Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА (на примере субъекта Российской Федерации)'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА (на примере субъекта Российской Федерации) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1860
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жилищно-коммунальное хозяйство / государственный жилищный надзор / лицензионный контроль / управляющая компания / общее имущество. / housing and communal services / state housing supervision / licensing control / manage- ment company / common property.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Избиенова Татьяна Александровна, Ширшов Андрей Сергеевич

В статье раскрыты актуальные проблемы государственного жилищного надзора и лицензионного контроля. На примере субъекта Российской Федерации (Республики Марий Эл) рассмотрены организационные недостатки и системные противоречия, возникающие в деятельности органов государственного жилищного надзора. Авторами исследованы последствия введения обязательного лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами и сложности, связанные с правоприменительной практикой при осуществлении лицензионного контроля. Кроме того, затронуты пробелы и недостатки законодательства в сфере государственного регулирования и управления жилищно-коммунальным хозяйством. В статье рассмотрены причины роста числа обращений граждан в органы государственного жилищного надзора и лицензионного контроля, а также возможные пути снижения нагрузки на контрольно-надзорные органы в данной сфере. Авторами раскрыты отдельные аспекты структуры государственных органов в жилищно-коммунальной и смежной с ней отраслях, которые способны привести к возникновению конфликта интересов при осуществлении различных надзорных функций. Исходя из выявленных противоречий, предложен вариант их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Избиенова Татьяна Александровна, Ширшов Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF STATE CONTROL AND OVERSIGHT IN THE SPHERE OF HOUSING AND UTILITY SERVICES (on the example of a subject of the Russian Federation)

The article reveals the current problems of state housing supervision and licensing control. Organizational weaknesses and system contradictions, which could occur in the functioning of the bodies of the state housing supervision, are considered on the example of the subject of Russian Federation (Mari El Republic). The authors investigate the consequences of the introduction of mandatory licensing of activities for the management of apartment buildings and the difficulties associated with law enforcement practice in the implementation of license control. In addition, the shortcomings of the legislation in the field of state regulation and administration of the housing and communal services are discussed. The reasons for increasing the number of requests of citizens to the bodies of state housing supervision and license control, possible ways to reduce the burden on the control and supervisory authorities in this area are considered. The authors reveal some aspects of the structure of state bodies in the housing and communal and related industries, which can lead to a conflict of interest in the implementation of various supervisory functions. Proceeding from the revealed contradictions, the variant of their elimination is proposed.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА (на примере субъекта Российской Федерации)»

118

Вестник Российского университета кооперации. 2018. № 3(33)

perekhoda k ry'nochnoj e'konomike // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1991. № 2.

11. O vvedenii v dejstvie perechnej statej Ugolov-nogo kodeksa Rossijskoj Federatsii, ispol'zuemy'kh pri formirovanii statisticheskoj otchetnosti: ukaza-nie General'noj prokuratury' RF i MVD Rossii ot 01.02.2016 g. № 65/11/1 (tekst dokumenta ofitsial'no opublikovan ne by'l). Dostup iz sprav.-pravovoj siste-my' «Garant».

12. Stepanov M.V Ugolovno-pravovaya politika protivodejstviya prestupleniyam protiv sobstvennos-ti (teoretiko-prikladnoj analiz): dis. ... kand. yurid. nauk. N. Novgorod, 2006.

13. Tenchov E\S. Praktikum po ugolovnomu pravu. M., 1997.

14. Ugolovnoe pravo Rossijskoj Federatsii. Oso-bennaya chast' / pod red. G.N. Borzenkova i V.S. Ko-missarova. M., 1997.

ИВАНОВА Олеся Михайловна - преподаватель кафедры уголовного права и судопроизводства. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: iom20141985@ma.iLru.

IVANOVA, Olesya Mikhailovna - Teacher of the Department of Criminal Law and Legal Proceedings. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: iom20141985@mail.ru.

УДК 346.7

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА (на примере субъекта Российской Федерации) Т.А. Избиенова, А.С. Ширшов

В статье раскрыты актуальные проблемы государственного жилищного надзора и лицензионного контроля. На примере субъекта Российской Федерации (Республики Марий Эл) рассмотрены организационные недостатки и системные противоречия, возникающие в деятельности органов государственного жилищного надзора. Авторами исследованы последствия введения обязательного лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами и сложности, связанные с правоприменительной практикой при осуществлении лицензионного контроля. Кроме того, затронуты пробелы и недостатки законодательства в сфере государственного регулирования и управления жилищно-коммунальным хозяйством. В статье рассмотрены причины роста числа обращений граждан в органы государственного жилищного надзора и лицензионного контроля, а также возможные пути снижения нагрузки на контрольно-надзорные органы в данной сфере. Авторами раскрыты отдельные аспекты структуры государственных органов в жилищно-коммунальной и смежной с ней отраслях, которые способны привести к возникновению конфликта интересов при осуществлении различных надзорных функций. Исходя из выявленных противоречий, предложен вариант их устранения.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство; государственный жилищный надзор; лицензионный контроль; управляющая компания; общее имущество.

T.A. Izbienova, A.S. Shirshov. ACTUAL PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF STATE CONTROL AND OVERSIGHT IN THE SPHERE OF HOUSING AND UTILITY SERVICES (on the example of a subject of the Russian Federation)

The article reveals the current problems of state housing supervision and licensing control. Organizational weaknesses and system contradictions, which could occur in the functioning of the bodies of the state housing supervision, are considered on the example of the subject of Russian Federation (Mari El Republic). The authors investigate the consequences of the introduction of mandatory licensing of activities for the management of apartment buildings and the difficulties associated with law enforcement practice in the implementation of license control. In addition, the shortcomings of the legislation in the field of state regulation and administration of the housing and communal services are discussed. The reasons for increasing the number of requests of citizens to the bodies of state housing supervision and license control,

possible ways to reduce the burden on the control and supervisory authorities in this area are considered. The authors reveal some aspects of the structure of state bodies in the housing and communal and related industries, which can lead to a conflict of interest in the implementation of various supervisory functions. Proceeding from the revealed contradictions, the variant of their elimination is proposed.

Keywords: housing and communal services; state housing supervision; licensing control; management company; common property.

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ) на сегодняшний момент представляет собой одну из самых социально значимых отраслей современной российской экономики, которая в то же время является наиболее сложной, многоуровневой и, как следствие, проблемной. Противоречия в данной отрасли возникли под воздействием ряда причин, начиная с негативных последствий плановой экономики, господствовавшей в советский период, заканчивая весомыми противоречиями и пробелами в действующем жилищном законодательстве. На фоне указанных явлений колоссальную роль в организации и правовом регулировании ЖКХ играет осуществление взвешенного и рационального государственного контроля и надзора в данной сфере.

Основополагающую роль при осуществлении указанных функций играют органы государственного жилищного надзора (далее - ГЖН) субъектов Российской Федерации. Необходимость усиления ГЖН и пересмотр порядка его осуществления привели к внесению существенных изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г № 188-ФЗ (ред. от 04.06.2018 г) [1] (далее -ЖК РФ). Наиболее значительным нововведением последних лет в области жилищных отношений стало обязательное лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - МКД). Данные изменения должны были позволить очистить сферу ЖКХ от предприятий и организаций, ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности, предусмотренные договорами управления МКД, и обеспечить благоприятную инвестиционную среду. Подразумевалось, что контроль за выдачей лицензий управляющим компаниям (далее - УК) со стороны органов ГЖН выявит наиболее дисциплинированных, ответственных и работоспособных участников рынка, избавив их от недобросовестных конкурентов.

Однако отсутствие четких требований к соискателям лицензий на начальном этапе деятельности по лицензированию УК во многом снизило эффект от данной процедуры. Так, для получения лицензии организация должна была обеспечить размещение информации о домах, находящихся в ее управлении, в сети Интернет. Еще одним требованием было отсутствие

судимости у должностного лица УК, а также прохождение им квалификационного экзамена в виде тестирования, вопросы которого были размещены в свободном доступе. Такие требования явно не являлись достаточными для отсеивания недобросовестных исполнителей. Безусловно, за последнее время определенное ужесточение критериев произошло, но и оно не является исчерпывающим.

Кроме того, подобные нововведения способны привести и к негативным последствиям. Так, нарушение требований к управлению МКД, согласно ст. 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018 г.) [2], карается наложением на юридических лиц штрафа до 250 тыс. руб. Для субъектов малого предпринимательства, какими является большинство УК, указанная сумма является значительной и может привести к банкротству организации. Данная тенденция способна вызвать исчезновение большого количества УК и привести к монополизации рынка.

Во избежание указанных последствий необходимо исключить формальный подход при проведении проверок и обеспечить всестороннее рассмотрение степени ответственности должностных и юридических лиц.

Изложенные требования остро ставят проблему недостаточной штатной численности органов ГЖН. В качестве наглядного примера целесообразно привести Департамент ГЖН Республики Марий Эл. Так, нормативная штатная численность данного департамента, рассчитанная на основании действующих методических рекомендаций, составляет 36 единиц должностей государственной гражданской службы Республики Марий Эл, в то время как утвержденная предельная численность определена в количестве 14 единиц, включая руководителей, делопроизводителей и бухгалтеров. Таким образом, нагрузка на штатную единицу Департамента ГЖН Республики Марий Эл почти в три раза превосходит нормативную, что серьезно отражается на качестве выполнения возложенных обязанностей. Соответственно, причиной значительной доли нарушений, допущенных при рассмотрении обращений граждан и осуществлении ГЖН и лицензионного контроля, является критическая перегружен-

120

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2018. № 3(33)

ность должностных лиц указанного департамента. Следовательно, во многих регионах необходим пересмотр предельной численности органов ГЖН в сторону значительного увеличения.

Наряду с вышеперечисленными проблемами серьезную озабоченность вызывает существенный рост числа обращений граждан в органы ГЖН и лицензионного контроля. С одной стороны, это вызвано возрастающей правовой грамотностью населения, возникновением и распространением электронных порталов. Безусловно, данные явления являются позитивными. Однако работа многих порталов содержит в себе алгоритм, приводящий к дублированию обращений граждан и направлению обращений в органы, в компетенцию которых вопросы, изложенные гражданином, не входят. К примеру, один из сайтов, позволяющих направить обращение в государственные органы, рассылает текст таких обращений одновременно в органы прокуратуры, Роспотребнадзора и Правительство субъекта Российской Федерации. В случае нарушений в сфере ЖКХ все указанные ведомства зачастую перенаправляют данные обращения в органы ГЖН, которые и рассматривают изложенные факты. Налицо нецелесообразное увеличение расходов на пересылку корреспонденции, трудозатрат на перенаправление обращений и ведение деловой переписки. Кроме того, нередко граждане обращаются напрямую в надзорные и контролирующие органы, минуя непосредственных исполнителей жилищно-коммунальных услуг, не обращаясь в управляющие организации, товарищества собственников жилья, ресурсоснаб-жающие организации и т.д., стремясь ускорить решение существующих вопросов. Надзорные органы превращаются, по сути, в связующее звено между организациями ЖКХ и населением, своеобразную диспетчерскую службу, что, конечно же, отрицательно сказывается на эффективности данных органов.

С целью решения существующей проблемы был конкретизирован перечень оснований для проведения органом, осуществляющим федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, внеплановой проверки. Теперь указанные действия могут осуществляться лишь при условии, если заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены [3]. Однако данный закон не устраняет проблему применительно к органам, осуществляющим региональный ГЖН и муниципальный контроль.

Всестороннее решение вопроса может быть достигнуто расширением действия указанных выше положений на региональные и муниципальные органы власти.

Существенной проблемой при осуществлении государственного контроля и надзора остается возможность возникновения конфликта интересов при осуществлении полномочий. Так, например, в Республике Марий Эл до 01.07.2016 г. функции по ГЖН и лицензионному контролю осуществлялись Управлением - Государственная жилищная инспекция Республики Марий Эл Минстроя и ЖКХ Республики Марий Эл. Однако осуществление ГЖН и лицензионного контроля в рамках указанного министерства вызывало очевидный конфликт интересов. К примеру, к основным задачам министерства относится разработка и реализация государственных программ Республики Марий Эл в области жилищного строительства, развития социальной сферы и ее инженерной инфраструктуры [4]. К таким программам относилась и республиканская программа по переселению из аварийного жилья со сроком реализации 2013-2017 гг. В состав комиссии по приемке домов, возводимых в рамках данной программы, в обязательном порядке включались представители Управления - Государственная жилищная инспекция Республики Марий Эл - и Инспекции государственного строительного надзора Республики Марий Эл Минстроя и ЖКХ Республики Марий Эл (далее - ИГСН). Однако, ввиду подчиненности инспекций органу, ответственному за реализацию указанной выше программы, существовала возможность принятия необъективных решений при осуществлении приемки домов. После создания Департамента ГЖН Республики Марий Эл такая возможность отсутствует. Но ИГСН до настоящего времени является структурным подразделением Минстроя и ЖКХ Республики Марий Эл. При этом министерство выступает в качестве заказчика при строительстве объектов, финансируемых из республиканского бюджета, реализует и контролирует разработку проектной документации, а ИГСН осуществляет государственный строительный надзор и принимает решение о выдаче заключения о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации [5]. Соответственно, при принятии должностными лицами ИГСН отдельных решений в отношении объектов республиканского значения конфликт интересов до сих пор имеет место. Аналогичная ситуация наблюдается с органа-

ми, осуществляющими государственный строительный надзор в Чувашской и Удмуртской республиках.

Для решения указанного вопроса ИГСН Республики Марий Эл должна быть выделена в отдельное ведомство. Однако это потребует увеличения численности государственных служащих, выделения дополнительных бюджетных средств и решения иных организационных и хозяйственных вопросов. Несмотря на это, в большинстве регионов данная проблема на сегодняшний момент решена именно путем формирования самостоятельных органов государственного строительного надзора.

Основываясь на изложенном выше, целесообразно сделать вывод, что государственный жилищный надзор и лицензионный контроль в субъектах Российской Федерации имеет ряд недостатков организационного характера и пробелов в нормативно-правовом обеспечении деятельности соответствующих структур. Безусловно, ряд вопросов вызван причинами экономического характера, недостатком финансирования и ненадлежащим уровнем материально-технического снабжения органов государственной власти. Такого рода проблемы могут быть решены путем грамотного перераспределения средств бюджетов. Кроме того, необходимо увеличивать престиж государственной гражданской службы для привлечения квалифицированных специалистов, способных на должном уровне решать вопросы, связанные с функционированием сферы ЖКХ. Также требуется конкретизация оснований для проведения внеплановых проверок с целью исключения посреднической роли надзорных органов, что подразумевает внесение изменений в соответствующие нормативно-правовые акты. Таким образом, устранение существующих проблем при осуществлении ГЖН возможно лишь путем консолидации усилий всех уровней власти.

Список литературы

1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ (ред. от 04.06.2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 04.05.2018).

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2018).

3. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федер. закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ (с изм. и доп.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2018).

4. Вопросы Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл: постановление Правительства Республики Марий Эл от 05.08.2005 г. № 194 (с изм. и доп.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2018).

5. Положение об отделе «Инспекция государственного строительного надзора Республики Марий Эл»: утв. приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл от 22.05.2015 г. № 294. URL: http://mari-el.gov.ru (дата обращения: 04.05.2018).

References

1. Zhilishchny'j kodeks Rossijskoj Federatsii ot 29.12.2004 g. № 188-FZ (red. ot 04.06.2018 g.). Dos-tup iz sprav.-pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 04.05.2018).

2. Kodeks Rossijskoj Federatsii ob admi-nistrativny'kh pravonarusheniyakh ot 30.12.2001 g. № 195-FZ (red. ot 23.04.2018 g.). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 04.05.2018).

3. O zashchite prav yuridicheskikh lits i individual'ny'kh predprinimatelej pri osu-shchestvlenii gosudarstvennogo kontrolya (nad-zora) i munitsipal'nogo kontrolya: feder. zakon ot 26.12.2008 g. № 294-FZ (s izm. i dop.). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 04.05.2018).

4. Voprosy' Ministerstva stroitel'stva, arkhitek-tury' i zhilishchno-kommunal'nogo khozyajstva Respubliki Marij E'l: postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Marij E'l ot 05.08.2005 g. № 194 (s izm. i dop.). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 04.05.2018).

5. Polozhenie ob otdele «Inspektsiya gosudarst-vennogo stroitel'nogo nadzora Respubliki Marij E'l»: utv. prikazom Ministerstva stroitel'stva, arkhi-tektury' i zhilishchno-kommunal'nogo khozyajstva Respubliki Marij E'l ot 22.05.2015 g. № 294. URL: http://mari-el.gov.ru (data obrashcheniya: 04.05.2018).

ИЗБИЕНОВА Татьяна Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и трудового права. Межрегиональный открытый социальный институт. Россия. Йошкар-Ола. E-mail: 12region_ola@mail.ru.

ШИРШОВ Андрей Сергеевич - магистрант. Межрегиональный открытый социальный институт. Россия. Йошкар-Ола. E-mail: 12region_ola@mail.ru.

122

вестник Российского университета кооперации. 2018. № 3(33)

IZBIENOVA, Tatyana Alexandrovna - Candidate of Science (Law), Associate Professor of the Department of Business and Labour Law. Interregional Open Social Institute. Russia. Yoshkar-Ola. E-mail: 12region_ola@mail.ru.

SHIRSHOV, Andrey Sergeevich - Undergraduate. Interregional Open Social Institute. Russia. Yoshkar-Ola. E-mail: 12region_ola@mail.ru.

УДК 343 .13

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ ИНСТИТУТА ДОСЛЕДСТВЕННОЙ ПРОВЕРКИ ИНФОРМАЦИИ, УКАЗЫВАЮЩЕЙ НА ПРИЗНАКИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

А.В. Ляпунова

В статье автор проводит структурный анализ правовой природы института доследственной проверки. Делается акцент на важности проведения доследственной проверки в стадии возбуждения уголовного дела, а также на ее процессуальном характере. Автор определяет институт доследственной проверки как составную часть следственной системы и указывает на конституционность правового режима доследственной проверки. В статье затрагиваются вопросы, связанные с несовершенством процессуальных гарантий соблюдения прав и законных интересов лиц в процессе производства доследственной проверки. В рамках данной статьи автор указывает на существование в пределах процесса формирования доказательств двух фаз и, как следствие тому, относит доследственную проверку к досудебной фазе формирования доказательств. По итогам проведенного исследования автором сделан вывод о том, что доследственная проверка является значимым институтом, во многом определяющим дальнейший порядок досудебной деятельности.

Ключевые слова: доследственная проверка; доказательство; возбуждение уголовного дела; фазы формирования доказательств.

А-V. Lyapunova. ON THE ISSUE OF THE LEGAL NATURE OF THE INSTITUTE OF PRE-INVESTIGATION INFORMATION INDICATING THE SIGNS OF CRIME

In this article the author gives a structural analysis of the legal nature of the pre-investigation investigation institute. The emphasis is placed on the importance of conducting a pre-investigation check in the stage of initiating a criminal case, its procedural nature. The author determines the institution of pre-investigation verification as an integral part of the investigation system and indicates the constitutionality of the legal regime of pre-investigation verification. This article addresses issues related to the imperfection of procedural guarantees of observance of the rights and legitimate interests of persons in the process of conducting pre-investigation checks. Within the framework of the above-mentioned article, the author points to the existence of two phases within the process of evidencing evidence, and as a consequence, he relates the pre-investigation check to the pre-trial phase of the formation of evidence. Based on the results of the study, the author concluded that the pre-investigation check is a significant institution, which largely determines the further order of pre-trial activities.

Keywords: pre-investigation check; evidence; initiation of criminal case; phase of evidence generation.

Доследственная проверка по праву считается важнейшей и необходимой составляющей стадии возбуждения уголовного дела. В рамках доследственной проверки возможно получение информационного продукта, который в дальнейшем может приобрести статус доказательства.

Следует отметить необязательность, факультативность характера доследственной проверки, производства ее по мере надобности. Н.В. Пронин указывает на необязательность производства доследственной проверки, ввиду

того что ее производство вовсе необязательно в тех случаях, когда факт совершения преступления является очевидным [8]. Тем не менее до-следственная проверка, являясь альтернативным режимом получения информации, все же имеет существенный вес в процессе раскрытия преступления. Можно говорить о некой правовой неопределенности, так как и на практике, и в теории фактические данные, которые были получены посредством производства неследственных действий, трактуются неоднозначно. Поэтому закономерно, что правовая природа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.