Научная статья на тему 'О развитии законодательства об общественном контроле в Республике Мордовия'

О развитии законодательства об общественном контроле в Республике Мордовия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
82
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ / СУБЪЕКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Конурина Дарья Вячеславовна

В статье рассматривается развитие законодательства об общественном контроле в Республике Мордовия. Проведен сравнительный анализ законодательства Республики Мордовия об Общественной палате с аналогичными законодательствами других субъектов Российской Федерации. Особое внимание уделено характеристике соответствующих правовых актов Республики Мордовия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Конурина Дарья Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the development of legislation on public integrity in the Republic of Mordovia. A comparative analysis of the legislations on the Public Chamber of Mordovia and other regions of the Russian Federation is carried out. The study focuses on characterization of the relevant legal acts of the Republic of Mordovia.

Текст научной работы на тему «О развитии законодательства об общественном контроле в Республике Мордовия»

КОНУРИНА Д. В.

О РАЗВИТИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ Аннотация. В статье рассматривается развитие законодательства об общественном контроле в Республике Мордовия. Проведен сравнительный анализ законодательства Республики Мордовия об Общественной палате с аналогичными законодательствами других субъектов Российской Федерации. Особое внимание уделено характеристике соответствующих правовых актов Республики Мордовия.

Ключевые слова: общественный контроль, законодательство, субъект, правовые основы общественного контроля, общественная палата.

KONURINA D. V.

DEVELOPMENT OF LEGISLATION ON PUBLIC INTEGRITY IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA Abstract. The article considers the development of legislation on public integrity in the Republic of Mordovia. A comparative analysis of the legislations on the Public Chamber of Mordovia and other regions of the Russian Federation is carried out. The study focuses on characterization of the relevant legal acts of the Republic of Mordovia.

Keywords: public integrity, legislation, region, legal basis for public integrity, public chamber.

На современном этапе развития нашего государства все большее значение начинает приобретать влияние институтов гражданского общества на процесс осуществления публичной власти. Остается наиболее актуальной проблема взаимодействия гражданского общества и власти, в связи с этим интерес к общественному контролю постоянно растет и все больше ученых и практических работников приковывают свои взгляды к данной теме.

По мнению И. Г. Дудко, «общественный контроль выступает одним из значимых средств для обеспечения эффективного функционирования органов публичной власти, выявления фактов злоупотреблений полномочиями органами и должностными лицами, средством предотвращения (пресечения) коррупции, исправления несоответствующей законодательству практики. Взаимодействие институтов гражданского общества с государственными и муниципальными органами власти в ходе осуществления общественного контроля позволяет наладить диалог, выявить актуальные проблемы, создает условие для мирного разрешения конфликтов» [6, c. 90].

1

Сам процесс регулирования отношений по вопросу осуществления общественного контроля в Российской Федерации начался с принятия в 2005 году Федерального закона от 04.04.2005 № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации», и рассматривался как промежуточный этап, направленный на создание основного субъекта общественного контроля. За период отсутствия базового закона, принят и действует регулирующий одну из специфических сфер общественного контроля, - Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящихся в места принудительного содержания». В ряд Федеральных законов были включены нормы, регулирующие отдельные положения осуществления общественного контроля в Российской Федерации. Но только 2014 году был принят базовый Федеральный закон № 212 - от 21.07.2014 ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», устанавливающий правовые основы организации и осуществления общественного контроля в Российской Федерации.

Аналогично протекал процесс развития законодательства об общественном контроле на региональном уровне в Республике Мордовия. Развитие законодательства об общественном контроле в Республике Мордовия началось в 2006 году с принятия Закона Республики Мордовия от 20 февраля 2006 года № 7-З «Об общественной палате Республике Мордовия», который регулировал процедуру формирования и деятельности Общественной палаты Республики Мордовия, в 2016 году закон утратил силу. Его заменил Закон Республики Мордовия от 26 декабря 2016 года № 97-З «О регулировании отдельных вопросов организации и деятельности общественной палаты Республики Мордовия». На основании Федерального закона данный Закон ввел новый порядок формирования состава Общественной палаты Республики Мордовия.

Раньше Общественная палата формировалась на основе добровольного участия граждан следующим образом: семнадцать граждан утверждались Главой Республики Мордовия за особые заслуги перед Республикой Мордовия и обществом, семнадцать представителей организаций включались в состав Общественной палаты по установленным в Законе квотам, и остальные семнадцать представителей организаций избирались путем голосования на общем собрании представителей организаций. В настоящее время Общественная палата состоит из семнадцати человек, которые утверждаются Главой Республики Мордовия по представлению зарегистрированных на территории Республики Мордовия структурных подразделений общероссийских и межрегиональных общественных объединений, семнадцать человек утверждается Государственным Собранием Республики Мордовия по представлению зарегистрированных на территории Республики Мордовия некоммерческих организаций, в том числе региональных общественных объединений, а

2

затем члены Общественной палаты, утвержденные Главой Республики Мордовия, и члены Общественной палаты, утвержденные Государственным Собранием Республики Мордовия, определяют состав остальной части членов Общественной палаты (семнадцать человек) из числа кандидатур, представленных местными общественными объединениями, зарегистрированными на территории Республики Мордовия.

В целях развития законодательства Республики Мордовия об общественном контроле в органах публичной власти было принято Постановление Правительства Республики Мордовия от 31 марта 2014 года № 111 «О формировании Общественных советов при исполнительных органах государственной власти Республики Мордовия» и Постановление Государственного Собрания Республики Мордовия от 26 января 2018 года N 545-VI П «Об Общественном совете при Государственном Собрании Республики Мордовия». Несмотря на то, что данные акты имеют сугубо ведомственный характер и действуют в узкой сфере общественного контроля на территории Республики Мордовия, мы считаем, что формирование Общественных советов при органах публичной власти стало большим шагом в развитии законодательства об общественном контроле в Республике Мордовия.

Сравнительный анализ законодательства Республики Мордовия об Общественной палате с аналогичными законодательствами других субъектов Российской Федерации показывает, что они наделены полномочиями в сфере общественного контроля в разном объеме. Так, в Законе Республики Мордовия от 26 декабря 2016 года № 97-З «О регулировании отдельных вопросов организации и деятельности Общественной палаты Республики Мордовия», сказано, что Общественная палата Республики Мордовия в порядке и формах, установленных федеральными законами, вправе осуществлять общественный контроль за деятельностью органов государственной власти Республики Мордовия, органов местного самоуправления в Республике Мордовия, расположенных на территории Республики Мордовия государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. А в Законе Республики Марий Эл «Об Общественной палате Республике Марий Эл» в качестве основных задач закреплено проведение общественного контроля за ходом республиканских программ, законов Республики Марий Эл, муниципальных нормативно-правовых актов по проблемам развития социально-экономической сферы [4].

В 2017 году продолжилось развитие института общественного контроля в Республике Мордовия. Был принят новый Закон Республики Мордовия от 30 июня 2017 года № 56-З «Об отдельных вопросах осуществления общественного контроля в Республики Мордовия». Данный нормативный акт регулирует отдельные вопросы организации и деятельности

3

Общественной палаты Республики Мордовия. Закон впервые разграничил полномочия органов государственной власти Республики Мордовия в области общественного контроля, определил общие условия формирования Общественных советов при органах государственной власти Республики Мордовия. Он также урегулировал вопросы информационного обеспечения общественного контроля в Республике Мордовия. Но в основном данный Закон содержит отсылочные нормы к федеральному законодательству и не устанавливает дополнительные меры обеспечения общественного контроля как, например, в Законе Нижегородской области, содержащем норму о праве Общественной палаты на создание общественных инспекций, групп общественного контроля и иных организационных структур общественного контроля на территории области [8, с. 176], или в Законе Мурманской области от 14 ноября 2014 г. № 1781-01-ЗМО «О дополнительных мерах обеспечения общественного контроля», согласно нормам которого органы государственной власти Мурманской области и государственные областные организации Мурманской области по запросам организаторов общественного контроля обязаны дать письменные и устные разъяснения по возникающим в ходе общественного контроля вопросам.

Следует признать, что в Законе «Об отдельных вопросах осуществления общественного контроля в Республики Мордовия» отсутствует норма, в которой регулируется участие Общественной палаты Республики Мордовия в формировании Общественных советов при органах законодательной и исполнительной власти региона и Общественных советов муниципальных образований. Развитие данной нормы, как мы считаем, нужно для усиления общественного контроля за управленческими процессами, осуществляемыми государственной властью в Республике Мордовия.

Таким образом, представляется, что институт общественного контроля в Республике Мордовия постепенно развивается. Мы считаем, что следующим важным шагом в развитии общественного контроля должно стать создание системы органов общественного контроля во всех муниципальных образованиях Республики Мордовия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об основах общественного контроля [Электронный ресурс]: федер. закон от 21 июля 2014 г. № 221-ФЗ: принят Государственной Думой 04 июля 2014 г.: одобр. Советом Федерации 09 июля 2014 г.: (с изм. и доп.). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Об отдельных вопросах осуществления общественного контроля в Республике Мордовия [Электронный ресурс]: закон от 30 июня 2017 г. № 56-З: принят

4

Государственным Собранием Республики Мордовия 29 июня 2017 г. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О регулировании отдельных вопросов организации и деятельности общественной палаты Республики Мордовия [Электронный ресурс]: закон от 26 декабря 2016 г. № 97-З: принят Государственным Собранием Республики Мордовия 19 декабря 2016 г. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Об Общественной палате Республики Марий Эл: закон Республики Марий Эл от 29 апреля 2008 года № 26-з // СЗ РМЭ. - 2008. - № 5 (ч.1).

5. Гриб В. В. Актуальные проблемы нормативного закрепления системы субъектов общественного контроля в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2016.- № 1. - С. 13-16.

6. Дудко И. Г. Проблемы правового регулирования общественного контроля в Российской Федерации // Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 26-27 сентября 2016 г. / Юридический ф-т Мар. гос. ун-та; отв. ред. проф. Т. Н. Михеева. - Йошкар-Ола: ООО «ВЕРТОЛА», 2016. - С. 90-94.

7. Дудко И. Г., Алехин А. Е., Томилин О. О., Жгучев П. Б. Правовое регулирование контроля в субъектах Российской Федерации (на примере Приволжского федерального округа) // Вестник Мордовского университета. - 2014. - № 4. - С. 2133.

8. Михеева Т. Н., Кондратенко З. К. Проблемы реализации общественного контроля на уровне местного самоуправления // Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 26-27 сентября 2016 г. / Юридический ф-т Мар. гос. унта; отв. ред. проф. Т. Н. Михеева. - Йошкар-Ола: ООО «ВЕРТОЛА», 2016. - С. 176178.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.