Научная статья на тему 'ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ПРАВОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ПРАВОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
62
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / FACTORS LAW-MAKING / LAW-MAKING POLICIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мазуренко А.П.

Статья посвящена проблемам оптимизации российской правотворческой политики в условиях правовой глобализации и всесторонней экономической интеграции государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW-MAKING POLICY OF RUSSIA IN ECONOMIC INTEGRATION AND GLOBALIZATION OF THE LEGAL

The paper is devoted to problems of optimization of the Russian law-making policy in the context of legal globalization and economic integration of the full.

Текст научной работы на тему «ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ПРАВОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

А.П. Мазуренко,

кандидат юридических наук, доцент, декан факультета экономики и управления Северо-Кавказского филиала Московского гуманитарно-экономического института decanpetrovich @mail. ru

Правотворческая политика России в условиях экономической интеграции и правовой глобализации

CD

С

112

Аннотация: статья посвящена проблемам оптимизации российской правотворческой политики в условиях правовой глобализации и всесторонней экономической интеграции государств.

Ключевые слова: факторы, правотворчество, глобализация, правотворческая политика.

Summary: the paper is devoted to problems of optimization of the Russian law-making policy in the context of legal globalization and economic integration of the full.

Keywords: factors law-making, globalization, law-making policies.

Любые изменения, происходящие в современной России, как и в других развитых странах, связаны с проблемами глобализации и всесто-< ронней интеграции государств. Прежде всего, речь идет об экономической

о интеграции, поскольку экономика является базовой сферой общественных

ш

<с отношений. В свою очередь, процесс правовой глобализации выступает нес обходимым сопутствующим направлением международного сотрудничества ^ в этих условиях.

g Названные проблемы на протяжении последних лет находятся в центре s внимания ученых, политиков, бизнесменов, людей искусства, журналистов, о религиозных деятелей. По словам A.A. Требкова, глобализация — один из ^ важнейших процессов, происходящих сегодня в мире, от него во многом будут ^ зависеть дальнейшие перспективы развития человечества1. Это объясняется § тем, что в новом тысячелетии перед человечеством возникли глобальные зада-□Е чи, от успешного решения которых зависит его судьба. Особенно ярко данная тенденция проявилась в условиях непрекращающегося мирового финансово-экономического кризиса, наглядно продемонстрировавшего взаимозависимость различных государств от общемировых экономических процессов.

В связи этим заместитель председателя комитета по международным ^ делам Совета Федерации В. Лихачев отмечает: «Международное сообщество о единодушно в признании глобальности кризисных явлений в экономике, финансах, экологии, энергетике, других сферах». По его мнению, имеет смысл сформировать и внести на рассмотрение Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН дипломатическую инициативу Российской Федерации о разработке проекта кодекса поведения государств перед вызовами и угрозами XXI в. или Декларации об основных правах и обязанностях государств. Они 1 См.: Требков А.А. Приветствие к участникам форума // Глобализация, государство, право, XXI век. Московский юридический форум: по материалам выступлений. М., 2004. С. 15.

призваны учесть весь положительный опыт миростроительства, поведения суверенных государств, дать толчок императивному процессу развития в новом столетии идей мира, безопасности, партнерства и ответственности государств. Этим же целям отвечало бы и предложение о начале согласованной работы по подготовке международной и национальных стратегий содействия прогрессивному развитию, кодификации и имплементации современного международного права1.

Сказанное с очевидностью подтверждает мысль о том, что правотворческая политика каждого отдельного национального государства сегодня зависит от глобальных изменений, происходящих в мире, от своевременного р реагирования национальных правовых систем на требования мировой эко- § номической интеграции. Прежде всего, следует акцентировать внимание на й необходимости более активного применения принципов, форм и методов ч данного вида правовой политики с учетом опыта их реализации в отече- С ственной и зарубежной правотворческой практике. 8

Как справедливо отмечают А.И. Овчинников и В.А. Хвалеев, отечествен- о ная научная мысль оказалась перед сложным выбором: проводить реформы § по стандартам западных индустриальных государств либо осуществлять 8 модернизацию российской государственности с поправкой на самобытность о и поиск собственного пути2. Как представляется, ответ на этот непростой § вопрос не может быть однозначным. Объективная политико-правовая ре- В альность свидетельствует об усилении влияния процессов глобализации с на развитие большинства современных государств. Однако, в то же время, § нельзя допустить ситуации, при которой приоритеты национальной право- | творческой политики будут диктоваться извне. Россия

политической и правовой культурой, наиболее яркие достижения которой 8 О оказались возможными благодаря ориентации именно на традиционные 88 § гуманистические идеалы. О С

На наш взгляд, дальнейшее политико-правовое развитие России должно 8' й строиться на гармоничном сочетании этих идеалов и позитивных достижений о н мировой юридической практики. Не случайно в качестве стратегических ° г критериев совершенствования действующего законодательства и повышения ¡8 Ц его качества сегодня называются именно «гармонизация», «глобализация» § § и «гуманизация»3. Сегодня необходимо работать над тем, чтобы новые законы были адекватными состоянию российского общества4. Решение этой цд

задачи возможно только путем повышения качественных характеристик -

отечественного законодательства в рамках научно обоснованной правотворческой политики. ^

1 См.: На вызовы века отвечает прежде всего государство // Парламентская газета. 2009. 30 ^ января. §

2 См.: Овчинников А.И., Хвалеев В.А. Правовая политика России в условиях глобализации //

Правотворческая политика в современной России : сб. науч. трудов по материалам ® всероссийского круглого стола / под общ. ред. A.B. Малько и др. Мин. Воды, 2009. С. 98. о См.: О состоянии законодательства в Российской Федерации : доклад Совета Федерации Федерального Собрания РФ 2008 г. / под общ. ред. С.М. Миронова, Г.Э. Бурбулиса. М., 2009. С. 26.

См.: Медведев Д.А. Точки над «и» // Российская газета. 2008. 16 февр.

Так, среди наиболее типичных проблем, препятствующих эффективной реализации качественного правового обеспечения проводимых в стране преобразований, специалисты, в частности, обращают внимание на то, что правовое регулирование общественных отношений как на федеральном, так и на региональном уровнях нередко осуществляется без должного научного обоснования, хаотично и фрагментарно. Принятие законодательных актов нередко обусловливается политическими мотивами, а не правовой необходимостью. В результате в правотворческой практике сложилось противоречие между реальными общественными отношениями и существующей системой российского законодательства, которая призвана эффективно регулировать эти общественные отношения. Данное противоречие образует важнейшую государственную проблему, требующую своего научного осмысления и практического решения1.

Как справедливо отмечается в литературе, необходимой предпосылкой качества принимаемых законов и эффективности содержащихся в них норм является активизация роли науки в формировании правотворческой политики и в законотворчестве. Потребность в научном обеспечении и обосновании правотворческой политики и всего процесса законотворчества связана с усложнением подлежащей правовой регламентации материи, а также с ростом и расширением демократических начал создания и совершенствования законодательства как на федеральном, так и на региональном уровнях. ^ Участие научно-исследовательских институтов, вузов, отдельных ученых и § специалистов в формировании правотворческой политики, создании планов □l развития законодательства, в разработке концепций будущих законов и в отработке их текста выступает как одна из форм участия заинтересованной общественности в процессе оптимизации правотворчества2.

Нельзя сказать, что тезис о необходимости научного обеспечения этой деятельности не претворяется в жизнь. Обе палаты Федерального ° Собрания, президентские структуры, Правительство РФ, Министерство к юстиции РФ и другие федеральные и региональные органы государственной m власти достаточно широко привлекают научных работников к подготовке m законопроектов3. Множатся научно-методологические и консультативные [Зь советы4. Проводятся общественные слушания законопроектов5. На наш взгляд, деятельность подобных советов, иных научных и общественных 114 организаций, как и активное привлечение населения к обсуждению зако-

1 См.: Шаклеин Н.И. К проблеме повышения эффективности законодательной работы в России //

Государство и право. 2008. № 10. С. 78. ^ 2 См.: Поленина С.В. Правотворческая политика // Российская правовая политика : курс О лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2003. С. 192-193. ^ 3 См.: Там же.

п 4 См., напр.: Мухачев И.В. Место научного экспертно-аналитического консультативного совета

при Государственной Думе Ставропольского края в осуществлении правовой политики субъекта Федерации // Региональное нормотворчество : аналитический бюллетень / под ред. В.М. Манохина и др. Саратов, 2006. Вып. 2. С. 23-25.

5 См., напр.: Об опубликовании в «Парламентской газете» проекта Земельного кодекса, принятого Государственной Думой в первом чтении : постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 4 июля 2001 г. № 1746-III ГД // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 29, ст. 2979.

К

с

с

нопроектов являются важнейшими формами реализации правотворческой политики и потому нуждаются во всесторонней поддержке со стороны правотворческих органов.

В то же время следует согласиться с мнением о том, что независимо от усилий науки, законодатель обязан и сам предпринимать определенные меры, чтобы исключить собственные ошибки еще во время правотворческого процесса. Он обязан институционализировать наблюдение за действием законов, чтобы вовремя подготовить их корректировку. Для подготовки этой институционализации наука может предложить методологический и фактологический материал, но она не в силах заменить саму р институционализацию1. Отсюда в литературе делается обоснованный вывод: g правотворческим органам следовало бы прежде всего (даже прежде чем за- g ниматься подготовкой нормативных правовых актов) вести наблюдение за ч действием существующих законов, их влиянием на волю и сознание людей, К что во многом будет предопределять успех будущих правовых актов2. Это я напрямую связано с проблемой неэффективности законов, действие которых о нередко не приводит к желаемым результатам из-за их недостаточной на- § учной обоснованности. Нужно признать, что для развития правотворческой а политики деятельность структур гражданского общества имеет важнейшее о практическое значение. §

В России идет процесс расширения экспертной деятельности инсти- g тутов гражданского общества. Создана Общественная палата Российской < Федерации и аналогичные палаты в субъектах Федерации, отрабатывается g

механизм проведения общественной экспертизы и критерии ее проведения, X

3 х

проводятся «круглые столы» по оценке регулирующего воздействия3 и т. д. к Эти и другие подобные мероприятия призваны обеспечить прозрачность процессов принятия важных для общества правотворческих решений.

Прозрачность правотворческих процессов должна предусматривать об- о <

суждение законопроекта (закона) с представителями гражданского общества, й

бизнес-структурами, субъектами конституционного партнерства, научными о н

деятелями. Законопроект может быть опубликован в Интернете, в СМИ, что- ° S

бы простые граждане могли высказывать свое мнение относительно тех или а Ц

иных норм, содержащихся в проекте. Безусловно, в данном случае уместно § § проведение общественной экспертизы — как Общественной палатой, так

и независимыми экспертными советами, научными учреждениями, обще- цд

ственными организациями. -

Таким образом, институты гражданского общества выступают сегодня в

России уже не только как неформальные респонденты власти, они приоб- ^

ретают официальные возможности воздействия на содержание и качество ^ - f

1 См.: Шувалов И.И. Теория законотворчества. М., 2006. С. 34—35. ^

2 См.: Его же. Проблема эффективности правотворчества в свете современной политико- ^ правовой теории управления обществом. М., 2005. С. 88. j

3 См.: О состоянии законодательства в Российской Федерации : доклад Совета Федерации Федерального Собрания РФ 2007 г. // Официальный Сайт Совета Федерации Федерального Собрания РФ. URL: http://www.council.gov.ru/lawmaking/report/ index.html (дата обращения: 22.07.12).

=i i р о а ш о

о

-û X

со

116

принимаемых государственных законодательных решений1. В связи с этим важнейшим фактором современного этапа развития правотворческой политики является резкое усиление потребности мирового сообщества в объективной, достоверной и своевременной информации об общественных процессах.

Значение глобальных информационных процессов трудно переоценить. Они способствуют выработке эффективных стратегических решений, ибо охватываемые глобализацией проблемы имеют по своей природе долгосрочный перспективный характер. Глобальные информационные процессы оказывают существенное воздействие на правовые, государственные и политические системы большинства стран мира, включая Россию, в особенности на их правовую политику2. При этом речь должна идти именно о такой разновидности правовой политики, как политика правотворческая, поскольку в основе сближения государств как в правовой, так и в экономической сфере лежит законодательство.

1 См.: Правотворчество и формирование системы законодательства РФ в условиях глобализации. Актуальные проблемы (выступление Т.Я. Хабриевой) : материалы круглого стола // Государство и право. 2007. № 4. С. 113.

2 См.: Правовая политика в России в условиях глобализации / С.В. Поленина и др. // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 1. С. 31.

< В.Р. Калайчев,

§ аспирант Северо-Кавказского

федерального университета, преподаватель с Северо-Кавказского филиала Московского

s гуманитарно-экономического института

< kalaychev@mail.ru

§ Субъекты и участники правотворческой политики:

с вопросы теории

к

§ Аннотация: статья посвящена рассмотрению роли властных субъектов, формирующих право-

творческую политику в современной России, а также исследованию системы лиц и организаций, с так или иначе участвующих в ее реализации и проведении в жизнь.

Ключевые слова: правотворческая политика, правотворчество, субъекты, участники, концепция, формирование, реализация.

Summary: article considers the role of government entities that form the law-making policy in modern ^ Russia, as well as the study of individuals and organizations, one way or another involved in its realization and implementation.

Keywords: law-making policy, law making, the subjects, participants, concept, formation, implementation.

О

N

CO

К ак отмечает А.П. Мазуренко, главным, если не единственным субъектом отечественной правотворческой политики вплоть до конца XX в. являлось государство в лице его органов и высших должностных лиц. И даже в годы правления коммунистической партии правотворческая политика сохраняла государственно-властный характер, поскольку компартия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.