Научная статья на тему '2. 2. Институционализация правовой политики в сфере местного самоуправления'

2. 2. Институционализация правовой политики в сфере местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
153
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / СТРУКТУРА ПОЛИТИКИ / LEGAL POLICY / LEGAL POLICE IN THE LOCAL SELF-GOVERNMENT SPHERE / INSTITUTIONALISATION / THE STRUCTURE OF POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Геворков Артем Михайлович

В статье рассматривается сущностная характеристика правовой политики в сфере местного самоуправления, дается авторское понимание правовой политики в сфере местного самоуправления как института со сложной структурной организацией. Автор выделяет четыре взаимосвязанных компонента правовой политики в сфере местного самоуправления доктринальный, нормативный, организационно-правовой и деятельностный, и раскрывает их содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONALISATION OF LEGAL POLICY IN THE LOCAL SELF-GOVERNMENT SPHERE

The article highlights the matter characteristic of legal policy in the local self-government sphere, the au-thor's interpretation of legal policy in the local self-government sphere as an institute with complex structural organization is also given here. The author distinguishes four interdependent components of legal policy in the local self-government sphere doctrinal, normative, organiza-tionally-legal and active, and defines their content.

Текст научной работы на тему «2. 2. Институционализация правовой политики в сфере местного самоуправления»

2.2. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Геворков Артем Михайлович, аспирант, Ставропольский государственный университет

Аннотация. В статье рассматривается сущностная характеристика правовой политики в сфере местного самоуправления, дается авторское понимание правовой политики в сфере местного самоуправления как института со сложной структурной организацией. Автор выделяет четыре взаимосвязанных компонента правовой политики в сфере местного самоуправления - доктринальный, нормативный, организационно-правовой и деятельностный, и раскрывает их содержание.

Ключевые слова: правовая политика, правовая политика в сфере местного самоуправления, институционализация, структура политики

INSTITUTIONALISATION OF LEGAL POLICY IN THE LOCAL SELF-GOVERNMENT SPHERE

Gevorkov Armen Mikhailovich, postgraduate, the Stavropol State University

Annotation: The article highlights the matter characteristic of legal policy in the local self-government sphere, the author’s interpretation of legal policy in the local selfgovernment sphere as an institute with complex structural organization is also given here. The author distinguishes four interdependent components of legal policy in the local self-government sphere - doctrinal, normative, organiza-tionally-legal and active, and defines their content. Keywords: legal policy, legal police in the local selfgovernment sphere, institutionalisation, the structure of policy

Правовая политика в сфере местного самоуправления представляет собой научно обоснованную, целенаправленную, планомерную и системную деятельность государственных и негосударственных структур в целях обеспечения права граждан и населения муниципальных образований, в целом, на самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов непосредственной жизнедеятельности, создания институциональных гарантий и формирования механизмов осуществления местного самоуправления на всей территории Российской Федерации.

Под институционализацией правовой политики в сфере местного самоуправления следует понимать процесс формирования ее институциональной структуры, становления в качестве целостного института.

Институционализация правовой политики в сфере местного самоуправления возможна через совокупность таких элементов, как сущность, цели, принципы и приоритетные направления муниципально-правовой политики1, однако нам представляется целесообраз-

1 См.: Багаутдинова Ю. Б. Муниципально-правовая политика как особая разновидность правовой политики: Общетеоретический аспект : Дис. ... канд. юр. наук. Саратов, 2009; Корсакова С.В. Муниципально-правовая политика современной России: теоретико-методологические основы. Ростов-на-Дону, 2010; Корсакова С.В., Малько А.В. Муниципально-правовая политика: сущ-

ным структурировать правовую политику в этой сфере в четыре блока: доктринальный, нормативный, организационно-управленческий и деятельностно-практический. Такое структурирование не является застывшим, стационарным явлением, а находится в постоянном, диалектическом движении и перемещении в зависимости от различных факторов2.

Доктринальный блок правовой политики в сфере местного самоуправления представляет собой совокупность концептуально осмысленных идей (целей, задач, принципов и пр.), воплощающих стратегические ориентиры для субъектов муниципальной жизни в правовой сфере. Доктринальность относится к одному из основных признаков правовой политики в сфере местного самоуправления, ибо доктрина призвана обеспечить соответствие правовой политики потребностям поступательного развития местного самоуправления, учет аналитических и статистических данных, прогнозирование возможных социально-экономических и политических последствий её реализации.

Доктринальные начала правовой политики в сфере местного самоуправления, которая в настоящее время только складывается, выступают главными векторами развития правотворчества и правоприменения в обозначенной области. Особенностью современной ситуации является то, что многие законы и подзаконные акты, регулирующие местное самоуправление, принимаются в «режиме немедленного реагирования» в отсутствие единой его концепции.

Современная правовая политика в сфере местного самоуправления, помимо прочего, - это наука претворения правовых идей в жизнь. Специфика и главная отличительная ее особенность - научный подход к решению возникающих правовых проблем. Поэтому, следует согласиться с учеными, утверждающими, что лежащие в основе правовой политики правовые идеи стратегического характера должны иметь серьезное научное обоснование3.

Приоритетом современной правовой политики в сфере местного самоуправления должна стать выработка четкой согласованной доктрины местного самоуправления, соответствующей современной действительности. Значительна роль в этом юридической науки, которая способна придать правовой политике в исследуемой сфере такие качества как последовательность, системность, непротиворечивость.

В последние годы многие ученые и практики активно выступают за принятие в качестве документов стратегического планирования правотворческой и правореализационной политики в различных сферах общественной жизни официальных доктрин, представляющих собой систему официально принятых в государстве взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления государственной правовой политики в той или иной области на долгосрочный период. Как справедливо отмечает А.В. Малько, «научные наработки будут выглядеть гораздо убедительнее и заметнее влиять на власть, на соответствующие правотворческие и правоприменительные структуры, если ученые

ность, принципы, приоритеты//Правоведение. 2009. № 1. С. 92105.

2 См.: Вопленко Н.Н., Рудковский В.А. Проблемы институционализации правовой политики/ Правовая политика и правовая жизнь в России в начале XXI века: материалы Международного круглого стола. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, РИА-КМВ, 20о9.

3 См.: Трофимов В.В. Система научных оснований правовой политики: проблема формирования//Доктрина права. 2009. № 1 -2. С. 81.

Геворков А.М. ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

будут давать их на уровне концепций, в которых научные взгляды представлены в более основательном и

4

комплексном виде» .

В настоящее время на суд широкой общественности представлен Проект концепции правовой политики в Российской Федерации, в котором системно изложены взгляды на модельную программу правового развития российского общества до 2020 года . Работа по доработке проекта концепции продолжается и в настоящее время, что, по мнению его авторов, вполне закономерно, поскольку правовая политика как феномен практики - не застывшее состояние, а живой и достаточно гибкий процесс целенаправленной трансформации постоянно меняющихся социальных связей.

Проект Концепции правовой политики в РФ служит импульсом и фундаментом для разработки специального раздела в рамках этого документа «Правовая политика Российской Федерации в сфере местного самоуправления», отражающего современное состояние правоотношений, складывающихся в сфере организации местного самоуправления, и пути повышения эффективности их правового регулирования, определяющего цели, приоритеты, принципы, механизм формирования и реализации этой политики.

Нормативно-правовой компонент правовой политики в сфере местного самоуправления - это сложная система с собственными элементами, важнейшими из которых являются:

- совокупность норм и методов, регулирующих организацию и порядок осуществления права населения на самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения;

- совокупность норм и методов правового воздействия органов государственной власти и местного самоуправления на муниципально-правовые отношения.

Нормативный компонент правовой политики в сфере местного самоуправления выражен соответствующими положениями законодательства и иных источников права, гарантирующими различные стороны функции местного самоуправления, в том числе: Конституции Российской Федерации, Федерального закона от

06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»6, Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»7, иных федеральных законах, Уставах и законах субъектов Российской Федерации, Уставах и муниципальных правовых актах.

Благодаря нормативной институционализации правовая политика в сфере местного самоуправления приобретает черты нормативности, официальности, формальной определенности, государственной обязательности.

Организационно-управленческие блок институциональной структуры правовой политики в сфере местного самоуправления» представлен гражданами, проживающими на территории муниципального образования, их объединениями, а также системой органов государственной власти и местного самоуправления,

4 Малько А.В. Доктринальная форма реализации российской правовой политики //Доктрина права. 2009. № 1-2. С. 14.

5 См.: Проект концепции правовой политики Российской Федерации до 2020 года/Под ред. А.В. Малько. М., 2008.

6 См.: //Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822. (Далее- Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления 2003 года).

7 См.: //Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

осуществляющих выработку и реализацию стратегии развития правовой системы в соответствии с демократическими ценностями в целях обеспечения права граждан и населения муниципальных образований, в целом, на самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов непосредственной жизнедеятельности, создания институциональных гарантий и формирования механизмов осуществления местного самоуправления на всей территории Российской Федерации.

При раскрытии сущности и содержания организационно-управленческого компонента правовой политики в сфере местного самоуправления необходимо учесть, что она не только осуществляется с учетом интересов населения муниципального образования, но и при активном непосредственном участии местного сообщества, что нашло закрепление в Федеральном законе об общих принципах организации местного самоуправления 2003 года.

Необходимо принять во внимание наметившиеся изменения в правовой политике в сфере местного самоуправления, направленные, с одной стороны, на создание организационно-правовых условий для реализации права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения, а с другой - на поощрение гражданской активности самих граждан. В настоящее время необходимо говорить о качественно новом векторе развития российской правовой политики в сфере местного самоуправления - политики активных местных сообществ, направленной на появление нового субъекта - населения соответствующей территории, реализующего свой статус через совокупность разнообразных институтов, в том числе и институтов гражданского общества (общественных организаций, территориального общественного самоуправления, национально-культурных обществ, молодежных и иных палат и др.).

Безусловно, основными субъектами правовой политики в сфере местного самоуправления выступают органы государственной власти и местного самоуправления, которые решают основополагающие задачи, определенные Конституцией Российской Федерации и другими важнейшими нормативными актами, направленные на гарантирование реализации прав граждан на самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения с помощью продуманных форм и способов правового воздействия на общественные отношения, а также обеспечение эффективного функционирования механизма муниципально-правового регулирования. С точки зрения обеспечения научности правовой политики в последние годы чрезвычайно важную роль в формировании и осуществлении правовой политики в сфере местного самоуправления играют различные научноисследовательские, образовательные и просветительские организации (научные институты, ВУЗы, консультативные советы, экспертные сообщества, СМИ и пр.).

Деятельностный компонент правовой политики в сфере местного самоуправления представлен основными тенденциями правотворческой, правоприменительной, правоинтерпретационной, правоохранительной, доктринальной, правообучающей и иных ее форм.

Как целостное институциональное образование правовая политика в сфере местного самоуправления проявляет себя в известном единстве всех перечисленных элементов. Они взаимосвязаны друг с другом, предполагают и логически вытекают один из другого.

Список литературы:

1. Багаутдинова Ю. Б. Муниципально-правовая политика как особая разновидность правовой политики: Общетеоретический аспект : Дис. ... канд. юр. наук. Саратов, 2009.

2. Вопленко Н.Н., Рудковский В.А. Проблемы институционализации правовой политики/ Правовая политика и правовая жизнь в России в начале XXI века: материалы Международного круглого стола. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, РИА-КМВ, 2009.

3. Корсакова С.В. Муниципально-правовая политика современной России: теоретико-методологические основы. Ростов-на-Дону, 2010.

4. Корсакова С.В., Малько А.В. Муниципально-правовая политика: сущность, принципы, приоритеты//Правоведение. 2009. № 1. С. 92-105.

5. Малько А.В. Доктринальная форма реализации российской правовой политики //Доктрина права. 2009. № 1-2. С. 14.

6. Проект концепции правовой политики Российской Федерации до 2020 года/Под ред. А.В. Малько. М., 2008.

7. Трофимов В.В. Система научных оснований правовой политики: проблема формирования//Доктрина права. 2009. № 1-2. С. 81.

РЕЦЕНЗИЯ

Одним из ключевых условий утверждения народовластия в современной России является формирование действенной системы местного самоуправления, способствующей решению, как публичных, так и гражданских дел.

Закрепив местное самоуправление как одну из основ конституционного строя, Российская Федерация взяла на себя обязательства по созданию необходимых организационно-правовых условий его становления и развития.

Принятие Федерального закона № 131-ФЗ от

06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и проводимая в соответствии с ним реформа местного самоуправления актуализируют вопрос о стратегии правотворчества и правоприменения в области муниципально-правовых отношений, должной служить основой сложных процессов, характерных для современного этапа развития местного самоуправления.

Теоретические разработки в области правовой политики на протяжении всей истории юридической науки становились объектом исследования, однако данная конкретная ее сфера не была еще предметом отдельного теоретико-правового исследования. Научная новизна рецензируемой статьи заключается также в системном подходе к рассмотрению правовой политики в сфере местного самоуправления и ее институциональных элементов.

В рецензируемой статье автор формулирует авторское понимание правовой политики в сфере местного самоуправления как научно обоснованной, целенаправленной, планомерной и системную деятельности государственных и негосударственных структур в целях обеспечения права граждан и населения муниципальных образований, в целом, на самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов непосредственной жизнедеятельности, создания институциональных гарантий и формирования механизмов осуществления местного самоуправления на всей территории Российской Федерации.

Основной тезис автора о том, что правовая политика в сфере местного самоуправления выступает сложноструктурированным институциональным образованием, обоснован и позволяет автору выработать на концептуальном уровне логически выверенную позицию о

компонентах этой разновидности правовой политики как целостной структуры и раскрыть их содержание.

Научная статья Геворкова А.М. «Институционализация правовой политики в сфере местного самоуправления» по своему содержанию соответствует специальности 12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве; и является самостоятельным, логически выдержанным исследованием. Содержащиеся в ней выводы и предложения должным образом аргументированы и имеют важное научное и практическое значение. Рецензируемая научная работа соответствует предъявляемым требованиям и рекомендуется для публикации.

Доктор юридических наук,

профессор В.В. Ванин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.