Научная статья на тему 'Совершенствование ценообразования и тарифной политики в ЖКХ'

Совершенствование ценообразования и тарифной политики в ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1647
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / УСЛУГА / ЦЕНА / ТАРИФ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каменева Е.А.

В статье на основе ценностного подхода получил развитие регулируемый ценностный подход к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги, обеспечивающий переход от финансирования затрат отраслевых предприятий и организаций к приобретению качественной жилищно-коммунальной услуги. Сформулированы базовые принципы тарифной политики и предложены методические подходы к формированию тарифов в коммунальной сфере, предполагающие фиксирование в структуре тарифа порога рентабельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование ценообразования и тарифной политики в ЖКХ»

12 (36) - 2010

Отраслевые финансы

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В жкх

Е. А. кАМЕНЕвА,

доктор экономических наук, профессор кафедры финансового менеджмента E-mail: kameneva. e@rambler.ru Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации

В статье на основе ценностного подхода получил развитие регулируемый ценностный подход к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги, обеспечивающий переход от финансирования затрат отраслевых предприятий и организаций к приобретению качественной жилищно-коммунальной услуги. Сформулированы базовые принципы тарифной политики и предложены методические подходы к формированию тарифов в коммунальной сфере, предполагающие фиксирование в структуре тарифа порога рентабельности.

Ключевые слова: финансы, жилищно-коммунальное хозяйство, услуга, цена, тариф.

Вопросы совершенствования финансовых отношений и финансового обеспечения жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) для его дальнейшего реформирования и развития во многом зависят от эффективности ценообразования на жилищно-коммунальные услуги. Общепринятым подходом в этой сфере является затратное ценообразование, основанное на традиционно сложившемся понимании тарифа как суммы установленных нормативных затрат по соответствующей структуре и нормативной рентабельности [2, с. 56—60, 222—234], что является основанием для включения в тариф неэффективных затрат.

В современных условиях потребительная стоимость жилищно-коммунальной услуги оторвана от реальной. В результате нерациональной тарифной политики практически все финансовые риски и издержки организаций ЖКХ ложатся на конечного потребителя. Фактически потребитель оплачивает расходы предприятия, а не цену услуги.

На взгляд автора, необходим переход к регулируемому ценностному подходу при формировании цен и тарифов в ЖКХ, что обеспечит постепенный переход от финансирования затрат отраслевых организаций к приобретению качественной жилищно-коммунальной услуги. Ценностное ценообразование — установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало получение большей прибыли за счет достижения выгодного для предприятия соотношения «ценность / затраты» (рис. 1).

Рассматривая названные методы, следует учитывать принципиальную разницу формирования цен на услуги жилищных (управляющих, подрядных) организаций и на услуги коммунальных (ресурсоснабжающих) организаций (рис. 2), поскольку деятельность последних по объективным причинам не подвержена конкуренции.

Поскольку работы и услуги, связанные с содержанием и ремонтом многоквартирного дома, становятся в современных условиях конкурентными, государственное вмешательство должно ограничиваться установлением стандартов качества жилищных услуг и осуществлением мониторинга их предоставления, а также созданием благоприятных условий для развития частного бизнеса в этой сфере.

Экономическое обоснование общей потребности в финансах на обеспечение жилищных услуг (содержание и ремонт, капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома), как правило, проводится на основе совокупности трудовых, материальных и финансовых нормативов, которые позволяют оценить расход ресурсов, а их

I. Затратный подход

Продукт —► Техно- Затраты —► Цена Цен- —► Покупа-

логия ность тели

II. Ценностный подход

Покупа- —► Цен- Цена Затраты —► Техно- Продукт

тели ность логия

Управление многоквартирным домом. Содержание дома. Текущий ремонт. Капитальный ремонт (оплату производят только собственники помещений)

I

Холодное водоснабжение Горячее водоснабжение. Водоотведение. Электроснабжение. Газоснабжение. Отопление

Размер платы за содержание и ремонт определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год

Устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства

1

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается из объема потребляемых коммунальных услуг по приборам учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ

Определяется на общем собрании собственников помещений

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ плата за коммунальные услуги для граждан устанавливается с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, определяемых в соответствии с указанным Федеральным законом

рис. 1. Алгоритм затратного и ценностного подходов к ценообразованию

ЖИЛИЩНЫЕ УСЛУГИ (услуги управляющих субъектов и жилищных организаций) КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ (услуги ресурсоснабжающих организаций)

1 А

рис. 2. порядок формирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги

калькуляция (смета) по экономическим элементам — обосновать тарифы и информировать об этом потребителей [1]. Определенная величина потребности в финансовых средствах на содержание и ремонт жилищного фонда является базовой (стартовой).

Рассмотрим структуру жилищных услуг и порядок установления платы за жилое помещение в соответствии с российским законодательством [6]. Плата за жилищные услуги включает в себя плату за наем жилого помещения (для нанимателей),

плату за содержание и текущий ремонт, плату за капитальный ремонт (для собственников) общего имущества многоквартирного дома (рис. 3).

Плата за наем (плата за пользование жилым помещением) устанавливается органами местного самоуправления для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда. Установление платы за наем не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Размер платы за содержание и ремонт определяется составом и периодичностью данных работ и услуг и устанавливается собственниками помещений на общем собрании с учетом предложений управляющей организации либо органами управления ТСЖ (ЖСК), исходя из принятой сметы доходов и расходов нагод. В случаях, если собственники не определили способа управления многоквартирным домом, не приняли решения о размере платы либо принятое собственниками решение не было реализовано, размер платы за содержание и ремонт устанавливают органы местного самоуправления. В полномочиях органов местного самоуправления определено также установление размера данного платежа для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.

Примерный перечень работ, связанных с содержанием, текущим и капитальным ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, утвержден постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 в приложениях 1—3 к «Правилам содержания общего имущества в многоквартирном

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

7х"

21

рис. 3. структура платежей за жилищные услуги и порядок оплаты при реализации

доме» [8]. Рекомендуемый перечень обязательных и дополнительных услуг для проведения открытых конкурсов по выбору управляющих организаций определен также в постановлении Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» [7].

Несмотря на то, что реформирование ЖКХ реализуется с 1991 г., жилищная сфера сохранила большое количество черт, существовавших еще в советское время, и не приобрела качеств, присущих рыночной экономике. Так, практически отсутствует свойственная жилищной сфере в странах с рыночной экономикой «жилищная карьера», связывающая потребность в жилой площади и платежеспособный спрос населения с типами многоквартирных домов по комфортности и перечню обязательных и дополнительных услуг по их содержанию. Для участников рынка жилищно-коммунальных услуг именно система ценообразования является экономическим носителем информации о состоянии дел и проводимых преобразованиях.

Требования потребителей к комфортности жилья, предназначенного для социального, коммерческого найма и жилья, приобретаемого в частную собственность, существенно различаются, поэтому при проектировании жилья естественно применение разных объемно-планировочных решений самих домов, помещений в них и благоустройства придомовых территорий. Любое новое жилье, сдаваемое в эксплуатацию (как приобретаемое гражданами, так и сдаваемое им в наем), затратно для муниципального образования, поскольку оп-

лачивается населением в соответствии с федеральными стандартами и по ставкам, являющимся частью экономически обоснованных тарифов. Для осуществления экономически и социально обоснованной ценовой политики и формирования механизмов эффективной эксплуатации жилищного фонда необходимо формирование требований и стандартов эксплуатации в соответствии с уровнем комфортности (социальное жилье, элитное жилье) и формой собственности на жилье. Эти требования и стандарты должны быть четко увязаны с понятием жизненного цикла объекта недвижимости и обеспечивать эффективное функционирование на протяжении этого периода.

Поскольку объектом управления в жилищной сфере является многоквартирный дом, постольку необходимо ведение пообъектного учета затрат (или доходов и расходов), то есть все средства, собранные с жильцов данного многоквартирного дома, должны расходоваться на нужды этого же дома. Такая практика позволит избежать перекрестных текущего и капитального ремонта, субсидирования жилых домов разного года постройки, материала стен и т. п.

Внедрение пообъектного учета затрат выявило проблемы, существовавшие при стандартной схеме учета затрат, когда расходы списывались на весь жилищный фонд сразу. Отсутствие пообъектного учета допускает многократное списание затрат на одни и те же работы, что приводит к возможным злоупотреблениям и припискам, а отсутствие независимой общественной экспертизы обоснованности затрат и качества предоставляемых услуг в сфере ЖКХ, несовершенство муниципального законодательства в данной сфере в значительной степени способствуют возникновению коррупции.

В целях планирования надлежащего содержания общего имущества и выбора способа управления многоквартирным домом собственниками помещений составляется смета доходов и расходов (финансовый план). Для соблюдения пообъектного учета затрат целесообразно вести следующие внутренние документы: лицевой счет многоквартирного дома, информационный документ о спе-

циальных фондах, реестр помещений по формам собственности.

Поскольку в коммунальной сфере применение конкурентных механизмов ограничено, здесь требуется применение тарифной политики, направленной на сдерживание цен на коммунальные услуги и регулирование деятельности ресурсос-набжающих организаций. Переход к рыночным методам хозяйствования сделал недопустимым практику перекладывания необоснованных затрат с одной группы потребителей на другую.

Завышенные коммунальные платежи, закладываемые в себестоимость промышленных товаров и продуктов питания, по подсчетам специалистов, увеличивают их стоимость от 12 до 80 % и делают их неконкурентоспособными на рынке соответствующих товаров. Другими словами, каждый гражданин, не оплачивая реальной стоимости потребляемых коммунальных услуг, оплачивает их опосредованно, приобретая товары повседневного спроса и продукты питания по необоснованно завышенным ценам. В этих условиях должна быть подвергнута коренному изменению идеология формирования тарифа.

Как показывает опыт, затратно-нормативный метод, основанный на традиционно сложившемся понимании тарифа как суммы установленных нормативных затрат по соответствующей структуре и нормативной рентабельности, является основанием для включения в цены неэффективных затрат и, как следствие, завуалированного роста тарифов.

Помимо этого, имеют место следующие факторы, наличие которых в очередной раз доказывает необходимость отказа от стереотипов в существующих методах ценовой политики в ЖКХ.

1. Значительные различия в установлении размеров платежей населения по регионам, при этом при формировании коммунального тарифа не учитывается платежеспособный спрос населения.

2. Нарастание износа и повреждений основных фондов. Для справки: средний уровень износа основных фондов объектов ЖКХ составляет около 80 %, более 20—25 % отслужили свой срок, но продолжают эксплуатироваться. Ежегодно заменяется не более 0,5 % сетей при нормативной потребности 4—5 % (а с учетом сложившегося износа основных фондов — 8—10 %). Усугубление последствий нарушения экологии привело к чрезмерно высокой вероятности катастроф в масштабе городов и регионов, затрагивающих миллионы людей и сотни предприятий. При этом количество городов, в которых жилищно-коммунальное хозяйство мо-

жет в ближайшие годы потерять способность к выполнению функций жизнеобеспечения, резко увеличивается.

3. Недофинансирование содержания и ремонта жилья и объектов коммунальной инфраструктуры, в результате чего потребность жилищно-коммунальной сферы в финансовых ресурсах, поступающих из всех источников (средств населения и других потребителей услуг, дотаций из бюджета, внебюджетных средств), удовлетворяется не более чем на 70 %, а в некоторых городах этот показатель еще ниже.

Сформулируем несколько базовых принципов, которые должны лежать в основе всех мероприятий по тарифному регулированию в коммунальной сфере:

• принцип своевременности и полноты бюджетного финансирования;

• принцип оптимизации интересов;

• принцип последовательности и прогнозируе-

мости изменения тарифов;

• принцип открытости;

• принцип объективности.

Принцип своевременности и полноты бюджетного финансирования при предоставлении коммунальной услуги потребителю с экономической точки зрения очевиден — регулируемое предприятие должно получать финансовые ресурсы в объеме, достаточном для компенсации всех произведенных им обоснованных издержек. Между тем ситуация, когда органы местного самоуправления утверждают тарифы на уровне ниже себестоимости или не выполняют своих обязательств по выплатам за льготные категории граждан (там, где еще не введены адресные социальные субсидии), встречается достаточно часто. Это приводит к хроническому недофинансированию муниципальных предприятий, снижению качества оказываемых услуг, ухудшению технического состояния муниципальной собственности. Необходимо, чтобы орган местного самоуправления зафиксировал свои обязательства при установлении величины тарифов.

Этот принцип имеет и другой аспект. В общем случае тариф для потребителя складывается как сумма цен работ всех участников предоставления услуги. При этом цены отдельных участников этого процесса могут быть как регулируемыми, так и определяемыми рынком. Например, тариф на отопление может состоять из:

• регулируемой цены производителя тепла;

• регулируемой цены транспортировки по магистральным и внутриквартальным сетям;

ФИНАНСОвАя АНАлИтИкА

проблемы и решения

• рыночной цены обслуживания внутридомовых

сетей;

• рыночной цены обслуживания приборов учета;

• рыночной цены услуг по начислению и сбору

платежей.

Каждый участник предоставления услуги потребителю должен получить причитающуюся ему плату за произведенные работы. Поэтому при установлении тарифа следует отслеживать, чтобы в его структуру попали все составляющие, необходимые для оплаты всех работ.

Принцип оптимизации интересов всех сторон. Установление тарифов затрагивает интересы большого количества сторон (муниципалитета как собственника имущества, регулируемого предприятия, управляющего субъекта, потребителей, инвесторов). Эти интересы противоречивы, и одна из основных задач системы тарифного регулирования — обеспечить при установлении тарифа учет и сбалансированность этих интересов. Само формирование тарифа на коммунальные услуги должно заключаться в поиске компромисса между техническими задачами и финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособным спросом потребителей.

Достаточно важный аспект — учет интересов населения. В процессе установления тарифа необходимо проводить оценку того, насколько предлагаемый тариф приемлем для общества. В этом отношении можно говорить не только об экономической, но и о социальной обоснованности тарифа.

Принцип последовательности и прогнозируемос-ти изменения тарифов. Система регулирования коммунальных организаций должна обеспечивать прогнозируемость и предсказуемость изменения тарифов. Установление тарифов должно производиться на определенный срок (период регулирования). Это требование преследует выполнение трех целей. Во-первых, создает определенность в отношении будущих денежных потоков предприятия, что снижает риски инвестирования. Во-вторых, в течение регулируемого периода предприятие может снижать издержки, а полученную экономию расходовать по своему усмотрению. В-третьих, это способствует экономической определенности для потребителей коммунальных услуг.

Принцип открытости. Процедуры тарифного регулирования должны обеспечивать публичность формирования тарифов. Это необходимо для достижения доверия со стороны потребителей коммунальных услуг и баланса интересов при регули-

ровании. Открытость системы должна обеспечить необходимое методическое и информационное взаимодействие между отдельными элементами этой системы: мониторингом, подготовкой и рассмотрением заявок на пересмотр тарифов, их утверждением и вступлением в силу.

Принцип объективности. Одной из основных проблем существующей системы тарифного регулирования коммунальных предприятий является ее политизированность. Потребителю должен быть дан грамотный и обоснованный ответ на вопрос, почему утверждены именно такие тарифы и какое качество коммунальных услуг можно требовать за эти деньги.

В современных условиях образование тарифа на коммунальные услуги, как правило, происходит по принципу «издержки плюс рентабельность», то есть к расчетной себестоимости продукции (услуг) прибавляется определенный процент рентабельности, и, исходя из этого, формируются итоговые значения тарифов по группам потребителей. Такая система, основанная на затратных принципах формирования тарифов, не стимулирует коммунальщиков снижать себестоимость.

В самом деле, если ресурсоснабжающая организация снизит себестоимость услуг, то в рамках существующей системы тарифного регулирования тариф также будет снижен. Если прибыль, включаемая в тариф, рассчитывается как определенный процент от себестоимости, то снижение издержек приведет и к снижению абсолютной величины прибыли, включаемой в тариф. В результате предприятие оказывается заинтересованным в росте себестоимости.

Как правило, существующие подходы к ценообразованию рассматривают предоставление той или иной коммунальной услуги как деятельность одной организации, выполняющей основной объем работ по оказанию услуги, а не как совокупность взаимодействий нескольких хозяйствующих субъектов. Такая ситуация приводит к тому, что деятельность отдельных технологически задействованных учреждений не учитывается при формировании тарифов на коммунальную услугу. Так, при определении тарифа на отопление нередко исходят из стоимости производства тепла, не учитывая стоимости транспортировки тепла по разводящим квартальным и внутридомовым сетям.

Отсутствует методология определения тарифа на ту или иную коммунальную услугу, если она предоставляется на территории муниципального образования несколькими предприятиями по раз-

ным ценам ввиду, например, объективно разной стоимости тепловой энергии от разных источников или разных конкурсных цен на обслуживание жилищного фонда. Такая ситуация часто приводит к тому, что утверждаемый тариф не формирует реального объема финансов, необходимых для предоставления услуги в пределах муниципального образования.

В существующей системе вопросы тарифов на коммунальные услуги часто являются инструментом для достижения политических целей глав местного самоуправления или депутатского корпуса. Обещания не повышать тарифов на жилищно-коммунальные услуги в ходе предвыборной борьбы — более чем распространенное явление. В результате принимаемых популистских решений муниципальные коммунальные предприятия не получают достаточных для нормальной работы финансовых ресурсов. Это приводит к ухудшению технического состояния их основных средств и снижению качества коммунальных услуг.

Существующая практика тарифного регулирования не стимулирует притока внебюджетных средств для финансирования инвестиционных проектов в коммунальной инфраструктуре. Даже при наличии хорошо проработанного проекта основной риск инвестирования в коммунальные предприятия связан с существующей системой тарифного регулирования. При установлении тарифов интересы потенциальных инвесторов не учитываются, процедуры тарифного регулирования непрозрачны и непонятны потенциальному инвестору. Такое положение дел практически вводит запрет на привлечение инвестиций в коммунальное хозяйство.

Таким образом, на взгляд автора, основной проблемой в сфере тарифной политики сегодня является отсутствие единого подхода к регулированию в этой сфере как к системе отношений. Это проявляется, например, в том, что до сих пор не принят методический документ, определяющий современный подход к формированию тарифа и действительно отвечающий требованиям политики реформирования отрасли.

Без сомнения, введение двухставочных тарифов — это одно из направлений совершенствования тарифного регулирования, пришедшее на смену прежней практике, основанной на нормативном потреблении ресурсов в условиях отсутствия приборов учета, что не способствовало их рациональному использованию. Двухставочный тариф на услуги коммунального хозяйства включает:

— тариф, который устанавливается за присоединенную мощность и означает плату за возможность предоставления определенного количества услуги в случае желания потенциального (т. е. подключенного) потребителя получить ее. Тариф должен возмещать затраты производителя на поддержание основных средств в работоспособном состоянии;

— тариф за фактически предоставленную услугу, который должен возмещать затраты, возникающие у производителя в случае доведения услуги до потребителя, и обеспечивать расширенное воспроизводство.

Таким образом, в наши дни определение коммунального тарифа идет на основе разработанных ресурсоснабжающей организацией инвестиционной и производственной программ. Производственная программа — это проект деятельности указанной организации по обеспечению производства ею товаров (оказания услуг) в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, который включает мероприятия по реконструкции эксплуатируемой системы коммунальной инфраструктуры и (или) объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Инвестиционная программа — определяемый органами местного самоуправления для организации коммунального комплекса проект финансирования строительства и (или) модернизации коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) бытовых отходов [9]. Другими словами, существующая структура коммунального тарифа состоит из затрат на выполнение производственной программы и затрат на реализацию инвестиционной программы (инвестиционная надбавка).

Несмотря на то, что во всех этих документах провозглашается принцип первичности объема финансовых средств, необходимых для реализации производственной и инвестиционной программ предприятия, расчет экономически обоснованного тарифа сводится к калькуляции себестоимости, выявлению прибыли как финансового результата, исходя из некоего норматива рентабельности. При этом основополагающим является постатейный расчет затрат на производство услуги по последовательным стадиям. Например, статьи затрат рассчитываются преимущественно по нормативам удельного расхода топлива, энергии и материалов на единицу производства услуги; статьи аморти-

ФИНАНСОвАя АНАлИтИкА

проблемы и решения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зации — по нормам амортизации в зависимости от балансовой стоимости основных средств; статьи заработной платы — по нормативной численности персонала и величине оплаты труда согласно Межотраслевому тарифному соглашению.

С одной стороны, этот нормативный метод уместен для производств, состоящих из ряда одинаковых или повторяющихся операций, каковыми являются, например, водоснабжение, водоотведе-ние и теплоснабжение. В существующих на сегодня методических рекомендациях по финансовому обоснованию цен [3—5] детально приводятся формулы расчета затрат по технологическим стадиям производства и предоставления услуг водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения. Действительно, многие нормативы удельных затрат материалов, топлива, энергии определяются сугубо технологическими особенностями производства.

С другой стороны, этот метод предъявляет повышенные требования к установлению нормативов, которые должны соответствовать данному уровню технического состояния основных средств, используемой технологии, применяемой форме организации труда, квалификации сотрудников и т. п. Большое значение здесь придается выявлению отклонений фактических данных от нормативных, с помощью анализа которых обеспечивается обратная связь в цепи управления производством.

Однако нельзя не учитывать того обстоятельства, что с развитием науки, техники, технологий нормативы устаревают и требуют пересмотра. Более того, установление нормативов — не только определение тех или иных величин, но и инструмент мотивации. Другими словами, посредством нормативов должны решаться задачи стимулирования экономии, повышения эффективности труда, улучшения качественных характеристик производимого продукта и т. п. Но, как показывает практика, существующие нормативы далеко не всегда способствуют решению этих задач. Например, отсутствие приборов учета расхода воды вызывает установление повышенных нормативов ее потребления и побуждает предприятие водоснабжения увеличивать валовой показатель отпуска воды.

Очевидно, что по многим аспектам расчета тарифов без использования нормативного метода обойтись невозможно, но и придавать ему исключительное значение представляется не совсем целесообразным. Использование этого метода будет эффективным в случае регулярного пересмотра нормативов ввиду изменения научно-технических, технологических и прочих условий хозяйствования.

Автор предлагает использовать метод директ-костинга при формировании тарифов на коммунальные услуги. Директ-костинг — метод калькуляции себестоимости реализованной продукции (услуг), при котором все затраты разделяются на постоянные и переменные, и только переменные затраты относятся к себестоимости продукции [10, с. 66—71]. Метод основывается на следующих принципах:

— разделение затрат по элементам на постоянные и переменные;

— исчисление себестоимости произведенной и реализованной продукции (ресурсов) на базе распределения переменных (операционных) затрат;

— сравнение полученной таким образом переменной себестоимости с ценой реализации в целях определения разницы, называемой маржой с переменных затрат;

— возмещение постоянных затрат за счет различных видов маржи с переменной себестоимости для определения результата деятельности и рентабельности предприятия.

Иначе говоря, при этом методе ключевым является получение такой маржи, которая позволяла бы возместить постоянные расходы и получить прибыль. Очевидно, что в случае возмещения только постоянных расходов предприятие находится в точке безубыточности, то есть нулевой прибыли.

Положительной стороной метода является его нацеленность на конечный результат, т. е. определение маржи в целом по предприятию и производственному результату как базиса оперативного управления ценами и ценообразованием.

Применение директ-костинга имеет как преимущества, так и недостатки. К примеру, поскольку отпадает необходимость в условном распределении постоянных затрат, то несколько упрощается процедура калькулирования себестоимости. Однако в этом случае возникают две проблемы:

— классификации затрат на переменные и постоянные;

— объективность включения переменных затрат в себестоимость.

При этом методе изменение структуры предприятия и связанные с ним изменения постоянных затрат не оказывают влияния на себестоимость изделий (услуг), а также создается возможность определения порога рентабельности, то есть точки безубыточности производства. Но в то же время возникает опасность, что или полученной маржи может не хватить для возмещения постоянных расходов, или в числе постоянных расходов будут

такие, которые могут быть сразу отнесены на себестоимость продукции.

Что касается порога рентабельности коммунальных организаций, на наш взгляд, необходимость его фиксации в структуре тарифа не вызывает сомнений. По данным отдельных ресурсоснабжа-ющих предприятий, структура тарифа на практике оказывается следующей: фонд оплаты труда — 40,6 %, материальные затраты — 33,9 %, капитальный ремонт — 5,2 %, при этом рентабельность может составлять до 30—40 %. По нашей экспертной оценке, порог рентабельности коммунальных организаций следует закрепить на уровне от 5 до 15 % в зависимости от степени государственного регулирования организации.

Главным преимуществом данного подхода в сфере коммунального тарифообразования является его нацеленность на конечный результат — реализуемую услугу. Наглядно рекомендуемая структура коммунального тарифа показана на рис. 4.

Новый регулируемый ценностный подход к расчету коммунальных тарифов на основе директ-кос-тинга должен стимулировать организацию включать в тариф только реальные затраты, не забывая при этом обеспечить достаточную норму доходности, а также внедрять ресурсосберегающие технологии.

Со стороны органов власти для построения эффективной системы тарифного регулирования необходимо:

— стимулировать коммунальные предприятия к снижению издержек, повышению качества оказываемых услуг;

Порог

рентабельности,

в том числе

инвестиционная Постоянные ^ ^

составляющая

затраты \ _

(50 - 60%) 4

—1

Переменные затраты (20 - 30%)

рис. 4. структура коммунального тарифа: рекомендуемый вариант на основе директ-костинга и фиксации порога рентабельности

— способствовать привлечению инвестиций в коммунальные предприятия и коммунальную инфраструктуру;

— обеспечивать коммунальным (муниципальным) предприятиям формирование достаточного для реализации их целей объема финансовых ресурсов;

— учитывать формирование конкурентных отношений в ряде подотраслей жилищно-коммунального хозяйства;

— иметь встроенные механизмы, позволяющие снизить политизированность процесса установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Формирование целостной и эффективной системы тарифного регулирования в сфере ЖКХ, а также реализация предложенных подходов к определению цен на жилищные и тарифов на коммунальные услуги будет способствовать переходу от финансирования затрат соответствующих организаций к приобретению доступных и качественных услуг населением.

Список литературы

1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ.

2. Липсиц И. В. Ценообразование. Управление ценообразованием в организациях: учебник. М.: Эко-номистъ, 2004.

3. Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства: постановление Госстроя России от 23.02.1999 № 9.

4. Методические рекомендации по финансовому обоснованию цен на воду и отведение стоков: приказ Госстроя России от 28.12.2000 № 302.

5. Методические рекомендации по финансовому обоснованию цены на тепловую энергию и теплоноситель: приказ Госстроя России от 28.12.2000 № 304.

6. О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам: постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 307.

7. О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом: постановление Правительства РФ от 06.02.2006 №75.

8. О Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме и Порядке изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения: постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.

9. Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса: Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ.

10. Савчук В. П. Управление прибылью и бюджетирование. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

7х"

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.