Научная статья на тему 'СУБЪЕКТЫ И УЧАСТНИКИ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ'

СУБЪЕКТЫ И УЧАСТНИКИ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / LAW-MAKING POLICY / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / СУБЪЕКТЫ / SUBJECTS / УЧАСТНИКИ / PARTICIPANTS / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / РЕАЛИЗАЦИЯ / IMPLEMENTATION / LAW MAKING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калайчев В.Р.

Статья посвящена рассмотрению роли властных субъектов, формирующих правотворческую политику в современной России, а также исследованию системы лиц и организаций, так или иначе участвующих в ее реализации и проведении в жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTS AND MEMBERS OF LAW-MAKING POLICY: PROBLEMS IN THE THEORY

Article considers the role of government entities that form the law-making policy in modern Russia, as well as the study of individuals and organizations, one way or another involved in its realization and implementation.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТЫ И УЧАСТНИКИ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ»

-û X

со

116

принимаемых государственных законодательных решений1. В связи с этим важнейшим фактором современного этапа развития правотворческой политики является резкое усиление потребности мирового сообщества в объективной, достоверной и своевременной информации об общественных процессах.

Значение глобальных информационных процессов трудно переоценить. Они способствуют выработке эффективных стратегических решений, ибо охватываемые глобализацией проблемы имеют по своей природе долгосрочный перспективный характер. Глобальные информационные процессы оказывают существенное воздействие на правовые, государственные и политические системы большинства стран мира, включая Россию, в особенности на их правовую политику2. При этом речь должна идти именно о такой разновидности правовой политики, как политика правотворческая, поскольку в основе сближения государств как в правовой, так и в экономической сфере лежит законодательство.

1 См.: Правотворчество и формирование системы законодательства РФ в условиях глобализации. Актуальные проблемы (выступление Т.Я. Хабриевой) : материалы круглого стола // Государство и право. 2007. № 4. С. 113.

2 См.: Правовая политика в России в условиях глобализации / С.В. Поленина и др. // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 1. С. 31.

< В.Р. Калайчев,

§ аспирант Северо-Кавказского

федерального университета, преподаватель с Северо-Кавказского филиала Московского

s гуманитарно-экономического института

< kalaychev@mail.ru

^ Субъекты и участники правотворческой политики:

с вопросы теории

к

§ Аннотация: статья посвящена рассмотрению роли властных субъектов, формирующих право-

творческую политику в современной России, а также исследованию системы лиц и организаций, с так или иначе участвующих в ее реализации и проведении в жизнь.

Ключевые слова: правотворческая политика, правотворчество, субъекты, участники, концепция, формирование, реализация.

Summary: article considers the role of government entities that form the law-making policy in modern ^ Russia, as well as the study of individuals and organizations, one way or another involved in its realization and implementation.

Keywords: law-making policy, law making, the subjects, participants, concept, formation, implementation.

О

N

CO

к ак отмечает А.П. Мазуренко, главным, если не единственным субъектом отечественной правотворческой политики вплоть до конца XX в. являлось государство в лице его органов и высших должностных лиц. И даже в годы правления коммунистической партии правотворческая политика сохраняла государственно-властный характер, поскольку компартия

о

у

была единственной политической партией в стране, практически сросшейся с государственным аппаратом1.

В первые годы после распада Советского Союза государство почти утратило лидирующие позиции во многих сферах общественной жизни. Попытки тогдашнего российского руководства переложить бремя управления огромной страной на регионы, а экономические проблемы отдать на откуп рыночной стихии привели к ослаблению влияния государства и на правотворческую политику. Она фактически была сведена к политике «указного права» первого российского Президента2, позволявшего себе вмешиваться в сферу регулирования наиболее важных общественных отношений, подлежащих регламентации только на законодательном уровне.

Такая правотворческая политика привела к значительным перекосам как в сфере государственного управления в целом, так и в сфере правотворчества. ЪЪ Однако с начала с 2000-х гг. в стране был взят курс на строительство сильного -государства с жесткой вертикалью власти. Эта политика привела, в частности, ы к наведению определенного порядка и в законодательстве, к исправлению У перекосов в правовых отношениях центра и регионов, постепенному выстраи- о ванию новых взаимоотношений между государством и обществом3. |

В этих условиях все яснее стала проявляться мысль о том, что государ- 1 ство не должно быть единственным генератором и проводником политики а в жизнь4. Названную позицию российского Президента разделяют многие 15 известные ученые. Так, по мнению авторов проекта Концепции правовой 15 политики в Российской Федерации, механизм ее формирования и реализации £ складывается из практической деятельности субъектов гражданского обще- 0 ства и органов государственной власти в области правового регулирования П социальных отношений. В его основе лежат принципы активного участия | социальных структур в процессах разработки и практического осуществления К правовой политики, общественного контроля за деятельностью государствен- : ных органов и должностных лиц в юридической сфере5. °

Как и другие исследователи6, считаем данную позицию не бесспорной. о Конечно, в условиях строительства демократического правового государства -необходимо ставить вопрос о формировании механизма правового ограниче- 5 ния чиновничьего произвола, об общественном контроле за деятельностью || государственных органов. Однако при этом безусловным должно быть понимание того, что именно государство призвано выступать основным субъектом

формирования политики во всех сферах общественной жизни, в том числе -

в сфере правотворчества.

В то же время следует признать, что необходимым условием развития всех разновидностей правовой политики в современной России является ^

См.: Мазурег 2011. С. 105.

Ш

Ш

а

1 См.: Мазуренко А.П. Правотворческая политика и правотворчество. Саарбрюкен (Германия), §

s< х

2 См. об этом: Лучин В.О. «Указное право» в России. М., 1996. п

3 См.: Мазуренко А.П. Указ. соч. С. 106.

4 См.: Стратегическое планирование Президента // Парламентская газета. 2009. 25 сент.

5 См.: Проект Концепции правовой политики в Российской Федерации до 2020 г. / под ред. A.B. Малько. М., 2008. С. 3.

6 См.: Мазуренко А.П. Указ. соч. С. 106.

привлечение к ее формированию и реализации большого круга субъектов,

занимающихся выработкой теоретических концепций, определением приоритетов развития государства и общества, способов их осуществления и т. д. К.В. Шундиков, например, предлагает разграничивать субъектов, формирующих, осуществляющих правовую политику, и тех субъектов правовой

жизни, которые потенциально способны оказывать определенное воздействие на формирование и практическую реализацию подобной политики, каким-либо образом участвовать в названных процессах1. Предложенная классификация позволяет, на наш взгляд, более четко определить статус каждого из таких субъектов.

По мнению П.А. Давыдова, субъектов формирования правовой политики отличает наличие властных полномочий, способность определять стратегические цели развития государства и общества, осуществление их деятельности происходит на профессиональной основе2. Данная точка зрения не нова. Она перекликается с позицией В.Н. Карташова о том, что субъектом юридической деятельности является специально управомоченный государством на осуществление той или иной ее разновидности орган или должностное лицо. В свою очередь, участниками такой деятельности являются отдельные лица

S или организации, которые, в силу ряда причин и обстоятельств, помогают ^ субъектам в выполнении ими соответствующих юридических действий3. к Несмотря на то, что деятельность по формированию правовой (равно как и ^ правотворческой) политики нельзя назвать юридической в полном смысле § этого слова, пожалуй, с данной точкой зрения можно согласиться. □l Н.И. Матузов полагает, что основным субъектом правовой политики s является государство в лице его общефедеральных и региональных органов < власти4. В связи с этим определенный интерес вызывает позиция Ю.Ю. s Ветютнева, который настаивает на том, что государство как субъект, на g которого кажется наиболее естественным и очевидным возложить основ° ные задачи по выработке и реализации правовой политики, на поверку не к оправдывает ожиданий. Государство в действительности не является единым m субъектом правовой жизни, равно как «народ» или «общество», оно пред-m ставляет собой такую же условность, за которой стоит определенное число [Зь властных группировок, чьи действия, особенно в современной российской ситуации, порой заметно разобщены5.

Hg Может быть, поэтому в том же проекте Концепции правовой политики - нет указания на государство как на собирательный субъект. Вместо него фигурируют отдельные государственные органы и высшие должностные лица.

1 См.: Шундиков К.В. Концепция правовой политики // Правовая политика России: теория и практика / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2006. С. 157.

2 См.: Давыдов П.А. Субъекты формирования российской правовой политики и их отграничение от субъектов осуществления правовой политики // Новая правовая мысль. 2008. № 2. С. 12.

3 Подробнее см.: Карташов В.Н. Юридическая деятельность в социалистическом обществе. Ярославль, 1987. С. 18, 28.

4 См.: Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики // Правоведение. 1997. № 4. С. 8.

5 См.: Ветютнев Ю.Ю. Множественность субъектов как главная трудность правовой политики // Правовая политика: от концепции к реальности / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2004. С. 25.

0J то

сч

со

рования и развития правового регулирования4. ^ - а

1 См.: Малько А.В. Субъекты правовой политики в современной России // Правовая полити- § ка: от концепции к реальности / под ред. Н.И. Матузова, A.B. Малько. М., 2004. С. 17—23; X Ветютнев Ю.Ю. Указ. соч. С. 24—26. п

2 См.: Шувалов И.И. Правотворчество в механизме управления обществом: необходимость комплексного исследования. М., 2005. С. 66—67.

3 См.: Мазуренко А.П. Указ. соч. С. 108.

4 См.: Шундиков К.В. Указ. соч. С. 155.

О у

По поводу же участников этого процесса, не облеченных государственно-властными полномочиями (рядовые граждане, органы местного самоуправления, общественные объединения, средства массовой информации, негосударственные юридические организации, учреждения, предприятия различных форм собственности и др.), мнения диаметрально противоположны. Кроме того, высказывается мысль о том, что в настоящее время в России вообще нет субъекта, способного обеспечить проведение идеальной правовой политики, и, следовательно, его необходимо специально создать1.

Похожие предложения, но уже в отношении правотворческой политики содержатся в работе И.И. Шувалова «Правотворчество в механизме управления обществом: необходимость комплексного исследования». По его мнению, хорошо бы иметь два института при Федеральном Собрании — институт правовой политики и институт правовой социологии. Такие учреждения ЪЪ могли бы анализировать цели, формировать правовые положения и пред- -ставлять политическим инстанциям альтернативы для их выбора, оставляя ы за собой право решения проблемы в пользу одной или другой из названных У целей2. Создание подобных учреждений как координирующих субъектов в о сфере выработки и реализации правотворческой политики представляется | вполне оправданным, поскольку в отсутствие единого координирующего 1 центра говорить о реальной правотворческой политике едва ли возможно. а В нашей стране, как известно, существуют научные учреждения такого 15 рода. Это и Институт законодательства и сравнительного правоведения при 15 Правительстве РФ, и Институт государства и права Российской академии £ наук. Однако вопросы выработки и реализации соответствующей политики 0 в сфере правотворчества не являются для них основными. Кроме того, соз- П дание, например, Института правотворческой политики при Федеральном | Собрании РФ, предлагаемое А.П. Мазуренко3, дало бы хорошую возмож- К ность для преодоления тех негативных тенденций в развитии отечественного : правотворчества, о которых постоянно говорится в научных кругах, средствах ° массовой информации и на уровне высших органов государственной власти. о Анализируя классификацию участников современной российской право- -творческой политики, попытаемся сконструировать модель ее субъектного 5 состава. По мнению К.В. Шундикова, для этого необходимо ответить на | вопрос, кто из субъектов социально-политической практики реально осуществляет либо объективно и потенциально способен осуществлять целена- ^ ^д

правленную, целесообразную, системную, последовательную, регулятивно- -

организационную деятельность в сфере правового регулирования социальных отношений, определяющую основные тенденции и параметры функциони-

ш ш

-Q X

со

<

m О m

На наш взгляд, система субъектов и участников правотворческой политики включает в себя большой круг лиц. В ее формировании принимают активное участие такие субъекты, обладающие властными полномочиями в политической сфере, как Президент РФ, Федеральное Собрание РФ и законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. К числу участников, которые потенциально способны оказывать определенное воздействие на формирование и практическую реализацию подобной политики, каким-либо образом влиять на ее осуществление, относятся граждане РФ, муниципальные органы власти и управления, различные институты гражданского общества (политические партии, общественные объединения, профсоюзы, средства массовой информации, организации, учреждения, предприятия различных форм собственности и другие государственные и общественные структуры), представители научного сообщества, эксперты, лоббисты1. Причем перечень этих участников можно считать открытым, поскольку в новых российских условиях влиять на формирование и реализацию правотворческой политики могут и иные субъекты политико-правовой жизни.

1 См.: Мазуренко А.П. Указ. соч. С. 129.

А.А. Лушников,

кандидат юридических наук,

зав. кафедрой международно-правовых

дисциплин и таможенного дела

с Северо-Кавказского филиала Московского

^ гуманитарно-экономического института

2 skfmgei@mw.stv.ru

I- -

о Антитеррористическая правовая политика

в Северо-Кавказском регионе

Аннотация: статья посвящена анализу вопросов значимости антитеррористической правовой политики в Северо-Кавказском федеральном округе. Отражены характеристики современного терроризма на Северном Кавказе.

Ключевые слова: терроризм, террористические организации и сообщества, сепаратизм, право-120 вой нигилизм, этнический терроризм, антитеррористическая правовая политика.

Summary: the article analyzes the significance of anti-terrorism matters of legal policy in the North OJ Caucasus federal district. Reflect the characteristics of modern terrorism in the North Caucasus. О Keywords: terrorism, terrorist organizations and communities, separatism, legal nihilism, ethnic

CM terrorism, counter-terrorism legal policy. CO

Терроризм — это сознательное использование нелегитимного насилия со стороны какой-либо группы, стремящейся достичь определенных целей, заведомо недостижимых легитимным способом.

Участники террористических организаций и групп могут принадлежать как к левой, так и к правой части политического спектра общества, они

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.