2.4. РЕАЛИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ КАК ФУНКЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Любушкин Василий Анатольевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет. Подразделение: кафедра теории и истории государства и права. E-mail: [email protected]
Останков Дмитрий Борисович, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет. Подразделение: кафедра теории и истории государства и права. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассмотрены проблемы в реализации одной из основных функций местного самоуправления - реализации жилищно-коммунальных услуг, определено содержание, сущность, необходимость жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению.
Ключевые слова: местное самоуправление, функции местного самоуправления, законодательство, жилищно-коммунальные услуги, общественные блага.
REALIZATION OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES AS FUNCTION OF LOCAL GOVERNMENT
Lyubushkin Vasily Anatolyevich, PhD at law, associate professor. Position: associate professor. Place of employment: National Research Mordovia State University. Department: theory and history of state and law chair. E-mail: [email protected]
Ostankov Dmitry Borisovich, PhD at law. Position: associate professor. Place of employment: National Research Mordovia State University. Department: theory and history of state and law chair. E-mail:[email protected]
Annotation: In article problems in implementation of one of basic functions of local government - implementation of housing and communal services are considered, the content, an entity, need of the housing and communal services provided to the population is determined. Keywords: local government, functions of local government, legislation, housing and communal services, public benefits.
Самоуправление позволяет населению самостоятельно решать свои собственные дела. В тоже время самоуправление представляет собой вид управленческой деятельности, совокупности управленческих мероприятий посредством которых достигается решения целей и задач. Как справедливо указывал профессор А.Р. Еремин « ... сам самоуправленческий потенциал таит в себе неиспользуемые до конца ресурсы, которые могут проявиться в полной мере при условии создания надлежащей правовой базы» [3, с. 3].
Одним из наиболее важных направлений деятельности местного самоуправления является обеспечение потребностей населения необходимыми жилищно-коммунальными услугами.
Самоуправление может более эффективно решать задачи повышения качества и уровня жизни каждого жителя соответствующей территории, по сравнению с тем если бы этим занимались государственные органы. А.Р. Еремин отмечает, что «качество нормативно-правовой базы, значительная пробельность законода-
тельства, степень его полноты и соответствия особенностям регулируемого объекта в значительной степени обусловливают низкую эффективность управления жилищно-коммунальным хозяйством, уровень реализации конституционного права граждан на местное самоуправление» [4]. Практика показывает отсутствие последовательных и скоординированных мер по реализации новых моделей экономических взаимоотношений, что характерно и для Республики Мордовия -субъекта Российской Федерации, пытающегося строить собственную модель управления жилищно-коммунальным сектором.
Итак, определимся какие проблемы в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг существуют.
Жилищно-коммунальные услуги представляют собой специфическую разновидность экономического блага, обладающая свойствами: удовлетворение потребностей индивидов; обмена; материальная ценность и ограниченность, сочетающая в себе вещественные и невещественные блага.
Чтобы более подробно определить содержание жилищно-коммунальных услуг как экономического блага, необходимо рассмотреть некоторые их виды.
В зависимости от своего предназначения блага подразделяются на производственные (промежуточные, косвенные), использующиеся для производства других благ и удовлетворения потребностей опосредованно, и потребительские (конечные услуги и продукты), которые служат удовлетворению потребностей людей непосредственно. Жилищно-коммунальные услуги есть потребительское благо, т.к. оно удовлетворяет потребности людей и является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества.
«Экономические блага, - отмечает Е.В. Захарова, -могут быть разового и длительного пользования. Подобное различие имеет значение с точки зрения экономической стабильности, т.к. производство продуктов разового пользования связано с равномерным спросом, а ... длительного пользования менее стабильно, потребность в них довольно изменчива» [6, с. 28].
От характера потребления блага делятся на общественные и частные.
Общественные блага можно охарактеризовать такими признаками, как неисключаемость (практически невозможно ограничить доступ потребителей к такому виду благ) и несоперничество (не влекущее снижение полезности, доставляемое потребителям блага независимо от увеличения их числа).
Жилищно-коммунальные услуги - это вид общественного блага, которое оплачивает каждый потребитель. Их можно отнести к смешанным общественным благам, что обусловлено следующими моментами:
Во-первых, коммунальная деятельность имеет общественно-полезное значение, т.к. формируется как общественная потребность в условиях муниципальных образований (водо-, электро-, тепло-, газоснабжение и т.д.);
Во-вторых, коллективным или обезличенным потреблением жилищно-коммунальных услуг. При этом, они могут быть как коллективным, так и чистым общественным благом.
Чистыми общественными благами являются услуги муниципального назначения (наружное освещение, уборка улиц и т.д.), потребление которых является не-персонифицированным. Коллективными - жилищные услуги, связанные с содержанием и обслуживанием многоквартирного жилого дома, представленного определенным коллективом граждан.
РЕАЛИЗАЦИЯ ЖКУ КАК ФУНКЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Любушкин В.А. Останков Д.Б.
В-третьих, общедоступность - в момент возникновения потребности возможность в полном объеме и неограниченном временем удовлетворения потребления услуги. Все удобства современных форм жилого фонда - это результат развития в методах увеличения доступности коммунальных услуг индивиду. В силу незаменимости потребления коммунальных услуг требуется равнодоступность их всем людям, нуждающимся в потребности удовлетворения благ независимо от платежеспособности человека.
Если разграничивать коммунальные и жилищные услуги, то коммунальные услуги (тепло-, водо-, газо-, электроснабжение) безусловно можно отнести к общественным благам, поскольку поставщик не вправе отказаться от их предоставления потребителям независимо от неплатежеспособности последних.
Работа коммунальных организаций имеет общественный характер, т.к. потребление услуг осуществляется коллективно и имеют признаки общественного блага. Коммунальные услуги относятся к смешанным общественным благам, потому что не в полной мере обладают чертами неисключаемости и несоперничества. В то же время ограничить доступ потребителей в сфере предоставления большей части коммунальных услуг обеспечить невозможно. Убытки реализации исключительного права доступа к таким благам как, канализация, тепло-, газо-, водоснабжение и вывоз ТБО в многоквартирных домах оказываются гораздо выше, чем издержки в случае неоплаты отдельными потребителями данных видов услуг. Таким образом, коммунальные услуги можно отнести к условно-исключаемым и смешанным общественным благам.
А.В. Ермишина указывает, что «... Существует определенный перечень жилищных услуг, определенной стоимости, одинаковой для каждого потребителя, эти услуги доступны абсолютно всему населению, но способны удовлетворить конкретного потребителя в определенный момент времени. Это может быть либо один, либо несколько видов услуг одновременно, что с одной стороны характеризует отдельные виды жилищных услуг как частное благо, т.к. удовлетворяют потребность отдельного индивида, не затрагивая остальное население, с другой стороны - как общественное благо, т.к. эти же виды жилищных услуг доступны всему населению», т.е. жилищные услуги можно характеризовать как смешанное общественное благо. [5, с. 89]. Касаемо конкуренции в сфере предоставления услуг указанный автор отмечает, что «большая часть жилищных услуг является относительно конкурентной, т.е. до определенных пределов объем потребления блага одним экономическим субъектом не влияет на условия доступности к данному благу других экономических субъектов. Однако при значительных увеличениях объемов потребления возникает перегрузка мощностей, обеспечивающих производство данных благ, и благо оказывается конкурентным. Поэтому данные услуги можно назвать условно-неконкурентными» [5, с. 89].
Социальная значимость жилищно-коммунальных услуг как общественного блага характеризуется значительным положительным внешним результатом, который создает комфортное проживание и осуществление жизнеобеспечения населения, хозяйствующих субъектов, а также направлены на поддержание достаточного уровня качества жизни человека. Однако, при невозможности воспользоваться этими экономическими благами в связи с их дороговизной может по-
влечь к излишнему дефициту жилищных и коммунальных услуг, что может спровоцировать социальные потрясения в обществе.
Использование жилищно-коммунальных услуг осуществляется продолжительно и постоянно. Они являются базой, которая обеспечивает удовлетворение многочисленных потребностей жизнедеятельности людей.
Отличительная особенность жилищно-коммунальных услуг исходит из того, что от большинства других благ, использование которых носит периодический характер, удовлетворение услуг жилищно-коммунальной сферы, которые предоставляются людям для обеспечения достойного проживания характеризуется постоянством.
Социальный заказ служит основой производству жилищных и коммунальных услуг, который проявляется в различных формах (индивидуальная, коллективная или общественная).
Одним из важных факторов выхода жилищно-коммунального хозяйства РФ из продолжительного кризиса является повышение эффективности, доступности, качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Поэтому актуальным является анализ выше указанных причин как главных факторов повышения качества обслуживания населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Доступность жилищно-коммунальных услуг для населения актуальная проблема для субъектов Федерации с низким уровнем доходов и социально-экономического развития. В этой связи сокращается доступность услуг для людей с низким уровнем доходов населения, что приводит к росту социального недовольства, исключает потребление ряда жилищно-коммунальных услуг и угрожает жизни людей. Успех подготовки и воплощения программ развития инфраструктуры территорий, позволяющих использовать жилищно-коммунальных услуг в полном объеме, во многом зависит от учета тех факторов, влияющих на социально-экономическое положение муниципальных образований и благополучие населения.
Качество жилищно-коммунальных услуг попадает в поле действия международных стандартов качества ИСО 9000 [12, с. 252].
Законодательство РФ определяет доступность для потребителей услуг организаций коммунального комплекса как доступность приобретения и оплаты потребителями соответствующих услуг организаций коммунального комплекса с учетом цен (тарифов) для потребителей и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей [9].
Жилищно-коммунальные блага в условиях рыночной экономики - это товар. Свойство товара им придают сделки купли-продажи на рынке жилищно-коммунальных услуг. На их производство затрачивается труд - как конкретный, так и абстрактный, который измеряется рабочим временем, необходимым для оказания услуги данного вида и определяет ее стоимость. «С политико-экономической точки зрения, реализация жилищно-коммунальных услуг независимо от ее конкретной формы является единством потребительной стоимости и стоимости продукта, являющимся товаром особого рода» [2, с. 62].
Ю.П. Панибратов, Ю.В. Иванова, А.Н. Ларионов справедливо отмечают, что «жилищно-коммунальные услуги обладают характеристиками и вещного продукта, и «неосязаемой» работы (невещного продукта)».
Жилищно-коммунальные услуги они определяют в качестве полезного действия использованной стоимости материалов, сырья, непосредственного труда, способствующего удовлетворению особых потребностей и образованию системы жизнеобеспечения человека. Эффект полезности жилищно-коммунальных услуг не существует отдельно от процесса его производства в виде какой-либо вещи. По этой причине жилищно-коммунальные услуги в отличие от вещного продукта труда не могут быть накоплены: процессы их производства и потребления совпадают по времени [10, с. 80].
Рынок жилищных услуг в разных странах имеет специфические особенности. Так, в Великобритании и ряде других стран поддерживается курс развития свободы выбора и частного предпринимательства, где государство практически не вмешивается в сферу предоставления жилищных услуг. Для скандинавских стран характерна социально ориентированная экономическая политика, широко распространено государственное регулирование рынка жилищно-коммунальных услуг, особенно в поддержке малообеспеченных слоев населения. Вместе с тем практически для всех развитых стран характерны высокоэффективные рыночные отношения, обеспечивающие согласование и координация интересов субъектов рынка жилищных работ и услуг [7, с. 146].
Огромное влияние на развитие качества жилищных услуг оказывают качественные и количественные показатели имеющегося жилого фонда. Обеспеченность жильем в расчете на 1 человека составляет в Великобритании 27 кв. м, ФРГ - 45 кв. м, Швеции - 44 кв. м (Россия - 18 кв. м [8]), а показатели обеспечения жилого фонда канализацией, водоснабжением и другими видами благоустройства (88-99 %) значительно превышают среднероссийские.
Наличие развитой конкуренции на рынке жилищных услуг характерно для стран Западной Европы - в отличие от российского рынка. Свои услуги предоставляют организации различных форм собственности, что позволяет населению самим отдавать предпочтения предприятиям, обеспечивающим более приемлемое качество работ и услуг по более выгодным тарифам и платежам. В конкурентной борьбе организации предлагают потребителям различного рода дополнительные льготы, услуги и т.п. За исключением рынка услуг (электро-, газоснабжение) относящихся к категории естественно монополизированных, где уровень ценообразование регламентируется органами государственной власти.
Среди задач и функций, реализуемых государством в жилищной сфере Швейцарии, следует отметить создание предпосылок для обеспечения жильем лиц, которые не способны решить жилищные проблемы самостоятельно. Органы государства берет на себя выполнение данной функции, т.к. рыночные условия не позволяют учитывать потребности пожилых людей, людей с ограниченными возможностями, малоимущих граждан, многодетных семей. Швейцарский опыт представляется довольно интересным, т.к. содействие государственных органов при решении данного вопроса не приводит к выводу рыночных способов обеспечения жильем населения. В решении жилищных вопросов населения в качестве инвестора государство имеет второстепенных характер. Предоставление и создание жилья в Швейцарии, в основном, является задачей частного капитала [11, с. 110].
Повышение качества исполнения жилищно-коммунальных услуг является приоритетным направлением как федеральных органов, органов субъектов Федерации, так и организаций, которые предоставляют жилищно-коммунальные услуги. Для реализации этой задачи нужно выполнить ряд мероприятий, которые способствовали бы ликвидации аварийного жилищного фонда, эффективности государственных и муниципальных программ, обновлению объектов коммунальной инфраструктуры и др. Решение данных функций возможно также с учетом рассмотрения положительного российского опыта повышения качества в данной сфере.
Реализация государственных программ по повышению качества жилищно-коммунальных услуг требует первостепенного рассмотрения, потому что они являются основой повышения качества жилищно-коммунальных услуг и эффективности управления отраслью жилищно-коммунального хозяйства [1, с. 3].
Введение новых государственных программ, изменение нормативной базы, инновационные механизмы повышения эффективности работы жилищно-коммунальной сферы, более высокие требования к качеству функционирования системы жизнеобеспечения требуют введения и использование инновационных конкурентных преимуществ для всех хозяйствующих субъектов в жилищно-коммунальной среде. Таким образом, на современном этапе в сфере жилищно-коммунальных услуг необходимо проводить оценку эффективности работы организаций, предоставляющих данный вид услуг. Отечественная практика показывает, что защита прав населения и каждого человека в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг должна проводится с учетом оценки качества таких оказываемых услуг, с задачей выбора добросовестных представителей оказания услуг, которую необходимо осуществлять через разработанную систему стандартизации и сертификации. И здесь более активную роль должны играть органы местного самоуправления, которые реализуют функцию обеспечения населения необходимыми жилищно-коммунальными услугами.
Список литературы:
1. Акифьева Л.В., Шамина Н.А. Отечественная практика повышения качества жилищно-коммунальных услуг // Вестник НГИЭИ. 2014. № 1 (32). С. 3-12.
2. Газимагомедова П.А. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства как фактор развития рынка жилищно-коммунальных услуг // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 39. С. 62.
3. Еремин А.Р. Реализация права человека и гражданина на местное самоуправление в Российской Федерации: конституционные вопросы. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. 280 с.
4. Еремин А.Р., Любушкин В.А., Останков Д.Б. Проблемы организации и правового регулирования жилищно-коммунального хозяйства в Республике Мордовия // Современные проблемы науки и образования. 2015. №2; URL: www.science-education.ru/129-22202.
5. Ермишина А.В. Государство и жилищно-коммунальный комплекс: особенности контрактации // TERRA ECONOMICUS. 2004. Т. 2. № 4. С. 87-95.
6. Захарова Е.В. Жилищно-коммунальная услуга как экономическое благо// Актуальные вопросы экономических наук. 2010. № 13. С. 28-32.
РЕАЛИЗАЦИЯ ЖКУ КАК ФУНКЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Любушкин В.А. Останков Д.Б.
7. Комиссарова Л.А. Европейский опыт в управлении жилищно-коммунальным хозяйством // Вестник НГИЭИ. 2011. Т. 1. № 5 (6). С. 145-154.
8. О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 года № 541 // Рос. газ. 2005. 30 августа.
9. Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса: Федер. закон Рос. Федерации от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 1 (часть 1). 3 января.
10. Панибратов Ю.П., Ларионов А.Н., Иванова Ю.В. Муниципальное управление и социальное планирование в строительстве: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 256 с.
11. Семина Т.А. К вопросу о роли государства в современной жилищной системе Швейцарии // Жилищное право. 2009. № 3. С. 109-113.
12. Ястремская Н.Ю., Негров Н.С. Жилищно-коммунальные услуги: доступность и механизм повышения качества // Инженерный вестник Дона. 2013. № 4. С. 252.
Рецензия
на научную статью кандидата юридических наук, доцента, доцента кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ Во «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» Любушкина Василия Анатольевича, кандидата юридических наук, доцента кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» Останкова Дмитрия Борисовича на тему: «Реализация жилищно-коммунальных услуг как функция местного самоуправления»
Статья кандидата юридических наук, доцента, доцента кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» Любушкина Василия Анатольевича, кандидата юридических наук, доцента кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» Останкова Дмитрия Борисовича на тему: «Реализация жилищно-коммунальных услуг как функция местного самоуправления» актуальна и соответствует научной юридической специальности: 12.00.02 - Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право.
В научной статье проводится анализ сущности, содержания, видов жилищно-коммунальных услуг как важнейшего направления деятельности местного самоуправления, а также проблемы в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг.
Выводы, замечания и предложения авторов научной статьи вносят новые подходы в научные представления ученых на проблемы реализации функций местного самоуправления, и в частности, реализации функции оказания жилищно-коммунальных услуг населению муниципального образования, содержания данных услуг.
Материалы статьи, несомненно, найдут свое применение в учебном процессе, для изучения соответствующих тем по курсам: «Муниципальное право», «Проблемы реализации местного самоуправления»,
«История местного самоуправления в России и за рубежом». Материалы статьи будут использованы при реализации магистерских программ, а также подготовке кандидатов юридических наук по специальности 12.00.02.
В работе обозначена цель - проанализировать проблемы реализации одной из основных функций местного самоуправления - реализации жилищно-коммунальных услуг, которая в полной мере достигнута.
При написании статьи авторами использовалась совокупность диалектического, исторического, формально-юридического, логического, сравнительно-правового и других методов познания.
Стиль изложения данной статьи - хороший, не требует правки, сокращения.
Общее заключение. Статья актуальна, обладает научной и практической новизной, рекомендуется для печати.
Рецензент
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» Еремин А.Р.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»;
Оригинальность текста - 71,89%