Научная статья на тему 'Активизация участия субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках'

Активизация участия субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
631
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СТИМУЛИРОВАНИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ К УЧАСТИЮ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА / SMALL BUSINESS / STATE ORDERS FOR SMALL BUSINESSES / STATE SUPPORT OF ENTREPRENEURSHIP / ENCOURAGEMENT OF SMALL ENTERPRISES TO PARTICIPATE IN THE PUBLIC PROCUREMENT / STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENT / REGULATION OF THE FOOD MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цахаев Гасан Русланович

Статья посвящена проблемам доступа малых предприятий к госзаказам. Проанализирован опыт США в организации государственного заказа для малых предприятий. Изучены законодательные документы, посвященные вопросам развития и государственной поддержки предпринимательства, созданию оптимальных условий для его развития. Особое внимание уделено вопросам, касающимся стимулирования малых предприятий к участию в государственных закупках. Предложены основные направления активизации участия субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках, которые позволят повысить эффективность регулирования продовольственного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Цахаев Гасан Русланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVIZATION OF PARTICIPATION OF SUBJECTS OF SMALL BUSINESS IN THE GOVERNMENT AND MUNICIPAL PROCUREMENTS

The article is devoted to the problems of access of small enterprises to Collegium. The experience of the United States Government works for small business. Studied legislative documents addressing development issues and State support of entrepreneurship, creation of optimum conditions for its development. Special attention is paid to issues relating to the promotion of small enterprises in public procurement. Proposed guidelines for small business entities participation in State and municipal procurement that will improve the efficiency of the management of the food market.

Текст научной работы на тему «Активизация участия субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках»

Безусловно, поставленную президентом глобальную задачу по обеспечению продовольственной безопасности и экономической независимости России, превращению ее в крупного экспортера продуктов питания за рубеж в определенной мере можно решить, если для этого ему хватит государственной воли, и отечественному агропромышленному комплексу действительно будет оказана весомая финансовая поддержка на уровне высокоразвитых стран, где сельское хозяйство в силу своей особой роли всегда занимает наиболее приоритетное положение среди других отраслей экономики.

_Литература_

1. МарксК., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21. с. 23-178;

2. Энгельс Ф. Мудрые мысли о земледелии. Пермское книжное издательство. 1988. с. 10;

3. РуссоЖ.Ж. Великиемысливеликихлюдей. М.:2008. с. 650;

4. Статистические материалы развития агропромышленного производства России. М. 2013;

5. Сельское хозяйство Дагестана. Министерство сельского хозяйства Дагестана. Махачкала 2012 г.

6. Милосердое В.В. Судьба российского крестьянства. Книга 11. Редакционно-издательский центр.с. 313-350;

7. Пулатов З.Ф. Развитие специализации и кооперации в сельскохозяйственном производстве. М: Изд. МСХА. 2000. с. 269;

8. ЭнгельгардтА.Н. Письма из деревни. М.: Мысль, с. 309

ЦАХАЕВГ. Р.

АКТИВИЗАЦИЯ УЧАСТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПКАХ

Статья посвящена проблемам доступа малых предприятий к госзаказам. Проанализирован опыт США в организации государственного заказа для малых предприятий. Изучены законодательные документы, посвященные вопросам развития и государственной поддержки предпринимательства, созданию оптимальных условий для его развития. Особое внимание уделено вопросам, касающимся стимулирования малых предприятий к участию в государственных закупках. Предложены основные направления активизации участия субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках, которые позволят повысить эффективность регулирования продовольственногорынка.

TSAKHAYEVG. R.

ACTIVIZATION OF PARTICIPATION OF SUBJECTS OF SMALL BUSINESS IN THE GOVERNMENT AND MUNICIPAL PROCUREMENTS

The article is devoted to the problems of access of small enterprises to Collegium. The experience of the United States Government works for small business. Studied legislative documents addressing development issues and State support of entrepreneur ship, creation of optimum conditions for its development. Special attention is paid to issues relating to the promotion of small enterprises in public procurement. Proposed guidelines for small business entities participation in State and municipal procurement that will improve the efficiency of the management of the food market.

Ключевые слова: малые предприятия, государственный заказ для малых предприятий, государственная поддержка предпринимательства, стимулирование малых предприятий к участию в государственных закупках, государственные и муниципальные закупки, регулирование продовольственного рынка.

Keywords: small business, State orders for small businesses, State support of entrepreneurship, encouragement of small enterprises to participate in the public procurement, State and municipal procurement, regulation of the food market.

В современных сложных финансово-экономических условиях решение задач по организации эффективной системы размещения государственного заказа, строгого контроля над расходованием бюджетных средств, соблюдению добросовестной конкуренции и снижению административных барьеров становится особенно актуальным.

Необходимость снижения административных барьеров, особенно для предприятий и организаций малого и среднего бизнеса, можно в полной мере отнести к такой сфере деятельности государства, как госзаказы, которые позволяют ему участвовать в аукционах в любом регионе Российской Федерации.

Использование потенциала современного предпринимательства, базирующегося на новейших достижениях экономической науки, является одним из важнейших направлений, способствующих наполнению потребительского рынка продовольственными товарами. Именно малые и средние предприятия способны чутко реагировать на изменение рыночной конъюнктуры, занимать недоступные крупным предприятиям ниши.

Малый бизнес с каждым годом усиливает свое влияние на формирование общих экономических показателей в АПК. В долгосрочной перспективе вклад малого и среднего бизнеса в развитие России, в диверсификацию и обновление ее экономики будет только увеличиваться.

Очевидно, чтобы сохранить и развить созидательный потенциал малого и среднего бизнеса, нужно создать для него максимально благоприятную и комфортную среду. В последние годы, принимая во внимание важную роль малого и среднего бизнеса в экономике страны, правительство уделяет большое внимание вопросам развития и поддержки предпринимательства, созданию оптимальных условий для его развития.

Так, регионам предоставлено право снизить налог на малый и средний бизнес с 15 до 5 %. Созданы соответствующие фонды поддержки малого и среднего предпринимательства, которые функционируют как через банковскую систему (получают финансовые ресурсы из федеральных источников), так и через региональные структуры ит. д.

В 2009 г. объем поддержки малого предпринимательства из средств федерального бюджета составил почти 63,1 млрд руб., в то время как в 2008 г. он был всего 3,5 млрд [8]. В 2010 г. выделено на эти цели около 65,4 млрд руб. федеральных бюджетных средств.

Таблица 1

Объемы и источники финансирования программы «Развитие малого и

среднего предпринимательства» в 2009-2012 гг. (млрд руб.) [5]

Объемы и источники финансирования 2009 2010 2011 2012 2009-2012

Всего: 161,1 72,1 76,7 64,5 374,4

за счет средств федерального бюджета 63,1 65,4 70,0 56,3 254,8

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (справочно) 7,1 4,1 3,6 4,1 18,9

за счет средств внебюджетных источников (справочно) 90,9 2,6 3,1 4,1 100,7

Реализация программы «Развитие малого и среднего предпринимательства», рассчитанной на 2009-2012 гг., предполагает выделение 374,4 млрд руб., в том числе из федерального бюджета - 254,8 млрд руб., за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 18,9 млрд руб., за счет средств внебюджетных источников - 100,7 млрд руб. (табл. 1).

Одним из действенных и эффективных факторов поддержки малого бизнеса является привлечение его к выполнению государственного заказа. Участие малых предприятий в выполнении государственного заказа позволяет предоставить ему дополнительные ресурсы развития, стимулировать рост, содействовать позитивной реструктуризации в части его внедрения в сферу производства, инновационной деятельности, расширения сектора оказания различных видов услуг и т. д.

Привлечение к выполнению государственного заказа стимулирует также кооперационные и иные связи малого и среднего бизнеса, без чего невозможно полноценное развитие всей предпринимательской и рыночно-конкурентной среды в экономике.

Бизнес реагирует инновационными решениями на запросы рынка, а инвестиции частного сектора в разработки следуют за изменением потребностей заказчиков. Рынок, как правило, не может предвидеть направления инноваций, и тут государственные закупки способны «потянуть» за собой спрос на инновационные решения.

Участие в государственном заказе позволяет предпринимательству расширить границы рынка, снизить барьеры входа на новые рынки, усилить конкурентоспособность за счет государственного финансирования новых технологий, а также получение доступа к информации о состоянии рынка по конкретным видам продукции, работ, услуг. Оно дает больше возможностей для освещения работы предпринимателя в СМИ, доступа к лицензионным правам и др.

Наконец, государственные заказы малому бизнесу - это рабочие места непосредственно на месте реализации данных заказов, это более весомые добавки к региональным и местным бюджетам.

Во многих странах мира для поддержки малого предпринимательства используются государственные и муниципальные заказы. Так, в США и Великобритании 20-25 % от ВВП распределяется малому бизнесу через государственные заказы.

В условиях кризиса, когда привлечение кредитов для малых и средних предприятий сопряжено с большими сложностями, использование государственного заказа как средства поддержки малого предпринимательства приобретает особую актуальность. Государственный заказ становится наиболее гарантированным источником финансирования, одной из приоритетных антикризисных мер поддержки предпринимательского сектора.

Госзаказ позволяет избежать серьезных нарушений при распределении субсидий, выдаваемых российским регионам на поддержку малого и среднего бизнеса. В 2009 г., по данным Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), примерно 5,5 % от общей суммы господдержки малого и среднего бизнеса были использованы с нарушением законодательства. (По оценкам экспертов, официальная статистика потерь занижена в четыре раза.) Самый высокий уровень финансовых нарушений был обнаружен в Ивановской области (97,5 % от суммы проверенных средств), в Красноярском крае (75,5 %), Кабардино-Балкарской Республике (61 %) и Республике Дагестан (59,2 %) [4].

В последнее время наблюдается активизация деятельности государства в направлении поддержки малого и среднего предпринимательства. Так, программа «Развитие малого и среднего предпринимательства» предполагает увеличение доли государственного и муниципального заказов, размещаемых у субъектов малого бизнеса, до 20 % к 2012 г. (табл. 2).

Таблица 2.

Доля государственного (муниципального) заказа, размещаемая у

субъектов малого и среднего предпринимательства _ с 2008-2012 гг. (в %) [5] _

2008 2009 2010 2011 2012

Доля государственного (муниципального) заказа, размещаемая у субъектов малого и среднего предпринимательства 10,00 12,00 15,00 17,00 20,00

Закон № 94-ФЗ обеспечил доступ малому бизнесу к государственному заказу. С 1 марта 2009 г. в Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ в качестве антикризисных мер внесены изменения, направленные на поддержку российских производителей и малого бизнеса. Так, для стимулирования малого предпринимательства государственные и муниципальные заказчики обязаны от 10 до 20 % общего годового объема поставок, товаров, выполнения работ, оказания услуг размещать у субъектов малого предпринимательства [11], кроме случаев размещения заказа для нужд обороны страны и безопасности государства.

С этого же периода постановлением Правительства РФ был увеличен размер лотов для субъектов малого предпринимательства (с 3 млн руб. до 15 млн руб.) и существенно расширен перечень товаров, работ, услуг.

Все эти меры привели к тому, что в 2009 г. многократно увеличилось количество субъектов малого предпринимательства, участвующих в государственных закупках. Благодаря модернизации системы госзаказа сегодня на 5 электронных площадках страны зарегистрировались уже более 50 тыс.

предпринимателей. Это означает в первую очередь развитие здоровой конкурентной среды в области госзаказа и как следствие - значительную экономию бюджетных средств. Также возросли и объемы размещения заказов у субъектов малого предпринимательства (около 800 млрд руб. [9]).

В соответствии с положениями Федерального закона 03.11.2010 г. № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нуждП» размер обеспечения заявки на участие в торгах не может превышать 5 % от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). При проведении торгов среди субъектов малого предпринимательства - 2 % от начальной цены контракта.

Снижение предельного размера обеспечения заявки на участие в торгах будет способствовать более активному участию субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках через упрощение доступа к процедурам размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.

Сбербанк России реализует уникальный для нашей страны проект в области поддержки субъектов малого предпринимательства, участвующих в конкурсах и аукционах по размещению государственного заказа. Юридическим лицам и предпринимателям, имеющим объем годовой выручки до 150 млн руб., стал доступен новый вид кредитного продукта по программе «Госзаказ».

Кредит «Госзаказ» на данный момент реализуется в следующих субъектах федерации: Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Тюменская, Омская области, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пермский край, Республика Коми, Удмуртская Республика, город Санкт-Петербург, Ленинградская, Мурманская, Калининградская, Псковская, Новгородская области, Республика Карелия, Ставропольский край, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия -Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Калмыкия, Чеченская Республика, Ростовская область, Краснодарский край, Республика Адыгея.

«Госзаказ» предусматривает льготные условия кредитования на цели выполнения государственного или муниципального заказа. Особенностью данного вида кредита является то, что кредитные средства предоставляются под залог имущественных прав по контракту на выполнение государственного или муниципального заказа при сумме кредита до 5 млн руб. Дополнительное преимущество нового продукта - возможность рефинансирования (компенсации) ранее понесенных заемщиком затрат, связанных с выполнением ранее заключенного контракта. Сроки кредитования - до 18 месяцев, даты погашения кредита синхронизируются с условиями оплаты, предусмотренными контрактом. Максимальная сумма кредита определяется индивидуально, но не может превышать 10,5 млн руб. или 70 % от суммы финансируемого контракта.

Новые кредитные программы, разрабатываемые Сбербанком России для малого бизнеса, максимально учитывают потребности клиентов и будут интересны как ранее кредитовавшимся клиентам, так и новым заемщикам, пока еще не имеющим кредитной истории [12].

Несмотря на отмеченные благоприятные тенденции, активность участия в размещении госзаказа субъектов малого предпринимательства остается крайне низкой, что обуславливается существованием ряда проблем, основными из которых являются следующие:

1. Нет эффективного контроля за соблюдением законодательно закрепленной квоты по размещению заказа у субъектов малого предпринимательства.

Несмотря на то, что в 2009 г. была введена административная ответственность за нарушение квоты по размещению заказа у субъектов малого предпринимательства (с внесением соответствующих поправок в Кодекс административных нарушений), практики применения мер ответственности по отношению к «недобросовестным заказчикам» пока не сложилось.

Об этом свидетельствует низкая доля стоимости государственных контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства (в 2009 г. она составляла около 2 %) и невысокий уровень участия малых предприятий в аукционах (не больше 11 %) [7].

2. Отсутствует четкая система статистического учета, позволяющая достоверно оценить реальный вес малого бизнеса в государственном заказе.

Существующая система статистического учета (форма отчетности «1-торги») неполно отражает участие субъектов малого предпринимательства в госзаказе [7], что создает возможность заказчикам манипулировать квотой заказов, предназначенных для размещения заказов у субъектов малого предпринимательства.

3. В законодательстве о размещении заказов отсутствует официальный порядок подтверждения информации о статусе субъекта малого предпринимательства.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливает критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого предпринимательства. Однако заказчики в большинстве случаев не имеют возможности проверить участников размещения заказа на предмет отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого предпринимательства [1] из-за того, что отсутствует официальный порядок подтверждения информации о статусе субъекта малого предпринимательства в законодательстве о размещении заказов. Такая ситуация увеличивает вероятность возможных злоупотреблений со стороны недобросовестных поставщиков.

4. Отсутствуют механизмы привлечения субъектов малого предпринимательства в качестве соисполнителей у крупных исполнителей государственных и муниципальных контрактов, что значительно снижает потенциал поддержки малых предприятий.

5. Сложности с доступом к информации о торгах, предназначенных для субъектов малого предпринимательства.

Федеральный закон № 94-ФЗ с точки зрения прозрачности является одним из самых прогрессивных. Любая стадия работы должна освещаться в Интернете, то есть все происходит более или менее открыто. Есть официальные сайты для размещения информации о федеральных, региональных и муниципальных заказах. Но в поисковых системах этих сайтов заказы для малых предприятий отдельно могут в принципе не выделяться. Поэтому малому предпринимателю найти нужную информацию в общем массиве информации довольно сложно.

По экспертным оценкам, среди 83 субъектов федерации лишь 14 % сайтов предоставляют возможность собрать информацию об участии субъектов малого предпринимательства в государственном заказе, 61 % региональных сайтов не дают вообще никакой информации об этом [7].

6. Невысокий уровень осведомленности и низкий уровень доверия предпринимателей к государственному и муниципальному заказу.

Как показывает практика, предприниматели могут ничего не знать о госзаказе, а если знать, то не верить в возможность выигрыша. Участие в торгах может ассоциироваться у малых предприятий с большими сложностями и даже с усилением контроля за деятельностью компании. Многие предприниматели не участвуют в конкурсных процедурах, поскольку не верят, что они проводятся честно [6].

7. Низкое авансирование госзаказа со стороны заказчика.

Согласно пункту 15.2 части 74 статьи 22 Федерального закона № 94-ФЗ размер обеспечения контракта составляет 30 % начальной цены (если аванс составляет 30 %). Необходимо еще внести сумму до 5 % для обеспечения заявки. Для выполнения госзаказа предприниматель несет трудозатраты, различные сопутствующие финансовые затраты. Он тратит свои средства или берет кредит, а средства за выполненный государственный контракт получает только к концу выполненной работы (причем не всегда своевременно). Таким образом, сегодня фактически бизнес кредитует госзаказ.

В международной практике получили распространение самые разнообразные подходы к расширению участия малого бизнеса в выполнении государственных заказов. В частности, государство может привлекать малые предприятия к выполнению государственных заказов путем:

- установления императивного требования для крупных поставщиков привлекать малые предприятия на условиях субконтрактации и субподряда;

- организации специальных торгов для объединений малых предприятий либо объединений крупных и малых предприятий;

- квотирования части государственного заказа для малого бизнеса;

- выделения в сложной составной продукции простых частей и размещения заказов на эти простые части среди субъектов малого предпринимательства.

Особое внимание в зарубежных странах уделяется широкому использованию механизмов субподряда, развитию практики «упрощенного» государственного заказа для малых предприятий. Так, например, в США при заключении контракта с государством на сумму свыше 50 тыс. долларов генеральный подрядчик обязан передавать в порядке промышленной или научно-технической кооперации часть заказа по субподряду: в договорах с генеральными подрядчиками документально фиксируется процент стоимости контракта, выделяемого для малого бизнеса [10].

Программы поддержки малого бизнеса через государственный заказ также предусматривают широкое информационное обеспечение малых предприятий, внедрение информационных технологий участия малого предпринимательства в размещении заказов.

В целях повышения доступа малых предприятий к государственным и муниципальным заказам предлагается осуществить следующие меры:

1. Усилить контроль за соблюдением законодательно закрепленной квоты по размещению заказа у субъектов малого предпринимательства. Проработать вопрос о дальнейшем ужесточении мер ответственности за нарушение квоты по размещению заказов у субъектов малого предпринимательства. В частности, предлагается предусмотреть уголовное наказание за неоднократное нарушение данной квоты, для чего необходимо внести изменения в Уголовный кодекс.

2. Усовершенствовать статистические формы отчетности, используемые для количественной оценки участия предприятия в закупках, а также разработать порядок расчета квотируемого объема заказа.

3. Разработать механизм подтверждения статуса субъекта малого предпринимательства.

4. Распространить сферу действия Федерального закона № 94-ФЗ на заказы государственных компаний и государственных корпораций, обеспечить доступ субъектов малого предпринимательства к получению таких заказов.

5. Проработать вопрос о применении к победителям торгов требований по привлечению субъектов малого предпринимательства в качестве соисполнителей по государственным и муниципальным контрактам.

Необходимо стимулировать крупный бизнес к допуску малого бизнеса к участию в выполнении масштабных государственных заказов. Это возможно через обременение госзаказа по принципу «второй руки», когда 20 % полученного крупной компанией государственного контракта в обязательном порядке идет на субконтракт малому бизнесу по правилам открытого тендера.

6. Расширить информационно-консультационную поддержку предприятий -потенциальных участников закупок. В частности, предлагается:

❖ осуществлять активную пропаганду государственного заказа в федеральных СМИ;

❖ разрабатывать специальные рекомендации малым предприятиям по участию в торгах;

❖ формировать реестры «лучших практик» участия малых предприятий в государственных и муниципальных закупках.

7. Организовать систему мониторинга размещения заказов у субъектов малого предпринимательства с участием представителей бизнес-ассоциаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей. Перспективным направлением в связи с этим может стать разработка и формирование общероссийских и региональных рейтингов, оценивающих деятельность заказчиков при размещении государственного и муниципального заказа у субъектов малого предпринимательства.

8. Предоставлять исполнителям госзаказов долгосрочные кредиты по более льготным процентным ставкам.

Предложенные меры будут способствовать более активному участию субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках, наполнению потребительского рынка продовольственными товарами, усилению влияния на формирование общих экономических показателей в АПК.

Литература

1. Воробьева О. М. Размещение заказа у субъектов малого предпринимательства: существующие проблемы и пути их решения. URL: http://bujet.ru/article/54282.php (дата обращения: 10.06.2013).

2. Дохолян С. В., Эмиргамзаев Д. Г. Стратегические направления устойчивого высокоэффективного аграрного производства // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 3. С. 119-132.

3. Дохолян С. В., Петросянц В. 3. Системный подход к формированию концепции развития агропродоволъственного комплекса региона // Проблемы развития АПК региона. 2012. № 3. С. 121-129.

4. Калмацкий М. Миллиард для малого бизнеса потратили неправильно. 19 ноября 2010 г. URL: http: //www. newizv. ru/news/2010-11-19/136655/ (дата обращения: 18.09.2012).

5. Карта проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства». 14 января 2010. URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://www. economy.gov. ru/minec/activitv/sections/smallBusiness/doc300000011 (дата обращения: 20.09.2012).

6. КуликовА. Малышам здесь не место //Российская бизнес-газета. 2009. № 705 (21), 9 июня. URL: http: //www. rg. ru/2009/06/09/malyj-biznes. html (дата обращения:

19.09.2012).

7. Малому бизнесу нужно больше преференций при участии в госзакупках. URL: http://allmedia. ru/newsitem. asp?id=859457 (дата обращения: 21.09.2012).

8. Путин В. В. Заседание Президиума Правительства Российской Федерации 30 декабря 2009. URL: http://premier. gov. ru/events/new s/882 7/ (дата обращения:

16.02.2013).

9. Пятый форум-выставка «Госзаказ-2009». 30.03.09. URL: http://www. cnews.ru/news/line/index.shtml?2009/03/30/342445 (дата обращения: 19.09.2012).

10. Смотрицкая И. И. Экономика государственных закупок. М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2009. С. 36.

11. ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. 2005. № 163, 28 июля.

12. Электронная площадка Сбербанка России. URL: http://www.opora-credit.ru/sber/ (дата обращения: 24. 02.2013).

МУРТУЗАЛИЕВА М. К.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ

КРЕДИТОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СЕЛЬСКОМ

ХОЗЯЙСТВЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

В статье рассматривается комплекс мер финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства в сельском хозяйстве в России и Республике Дагестан. Предлагается формирование и развитие сельских кредитных потребительских кооперативов. Предложен ряд направлений совершенствования экономических отношений малых предприятий с источниками финансовых ресурсов. Обосновывается необходимость дополнения системы государственной поддержки предпринимательства в России многоуровневой и многокомпонентной системой кредитования сельскохозяйственных малых предприятий.

МЖТШАЫЕУА М. К.

PRIORITY DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF SYSTEM OF CREDITING OF SMALL BUSINESS IN THE AGRICULTURE OF THE

REPUBLIC OF DAGESTAN

The article considers the complex of measures of the financial and credit support of small business in the agriculture of Russia and the Republic of Dagestan. It is proposed the formation and development of rural consumer credit cooperatives. A number of directions of the improvement of economic relations of small enterprises with sources of financial resources. The necessity to Supplement the system of state

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.