Научная статья на тему 'Повышение информационной обеспеченности и доступности государственного заказа для субъектов предпринимательства Европейского Севера России'

Повышение информационной обеспеченности и доступности государственного заказа для субъектов предпринимательства Европейского Севера России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / КЛЮЧЕВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР РОССИИ / ДОСТУПНОСТЬ КЛЮЧЕВОЙ ИНФОРМАЦИИ / SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP / PUBLIC CONTRACT / KEY INFORMATION / EUROPEAN NORTH OF RUSSIA / KEY INFORMATION AVAILABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заргарян Аршак Месропович

Рассматриваются актуальные вопросы повышения информационной обеспеченности и доступности государственного заказа для предпринимательского сектора экономики. Исследование реализовано на примере предпринимательских субъектов, осуществляющих деятельность на территории Европейского Севера России. Главной целью исследования является выработка предложений, направленных на повышение доступности государственного заказа для субъектов предпринимательства, а также повышение доступа к ключевой информации. С помощью методов процессного и статистического анализа установлено, что требования к участникам государственного заказа являются недостижимыми для субъектов предпринимательства. Существуют также проблемы со своевременным доступом к информации, требуемой для осуществления эффективной деятельности. Предложен комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в аукционах на право выполнения государственного заказа. Предложены следующие мероприятия: создание информационной системы, содержащей сведения о полном пакете требуемых разрешительных документов для всех сфер предпринимательства; интеграция сервисов поддержки предпринимательства в единую информационную систему; создание уникальной площадки по изобретениям и патентам, объединяющей разработчиков и инвесторов; разделение работ в рамках государственного заказа на разные уровни сложности, что может повысить шансы субъектов предпринимательства на выполнение работ. Результаты исследования могут представлять интерес для отраслей предпринимательства Европейского Севера России, участвующих в аукционах на право заключения государственного контракта и испытывающих затруднения с доступом к информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF INFORMATION SUPPORT AND PUBLIC CONTRACT AVAILABILITY FOR ENTREPRENEURSHIP AGENTS OF THE EUROPEAN NORTH OF RUSSIA

The article deals with the actual questions of improving the information support and public contract availability for entrepreneurship sector of economy. The research is done in case of entrepreneurship agents, which are functioning in the European North of Russia. The main research purpose is to generate proposals oriented to the increase in public contract availability for entrepreneurship agents and improving the access to key information. By the methods of process-oriented and statistical analysis it is established that the requirements for public contracts participants are unobtainable for entrepreneurship agents. There are also problems with timely access to the information required for effective performance. A set of activities, directed to the increase of effectiveness of small and medium entrepreneurship agents’ participation in public contract auctions, is offered. The following actions are offered: establishment of an information system containing data about the package of required permits for all entrepreneurship segments; integration of the entrepreneurship support services into one information system; creation of a unique platform for inventions and patents, which can unite the developers and investors; division of the public contract works into difficulty levels, which can increase the entrepreneurship agents’ chances. The research results could be of interest for the entrepreneurship sectors of the European North of Russia, which participate in government auctions for power to conclude a public contract and suffer embarrassment with information access.

Текст научной работы на тему «Повышение информационной обеспеченности и доступности государственного заказа для субъектов предпринимательства Европейского Севера России»

УДК 338.242 А.М. Заргарян

ПОВЫШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ И ДОСТУПНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА ДЛЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ

Рассматриваются актуальные вопросы повышения информационной обеспеченности и доступности государственного заказа для предпринимательского сектора экономики. Исследование реализовано на примере предпринимательских субъектов, осуществляющих деятельность на территории Европейского Севера России. Главной целью исследования является выработка предложений, направленных на повышение доступности государственного заказа для субъектов предпринимательства, а также повышение доступа к ключевой информации. С помощью методов процессного и статистического анализа установлено, что требования к участникам государственного заказа являются недостижимыми для субъектов предпринимательства. Существуют также проблемы со своевременным доступом к информации, требуемой для осуществления эффективной деятельности. Предложен комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в аукционах на право выполнения государственного заказа. Предложены следующие мероприятия: создание информационной системы, содержащей сведения о полном пакете требуемых разрешительных документов для всех сфер предпринимательства; интеграция сервисов поддержки предпринимательства в единую информационную систему; создание уникальной площадки по изобретениям и патентам, объединяющей разработчиков и инвесторов; разделение работ в рамках государственного заказа на разные уровни сложности, что может повысить шансы субъектов предпринимательства на выполнение работ. Результаты исследования могут представлять интерес для отраслей предпринимательства Европейского Севера России, участвующих в аукционах на право заключения государственного контракта и испытывающих затруднения с доступом к информации.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственный заказ, ключевая информация, Европейский Север России, доступность ключевой информации.

Условия развития современного предпринимательства характеризуются повышением требований к участникам рынка, ужесточением предпринимательских отношений, а также повышением роли оперативной реакции на возможные изменения внешней среды. Доступ к оперативной информации становится ключом достижения долгосрочной конкурентоспособности бизнеса на рынке.

Сегодня становится недостаточным производство востребованных продуктов и услуг за счет доступа к современным технологиям. В силу изменчивости внешних условий и предпочтений потребительского рынка необходимо обеспечить постоянный доступ к оперативным данным.

Еще одним немаловажным фактором развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее МСП) в условиях нестабильной внешней среды является обеспечение доступа к бюджетным средствам. Доступ к государственному заказу рассматривается как наиболее стабильный источник поступления доходов, поэтому является привлекательным способом обеспечения долгосрочного развития бизнеса.

Наличие контрактов с государством в современных условиях является гарантией стабильности ожидаемых доходов, поэтому может стать инструментом воплощения долгосрочных целей предпринимательских субъектов. На сегодняшний день вопрос доступа предпринимательских структур к государственному заказу является важным фактором формирования конкурентных преимуществ. Очевидно, что своевременное получение актуальной информации является ключом достижения такого конкурентного преимущества. Очевидно, что государственный заказ на текущий момент не рассматривается российскими представителями МСП как эффективный способ повышения конкурентоспособности на рынке.

Практически во всех случаях возможности участия субъектов МСП в проводимых государством аукционах ограничиваются такими факторами, как опыт, знание технологии, наличие требуемой техники, высококвалифицированных специалистов. Еще одним немаловажным фактором, тормозящим участие субъектов МСП в государственном заказе, является ограниченность информации, которая требуется для своевременной реакции на объявленный государством заказ.

Степень научной проработанности проблемы. Сектор малого и среднего предпринимательства представлен большим количеством теоретических исследований, раскрывающих суть данной экономической категории, а также место субъектов предпринимательства в системе экономических отношений.

Предпринимательский сектор является объектом исследования выдающихся ученых, среди которых можно выделить Р. Кантильона, А. Смита, Й. Шумпетера, Ф. Хайека, М Питерса, П. Друкера, А. Крутика, А. Муравьева, П. Мягкова [1-3].

В числе основных вопросов, представляющих особую ценность для развития предпринимательского сектора, исследователи выделяют вопрос государственного регулирования. Проблемы эффективности государственного регулирования экономических отношений исследуются теоретиками и практиками на протяжении столетий. На сегодняшний день необходимость умеренного вмешательства государства в рыночные отношений признается большинством экономических школ [6].

Одним из способов умеренного вмешательства государства в экономические отношения является механизм государственного заказа. Изучению инструмента государственного заказа посвящено множество отечественных работ, в том числе исследования Л.И. Абалкина, А.Н. Асаула, М.В. Афанасьева, А.А. Яковлевой, О.М. Воробьева, А.И. Добрыниной, О.А. Демидовой [4-6].

В зарубежной литературе вопросы государственного заказа и закупок в наибольшей степени освящены в исследованиях таких ученых, как А. Алчиан, С. Арроусмит, Г. Демсец, А. Дэвис, О. Уильямсон [7; 8].

Еще одним актуальным вопросом для субъектов МСП является информационная обеспеченность, а также доступность ключевой информации для осуществления деятельности.

Нужно признать, что на текущий момент не реализованы исследования относительно проблем обеспеченности субъектов предпринимательства ключевой информацией. Труды отдельных исследователей И.А. Андреева, Р.П. Вчерашнего, Т.М. Леонтьева, И.С. Мелюхина касаются развития информационного рынка в целом.

Вопросы формирования рыночных отношений в сфере производства и распространения информационных продуктов затронуты в работах А.Б. Агапова, М.Г. Золотарева, Л.Г. Кедровской, А.И. Мшвелидзе, Ю.Ю. Ухина.

Итак, имеется большое количество отечественных и зарубежных учений, посвященных исследованиям по вмешательству государства в экономические процессы путем государственного заказа, развитию предпринимательского сектора, а также проблем формирования информационного рынка.

Однако практически не представлены комплексные исследования, охватывающие широкий круг вопросов, связанных со взаимодействием государства и предпринимательского сектора в сферах государственного заказа, информационной обеспеченности субъектов МСП.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области государственного регулирования и внутрифирменного управления деятельностью предпринимательских структур. При разработке научно-практических рекомендаций использованы наиболее значимые положения современной теории и практики государственного заказа, обобщенный отечественный и зарубежный опыт распространения информации в рыночной экономике.

Для оценки доступности государственного заказа и ключевой информации для субъектов МСП реализовано исследование отдельных отраслей Европейского Севера России.

Установлено, что в развитии предпринимательства существуют следующие преграды: высокие требования к участникам государственного заказа, слабый доступ представителей МСП к ключевой информации.

Проблема 1. Высокие требования к участникам государственного заказа. Система поддержки отраслей МСП и организации государственного заказа не предусматривает создание специальных условий для повышения степени вовлеченности представителей предпринимательства к государственному заказу. Это связано с тем, что большинство представителей МСП не удовлетворяют требованиям, выдвигаемым государством к участникам аукционов. Основной преградой участия предпринимательских субъектов в таких аукционах является отсутствие или недостаточный опыт выполнения аналогичных работ, материально-технической базы, квалификации сотрудников.

С одной стороны, требования государства вполне обоснованы в части предпочтений к компаниям, обеспечивающим выполнение полного цикла работ собственными силами. Однако множество государственных контрактов предполагают выполнение работ, не требующих специфических компетенций и нестандартного оборудования.

Одновременно с этим вопрос обеспечения участия предпринимательских субъектов в госзакупках является важным инструментом поддержки. С 01.01.2014 г. вступил в силу Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предоставляющий преимущества субъектами МСП [9].

Новый закон обязывает заказчика размещать у субъектов малого и среднего предпринимательства не менее 15 % от общего объема заказа, что на 5 % больше нижнего порога предыдущего закона. Кроме того, новый закон отменил верхний порог в размере 20 %, что предоставляет предпринимательским субъектам неограниченные возможности участия в государственном заказе. И, наконец, появилась возможность обеспечения участия в конкурсе банковскими гарантиями, что несомненно расширяет возможности субъектов предпринимательства [9].

Одновременно с этим, изменения законодательства неоднозначно расцениваются субъектами предпринимательства, так как у субъектов МСП расширяется круг обязанностей участников госзакупок. Так, если в конкурсе компания будет проходить как субъект МСП, то придется подтверждать данный статус. Основная проблема заключается в том, что в законе не установлено, каким образом осуществляется подтверждение статуса МСП.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» предусмотрен декларативный способ подтверждения статуса МСП.

Еще одной особенностью государственных закупок является необходимость предоставления поставщиком обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии или денежного покрытия. Исключения составляют только отдельные случаи закупки у единственного поставщика. Размер такого обеспечения не должен превышать 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, но не может быть меньше размера аванса.

На этапе предоставления обеспечения исполнения обязательств по контрактам у субъектов МСП возникают проблемы, связанные с получением банковских гарантий в требуемых размерах. Как правило, банковские гарантии в отсутствии полного денежного покрытия являются единственным способом удовлетворения требованиям государственных закупок. Вместе с тем процесс получения банковских гарантий практически совпадает с процессом получения кредитов. Коммерческие банки предъявляют высокие требования к финансовому положению Принципала и наличию обеспечения.

Оценка параметров государственных и муниципальных закупок на официальном сайте URL: www.zakupki.gov.ru установила, что большинство контрактов, заключенных в разных сферах в 2015 г., не предусматривает наличие аванса. Кроме того, расчеты осуществляются, как правило, не в момент подписания акта о приемке выполненных работ / оказанных услуг, а спустя некоторое время. Это создает дополнительные преграды и увеличивает финансовую нагрузку субъектов предпринимательства (в отдельных случаях расчеты осуществляются через 90 дней после подписания актов).

На наш взгляд, самым большим препятствием участия предпринимательских субъектов в государственных закупках является отсутствие преференции во время непосредственного проведения конкурсов. Это приводит к тому, что все другие преференции, указанные в законе, для отдельных субъектов МСП не срабатывают, так как в конкурсах побеждают компании с опытом и материально-технической базой [10;11].

Итак, установлено, что новый закон расширяет возможности субъектов предпринимательства по участию в государственных закупках, однако существуют серьезные проблемы, ограничивающие возможности участия последних в государственных конкурсах.

Проанализируем участие субъектов предпринимательства в государственном заказе на поставку товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Представленные в табл. 1 данные показывают, что объем контрактов субъектов малого и среднего предпринимательства для государственных нужд за период с 2010 г. по 2014 г. увеличился более, чем в два раза. По Европейскому Северу России значение аналогичного показателя за период 2010-2014 гг. увеличилось в 3,4 раза [12].

Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме контактов, заключенных для целей государственных нужд субъектов РФ, по итогам 2014 г. составляет 8,4 % (за период с 2010 г. по 2014 г. значение показателя выросло на 2,9 %) (табл. 2) [12].

Таблица 1

Участие субъектов МСП России в поставках товаров и услуг для государственных нужд

субъектов РФ

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

млн руб.

Российская Федерация 60552,9 70732,5 76023,7 82930,9 149846,5

Центральный федеральный округ 29526,0 38929,9 31611,8 33337,2 61859,2

Северо-Западный федеральный округ 4873,0 6238,5 7892,3 9790,7 18935,9

в том числе Европейский Север России 1339,4 1745,9 2562,7 2847,8 4623,9

Республика Карелия 90,3 267,9 359,3 280,0 602,7

Республика Коми 547,6 415,7 566,6 401,1 428,0

Архангельская область 243,2 258,5 737,6 842,1 1689,1

Вологодская область 328,5 521,3 605,0 1015,3 1221,0

Мурманская область 129,8 282,5 294,2 309,4 683,1

Южный федеральный округ 3060,8 3693,9 4311,6 5324,4 6834,8

Северо-Кавказский федеральный округ 5762,6 1386,0 1492,6 1831,7 8961,7

Приволжский федеральный округ 7993,0 7819,1 12218,5 12690,3 19215,9

Уральский федеральный округ 4580,5 5723,9 7104,5 7008,0 11711,3

Сибирский федеральный округ 3007,2 4366,8 7692,5 8509,3 13102,9

Дальневосточный федеральный округ 1749,7 2574,3 3699,9 4439,3 9223,9

Таблица 2 Доля субъектов МСП России в общих поставках товаров и услуг для государственных нужд субъектов РФ

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

% от общей стоимости контрактов

Российская Федерация 5,5 4,5 4,1 4,6 8,4

Центральный федеральный округ 8,3 6,1 4,0 4,7 8,5

Северо-Западный федеральный округ 4,3 3,8 4,7 4,1 7,2

в том числе Европейский Север России 5,1 4,2 5,6 5,4 8,8

Республика Карелия 3,2 5,1 5,2 4,9 9,6

Республика Коми 9,6 3,2 5,9 4,3 5,1

Архангельская область 4,3 2,0 6,5 4,4 10,6

Вологодская область 5,2 6,8 6,2 8,7 12,4

Мурманская область 3,0 4,1 4,2 4,9 6,5

Южный федеральный округ 2,7 4,4 3,9 5,7 7,9

Северо-Кавказский федеральный округ 13,2 2,6 2,3 3,2 13,2

Приволжский федеральный округ 4,8 3,5 5,2 5,0 8,0

Уральский федеральный округ 3,7 3,0 3,4 4,0 8,9

Сибирский федеральный округ 3,1 3,2 4,7 5,1 9,7

Дальневосточный федеральный округ 2,0 3,6 3,7 4,0 7,3

Представленные в табл. 3 данные поставок субъектов малого и среднего предпринимательства России для целей муниципальных нужд показывают увеличение объемов за период с 2010 г. по 2014 г. более, чем в два раза. По Европейскому Северу России общий размер государственных контактов предпринимательских субъектов вырос в 1,7 раза [12].

_Повышение информационной обеспеченности и доступности..._19

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2018. Т. 28, вып. 1

Таблица 3

Участие субъектов МСП России в поставках товаров и услуг для муниципальных нужд

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

млн руб.

Российская Федерация 43932,5 47178,0 53982,8 59023,6 101690,2

Центральный федеральный округ 7775,0 8195,0 9911,0 11141,6 21540,2

Северо-Западный федеральный округ 4143,8 3924,7 3815,3 4551,7 8429,7

в том числе Европейский Север России 1957,8 2158,3 2111,6 2111,1 3496,8

Республика Карелия 167,1 132,7 172,1 254,5 352,6

Республика Коми 291,8 276,4 387,0 408,1 549,3

Архангельская область 558,3 618,4 473,9 361,7 564,2

Вологодская область 502,2 614,3 533,7 497,3 771,1

Мурманская область 438,4 516,5 544,9 589,5 1259,6

Южный федеральный округ 4373,1 5500,8 6353,5 7081,7 9846,3

Северо-Кавказский федеральный округ 3231,3 2060,4 1927,3 2372,7 4917,4

Приволжский федеральный округ 8576,6 8839,6 10867,9 10118,9 17833,4

Уральский федеральный округ 6916,0 8363,6 9563,1 9850,1 14029,7

Сибирский федеральный округ 6267,8 6996,5 7786,4 8778,7 14019,5

Дальневосточный федеральный округ 2648,8 3297,3 3758,3 5128,2 11073,9

Доля участия субъектов МСП в общем объеме контрактов, заключенных для целей муниципальных нужд РФ за период с 2010г. 2014 г., увеличилось на 6,4 %. За период с 2010 г. по 2014 г. доля участия субъектов предпринимательства в Европейском Севере России увеличилось с 7,5 % до 13,6 % (табл. 4) [12].

Таблица 4

Доля субъектов МСП России в общих поставках товаров и услуг для муниципальных нужд

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

% от общей стоимости контрактов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российская Федерация 7,2 6,4 6,6 6,3 13,6

Центральный федеральный округ 6,6 5,9 6,4 6,4 14,4

Северо-Западный федеральный округ 9,1 6,9 6,0 6,9 14,7

в том числе Европейский Север России 7,5 6,3 6,4 6,8 13,6

Республика Карелия 5,9 5,0 5,5 10,8 16,0

Республика Коми 6,3 6,0 6,1 5,9 7,2

Архангельская область 6,3 4,8 5,0 4,1 7,9

Вологодская область 10,3 7,8 6,7 5,7 19,0

Мурманская область 8,8 7,7 8,9 7,8 18,1

Южный федеральный округ 6,8 7,6 7,1 7,0 12,9

Северо-Кавказский федеральный округ 17,6 8,6 7,3 9,5 24,5

Приволжский федеральный округ 7,4 6,8 6,9 5,7 13,5

Уральский федеральный округ 6,4 5,7 7,0 6,4 10,8

Сибирский федеральный округ 6,6 6,5 6,2 6,3 13,7

Дальневосточный федеральный округ 5,9 5,8 5,8 5,3 13,5

В целом, несмотря на рост показателей участия субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме государственных и муниципальных контрактов, суммарная доля их участия все же остается незначительной. Оценка объемов привлечения государственных и муниципальных контрактов на примере Европейского Севера России показывает, что в отдельных регионах подобные

контракты могут обеспечить выручку небольшому количеству организаций. Поэтому говорить о ключевой роли государственного заказа для повышения конкурентоспособности малых и средних предприятий региона преждевременно.

В процессе анализа подтверждена выдвинутая гипотеза относительно высоких требований к участникам государственного заказа, неспособности подавляющего большинства предпринимательских субъектов к удовлетворению требований государственного заказа. Отсюда низкая степень участия субъектов предпринимательства в поставках товаров и услуг для целей государственных и муниципальных нужд.

Проблема 2. Слабый доступ представителей МСП к ключевой информации. Современные условия предпринимательства повышают роль и значение информации для достижения конечных целей бизнеса. Завоевание конкурентных преимуществ требует обеспечения своевременного доступа к актуальной информации относительно развития отраслей, потребительских предпочтений, а также действий конкурентов и государства. Доля расходов, связанных с доступом к необходимой информации, со временем постоянно увеличивается.

Наличие актуальной информации позволяет принимать обоснованные решения, снижать уровень неопределенности, поэтому проблема доступа к информационным ресурсам является весьма актуальной для предпринимательских структур.

В текущий момент деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства характеризуется слабым доступом к ключевой информации, в том числе о возможностях участия в государственных и муниципальных закупках.

Часто сложность получения информации связана с отсутствием доступа к сети Интернет, информационным и правовым системам. Особенно остро данная проблема стоит перед субъектами малого и среднего предпринимательства, расположенными в отдаленных населенных местностях.

Множество предпринимательских структур несвоевременно получают информацию о сроках и важных параметрах реализуемых государством программ поддержки развития отраслей. Слаборазвиты внутриотраслевые связи между участниками рынка, смежными отраслями, что, несомненно, ограничивает возможности субъектов предпринимательства отдельных отраслей.

Вместе с тем необходимо отметить, что доступность информации определяется как объективными, так и субъективными факторами. К объективным факторам относится физический доступ к оперативной информации об отраслевых государственных программах, изменениях законодательства, а также условиях государственного заказа. К субъективным факторам в первую очередь относится «приближенность» к различным министерствам и ведомствам, обеспечивающим получение нужной информации [13; 14].

Таблица 5

Ввод в действие основных мощностей городских автоматических телефонных станций

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. Изменение 2013 г. / 2010 г., %

тыс. номеров тыс. номеров %

Российская Федерация 989,5 441,2 1 892,8 3 452,0 100,0 348,9

Центральный федеральный округ 482,7 190,1 1 771,2 3 212,3 93,1 665,5

Северо-Западный федеральный округ 26,3 31,8 12,7 125,9 3,6 478,7

в том числе Европейский Север России 17,1 20,8 4,4 6,5 0,2 38,0

Республика Карелия 0,7 13,8 0,4 4,0 0,1 571,4

Республика Коми 1,7 6,6 3,3 2,5 0,1 147,1

Архангельская область 5,0 0,0 0,7 0,0 0,0 0,0

Вологодская область 1,1 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Мурманская область 8,6 0,4 0,0 0,0 0,0 0,0

Южный федеральный округ 43,0 40,4 35,5 7,4 0,2 17,2

Северо-Кавказский федеральный округ 27,4 19,1 1,1 4,5 0,1 16,4

Приволжский федеральный округ 329,1 63,3 50,9 59,4 1,7 18,0

Уральский федеральный округ 2,7 1,7 2,4 0,0 0,0 0,0

Сибирский федеральный округ 47,8 38,6 15,2 41,7 1,2 87,2

Дальневосточный федеральный округ 30,5 56,2 3,8 0,8 0,0 2,6

Если в отношении субъективных факторов предпринимательские структуры имеют возможность оказывать влияние, то объективные факторы превращаются в настоящую проблему для целого ряда отраслей предпринимательства, снижая конкурентоспособность хозяйствующих субъектов.

Для обоснования важности объективных факторов приведем данные, позволяющие сравнивать возможности предпринимательства в части доступа к средствам связи.

Приведенные в табл. 5 данные динамики ввода новых мощностей городских телефонных станций по субъектам РФ показывают, что за период с 2010 г. по 2013 г. объемы ежегодного ввода увеличились более, чем в три раза. Однако значительная доля телефонных станций приходится на регионы, в которых расположены крупнейшие города России. Если на долю Центрального федерального округа приходится 93,1%, то на долю регионов Европейского Севера России по итогам 2013 г. приходится всего 0,2 % от общего количества введенных в стране телефонных номеров [15].

Данные табл. 6 показывают невысокий уровень развитости мощностей сельских телефонных сетей. По итогам 2013 г. новых мощностей введено в размере 49,9 тыс. номеров, что на порядок меньше данных по городским станциям. На долю регионов Европейского Севера России приходится всего 10,6 % телефонных станций, введенных в действие по стране в целом. При этом темпы ввода новых телефонных станций по России заметно снижаются: 2011 г. - 129,6 тыс. номеров, 2012 г. -73,5 тыс. номеров, 2013 г. - 49,9 тыс. номеров [15].

Таблица 6

Ввод в действие основных мощностей сельских автоматических телефонных станций

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. Изменение 2013 г. / 2010 г., %

тыс. номеров тыс. номеров %

Российская Федерация 102,5 129,6 73,5 49,9 100,0 48,7

Центральный федеральный округ 13,0 8,3 3,7 11,3 22,6 86,9

Северо-Западный федеральный округ 1,9 5,1 4,5 5,3 10,6 278,9

в том числе Европейский Север России 1,5 5,1 3,1 5,3 10,6 708,1

Республика Карелия 0,2 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Республика Коми 0,6 0,9 2,2 4,1 8,2 683,3

Архангельская область 0,7 4,2 0,9 1,2 2,4 171,4

Вологодская область 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Мурманская область 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Южный федеральный округ 4,9 1,6 12,8 5,7 11,4 116,3

Северо-Кавказский федеральный округ 5,5 9,7 1,6 0,6 1,2 10,9

Приволжский федеральный округ 43,4 46,2 37,7 24,9 49,9 57,4

Уральский федеральный округ 13,8 6,4 6,4 0,2 0,4 1,4

Сибирский федеральный округ 11,3 15,2 1,4 1,9 3,8 16,8

Дальневосточный федеральный округ 8,7 37,1 5,4 0,0 0,0 0,0

Вместе с тем телефонная связь на сегодня не является единственным способом получения необходимой предпринимательскому бизнесу информации. Эффективность бизнеса находится под большим вопросом при возникновении проблем с доступом к сети Интернет.

Отчасти эффективность работы субъектов предпринимательства, функционирующих в отделенных местностях, ниже отраслей, где не наблюдаются проблемы с доступом к информационным ресурсам. Проблемы с доступом к информационным ресурсам наблюдаются в таких отраслях, как сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство.

Даже на примере оценки степени доступности информации о развитии систем связи в России можно проследить слабую развитость систем связи в сельской местности. Статистические данные, посвященные развитию связи в России, приводят общие цифры относительно развития подвижной связи (мобильная связь), в то время как статистические исследования сельских местностей в разделах «связь» приводят только данные телефонной связи. Это подтверждает слабую развитость скоростной сети Интернет в сельской местности.

Очевидно, что уровень развития информационных технологий в отдаленных местностях значительно отстает от требуемых параметров осуществления высокоэффективного бизнеса. Ограниченные возможности пользования высокоскоростной сетью Интернет в отдаленных местностях приводят к задержкам банковских платежей, что влияет на скорость поставки сырья и отгрузки продукции.

Немаловажным фактором развития современного предпринимательского бизнеса является государственная поддержка, поэтому доступ к оперативной информации через федеральные сайты является очень важной составляющей бизнеса. Именно поэтому субъекты предпринимательства отдаленных регионов в меньшей степени осведомлены о программах господдержки и не принимают участия в подобных программах.

Низкий уровень доступности информации о программах поддержки предпринимательства, реализуемых государством, является серьезной преградой развития субъектов МСП.

По предварительным оценкам установлено, что недостаточная информационная поддержка со стороны государства оказывается функционированию АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее Корпорация), реализующей программы поддержки субъектов МСП [16].

Более того, различные государственные институты предоставляют разрозненную информацию о характере реализуемых программ. Не хватает единой информационной системы, формирующей сведения об основных федеральных, региональных и отраслевых программах поддержки субъектов предпринимательства.

Таким образом, выдвинутая гипотеза относительно слабого доступа представителей предпринимательства к ключевой информации подтверждена слабой развитостью средств связи в отдаленных местностях, в которых базируются такие отрасли МСП, как сельское хозяйство, рыболовство и рыбоводство, а также лесное хозяйство. Важной составляющей проблемы информационной обеспеченности субъектов МСП является слабый доступ к реализуемым различными государственными институтами программам поддержки.

Современный уровень развития информационных технологий, оснащенности производств оборудованием нового поколения определяет необходимость постоянного доступа к оперативной информации. Развитие подавляющего большинства отраслей предпринимательства определяется достижением конкурентных преимуществ за счет опережающего доступа к необходимым сведениям о состоянии рынков. Достаточно отметить, что наряду с такими производственными факторами, как капитал и средства производства, информационные ресурсы играют ключевую роль в формировании конкурентных преимуществ бизнеса.

Доступ к актуальной информации может в значительной мере сократить себестоимость производимой продукции. В условиях реализации стратегии последователям субъектов МСП очень важно владеть информацией о новых технологиях, потребительском спросе.

Впрочем, имея представление о характере информационных проблем предпринимательского сектора, государство в состоянии повысить доступ к большей части информационных ресурсов. Тем более, что данная процедура является для государства наименее затратной из тех, которые требуются предпринимательскому сегменту.

Однако на данном этапе государство ограничивается созданием официальных порталов нескольких организаций, публикующих результаты собственных исследований о состоянии и развитии этого сектора экономики. Данные информационные системы предоставляют весьма общие сведения и не рассматриваются всерьез субъектами предпринимательства, которые сталкиваются с проблемами отсутствия информации на региональных рынках. Особое место занимает актуальная информация о региональных и отраслевых программах государственной поддержки [17; 18].

В условиях нестабильности экономики государственный заказ представляется одним из самых привлекательных сегментов для предпринимательских субъектов. По ряду причин, в том числе из-за отсутствия своевременной и необходимой информации, субъекты МСП ограничены в возможностях принимать участие в подобных аукционах.

Основные проблемы связаны с тем, что государство при формировании требований к потенциальным участникам аукционов не учитывает особенности субъектов МСП. С точки зрения рыночной экономики подходы государства оправданы, так как предпочтение отдается исполнителю заказа, который имеет больший опыт, владеет капиталом и технологией работ. В данном случае государство не реализует заявленные мероприятия по увеличению значимости и роли предпринимательства в экономике страны (рис.) [19].

Разработка системы повышения информационной обеспеченности и доступности государственного заказа для субъектов МСП

Проблема 1

высокие требования к участникам государственного заказа

Проблема 2

слабый доступ представителей МСП к ключевой информации

Рис. Проблемы информационной обеспеченности и доступности государственного заказа для субъектов малого и среднего предпринимательства

Научная новизна исследования состоит в разработке совокупности мероприятий, которые могут быть направлены на повышение информационной обеспеченности и доступности государственного заказа для предпринимательских субъектов:

Этап 1. Обеспечение непрерывного доступа к информационной системе, позволяющей получить бесплатный доступ к источникам федеральной, региональной и муниципальной информации. Система должна содержать отраслевые данные в разрезе всех уровней государственной власти, полную информацию по получению разрешительных и патентных документов.

Этап 2. Внедрение единой информационной системы, позволяющей интегрировать множество сервисов, предоставляющих информационную поддержку в виде различных профильных федеральных и региональных программ:

- создание и поддержка базы данных, содержащей актуальную информацию о мерах и инструментах поддержки субъектов МСП, местах и основных условиях их предоставления;

- продвижение единой информационной системы посредством распространения информации в среде предпринимательских объединений, государственных институтов.

Этап 3. Создание уникальной электронной площадки, содержащей данные об изобретениях и патентах различных отраслей. Подобная площадка должна предоставлять возможность организации прямого контакта разработчиков и инвесторов. Система также может быть интересна организациям, предоставляющим услуги (финансовые и страховые компании, лизинговые и франчайзинговые компании, консалтинговые организации).

Этап 4. Создание системы подтверждения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства, что может в значительной степени повысить эффективность участия представителей предпринимательства в программах государственной поддержки.

Данный процесс может быть реализован на базе информационных ресурсов ФНС России и внебюджетных фондов. В качестве оператора информационной платформы может выступать ФНС России, так как в ее информационных системах представлены наиболее полные сведения о показателях функционирования субъектов МСП. Возможно, потребуются уточнение отдельных параметров налоговой декларации для более точного определения статуса МСП.

Эффективность предлагаемой информационной системы зависит от координации работы отдельных государственных органов и недопущения ситуации, при которой административная нагрузка на бизнес может увеличиться.

Функционал реестра может быть задействован для следующих целей:

- подтверждение статуса МСП для предприятий в программах поддержки, реализуемых в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

- оценка объемов налоговых поступлений от малых и средних предприятий и разработка на этой основе инструментов стимулирования;

- информационно-аналитическое сопровождение государственной политики в сфере развития предпринимательского сектора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этап 5. В рамках государственного заказа разделение работ по сложности, требуемого уровня квалификации персонала, наличию опыта выполнения подобных работ, оснащенности техникой и оборудованием. С помощью подобного разделения работ можно повысить доступность госзаказа для субъектов предпринимательства, не способных выполнять уникальные работы.

Этап 6. Пересмотр системы государственного заказа, который предъявляет высокие требования к участникам. Целесообразно в рамках государственного заказа предусмотреть сотрудничество крупного бизнеса и субъектов МСП. Учитывая низкий уровень оснащенности субъектов предпринимательства техникой и оборудованием, отсутствие опыта выполнения сложных работ, государство должно привлекать субъектов МСП в качестве партнера крупному бизнеса для выполнения контрактов по государственному заказу.

Ключевые условия партнерства должны определяться государством во время проведения аукционов, чтобы исключить возможности доминирования крупного бизнеса. При помощи данных мер могут быть созданы условия для обеспечения равноправного участия субъектов МСП к государственному или муниципальному заказу.

Привлечение субъектов предпринимательства к участию в государственном и муниципальном заказе, а также заказе естественных монополий и государственных корпораций может повысить спрос на продукцию отечественного производителя, что может оказать положительное влияние на рост конкурентоспособности предпринимательского сектора.

Этап 7. Закрепление на законодательном уровне новых организационных форм сотрудничества субъектов предпринимательства с крупным бизнесом. В рамках партнерских отношений целесообразно законодательно определить организационно-правовой статус подобных отношений, выведя из сферы коммерческой тайны финансовые, управленческие и кадровые вопросы взаимодействия между отдельными структурами. В рамках данной идеи следует также развивать франчайзинг как один из прогрессивных форм сотрудничества крупных компаний с малым бизнесом. Подобные формы организации сотрудничества могут в значительной мере повысить доступ МСП к предпринимательской информации.

Наиболее прогрессивной формой сотрудничества субъектов МСП с крупным бизнесом может стать создание института профессиональных закупщиков, обладающих необходимым уровнем компетенции и квалификации. Данный институт сможет объединить усилия субъектов МСП и крупного бизнеса, обладающего опытом выполнения государственных контрактов. Основная цель института профессиональных закупщиков перенести принципы организации госзакупок на взаимодействия между хозяйствующими субъектами.

Предположительно такой механизм может поспособствовать встраиванию субъектов МСП в производственную цепочку крупных предприятий. При этом государству в данной системе должна отводиться особая роль, а именно, на уровне законодательства обязать крупный бизнес раскрывать свои потребности в закупе сырья, материалов и оборудования, выполнении работ и проведении НИОКР.

Важно также обеспечить мотивацию крупного бизнеса в обеспечении функционирования данного института. Поэтому в основе работы института профессиональных закупщиков должен лежать рыночный механизм ценообразования, что станет стимулирующим фактором привлечения к участию в закупках заказчиков и исполнителей.

Для эффективной работы института профессиональных закупщиков необходимо обеспечить наличие единых стандартов, предусматривающих равные условия для всех участников закупок. Очень важно обеспечить эффективность совместной работы федеральных, региональных и местных органов власти. Обеспечение открытости доступа к информации относительно планируемых закупок крупного бизнеса может стать дополнительным стимулом развития предпринимательского сектора.

Механизм реализации закупок должен основываться на задачах:

- обеспечение прозрачности закупок, в том числе посредством реализации простых и понятных способов закупок, формирования единой закупочной политики крупных компаний;

- обеспечение минимальных издержек потенциальных участников аукционов;

- обеспечение минимального сбора документов и сведений, необходимых для участия в закупках.

Значение полученных результатов для теории и практики

Предложенный механизм повышения информационной обеспеченности и доступности государственного заказа для субъектов МСП вносит вклад в развитие взаимоотношений государства и бизнеса.

Разработанные мероприятия способны повысить эффективность государственного заказа, поскольку предлагают комплекс управленческих действий по повышению шансов субъектов МСП для участия в государственном заказе. Комплекс мероприятий также предусматривает повышение доступа субъектов МСП к ключевой информации, в том числе необходимой для участия в государственном заказе.

Результаты исследования могут представлять интерес для субъектов предпринимательства, участвующих в аукционах на право выполнения работ / оказания услуг в рамках государственного заказа. Кроме того, предложенные мероприятия могут поспособствовать повышению информационной обеспеченности субъектов предпринимательства различных отраслей экономики.

Итак, успешная реализация предлагаемых мероприятий может поспособствовать решению целого ряда проблем предпринимательства, в том числе повысить доступ к информации о государственном заказе. Наиболее эффективным вариантом является создание единой информационной системы о государственных программах поддержки предпринимательства, изменение параметров государственного заказа для расширения возможности субъектов МСП к участию в торгах и аукционах, а также раскрытие информации о заказах крупного бизнеса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. М.: Издательско-торговый дом «ГРАНД», 1998. 301 с.

2. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха. Вып.1 // Предприниматель и предпринимательство: пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. С. 20.

3. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982. С. 184-199, 211-225.

4. Абалкин Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопр. экономики. 1999. № 6.

5. Асаул А.Н. Роль государства в смешанной системе хозяйствования // Регион: политика, экономика, социология. 2002. №1-2.

6. Яковлев А.А., Демидова О.А. (2010) Реформа системы госзакупок и практика отбора поставщиков для государственных нужд в России в 2004 и 2008 годах // Экономический журн. ВШЭ, 2010. №2.

7. Alchian A. University Economies. Belmont, Calif.: Wadsworth. 1972.

8. Demsetz H., Alchian A. Production, Information Costs, and Economic Organization, American Economic Review. December, 1972.

9. Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп.) // СПС «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70353464/

10. Закон о государственно-частном партнерстве: руководство по применению. Специальное издание к Международному инвестиционному форуму «Сочи-2015» / Центр развития государственно-частного партнерства. М., 2015. 21 с.

11. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципальном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_182660/

12. Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: стат. сб./ Росстат. М., 2015. 96 с.

13. Заргарян А. М. Значение элементов государственного регулирования в развитии малого и среднего предпринимательства в регионе // Череповецкие научные чтения, 2015: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Череповец, 11-12 ноября 2015 г.): в 4 ч. Ч. 3: Естественные, экономические, технические науки и математика / отв. ред. К. А. Харахнин. Череповец: ЧГУ, 2016. С. 68-70.

14. Обеспечение устойчивого развития предпринимательских структур на основе организационно-экономических нововведений: монография / под ред. В.И. Подлесных. М.: КНОРУС, 2015. 171 с.

15. Транспорт и связь в России. 2014: стат. сб./ Росстат. М., 2014.114 с.

16. Официальный сайт АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» // URL: www.acgrf.ru

17. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/ minec/activity/ sections/

18. Официальный сайт Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» // URL: http://opora.ru/projects/index

19. Заргарян А.М. Методология повышения эффективности государственного регулирования и внутрифирменного управления развитием современного предпринимательства. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. 138 с.

Поступила в редакцию 10.01.18

A.M. Zargaryan

IMPROVEMENT OF INFORMATION SUPPORT AND PUBLIC CONTRACT AVAILABILITY FOR ENTREPRENEURSHIP AGENTS OF THE EUROPEAN NORTH OF RUSSIA

The article deals with the actual questions of improving the information support and public contract availability for en-trepreneurship sector of economy. The research is done in case of entrepreneurship agents, which are functioning in the European North of Russia. The main research purpose is to generate proposals oriented to the increase in public contract availability for entrepreneurship agents and improving the access to key information.

By the methods of process-oriented and statistical analysis it is established that the requirements for public contracts participants are unobtainable for entrepreneurship agents. There are also problems with timely access to the information required for effective performance.

A set of activities, directed to the increase of effectiveness of small and medium entrepreneurship agents' participation in public contract auctions, is offered. The following actions are offered: establishment of an information system containing data about the package of required permits for all entrepreneurship segments; integration of the entrepreneurship support services into one information system; creation of a unique platform for inventions and patents, which can unite the developers and investors; division of the public contract works into difficulty levels, which can increase the entrepreneurship agents' chances.

The research results could be of interest for the entrepreneurship sectors of the European North of Russia, which participate in government auctions for power to conclude a public contract and suffer embarrassment with information access.

Keywords: small and medium entrepreneurship, public contract, key information, European North of Russia, key information availability.

Заргарян Аршак Месропович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления

ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный униве] 162600, Россия, Вологодская область, г. Череповец, пр-т Луначарского, 5 E-mail: [email protected]

Zargaryan A.M.,

Candidate of Economics, Associate Professor at Economics and Management department

Cherepovets State University Prosp. Lunacharskogo, 5, Cherepovets, Vologda region, Russia, 162600 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.