УДК 643.01:001.895
Я.В. Кириллов
ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИСТОЧНИКИ ИННОВАЦИЙ В ЖКХ
Статья посвящена источникам финансирования инноваций на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства. В связи с высокой степенью износа оборудования, используемого при производстве жилищно-коммунальных услуг, возникает необходимость использования всех существующих механизмов привлечения инвестиций. Автор делает акцент на финансировании инноваций с использованием определённой части тарифа на жилищно-коммунальные услуги, направляемого в последующем на финансирование инноваций и капитальные затраты.
Ya.V. Kirillov INTRAORGANIZATIONAL FINANCIAL SOURCES OF INNOVATIONS IN A HOUSING AND COMMUNAL SERVICES
The article is devoted to sources of financing of innovations at the housing and communal services. In connection with a high degree of deterioration of the equipment used by manufacture housing and communal services there is a necessity of use of all existing mechanisms of attraction of investments. The author makes an accent of financing of innovations with use of the certain part of the tariff on the housing and communal services directed in the subsequent on financing of innovations and capital expenses.
Использование предприятиями собственных средств в качестве основного источника инноваций происходит не потому, что таких средств достаточно, а оттого, что других источников мало или их сложно найти и получить. Как показывают результаты опросов, 2/3 российских предприятий в той или иной степени имели дело с инвесторами, изучали спрос и получили отрицательный результат.
Вместе с тем, возможности использования данных источников финансирования инноваций сегодня ограничены, т.к. большинство хозяйствующих субъектов российской экономики имеют недостаток оборотных средств. Из-за этого они вынуждены использовать прибыль и амортизационные отчисления на текущие нужды, подрывая тем самым свою стратегическую конкурентоспособность. Собственные средства организаций (предприятий) складываются из уставного капитала, резервного и амортизационного фондов и части нераспределенной прибыли. Эти средства остаются основным источником финансирования инновационной деятельности. Наиболее существенным внутренним источником финансирования инноваций является прибыль, получаемая от хозяйственной деятельности. Остающаяся после уплаты налогов прибыль может быть целиком использована для собственного развития предприятия. Для высокорентабельных организаций это мощный источник инвестиций в форме самофинансирования, не приводящий к возникновению долговых обязательств. Однако при этом необходимо также учитывать, что из чистой прибыли образуются также фонды организаций:
резервный, премиальный, социальный. В результате, используя чистую прибыль целиком в качестве источника инвестиций, организация вынуждена отказаться от других направлений её использования, например, от выплаты дивидендов акционерам.
Существующая система финансирования работ по совершенствованию технической базы отрасли, внедрению инноваций не только не стимулирует предприятия ЖКХ к совершенствованию технической базы, внедрению инноваций, но и приводит к консервации физического и морального износа инженерных и коммунальных сетей. В качестве возможных механизмов стимулирования предприятий к осуществлению капитальных затрат следует рассмотреть тарифную политику.
Капитальные расходы могут осуществляться за счет тарифа, причем, как непосредственно - определенная часть тарифа изначально полностью направляется на финансирование основных фондов, так и в форме оплаты за счет тарифов расходов по обслуживанию и погашению долга в случае, когда предприятие берет кредит под инвестиционные цели. Однако для обеспечения целевого использования инвестиционных средств механизм тарифного регулирования должен предусматривать инструменты контроля над формированием и расходованием инвестиционных ресурсов. Такую возможность даёт Федеральный закон № 210-ФЗ от 30.10.2004 г. «Об основах
регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Наглядно схему формирования тарифа, методы контроля со стороны органов местного самоуправления с включением инвестиционной составляющей, направляемой на внедрение инноваций, можно увидеть из рисунка:
Схема формирования тарифа
Из рисунка видно, что на I этапе органы местного самоуправления в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований разрабатывают программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры,
которая утверждается представительным органом муниципального образования. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования - программа строительства и (или) модернизации систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, которая обеспечивает развитие этих систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышение качества производимых для потребителей товаров (оказываемых услуг), улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования. Затем глава местной администрации утверждает техническое задание, разработанное на основании программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры.
На II этапе организация коммунального комплекса, в соответствии с условиями технического задания, готовит проект инвестиционной программы и расчет финансовых потребностей для ее реализации. Подготовленные программа и расчет представляются в орган регулирования муниципального образования для проверки соответствия проекта условиям технического задания и обоснованности расчета финансовых потребностей, необходимых для реализации программы. По окончании проверки в случае, если расчёты признаны необоснованными, финансовые потребности не соответствующими проекту, тарифы с учётом надбавки недоступными для потребителей, орган регулирования муниципального образования может вернуть указанный проект для устранения замечаний, изменить техническое задание, либо принять проект, компенсировав часть затрат, связанных с его реализацией, из местного бюджета.
На III этапе для начала реализации инвестиционной программы представительный орган муниципального образования устанавливает на срок реализации данной программы (ее этапа) надбавку к ценам (тарифам) для потребителей. Затем органы местного самоуправления заключают с организацией коммунального комплекса договор в целях развития системы коммунальной инфраструктуры, определяющий условия реализации утвержденной инвестиционной программы данной организации.
Итак, прибыль должна включаться в тарифы не как установленный заранее процент рентабельности, а в соответствии с согласованной муниципалитетом и предприятием инвестиционной программой, мониторинг выполнения которой должен быть неотъемлемой частью регулирования коммунальных предприятий.
Включение инвестиционных затрат в тарифы при прочих равных условиях уменьшит прямые бюджетные расходы на капиталовложения в коммунальную инфраструктуру. Однако, в то же время, в связи с ростом тарифов возрастут бюджетные расходы на льготы, жилищные субсидии, а также расходы на оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений. По мнению автора, данный способ финансирования инноваций в ЖКХ является наиболее действенным, в нём одновременно учитывается социальная составляющая, выраженная в плавном и обоснованном повышении тарифов, а для предприятий-поставщиков услуг созданы условия для планомерной работы по замене морально и физически устаревшего оборудования.
Альтернативным вариантом финансирования технико-технологических
нововведений является выведение инвестиционных расходов из структуры тарифа и осуществление их непосредственно из бюджета в виде целевых программ. В этом случае потенциал обновления основных фондов ЖКХ будет ограничен ресурсными возможностями бюджета. Бюджетное финансирование капитальных расходов, в том числе с привлечением средств федерального бюджета, может быть оправдано при ограниченной платежеспособности населения, а также в том случае, когда потребность в инвестициях существенно превышает локальные возможности, а их объекты недостаточно привлекательны для частного инвестора. Примером может служить, в частности, масштабная модернизация котельных в сельской местности. Привлечение заемных ресурсов малыми частными компаниями ограничивается масштабами их собственных
капиталов, и недостаточной развитостью региональных и муниципальных рынков публичных заимствований.
Как инструмент финансового регулирования тариф должен включать в себя инвестиционную составляющую, направляемую на инновации. Его можно разбить на две составляющие. Одна часть тарифа зависит от текущего потребления, а другая представляет собой капитальные затраты, средства, направляемые на внедрение новой техники, оборудования, применение новых материалов. Таким образом, двухставочный тариф состоит из переменной и постоянной частей. Переменная часть определяется фактическим потреблением, а постоянная часть - максимальной заявленной мощностью коммунальных сетей.
Именно постоянная часть двухставочного тарифа выступает источником инвестиционных средств, направляемых на внедрение технико-технологических инноваций. Идея двухставочных тарифов, включающих в себя инвестиционные затраты, возникла на рубеже девяностых - двухтысячных годов, и отдельные эксперименты по внедрению таких тарифов проводились в нескольких городах. Анализ последствий внедрения полноценного двухставочного тарифа в г. Оренбурге позволяет выявить некоторые негативные моменты, закладываемые самой схемой тарифного ценообразования.
В городе по инициативе администрации провели установку домовых счетчиков тепла как приборов коммерческого учета, в результате чего потребители оплачивали фактическое потребление тепла (условно-переменные расходы) и условно-постоянные расходы независимо от показаний счетчиков. Проведенное сравнение фактического потребления тепла населением и оплачиваемых мощностей привели к выводу, что активы тепловой компании существенно превышают максимальную потребность города в обеспечении теплом. Таким образом, потребители регулярно оплачивали избыточные мощности коммунального предприятия с чрезвычайно низким коэффициентом полезного действия.
Очевидно, указанный недостаток не означает нерациональность самой идеи, а лишь указывает на необходимость четкого расчета потребностей территории в энергетических и иных коммунальных мощностях, а также подтверждает необходимость внедрения системы мониторинга и контроля над установленными тарифами. Только в случае соответствия системы тарифного ценообразования фактическому потреблению и потребностям территории компании - производители и поставщики коммунальных услуг будут заинтересованы в повышении качества своей работы и эффективности энерго- и ресурсосбережения. Следует подчеркнуть, что переход к двухставочным тарифам представляется стратегически необходимым условием для создания благоприятного инвестиционного климата в отрасли ЖКХ.
При обоснованном регулировании инвестиционной составляющей в ходе роста стоимости жилищно-коммунальных услуг, этот инструмент позволит адекватно регулировать соотношение интересов производителей и потребителей, позволяя населению оплачивать фактически потребленные ресурсы, а производителям - получать соответствующую экономию при изменении объемов потребления и снижении ресурсных потерь, доля которых в жилищно-коммунальной сфере продолжает оставаться чрезвычайно высокой.
Во многом это обусловлено тем, что в послевоенный период ставилась задача решения жилищной проблемы посредством предоставления семьям отдельных квартир с горячим и холодным водоснабжением, газом и канализацией.
С этой целью в большинстве городов начали строить жилые дома по типовым проектам первых массовых серий. В настоящее время они занимают, как правило, престижные, приближенные к центрам городов территории с удобными и надежными транспортными связями и полным комплексом объектов инженерной и социальной инфраструктуры. Значительную часть этого жилищного фонда составляют 4-5-этажные
жилые дома, построенные из панелей, блоков и кирпича по типовым проектам первого поколения. Количество таких домов в жилищном фонде городов в настоящее время составляет до 20%, а в некоторых городах и выше. Прочностные характеристики и надежность большинства этих зданий специалисты оценивают как удовлетворительные. Однако практика их эксплуатации выявила ряд серьезных недостатков, ухудшающих условия проживания: промерзание верхних частей стеновых панелей, протечки и промерзание стыков панелей, дефекты конструкций и недостаточная герметизация и теплозащита оконных и балконных проемов. Все это приводит к значительным тепло- и энергопотерям при эксплуатации зданий. В результате здания имеют энергоемкость в 1,5 раза выше нормативов.
Существующие системы отопления жилых домов не дают возможности влиять на процесс теплопотребления. Однотрубная разводка не приспособлена к поквартирному регулированию теплового режима. В связи с этим жильцы приспосабливаются и регулируют температурный режим произвольно путем переделки в квартирах систем отопления с добавлением секций радиаторов, сжиганием природного газа в газовых плитах для повышения температуры, открыванием форточек в осенне-весенний период для предотвращения перегрева помещений. Все это приводит к разрегулированию систем отопления и перерасходу теплоносителей.
Если учесть, что жилые дома являются крупнейшими потребителями энергетических ресурсов (на энергоснабжение жилых и общественных зданий в России ежегодно расходуется 27% суммарного расхода энергоресурсов) и при этом около трети расходуется впустую, то с уверенностью можно сказать, что жилищная сфера вносит большой вклад в снижение эффективности использования энергетических ресурсов в России. Неудовлетворительная ситуация с непроизводительными расходами энергоресурсов складывается не только из-за несовершенства конструктивных решений зданий первых массовых серий (высокая теплопроводность стен, недостаточное утепление оконных, дверных проемов, кровель, подвалов, устаревшие системы вентиляции и др.), но и из-за отсутствия налаженной системы учета тепла, воды по всей цепочке снабжения жилых зданий.
В результате неизвестно, какая часть задолженности потребителей накоплена за тепло, воду, которые они реально не получали. Отсутствие учета расходов тепла, воды по всей цепочке, в том числе в жилых домах, приводит к тому, что все потери включаются в стоимость оплаты коммунальных услуг. Кроме того, большие расстояния между зданиями, малоэтажность и неиспользование подземного пространства обусловили весьма низкую, в 2-3 раза по сравнению с современными нормами, плотность застройки.
В результате нерационального использования городских земель увеличиваются расходы на обслуживание инженерных коммуникаций и благоустройство территорий, на содержание магистралей и транспортных сетей. По оценкам специалистов, сегодня около 50% тарифа на услуги ЖКХ составляют непроизводительные затраты, обусловленные высокой изношенностью коммунальных сетей и низкой производительностью оборудования. На наш взгляд, инвестиционную составляющую в двухставочном тарифе целесообразно ограничить определенной величиной, не зависящей от нормы прибыли, и эту величину необходимо закрепить законодательно.
Уровень тарифа должен определяться не на основе нормативов, а в результате детального постатейного анализа расходов предприятия за несколько последних лет. Для изучения механизма ценообразования на предприятиях-монополистах, производящих коммунальные услуги (тепло-, электро-, газо-, водообеспечение), должны привлекаться аудиторские компании. Между тем, и это обстоятельство является существенным недостатком Закона о регулировании тарифов, глава «Мониторинг и контроль в области регулирования тарифов и надбавок» упомянутого закона не устанавливает исчерпывающего перечня форм и методов осуществления мониторинга, фактически отдавая эти крайне важные функции на откуп исполнительной власти.
В этой связи было бы целесообразно, чтобы инвестиционные средства из тарифа поступали на специальные счета и расходовались целенаправленно на обновление и капитальный ремонт сетей и оборудования в соответствии с долгосрочным планом. Учет расходования данных средств, а также контроль за направлением их инвестирования мог бы осуществляться местной администрацией с привлечением представителей Федерального агентства по строительству и ЖКХ.
Ещё одной проблемой ЖКХ, которая, несомненно, сказывается на интенсивности замены морально и физически изношенного оборудования на новое надёжное и высоко технологичное, является заниженная стоимость основных фондов. В результате либерализации в 1991 г. цены на товары и услуги выросли во много раз. Однако соответствующей переоценки имущества предприятий сделано не было. Кроме того, не был в достаточной степени проработан механизм определения экономически обоснованных затрат. В условиях несовершенного законодательства многие предприятия не имели экономических возможностей воспользоваться правом на переоценку основных фондов в необходимых размерах. Вследствие этого реальная стоимость работ и материалов, которые требуются для обновления и поддержания в рабочем состоянии основных фондов, стала значительно превышать их бухгалтерскую стоимость.
Единственным источником реновации имущественного комплекса предприятия остаются амортизационные отчисления, которые рассчитываются на основе бухгалтерской восстановительной стоимости. Они учитываются в себестоимости реализуемых услуг и при формировании «экономически обоснованных» тарифов. Однако балансовая стоимость основных средств не соответствует их реальной цене. В итоге собственных средств предприятиям, источником которых являются амортизационные отчисления, не хватает для обновления имущественного комплекса. Например, бухгалтерская стоимость участка трубы длиной 100 м составляет 100 тыс. руб. Исходя из этой суммы, начисляется амортизация. В то же время реальная стоимость его замены в текущих ценах составляет 1 млн руб. Таким образом, к моменту выхода из строя данного участка трубы накопленные амортизационные отчисления позволят переложить всего лишь 10 м вместо необходимых 100 м. С другими видами оборудования ситуация складывается аналогичным образом.
Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, необходимо произвести переоценку основных фондов и довести их стоимость до рыночной величины. При этом возникают две серьезные проблемы. Во-первых, разовая переоценка вызовет резкий рост тарифов. Этот показатель может превысить предельные индексы изменения установленных тарифов, что противоречит принципу доступности услуг.
Во-вторых, налоговое законодательство не позволяет предприятиям относить сумму амортизационных отчислений, которая начислена в результате переоценки, на затраты, учитываемые в целях налогообложения. В результате искусственно завышается размер налогооблагаемой прибыли. Вследствие этого неоправданно увеличивается налог на прибыль и уменьшается объем инвестиций на величину налога. Для решения данных проблем предлагается ввести обязательную постепенную переоценку основных фондов до реальной стоимости, определяемой независимыми экспертами. В дальнейшем следует ежегодно индексировать ее на величину инфляции. Определяя срок переоценки, нужно сохранять доступность услуг предприятий ЖКХ для потребителей. Данные меры позволят обеспечить предприятия ЖКХ необходимыми средствами для инвестиций, позволят более активно внедрять инновации. При этом сохранится существующий темп роста тарифов.
Кроме того, важным представляется формирование долгосрочных правил установления тарифов и принципов их пересмотра на регулярной основе. Привлечение частного бизнеса в отрасль ЖКХ будет зависеть от способности муниципальных властей разработать четкие правила регулирования тарифов и предоставления нормативно подтвержденных гарантий стабильной тарифной политики с учетом инфляционной составляющей, как минимум, в среднесрочном периоде (на три года).
Периодичность тарифного регулирования может составлять один год. В правилах должны быть прописаны четкие формальные основания для пересмотра тарифа в течение этого периода, определен пакет документов, необходимых для пересмотра тарифа. Например, тарифы должны изменяться, когда меняются цены на энергоносители. Целесообразно также ограничить срок принятия решения по пересмотру тарифов после подачи заявки. Формирование четкого механизма тарифного регулирования позволит создать основу для взаимоприемлемых отношений и сотрудничества коммунальных предприятий и городской администрации. Гармонизация интересов будет обусловливаться двухсторонними преимуществами:
- коммунальные компании избавляются от нерегламентированных популистских действий власти по пересмотру тарифов и могут строить долгосрочную стратегию на более предсказуемой основе;
- муниципалитет получает возможность более жестко контролировать выполнение инвестиционной программы предприятий и ее соответствие общегородским целям.
Анализ динамики основных показателей развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства показывает, что, несмотря на положительные тенденции последних лет, жилищнокоммунальный комплекс России по-прежнему испытывает хронический дефицит финансовых ресурсов, эксплуатирует критически изношенные основные фонды. Эти факты подтверждают необходимость реформирования ЖКХ при помощи перехода на путь повсеместного использования инноваций. Ведь главным фактором конкурентоспособности продукции или услуги является способность удовлетворять потребности покупателей, а для этого необходимо внедрять инновации, улучшающие потребительские свойства товаров и услуг. Для решения этой задачи необходимо эффективное использование всех существующих механизмов привлечения инвестиций для внедрения инновационных продуктов на предприятиях ЖКХ. Важнейшим источником финансирования инноваций в ЖКХ по-прежнему остаются платежи потребителей, величина которых напрямую зависит от величины тарифа. Поэтому именно обоснованность и целевое использование части тарифа на финансирование капитальных затрат и технико-технологических инноваций позволит организациям ЖКХ более интенсивно внедрять инновационную технику, технологию и материалы при оказании жилищных и производстве коммунальных услуг.
Кириллов Ярослав Валерьевич -
аспирант кафедры «Экономика и управление на автомобильном транспорте»
Саратовского государственного технического университета Статья поступила в редакцию 04.07.07, принята к опубликованию 15.01.08