Научная статья на тему 'О новых условиях участия малого инновационного бизнеса в реализации государственного заказа'

О новых условиях участия малого инновационного бизнеса в реализации государственного заказа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
115
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / STATE PROCUREMENTS / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / CONTRACTUAL SYSTEM / PUBLIC CONTRACT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нестеренко Юлия Николаевна

В целях повышения эффективности государственного регулирования малого инновационного предпринимательства в России начали действовать законодательные нормы, направленные на увеличение доли закупок у субъектов малого бизнеса, сокращение административных, финансовых и информационных барьеров для прямого доступа отечественных производителей на рынок государственных контрактов, расширение объема инновационной продукции и результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ малых предприятий в общем объеме закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нестеренко Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New conditions of participation of small innovative business in implementation of the state order

In order to increase the efficiency of governmental control on small innovative ventures in Russia, new legal standards came into operation. They focus on increasing of purchases at small business parties, reduction of administrative, financial and information barriers for direct access of national producers to the market of the state contracts, expansion of volume of innovative production and results of scientific research, design, experimental and technological works of small and medium enterprises entities in a total amount of purchases.

Текст научной работы на тему «О новых условиях участия малого инновационного бизнеса в реализации государственного заказа»

Ю.Н. Нестеренко

О НОВЫХ УСЛОВИЯХ УЧАСТИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА

В целях повышения эффективности государственного регулирования малого инновационного предпринимательства в России начали действовать законодательные нормы, направленные на увеличение доли закупок у субъектов малого бизнеса, сокращение административных, финансовых и информационных барьеров для прямого доступа отечественных производителей на рынок государственных контрактов, расширение объема инновационной продукции и результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ малых предприятий в общем объеме закупок.

Ключевые слова: малые инновационные предприятия, государственные закупки, государственный заказ, контрактная система.

В настоящее время инновационный процесс превратился из сопутствующего в самостоятельный вид деятельности, в котором особое место занимают субъекты малого предпринимательства. Малые предприятия способны особенно быстро приспосабливаться к новым требованиям, которые выдвигаются экономикой, ориентированной на новые знания и технологии, а также гибко реагировать на потребительские запросы, осваивая выпуск мелкосерийной, уникальной продукции или специфических услуг для отдельных рыночных сегментов.

Сегодня состояние малого инновационного предпринимательства (МИП), особенно в отраслях промышленности России, не соответствует требованиям обеспечения экономического роста в стране и национальной экономической безопасности, а также стандартам, принятым на Западе.

© Нестеренко Ю.Н., 2014

Удельный вес малых предприятий (МП), осуществляющих технологические инновации в Российской Федерации, в 2013 г. составлял 4,8%, доля инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг составила 2,1%, затраты на технологические инновации малых предприятий не превысили 14 млрд руб.1

В то же время на Западе малые инновационные предприятия - самая массовая и наиболее динамичная институциональная структура. По статистике, от 20 до 65% всех малых предприятий в европейских странах являются инновационно-активными. В настоящее время доля малого инновационного бизнеса в общем числе промышленных предприятий составляет в Германии 69,8%, Бельгии 58%, Финляндии 52%, Австрии 49,6%, Франции 42%. В группу стран - лидеров в области интенсивности затрат на технологические инновации входят Дания, Швеция, Финляндия, где удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров находится на уровне 4,2-5,0%. В России этот показатель составляет 1,5%, что свидетельствует о низкой инновационной активности отечественных предприятий и недостаточно эффективной системе государственного регулирования малого и среднего предпринимательства.

В то же время в нашей стране действуют многочисленные программы поддержки малых предприятий, декларируется помощь субъектам инновационного бизнеса. Она предполагает предоставление субсидий за счет средств государственного бюджета, гарантий по кредитам и обязательствам МП, специальных налоговых режимов, упрощенной системы бухгалтерской отчетности, обеспечение имуществом на льготных условиях, содействие патентованию изобретений, достижений, а также государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности, созданных МИП, формирование механизма распределения государственного заказа и пр.

Однако масштабы льгот чрезвычайно малы, размеры помощи недостаточны для массового развития наукоемкого предпринимательства и стимулирования его инновационной активности.

В связи с этим актуальным представляется внедрение новых эффективных инструментов государственного регулирования, которые повысят конкуренцию и инновационную активность малых предприятий, будут стимулировать разработку новой продукции и технологий, а также приведут к экономии бюджетных денежных средств. Среди таких инструментов можно выделить расширение форм партнерства между государством и малыми инновационны-

ми предприятиями промышленности, внедрение новых моделей кооперации между государством и МИП, разработку специальных программ прямого финансирования и стимулирования перспективных направлений роста малых технологических фирм, содействие диффузии современных технологий на базе развития научно-технологических сетевых взаимодействий между малыми предприятиями, организациями науки и образования, «точечной» поддержке тех проектов, которые заведомо имеют высокую социальную и экономическую значимость.

Важными являются и расширение системы государственных заказов на научно-техническую продукцию, поддержка кооперации между субъектами малого инновационного и крупного производственного бизнеса, увеличение квоты на участие МИП в конкурсных торгах по размещению государственного заказа.

Сегодня объем закупок госкомпаний составляет примерно 7 трлн руб. в год. По экспертным оценкам доля субъектов малого и среднего предпринимательства в этих закупках составляет не более 10%, что во многом связано с ориентацией системы закупок заказчиков на интересы крупных предприятий, в первую очередь дочерних и аффилированных компаний, низким спросом на инновации, отсутствием у заказчиков простой и прозрачной системы внедрения инновационных решений, предлагаемых субъектами малого и среднего предпринимательства, а также доступа МИП как к выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, так и к промышленному внедрению их результатов.

Кроме того, менеджмент заказчиков не стимулирован на активное привлечение малых предприятий к закупкам и развитие полноценной конкурентной среды, наличие которой позволяет заказчикам осуществлять свои закупки у ответственных и квалифицированных исполнителей по оптимальным ценам.

В целях повышения эффективности взаимодействия государства с МИП с 1 января 2014 г. вступил в действие Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»2 (№ 44 ФЗ) и был принят План мероприятий («дорожная карта») по расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием3, который разрабатывался Министерством экономического развития России в рамках Национальной предпринимательской инициативы на период 2014-2018 гг.

Целями «дорожной карты» являются:

- увеличение доли закупок, в том числе прямых, заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок;

- снятие административных, финансовых и информационных барьеров для МИП при участии в закупках и поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для заказчиков;

- увеличение доли закупок инновационной продукции и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, реализуемых малыми предприятиями.

Реализация «дорожной карты» предусматривает решение следующих задач.

1. Создание механизмов доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам заказчиков через выделение доли МИП, занятых в производственной сфере; установление особенностей закупок у участников закупок, представивших план привлечения субподрядчиков из числа малых предприятий; разработка и утверждение перечня товаров (работ или услуг), поставляемых (выполняемых или оказываемых) субъектами малого и среднего предпринимательства по прямым контрактам с заказчиками; установление критериев, в соответствии с которыми осуществляется закупка товаров (работ и услуг) у субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе начальной (максимальной) цены контракта (лота), которая увеличилась с 15 млн руб. до 20 млн руб.; провозглашение приоритета товаров российского происхождения; введение критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции; увеличение доли закупок в электронной форме (в 2013 г. государство по контрактной системе закупило товаров на 5,9 трлн руб., в том числе на 3,4 трлн на электронных аукционах; уже в 2015 г. на электронные закупки придется более 8 трлн руб.); создание совещательных органов, отвечающих за общественный аудит эффективности проводимых закупок; внедрение системы «одного окна» заказчика для инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства; выполнение обязательств по ежегодному выделению в общей структуре закупок лотов на закупку инновационной продукции взамен традиционной в размере не менее 20% от ежегодного объема закупок традиционного вида.

2. Формирование программ партнерства между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства. Данное направление предусматривает разработку методических рекомендаций по развертыванию пилотных программ партнерства между

заказчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства; ежегодное увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства - участников отраслевых программ партнерства - не менее чем на 15%; внедрение авансирования на исполнение прямых контрактов заказчиков с субъектами малого и среднего предпринимательства в размере не менее 30% суммы договора; обеспечение своевременного и полного информирования субъектов МИП о необходимых заказчикам для разработки и внедрения технических и технологических решениях, материалах, изделиях, конструкциях, оборудовании, процессах, услугах в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах.

3. Повышение прозрачности процедур закупки и снятие информационных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства за счет упрощения участия МИП в закупках заказчиков путем сокращения и приведения к стандартизированным формам необходимой документации; внедрение в практику закупок методики определения жизненного цикла продукции, работ и услуг; формирование реестра инновационных продуктов, технологий и услуг, рекомендуемых к использованию в Российской Федерации; создание открытого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - участников отраслевых программ партнерства; проведение широкомасштабной информационно-рекламной кампании, популяризирующей участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках заказчиков.

4. Снятие финансовых барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства. Данное направление предусматривает создание обязательства заказчиков предоставлять субъектам малого и среднего предпринимательства возможность выбора условий обеспечения заявки между банковской гарантией и денежным обеспечением, а также введение дополнительных условий обеспечения заявки; установление обязательства заказчиков осуществлять возврат обеспечения заявок в срок не более 7 рабочих дней со дня подведения итогов закупок всем участникам; доведение числа договоров, закупки по которым оплачены в установленные сроки до 90%; обеспечение возможности переуступки прав требования по договорам субъектов малого и среднего предпринимательства с заказчиками в пользу финансово-кредитных учреждений.

5. Создание системы мотивации и мониторинга через формирование официальной статистической информации о проведении торгов и других способах закупок заказчиков, в том числе инновационной продукции, научно-исследовательских,

опытно-конструкторских и технологических работ, а также о заключении субподрядных договоров с малыми предприятиями; расширение стимулов для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам заказчиков и развитие аутсорсинга.

Во-первых, принятые нормативные акты существенным образом дополнили действующий комплекс мер по организационной, технической, юридической, финансовой и маркетинговой поддержке, которую государство оказывает малым предприятиям, способствуя развитию сферы высоких технологий, повышению эффективности научных исследований, увеличению числа инновационных фирм и продлению сроков их существования, а также использованию потенциала малого предпринимательства для выполнения НИОКР в зоне своей социальной ответственности.

Во-вторых, новые административные решения изменили характер регулирования деятельности МИП, сделав его более направленным. Утвержденные положения относятся к сфере закупок, в которой осуществляют деятельность определенные участники рынка - естественные монополии, государственные корпорации и компании, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований больше 50%.

В-третьих, законодательные инициативы обосновали новую модель взаимодействия государства с субъектами малого бизнеса, предоставив им отдельные преференции. Так, установлен объем закупок, которые государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять у малых предприятий, не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом закупаться могут любые товары - от сельхозпродукции и услуг по ее уборке и заканчивая научным оборудованием и услугами информационных агентств. Заказчики вправе осуществлять закупки продукции для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также в области использования атомной энергии.

Кроме того, распоряжениями правительства введен в действие совершенно новый инструмент поддержки малого бизнеса. Теперь заказчик имеет право установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю) о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа МИП.

Утвержденные юридические акты также изменили и способы проведения закупок: теперь они могут осуществляться посред-

ством открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только малые предприятия. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках свою принадлежность к таким субъектам.

Партнерство государства и малого бизнеса в реализации контрактной системы стало привлекательным для обеих сторон. Так, заказчик получит возможность снизить риски вследствие ограниченных материальных, финансовых и кадровых ресурсов поставщика, а также сформировать сеть квалифицированных и ответственных партнеров из числа МП. В свою очередь малые инновационные предприятия приобретут устойчивый спрос на свою продукцию, будут обеспечены условиями для активного внедрения инновационных проектов, получат финансовые гарантии и имущественную поддержку. Многие предприниматели смогут выйти на рынок крупных игроков и выполнять серьезные заказы без особых вложений в рекламу и продвижение своей продукции.

Реализация принятых мер позволит к 2018 г. увеличить долю закупок заказчиков у малого и среднего бизнеса в общем ежегодном объеме закупок заказчиков с 10 до 25%, в три раза расширить объем инновационной продукции и результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ субъектов МСП в общем объеме закупок, ограничить возможности недобросовестного менеджмента заказчиков и дочерних или аффилированных структур в создании цепочек посредников, а за счет сокращения административных, финансовых и информационных барьеров увеличить прямой доступ отечественных производителей на рынок государственных контрактов с 2 до 10%.

Законодательные инициативы - это серьезный шаг на пути формирования эффективной системы государственной поддержки малого инновационного предпринимательства, условия роста его конкурентоспособности, повышения инновационной активности бизнеса и, как следствие, повышения валового внутреннего продукта страны и уровня жизни населения.

Примечания

Малое и среднее предпринимательство в России - 2013 г. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www. gks.ru/bgd/regl/b13_47/Main.htm (дата обращения: 15.06.2014).

Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc; base=LAW;n=165972 (дата обращения: 09.08.2014). Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2013 г. № 867-р (ред. от 17.08.2013 г.) «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием"» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150978/?frame=1 (дата обращения: 15.06.2014).

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.