Научная статья на тему 'Проблемы реализации реформ в ЖКХ современной России и прав граждан на качественное обслуживание жилья (на примере Хабаровского края)'

Проблемы реализации реформ в ЖКХ современной России и прав граждан на качественное обслуживание жилья (на примере Хабаровского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ / HOUSING AND PUBLIC UTILITIES / СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LIFE SUPPORT SYSTEM / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЖИЛИЩНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАСЕЛЕНИЯ / POPULATION HOUSING PROBLEMS / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ / INTEGRATED INDICATOR OF LIFE QUALITY / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА / LICENSING OF HOUSING AND MUNICIPAL COMPLEX COMPANIES / STATE POLICY IN THE FAR EAST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ярославцева Татьяна Александровна, Ярославцев Александр Владимирович

Проведено исследование отдельных аспектов реализации государственной политики в жилищно-коммунальной сфере, положительно повлиявших на социально-экономическое развитие дальневосточных территорий, становление жилищно-коммунальной инфраструктуры и качество жилищно-коммунальных услуг. Исследование опыта контрольно-надзорной деятельности органов государственного управления Хабаровского края в ЖКХ, особенно в период возрождения лицензирования управляющих организаций, как никогда актуально и заслуживает пристального внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION PROBLEMS OF COMMUNAL SERVICES REFORMS IN MODERN RUSSIA AND CITIZEN RIGHTS FOR HOUSING QUALITY SERVICING (ON EXAMPLE OF KHABAROVSK KRAI)

The article deals with some implementation aspects of the state policy in housing and public utilities that had a positive effect on socio-economic development of the Far Eastern territories, formation of the housing and public utilities infrastructure and the quality of the housing and municipal services. The relevance and importance of studying the experience of control and supervising activities of Khabarovsk krai public administration in housing and public utilities, especially under the revival of managing organization licensing is indicated.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации реформ в ЖКХ современной России и прав граждан на качественное обслуживание жилья (на примере Хабаровского края)»

филологов (на материале суффиксальных существительных): монография. М.: МАКС Пресс, 2011. 360 с.

4. Лазарева О.А. Лингвокогнитивные основы обучения иностранцев русской лексике: монография. СПб.: Изд-во «Оси-пова», 2012. 250 с.

5. Мардиева Л.А. Психосоциальная модель знака // Филология и культура. 2012. № 2 (28). С. 76-79.

6. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование. М.: Высшая школа, 1984. 255 с.

7. Тихонов А.Н. Словообразовательный ряд как комплексная единица системы словообразования // Актуальные проблемы русского словообразования: мат-лы VI Республиканской

науч.-практ. конф. Самарканд, 1991. С. 2-4.

8. Фатхутдинова В.Г. Последовательная производность как универсальное свойство словообразовательных систем русского и татарского языков // Ученые записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки. 2006. Т. 148. Кн. 3. С. 154-160.

9. Фатхутдинова В.Г. Этнолингвистическая интерпретация словообразовательного типа // Филология и культура. 2012. № 2 (28). С. 137-140.

10. Черепанов М.В. Очерк словообразовательной типологии русского глагола: монография. Саратов: Изд-во СГУ, 2004. 608 с.

УДК 332.021.8:332.8 (571.620)

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМ В ЖКХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ПРАВ ГРАЖДАН НА КАЧЕСТВЕННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЖИЛЬЯ (НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)

1 9

© Т.А. Ярославцева1, А.В. Ярославцев2

Дальневосточный институт управления РАНХ и ГС при Президенте РФ, 680000, Россия, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 33.

Проведено исследование отдельных аспектов реализации государственной политики в жилищно-коммунальной сфере, положительно повлиявших на социально-экономическое развитие дальневосточных территорий, становление жилищно-коммунальной инфраструктуры и качество жилищно-коммунальных услуг. Исследование опыта контрольно-надзорной деятельности органов государственного управления Хабаровского края в ЖКХ, особенно в период возрождения лицензирования управляющих организаций, как никогда актуально и заслуживает пристального внимания. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: государственная политика на Дальнем Востоке; система жизнеобеспечения и жизнедеятельности; жилищно-коммунальное хозяйство; жилищные проблемы населения; интегрированный показатель качества жизни; лицензирование деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса.

IMPLEMENTATION PROBLEMS OF COMMUNAL SERVICES REFORMS IN MODERN RUSSIA AND CITIZEN RIGHTS FOR HOUSING QUALITY SERVICING (ON EXAMPLE OF KHABAROVSK KRAI) T.A. Yaroslavtseva, A.V. Yaroslavtsev

Far East Institute of Management of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 33 Muravyov-Amursky St., Khabarovsk, 680000, Russia.

The article deals with some implementation aspects of the state policy in housing and public utilities that had a positive effect on socio-economic development of the Far Eastern territories, formation of the housing and public utilities infrastructure and the quality of the housing and municipal services. The relevance and importance of studying the experience of control and supervising activities of Khabarovsk krai public administration in housing and public utilities, especially under the revival of managing organization licensing is indicated. 5 sources.

Key words: state policy in the Far East; life support system; housing and public utilities; population housing problems; integrated indicator of life quality; licensing of housing and municipal complex companies.

Показатель состояния жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) является частью структуры интегрированной оценки качества жизни людей. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в России проявились серьезные недостатки в обеспечении населения качественными и доступными жилищно-коммунальными услугами (ЖКУ). Неудовлетворительная оценка качества ЖКУ свидетельствует о системном кризисе отрасли и неэффективно-

сти деятельности органов власти и управления всех уровней. Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) России и государственная политика в жилищно-коммунальной сфере -тема архиактуальная и злободневная. Отметим, что в посланиях Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации (2012-2013 гг.) и решении Госсовета Российской Федерации (31 мая

1Ярославцева Татьяна Александровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, тел.: 89241170440, e-mail: mu322@mail.ru

Yaroslavtseva Tatyana, Candidate of History, Associate Professor of the Department of Public and Municipal Administration, tel.: 89241170440, mu322@mail.ru

2Ярославцев Александр Владимирович, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления.

Yaroslavtsev Alexander, Candidate of History, Senior Lecturer of the Department of Public and Municipal Administration.

2013 г.), в материалах форумов по вопросам ЖКХ (2012-2014 гг.) особое внимание обращено на необходимость решения проблем в ЖКХ и повышение качества его услуг [1; 2].

Поступательно-стадиальный характер развития ЖКХ обусловлен основными направлениями государственной политики, которые в концептуальном обосновании представляют собой систему социально-политических, демографических, экономических, информационных, социокультурных компонентов, обусловливающих готовность органов государственной власти обеспечить жилищно-коммунальные потребности населения с использованием трудовых и мобилизационных ресурсов, промышленных, сельскохозяйственных и коммуникационных возможностей страны.

Современный ЖКК России - это 4 трлн руб. годового оборота, более 36 тыс. организаций и 2 млн работников отрасли, 140 млн потребителей (без учета промышленного сектора). Общий объем капитальных вложений в отрасль за период с 2010 по 2013 гг. составил более 600 млрд руб. (с учетом средств бюджетов всех уровней). В регионах реализуется более 70 инвестиционных проектов на общую сумму свыше 227 млрд руб., из них более 139 млрд руб. (61%) составляют частные средства [2].

Геополитические императивы и реализация внешнеполитических целей государства в Азиатско-Тихоокеанском регионе, руководящие установки на усиление экономического потенциала и повышение уровня национальной безопасности являлись мощным фактором формирования ЖКК на всех этапах исторического развития Дальнего Востока. Государственная политика в данном регионе в дореволюционный и советский периоды была направлена на: освоение и развитие региона, укрепление позиций России в соперничестве с соседними азиатскими странами, обеспечение региона трудовыми ресурсами, формирование социальной инфраструктуры. Основными методами реализации политики в жилищно-коммунальной сфере служили: правовое регулирование общественных отношений; экономическое стимулирование переселенцев в виде предоставления им льгот и ссуд, что положительно повлияло на развитие дальневосточных территорий. В комплекс государственных мер, направленных на создание и эффективное функционирование ЖКК, входил контроль всех видов.

В дореволюционный период (1906-1913) в Приамурском крае, как и по всей России, наблюдался экономический подъем, в том числе в сфере жилищного и коммунального хозяйства всех видов собственности, где достаточно сильно была развита конкурентная среда, спрос и предложение базировались на уровне рыночных цен, на системе производства, создаваемой хозяйствующим субъектом частной собственности, включая стоимость рабочей силы, размер ставок ссудного процента, а также уровень налогообложения и обязательных платежей. Функции государственного финансового контроля выполняла Контрольная палата через местные территориальные органы. Административный контроль осуществляли ведомства. Надзор за использованием городских сумм

был предоставлен МВД, в структуре которого создавали полиции специального назначения (санитарные, строительные и т.д.), успешно справлявшиеся с контрольно-надзорной деятельностью в жилищно-бытовой сфере. Рыночные условия позволяли гражданам участвовать в контроле в рамках договорных отношений.

В советский период экономической основой развития ЖКХ были государственные средства и лишь незначительно - средства граждан. Эффективно действовала советская система государственного контроля одновременно с другими видами - народный, ведомственный, партийный, профсоюзный. Под воздействием индустриально-экономического прогресса, переживаемого дальневосточной окраиной, медленно, но все же менялся в лучшую сторону качественный уровень жизни ее населения.

Специфика дооктябрьской и советской моделей ЖКХ проявилась в способах хозяйствования и управления объектами жилищно-коммунального комплекса. Органы власти Российской империи опирались на методы правового регулирования и стимулирования: хозяйственного и договорного способов, процедур конкурса и заказа, операций по залогу и гарантийным обязательствам с приемами ценообразования, кредитования, контроля, предоставления льгот.

В СССР наряду с правовым регулированием жилищных отношений и государственным контролем использовали централизованное планирование, создание государственных органов управления и предприятий строительной индустрии, государственное финансирование, социальную тарификацию продукции коммунального назначения, формирование жилищных фондов, гарантированное обеспечение отдельных категорий граждан жильем и различные виды контроля. На протяжении многих десятилетий на основе законодательных и нормативно-правовых актов складывалась система волевого планово-распределительного удовлетворения жилищных потребностей граждан на базе доминировавшего положения государственного и общественного жилищных фондов в структуре жилищного хозяйства, отраслях жилищного строительства и эксплуатации жилищного фонда.

В целом государственную политику по развитию ЖКХ и ее реализацию на Дальнем Востоке можно оценить как позитивную. В регионе удалось закрепить трудовые ресурсы и обеспечить динамичное развитие производительных сил, создать стабильный социум. Вместе с тем, несмотря на достигнутые успехи, норматив обеспеченности жильем дальневосточников заметно отставал от общероссийских показателей. Со второй половины 1980-х гг. экономическое положение предприятий ЖКХ в стране ухудшилось, темпы создания жилищно-коммунальной инфраструктуры замедлились. С началом поворота к рыночной экономике разрушилась сложившаяся за десятилетия система хозяйствования и контроля в ЖКХ, что потребовало разработки новых принципов управления и контрольно-надзорной деятельности государства в жилищно-коммунальной сфере.

В мае 1993 г. вышло постановление Совета Министров и Правительства РФ «О полномочиях органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности», в соответствии с которым Комитет РФ по муниципальному хозяйству издал Постановление «О лицензировании жилищно-коммунальной деятельности в Российской Федерации» (от 25.11.1993 г. № 01-18-201). На основании данных актов в регионах стали создаваться органы лицензирования в системе ЖКХ. В частности, в марте 1994 г. функциями органа лицензирования было наделено управление ЖКХ администрации Хабаровского края, в структуре которого была образована лицензионная служба в составе двух сотрудников. Заметим, что на тот момент лицензированию подлежало более 1100 субъектов различных форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющих деятельность в жилищно-коммунальной сфере Хабаровского края. А через некоторое время, в связи с выходом в свет Постановлений Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации инженерных систем городов и населенных пунктов» (от 02.11.1995 г. № 1073), «Об утверждении Положения о порядке лицензировании деятельности по оказанию ритуальных услуг» (от 26.12.1995 г. № 1272), Закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (от 25.09.1998 г. № 158-ФЗ), лицензированию подлежало уже более 20 тыс. (!) субъектов.

Однако опыт создания и функционирования лицензионной службы в структуре органа государственной исполнительной власти ведомственного назначения показал, что лицензирование не стало, как предполагалось, инструментом административно-экономического воздействия на субъекты хозяйствования и действенной защитой потребителей от неквалифицированных предложений и услуг, некачественных продукции и работ, неправомерных действий и решений должностных лиц. Во-первых, процесс лицензирования сдерживался из-за:

отсутствия нормативных документов, предусматривающих наличие лицензии у структур с функцией «заказчика» на территориях городов и районов края;

отсутствия письменных соглашений с органами контроля и надзора за деятельностью субъектов в сфере ЖКХ в связи с тем, что лицензионная служба не является юридическим лицом;

неосуществления лицензионной службой Управления ЖКХ администрации Хабаровского края контрольной функции с выездом на территории городов и районов края по причинам недостаточного числа работников службы, отсутствия финансовых средств на командировки;

недостаточной информационной консультативно-методической помощи администрациям на соответствующих территориях края по причине недостаточного количества работников службы, отсутствия финансирования, отсутствия территориальных представителей на территориях края;

недостаточной информации для субъектов лицен-

зирования по причине отсутствия финансовых средств для работы со СМИ, отсутствия нормативных документов, отвечавших на конкретные вопросы лицензирования (проекты, разработанные службой, не были согласованы Управлением ЖКХ, так как в большей мере отражали его бездействие и были направлены на защиту потребителей).

Во-вторых, служба не имела достаточных условий для нормальной работы по осуществлению государственного лицензирования, в том числе:

финансирование по остаточному принципу, что не позволяло вести плановую контрольную работу (из-за дефицита средств на командировочные расходы по 17 районам края в период с 1994 г. по 2001 г. выполнение лицензионных условий не было проверено более чем у 70% субъектов).

недостаточное количество работников (увеличить штат лицензионной службы Управление ЖКХ отказывалось), отсутствие оргтехники и автотранспорта, наличие компьютера устаревшей модели с небольшим объемом памяти, что существенно влияло на оперативность и, как следствие, эффективность работы службы.

В-третьих, не был решен вопрос с экспертами по отдельным направлениям лицензионной деятельности. Функции службы были возложены на структурное подразделение Управления ЖКХ, что не только противоречило Постановлению Правительства РФ от 24.12.1994 г. № 1418, Указу Президента РФ от 29.03.1996 г. № 432 и Закону "Об антимонопольной политике", но и позволяло руководству Управления ЖКХ значительно влиять на принятие решений о выдаче, аннулировании или приостановлении лицензий субъектам различной организационно-правовой формы при осуществлении государственного лицензирования. В результате задачи государственного лицензирования не выполнялись в полном объеме, что не способствовало реализации концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства и практически не обеспечивало защиту прав потребителей.

Как видим, особой заинтересованности в своевременном и качественном осуществлении лицензирования субъектов администрация Хабаровского края не проявляла. Вместе с тем руководителем лицензионной службы принимались попытки организовать лицензионную деятельность в интересах отрасли и потребителей ЖКУ. Так, в целях контроля над исполнением лицензионных условий были внедрены так называемые книги отзывов на каждый жилой дом, обслуживаемый лицензиатом. В срок действия лицензии отзыв следовало получить от 100% жильцов дома -потребителей жилищно-коммунальных услуг. Лицензионная служба осуществляла выборочный контроль отзывов заявителей по существу фактического обращения или замечаний и предложений. Проверка оформлялась актом и справкой, которые откладывались в регистрационном деле лицензиата. При обнаружении фальсификации решался вопрос о приостановлении действия лицензии. Внедрение книг-отзывов способствовало активизации участия граждан в управлении жилым домом (особенно эф-

фективно в управлении многоквартирным домом (МКД)), стимулировало МУП «Служба заказчика», подконтрольное не только гражданам, но и органам контроля и надзора, на качественное обслуживание жилищного фонда.

Согласно разработанному и заключенному лицензионной службой «Соглашению о сотрудничестве» с органами контроля и надзора федерального, регионального и муниципального уровней, выданные субъекту лицензирования контрольные талоны должны были находиться во всех подразделениях организации и быть доступными для граждан, органов контроля и надзора. Замечания требовалось устранить в сроки, предусмотренные нормативными документами, а при невозможности оформлялся план мероприятий по устранению замечаний с обязательным согласованием сроков с заявителем.

Кроме того, лицензионная служба проводила совместные мероприятия с государственными органами контроля, такими как СЭС, инспекции «Энергонадзор», «Котлонадзор», антимонопольный комитет, налоговая полиция, транспортная инспекция, инспекция труда, фонд социального страхования, пенсионный фонд, органы ЗАГС и др. В рамках сотрудничества совместно проводились учебно-методические и научно-практические семинары, а также согласовывались программы образовательных курсов на базе учебных заведений Хабаровского края и Москвы. С 1995 г. по 2001 г. через систему повышения квалификации прошли обучение практически все руководители и высшее звено специалистов организаций, осуществлявших деятельность в сфере ЖКХ Хабаровского края.

С целью изучения опыта в области лицензирования проводились научно-практические семинары с участием представителей органов лицензирования других территорий и городов Сибири и Дальнего Востока (Сахалин, Республика Саха (Якутия), Чита, Благовещенск, Владивосток), а также Белгородской области и г. Санкт-Петербурга, что позволяло разрабатывать предложения по совершенствованию контрольной деятельности, в том числе подготовить проект закона Хабаровского края «О лицензировании деятельности в ЖКХ...», который, к сожалению, не получил одобрения администрации края.

Необходимо отметить, что практически ко всем проверенным лицензионной службой муниципальным предприятиям имелись замечания, а именно:

- оформление заявок, жалоб и предложений от населения велось с нарушением требований законодательства по делопроизводству;

- не выполнялось постановление Правительства РФ от 06.05.1994 г. № 485 «О проведении обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах, средств производства, оборудования для средств коллективной и индивидуальной защиты»;

- оформление договоров найма, подряда, аренды велось с нарушением требований ГК РФ;

- при оформлении договоров с арендаторами за последними не закреплялась территория для санитарной уборки в конкретных границах;

- недостаточно обращалось внимания на подготовку кадров среднего звена (мастер, диспетчер и др.) по вопросам культуры обслуживания, качества и сроков оказания услуг, а также на знание ими действующего законодательства в сфере услуг (ГК РФ, ЖК РСФСР, Закона "О защите прав потребителей", постановлений Правительства РФ, правил предоставления коммунальных услуг и др.);

- прекратились плановые инвентаризации, оценка и ремонтные работы на объектах жилищного фонда.

Таким образом, созданные структуры с функцией «заказчика» не отвечали требованиям, что отрицательно отражалось не только на деятельности предприятий ЖКХ, качестве их услуг, но и на настроении людей.

Органы муниципального управления территорий городов и районов края не были укомплектованы специалистами, способными регулировать взаимоотношения между субъектами ЖКХ и потребителями услуг, координировать деятельность субъектов различной организационно-правовой формы независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности. Следовательно, органы управления не оказывали практического влияния на процессы, происходившие в отраслях, необходимых для жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения в соответствии с Концепцией реформы ЖКХ в Российской Федерации (от 28.04.1997 г. № 425) (далее - Концепция), определившей основные пути реформирования отрасли: демонополизация и развитие конкурентной среды; совершенствование системы управления и договорных отношений; реформирование системы финансирования ЖКХ; обеспечение социальной защиты населения и государственного регулирования и контроля. Одной из форм государственного регулирования и контроля качества предоставляемых услуг было определено лицензирование. Однако ситуация в ЖКХ в 2000-х гг. показывает, что положения Концепции были в большей степени декларативными. В 2002 г. лицензирование в ЖКХ было прекращено и каких-либо новых видов и подходов к контролю и надзору не введено. В ЖКХ почти 10 лет наблюдался «беспредел» хозяйствующих субъектов.

В современных условиях общественные отношения в жилищной сфере особенно нуждаются в четкой правовой регламентации и создании эффективной системы контроля над соблюдением прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в силу особой социальной значимости жилья и тенденции к постоянному росту тарифов в жилищно-коммунальной сфере. Кроме того, в ЖКХ весьма распространены противоправные и мошеннические схемы при техническом обслуживании жилищного фонда. Несовершенство законов позволяет мошенникам открыто использовать средства граждан, не выполняя необходимых работ по содержанию и ремонту домов, то есть совершать обман, остановить который не удается длительное время контрольным и надзорным органам.

Наиболее распространенной формой хищения средств бюджета и потребителей является оплата фактически не выполненных работ либо их двойная

оплата, несоответствие объемов и стоимости выполненных работ указанным в контрактах, проектной документации, актах приемки выполненных работ. Хозяйствующие субъекты ЖКХ с целью хищения средств используют фиктивные документы и фирмы-однодневки или счета аффилированных коммерческих структур. Анализ практики правоохранительных органов показывает, что управляющие компании нарушают права граждан путем самоуправного и необоснованного увеличения платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов. Так, они, как правило, в одностороннем порядке без проведения общих собраний собственников жилых помещений увеличивают платежи за содержание и техническое обслуживание общего имущества, незаконно перечисляют поступившие средства граждан на счета предприятий, являющихся банкротами и не осуществляющих деятельность в жилищно-коммунальной сфере.

Нарушения прав и законных интересов граждан допускаются не только управляющими компаниями, но и должностными лицами органов местного самоуправления, создавших систему управления жильем, при которой в действительности жильцы домов не выбирают компанию в качестве управляющей, а подписи собственников жилых помещений в протоколах голосования подделываются. Это приводит к появлению на одном жилом объекте нескольких компаний, которые направляют платежные документы одновременно. Так, в Хабаровском, Приморском, Камчатском краях и Амурской области жильцам многоквартирных домов сразу несколько управляющих компаний направляли платежные документы. В муниципальных образованиях Хабаровского края (г. Советская Гавань Верхнебуреинского района и др.) принимались правовые акты, установившие завышенные нормативы потребления коммунальных услуг.

Законные права граждан нарушаются при расходовании собранных коммунальных платежей, денежных средств, выделенных на модернизацию и ремонт объектов жилищно-коммунального комплекса. По оценке правоохранительных органов, «значительные финансовые потоки, направленные за последние два года на развитие и реформирование жилищно-коммунальной сферы, повлекли за собой не менее значительное число противоправных посягательств на них. Нарушениями закона сопровождаются все этапы их использования, включая размещение государственных и муниципальных заказов». Эти нарушения сопровождаются сокрытием информации о перечне и стоимости коммунальных услуг, некачественным выполнением работ и завышением их объемов.

О недостаточности принимаемых органами исполнительной власти мер свидетельствует тот факт, что в 2010-2013 гг. (и вплоть до середины 2014 г.) в Хабаровском крае стабильно фиксируются тысячи жалоб граждан на неудовлетворительную работу управляющих компаний и их подрядных организаций. Так, в 2013 г. по сравнению с 2012 г. количество обращений, поступивших в правительство края, увеличилось на 58%. Наибольшее увеличение количества

обращений отмечено от жителей следующих муниципальных районов: Ульчского - на 236%; Николаевского - на 182%; Верхнебуреинского - на 151%; Амурского - на 109%; Охотского - на 77%; Бикинского - на 29%; Советско-Гаванского - на 10%, г. Комсомольска-на-Амуре - на 121%. Также отмечено увеличение количества обращений в Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края - на 112%: 2012 г. - 5153; 2013 г. - 10935, и в Министерство ЖКХ Хабаровского края - на 34%: 2012 г. - 2631; 2013 г. -3537. На 86% увеличилось количество обращений в другие министерства и органы исполнительной власти края (2012 г. - 7784; 2013 г. - 14472) [3].

Анализ тематики обращений свидетельствует о том, что в 2013 г. наиболее актуальными были вопросы: коммунального обслуживания, в том числе ненадлежащего содержания общего имущества и оплаты жилищно-коммунальных услуг; улучшения жилищных условий; социального обеспечения и социальной защиты населения; агропромышленного комплекса; работы органов по делам ГО, ЧС и пожарной безопасности.

Значительная часть допускаемых нарушений прав граждан в ЖКХ является следствием недобросовестного исполнения своих обязанностей должностными лицами органов государственной власти, местного самоуправления и иными уполномоченными органами. Поэтому особенно важно усиление государственного контроля и надзора в ЖКХ на региональном уровне. В Хабаровском крае сложилась практика переадресовки обращений граждан в различные инстанции вместо принятия действенных мер по прекращению, предупреждению правонарушений и преступлений в финансово-хозяйственной системе жилищно-коммунального хозяйства с привлечением общественности или заявителя, официально обратившегося в правоохранительные органы.

Общее имущество собственников жилья в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) должно содержаться в состоянии, обеспечивающем:

- соблюдение характеристик надежности и безопасности МКД;

- безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

- доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен дом;

- соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

- постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в МКД, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг

гражданам;

- поддержание архитектурного облика дома в соответствии с проектной документацией для строительства или его реконструкции;

- соблюдение требований законодательства РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В соответствии с ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления МКД с управляющей организацией и договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом). Однако проконтролировать соблюдение перечисленных требований потребителю практически невозможно, поэтому необходимо на региональном и местном уровнях создать условия для надзора, обеспечивающего защиту прав граждан в сфере ЖКХ.

Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством России и договором.

Собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе:

- получать от ответственных лиц не позднее пяти рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ;

- проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе про-

ведения соответствующей экспертизы);

- требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.

Создать условия для реализации прав собственников жилых помещений и иных потребителей ЖКУ -обязанность органов государственного и муниципального управления, а обеспечить их защиту - правоохранительных органов. Чтобы исправить сложившееся положение с реализацией прав граждан в ЖКХ следует ужесточить персональную ответственность государственных и муниципальных служащих во властных, контрольных и правоохранительных органах и принудительно заставить все хозяйствующие субъекты в ЖКХ заключать прямые договоры с потребителями услуг (тогда отпадает необходимость образования ТСЖ в ближайшее время). Целесообразно пересмотреть функции и полномочия отдельных государственных структур и образовать в системе МВД РФ жилищную полицию, наделив ее соответствующими полномочиями.

При отсутствии названных условий лицензирование и контроль над исполнением управляющими компаниями лицензионных требований позволят проводить единую политику в сфере ЖКХ. Однако следует установить степень и критерии эффективности лицензионной работы и не допустить сращивания контрольных и лицензионных органов в единую систему под единым руководством. В этих целях необходимо проанализировать опыт лицензионной деятельности в регионах и учесть положительные моменты. Предложения и рекомендации лицензионных органов помогут найти оптимальные и целесообразные управленческие решения, выполнение которых в итоге повысит качество управленческой деятельности в целом. Возврат к лицензированию в ЖКХ дает надежду, что когда-нибудь в социально значимой сфере будет наведен порядок.

Статья поступила 16.06.2014 г.

Библиографический список

1. О мерах по повышению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг: заседание Государственного совета Российской Федерации от 31 мая 2013 г., Москва [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru

2. Всероссийский форум «ЖКХ - новое качество» (Челябинск, 5-6 июня 2014 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://da-medvedev.ru/news/item/24832

3. Сведения о работе с обращениями, запросами лиц, поступившими в органы исполнительной власти Хабаровского края // Официальный сайт Правительства Хабаровского

края [Электронный ресурс]. URL:

http://www.khabkrai.ru/information/citizens.html

4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ (действующая редакция от 28.06.204 г.) // СПС «КонсультантПлюс»: справочно-правовая система [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/popular/housing/

5. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме // ЖКХ. Новые правила оказания услуг: сб. докл. М.: КНОРУС, 2012. С. 273-284.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.