Научная статья на тему 'Общественная палата Республики Мордовия как элемент общественного контроля'

Общественная палата Республики Мордовия как элемент общественного контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
326
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Любушкин Василий Анатольевич

Статья посвящена показу деятельности общественной палаты Республики Мордовия в сфере общественного контроля. Автором приводится социологический отчет о развитии общественного контроля в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Любушкин Василий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC CHAMBER OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA AS ELEMENT OF PUBLIC CONTROL

Article is devoted to public chamber of the Republic of Mordovia as an element of public control. The author provides the sociological report on development of public control in the Republic of Mordovia.

Текст научной работы на тему «Общественная палата Республики Мордовия как элемент общественного контроля»

т

Конституционное, муниципальное и административное право

основа Общественного совета при Законодательном Собрании Нижегородской области [8], формируются общественные советы на уровне муниципальных образований, накапливается опыт организации общественного контроля самими субъектами общественного контроля.

Литература

1. Об общественном (гражданском) контроле в Пермском крае: закон Пермского края от 21 дек. 2011 г. № 888-ПК // СЗ Пермского края. 2011. № 12.

2. О законодательной инициативе граждан в Законодательном Собрании Нижегородской области: закон Нижегородской области от 8 мая 2013 г. № 62-З // Правовая среда. 2013. 23 мая.

3. О принятии в первом чтении проекта Закона Нижегородской области № 1212-5 «Об основах общественного контроля в Нижегородской области»: постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 26 июня 2014 г. № 1399-У.

УДК

В Республике Мордовия, как и во всей стране, созданы государственный и общественный механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина.

4. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ // СЗ РФ. 2014. № 30 (ч. I). Ст. 4213.

5. Об общественном контроле в Нижегородской области: закон Нижегородской области от 22 сент. 2015 г. № 127-З // Нижегородские новости. 2015. 8 дек.

6. http://www.zsno.ru/ru/news/?nid=9902&a=entry.show (дата обращения: 07.10.2016).

7. Решение Общественной палаты Нижегородской области по вопросу формирования комиссии по общественному контролю при Общественной палате Нижегородской области от 15 июня 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.palata-nn.ru/files/docs/ resheniya/ Palata_15.06.2016.PDF (дата обращения: 24.08.2016).

8. О принятии Положения об Общественном совете при Законодательном Собрании Нижегородской области: постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 25 авг. 2016 г. № 2332-V [Электронный ресурс]. URL: http://bdgo.api.nnov.ru/page.aspx?93775 (дата обращения 07.10.2016).

A. R. Lavrentev

Одним из элементов такой защиты является Общественная палата Республики Мордовия.

THE LAW OF NIZHNY NOVGOROD REGION «ON PUBLIC CONTROL IN NIZHNY NOVGOROD REGION»: HISTORY OF DEVELOPMENT AND ADOPTION, IMPLEMENTATION EXPERIENCE

The article presents an excursus into the history of development and adoption of the law of Nizhny Novgorod region «On public control in Nizhny Novgorod region», indicated some problems of its implementation.

Key words: public control, the law of the Nizhny Novgorod region, public control in Nizhny Novgorod region.

LAVRENTEV Aleksander Rudolfovich - candidate of juridical sciences, associate Professor, the Нead of the Chair of State and Legal disciplines, Privolzhsky branch of Russian State University of Justice, Nizhny Novgorod. E-mail: rap_pf_gospravo@mail.ru

351.9

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Любушкин Василий Анатольевич,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск. E-mail: valyu82@yandex.ru

Статья посвящена показу деятельности общественной палаты Республики Мордовия в сфере общественного контроля. Автором приводится социологический отчет о развитии общественного контроля в республике.

Ключевые слова: общественная палата, гражданское общество, общественный контроль, Республика Мордовия.

Любушкин В. А.

Как считает А. В. Иванов, с которым мы солидарны, «общественная палата как постоянно действующий независимый институт, обладающий действенным механизмом учета мнений общественности, выступает посредником в диалоге между институтами гражданского общества и государственными органами в регионе» [3, с. 84].

Однако механизм общественного контроля в виде общественных палат муниципального уровня в Республике Мордовия не развит. Как справедливо отмечает Т. Н. Михеева: «В ряде муниципальных образований они действуют давно, в других - стали образовываться только после принятия Федерального закона «Об основах общественного контроля», однако во многих они по-прежнему отсутствуют. Полагаем, что проблемы формирования региональных и муниципальных общественных палат взаимосвязаны. По крайней мере, общественная палата субъекта Федерации не должна оставаться в стороне от процесса образования муниципальных общественных палат» [4, с. 52-53].

А. Р. Еремин считает: «"гражданское общество", как и местное самоуправление, базируется на началах самоорганизации, самоуправления и воспринимается как наиболее приемлемое сочетание частно-правовых и публичных начал во взаимоотношениях государства и объединений граждан» [1, с. 75]. Это говорит о том, что сочетание государственного управления, местного самоуправления и развитого гражданского общества дает возможность общественной палате субъекта Российской Федерации быть неким связующим звеном уровней властвования и, осуществляя общественный контроль, защищать интересы граждан (общества, населения) и в государственном, и муниципальном управлении.

Закон Республики Мордовия от 20 февраля 2006 г. № 7-З «Об Общественной палате Республики Мордовия» [2] установил цель, задачи, принципы и порядок формирования, а также правовой статус Общественной палаты республики.

Общественная палата Республики Мордовия осуществляет взаимодействие граждан Российской Федерации, проживающих в Республике Мордовия, с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Республики Мордовия и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод, прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти республики и органов местного самоуправления.

Общественная палата формируется на основе добровольного участия в ее деятельности граждан, имеющих особые заслуги перед Республикой Мордо-

вия и обществом, и граждан, представляющих интересы общественных объединений (включая политические партии), профессиональных союзов и некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в Республике Мордовия и прошедших в установленном порядке государственную регистрацию (ст. 1).

Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных для граждан вопросов экономического и социального развития, обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты конституционных прав и свобод граждан, демократических принципов развития гражданского общества путем:

1) привлечения граждан и организаций к реализации государственной политики;

2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общественно значимый характер и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций;

3) проведения общественной экспертизы (экспертизы) проектов законов Республики Мордовия, проектов иных нормативных правовых актов республики, а также проектов муниципальных правовых актов;

4) осуществления общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти Республики Мордовия и органов местного самоуправления;

5) выработки рекомендаций органам государственной власти Республики Мордовия при определении приоритетов государственной поддержки организаций, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества (ст. 2).

Полномочия Общественной палаты:

1) проводить слушания по общественно важным проблемам;

2) давать заключения о нарушениях законодательства Российской Федерации, законов Республики Мордовия территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Республики Мордовия и органами местного самоуправления и направлять указанные заключения в компетентные государственные органы или должностным лицам;

3) проводить экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов Республики Мордовия, а также проектов муниципальных правовых актов;

4) приглашать руководителей органов государственной власти Республики Мордовия и органов местного самоуправления, иных представителей и специалистов данных органов на пленарные заседания Общественной палаты, заседания совета Общественной палаты, комиссий и рабочих групп Общественной палаты;

Ф1

Конституционное, муниципальное и административное право

5) направлять членов Общественной палаты для участия в работе комитетов и комиссий Государственного собрания Республики Мордовия в порядке, определяемом Регламентом Госсобрания республики, а также в заседаниях Правительства, коллегий органов исполнительной власти Республики Мордовия в порядке, определяемом Правительством Республики Мордовия;

6) направлять в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы государственной власти Республики Мордовия и органы местного самоуправления запросы Общественной палаты. В период между пленарными заседаниями Общественной палаты запросы от его имени направляет совет Общественной палаты (ст. 10).

Решения Общественной палаты, принимаемые в форме заключений, предложений и обращений, носят рекомендательный характер и принимаются большинством голосов от установленного числа членов Общественной палаты. Решения Общественной палаты подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти Республики Мордовия, органами местного самоуправления и их должностными лицами, которым направлены соответствующие решения. О результатах рассмотрения решений Общественная палата уведомляется в письменной форме (ст. 11).

Общественная палата Республика Мордовия в докладе о состоянии гражданского общества в республике в 2014-2015 годах приводит следующие данные социологических опросов.

В феврале 2015 г. НИИ регионологии МГУ им. Н. П. Огарёва и НИИГН при Правительстве Республики Мордовия провели экспертный опрос о развитии гражданского общества в Республике Мордовия в 2013-2014 годах с вопросом: «В каких формах, по Вашему мнению, должна проявляться общественно-политическая активность общественных организаций?» Эксперты ответили следующим образом: участие их представителей в комиссиях, советах органов государственной власти и рабочих группах - 25,8 %; мониторинг реализации решений органов власти, выявление нарушений и злоупотреблений - 16,5 %; разработка и внесение предложений в виде нормативно-правовых актов и программ - 14,5 %; организация общественных слушаний по тем или иным проблемам - 10,5 %; участие представителей в депутатских и общественных слушаниях - 10,5 %; пропаганда деятельности общественной организации - 9,3 %; издание, распространение и публикация в СМИ материалов общественной организации - 5,2 %; проведение пикетов, митингов, демонстраций и других акций -4,4 %; инициирование и проведение собраний и сходов граждан - 2,4 %.

На предложение «Охарактеризуйте взаимоотношения между республиканскими органами государст-

венной власти и институтами гражданского общества Республики Мордовия» ответы распределились следующим образом: 53 % экспертов убеждены, что взаимодействие республиканских общественных организаций с органами государственной власти разных уровней характеризуется как эпизодическое; 32,6 % считают, что взаимодействие имеет взаимовыгодный характер; 10,6 % считают, что осуществляется жесткий контроль со стороны органов власти; 3,2 % затрудняются ответить.

Отвечая на вопрос «Насколько влиятельны общественные организации в политической сфере?», 44 % экспертов пришли выводу, что оказывается несущественное влияние на решения, принимаемые руководством республики, еще 29 % отметили, что общественные организации республики не оказывают никакого влияния, 24 % признают высокую значимость общественных организаций.

По мнению экспертов, главными факторами, которые мешают дальнейшему развитию взаимодействия общественных организаций и органов публичной власти, являются: состояние общественного сознания (общество и власть не в полной мере готовы к независимым гражданским институтам) - 36,1 %; недостаточное финансирование со стороны государства и бизнес-структур - 25,9 %, неполная информированность населения о деятельности общественных организаций - 23,6 % [5, с. 8-9].

Таким образом, выясняется, что в настоящее время далеко не все государственные и муниципальные органы заинтересованно работают с общественными структурами. Вместе с тем граждане ожидают и от государства, и от гражданского общества гораздо большей активности и эффективности, считая необходимым их равноправное партнерство.

В Общественной палате Республики Мордовия накоплен большой опыт позитивной, во многом результативной работы Палаты. Представляется, дальнейшим развитием деятельности Общественной палаты Республики Мордовия должно стать создание целой системы подобных органов во всех муниципалитетах республики, с целью усиления общественного контроля за управленческими процессами властей Республики Мордовия.

Литература

1. Еремин А. Р. Местное самоуправление и гражданское общество // Конституционное развитие России: Межвузовский сборник научных статей. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская гос. академия права», 2004. Вып. 5. С. 73-79.

2. Об Общественной палате Республики Мордовия: закон Республики Мордовия от 20 февр. 2006 г. № 7-3 (ред. от 30.03.2012) // Ведомости Государственного собрания Республики Мордовия. 2006. № 21 (71).

3. Иванов А. В. Конституционно-правовые основы формирования и деятельности общественных палат субъектов

Горнев Р. В.

Российской Федерации (на примере Центрального федерального округа): дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 2011. 207 с.

4. Михеева Т. Н. Актуальные проблемы формирования региональных общественных палат // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 8. С. 52-55.

5. Развитие гражданского общества в Республике Мордовия в 2013-2014 годах: аналит. докл. / отв. ред. В. А. Юрченков; Общественная палата Республики Мордовия. Саранск, 2015. 234 с.

V. A. Lyubushkin

PUBLIC CHAMBER OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA AS ELEMENT OF PUBLIC CONTROL

Article is devoted to public chamber of the Republic of Mordovia as an element of public control. The author provides the sociological report on development of public control in the Republic of Mordovia.

Key words: public chamber, civil society, public control, Republic of Mordovia.

LYUBUSHKIN Vasily Anatolyevich - Candidate of Law Sciences, associate professor, associate professor of the theory and history of state and law, Mordovian state university, Saransk. E-mail: valyu82@yandex.ru

УДК 342.55

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ*

Горнев Роман Вадимович,

аспирант кафедры конституционного и административного права ФГБОУВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: gornev.roman@mall.ru

Статья посвящена изучению зарубежного опыта взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений. Основной целью работы является рассмотрение обозначенного правового опыта с позиций применимости к регулированию аналогичных отечественных конституционно-правовых отношений. Автор обращает отдельное внимание на практику Германии и США. По результатам работы автор делает определенные выводы.

Ключевые слова: гражданское общество, местное самоуправление, неправительственные организации, общественные объединения, органы местного самоуправления.

В настоящее время назрела необходимость совершенствования законодательного механизма взаимодействия органов власти и объединений граждан. Изучение данного вопроса имеет особое значение применительно к уровню местного самоуправления, которое представляет собой связующее звено между государством и гражданским обществом [2, с. 4]. В свою очередь, важнейшим условием эффективного развития местного самоуправления является его взаимодействие с гражданами и институтами гражданского общества [14]. Известный интерес в этой связи приобретает зарубежный опыт правовой регламентации отношений между органами муниципальной власти и общественными объединениями.

Традиционно считается, что в демократических государствах повышение роли общественных объеди-

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-33-01138.

нений прямо пропорционально развитию демократии. Общественные объединения занимают важное место в структуре гражданского общества как в России, так и за рубежом. В своем исследовании В. В. Лысенко приходит к выводу, что общественные объединения являются наиболее характерным признаком гражданского общества, большинство их воплощают собой то, что может быть названо гражданскими инициативами [6, с. 29].

Отечественные исследователи В. С. Нерсесянц и Е. А. Лукашева отмечают, что общественные объединения являются правовой формой взаимоотношений личности и общества [11, с. 15], а также формой ограничения притязаний власти и противовесом всесилию государственной власти, призванной обеспечить ее ограничение и самоограничение [12, с. 25].

Л. Ю. Грудцына отмечает, что проблема взаимосвязи и взаимодействия гражданского общества и го-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.