Научная статья на тему 'СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ'

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
724
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ / УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / ОБЩЕЕ ИМУЩЕСТВО / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / CONTROL AND SUPERVISION ACTIVITIES / SUBJECTS OF STATE CONTROL / MANAGEMENT COMPANY / COMMON PROPERTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арсланбекова А.З., Мурсалов Ф.А.

В статье раскрыты актуальные проблемы государственной контрольно-надзорной деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве. Рассмотрены организационные недостатки и системные противоречия, возникающие в деятельности органов государственного жилищного надзора. Авторами затронуты пробелы и недостатки законодательства в сфере государственного регулирования и управления жилищно-коммунальным хозяйством. В статье раскрыты отдельные аспекты структуры государственных органов в жилищно-коммунальной отрасли и смежной с ней отраслях, которые способны привести к возникновению конфликта интересов при осуществлении различных надзорных функций. В заключение делается вывод о том, что государственный жилищный надзор и лицензионный контроль в субъектах Российской Федерации имеет ряд недостатков организационного характера и пробелов в нормативном правовом обеспечении деятельности соответствующих структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Арсланбекова А.З., Мурсалов Ф.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTS OF STATE CONTROL AND SURVEILLANCE ACTIVITY IN HOUSING AND COMMUNAL SERVICES AND THEIR COMPETENCE

The article reveals the actual problems of state control and supervision in housing and communal services. Organizational shortcomings and systemic contradictions arising in the activities of state housing supervision bodies are considered. The authors touched upon the gaps and shortcomings of legislation in the sphere of state regulation and management of housing and communal services. The article reveals certain aspects of the structure of state bodies in the housing and utilities sector and related industries that can lead to conflicts of interest in the implementation of various Supervisory functions. In conclusion, it is concluded that the state housing supervision and licensing control in the subjects of the Russian Federation has a number of organizational shortcomings and gaps in the regulatory legal support for the activities of the relevant structures.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ»

УДК 342.9

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ

Арсланбекова А.З., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, tanima22@mail.ru

Мурсалов Ф.А., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, fizulimursalov85@mail.ru

В статье раскрыты актуальные проблемы государственной контрольно-надзорной деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве. Рассмотрены организационные недостатки и системные противоречия, возникающие в деятельности органов государственного жилищного надзора. Авторами затронуты пробелы и недостатки законодательства в сфере государственного регулирования и управления жилищно-коммунальным хозяйством. В статье раскрыты отдельные аспекты структуры государственных органов в жилищно-коммунальной отрасли и смежной с ней отраслях, которые способны привести к возникновению конфликта интересов при осуществлении различных надзорных функций. В заключение делается вывод о том, что государственный жилищный надзор и лицензионный контроль в субъектах Российской Федерации имеет ряд недостатков организационного характера и пробелов в нормативном правовом обеспечении деятельности соответствующих структур.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство; контрольно-надзорная деятельность; субъекты государственного контроля; управляющая компания; общее имущество.

DOI: 10.21779/2224-0241-2020-34-2-56-62

UDC 342.9

SUBJECTS OF STATE CONTROL AND SURVEILLANCE ACTIVITY IN HOUSING AND COMMUNAL SERVICES AND THEIR COMPETENCE

Arslanbekova A.Z., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, tanima22@mail.ru Mursalov F.A., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, fizulimursalov85@mail.ru

The article reveals the actual problems of state control and supervision in housing and communal services. Organizational shortcomings and systemic contradictions arising in the activities of state housing supervision bodies are considered. The authors touched upon the gaps and shortcomings of legislation in the sphere of state regulation and management of housing and communal services. The article reveals certain aspects of the structure of state bodies in the housing and utilities sector and related industries that can lead to conflicts of interest in the implementation of various Supervisory functions. In conclusion, it is concluded that the state housing supervision and licensing control in the subjects of the Russian Federation has a number of organizational shortcomings and gaps in the regulatory legal support for the activities of the relevant structures.

Key words: housing and communal services; control and supervision activities; subjects of state control; Management Company; common property.

DOI: 10.21779/2224-0241-2020-34-2-56-62

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ) на сегодняшний момент представляет собой одну из самых социально значимых отраслей современной российской экономики, которая в то же время является наиболее сложной, многоуровневой и, как следствие, проблемной. Противоречия в данной отрасли возникли под воздействием ряда причин, - начиная с негативных последствий плановой экономики, господствовавшей в советский период, и заканчивая весомыми противоречиями и пробелами в действующем жилищном законодательстве. На фоне указанных явлений колоссаль-

ную роль в организации и правовом регулировании ЖКХ играет осуществление взвешенного и рационального государственного контроля и надзора в данной сфере.

В Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», основанном на функционально-видовой концепции административной реформы, заложена современная система субъектов федеральной государственной контрольно-надзорной деятельности [1].

Контрольно-надзорную деятельность в ЖКХ осуществляет следующая система федеральных органах исполнительной власти:

- федеральные министерства - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль и координацию работы находящихся в их подчинении федеральных агентств и служб; выполняющие функции по законодательному регламентированию и выработке политики государства в указанной актами Правительства РФ и Президента РФ области жизни общества;

- федеральные службы - федеральные органы исполнительной власти, выполняющие функции по надзору и контролю в указанной законом области жизни общества, а также особые функции в сфере общественной безопасности, борьбы с преступностью, охраны и защиты государственной границы РФ, государственной безопасности, обороны; в рамках своей компетенции принимают индивидуальные правовые акты;

- федеральные агентства - федеральные органы исполнительной власти, выполняющие в предусмотренной области жизни общества функции правоприменительные, функции по управлению государственным имуществом, по оказанию государственных услуг, за исключением функций по надзору и контролю; в рамках своей компетенции принимают индивидуальные правовые акты.

Таким образом, именно федеральные службы, согласно вышеприведенному определению, являются главными субъектами государственного контроля. Более того, федеральные министерства в предусмотренной области деятельности не имеют права выполнять функции по надзору и контролю, а также функции по управлению имуществом страны, за исключением, предусмотренных постановлениями Правительства РФ или указами Президента РФ, как указано в пп. «в» п. 3 названного Указа. Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим в предусмотренной области жизни общества функции правоприменительные, функции по управлению государственным имуществом, по оказанию государственных услуг, кроме функций по надзору и контролю согласно пп. «а» п. 5 Указа [2, с. 319].

Однако есть исключения из этого общего правила. В определенных случаях, предусмотренных постановлениями Правительства РФ или указами Президента РФ, на федеральные министерства и агентства могут передаваться надзорные и контрольные функции в границах их полномочий.

Данная оговорка означает, что государственную контрольно-надзорную деятельность за соблюдением определенных правил и норм организациями и гражданами иногда могут проводить федеральные министерства и агентства.

Безусловно, подобная оговорка не соответствует главной концепции административной реформы, но в любом случае федеральные министерства и агентства входят в систему субъектов данно-

го организационно-правового способа обеспечения законности, так как они иногда могут выполнять контрольно-надзорные функции.

Государственные инспекции являются главными властными субъектами, выполняющими контрольно-надзорные функции. Применительно к исследуемой сфере деятельности это - Государственная жилищная инспекция.

С 2013 года инспекция осуществляет свою работу на основании положений Постановления Правительства РФ от 11.06.2013 г. № 493 «О государственном жилищном надзоре» и положений региональных правительств. Государственная жилищная инспекция находится в подчинении у региональных министерств ЖКХ, а в некоторых регионах - в подчинении вице-губернатора [3].

Государственная жилищная инспекция осуществляет надзор за: содержанием твердого дорожного покрытия и тротуаров на придомовой территории; управляющими организациями, осуществляющими обслуживание многоквартирных домов; стенами домов, фундаментов, выявляет наличие, характер и величины трещин в перекрытий, отслоения защитного слоя бетона и оголения арматуры, следит за целостностью оконных и дверных заполнений, за отслоением краски от стен; за торчащими электропроводами, за уборкой снега и мусора; надзор за пожарной безопасностью многоквартирных домов; за уборкой и санитарно-гигиенической очисткой помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, за сбор и вывоз жидких бытовых отходов, за мерами пожарной безопасности, за мероприятиями по озеленению и благоустройству, по энергосбережению, за инженерными системами водоснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества; выдаёт разрешение (лицензию) управляющим организациям в сфере ЖКХ; по жалобе граждан осуществляет внеплановые выездные проверки, выдаёт предписания управляющим организациям об устранении нарушений, в судебном порядке лишает лицензии [4].

Инспекции являются лишь структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, которые в законе именуются государственными органами и обладают производной компетенцией, а не выступают органами трехзвен-ной системы федеральных органов исполнительной власти, поскольку инспекции, исходя из их статуса, не являются независимыми государственными органами.

Теми исключительными случаями, когда федеральные министерства на основании постановлений Правительства РФ или указов Президента РФ могут выполнять контрольно-надзорные функции в границах своих полномочий является образование государственных инспекций в их составе.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) сегодня является органом отраслевого государственного управления в жилищно-коммунальном хозяйстве [5, с. 124]. Контрольно-надзорными функциями данное министерство не обладает в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» [6]. Согласно законодательству только полномочия государственного контроля возложены на Минстрой России [7].

Контрольно-надзорными функциями в сфере ЖКХ обладают разные органы исполнительной власти, которые проводят его с начала разработки, принимая участие в рассмотрении и утверждении проектно-сметной документации на строительство жилого помещения в ходе строительства, а в последующем и во время эксплуатации.

Требования к организации и порядку проведения контрольно-надзорной деятельности в градостроительной отрасли закреплены в нормах Положения об осуществлении государственного строительного надзора в РФ, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54.

По различным направлениями разными органами осуществляется контрольно-надзорная деятельность в сфере ЖКХ, среди которых можно назвать: область соблюдения санитарно-противоэпидемических, экологических правил, правил пожарной безопасности, требований безопасности и надежности в области электроэнергетики, обеспечения безопасности ведения работ в строительстве и т.д. Такие виды контрольно-надзорной деятельности осуществляются Ростех-надзором - Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами, органами пожарного надзора, которые представляют собой систему органов различного уровня (государственную противопожарную службу, включающую федеральную противопожарную службу, противопожарную службу субъектов РФ, а также ведомственную и муниципальную противопожарные службы), экологического, санитарно-эпидемиологического надзора - Роспотребнадзор и другие согласно выполняемым данными органами функциями [8].

Посредством организации и проведения проверок выполнения органами местного самоуправления, органами государственной власти, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами и гражданами обязательных требований реализуется государственный жилищный надзор согласно ст. 13, 20, 196 Жилищного кодекса РФ. Предметом проверок выступает принятие, установленных законами страны мер по пресечению и устранению обнаруженных несоответствий действующему законодательству, включая организа-

цию прогнозирования и анализа состояния исполнения обязательных требований при реализации органами местного самоуправления, органами государственной власти, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами и гражданами своих полномочий, осуществление постоянного наблюдения за исполнением обязательных требований данными органами. Однако относительно управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, государственный жилищный надзор не реализуется согласно ч. 7 ст. 20 Жилищного кодекса РФ. В таких ситуациях проводится лицензионный контроль предпринимательской деятельности, связанной с управлением многоквартирными домами, осуществляя который должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса РФ, т. е. те же, что и при осуществлении общего государственного жилищного надзора. Между жилищным надзором и лицензионным контролем данное установление фактически стирает различия. Или, к примеру, при выполнении государственной контрольно-надзорной деятельности производится сравнение соответствия порядка, качества и объема предоставления коммунальных услуг требованиям п. 161 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», почти повторяющие п. 5 ст. 20 Жилищного кодекса РФ. При реализации контрольно-надзорной деятельности в этой области такое положение явно не содействует правильному толкованию и применению норм законодательства [9].

Как было отмечено выше, на должностных лиц территориальных органов Роспотребнадзора возложено множество полномочий в реализации контрольно-надзорной деятельности согласно Закону РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Помимо этого, правом привлекать к административной ответственности лиц, которые допустили нарушение прав потребителей по составам административных правонарушений, рассмотрение которых отнесено к ведению Роспо-требнадзора, т.е. прав на информацию о жилищно-коммунальных услугах и их безопасность (ст. 6.4, 6.5, 6.24, 14.4, 14.8 КоАП РФ) обладают органы Роспотребнадзора и их должностные лица.

По материалам проверок, проведённых Госжилинспекцией, органами местного самоуправления, если были обнаружены нарушения по статьям КоАП РФ органы Роспотребнадзора и ряд территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти наделены юрисдикци-онными полномочиями по рассмотрению дел об

административных правонарушениях. Например, дела по ст. 6.3 КоАП РФ рассматривают органы санэпиднадзора (главные санитарные врачи РФ, субъектов РФ, городов, районов, на транспорте, а также их заместители) территориальных органов Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека.

Органы Ростехнадзора осуществляют также разные виды контрольно-надзорной деятельности в рассматриваемой области. Дела по ст. 9.7, 9.11, 9.16, 9.18 КоАП РФ рассматривают руководители Ростехнадзора, его структурных подразделений, территориальных органов, структурных подразделений территориальных органов, их заместители, главные, старшие инспектора, инспектора [10]. Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» дела по ст. 20.4 КоАП РФ рассматривают органы пожарного надзора (главные, старшие инспектора РФ, субъектов, городов, районов, инспектора подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору), находящиеся в составе территориальных органов МЧС России.

Все эти органы выполняют функции по государственной контрольно-надзорной деятельности, ориентированной на обеспечение фактического соблюдения норм и правил при строительстве, а также на них возложена реализация государственной контрольно-надзорной деятельности посредством предоставления заключений как по строительно-проектной документации с точки зрения соблюдения в ней предписанных правил и норм, так и в ходе строительства. Обязанности по применению мер административных наказаний и административного предупреждения, пресечения (запрещение, приостановление работ), предусмотренные ст. 9.4 и 9.5 КоАП РФ возложены, вместе с тем, на должностных лиц государственных контрольно-надзорных органов.

Таким образом, основную нагрузку по реализацию контрольно-надзорной деятельности в сфере ЖКХ осуществляют субъекты регионального государственного жилищного надзора, т. е. уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ в порядке, предусмотренном субъектами РФ, а если законодательством субъекта РФ часть компетенции передается органам местного самоуправления, то способ её реализации устанавливается самим субъектом РФ. В Республике Дагестан жилищный надзор осуществляется согласно Закону Республики Дагестан от 2 ноября 2012 года № 69 «О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органа регионального государственного жилищного надзора Республики Дагестан с органами муниципального жилищного контроля».

Итак, государственный жилищный надзор может реализовываться как на местном уровне, так и на уровне субъекта РФ, для чего в регионах и на местах создаются жилищные инспекции.

В Дагестане муниципальный жилищный контроль реализуется путем проведения проверок соблюдения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, касающихся:

- создания и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих управление многоэтажными домами, предоставляющих услуги и (или) осуществляющих деятельность по ремонту и содержанию общего имущества в многоэтажных домах, жилых домах, в которых отдельные помещения либо все находятся в собственности муниципалитета;

- жилых помещений жилищного фонда муниципалитета, их содержания и использования;

- содержания и использования общего имущества собственников помещений в многоэтажном доме, в котором отдельные помещения либо все находятся в собственности муниципалитета.

При реализации контрольно-надзорных функций органы государственной жилищной инспекции имеют право давать предписания владельцам, пользователям и собственникам жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоэтажном доме и придомовых территорий об исправлении обнаруженных нарушений; проводить инспекционные проверки и обследования объектов согласно задачам и функциям, установленным вышеуказанным Положением [11].

В соответствии со ст. 7.21-7.23, 7.23.2, ч. 4 и 5 ст. 9.16 КоАП РФ Государственная жилищная инспекция в субъекте имеет право привлекать лиц, виновных в совершении административного правонарушения, к административной ответственности. Органы Государственной жилищной инспекции выступают также субъектами административных правоотношений в области контрольно-надзорной деятельности за соблюдением правил использования жилищного фонда вне зависимости от формы собственности и за его сохранностью [12].

Так, в соответствии с Постановлением Правительства Республики Дагестан от 11 ноября 2013 года № 576 «Вопросы Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан» на Инспекцию возлагается осуществление государственного жилищного надзора за соблюдением обязательных требований к жилым помещениям, их содержанию и использованию; обеспечению доступа к размещаемой в сети «Интернет» сведений о процессе принятия установленных Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» решений об отказе в предоставлении лицензии либо о предоставлении лицензий; осуществлению лицензирования деятельности по управлению многоэтажными домами; проведению организационных мероприятий по созданию лицензионной комиссии Республики Дагестан по лицензированию деятельности по управлению многоэтажными домами и организа-

ционно-техническое обеспечение ее деятельности; контролю за соблюдением Правил использования газа касаемо обеспечения безопасности при содержании и использовании внутриквартирного и внут-ридомового газового оборудования при оказании коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. № 410 и другие. Работники Инспекции обладают правами, установленными частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса РФ, частями 1 и 2 статьи 23.55, пунктом 69 части 2 статьи 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, статьей 14 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Такими же правами и компетенцией обладают, например, работники Государственной жилищной инспекции Ставропольской края, имеющие статус государственных жилищных инспекторов края [13].

Сегодня во всех субъектах России образованы структуры, главные функции которых ориентированы на оптимизацию государственного регулирования тарифов, в том числе в области ЖКХ [14, с. 77].

Соответствующие документы по вопросам ЖКХ были приняты в регионах России согласно Федеральному закону от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [15] и группе других законодательных актов. К примеру, Постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 мая 2011 года № 165 «Вопросы Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан» данная служба имеет право принимать участие в создании сводного прогнозного баланса поставок и производства электрической энергии (мощности) в границах Единой энергетической системы России по регионам Федерации; определять плату за стандартизированные тарифные ставки, устанавливающие размер этой платы и (или) технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций; цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), предоставляемую гражданам, в границах предусмотренных федеральным органом исполнительной власти в сфере регулирования тарифов предельных (максимального и (или) минимального) уровней таких цен (тарифов); сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии; цены (тарифы) или предельные (максимальные и (или) минимальные) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на работающих на базе применения возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях и другие. Например, в Чеченской Республике функционирует Государственный комитет цен и тарифов Чеченской Республики [16], на который

возложено осуществление таких же полномочий в рассматриваемой области, как и в Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан.

Органы муниципального жилищного контроля в области ЖКХ призваны не только осуществлять жилищный контроль, но также составлять протоколы об административных правонарушениях, которые установлены в законодательстве субъектов. Например, в соответствии с нормами, закрепленными в пп. 6.1 п. 12 гл. VI «Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях» Кодекса Республики Дагестан об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях по большинству статей, предусмотренных в гл. III «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, благоустройства, охраны общественного порядка и охраны жизни людей на водных объектах» Кодекса, составляют должностные лица органов местного самоуправления.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Контрольно-надзорные функции в области ЖКХ осуществляются на трех уровнях: на первом уровне контрольно-надзорные функции выполняют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти; на втором - государственные органы регионов России и на третьем - органы муниципалитетов, которые обладают полномочиями по осуществлению контрольно-надзорной деятельности в рассматриваемой области, что, из-за повторения на всех уровнях одних и тех же функций, отсутствия конкретного разграничения этих функций и компетенций, не содействует действенности проводимой политики в области ЖКХ.

2. При реализации контрольно-надзорных функций органы государственной власти и органы муниципалитетов используют установленные законами меры административного принуждения, что, в частности, вытекает из сути понятий государственного муниципального контроля и жилищного надзора, которые предполагают осуществление мер административного пресечения и контрольно-предупредительных мер, а касательно работы государственных органов - ещё и мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, практика законодательного регламентирования и осуществления которых не всегда обеспечивает соблюдение требований законности в ЖКХ.

Основываясь на изложенном, целесообразно сделать вывод о том, что государственный жилищный надзор и лицензионный контроль в субъектах Российской Федерации имеют ряд недостатков организационного характера и пробелов в нормативном правовом регулировании деятельности соответствующих структур. Безусловно, ряд проблем вызван причинами экономического характера,

недостатком финансирования и ненадлежащим уровнем материально-технического снабжения органов государственной власти. Такого рода проблемы могут быть решены путем грамотного перераспределения средств бюджетов. Кроме того, необходимо увеличивать престиж государственной гражданской службы для привлечения квалифицированных специалистов, способных на должном уровне решать вопросы, связанные с функционированием сферы ЖКХ. Также требуется конкретиза-

ция оснований для проведения внеплановых проверок с целью исключения посреднической роли надзорных органов, что подразумевает внесение изменений в соответствующие нормативные правовые акты. Таким образом, устранение существующих проблем при осуществлении Государственного жилищного надзора возможно лишь путем консолидации усилий всех уровней власти.

Литература

1. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента Рос. Федерации от 9 марта 2004 г. № 314: в ред. от 12 апр. 2019 г. // Рос. газ. 12.03.2004. № 50.

2. Кочеткова Н.А. Трудности муниципального контроля в жилищно-коммунальной сфере // Молодой ученый. 2017. №13. С. 319-321. URL https://moluch.ru/archive/147/41365/ (дата обращения: 30.03.2020).

3. О государственном жилищном надзоре: постановление Правительства Рос. Федерации от 11 июня 2013 г. № 493: в ред. от 13 сент. 2018 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 25, ст. 3156.

4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 дек. 2004 г. № 188-ФЗ: в ред. от 6 февр. 2020 г. // Рос. газ. 12.01.2005. № 1.

5. Колязина А.В. Перспективы осуществления государственной контрольно-надзорной деятельности в жилищно-коммунальной сфере в условиях реформы государственного контроля и надзора в России // Вестник СГЮА. 2017. №1 (114). С. 124. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy (дата обращения: 31.03.2020).

6. О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации: постановление Правительства Рос. Федерации от 18 нояб. 2013 г. № 1038: в ред. от 6 февр. 2020 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 47, ст. 6117.

7. О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: постановление Правительства Рос. Федерации от 23 сент. 2014 г. № 972: в ред. от 27 мая 2019 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 40, ч. 3, ст. 5426.

8. Минина А.А., Перепадя О.А., Перепадя С.М. К вопросу о состоянии контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации // Аграрное и земельное право. Королев: Изд-во "Право и государство пресс". 2019. №11 (179). URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41862638_78513162.pdf (дата обращения: 30.03.2020).

9. Избиенова Т.А., Ширшов А.С. Актуальные проблемы осуществления государственного контроля и надзора в сфере жилищно-коммунального хозяиства (на примере субъекта Россиискои Федерации) // Вестник РУК. 2018. №3 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-osuschestvleniya-gosudarstvennogo-kontrolya-i-nadzora-v-sfere-zhilischno-kommunalnogo-hozyai-stva-na-primere-subekta (дата обращения: 30.03.2020).

10. О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору: постановление Правительства РФ Рос. Федерации от 30 июля 2004 г. № 401: в ред. от 12 февр. 2020 г. // Рос. газ. 11.08.2004. № 170.

11. Беляков С.И. Управление городским хозяйством и модернизация жилищно-коммунальной инфраструктуры [Электронный ресурс]: сб. материалов IX всерос. науч.-практ. конф. (г. Москва, 25-26 октября 2018 г.). М.: Изд-во МИСИ-МГСУ, 2018. С. 145. URL: http://mgsu.ru/resources/izdatelskaya-deyatelnost/izdaniya/izdaniya-otkrdostupa/ (дата обращения: 28.03.2020).

12. Колязина А. В. Государственный контроль и надзор в жилищно-коммунальном хозяйстве: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2018.

13. Об утверждении Положения об управлении Ставропольского края - государственной жилищной инспекции: постановление Правительство Ставропольского края от 24 дек. 2019 г. № 607-п. URL: http://docs.cntd.ru/document/561667161 (дата обращения: 28.03.2020).

14. Смородинова Ю.С. Контроль и надзор в деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (административно-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2015.

15. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 23 нояб. 2009 г. № 261-ФЗ: в ред. от 26 июля 2019 г. // Рос. газ. 27.11.2009. № 226.

16. Об утверждении Положения о Государственном комитете цен и тарифов Чеченской Республики»: постановление Правительства Чеченской Республики от 28 июня 2007 года № 99, с изм. от 26 дек. 2018 г. (вместе с Положением о государственном комитете цен и тарифов Чеченской Республики). URL: http://docs.cntd.ru/document/906803364 (дата обращения: 29.03.2020).

References

1. O sisteme i strukture federal'nykh organov ispolnitel'noi vlasti: ukaz Prezidenta Ros. Federatsii ot 9 marta 2004 g. № 314: v red. ot 12 apr. 2019 g. // Ros. gaz. 12.03.2004. № 50.

2. Kochetkova N.A. Trudnosti munitsipal'nogo kontrolya v zhilishchno-kommunal'noi sfere // Molodoi uchenyi. 2017. №13. S. 319D321. URL https://moluch.ru/archive/147/41365/ (data obrashcheniya: 30.03.2020).

3. O gosudarstvennom zhilishchnom nadzore: postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federatsii ot 11 iyunya 2013 g. № 493: v red. ot 13 sent. 2018 g. // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2013. № 25, st. 3156

4. Zhilishchnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 29 dek. 2004 g. № 188-FZ: v red. ot 6 fevr. 2020 g. // Ros. gaz. 12.01.2005. № 1.

5. Kolyazina A.V. Perspektivy osushchestvleniya gosudarstvennoi kontrol'no-nadzornoi deyatel'nosti v zhilishchno-kommunal'noi sfere v usloviyakh reformy gosudarstvennogo kontrolya i nadzora v Rossii // Vestnik SGYuA. 2017. №1 (114). S.124. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy (data obrashcheniya: 31.03.2020).

6. O Ministerstve stroitel'stva i zhilishchno-kommunal'nogo khozyaistva Rossiiskoi Federatsii: postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federatsii ot 18 noyab. 2013 g. № 1038: v red. ot 6 fevr. 2020 g. // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2013. № 47, st. 6117.

7. O vnesenii izmenenii i priznanii utrativshimi silu nekotorykh aktov Pravitel'stva Rossiiskoi Feder-atsii: postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federatsii ot 23 sent. 2014 g. № 972: v red. ot 27maya 2019 g. // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2014. № 40, ch. 3, st. 5426.

8. Minina A.A., Perepadya O.A., Perepadya S.M. K voprosu o sostoyanii kontrol'no-nadzornoi deyatel'nosti v Rossiiskoi Federatsii // Agrarnoe i zemel'noe pravo. Korolev: Izd-vo "Pravo i gosudarstvo press". 2019. №11 (179). URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41862638_78513162.pdf (data obrashcheni-ya: 30.03.2020).

9. Izbienova T.A., Shirshov A.S. Aktual'nye problemy osushchestvleniya gosudarstvennogo kontrolya i nadzora v sfere zhilishchno-kommunal'nogo khozyaistva (na primere sub"ekta Rossiiskoi' Federatsii) // Vestnik RUK. 2018. №3 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-osuschestvleniya-gosudarstvennogo-kontrolya-i-nadzora-v-sfere-zhilischno-kommunalnogo-hozyai-stva-na-primere-subekta (data obrashcheniya: 30.03.2020).

10. O Federal'noi sluzhbe po ekologicheskomu, tekhnologicheskomu i atomnomu nadzoru: post-anovlenie Pravitel'stva RF Ros. Federatsii ot 30 iyulya 2004 g. № 401: v red. ot 12 fevr. 2020 g. // Ros. gaz. 11.08.2004. № 170.

11. Belyakov S.I. Upravlenie gorodskim khozyaistvom i modernizatsiya zhilishchno-kommunal'noi in-frastruktury [Elektronnyi resurs]: sb. materialov IX vseros. nauch.-prakt. konf. (g. Moskva, 25-26 oktyabrya 2018 g.). M.: Izd-vo MISI-MGSU, 2018. S. 145. URL: http://mgsu.ru/resources/izdatelskaya-deyatelnost/izdaniya/izdaniya-otkrdostupa/ (data obrashcheniya: 28.03.2020).

12. Kolyazina A.V. Gosudarstvennyi kontrol' i nadzor v zhilishchno-kommunal'nom khozyaistve: dis. ... kand. yurid. nauk. Saratov, 2018.

13. Ob utverzhdenii Polozheniya ob upravlenii Stavropol'skogo kraya - gosudarstvennoi zhilishchnoi inspektsii: postanovlenie Pravitel'stvo Stavropol'skogo kraya ot 24 dek. 2019 g. № 607-p. URL: http://docs.cntd.ru/document/561667161 (data obrashcheniya: 28.03.2020).

14. Smorodinova Yu.S. Kontrol' i nadzor v deyatel'nosti organov ispolnitel'noi vlasti sub"ektov Rossiiskoi Federatsii (administrativno-pravovoi aspekt): dis. ... kand. yurid. nauk. Krasnodar, 2015.

15. Ob energosberezhenii i o povyshenii energeticheskoi effektivnosti i o vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon Ros. Federatsii ot 23 noyab. 2009 g. № 261-FZ: v red. ot 26 iyulya 2019 g. // Ros. gaz. 27.11.2009. № 226.

16. Ob utverzhdenii Polozheniya o Gosudarstvennom komitete tsen i tarifov Chechenskoi Respubliki»: postanovlenie Pravitel'stva Chechenskoi Respubliki ot 28 iyunya 2007 goda № 99, s izm. ot 26 dek. 2018 g. (vmeste s Polozheniem o gosudarstvennom komitete tsen i tarifov Chechenskoi Respubliki). URL: http://docs.cntd.ru/document/906803364 (data obrashcheniya: 29.03.2020).

Поступила в редакцию 8 апреля 2020 г.

Received 8 April, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.