают значительные трудности в становлении и развитии системы МСП.

Государственная система регулирования деятельности МСП характеризуется несовершенством законодательства и нестабильностью законодательной базы, дефицитом правовых гарантий, слабыми рычагами защиты частной собственности, внутренней противоречивостью отдельных законодательных актов.

В период 2003-2014 гг. принят ряд законодательных решений, которые вводят дополнительные требования и повышают финансовую нагрузку субъектов МСП. За последние годы только в сфере налогообложения и страхования принят ряд законов, негативным образом отразившихся на деятельности представителей МСП (введение торгового сбора, отмена льгот по налогу на имущество и увеличение фиксированного страхового платежа для индивидуальных предпринимателей).

С каждым годом увеличивается количество нормативных правовых актов, принимаемых на федеральном уровне (с 14,5 тыс. актов в 2005 г. до 22,1 тыс. актов в 2014 г.). Такой объем регулирующих документов приводит к загромождению законодательства, появлению слабо проработанных и противоречащих друг другу решений. Субъекты предпринимательства попросту не успевают осваивать очередные изменения законодательства, что ведет к различным нарушениям и негативным последствиям для бизнеса.

Проблемы нестабильности законодательства вынуждают предпринимателей сворачивать инвестиционные планы, уходить в теневой бизнес.

Особой проблемой остается количество лицензируемых видов деятельности, сроки и пакет предоставляемых для получения лицензии документов. Важно также отметить, что программа регистрации МСП и подачи заявок на участие в аукционах посредством государственных порталов проводится в условиях неравного доступа участников рынка к необходимой информации. Несомненно, это только начальная стадия процесса, однако для масштабного внедрения подобной программы в практику субъектов МСП на уровне всех регионов существует реальная преграда в виде дискриминации по критерию доступности информационных ресурсов.

Бюрократические проблемы не заканчиваются на процессах организации деятельности новых субъектов предпринимательства. Большая часть подобных трудностей возникает во время непосредственного осуществления предпринимательской деятельности. С точки зрения предпринимательского бизнеса большинство трудностей создаются государственными органами в результате необоснованного контроля и требований по выполнению различных нормативных предписаний [3].

% 2.50

1.50

2.00

1,62

1,59

1,00

0.50

0.00

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Рис. 1. Доля лесного сектора в ВВП России

Ради справедливости следует отметить, что усиленный контроль отдельных видов предпринимательства со стороны государства имеет вполне благие намерения, направленные на борьбу с теневым бизнесом в отдельных отраслях. Однако для добросовестных субъектов МСП дополнительные меры контроля во всех случаях приводят к увеличению финансовых и временных расходов, оказывая серьезное влияние на эффективность бизнеса.

Рассмотрим условия ведения предпринимательского бизнеса в лесном комплексе России. В целом лесная отрасль России занимает стабильное место в общем объеме ВВП страны. Представленные на рис. 1 данные показывают, что вклад лесного комплекса России в объем ВВП в последние годы имеет незначительные колебания при общем стабильном уровне. Если по итогам 2013 г. на долю лесного комплекса приходилось 1,59 % ВВП страны, то по итогам 2014 г. доля выросла до 1,62 % [4].

В конце 2013 г. Правительство России одобрило введение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), которая разрабатывалась около 2,5 лет. Это одно из самых существенных нововведений, которое может серьезно изменить деятельность предпринимательских структур в лесном комплексе. Данная система предусматривает создание принципиально нового подхода контроля над вывозкой древесины, ее транспортировкой, учетом сделок, оформлением сопроводительных документов. Главная цель законодателя - снизить объем незаконных рубок лесных насаждений и нелегальный оборот древесины на рынке.

По оценкам Правительства России, доля нарушений при лесопользовании составляет более 50 %, а в некоторых лесных регионах до 80-9 5%. Ежегодно фиксируется около 30 тыс. случаев незаконных рубок, объем незаконно вырубленной древесины составляет более 1 млн м3. Ежегодный ущерб оценивается в 12-14 млрд руб.[4].

Закон вступил в силу в несколько этапов. В частности, новые требования к перевозке круглых лесоматериалов в части сопроводительных документов вступили в силу с 1 июля 2014 г., основные требования к учету и маркировке древесины - с 1 января 2015 г., декларирование сделок с древесиной - с 1 июля 2015 г., а ответственность за нарушение при декларировании - с 1 января 2016 г.

Одновременно с этим государство увеличивает численность надзорных органов. За последние годы фактическая численность лесных инспекторов в России увеличилась и достигла 18,8 тыс. человек. На фоне 10 % снижения расходов бюджета Рослесхоз обратил внимание руководителей в регионах на недопустимость сокращения штата лесных инспекторов. В 2014 г. их силами проведено более 22 тыс. проверок, по результатам которых выдано 8661 предписание об устранении выявленных нарушений. Кроме того, составлено 73292 протокола об административных правонарушениях и наложено штрафов на общую сумму 433,6 млн руб. [4].

Бизнес по понятным причинам реагирует негативно на изменения законодательства, особенно сектор малого и среднего предпринимательства. Для легального предпринимательского сектора, использующего прозрачные и законные схемы заготовки сырья, новый закон определяет необходимость выполнения дополнительной работы, связанной с декларированием операций и сделок с круглым лесом.

Суть созданного государством противоречия сводится к тому, что борьба с нелегальным оборотом круглого леса приводит к возведению очередных бюрократических препятствий для ответственных предпринимательских структур.

Важной особенностью нового закона является увеличение документооборота, на который придется выделять дополнительное финансирование и нанимать персонал, что, несомненно, отразится на уровне эффективности предпринимательства в лесозаготовительной отрасли, одной из самых низкорентабельных отраслей лесопромышленного комплекса.

Таким образом, выдвинутая гипотеза относительно сложной системы законодательного регулирования сектора малого и среднего предпринимательства подтверждается противоречивостью законодательных актов, увеличением требований регулирующих актов отдельных отраслей.

Проблема 2. Сложность удовлетворения требованиям законодательной базы регулирования

МСП.

Малые и средние предприятия сталкиваются с несоответствием нормативных правовых актов основным целям и задачам развития предпринимательской деятельности. Наблюдаются избыточные требования к лицензированию деятельности и сертификации продукции, процедурам выделения земельных участков, государственных и муниципальных помещений для развития бизнеса, получению согласований и разрешений.

Объединения предпринимателей не принимают участия в разработке региональных и муниципальных нормативно-правовых актов в сфере экономики, региональных и муниципальных целевых программ. Государство на уровне пропаганды делает заявления о важности предпринимательского сектора для развития экономики страны, но на уровне законодательных актов не хватает адаптированных к условиям малого и среднего предпринимательства законов. Более того, ряд законов регулирования экономической деятельности по природе не соответствует интересам МСП и создает значительные преграды в деятельности [8; 9].

Таблица 1

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) средних предприятий России

по видам экономической деятельности, %

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Средние предприятия 5,0 4,8 4,6 4,2 4,6

Сельское хозяйство 9,8 10,2 11,2 5,9 12,3

Лесное хозяйство -1,4 -1,9 -0,4 2,1 1,7

Рыболовство, рыбоводство 24,7 25,7 20,3 25,5 42,0

Добыча полезных ископаемых 8,1 16,7 12,5 10,4 10,6

Обрабатывающие производства 5,7 5,2 5,8 5,9 5,3

Строительство 4,8 3,9 4,0 3,6 3,4

Оптовая торговля 3,1 2,7 2,9 2,8 3,2

Розничная торговля 3,0 2,9 3,1 3,1 3,2

Гостиницы и рестораны 5,5 5,4 8,2 11,0 7,6

Транспорт и связь 4,9 5,1 5,3 5,4 5,0

Операции с недвижимым имуществом 10,0 11,5 11,1 9,9 9,5

Низкий уровень адаптации законодательных актов к предпринимательским условиям вынуждает субъектов МСП прибегать к элементам теневого бизнеса: создание множества организаций для целей оптимизации налогообложения, искусственное завышение себестоимости производимой продукции, перевод части бизнеса на агентские договоры, реализация бартерных и давальческих схем бизнеса. Принимаемые на уровне всех ветвей власти законодательные правки коренным образом не меняют схему ведения предпринимательского бизнеса.

Совокупность законодательных противоречий и сложностей прямым образом сказывается на эффективности функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства в различных отраслях.

Представленные в табл. 1 данные рентабельности функционирования средних предприятий России показывают, что наименее рентабельными являются такие отрасли, как лесное хозяйство, оптовая и розничная торговля, строительство [5].

Представленные в табл. 2 данные эффективности проданных товаров и услуг малых предприятий России показывают, что наименее рентабельными отраслями являются строительство и оптовая торговля [5].

Очевидно, что в качестве основных факторов, определяющих уровень рентабельности рассматриваемых отраслей МСП, выступают рыночные изменения, уровень освоенности техники и производственных мощностей, однако законодательное регулирование отдельных отраслей также может оказывать влияние на данный показатель.

Одновременно с этим государственное регулирование может создавать значительные трудности для развития субъектов МСП в различных направлениях: трудовое и пенсионное законодательство, налоговое и финансовое регулирование и т.д.

Оценим некоторые элементы законодательного регулирования деятельности субъектов МСП, встающие в силу с 2016 г.

В трудовом законодательстве изменена административная ответственность за нарушение законов о труде:

• в 6 раз увеличен срок давности со времени совершения нарушения - 2 месяца по действующим ранее правилам превратились в 12 месяцев;

• увеличен размер штрафа за уклонение работодателя от письменного заключения договора с 50 тыс. руб. до 200 тыс. руб. [12];

Таблица 2

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) малых предприятий России

по видам экономической деятельности, %

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Малые предприятия 3,4 3,7 3,7 5,3 5,4

Сельское хозяйство 8,6 10,1 11,7 7,0 12,4

Лесное хозяйство 3,1 2,5 1,5 4,5 5,9

Рыболовство, рыбоводство 21,0 21,3 14,9 22,7 26,9

Добыча полезных ископаемых 7,5 5,8 4,9 5,9 5,8

Обрабатывающие производства 4,1 4,8 4,8 6,1 5,7

Строительство 2,5 3,1 3,3 4,7 4,7

Оптовая торговля 2,3 2,3 2,2 2,7 3,3

Розничная торговля 5,1 5,4 5,9 6,8 6,0

Гостиницы и рестораны 9,8 9,5 10,5 11,9 8,1

Транспорт и связь 5,2 4,6 4,2 6,3 4,6

Операции с недвижимым имуществом 5,9 7,9 8,0 14,0 12,9

Противоречие представленных изменений в трудовом праве состоит в том, что решение об истинности трудового договора и о наличии нарушения будет принимать инспектор по труду, а не суд. Поэтому у данного нововведения есть риск порождения коррупции, тем более что значительно увеличен размер штрафа.

В налоговом законодательстве введены налоговые каникулы для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, которые перешли на патентную или упрощенную систему. Однако этим правом могут воспользоваться только регионы с опережающим развитием. К тому же речь идет о налогах на прибыль, имущество и землю [7].

Противоречие изменения налогового законодательства состоит в том, что новый бизнес, как правило, первые годы работает с отрицательной рентабельностью, а на момент выхода на прибыльность налоговые каникулы могут закончиться. То же самое относится и к налогу на имущество, у вновь образованных индивидуальных предпринимателей собственного имущества либо нет совсем, либо оно имеет небольшую стоимость, поэтому налог возникает небольшой.

Представленные примеры изменений российского законодательства в сфере регулирования деятельности субъектов МСП подтверждают существующие сложности и односторонний характер принимаемых решений. С одной стороны, государством выдвигаются сложные к удовлетворению законодательные требования, с другой стороны, не работают государственные меры, предназначенные обеспечить поддержку деятельности на законодательном уровне.

В настоящее время среди множества факторов, тормозящих развитие предпринимательского сектора в России, элементы государственного регулирования представляют собой весьма сложные преграды. В частности, субъекты МСП сталкиваются со значительными трудностями в получении разрешительных документов, оформлении лицензий, дающих право заниматься определенными видами деятельности. Особое внимание заслуживают элементы государственного регулирования, не предусматривающие гибкость к предпринимательским условиям [2; 6].

Между тем под предпринимательскими условиями следует понимать особые внешние и внутренние характеристики, определяющие характер воздействия на предпринимательскую систему. Предпринимательские условия требуют учета особенностей региона, в котором осуществляет бизнес субъект малого и среднего предпринимательства. К характеристикам, определяющим характер предпринимательских условий региона относятся: специфика географического положения, природных ресурсов и климатических условий, позволяющих определить наиболее подходящие виды предпринимательства для региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предпринимательские условия Европейского Севера России определяются не только уникальным географическим расположением региона, но также особыми климатическими условиями. При-родно-ресурсный потенциал Европейского Севера России, а также выгодное географическое расположение превращают регион в важнейший экономический узел, соединяющий индустриальные регионы страны с зарубежными рынками.

С одной стороны, регион характеризуется уникальными природными ресурсами, создающими предпосылки для осуществления предпринимательской деятельности, с другой стороны, суровый климат, отток населения, низкая инвестиционная активность создают значительные трудности для развития бизнеса.

Природные ресурсы региона определяют структуру экономики, которая в основном сосредоточена в следующих отраслях: лестная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, металлургическое производство, химическая промышленность, топливно-энергетический комплекс, рыбная промышленность.

Европейский Север России также характеризуется негативными особенностями:

■ суровые климатические условия, которые тормозят хозяйственную деятельность экономических субъектов и во многом определяют характер этой деятельности. Часть территории Европейского Севера России находится за Северным полярным крутом, где длинная и очень холодная зима, относительно короткое и прохладное лето;

■ территория региона не относится к зоне плодородных земельных участков для осуществления сельского хозяйства, кроме того, климатические условия определяют регион как зону рискованного земледелия;

■ транспортная инфраструктура характеризуется недостаточной протяженностью автомобильных дорог с твердым покрытием, водные транспортные коридоры нуждаются в реконструкции, плотность автомобильных дорог оценивается как низкая, пропускная способность железной дороги в ряде областей не соответствует текущим потребностям;

■ неблагоприятная ситуация с кадровым потенциалом региона - наблюдается отток экономически активного населения в регионы с более мягким и теплым климатом, система подготовки профессиональных кадров не отвечает потребностям рынка труда, существует дефицит рабочих профессий при избытке специалистов с высшим образованием.

Ключевые законы регулирования экономических отношений не учитывают особенности субъектов предпринимательства, условий осуществления деятельности, что делает необоснованными ряд требований. Поэтому представляется необходимым построение гибкой системы государственного регулирования отраслей предпринимательства, учитывающей как специфические свойства субъектов МСП, так и особенности региона функционирования. В частности, изменения в законодательстве могут в значительной мере повысить эффективность развития данного сектора экономики(рис. 2).

Повышение гибкости государственного регулирования экономики к предпринимательским условиям Европейского Севера России

Проблема 1

! сложная система законодательного регулирования деятельности МСП

Проблема 2

[ сложность удовлетворения требованиям законодательной базы регулирования 1 | | МСП !

I I — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — J

Рис. 2. Проблемы несоответствия государственного регулирования экономики предпринимательским

условиям Европейского Севера России

В представленных ниже этапах приведена совокупность мероприятий, которые могут поспособствовать гибкости процесса законодательного регулирования к условиям МСП:

Этап 1. Внесение изменений в процедуру выдачи лицензий и сертификатов - законодательное разграничение полномочий в сфере лицензирования между федеральными и региональными органами исполнительной власти; четкое определение процедуры проведения независимой экспертизы при подготовке и выдаче лицензий; снижение размеров лицензионных сборов; сокращение числа видов деятельности, подлежащих лицензированию, увязание их с сертификацией продукции и услуг.

Этап 2. Закрепление на законодательном уровне дополнительных привилегий коммерческим организациям, которые развивают внутренний потенциал предпринимательского роста. Суть законодательной инициативы должна сводиться к тому, что на государственные привилегии могут рассчитывать компании, имеющие в своей структуре подразделения по развитию идей предпринимательского роста, поступающих от работников.

Делегирование работникам, генерирующим инновационные предпринимательские идеи, прав на принятие управленческих решений в обособленной сфере и создание для внутренних предпринимателей условий, аналогичных «свободному» предпринимательству, позволит повысить предпринимательский потенциал таких компаний.

Критерием оценки эффективности подобной инициативы со стороны государства может служить количество и эффективность вновь создаваемых организаций с участием работников, претендующих на привилегии компаний. С другой стороны, данный процесс способен вовлечь в предпринимательскую деятельность сотни тысяч высококвалифицированных, интеллектуально подготовленных людей, что несомненно может оказать положительный эффект на развитие предпринимательского сектора.

Этап 3. Создание института защиты прав предпринимателей, аналогично институту защиты прав человека. Созданные в последние годы многочисленные ассоциации, союзы и общества предпринимателей не смогли завоевать авторитета ни среди широких масс предпринимателей, ни среди остального населения, ни среди круга власти. В основные задачи нового института должна входить не только защита интересов предпринимательского сектора при взаимодействии с органами власти и потребительским сектором, но и урегулирование возникающих конфликтов и гармонизация отношений с другими группами.

Этап 4. Принятие и реализация комплекса законодательных реформ, способных обеспечить изменения стиля, методов и критериев оценки работы федеральных и региональных органов власти по развитию предпринимательского сектора. Государство и его органы всех уровней должны быть эффективными, то есть четко выполнять задачи обеспечения текущей и перспективной жизнедеятельности общества. Поскольку движение к развитой рыночной экономике невозможно без развития малого и среднего предпринимательства, поддержка этого социально-экономического сектора должна стать основой оценки эффективности государственных органов. Реформа должна обеспечить включение новых правил внутреннего и общественного контроля за деятельностью государственных органов и их представителей в части развития предпринимательского сектора.

Этап 5. Принятие и реализация на законодательном уровне комплекса мер по поддержке предпринимательского сектора. В частности, предоставление на льготных условиях в долгосрочную аренду земельных участков на территории населенных пунктов (приближенных районов) для целей организации бизнеса. Условия участия в подлобных аукционах на право заключения договора аренды должны быть прозрачны и прописаны в соответствующих законодательных актах.

Кроме того, собственники МСП, арендующие у государства земельные участки, должны получать дополнительные привилегии по бизнесу, осуществляемому на данном земельном участке. В качестве государственной поддержки могут выступать налоговые каникулы, поддержка в привлечении финансирования коммерческих банков, льготные условия подключения коммуникаций и создания инженерной инфраструктуры.

Итак, предложенные мероприятия по повышению гибкости государственного регулирования экономических процессов, учитывающих особенности предпринимательства, могут послужить основой ускорения темпов развития данного сектора. Ключевым этапом в процессе построения гибкой системы регулирования должна стать обратная связь от субъектов МСП, на основе которой могут быть реализованы дальнейшие мероприятия.

Очевидно, что процесс повышения гибкости законодательных норм к условиям предпринимательского бизнеса должен быть реализован таким образом, чтобы не затрагивать интересы различных заинтересованных сторон. Однако построение гибкого законодательства, учитывающего особенности предпринимательских структур и условия их функционирования, является непременным условием достижения поставленных целей, повышения роли представителей МСП в экономике страны [10; 11].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Битва за эффективность / А.В. Федосеев, Б.М. Карабанов; 1-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2013. 288 с.

2. Заргарян А.М. Значение элементов государственного регулирования в развитии малого и среднего предпринимательства в регионе // Череповецкие научные чтения, 2015: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Череповец, 11-12 ноября 2015 г.): в 4 ч. Ч. 3: Естественные, экономические, технические науки и математика / отв. ред. К. А. Харахнин. Череповец: ЧГУ, 2016. С. 68-70.

3. Заргарян А.М. Современный взгляд на развитие российского малого и среднего предпринимательства // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. 11-12 апреля 2013 г. Ч. 3. Секции 3-4 / ред. кол.: Ю.В. Мячин. СПб.: СПбГЭУ, 2013. С. 173-177.

4. Лесной комплекс России в 2014-2015 годах: аналитический обзор. М.: Агентство лесопромышленной аналитики WhatWood, 2015. 110 с.

5. Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: стат. сб. / Росстат. М., 2015. 96 с.

6. Малый бизнес как фактор устойчивого регионального развития / А.Б. Харзинов, С.А. Махошева, С.В. Гала-чиева // Вопр. экономики и права. 2010. № 12.

7. Налоговый кодекс Российской Федерации // Интернет-версия СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/

8. Обеспечение устойчивого развития предпринимательских структур на основе организационно-экономических нововведений: монография / под ред. В.И. Подлесных. М.: КНОРУС, 2015. 171 с

9. Официальный сайт Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» // URL: http://opora.ru/projects/index

10. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 04.12.2014 г. // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/47182

11. Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 г. № 98-р «О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.» (с изм. и доп.) // СПС «Гарант»: URL: http://base.garant.ru/70852914/

12. Трудовой кодекс Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_34683/

Поступила в редакцию 15.08.17

A.M. Zargaryan

IMPROVEMENT OF GOVERNMENT ECONOMIC REGULATION TO THE ENTREPRENEURSHIP SECTOR CONDITIONS IN THE EUROPEAN NORTH OF RUSSIA

The article is devoted to the actual problems of increasing the flexibility of government economic regulation to the en-trepreneurship sector conditions. The research is done in case of entrepreneurship agents functioning in the European North of Russia. The main research purpose is to adapt the mechanism of current government economic regulation to the entrepreneurship conditions. By applying the methods of statistical and system analysis, it was established that the system of government economic regulation is extremely complex for the entrepreneurship agents; there are serious difficulties in meeting the legislative provisions. In case of entrepreneurship sectors of European North of Russia it was established that the problems of entrepreneurship and government interaction have negative influence on the entrepre-neurship agents' effectiveness. There offered a mechanism of increasing the flexibility of government economic regulation to the entrepreneurship sector conditions in European North of Russia. It is justified to introduce changes in the process of legislative economic regulation, which can reduce the requirements for entrepreneurship agents. In particular, it was proposed to simplify the procedure of issuing licenses and certificates; to create innovative entrepreneurship agents support mechanism; to implement government support actions in the form of providing the priorities for long-term land lease to the entrepreneurship agents. The research results could be of interest for the entrepreneurship sectors in the European North of Russia, which experience difficulties in interacting with the government.

Keywords: small and medium entrepreneurship, government regulation, government support, flexibility of government regulation, European North of Russia, entrepreneurship sectors' effectiveness.

Заргарян Аршак Месропович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры

экономики и управления

ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» 162600, Россия, г. Череповец, просп. Луначарского, д. 5 E-mail: arshakz@inbox.ru

Zargaryan A.M.,

Candidate of Economics, Associate professor at Department of Economics and Management

Cherepovets State University

Lunacharskogo ave. 5, Cherepovets, Russia, 162600

E-mail: arshakz@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.