б) уровень целостных правовых режимов, направленных на реализацию специальных задач в процессе правового регулирования и состоящих из блока правовых средств, обеспечивающих льготный или ограничительный порядок в регулировании;
в) уровень операционального юридического инструментария, используемого в оперативной деятельности юридических органов, должностных лиц, граждан, к которым относятся жалоба, иск, штраф и т.д.9 Данный блок носит вспомогательный характер и формируется на основе анализа деятельности субъектов режима и учета основных операциональных средств, которые в данном правовом режиме задействованы.
Исходя из деления правовых средств по субстанциональным уровням, в рамках правового режима можно выделить те же три группы структурных элементов, которые объединяются не в единой плоскости. Каждая группа представляет собой исчерпывающий набор правовых средств, составляющих правовой режим, и выбор определенной группы зависит от того, под каким углом рассматривается правовой режим: если за основу берется функциональная сторона существования правового режима, система разрешения им соответствующих задач, то его структура складывается из элементов механизма правового регулирования; если рассматривается сущностный аспект, то основу правового режима будут составлять элементы, характеризующие его по степени благоприятности для субъекта.
Таким образом, с нашей точки зрения, к основным компонентам правовых режимов следует отнести правовые средства различного состава и уровня (простые и комплексные), методы взаимосвязи конкретных видов субъектов с объектами, систему гарантий реализации правового режима, правовые принципы, цели и способы правового регулирования.
1 См.: Розанов И.С. Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации, их назначение и структура // Государство и право. 1996. № 9. С. 85.
2 См.: Теория юридического процесса / под общ. ред. В.М. Горшенева. Харьков, 1985. С. 152-156.
3 См.: Алексеев С.С. Теория права. М., 1995. С. 243.
4 См.: Киримова Е.А. О системообразующих критериях права Российской Федерации // Известия вузов. Правоведение. 2002. № 5. С. 161.
5Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация //Советское государство и право. 1987. № 6. С. 14-15.
6 См.: Малько А.В. Правовые средства: вопросы теории и практики //Журнал российского права. 1998. № 8. С. 68.
7Алексеев С.С. Теория права. С. 243.
8 См.: Малько А.В. Указ. соч. С. 69.
9 См.: Там же.
Е.М. Терехов
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ
В статье исследуются основные способы воплощения деятельности субъектов правовой политики. Анализируются имеющиеся точки зрения на данную проблему, раскрывается сущность рассматриваемых форм.
Ключевые слова: правовая политика, правотворческая политика, правоприменительная политика, правоинтерпретационная политика, правообучающая политика, доктри-нальная политика.
© Терехов Евгений Михайлович, 2012
Преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин (Балаковский филиал Саратовской государственной юридической академии); e-mail: izwestniy2010@yandex.ru
E.M. Terekhov
THE FORMS OF REALIZATION OF THE MODERN RUSSIAN LEGAL POLICY
The article investigates the main ways to implement the activities of the subjects of legal policy. Analyzed the existing point of view, the essence of a form.
Key words: legal policy, law-making policy, enforcement policy, law-interpreting policy, law-educational policy, doctrinal policy.
Отношения в обществе всегда носят непростой характер и зачастую нуждаются в самой детальной правовой проработке. Чем четче функционирует механизм правового регулирования, тем эффективнее обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; повышается уровень правовой культуры; происходит укрепление законности и правопорядка. Без правовой политики сегодня нельзя ставить вопрос о качественном развитии правовой системы общества завтра, поскольку в ее рамках функционирует указанный механизм и протекает деятельность соответствующих субъектов. В свою очередь, все вышеперечисленные элементы получают полноценное развитие в формах ее реализации. Формы реализации правовой политики представляют собой основные способы воплощения деятельности ее субъектов, посредством которой обеспечивается достижение поставленных целей.
А.В. Малько говорит о правотворческой, правоприменительной, интерпретационной, доктринальной, правообучающей и других формах1. Ю.Е. Пермяков выделяет правотворчество, правоприменительную деятельность, правовое воспитание, правовую пропаганду2. А.П. Коробова относит к таковым правотворчество, правоприменение, правовое воспитание3. На наш взгляд, наиболее рациональной является точка зрения А.В. Малько.
Правотворческая политика есть осмысленная деятельность, основанная на определенной системе целей, идей, отражающих узловые моменты будущей организации социальных отношений4. Она воплощается в принятии, изменении, отмене нормативных правовых актов и договоров, направлена на усовершенствование правотворчества.
А.П. Мазуренко особо акцентирует внимание на том, что «целевой аспект логического содержания правотворческой политики проявляется в таких ее сущностных характеристиках, как целенаправленность и целесообразность»5. Целенаправленность подразумевает постановку ее субъектами определенных ориентиров, к которым стремится правотворческая политика.
Исследователи выделяют такие цели, как поддержание динамизма права и властное упорядочение юридически значимых сторон жизнедеятельности обще-ства6; отражение объективных тенденций развития общества в правовых нормах7; создание условий для преодоления пробелов в законодательстве8 и др. Целесообразность предполагает разумность ее осуществления. В этой связи А.П. Мазуренко говорит о том, что «правотворческая политика призвана создавать условия для эффективной правотворческой деятельности»9.
Среди средств правотворческой политики можно выделить нормативные правовые акты; правотворческий процесс; юридическую технику; юридические факты и др. Правотворческая политика имеет свои принципы, среди которых в качестве основных можно выделить следующие: принцип высшей юридической силы
и прямого действия Конституции РФ10, принцип верховенства закона, принцип соблюдения и обеспечения прав человека и гражданина11, согласованность с международными стандартами нормативно-правового регулирования при учете национальных интересов12 и др.
Правоприменительная политика по отношению к правотворческой выступает вторичным элементом, поскольку уже имеется необходимый правовой материал, нуждающийся в дальнейшей реализации. Она воплощается в правоприменительных актах и документах индивидуального характера, направлена на оптимизацию правоприменения. Ее существование обусловлено необходимостью эффективной реализации воли законодателя с учетом специфики общественных отношений, интересами государства в упорядоченном развитии процесса реализации правовых норм.
Цели правоприменительной политики заключаются в следующем: создание условий для качественного использования правовых норм; обеспечение адекватной реализации интересов государства всеми субъектами, осуществляющими правоприменительную деятельность13; повышение эффективности правового регулирования; решение проблемных вопросов правоприменения; соблюдение и защита прав и свобод граждан и др.
Среди средств выделяют правоприменительную практику14; правоприменительную деятельность15; акты правоприменения16 и др.
К принципам правоприменительной политики относят следующие: укрепление законности17; поддержание правопорядка18; повышение эффективности регулятивного и охранительного действия права; приоритет правового регулирования общественных отношений и др. с
Правотворческая и правоприменительная политика соотносятся друг с другом к в вопросах единства, взаимодействия, различия, несоответствия. Так, в целях со- р
а
вершенствования механизма взаимодействия правотворческой и правопримени- °
о
тельной политики необходимо уточнить статус и функции Министерства юсти- | ции РФ, которое призвано быть основным генератором и координатором право- У
вой политики, а не находиться на третьем плане, как происходит сейчас19. с
т
Доктринальная политика воплощается в проектах правовых актов, а также в н научном предвидении развития юридических ситуаций. По мнению О.Л. Солдат- §.
5
киной, «доктринальная политика — это деятельность ученых-юристов, направ- и ленная на определение концептуальных основ правовой политики и, как след- е
с
ствие, повышение ее перспективности, а также на осуществление экспертиз про- ° ектов нормативных правовых актов»20. Мы солидарны с данным мнением и счи- | таем, что ученые-юристы обладают высокой квалификацией, что обеспечивает | проекту правового акта актуальность и качество. •
га
Цели указанной формы сводятся к следующему: повышение качества законо- 88 дательства; предвидение развития юридических ситуаций; устранение пробелов " в праве и др. К средствам относятся: проекты правовых актов; законодательная 2 техника21; информационные ресурсы; правовое прогнозирование22; экспертиза проектов правовых актов и др. Среди принципов доктринальной политики выделяют комплексность, научность, учет международного опыта и др.23
Суть правообучающей политики заключается в подготовке юристов нового поколения, способных к принятию верных решений в различных политико-правовых ситуациях. На наш взгляд, абсолютно верной представляется позиция 27
А.В. Малько и С.Ф. Афанасьева, согласно которой «сугубо механический подход к процедуре передачи знаний губителен для современного дифференцированного юридического образования, в рамках которого появились и такие новые формы, как бакалавриат и магистратура. Необходимо четко осознавать, что конкурентоспособность отечественного юридического образования зависит как от восприятия лучших зарубежных наработок, которые носят утилитарную направленность, так и сохранения, а равно приумножения собственного опыта»24.
Целями отмечаемой формы являются: повышение качества юридического образования; формирование профессиональных навыков; использование положительного зарубежного опыта и др.
К средствам относятся: информационные ресурсы25; деятельность юридических вузов (факультетов); конференции различных уровней и семинарские занятия26; международный обмен и др.
Как замечает О.Л. Солдаткина, «по используемой информации доктриналь-ная политика близка к правообучающей, так как обучение базируется на научных знаниях»27. Это наводит на мысль о том, что между доктринальной и право-обучающей формами имеется связь, наличие которой свидетельствует об их теснейшем взаимодействии в процессе реализации правовой политики.
Осуществляется правообучающая политика на основе таких принципов, как научность, профессионализм, справедливость, преемственность, демократизм, учет международного опыта, социальная направленность28 и др.
Правоинтерпретационная политика призвана оптимизировать толкование. Существование такой формы обусловливается наличием определенных проблем в этой сфере. На сегодняшний день многие отрасли российского права развиваются достаточно активно. В связи с этим возникает необходимость правильного применения их правовых норм, регулирующих спектр самых разнообразных общественных отношений, однако могут возникать проблемы различного уровня, заключающиеся в отсутствии ясности их смысла. В таких случаях на помощь приходит толкование, которое призвано установить ясность смысла правовой нормы. В свою очередь правоинтерпретационная политика направлена непосредственно на оптимизацию толкования, что является ее главной целью.
Подводя итог, хочется обратить внимание на то, что в настоящее время требуется систематический перспективный всесторонний анализ форм реализации правовой политики, поскольку от уровня их исследования напрямую зависит не только ее будущее, но и будущее правовой сферы жизни общества.
1 См. : Малько А. В. Современная российская правовая политика и правовая жизнь // Правовая политика и правовая жизнь. 2000. № 1. С. 8.
2 См.: Пермяков Ю.Е. Введение в основы уголовной политики: учебное пособие. Самара, 1993. С. 9.
3 См.: Коробова А.П. Правовая политика: понятие, формы реализации, приоритеты в современной России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2000. С. 14.
4 См.: Шундиков К.В. Цели, средства и результаты правовой политики // Российская правовая политика: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2003. С. 113.
5 Мазуренко А.П. Цели, средства и результаты правотворческой политики // Философия права. 2007. № 1. С. 32.
6 См.: Попов О.В. Понятие и виды правотворчества // Вестник Волжского университета. 1999. № 7. С. 45.
7 См.: Ковачев Д.А. Механизм правотворчества социалистического государства. Вопросы теории. М., 1977. С. 16.
8 См.: Лазарев В.В. Пробелы в праве и пути их устранения. М., 1977. С. 75.
9 МазуренкоА.П. К вопросу о методах правотворческой политики // Юристъ-Правоведъ. 2007. № 5. С. 22.
10 См.: Поленина С.В. Правотворческая политика // Российская правовая политика: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2003. С. 186.
11 См.: МазуренкоА.П. Правотворческая политика как фактор модернизации правотворчества в современной России: дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2011. С. 88.
В.И. Кузьменко
• Российская правовая система и правовые семьи современности
12 См.: Проект Концепции правовой политики в Российской Федерации до 2020 года / под ред. А.В. Маль-ко. М., 2008. С. 21.
13 См.: РудковскийВ.А. Правоприменительная политика: сущность и содержание. Волгоград, 1999. С. 117.
14 См.: Берг Л.Н. Мониторинг правоприменительной практики // Бизнес, менеджмент и право. 2009. № 1 (18). С. 78.
15 См.: Байтин М.И., Марченко Ю.В. Основные признаки правоприменительной деятельности как правовой формы осуществления функций государства // Вестник Саратовской государственной академии права. 2008. № 5. С. 8.
16 См.: Палеха Р.Р. Правоприменительный акт — завершающий этап правоприменительной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2006. № 2. С. 114.
17 См.: Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1912. С. 714.
18 См.: Рудковский В.А. Правоприменительная политика: сущность и содержание: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 1997. С. 25.
19 См.: Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики // Правоведение. 1997. № 4. С. 9.
20 Солдаткина О.Л. Информационные ресурсы российской правовой политики: общетеоретический аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2010. С. 12.
21 См.: Марковичева Е.В. Современное российское ювенальное законодательство и перспективы его развития // Среднерусский вестник общественных наук. 2006. № 1. С. 56.
22 См.: Захаров А.В. Эколого-правовая политика Российского государства на современном этапе и перспективы ее развития // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2006. № 2. С. 97.
23 См.: Кашепов В.П. Реализация конституционных положений об основах судебной власти // Журнал российского права. 2010. № 10. С. 26.
24 Малько А.В., Афанасьев С.Ф. Интеграция юридического образования и науки как основное направление российской образовательной политики // Право и образование. 2006. № 3. С. 65.
25 См.: Солдаткина О.Л. Ресурсы информации правообучающей политики: направления оптимизации // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 4. С. 105.
26 См.: Михаэлян Е.Е. Семинары активными методами и формами // Теория и практика общественного развития. 2011. № 1. С. 159.
27 Солдаткина О.Л. Указ. соч. С. 25.
28 См.: Исаков Н.В. Правовая политика в России: теоретические аспекты. Саратов, 2003. С. 130.
В.И. Кузьменко
РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА И ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ СОВРЕМЕННОСТИ
В настоящей статье рассматривается вопрос об определении места российской правовой системы в общей классификации правовых семей современности. Анализируются различные точки зрения на данную проблему.
Ключевые слова: российская правовая система, правовая идентификация, романо-германская правовая семья, эволюционное взаимовлияние.
V.I. Kuzmenko
THE RUSSIAN LEGAL SYSTEM
AND LEGAL FAMILIES OF THE PRESENT
In this article addresses the issue of determining the location of the Russian legal system in the general classification of the legal families of today. The various points of view on the issue.
Key words: the Russian legal system, legal identification, the romano-German legal family, evolutionary interference.
Вопрос о российской правовой системе как целостном и самостоятельном явлении, о ее принадлежности к какой-либо правовой семье остается открытым. Необходимость его изучения имеет как теоретическое, так и практическое значение. В настоящее время сложилось несколько концепций идентификации правовой системы России.
© Кузьменко Валентина Игоревна, 2012
Ассистент кафедры теории и истории государства и права (филиал Казанского (Приволжского) федерального университета в г. Набережные Челны); e-mail: Kuzmenko_valya@mail.ru 29