УДК 340(12)
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ В ЖИЗНЬ ПРИНЦИПА «ЮРИДИЧЕСКОЕ РАВЕНСТВО»
© Татьяна Николаевна ГУБАНКОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра теории государства и права, e-mail: [email protected]
Уделено значимое внимание раскрытию и содержанию термина «правовая политика», ее основополагающему действию в реализации многих правовых принципов. Рассмотрено понятие правовой политики в современной науке. Акцентирующим моментом явилось раскрытие влияния правовой политики на реализацию принципа «юридического равенства» в жизнь, что является по своей сути верным путем достижения основополагающей цели. Также сделан вывод, что принцип юридического равенства становится необходимым условием пользования личности принадлежащими ей основными правами. Освещены вопросы, связанные с относительно новым понятием, таким как популизм, и говорится о том, что правовой популизм проявляется в юридической сфере, прежде всего, в правотворческой деятельности и выступает как своеобразная правовая категория.
Ключевые слова: правовая политика; юридическое равенство; правовое регулирование; популизм; правовой популизм; юридическая доктрина; правовое государство.
Как известно, определяющую роль в существовании любого современного общества играет политика, которую учеными принято разделять на внешнюю и внутреннюю. По словам А.П. Коробовой, «упоминание словосочетания «правовая политика» нередко встречается в нормативно-правовых актах, в названиях государственных органов и учреждений, в работах ученых, в средствах массовой информации. Поэтому термин «правовая политика» можно считать достаточно устоявшимся и распространенным. О масштабности и проблемном характере обозначаемого им явления можно судить хотя бы на основании того факта, что для его исследования создан целый НИИ (имеется в виду научно-исследовательский институт правовой политики и проблем правоприменения Российской правовой академии при Министерстве юстиции РФ)» [1, с. 3].
Правовая политика определена в работе А.П. Коробовой как «деятельность государства, индивидов и их объединений в сфере правового регулирования, состоящая в выработке и (или) реализации правовых идей стратегического характера» [1, с. 18].
В связи с тем, что политика осуществляется в различных сферах жизнедеятельности общества, она может иметь разную природу и направленность (социальная, экономическая, национальная и др.). Сейчас, по мнению профессора А.В. Малько, на первый
план все больше и больше выходит политика правовая, под которой можно понимать научно обоснованную, последовательную и системную деятельность соответствующих структур (прежде всего, государственных и муниципальных органов) по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирования правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и правовой жизни общества и личности» [2, с. 329].
В нашем понимании, правовая политика необходима для управления процессами правового развития нашей страны, а также, что немаловажно, для повышения степени организации юридического бытия. Мы считаем, она представляет собой своеобразную систему приоритетов в юридической деятельности и в правовой сфере. Основываясь на принципах Конституции и общепризнанных международных нормах права, правовая политика, как уже отмечалось ранее, находит свое преимущественное выражение в правовых актах государства. Также она призвана, по нашему мнению, ориентировать общество и органы государства и местного самоуправления на решение актуальных проблем - на защиту
прав и законных интересов субъектов, прогрессивное юридическое развитие государства и, несомненно, модернизацию и усовершенствование его правового регулирования.
Как пишет профессор А.В. Малько, «правовая политика - это, прежде всего, системная деятельность по оптимизации юридического ресурса, это набор мер и действий, которые должны отвечать на проблемы и вызовы юридической жизни общества» [2, с. 330].
Основными субъектами правовой политики, в нашем понимании, являются общефедеральные и региональные государственные органы и, естественно, органы местного самоуправления, в частности, если быть более конкретными, в этот список субъектов необходимо добавить Президента РФ, Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, Министерство юстиции РФ и др.
На данном витке развития нашего государства, в условиях нарастающего усложнения правовой жизни и проводимых в современной России трансформаций и реформ, правовая политика имеет свою особую функцию преобразования механизмов правового регулирования.
Нельзя не согласиться, в подтверждение нашей точки зрения, со словами профессора Н.И. Матузова о том, что «разработка эффективной правовой политики государства, обоснование концепции правового развития на ближайшее время и на перспективу - одна из первоочередных задач современной отечественной юридической науки. Особое значение названная проблема приобретает в свете проводимой сейчас реформы исполнительной власти, укрепления принципов федерализма, системы управления других неотложных шагов» [3, с. 309].
По нашему мнению, одним из немаловажных моментов при реформации правовой политики является претворение всех усовершенствований и нововведений в жизнь через право, т. е. должны использоваться исключительно легитимные, законные методы, средства и формы. К слову сказать, правовая политика, в зависимости от формы ее реализации, весьма разнообразна по своей природе и включает несколько направлений [2, с. 331333], в т. ч. и доктринальное. По мнению
профессора А.В. Малько, правовая политика в зависимости от форм реализации может складываться из следующих основных направлений: 1) правотворческая; 2) правоприменительная; 3) интерпретационная; 4) док-тринальная; 5) правообучающая и т. п.
Правотворческая форма воплощается преимущественно в принятии, изменении и отмене нормативных актов и договоров. Главная проблема заключается не в количестве нормативных актов и договоров, а в том, чтобы они были увязаны в единую систему. В таком положении многое зависит от умения законодателя гармонично сочетать новые и ранее принятые нормативные акты.
Правоприменительная форма преимущественно воплощается в правоприменительных актах, документах индивидуального, персонифицированного характера. Особенностью данной формы является и то, что в современных условиях значительно расширился субъектный состав правоприменения. Теперь активно, но не всегда, к сожалению, законно применяют право и негосударственные структуры: органы местного самоуправления, руководители частных фирм, банков, общественных объединений.
Правоинтерпретационная форма преимущественно воплощается в актах толкования правовых норм (интерпретационных актах). Особенностью данной формы является то, что после создания Конституционного суда РФ и соответствующих судов субъектов федерации (конституционных либо уставных) названное направление правовой политики вышло на новый уровень развития, ибо связано с формированием прецедентного права.
Правообучающая форма проявляется в подготовке юристов нового поколения, готовых творчески действовать в новой политико-правовой ситуации. Сейчас как никогда повышается роль высшего юридического образования, включающего в себя и значительный воспитательный момент, в чем огромная роль принадлежит преподавательскому составу. Необходимо постоянно обучать искусству пользования юридическими инструментами и должностных лиц разного уровня, и депутатов, и кандидатов в депутаты, и хозяйственных руководителей и т. д.
Перечень основных направлений правовой политики не ограничен строгими рамка-
ми, т. к. является постоянно обновляемым и дополняемым благодаря стремительному развитию нашей страны на пути приобщения к мировому сообществу. Но в данном контексте нам хотелось бы уделить особое внимание доктринальной форме реализации правовой политики в жизнь, т. к., согласно профессору А.В. Малько, именно она преимущественно воплощается в проектах правовых актов, в научном предвидении развития юридических ситуаций. Юридические концепции и воззрения чрезвычайно значимы для формирования модели правового регулирования, для совершенствования законодательства, для оптимизации методологии толкования юридических норм [2, с. 332].
Юридическая наука - важнейшее направление правовой политики, ведь именно она разрабатывает идеологию права как социального института, его цели, принципы, функции и смысл, а также формирует новые отрасли, институты и нормы права, новейшие юридические конструкции, инструменты и понятия. Роль юридической науки является главенствующей и в прогнозировании эволюции юридических технологий и правовой жизни, скажем больше, эти два приоритетных направления - ее прерогатива.
Развитие российской современной юридической доктрины весьма противоречиво. Определенный прорыв, мы солидарны с мнением А.В. Малько, наметился в деятельности Конституционного суда РФ, который в своих документах и особых мнениях судей пытается придать некоторое движение российской юридической науке [2, с. 333].
Сегодня российская правовая политика переживает один из наиболее ответственных этапов своего развития. Соглашаясь с мнением профессора Н.И. Матузова, заметим, что «после президентских выборов 2000 г. в стране сложилась новая политическая ситуация. Возник иной расклад сил. Общество остро осознало необходимость перемен, потребность жить по законам, а не «по понятиям», в условиях общепринятого порядка, стабильности и предсказуемости. Оно поняло, что надо срочно остановить нарастающий процесс распада, стихии, неуправляемости, искать выходы из кризиса. Стало ясно, что сами по себе рыночные отношения и безбрежная демократия не решают всех про-
блем, нужна твердая, целенаправленная воля [3, с. 309].
«Знаменитая» новогодняя смена руководства страны, отражая настроения общества, повлекла принятие ряда экстренных мер, направленных на выведение России из глубочайшего политического кризиса. Естественно, и правовая политика, в силу прихода к управлению государством нового аппарата, резко поменяла свой курс и идеологическое содержание. По мнению Н.И. Матузова, «она сделала крутой поворот в сторону современных реалий, целей, задач, вызванных временем, в ней появились новые акценты и ориентиры; заметно возросли ее эффективность, прагматическая устремленность. Этот инструмент активно используется сегодня в качестве важнейшего средства проведения демократических преобразований, которые не без погрешностей осуществляются в рамках конституционного поля» [3, с. 310].
Нашей России нужна сильная власть, способная при помощи правильных, с точки зрения правовой доктрины, законов провести в стране коренные преобразования, применяя эффективную политику. Стоит отметить немаловажную проблему, связанную как раз с претворением в жизнь некоторых амбициозных программ наших политических и властных структур. Зачастую нам приходится сталкиваться как с правовым нигилизмом, так и правовым идеализмом, т. е. несовпадением поставленных целей и программ с реально существующими на данный момент возможностями их реализации, часто общество сталкивается с заведомо невыполнимыми обещаниями, стал явно прослеживаться популизм в правовой сфере.
Сравнительно недавно в политологический словарь нашего общества буквально «ворвался» термин «популизм». Что он обозначает, где и когда проявляется его содержание - основные вопросы, требующие ответа в современной кризисной политической и конституционно-правовой ситуации нашей страны.
Понятие «популизм» происходит от латинского слова «рори1ш» («народ»). От этого корня в европейских языках образовалось много слов, в т. ч. в русском языке - «популярность», «популярный». Однако при всем внешнем созвучии «популярность» не тождественна «популизму» [4, с. 899].
Популизм ориентируется в основном на обыденное сознание, ибо в нем «преобладают иррационализм, поверхностность при объяснении причин социальных трений, экономических бед народа...» [5, с. 68]. Весьма часто популисты «разыгрывают излюбленную карту» обывателя - проблемы справедливости, привилегий, свободы, поиска пана-цейных и простых средств для решения практически всех задач и т. д. [6, с. 3]. Популизм распространяется в условиях неопределенности, незнания, отсутствия налаженной и доступной системы информирования граждан.
Популизм манипулирует доверием людей, искажая и деформируя его. В истории человечества необходимость объединения усилий в деятельности, в т. ч. и в осуществлении конкретного политического курса, всегда вызывала потребность во взаимных обязательствах политиков, правителей, с одной стороны, и народа - с другой, и, следовательно, в их взаимном доверии. Доверие же, по нашему убеждению, - это отношение к действиям другого лица и к нему самому, которое основывается на убежденности в его правоте, верности, порядочности, честности. Доверие как определенное нравственное отношение не является простым результатом реальной взаимозависимости людей, нося упреждающий характер, что выражается, например, в сентенции: «Человеку надо доверять». Предшествуя фактическим отношениям людей, доверие либо закрепляется, углубляется этими отношениями, либо, напротив, разрушается [7, с. 79].
Правовой популизм проявляется в юридической сфере, прежде всего в правотворческой деятельности. В данном случае он выступает как своеобразная правовая категория, хотя и достаточно условная, ибо попу-листско-юридические методы весьма жестко связаны с политикой, обслуживают ее.
Стоит, вероятно, подумать и о политической ответственности за популизм. Для того чтобы недобросовестные политики не могли «приобретать» себе голоса избирателей, злоупотребляя их искренним доверием, важно использовать все имеющиеся политико-правовые средства ограничения популистской демократии.
Наука должна вносить определенную лепту в дело разоблачения популистских заявлений и актов, ведь всесторонне исследо-
вав данное явление, изучив его закономерности, легче будет бороться с ним. Беспристрастный анализ, публичные оценки учеными, независимыми экспертами, общественностью политических действий и результатов правотворчества помогут гораздо аргументированнее показывать несостоятельность популистских тезисов, вскрывать и доказывать нереальность обещаний. В этих же целях могут быть использованы и постоянное изучение общественного мнения, и социальное прогнозирование.
Нельзя не согласиться с мнением ведущего научного деятеля и профессора А.В. Маль-ко о том, что «только информированный и просвещенный народ может противостоять лжепророкам, сохранить свои свободы, и тогда в нашей стране поуменьшится число политических знахарей и экстрасенсов, снизится популистская опасность. Другими словами, по мере роста политических, правовых, информационных гарантий «поле» для деятельности популистов будет сужаться. Можно использовать и другие средства: чаще практиковать отчеты народных депутатов перед своими избирателями, встречи политиков с трудовыми коллективами, предпринимателями, «прямые» контакты с высшими должностными лицами государства через средства массовой информации и т. п.» [6, с. 5].
Сама суть правовой политики состоит в том, что применение права должно быть законным, обоснованным, эффективным и справедливым. Таким образом, правовая политика, стоя на службе, прежде всего, интересов государства, посредством самого государства призвана выражать интересы своего гражданского общества. Острой, на сегодняшний день, остается проблема укрепления государственности и, в первую очередь, укрепление правовых ее основ, а, как известно, попытки проведения политики без правовой поддержки обречены терпеть фиаско. Поэтому-то продолжение демократических преобразований должно осуществляться только лишь в правовом русле.
Власть и право издавна, идя рука об руку, развиваются взаимодействуя друг с другом. По словам профессора Н.И. Матузова, это тесное взаимодействие характерно и для современной ситуации в России, хотя должной гармонии здесь пока нет - этот важный приоритет еще предстоит реализовать. Из-
вестно, что власть, не ограниченная правом, довольно-таки опасна; право не обеспеченное властью, бессильно. Эти два начала должны синхронно корреспондировать друг друга [3, с. 325].
«Феномен правовой политики присущ любому государству. Только с «высот» правовой политики возможен серьезный разговор о легитимности государственной власти» [8, с. 128]. Ведь только выражая интересы народа, власть может быть законной, авторитетной, вызывающей доверие и поддержку.
Таким образом, мы склонны считать правовую политику единицей, определяющей правовую организацию общества. Правовая политика наиболее полно реализует себя в юридической системе государства, благодаря чему в последнее время был издан ряд указов Президента РФ, направленных на улучшение положения дел в правовой сфере.
Фундамент, как говорится, был заложен. Основы правовой политики были частично сформированы в Указе Президента РФ от 6 июля 1995 г. «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации», в котором, в частности, говорилось о необходимости укрепления правовых начал новой государственности, ее целостности; об обеспечении реальных гарантий прав граждан; упрочнении и защите конституционного строя; о координации нормотворческой деятельности.
Известно, что эти же задачи в последствии были развиты в Указе от 10 августа 2000 г. «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации». Большой резонанс, по словам профессора Н.И. Матузова, получило выступление В.В. Путина (февраль, 2001) в Министерстве юстиции России, где он фактически изложил развернутую программу правовой работы на ближайшие годы [3, с. 329].
И сегодня, мы думаем, благодаря, главным образом, роли Президента РФ В.В. Путина в утверждении вышеупомянутого указа, в России наблюдается довольно-таки устойчивая тенденция повышения статуса права и его роли в обществе. Целесообразно отметить тот факт, что проводимые сегодня структурные реформы власти осуществляются сугубо в рамках Конституции РФ и законов РФ.
Особое значение в современных условиях приобретает такой приоритет, как повышение эффективности российского законодательства, которое, увы, зачастую просто не достигает поставленных и намеченных целей [10].
Стоит напомнить, что любая разумная политика - это правовая политика, призванная соответствовать законам и юридическим нормам, а также постоянно находиться в правовой формации, отвечая международным стандартам и идеям прав человека.
Одним из принципов, тесно связанных с понятием «юридическое (правовое) равенство», стал принцип «что не запрещено, то разрешено», отразивший в себе общедозволительный тип правового регулирования. Такое регулирование осуществляется, главным образом, гражданско-правовыми методами, являющимися по своей природе «дозволительными, характеризуются наделением субъектов на началах их юридического равенства способностью к правообладанию, диспози-тивностью и инициативой, обеспечивают установление правоотношений на основе правовой самостоятельности» [10, с. 69].
Мы полагаем, для свободы выбора действий, по возможности, должна быть максимальная разрешенность, не противоречащая интересам государства, личности и общества. Такой подход поможет легальной конструктивной деятельности законопослушных граждан. Решающими критериями в таком подходе станут общественная польза, отсутствие вреда и соответствие моральным и социальным нормам.
Известный и признанный в широких кругах французский юрист Ф. Люшер говорил: «Свободная деятельность человека есть его естественное право. Поэтому и не возникает необходимости в перечислении дозволений: все, что не запрещено законом, стало быть, дозволено; напротив, существует потребность в определении запретов» [11, с. 82]. И в самом деле, важнее знать запреты, а остальное ведь разрешено в рамках, конечно же, общепринятой морали.
Мы хотим заметить, что в новом Гражданском кодексе РФ рассматриваемый нами принцип получил свое закрепление. В ст. 49 сказано, что коммерческие организации «могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осу-
ществления любых видов деятельности, не запрещенных законом» [12, с. 18]. Иная позиция прямо противоречила бы основам частнопредпринимательских отношений.
Схожие возможности, по словам Н.И. Ма-тузова, охватывает Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г., постановление Правительства РФ от 19 декабря 1997 г. «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику», другие акты [3, с. 433].
Несмотря на прослеживающиеся в законах нотки дозволенности, в то же время Гражданский кодекс РФ дает справедливую оговорку о том, что права граждан могут претерпевать ограничения в целях защиты главных основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2, ст. 1) [12, с. 3]. Согласно ст. 10 Гражданского кодекса РФ, не допускаются также действия граждан и юридических лиц, осуществляемые с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Приведенные выше положения базируются, естественно, как и в любом правовом государстве, каковым обозначает себя в последнее время Россия, на конституционной норме, вытекающей из ст. 34, гласящей, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также ст. 45, в которой провозглашается: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» [13, с. 13, 16].
Такие свободные дозволения сориентированы, главным образом, на позитивно настроенных граждан, а не на криминальные элементы, к сожалению, еще имеющие место быть в нашей стране. Конечно, как и в любом подвергающемся преобразованиям государстве, злоупотребления указанным принципом возможны, но отрицать его, исходя из этого, по крайней мере, нецелесообразно. Проблема в данном случае заключается в том, чтобы систематически и настойчиво повышать уровень правосознания и правовой культуры всего гражданского общества России.
Принцип юридического равенства, таким образом, становится необходимым условием пользования личности принадлежащими ей основными правами. Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г., еще тогда говорила, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно в целях обеспечения должного признания и уважения прав других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и благосостояния в демократическом обществе (ч. 2, ст. 29) [14, с. 239].
В остальном, получается, человек свободен, и это одно из обязательных условий гражданского общества и правового государства, строительство которых начато в России.
«Учитывая, что Россия переживает пока сложный переходный период, ей приходится решать непростую дилемму: что предпочтительнее - жесткий контроль, запреты и ограничения или далеко идущая и неуправляемая разрешенность, «свободное плавание». Первую крайность мы уже испытали, последствия известны. Теперь важно не впасть во вторую. Открыть все шлюзы - значит подвергнуться непредсказуемому риску, который уже дает о себе знать; закрыть их - снова породить застойные инерционные процессы» [3, с. 436]. Так выразил свое мнение профессор Н.И. Матузов относительно применяемых сегодня преобразований, коренным образом меняющих все правовое устройство нашего государства, и мы присоединяемся к его точке зрения.
1. Коробова А.П. Правовая политика: понятие, формы реализации, приоритеты в современной России: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Саратов, 2000.
2. Теория государства и права / под ред. А.В. Малько, А.Ю. Саломатина. Пенза, 2004.
3. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003.
4. Юридический энциклопедический словарь / гл. ред. О.Е. Кутафин. М., 2003.
5. Согрин В.В. Левая, правая где сторона? // Коммунист. 1990. № 3.
6. Малько А.В. Популизм и право // Правоведение. 1994. № 1.
7. Словарь по этике. М., 1989.
8. Сырых В.М. Правовая политика современного демократического государства // Социология права / под ред. В.М. Сырых. М., 2002.
9. Зелепукин А.А. Повышение эффективности законодательства как одно из приоритетных направлений российской правовой политики // Правоведение. 1998. № 1.
10. Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений.
СвеРдловск, 1972. Поступила в редакцию 13.09.2013 г.
UDC 340(12)
LEGAL POLICY OF RUSSIAN STATE IN PRINCIPLE REALIZATION IN LIFE "LEGAL EQUALITY" Tatyana Nikolayevna GUBANKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Theory of State and Law Department, e-mail: [email protected]
The significant attention is paid to the disclosure and contents of the term "legal policy", its fundamental action in realization of many legal principles. The concept of legal policy in modern science is considered. The accenting moment is the disclosure of influence of legal policy on principle realization "legal equality" in life that is a right way of achievement of the fundamental purpose. Also it is concluded that the principle of legal equality becomes a necessary condition of using of the personality basic rights belonging to it. The questions connected with rather new concept are taken up, such as populism and is said that legal populism is shown in the legal sphere, first of all in law-making activity and acts as a peculiar legal category.
Key words: legal policy; legal equality; legal regulation; populism; legal populism; legal doctrine; constitutional state.
11. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности: пер. с фр. М., 1995.
12. Гражданский Кодекс РФ (ч. I, II и III). М., 2004.
13. Конституция Российской Федерации. М., 2004.
14. Белов Г.А. Политология. М., 1997.