Научная статья на тему 'Правовой механизм противодействия коррупции в жилищно-коммунальном хозяйстве'

Правовой механизм противодействия коррупции в жилищно-коммунальном хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1352
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕХАНИЗМ / ОХРАНА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ВЫЯВЛЕНИЕ / ПРЕСЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Костюк Михаил Федорович

Цель: Исследование механизма правового регулирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и определение специфики противодействия коррупции в этой сфере деятельности. Методология: Использовались формально-юридический и сравнительно-правовой методы исследования. Результаты: В статье отражена специфика правового регулирования деятельности ЖКХ, дана её характеристика, раскрыты другие вопросы в области ЖКХ, отражены их особенности. Жилищный кодекс РФ наделяет органы государственной власти и органы местного самоуправления определенными правами и контрольными функциями, способствующими предупреждению коррупции, в том числе правом осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, осуществлять государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль и т. п. Установлено, что наделение органов государственной власти и органов местного самоуправления уполномочивающими и контрольными функциями в деятельности ЖКХ при одновременном расширении общественного контроля является эффективным средством противодействия коррупции и улучшения жилищных условий. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку является одной из первых попыток рассмотреть правовой механизм противодействия коррупции в жилищно-коммунальном хозяйстве через призму норм уголовного, бюджетного, жилищного законодательства, федеральных законов и ведомственных нормативных правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal mechanism of counteraction of corruption in housing and communal services

Purpose: Research of the mechanism of legal regulation of the housing and communal services (HCS) and determination of specifics of counteraction of corruption in this field of activity. Methodology: Formal-legal and comparative legal methods of research were used. Results: Specifics of legal regulation of activity of housing and communal services are reflected in article, their characteristic is given; other questions in the field of housing and communal services, are reflected their features. The Housing code of the Russian Federation allocates public authorities and local governments with the certain rights and control functions promoting the prevention of corruption. Including the right to exercise control of use and safety of housing stock, to exercise the state housing supervision and municipal housing control, etc. It is established that investment of public authorities and local governments with the authorizing and control functions in activity of housing and communal services at simultaneous expansion of public control is an effective remedy of counteraction of corruption and improvement of living conditions. Novelty/originality/value: Article possesses high scientific the value as is one of the first attempts to consider a legal mechanism of counteraction of corruption in housing and communal services through a prism of standards of the criminal, budgetary, housing legislation, Federal laws and departmental regulations.

Текст научной работы на тему «Правовой механизм противодействия коррупции в жилищно-коммунальном хозяйстве»

Правосудие и правоохранительная деятельность в евразийском пространстве

Костюк М.Ф.

правовой механизм противодействия коррупции в жилищно-коммунальном хозяйстве

Цель: Исследование механизма правового регулирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и определение специфики противодействия коррупции в этой сфере деятельности.

Методология: Использовались формально-юридический и сравнительно-правовой методы исследования.

Результаты: В статье отражена специфика правового регулирования деятельности ЖКХ, дана её характеристика, раскрыты другие вопросы в области ЖКХ, отражены их особенности. Жилищный кодекс РФ наделяет органы государственной власти и органы местного самоуправления определенными правами и контрольными функциями, способствующими предупреждению коррупции, в том числе правом осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, осуществлять государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль и т. п. Установлено, что наделение органов государственной власти и органов местного самоуправления уполномочивающими и контрольными функциями в деятельности ЖКХ при одновременном расширении общественного контроля является эффективным средством противодействия коррупции и улучшения жилищных условий.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку является одной из первых попыток рассмотреть правовой механизм противодействия коррупции в жилищно-коммунальном хозяйстве через призму норм уголовного, бюджетного, жилищного законодательства, федеральных законов и ведомственных нормативных правовых актов.

Ключевые слова: коррупция, регулирование, механизм, охрана, предупреждение, выявление, пресечение.

Kostiuk M.F.

LEGAL MECHANISM OF COuNTERACTION OF CORRuPTION IN HOuSING AND communal SERVICES

Purpose: Research of the mechanism of legal regulation of the housing and communal services (HCS) and determination of specifics of counteraction of corruption in this field of activity.

Methodology: Formal-legal and comparative legal methods of research were used.

Results: Specifics of legal regulation of activity of housing and communal services are reflected in article, their characteristic is given; other questions in the field of housing and communal services, are reflected their features. The Housing code of the Russian Federation allocates public authorities and local governments with the certain rights and control functions promoting the prevention of corruption. Including the right to exercise control of use and safety of housing stock, to exercise the state housing supervision and municipal housing control, etc. It is established that investment of public authorities and local governments with the authorizing and control functions in activity of housing and communal services at simultaneous expansion of public control is an effective remedy of counteraction of corruption and improvement of living conditions.

Novelty/originality/value: Article possesses high scientific the value as is one of the first attempts to consider a legal mechanism of counteraction of corruption in housing and communal services through a prism of standards of the criminal, budgetary, housing legislation, Federal laws and departmental regulations.

Keywords: corruption, regulation, mechanism, protection, prevention, identification, suppression.

Специфика деятельности жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) определяется его правовым регулированием и местом в системе социально-экономических отношений. При этом следует выделять правовой механизм обеспечения деятельности ЖКХ и механизм противодействия коррупционным преступлениям. Указанная сфера деятельности имеет свой объект и метод правового регулирования, содержательная часть которых определена деятельностью ЖКХ.

В теории права механизм правового регулирования рассматривается как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое воздействие на общественные отношения [1].

Такое воздействие состоит, с одной стороны, в урегулировании нормальной деятельности ЖКХ по выполнению стоящих перед ним задач, определении субъективных прав и обязанностей участников такой деятельности, составляющих

евразийская

> 6 (19) 2015 <

адвокатура

их нормативную основу, а с другой - в установлении ответственности за совершаемые в этой сфере правонарушения, в том числе коррупционные преступления.

Наряду с механизмом правового регулирования выделяется механизм уголовно-правовой охраны. Под механизмом уголовно-правовой охраны понимается взаимодействие основных звеньев (элементов) уголовно-правовой системы в процессе осуществления задач охраны наиболее важных общественных отношений от преступных посягательств [3].

Жилищно-коммунальное хозяйство отличается многообразием общественных отношений в этой сфере деятельности. Статья 21 Бюджетного кодекса РФ (в ред. от 13.07.2015), определяющая классификацию расходов бюджетов, выделяет структуру ЖКХ, куда входят: жилищное хозяйство; коммунальное хозяйство; благоустройство; прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства; другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства.

Структурное разнообразие ЖКХ определяет специфику его правового регулирования, основу которого составляют различные отрасли права и ведомственные нормативно-правовые акты.

Жилищный кодекс РФ, к примеру, наделяет органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 2) определенными правами и контрольными функциями, обеспечивающими условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе правом использовать бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, включая предоставление в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; предоставлять гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; стимулировать жилищное строительство и т. п.

Эти же органы осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства; осуществляют в соответствии

со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль и т. п.

Наделение органов государственной власти и органов местного самоуправления уполномочивающими и контрольными функциями создает условия для осуществления гражданами прав на жилище, его безопасность и неприкосновенность, наделяет их полномочиями эффективного контроля над этой деятельностью. Снижение коррупционной составляющей в этой сфере деятельности видится в развитии общественного контроля, во взаимодействии с государственным контролем.

Непосредственная деятельность по организации функционирования ЖКХ регламентируется Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 (в ред. от 26 марта 2014 г. № 230) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

Данные Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности. В них содержится определение состава общего имущества, который определяется:

а) собственниками помещений в многоквартирном доме - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества;

б) органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества;

в) органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации.

При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на объекты недвижимости, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.

Государственный контроль за содержанием общего имущества осуществляется, в пределах своей компетенции, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. При возникновении противоречий, касающихся состава общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтер-

EURASIAN

> 6 (19) 2015 <

advocacy

ского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой России) от 20 марта 2014 г. № 107/пр «Об утверждении Регламента Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» образована коллегия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Это постоянно действующий совещательный орган, возглавляемый министром, который определяет состав коллегии и порядок участия членов коллегии в ее заседаниях, их деятельность, включая работу с обращениями граждан и организаций, прием граждан. В нем, в частности, отмечается обязательность рассмотрения индивидуальных и коллективных предложений, заявлений и жалоб граждан и организаций по вопросам сфер деятельности министерства, порядка исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.

Денежное обращение в ЖКХ, основу которого составляют как бюджетные, так и внебюджетные средства, рассматривается нами как инструмент развития этой сферы, требующий правого регулирования и предполагающий контроль за эффективностью их использования.

Показательным в этой связи является Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ (в ред. от 29.06.2015 № 176-ФЗ) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Данный закон устанавливает (ст. 1) правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки.

Ответственность за достоверность и полноту представляемой в Фонд отчетности возлагается на высшие должностные лица субъектов РФ и глав муниципальных образований (ч. 6 ст. 22).

Таким образом, федеральное и ведомственное законодательство не только регламентирует деятельность ЖКХ, но и предусматривает ответственность за ее нарушение.

Коррупционное преступление - понятие правовое. Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г.

(в ред. от 22 декабря 2014 г. № 431-ФЗ) № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определяет понятие коррупции (ст. 1), выделяя такие преступления, как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, при этом альтернативно называет иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства. Данные деяния совершаются от имени или в интересах юридического лица. Целью их совершения является получение выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Законодательное закрепление коррупции является родовым понятием коррупционных преступлений.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 (ред. от 03.12.2013 № 33) «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» несколько расширило понятие коррупционных преступлений. Наряду с взяточничеством (статьи 290, 291 и 291.1 УК РФ), к коррупционным преступления оно относит мошенничество (ст. 159), присвоение или растрату (ст. 160), коммерческий подкуп (ст. 204), служебный подлог (ст. 292) и провокацию взятки или коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ).

Правовой механизм обеспечения деятельности ЖКХ является основой противодействия коррупционным преступлениям в этой сфере деятельности.

На законодательном уровне противодействие коррупции рассматривается как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (п. 2 Федерального закона РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

евразийская

> 6 (19) 2015 <

адвокатура

В данном контексте речь идет, скорее всего, о криминологическом аспекте противодействия коррупции в ЖКХ.

Обеспечение нормальной деятельности ЖКХ осуществляется и с помощью уголовно-правовых норм, направленных на противодействие коррупции. Они регулируют общественные отношения, возникающие между государством и лицом, совершившим преступление или иное предусмотренное уголовным законом деяние. Методом уголовно-правового регулирования является юридический способ (средство), обязывающий физические лица соблюдать требования уголовно-правовых норм. При этом средствами воздействия выступают уголовно-правовые запреты и предписания. В их числе следует выделить ряд норм Общей части УК РФ, обладающих профилактической направленностью. Профилактическая роль этих норм неодинакова.

Охранительная и предупредительная функции предусмотрены в ч. 1 ст. 2 УК, где закреплены задачи УК РФ, в числе которых названы охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя России от преступных посягательств, а также предупреждение преступлений.

Общепрофилактическая роль ст. 14 УК РФ состоит в определении понятия преступления следующим образом: «виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания». Предупредительную функцию выполняют нормы уголовного права о добровольном отказе от преступления (ст. 31 УК), необходимой обороне (ст. 37 УК) и ряд других. Применение норм Общей части уголовного законодательства направлено на предупреждение одновременно всех или значительного числа видов преступлений, тогда как применение норм Особенной части - одного или нескольких видов преступных деяний. Они имеют избирательную профилактическую направленность.

Правовой механизм противодействия коррупции в ЖКХ с помощью уголовно-правовых средств состоит в установлении запрета совершения коррупционных преступлений. Их перечень закреплен в Федеральном законе РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных

преступлениях». Основу коррупционных преступлений составляют злоупотребление служебным положением и злоупотребление полномочиями, иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства.

Отдельно выделяются взяточничество (статьи 290, 291 и 291.1 УК РФ), коммерческий подкуп (ст. 204), служебный подлог (ст. 292), провокация взятки или коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ). К коррупционным преступлениям относятся мошенничество (ст. 159), присвоение или растрата (ст. 160). В зависимости от объекта уголовно-правовой охраны ранее предлагалось совершаемые в сфере ЖКХ преступления классифицировать на следующие виды: 1) коррупционные; 2) преступления против собственности; 3) преступления в сфере экономической деятельности; 4) иные преступления, совершаемые в сфере ЖКХ [2].

Таким образом, совершение коррупционных преступлений нарушает нормальную деятельность жилищно-коммунального хозяйства, которая рассматривается нами как регламентированный нормативно-правовыми актами элемент экономической деятельности, обеспечивающий безопасные условия проживания граждан, их права и интересы.

Пристатейный библиографический список

1. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. Т. 1. С. 153.

2. Костюк М.Ф. Уголовно-правовые средства охраны деятельности жилищно-коммунального хозяйства // Противодействие коррупции в жилищно-коммунальном секторе России: монография. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2015. С. 104.

3. Фефелов П.А. Механизм уголовно-правовой охраны (основные методологические проблемы). М.: Наука, 1992. С. 66.

References (transliterated)

1. Alekseev S.S. Problemy teorii prava. Sverdlovsk, 1972. T. 1. S. 153.

2. Kostjuk M.F. Ugolovno-pravovye sredstva ohrany dejatel'nosti zhilishhno-kommunal'nogo hozjajstva // Protivodejstvie korrupcii v zhilishhno-kommunal'nom sektore Rossii: monografija. M.: RJeU im. G.V. Plehanova, 2015. S. 104.

3. Fefelov P.A. Mehanizm ugolovno-pravovoj ohrany (osnovnye metodologicheskie problemy). M.: Nauka, 1992. S. 66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.