Научная статья на тему 'Направления структурного изменения финансового механизма сферы жилищно- коммунальных услуг'

Направления структурного изменения финансового механизма сферы жилищно- коммунальных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
419
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болдырева И. А.

В статье рассмотрена категориальная сущность финансового механизма сферы жилищно-коммунальных услуг и его элементная структура. Проанализирована трансформация системы финансирования сферы жилищно-коммунальных услуг в контексте рыночных преобразований. Обозначены тенденции формирования финансового механизма отрасли в условиях рыночного функционирования с учетом многообразия интересов субъектов сферы ЖКХ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления структурного изменения финансового механизма сферы жилищно- коммунальных услуг»

Реформа жилищно-коммунального

хозяйства

направления структурного изменения финансового механизма сферы жилищно-коммунальных услуг

И. А. БОЛДЫРЕВА,

кандидат экономических наук Гоу впо «Южный федеральный университет»

реформа жилищно-коммунального хозяйства стала сегодня одним из приоритетных направлений социально-экономических преобразований в россии. В основе реформирования жилищно-коммунального хозяйства лежит тезис о переводе отрасли на самофинансирование путем переориентации бюджетного дотирования предприятий и организаций данной сферы на социальную поддержку конкретных потребителей, относящихся к малообеспеченным группам населения. решение вопроса финансирования сферы жилищно-коммунальных услуг в рыночных условиях требует выявления тенденций и закономерностей в аккумулировании и распределении денежных средств, разработки концептуальных подходов к выявлению источников финансового обеспечения отрасли, возможности их привлечения. таким образом, трансформационные процессы предполагают не только изменение системы финансирования отрасли, но и реформирование всего финансового механизма ЖКХ.

рассмотрение проблемы построения финансового механизма сферы жилищно-коммунальных услуг, адекватного рыночным условиям хозяйствования, требует рассмотрения категориальной сущности финансового механизма с позиции теории финансов. сущность категории «финансовый механизм» в научной литературе раскрывается по-разному. так, с. Большаков рассматривает финансовый механизм как составную финансовой конструкции хозяйства [1]. согласно данной те-

ории финансовая конструкция, в рамках которой функционируют финансы предприятий, компаний, государства, есть функция политики власти. Если финансовая конструкция является атрибутом политического курса, экономической и финансовой политики, то финансовый механизм — атрибут управления финансами для решения выдвинутых целей и поставленных этой политикой задач. Финансовая конструкция меняется всякий раз, когда отдельные финансовые механизмы не обеспечивают практической реализации целей и задач, выдвинутых финансовой политикой [1].

Ученый А. Балабанов характеризует финансовый механизм как систему действия финансовых рычагов, выражающуюся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов [2]. Причем главенствующую роль в фундаменте финансового механизма он отводит процессу организации, выделяя в качестве его элементов координацию и регулирование.

Финансовый механизм может рассматриваться как совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения [3]. рассмотрение финансового механизма как системы форм и методов организации финансовых отношений предполагает оценку степени государственного регулирования и в соответствии с этим разделения директивного и регулирующего финансового механизма. директивный финансовый механизм

связан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство посредством налогов, государственного кредита, бюджетного процесса и т. д. регулирующий финансовый механизм определяет основные направления использования финансовых отношений, не затрагивающих напрямую интересов государства посредством организации внутрихозяйственной деятельности на предприятиях.

В условиях развития рыночных отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг закономерной является трансформация финансового механизма отрасли из директивного в регулирующий, более того, в саморегулирующий. В то же время ослабление регулирующей роли государства в отношении сферы ЖкХ, обслуживающей одну четвертую часть основных фондов рФ и предоставляющей услуги социальной значимости, может привести к произволу местных органов власти, обострению социальной напряженности.

Более точным и емким, на взгляд автора, является рассмотрение финансового механизма как системы управления финансовыми отношениями с помощью финансовых методов посредством финансовых рычагов. такое определение финансового механизма позволяет выделить основные его элементы (финансовые отношения как объект финансового управления, финансовые методы и финансовые рычаги) и тенденции их развития в процессе адаптации отрасли к рыночным условиям хозяйствования.

таким образом, трансформация финансового механизма сферы жилищно-коммунальных услуг может рассматриваться как: 1) изменение системы организации финансовых отношений в условиях рыночной экономики; 2) усиление внимания к использованию таких методов, как прогнозирование, планирование, ценообразование, распределение, самофинансирование, кредитование, инвестирование, санация, налогообложение, экономическое стимулирование, ресурсосбережение, фондообразование, контроль и экономическая ответственность; 3) переоценка роли таких финансовых категорий, как прибыль, доход, амортизация, стоимость, цена, рентабельность, инвестиции, финансовые ресурсы, основной и оборотный капитал и др.

рассмотрим трансформационные процессы, затрагивающие изменение системы организации финансовых отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг в контексте проводимых реформ. За последнее десятилетие структура финансовых отношений в сфере ЖкХ претерпела кардинальные

изменения. В дореформенный период основу финансовых отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве составляли отношения предприятий ЖкХ с государством по причине практически полной зависимости отрасли от бюджетного финансирования. концепцией реформы ЖкХ в рФ было обозначено поэтапное сокращение бюджетного финансирования, а в перспективе — полное его исключение с одновременным переходом на полную оплату населением стоимости жилищно-коммунальных услуг и широким привлечением негосударственных инвестиций в эту сферу. Были установлены конкретные этапы перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, начиная с 1993 г., в соответствии с которыми к 2003 г. население должно было возмещать полную стоимость услуг. В дальнейшем сроки перевода отрасли на самофинансирование были скорректированы. В 1999 г. Федеральное собрание рФ приняло Закон от 17.06.99 № 113-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики»» (утратил силу с 01.03.2005), которым был продлен срок перехода отрасли на самоокупаемость до 2008 г.

несостоятельность первого решения, заключавшегося в установлении сжатого срока (5 лет) перехода к полной оплате населением стоимости жилищно-коммунальных услуг, проявилась в неспособности населения выдержать выбранные темпы роста тарифов, что привело к массовым неплатежам. реализация реформ в сфере ЖкХ началась в условиях снижения жизненного уровня большей части населения. В результате либерализации цен в 1992 г. были обесценены накопления граждан, а текущих расходов большинству из них едва хватало на удовлетворение минимальных жизненных потребностей. В таких условиях рассматривать доходы населения как основной источник покрытия затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг было абсолютно нереально.

Второе решение, связанное с продлением сроков перевода отрасли на самоокупаемость, часто называют популистским. Отчасти можно согласиться с данным высказыванием. недальновидность принятого решения заключалась в том, что не было предусмотрено, из каких источников предприятия ЖкХ будут дотироваться в связи с убытками, не покрываемыми платежами граждан на продленный срок реформы. Выбранные темпы сокращения бюджетных дотаций свидетельствовали о невозможности привлечения дополнительных бюджетных средств в эту сферу.

Постановлением Правительства РФ от 26.08.2004 № 441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год» был определен федеральный стандарт уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги в размере 100 % от стоимости предоставляемых услуг. Таким образом, перевод предприятий отрасли на самофинансирование законодательно установлен с 2005 г.

Переход к полному возмещению стоимости жилищно-коммунальных услуг населением обозначил потребителя услуг как основной источник финансирования ЖКХ. Государство сохранило за собой лишь обязательства в части поддержки малообеспеченных граждан (предоставлением жилищных субсидий), компенсации выпадающих доходов предприятий ЖКХ, связанных с предоставлением льгот, частичное финансирование затрат, связанных с капитальным ремонтом жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, и финансирование работ по благоустройству территорий (табл. 1).

Снижение доли бюджетного финансирования деятельности предприятий ЖКХ и увеличение доли оплаты услуг населением предполагает переориентацию внимания хозяйствующих субъектов на

потребителя. такое смещение центра внимания оказывает серьезное воздействие на деятельность предприятий ЖКХ, требуя внедрения новых форм и методов организации финансовых отношений между поставщиком и потребителем. Трансформация источников финансирования сферы жилищно-коммунальных услуг обусловливает структурные сдвиги в системе финансовых отношений и необходимость включения в нее новых субъектов, таких как единые операторы, инвесторы и т. д.

Перевод сферы жилищно-коммунальных услуг на рыночные принципы функционирования предполагает уход от «уравниловки» и повышение дифференциации в ценах (тарифах) на предоставляемые услуги. При этом дифференцированный подход в установлении тарифов может иметь различные критерии. В оплате содержания, технического обслуживания, текущего ремонта жилищного фонда и найма жилья в качестве критериев могут выступать благоустроенность, комфортность жилья, степень капитальности и износа жилых домов, критерий отдаленности района проживания от центра, наличие промышленных предприятий в ближайшем расположении от жилых домов и т. д.

Дифференциация тарифов неизбежно приводит к детализации расчетов, что усложняет алгоритмиза-

Таблица 1

Трансформация источников финансирования жилищно-коммунального хозяйства

Вид расходов сферы ЖКХ Источник финансирования 1993 г. 2005 г.

1. Затраты на производство и реализацию жилищно-коммунальных услуг согласно утвержденным тарифам — местный бюджет — население — прочие потребители (юридические лица) 97 % 3 % более 100 % 1 100 % более 100 % 2

2. Выпадающие доходы предприятий ЖКХ, связанные с предоставлением льгот гражданам в оплате жилищно-коммунальных услуг согласно законодательству — консолидированный бюджет 100 % 100 %

3. Капитальный ремонт жилищного фонда — местный бюджет — население 100 % частично частично

4. Капитальный ремонт инженерной инфраструктуры (систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения) — местный бюджет — собственные средства предприятий (включая частные инвестиции) 100 % частично частично

5. Реконструкция и модернизация объектов ЖКХ 3 — федеральный бюджет — бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты и средства предприятий ЖКХ — иностранные инвестиции под государственные гарантии (средства МБРР) 100 % бюджетное финансирование 1 % 98 % 1 %

1 Наличие перекрестного субсидирования, уменьшающего бюджетные дотации за счет завышения тарифов для юридических лиц (коммерческих и бюджетных потребителей).

2 К 2005 году в сравнении с 1993 г. доля перекрестного субсидирования снижена с 30 до 6 %.

3 Данные на 2005 г. согласно постановлению Правительства РФ от 17.11.2001 № 797 «О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».

цию расчетных операций и вызывает необходимость использования современных информационных технологий. существовавшая ранее практика укрупненных расчетов при планировании бюджетных средств и объемов поступления платежей за жилищно-коммунальные услуги от потребителей в рыночных условиях становится неприемлемой.

Предприятия сферы ЖкХ, как правило, не имеют финансовой возможности для разработки качественных информационных систем и профессиональных кадров для их эксплуатации. В этой ситуации возникает потребность в создании специализированных организаций, осуществляющих расчет и сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги и обеспечивающих своевременное поступление денежных средств предприятиям ЖкХ. Появление нового субъекта финансовых отношений — специализированного единого оператора по расчету, сбору и учету жилищно-коммунальных платежей (в лице единого расчетно-кассового центра) позволяет снять с предприятий ЖкХ часть не свойственных им функций и обеспечить профессиональный подход к ведению абонентской базы, расчетных операций и выполнению претензионной работы по имеющейся задолженности.

По большому счету создание единых расчетно-кассовых центров предусматривает решение двух основных видов задач. Первая задача связана с централизацией деятельности по обработке платежей за жилищно-коммунальные услуги (начисление платежей, расчет и пересчет стоимости услуг потребителям с учетом предоставления льгот отдельным категориям граждан), т. е. с информационно-вычислительным обслуживанием или обработкой платежей граждан. Такая централизация позволяет организовать единство и систематизацию расчетов. создание ЕркЦ для данной цели снижает соответствующие затраты каждой организации, предоставляющей жилищно-коммунальные услуги

гражданам и продолжающей осуществлять данную функцию собственными силами. Вторая задача связана с решением проблемы своевременности и полноты перечисления организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги населению, соответствующих платежей граждан, т. е. ЕркЦ берет на себя функции осуществления расчетов по несобственным средствам.

рассматриваемый расчетный центр выступает в качестве посредника между предприятием — поставщиком услуг и потребителем услуг, обеспечивая интересы каждой из сторон. Более того, создаваемая автоматизированная информационная система начисления, сбора и обработки платежей населения на базе единого расчетно-кассового центра представляет возможность поднять на качественно новый уровень информационное и финансовое взаимодействие предприятий сферы жилищно-коммунальных услуг, населения, органов местного самоуправления, органов социальной защиты (жилищные субсидии), службы Заказчика (перерасчеты за недопоставку услуг). Преимущества создания ЕркЦ для различных субъектов сферы жилищно-коммунальных услуг представлены в табл. 2.

Функционирование единого оператора по расчету, сбору и учету жилищно-коммунальных платежей как форма организации финансовых отношений в сфере ЖкХ имеет и макроэкономическое значение. Макроэкономический эффект от появления в системе финансовых отношений сферы ЖкХ расчетно-кассовых центров проявляется в возможности уменьшения транзакционных издержек на операции по расчету и сбору платежей, сокращения операционного цикла, снижения кредитного бремени поставщиков жилищно-коммунальных услуг и, в конечном счете, финансового оздоровления предприятий ЖкХ.

Значимость функционирования ЕркЦ в системе управления и финансового обеспечения

Таблица 2

Преимущества внедрения единого расчетно-кассового центра в сфере ЖКХ

Субъект сферы ЖКХ Преимущества внедрения ЕРКц

Потребители жилищ-но — коммунальных услуг (население) — экономия времени при оформлении оплаты за счет упрощения платежных документов, сокращения их количества; — наглядность действующих тарифов и систем расчетов (по нормативам, по приборам учета); — возможность оплаты всех видов коммунальных услуг по единому документу в любом районе города; — возможность регистрации льгот в одном месте; — своевременность проведения перерасчетов в случае изменения тарифов, недопоставки услуг или изменения законодательства; — гарантированность быстрого получения архивных сведений по лицевому счету о сумме задолженности, переплаты и т. д.

Окончание табл. 2

Субъект сферы ЖКХ Преимущества внедрения ЕРКц

Предприятия — поставщики жилищно-коммунальных услуг — рост собираемости платежей (пополнение оборотных средств); — снижение себестоимости абонентского обслуживания, сбора и обработки платежей; — ежедневные поступления денежных средств; — прозрачность прохождения платежей; — оперативное проведение расчетов при изменении законодательной базы или тарифов; — сокращение документооборота на бумажных носителях; — автоматизация отчетности, оперативность ее представления; — хранение полной истории начислений и оплат жилищно-коммунальных услуг; — получение принципиально новых возможностей для работы с должниками, снижение дебиторской задолженности

Органы местного самоуправления — оптимизация системы управления финансовыми потоками в рамках города (района) и достижения их прозрачности; — наличие оперативной информации о расчетах с поставщиками и уровне сборов с населения; — принятие корректных управленческих решений на основе аналитических отчетов единой базы данных; — возможность создания эффективной системы адресной социальной помощи (льготы, субсидии).

ЖКХ бесспорна. Однако существует ряд аспектов в отношении деятельности ЕРКЦ, которые требуют правового и экономического обоснования. Речь идет, прежде всего, об организационно-правовой форме создания ЕРКЦ и о размере вознаграждения за услуги ЕРКЦ, которое включается в тарифы на жилищно-коммунальные услуги.

В российской практике ЕРКЦ создаются в структуре службы Заказчика (управляющей компании), в структуре Муниципального учреждения (Департамента ЖКХ), в качестве юридического лица (Муниципального унитарного предприятия, ООО). В связи с тем, что деятельность ЕРКЦ является чисто коммерческой, образование его как структурного подразделения бюджетной организации (Муниципального учреждения) является неправомерным. Функционирование ЕРКЦ в форме ООО является рисковым с точки зрения потери контроля за его деятельностью со стороны органов местного самоуправления, что не соответствует регулируемому характеру и социальной значимости предоставляемых услуг. Наиболее приемлем вариант функционирования ЕРКЦ в форме муниципального унитарного предприятия или как структурного подразделения в составе службы Заказчика. В этом случае возможно осуществление коммерческой деятельности при сохранении регулирующей функции со стороны органов местного самоуправления.

В отношении размера вознаграждения за услуги ЕРКЦ целесообразно введение его дифференциации в зависимости от уровня собираемости платежей граждан, что предполагает повышение заинтересованности ЕРКЦ в увеличении собираемости платежей и эффективности его работы. В то же время необходимо согласование изменения

процента вознаграждения ЕРКЦ с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги, так как повышение тарифов приводит к увеличению оборотов ЕРКЦ, а соответственно и его доходов более высокими темпами, чем увеличение его расходов. В перспективе представляется целесообразным создание на базе ЕРКЦ жилищно-коммунального банка в целях развития кредитования предприятий ЖКХ.

Еще одной тенденцией развития финансовых отношений в сфере ЖКХ является организационно-правовое оформление отношений с инвесторами данной отрасли. В процессе перевода сферы ЖКХ на рыночные принципы функционирования развитие инвестирования как одного из методов реализации финансового механизма приобретает первостепенное значение наряду с такими методами, как самофинансирование, ценообразование, планирование, стимулирование, саморегулирование.

Критический уровень износа инженерных коммуникаций (систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения), достигший 60 % уровня, требует значительных капитальных вложений в реконструкцию и модернизацию основных фондов. Государство фактически сложило с себя полномочия по финансированию капиталовложений в жилищно-коммунальное хозяйство и обозначило как основной источник финансирования модернизации и реконструкции коммунальной инфраструктуры собственные средства предприятий, местные бюджеты и частные инвестиции [4]. Учитывая тот факт, что местные бюджеты в большинстве своем имеют ограниченные возможности финансирования жилищно-коммунальной сферы, а муниципальные коммунальные предприятия испытывают трудности в осуществлении текущей деятельности

и предоставлении качественных услуг, рассматривать их как источник финансирования модернизации и реконструкции коммунальных объектов, по меньшей мере, недальновидно.

Проблему острой нехватки финансовых средств для эффективной эксплуатации и модернизации коммунальной инфраструктуры на современном этапе возможно решить лишь путем привлечения инвестиций, частного иностранного и отечественного капитала.

До недавнего времени нормативно-законодательная база функционирования коммунальной сферы не прописывала механизмов предоставления гарантий инвестору с точки зрения тарифного регулирования. В связи с этим отсутствовала возможность осуществления инвестиционной деятельности, в том числе и от использования резервов экономии затрат. Законодательно закрепленный перевод отрасли на самофинансирование с 2005 г. предоставляет реальную возможность перестройки финансового механизма сферы жилищно-коммунальных услуг, в том числе и с позиции развития инвестирования.

Представляется целесообразным использование в россии зарубежного опыта концессионных отношений в сфере инфраструктурных монополий (теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения). Здесь следует отметить, что в сравнении с инвестиционными проектами в других сферах экономики для инфраструктурных проектов характерны более низкие значения практически всех основных показателей инвестиционной привлекательности. к ним относятся долгий срок окупаемости; большой объем капиталовложений; длительный период амортизации основных фондов; значительные технические, экономические политические и социальные риски и др. из всех этих характеристик только объем капиталовложений детерминируется технологическими соображениями. Все остальные (срок окупаемости, размер прибыли, масштабы политического вмешательства) обусловлены институциональной средой, в которой регулируется бизнес в сфере инфраструктурных монополий [5].

Учитывая иностранный опыт привлечения инвестиций в коммунальное хозяйство, можно предположить, что для российских условий наиболее приемлема система привлечения частного капитала, действующая во Франции и основанная на делегированном управлении. делегирование инвесторам исключительных прав на эксплуатацию коммунальных систем и оборудования относится к разряду концессионных договоров и регулирует

инвестиционные отношения между муниципальным образованием и частным лицом. Во Франции практика концессий существует уже 400 лет. концессия как форма управления продолжает существовать и сейчас в сфере коммунальных услуг — в теплоснабжении, водоснабжении, водоотведении, уборке мусора, поставке электроэнергии. Около 10 000 муниципалитетов Франции (из 36 000) делегировали управление водным хозяйством фирмам-концессионерам [6].

Особенностью системы привлечения инвестиций через делегированное управление является сохранение права собственности на коммунальные объекты за местными органами власти, а, следовательно, регулирующих полномочий в приоритетных вопросах (в том числе в тарифной политике). Частный инвестор, беря на себя управление коммунальной службой, несет ответственность за финансовое обеспечение не только производственных процессов, но и модернизации оборудования, наращивания мощностей.

концессионер может также за счет собственных или заемных средств осуществлять строительство и эксплуатацию вновь создаваемых объектов с последующей передачей их в муниципальную собственность после истечения срока договора. Долгосрочная основа контракта (15 — 20 лет) позволяет инвестору окупить вложенные им средства.

В условиях привычной для россии формы функционирования коммунальных предприятий на основе муниципального заказа муниципалитет поручает предоставление коммунальных услуг определенному предприятию на определенный срок (как правило, один год) и на определенных условиях, т. е. в договоре муниципального заказа оговариваются средства достижения цели. Отличительной чертой делегированного управления является тот факт, что собственником коммунальной инфраструктуры и концессионером оговариваются лишь параметры достижения цели (например, соблюдение температурного режима в помещениях при теплоснабжении), но не способ их достижения. концессионер должен обеспечивать функционирование взятого в управление, содержание и эксплуатацию коммунального объекта за свой счет и на свой риск.

следует отметить, что действующие в условиях концессионных договоров тарифы на коммунальные услуги должны быть основаны на принципе полного возмещения потребителями эксплуатационных издержек, капиталовложений и амортизационных отчислений на эксплуатацию и модернизацию

оборудования и инженерных сетей. сохраняющаяся регулирующая роль государства (в лице местных и региональных органов власти) в вопросах тарифного регулирования как собственника коммунальной инфраструктуры позволит сдерживать необоснованный рост тарифов на коммунальные услуги при концессионной схеме отношений. Это в свою очередь должно побудить концессионера к изысканию всех резервов для снижения затрат на производство и реализацию услуг, в том числе за счет использования новейших технологий энергоресурсосбережения, совершенствования процессов организации производства и управления, внедрения финансового менеджмента, так как основной целью деятельности концессионера является получение прибыли на вложенный капитал.

Поскольку концессионная схема управления инфраструктурными объектами является перспективной для формирования инвестиционного климата в россии, на данном этапе развития рыночных отношений в коммунальной сфере жизненно важным стало принятие законодательного акта, регламентирующего гарантии, права и интересы сторон концессионного соглашения. Целью Федерального закона «О концессионных соглашениях» является привлечение инвестиций в экономику, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям [7].

В качестве объектов концессионного соглашения в Федеральном законе значатся в том числе и системы коммунальной инфраструктуры, и иные объекты коммунального хозяйства (объекты водо-, тепло-, газо-, электроснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий).

с выходом ФЗ рФ «О концессионных соглашениях» организационно-правовое оформление концессионных отношений в коммунальной сфере приобрело законодательную основу. Безусловно, использование концессии в коммунальной сфере

способно изменить ситуацию с инвестированием рассматриваемого сектора в лучшую сторону. Однако необходима дальнейшая детальная правовая и экономическая проработка механизма применения концессионных отношений в сфере ЖкХ, их возможных результатов и последствий.

В данной статье рассмотрены преимущественно трансформационные процессы, отражающие изменение системы организации финансовых отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг в условиях рыночных преобразований. Однако решение проблемы формирования нового финансового механизма в сфере ЖкХ требует научного подхода и в переоценке роли таких экономических категорий, как стоимость, цена, прибыль, рентабельность, амортизация, инвестиции, финансовые ресурсы, основной и оборотный капитал, являющихся основой финансового механизма хозяйствующих структур. Важным является и определение экономической границы государственного регулирования, и действия рыночных инструментов в отрасли.

Литература

1. Большаков С. В. Финансы предприятий: теория и практика. — М.: книжный мир, 2005. — 617с.

2. Балабанов А. И., Балабанов И. Т. Финансы: учеб. пособие. — сПб.: Питер, 2004.

3. Финансы / под ред. В. М. родионовой. — М: Финансы и статистика, 2001. — 431с.

4. Постановление Правительства рФ от 17.11.2001 № 797 «О подпрограмме «реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг.».

5. Кокорев В. институциональная реформа в сфере инфраструктуры в условиях естественных монополий // Вопросы экономики. — 1998. — № 4. — с. 115 - 128.

6. Антонов Н. В. Делегированное управление как форма функционирования коммунального хозяйства// Жилищно-коммунальное хозяйство. — 2000. — № 5. — с. 5 - 11.

7. Федеральный закон рФ от 21.07.2005 № 115 «О концессионных соглашениях» — ФЗ. // ЖкХ — журнал руководителя и главного бухгалтера. — 2005. — № 9, ч. II.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.