УДК 338.46
СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЖКХ В РОССИИ
Бобровская кандидат экономических наук, доцент, Надежда докторант кафедры политологии и этнополитики, Ивановна Южно-Российский институт управления - филиал
Российской академии народного хозяйства и гражданской службы при Президенте РФ
(344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70). E-mail: [email protected], [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрено функционирование современных моделей системы муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством в России, влияние его на политическую социализацию индивидов. Предлагается заимствование зарубежного опыта в сфере предоставления коммунальных услуг населению для применения его в российской практике с целью формирования конкурентной среды в отрасли и большей её прозрачности.
Ключевые слова: политическая социализация; жилищно-коммунальное хозяйство; органы местного самоуправления; модели управления ЖКХ; коммунальные услуги; конкурентная среда.
Реформационные процессы в сфере российского жилищно-коммунального хозяйства породили много проблем, которые по причине своей тотальности перешли в политическое поле, вызвав тенденции политизации общества. В процессе политической социализации у индивидов формируется «политическое Я». При этом на всех стадиях социализации помимо таких факторов, как образовательное, информационное воздействия, семейные и бытовые условия, на «политическое Я» особенно интенсивное влияние оказывает сфера жилищно-коммунального хозяйства. Число граждан, вовлеченных в ЖКХ, с каждым годом растёт пропорционально появляющимся проблемам в данной сфере.
Проводимая государственная политика реформ (изменение тарифов на коммунальные услуги, введение социальных норм потребления электроэнергии и пр.) мгновенно отражается на материальном уровне жизни граждан, а следовательно, и на формировании их определённых политических мнений и установок. Политизация сферы жилищно-коммунального хозяйства, таким образом, воздействует на формирование «политического Я» самым непосредственным путем.
Сегодня жилищно-коммунальной отрасли присуща разобщающая общество модель: введение социальных норм потребления электроэнергии в некоторых регионах, непродуманной схемы формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов, начисление оплаты за пользование лифтом и вывоз твердых бытовых отходов с квадратных метров общей площади воспринимаются некоторыми гражданами как предвестники жилищно-коммунальной революции [1, с. 60-65] или коммунальной катастрофы [2; 3].
Система жилищно-коммунального хозяйства включает в себя общественные, жилые здания, ремонтно-строительные, эксплуатационные, энергетические, транспортные и другие предприятия, результативность функционирования которых влияет на развитие городских и поселенческих объектов и состояние экологической обстановки обитания населения [4].
Специфика функционирования жилищно-коммунального хозяйства заключается в его многоотраслевой и многопрофильной структуре, которая нуждается в соответствующей организационно-правовой основе и в соответствующей ей системе управления.
Население испытывает постоянные потребности в коммунальных услугах системы жилищно-коммунального хозяйства, поэтому к ее функционированию предъявляются
высокие требования: регулярность, бесперебойность, соответствие предоставляемых услуг определенным параметрам - качеству. Тем более, что коммунальные услуги оплачиваются их потребителями на основе тарифов, утвержденных руководством муниципальных образований.
Важнейшим из направлений социально-экономических реформ в стране считаем необходимым выделить попытку преобразования жилищно-коммунального сектора, который предназначен создавать комфортные бытовые условия для жизнедеятельности человека. К основным направлениям реформирования в комплексе жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) относятся жилищное строительство, жилищное хозяйство и коммунальное обслуживание.
В данной статье остановимся на функционировании современной модели содержания жилого фонда и коммунального обслуживания. На местах за их состояние и успешное функционирование ответственность несет муниципальное образование.
Одной из основных целей деятельности муниципального образования в сфере ЖКХ является трансформирование и реализация единой государственной и отраслевой политики, направленной на создание для населения комфортных, а главное, безопасных для проживания в жилищном фонде условий, а также условий для беспрепятственного потребления различных видов коммунальных услуг в соответствии со стандартами их качества и по ценам, соотносимым с доходами граждан.
Муниципальное управление жилищно-коммунальным хозяйством включено в систему управления городом, в сельских районах действует самостоятельно, подчиняясь региону, и является органом управления и контроля в сфере ЖКХ.
В целях решения коммунальных вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов наделены следующими полномочиями:
• установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;
• регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;
• полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении» [5];
• полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» [6];
• утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности [7].
Исходя из изложенного, жилищно-коммунальную сферу правильнее было бы исследовать как территориально-отраслевую систему муниципального образования.
Основная цель муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством заключается в «наиболее полном удовлетворении индивидуальных и общественных потребностей населения в соответствии с действующим законодательством и общепринятыми нормами морали» [8, с. 32]. Указанная цель достигается за счет экономической основы, которой служит муниципальное хозяйство. В самом определении муниципального хозяйства можно отметить два подхода: во-первых, с точки зрения права собственности - как сово-
купность учреждений и предприятий, принадлежащих муниципальной собственности; во-вторых - как совокупности всех субъектов, функционирующих на территории муниципального образования.
Второй подход обеспечивает предоставленные органам местного самоуправления возможности по регулированию муниципального хозяйства для достижения основной его цели - наиболее полного и качественного предоставления коммунальных услуг населения.
Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования является частью муниципального хозяйства, которое включает в себя совокупность экономических субъектов различных форм собственности, осуществляющих деятельность на территории определённого муниципального образования, ставящих своей целью наиболее эффективное и полное удовлетворение жизненно необходимых потребностей населения в коммунальных услугах, необходимых для обеспечения комфортной среды обитания.
Если принять муниципальное образование как систему, то в ней можно выделить следующие подсистемы ЖКХ с их целями и задачами (см. таблицу).
Таблица
Подсистемы жилищно-коммунального хозяйства в системе муниципального образования
Подсистема Структурно-функциональные составляющие Основные цели и задачи
1. Управлен-ческо-информационная Органы законодательной и исполнительной власти, специальные информационные средства, средства массовой информации и т.д. 1. Реализация процесса управления ЖКХ 2. Формирование отраслевых и территориальных общедоступных информационных баз. 3. Предоставление качественных информационных услуг.
2. Экономическая Юридические лица, оказывающие жилищно-коммунальные и другие бытовые услуги 1. Удовлетворение жизнеобеспечивающих потребностей населения в качественных услугах. 2. Рациональное и эффективное использование ресурсов. 3. Организация рабочих мест в соответствии с трудовым законодательством. 4. Сбор налоговых платежей в бюджеты всех уровней
3. Производственно-технологическая 1. Жилищное строительство. 2. Жилой фонд. 3. Объекты коммунальной инфраструктуры. 4. Инженерные сети. 1. Увеличение жилищного строительства экономкласса, малоэтажных домов. 2. Обеспечение безаварийного функционирования коммунальных служб муниципального образования (объектов электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, снабжения населения топливом). 3. Содержание и ремонт жилого фонда. 4. Благоустройство населенных пунктов.
Функционирование перечисленных в таблице подсистем и структур происходит в рыночных условиях. В идеальных рыночных условиях основным фактором саморегулирования рынка через механизм конкуренции служат экономические интересы его субъектов. Однако на рынке жилищно-коммунальных услуг данный механизм не может действовать в полную силу по следующим причинам:
- жилищно-коммунальные услуги не могут быть взаимозаменяемыми;
- потребление жилищно-коммунальных услуг имеет неотложный характер;
- жилищно-коммунальные услуги относятся к насущным потребностям;
- потребности в жилищно-коммунальных услугах носят обязательный и всеобщий характер.
В связи с этим проблема формирования конкурентного бизнеса в предоставлении населению жилищно-коммунальных услуг в последние годы превратилась в приоритетную задачу органов местного самоуправления. В то же время на данном уровне реализация этой важной задачи представляется мало возможной, так как монополизм в отрасли так называемых естественных монополий преобладает. В данном случае мы имеем в виду газо-, электро-, тепло- и водоснабжающие организации. В такой ситуации органы местного самоуправления муниципальных образований не могут влиять на процесс создания конкурентной среды в отрасли ЖКХ.
Указанная задача в силу различия социально-экономического развития муниципальных образований, экономической политики муниципальных органов и специфики географического положения решается для каждой территории индивидуально.
В управлении жилищно-коммунальным хозяйством муниципальных образований функционируют три основные модели хозяйствования:
- отраслевая;
- территориальная;
- межмуниципальная многоотраслевая.
Отраслевая модель управления используется на территориях городов и в крупных поселениях. В этом случае услуги предоставляют организации оказания коммунальных услуг, большая часть из которых частные. Это, как правило, сеть узкоспециализированных предприятий, оказывающих услуги по отраслевому признаку на территории одного или нескольких поселений (водоснабжение, теплоснабжение, жилищные услуги, электроснабжение, газоснабжение). В сельской местности более 80 % таких предприятий - убыточные, потому что при небольшом объеме реализации услуг затраты на их предоставление слишком велики. К тому же в их составе отмечается низкий потенциал управленческого персонала, вследствие чего такие предприятия становятся малопривлекательными для инвестиций в целях повышения качества услуг населению и модернизации основных средств, кроме того, наблюдаются и межотраслевые противоречия. Муниципальный имущественный комплекс коммунального назначения не зарегистрирован и может передаваться лишь в краткосрочную аренду, что препятствует отраслевому инвестиционному процессу.
В меньшей степени от указанных факторов зависит предоставление услуг электро -, газоснабжения и холодного водоснабжения, так как данные услуги на территории всех регионов страны предоставляются монопольными компаниями (либо их филиалами). Оказание коммунальных услуг этими организациями осуществляется на основе заключенных с потребителями типовых договоров, рекомендованных правительством России. В процессе оказания услуг, как правило, используется имущество указанных акционерных обществ.
Территориальная модель управления используется, как правило, на территории сельских советов. Она представляет собой сеть организаций, которые оказывают весь комплекс жилищно-коммунальных услуг, каждая из которых предоставляет услуги ЖКХ только в границах одного поселения. Около 50 % таких организаций являются частными. Такая структура формировалась в 2009-2010 гг. после передачи соответствующего имущества районов на уровень сельских поселений для осуществления функций муниципального самоуправления в рамках Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Как показывает практика, деятельность таких организаций неэффективна по тем же основаниям, что и при отраслевой модели - доля убыточных организаций составляет около 60 %.
Межмуниципальная модель управления действует в районах средней величины и в некоторых поселениях и включает в себя сеть организаций, оказывающих коммунальные услуги на территории поселений в рамках одного района. При анализе деятельности данных организаций отмечены такие положительные факторы, как концентрация в «одних руках» имущественного, финансового и кадрового потенциала ЖКХ района, что позволяет осуществлять единую производственную и инвестиционную политику [9].
По степени участия органов местного самоуправления (ОМС) в управлении ЖКХ и выполнении работ и услуг применяются следующие методы:
- прямое управление - непосредственно органами местного самоуправления;
- управление через отделы органов местного самоуправления, имеющие самостоятельный бюджет;
- управление через муниципальные предприятия;
- муниципально-подрядное, контрактное управление - по муниципальным тарифам частными подрядчиками;
- муниципально-арендное управление - частными арендаторами по своим тарифам с оплатой аренды и присвоением дохода;
- муниципально-концессионное управление - формальная концессия при фактическом сохранении возможности управления за муниципалитетом;
- концессионное управление - частными предприятиями на определенный срок на договорных условиях;
- частнопредпринимательское управление приватизированным имуществом [10, с. 189].
В случае неотрегулированных отношений собственности между субъектами на рынке, а также отношений между производителями и потребителями жизнеобеспечивающей сферы населения особенности рынка жилищно-коммунальных услуг могут привести к деструктивным последствиям развития отношений на рынке:
1) нарушение равенства позиций продавца и покупателя на рынке, что обеспечивает возможность для продавцов диктовать покупателям свои условия по ценообразованию;
2) цена ЖКУ перестает испытывать действие закона спроса и предложения, теряя свой объективный характер и отрываясь от факторов, выражающих потребительские вкусы и предпочтения. В связи с этим механизм ценообразования на рынке ЖКУ начинает ориентироваться на издержки производства, что у нас и наблюдается повсеместно.
Несмотря на все прилагаемые усилия в России уровень развития жилищной сферы не соответствует предъявляемым требованиям: возложенные на неё задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени снижает качество жизни населения. В связи с этим жилищно-коммунальная проблема остается одной из самых острых социальных проблем в стране [11].
В последние несколько лет ситуация в ЖКХ стала настолько напряжена, что регулярно привлекает к себе внимание высших государственных структур. В Государственной думе регулярно обсуждаются и принимаются поправки к законам, регламентирующим его деятельность, руководство России и регионов занимаются его реформированием, в оперативном режиме им занимается даже Президент России [12]. На одном из недавних совещаний (04.02.2013 г. в Сочи) о мерах по улучшению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг Президент В.В. Путин обратил внимание участников на то, что год назад эту тему 47 процентов граждан считали для себя важнейшей, а в этом году - уже 54 процента. Это говорит о том, что ситуация в сфере ЖКХ ухудшается. «Нам нужны не точечные, сиюминутные меры и латание дыр, а долгосрочные системные решения», - подчеркнул он.
Главными недостатками функционирования ЖКХ в настоящее время являются:
- отсутствие четко сформулированных целей реформирования ЖКХ;
- путаница в терминологии в законодательно-нормативных актах, регулирующих функционирование сферы ЖКХ;
- недостаточная проработанность законодательно-нормативных аспектов деятельности органов власти в их взаимоотношениях с организациями - поставщиками коммунальных услуг и их потребителями;
- низкая квалификация персонала управляющих компаний в сфере ЖКХ;
- заниженная планка материальной ответственности руководства управляющих компаний перед потребителями за отрицательные результаты деятельности этих организаций и за неплатежи поставщикам ЖКУ;
- широкомасштабная коррупция в сфере ЖКХ;
- недостаточная правовая грамотность и низкая активность населения в плане контроля над деятельностью управляющих компаний;
- неумелое регулирование потоками финансов руководством управляющих компаний и коммунальных предприятий и, как следствие, - устаревающая материально-техническая база.
Сформировавшийся рынок жилищно-коммунальных услуг можно разделить на рынок жилищных услуг и рынок коммунальных услуг. Если его рассматривать с позиций развития конкуренции, то рынок жилищных услуг является более совершенным. На нем потребители имеют возможность самостоятельно выбирать, устанавливать отношения с поставщиками услуг. Рынок же коммунальных услуг в российских условиях предоставляет значительно меньшие возможности по развитию конкурентных отношений. Здесь коммунальный сектор жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования в силу своих несовершенных технологических особенностей позволяет занимать монопольное положение большинству предприятий на местных рынках, которые почти всегда территориально совпадают с границами муниципальных образований.
Одновременность производства и потребления услуг в коммунальном секторе ЖКХ муниципального образования можно назвать одной из причин возникновения в указанной сфере рынка жилищно-коммунальных услуг естественных монополий технологического типа, отличающихся следующими характеристиками:
- эффект масштаба (при росте объема коммунальных услуг затраты на их единицу значительно снижаются, причем наибольший эффект достигается, когда на рынке действует один производитель);
- отсутствие эффекта замещения (коммунальные услуги каждая по-своему уникальна для потребителя, и они не могут быть заменены при потреблении другими услугами);
- низкая эластичность спроса по цене (спрос на рынке коммунальных услуг в силу их насущности, неотложности, обязательности и всеобщности слабо влияет на их цены, устанавливаемые коммунальными предприятиями муниципальных образований).
Поскольку большинство коммунальных предприятий муниципальных образований соответствуют указанным характеристикам, на практике появляется необходимость государственного регулирования и контроля над ценами на жилищно-коммунальные услуги. Однако даже государственная система контроля и регулирования тарифов на коммунальные услуги не может сдерживать их рост.
С позиций государственного регулирования основными специфическими особенностями рынка жилищно-коммунальных услуг являются:
- высокая социальная значимость. В связи с тем, что рынок жилищно-коммунальных услуг охватывает куплю-продажу жизненных благ, имеющих важное социальное значение, этот сегмент рынка особенно нуждается в применении особых мер государственного регулирования;
- наличие естественных монополий, обусловливающее необходимость использования в ценообразовании специфических инструментов государственного регулирования -тарифной политики;
- высокая степень привязанности к муниципальной территории, что приводит к целесообразности регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг органами местного самоуправления.
Однако за рубежом данные препятствия успешно нивелированы и конкуренция между организациями-производителями коммунальных услуг довольно сильная, что позволяет сдерживать темпы роста тарифов на коммунальные услуги.
В настоящее время государственное регулирование рынка жилищно-коммунальных услуг в Российской Федерации осуществляется путем прямого регулирования тарифов коммунальных предприятий со стороны федеральной и региональных служб по тарифам, а также органов местного самоуправления.
Следует отметить, что в коммунальной сфере жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования существуют определенные возможности для формирования конкурентной среды на отдельных технологических сегментах производства и оказания соответствующих жилищно-коммунальных услуг (ремонт оборудования и объектов инфраструктуры, закупка материалов, топлива и т.д.) на основе конкурсного привлечения организаций-подрядчиков. Например, в качестве субъектов управления в системе ЖКХ выступают частно-предпринимательские и общественные (некоммерческие) или муниципальные организации. Однако интересы бизнеса и социальной сферы не всегда совпадают: частнохозяйственные интересы находятся в обратно-пропорциональной зависимости с муниципальными интересами: одни стремятся к получению максимальной прибыли, а другие - к общей пользе. Но тем не менее, «несмотря на плюрализм и противоречивость социальных интересов, очевидно, что жизненно важные интересы личности, социальных групп и государства немногочисленны и вполне определяемы» [13, с. 106].
Исходя из вышеизложенного, необходимо отметить, что современные методы формирования конкурентной среды и управления внедряются в коммунальном секторе замедленными темпами. Это продлевает время неоптимального распределения и нерационального использования финансовых ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве. Структуры тарифов серьезно искажены и не отражают экономически обоснованных затрат коммунальных предприятий. Например, в некоторых муниципалитетах выявляется, что в тарифы включены добровольное страхование персонала, расходы на капитальный ремонт сетей, стоимость праздничных корпоративов сотрудников управляющих компаний и т.д. Процедура пересмотра тарифов часто отсутствует, также, как и механизмы участия общественности, что способствует сохранению текущей критической ситуации и препятствует реализации работ по реформированию и модернизации всей системы жилищно-коммунального хозяйства.
С целью совершенствования модели ЖКХ России целесообразно, на наш взгляд, изучить зарубежную практику, где эти проблемы давно решены. В нашей стране проведение государственной политики по внедрению современных моделей управления в жилищно-коммунальном хозяйстве встречает сопротивление отраслевых монополистов, и государство в настоящий момент не может принять четких решений по его модернизации. Отчасти и по этой причине довольно простые и понятные схемы хозяйственных отношений в России пока не реализованы. Такое положение зарождает в сознании граждан протестное восприятие государственной политики в области жилищно-коммунального хозяйства. Думается, что при условии создания благоприятной конкурентной среды в отрасли и большей прозрачности ее функционирования процесс политической социализации в российском обществе принесет позитивные результаты.
Литература
1. Атаманенко С.А. Социальная норма на электроэнергию: дорога в светлое будущее или тёмное прошлое? // Управление многоквартирным домом. 2014. № 1. С. 60-65.
2. Делягин М.Отказ от оплаты ЖКХ. - Электронный ресурс: http://www.youtube. com/wateh.?v=n4Ш-sШew8 (обращение 15.06.2014).
3. Ли О. Как не платить за ЖКХ. - Электронный ресурс: http:// www.youtube.com/watch.?v=OgPUi7fTßs (обращение 15.06.2014).
4. Сунгуров И.В. Управление устойчивым развитием жилищно-коммунального хозяйства в сфере предоставления услуг потребителям. - Электронный ресурс: http://www.dslib.net/economika-xoziajstva/upravlenie-ustojchivym-razvitiem-zhiliwno-kommunalnogo-hozjajstva-v-sfere.html (обращение 15.06.2014).
5. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (с изменениями и дополнениями).
6. Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О водоснабжении и водоотведении».
7. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
8. Щербаков С.Ф., Шабашев В.А., Чуркин В.Г., Нестеров А.Ю. Структура управления социально-экономическим развитием промышленного города. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.
9. Итоги развития жилищно-коммунального хозяйства в 2012 году. - Электронный ресурс: http://gkh22.ru/show_abz.php?id_abz=1209&id _razd=142 (обращение 17.06.2014).
10. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник. 4-е изд. пере-раб. и доп. М: Гардарики, 2012. - 431 с.
11. Информационный портал: Большая библиотека. - Совершенствование системы жилищно-коммунального хозяйства. - Электронный ресурс. - http://www.e-ng.ru/ekonomika_i_ekonomicheskaya_teoriya/sovershen stvovanie _sistemy _2.html (обращение 22.11.2013).
12. Совещание 04.02.2013 г. в Сочи - Электронный ресурс: http://www.rg.ru/2013/02/04/putin -zhkh-site.html. (дата обращения 23.03.2013).
13. Понеделков А.В., Кузина С.И. Система внешних и внутренних угроз национальной безопасности России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 3. С. 106-113.
Bobrovskaya Nadezhda Ivanovna, Candidate of Economic Science, Docent, Doctoral Candidate of Department of Political Science and Ethnopolicy, the South-Russia Institute of Management -branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. (70, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected], bobrovskayan@bk. ru
THE MODERN MODEL OF THE SYSTEM OF MUNICIPAL MANAGEMENT OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES IN RUSSIA
Abstract
Continuous reform of sectors of the economy affect the political sphere and the political consciousness of the people. The article shows the functioning of a modern model of a system of municipal management of housing and communal services, directions of its reforming and the various issues arising in the course of the proposed changes. Briefly describes the foreign practice in the field of housing and to create a favorable competitive environment in the industry, it is proposed partial borrowing, which would guide the process ofpolitical socialization of society in a positive way. Keywords: political socialization; housing and communal services; local authorities; models of municipal management; production and consumption of services; competitive environment.
References
1. Atamanenko S.A. Social'naja norma na jelektrojenergiju: doroga v svetloe budushhee ili tjomnoe proshloe? // Upravlenie mnogokvartirnym domom. 2014. № 1. S. 60-65.
2. Deljagin M. Otkaz ot oplaty ZhKH. - Jelektronnyj resurs: http://www.youtube. com/watch.?v=n4HI-sUdew8 (obrashhenie 15.06.2014).
3. Li O. Kak ne platit' za ZhKH. - Jelektronnyj resurs: http:// www.youtube.com/watch.?v=OgPUi7fTf3s (obrashhenie 15.0б.2014).
4. Sungurov I.V. Upravlenie ustojchivym razvitiem zhilishhno-kommunal'nogo hozjajstva
v sfere predostavlenija uslug potrebiteljam. - Jelektronnyj resurs: http://www.dslib.net/economika-xoziajstva/upravlenie-ustojchivym-razvitiem-zhiliwno-kommunalnogo-hozjajstva-v-sfere.html (obrashhenie 15.0б.2014).
5. Federal'nyj zakon ot 27 ijulja 2010 g. № 190-FZ «O teplosnabzhenii» (s izmenenijami i dopolnenijami).
6. Federal'nyj zakon ot 07.12.2011 № 416-FZ (red. ot 23.07.2013) «O vodosnabzhenii i vodootvedenii».
7. Federal'nyj zakon ot 06.10.2003 g. № 131-FZ «Ob obshhih principah organizacii mest-nogo samoupravlenija v Rossijskoj Federacii».
8. Shherbakov S.F., Shabashev V.A., Churkin V.G., Nesterov A.Ju. Struktura upravlenija soci-al'no-jekonomicheskim razvitiem promyshlennogo goroda. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2003.
9. Itogi razvitija zhilishhno-kommunal'nogo hozjajstva v 2012 godu. - Jelektronnyj resurs: http://gkh22.ru/show_abz.php?id_abz=1209&id _razd=142 (obrashhenie 17.0б.2014).
10. Vasilenko I.A. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie: Uchebnik. 4-e izd. pere-rab. i dop. M: Gardariki, 2012. - 431 s.
11. Informacionnyj portal: Bol'shaja biblioteka. - Sovershenstvovanie sistemy zhilishhno-kommunal'nogo hozjajstva. - Jelektronnyj resurs. - http://www.e-ng.ru/ekonomika_i_ekonomicheskaya_teoriya/sovershen stvovanie _sistemy _2.html (obrashhenie 22.11.2013).
12. Soveshhanie 04.02.2013 g. v Sochi - Jelektronnyj resurs: http://www.rg.ru/2013/02/04/putin -zhkh-site.html. (data obrashhenija 23.03.2013).
13. Ponedelkov A.V., Kuzina S.I. Sistema vneshnih i vnutrennih ugroz nacional'noj bezopasnosti Rossii // Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS. 2011. №3. S. 10б-113.
УДК 331.55б.4
РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНО Й МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ: МНОГОУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД
кандидат экономических наук, доцент, докторант, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70). E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрен многоуровневый подход к регулированию международной миграции рабочей силы в аспекте усиления социальной направленности, продиктованной международными организациями. Особый акцент сделан на противоречии между суверенными интересами отдельного государства и необходимостью реализации норм и принципов международных организаций и путях их разрешения.
Ключевые слова: глобализация, международная миграция рабочей силы, многоуровневый подход, регулирование миграции, социальная направленность, миграционная политика.
Одной из самых сложных проблем в миграции рабочей силы, решить которую удалось далеко не многим государствам, является ее управляемость. Опыт регулирования миграционных отношений показывает, что отдельное государство вне связи с другими результатов добиться не может. Мигранты находятся в системе координат как минимум двух правовых систем: страны своего гражданства и страны приложения своей рабочей силы.
Ру-инская
Этери
Девисовна