Еремин А. Р.,
Любушкин В. А., Кузенков К. Г.
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
6. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.01)
6.1. ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Еремин Алексей Роальдович, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права
Место работы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»
Любушкин Василий Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права
Место работы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»
Кузенков Кирилл Геннадьевич, студент магистратуры юридического факультета
Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»
Аннотация: в статье анализируются понятие и природа правовой политики, ее значение на формирование государственной политики. Проведенное исследование позволило определить место и роль правовой политики в правовой сфере России.
Модель: в данной статье используются диалектический, исторический, формально-юридический, логический, сравнительно-правовой и другие методы познания.
Выводы: правовая политика по своей природе является деятельностью государственной власти в области правового регулирования, специфика которой заключается в разработке и реализации правовых идей стратегического плана, определяющих направления развития российского общества в целом.
Оригинальность/ценность: Статья может представлять интерес для государственных и муниципальных структур, участвующих в формировании и реализации правовой политики в Российском государстве. Также она может быть полезна всем, кто занимается исследованием механизма реализации правовой политики государства в различных сферах общественной жизни.
Ключевые слова: государство, правовая политика, правовая жизнь, формы правовой политики, принципы правовой политики, средства правовой политики, цели правовой политики.
LEGAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION: VALUE AND MAIN PROBLEMS
Eremin Alexey R., doctor of law, professor, head of the chair of theory and history of the state and law Place of employment: National Research Mordovia State University
Lyubushkin Vasily A., PhD in law, associate professor, associate professor of the department of theory and history of state and law
Place of employment: National Research Mordovia State University
Kuzenkov Kirill G., student of a magistracy of the faculty of law Study place: National Research Mordovia State University
Abstract: in article, the concept and the nature of legal policy, its value on formation of state policy are analyzed. The conducted research has allowed to define the place and a role of legal policy in the legal sphere of Russia.
Model: in this article uses dialectical, historical, formal-legal, logical, comparative-legal and other methods of cognition.
Conclusions: legal policy by its nature is the activity of the state power in the field of legal regulation, the specifics of which is to develop and implement legal ideas of the strategic plan that determine the direction of development of the Russian society as a whole.
The originality/ the value: Article can be of interest to the government and municipal institutions participating in formation and realization of legal policy in the Russian state. Also it can be useful to all who research the mechanism of realization of legal policy of the state in various spheres of public life.
Keywords: state, legal policy, legal life, forms of legal policy, principles of legal policy, means of legal policy, objectives of legal policy.
Политика - это особая форма социальной деятельности, которая возникла с появлением государства и системы власти, призвана обеспечивать в данном, конкретном обществе порядок, путем четкого разграничения отношений господства и подчинения.
На современном этапе развития общества политика стала играть первостепенную роль.
Политика любого государства, как всем известно, делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя политика в свою очередь разделяется по сферам государственной деятельности, например, в сфере здравоохранения, таможенной, валютной, уголовной, гражданской, жилищной сфере и так далее. При этом общественные отношении в каждой сфере государственной деятельности полностью или частично урегулированы правовыми нормами. А это значит, что на первый план выходит, не просто обособленное регулирование каждого блока данных отношений, а стратегия государства в форме правовой политики в данной области.
В последнее десятилетие данный термин «правовая политика» встречается довольна часто, как в нормативно-правовых актах различного уровня, так и в функциях государственных органов и учреждений, в работах ученых и признанных юристов, средствах массовой информации. Таким образом, чтобы разобраться с особенностями правовой политики в конкретной сфере государственной деятельности, следует уяснить данное понятие на общетеоретическом уровне.
При определении сущности и содержания правовой политики в первую очередь следует изучить категорию «политика», исследовать данный феномен. Данный термин в буквальном переводе с греческого языка означает государственные и общественные дела [4, с. 596].
Аристотель связывал политику с искусством управления, с государственным устройством, под которым понимал распорядок в области организации государственных должностей, и в первую очередь верховной власти.
Н. М. Коркунов давал следующее определение политики - это учение о государстве, то есть знания об общественных явлениях [2, с. 231].
Несмотря на многочисленность подходов в исследовании термина «политика», большинство авторов склонны считать, что политика тесно связана с такими категориями, как государство и государственная власть. Именно власть и отношения, складывающиеся в процессе осуществления властных функций, характеризуют направления деятельности различных социальных институтов, которые в свою очередь являются главными факторами при формировании политической системы общества в государстве.
На сегодняшний день, на первый план в общественное сознание все больше входит именно правовая политика, так как при современном развитии государства и общества без нее невозможно грамотно и гарантированно реализовать другие виды политики.
В свою очередь правовая политика выступает фор-
мой выражения государственной политики, посредством юридической легитимации, которая закрепляет политический курс страны. Осознанная, консолидированная правовая политика государства выражается, прежде всего, в различных международных договорах, законах, иных нормативно-правовых актах Российской Федерации, федеральных программах и концепциях развития, и других официальных государственных документах, направленных, прежде всего, на охрану и защиту социального строя конкретного государства, совершенствование общественных отношении в соответствующей отрасли права.
Правовая политики Российской Федерации должна быть основана на существующем законодательстве, и в первую очередь на Конституции РФ и других законах, соответствовать интересам и запросам личности, общества и государства в целом.
В статье 1 Конституции Российской Федерации говорится, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» [1, с. 3]. Именно правовое государство, то есть такое государство, которое способно обеспечивать правовые отношения в обществе, правовое равенство и защиту прав граждан.
Обеспечение правовых отношений в обществе, правовое равенство и защита прав граждан осуществляется с помощью принятия федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства, других нормативно-правовых актов. Из этого можно сделать вывод, что Конституция Российской Федерации является гарантом реализации правовой политики в стране.
Отечественная наука наработала достаточный теоретический материал в вопросах сущности, социального назначения, целей, места и роли правовой политики в Российской Федерации. При этом можно отметить тенденцию о том, что проблематика правовой политики наиболее полно проработана и изучена в отдельных узких отраслях, например, в сфере здравоохранения, и в значительной степени меньше исследована на общетеоретическом уровне.
Любая политика государства, в том числе и правовая, имеет свои направления реализации, которые принято называть «формы реализации правовой политики».
В соответствии с Проектом концепции правовой политики в Российской Федерации до 2020 года [3, с. 39] формами реализации правовой политики являются:
- правотворческая;
- правоприменительная;
- правоинтерпретационная;
- доктринальная;
- обучающая.
- активное участие социальных структур в разработки и практическом осуществления правовой политики, а также общественный контроль за деятельностью государственный органов и должностных лиц в данной области;
- разграничение предмета ведения между федеральными органами, органами государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также разграничение функций между государственными органами различ-
Еремин А. Р.,
Любушкин В. А., Кузенков К. Г.
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ных ветвей власти [3, с. 32].
Немаловажно при изучении правовой политики, уделить внимание целям и приоритетам в данном направлении. При анализе Проекта концепции правовой политики в Российской Федерации до 2020 года можно заметить, что многие цели и задачи, которые определены перед правовой политикой, предусмотрены Конституцией, то есть должны уже реализовывать-ся 25 лет. Это значит, что намеченные планы во-многом уже достигнуты и сегодня требуется назвать новые цели и задачи, определяющие модернизацию действующей правовой политики в России.
В последние годы в российской юридической науке все больше начали уделять внимание такой теме как правовая политика. Всем известно, что Россия все больше совершенствует свою характеристику как правового государства, государства, где закон должен верховенствовать над всеми. Поэтому, на сегодняшний день, правовая политика является одной из самых актуальных тем в научных кругах. Так как без ее развития невозможно построить правовое государство. Но нельзя сказать, что о правовой политике начали говорить только сегодня.
Профессор Н. И. Матузов справедливо отмечает: «Русские дореволюционные юристы (Б. А. Кистяков-ский, С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий и др.) рассматривали правовую политику как сугубо прикладную науку, призванную оценивать действующее законодательство и способствовать выработке более совершенного права» [5, с. 63].
Таким образом, можно сказать, что в ранние времена правовая политика рассматривалась в более простом варианте, когда на деле данная категория является более сложной и многоуровневой. И эта именно та тема, которая должна быть не только изучена в теории, но и также обязательно применяться на практике. Она должна реализовываться путем определенных целей, задач, ставящихся перед властью и должностными лицами. Особая роль правовой политики в том, что она развивается и осуществляется государственными органами. Именно государственные служащие должны претворять правовую политику в жизнь.
Профессор А.Р. Еремин отмечает, что «...параллельное функционирование государственной и муниципальной власти оценивается не по формальным (логическим и юридическим) признакам, а в свете реального сосуществования соответствующих публичных структур» [8, с. 21]. Таким образом, и муниципальная власть может считаться субъектом формирования и реализации правовой политики в Российском государстве.
Одна из проблем реализации правовой политики в Российской Федерации может быть определена как определения в ней человеческого фактора. За последние несколько лет по этой проблеме был наработан хороший теоретический материал, большая часть которого была перенесена в нормативно-правовые акты. Законодательство России старается во многом защищать права и свободы граждан, уменьшить давление государства на определенные сферы жизни общества. Однако, здесь не все еще решено должным образом. Можно привести слова Президента Российской Федерации после пожара в клубном заведении «Хромая лошадь», и которую вспомнили недавно в связи с пожаром в торговом центре Кемерово, который произошел из-за множественных нарушений пожарной
безопасности: «Мы находимся в каком-то замкнутом круге. Предоставляешь больше прав контролирующим органам - растет коррупция», - подчеркивает президент. Он также говорит о снижении нагрузки на бизнес - расхлябанность, разгильдяйство, что сказывается на здоровье и жизни людей». И действительно, когда государство решает дать послабление гражданам, наделить их большими правами и свободами, надеясь на их правопорядочность, многие сразу же находят лазейки в данном законодательстве, пытаются обратить его себе на пользу, совершенно не думая о тех последствиях, которые могут произойти, когда что-то пойдет не так, так как для них мимолетная выгода гораздо важнее, чем жизни других людей.
После «опьянения» всездозволенностью и безграничной свободой 90-х годов (что нашло отражение в «увлечении» правами человека) в российском обществе «маятник качнулся» в другую сторону: большинству граждан захотелось иметь хоть какие-то границы, рамки, твердую почву под ногами. Это проявилось в стремлении массового правового сознания к порядку и дисциплине, укреплению государственности и выстраиванию вертикали власти. Все это достигается, прежде всего с помощью таких юридических средств, как запреты. Иными словами, если в условиях так называемых либеральных реформ «модными» среди способов правового регулирования были дозволения (права и свободы человека), то в современный период укрепления и модернизации российского государства востребованными становятся запреты [7, с. 9-10].
Эмпирическое исследование показало, что наибольшее влияние на эффективность исполнительной власти оказывают уровень развития институциональной системы государства в целом и квалификация работников государственных организаций [6, с. 17].
Но мало просто ввести определенные правила поведения, принять законы, устанавливающие основы и создать систему ответственности за неисполнение обязанностей, необходимо заниматься обучением высококвалифицированных специалистов государственного и муниципального уровней публичной власти, всех тех, кто так или иначе участвует в формировании и реализации правовой политики.
Также следует отметить и такую проблему в реализации правовой политики, которая заключается в том, что все выше указанные меры влияющие на качество правовой политики государства, не будут иметь достаточный эффект, так как очень важно, чтобы все кто участвуют в формировании и реализации правовой политики, осознавали ее важность, хотели жить в правовом государстве и осуществляли все необходимые для ее реализации меры, то есть, кроме установления правовой политики в теории и в нормах права, необходимо наличие правового сознания у граждан. Иначе, правовая политика так и останется существовать только лишь на бумаге.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 80,63%.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (1993). - Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права / Н. М. Коркунов. - 2-е изд., стер. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 422 с.
3. Проект концепции правовой политики в Российской Федерации до 2020 г. / Под ред. А.В. Малько. - М.: Дело, 2008. - 40 с.
4. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 1993. - 1632 с.
5. Рыбаков О. Ю. Российская правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности. Монография / О. Ю. Рыбаков. - М.: Юрид. центр Пресс, 2004. - 352 с.
6. Юрескул Б. А. Эффективность исполнительной власти в системе «государство-общество»: автореф. дисс... канд. полит. наук / Б. А. Юрескул. - М., 2016. - 29 с.
7. Малько А. В. Запреты в современной России: от теории к правовой политике и практике / А. В. Малько // Правовая политика и правовая жизнь. - 2017. - № 1. - С. 8-17.
8. Еремин А.Р. Реализация права человека и гражданина на местное самоуправление в Российской Федерации: конституционные вопросы / А.Р. Еремин. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. - 280 с.
РЕЦЕНЗИЯ
на научную статью доктора юридических наук, профессора, заведующего кафедрой теории и истории государства и права ФГБОУВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» Еремина Алексея Роальдовича, кандидата юридических наук, доцента, доцента кафедры теории и истории государства и права ФГБОУВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» Любушкина Василия Анатольевича, студента магистратуры юридического факультета ФГБОУВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им.
Н.П. Огарёва» Кузенкова Кирилла Геннадьевича на тему: «Правовая политика Российской Федерации: значение и основные проблемы» Статья доктора юридических наук, профессора, заведующего кафедрой теории и истории государства и права ФГБО-УВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» Еремина Алексея Роальдовича, кандидата юридических наук доцента, доцента кафедры теории и истории государства и права ФГБО-УВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» Любушкина Василия Анатольевича, студента магистратуры юридического
факультета ФГБОУВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» Кузенкова Кирилла Геннадьевича на тему: «Правовая политика Российской Федерации: значение и основные проблемы» актуальна и соответствует научной юридической специальности: 12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве.
В научной статье анализируются понятие и природа правовой политики, ее значение на формирование государственной политики.
Выводы, замечания и предложения авторов научной статьи вносят новые подходы в научные представления ученых на проблемы определения места и роли правовой политики в правовой сфере России.
Материалы статьи, несомненно, найдут свое применение в учебном процессе, для изучения соответствующих тем по курсам: «Проблемы теории государства и права», по спецкурсам «Проблемы правовой политики государства», по иным дисциплинам учебного процесса, которые затрагивают механизм реализации правовой политики государства в различных сферах общественной жизни. Материалы статьи будут использованы при реализации магистерских программ, а также подготовке кандидатов юридических наук по специальности 12.00.01.
В работе четко обозначена цель - проанализировать значение и ряд существующих проблем в правовой политике Российской Федерации, которая в полной мере достигнута.
При написании статьи авторами использовалась совокупность диалектического, исторического, формально-юридического, логического, сравнительно-правового и других методов познания.
Стиль изложения дайной статьи - хороший, не требует правки, сокращения.
Общее заключение. Статья актуальна, обладает научной и практической новизной, рекомендуется для печати.
Рецензент
доктор юридических наук, доцент,
декан юридического факультета,
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский
Мордовский государственный университет
им. Н.П. Огарёва»
Сушкова Ю. Н.