Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
522
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ADMINISTRATIVE-PUBLIC ADMINISTRATION / HOUSING-COMMUNAL COMPLEX / EXECUTIVE AUTHORITY / REGIONAL ADMINISTRATION / MUNICIPAL ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соловьева Светлана Владимировна

Жилищно-коммунальный комплекс включает в себя множество секторов экономики, а не только жилищно-коммунальный. Осуществление эффективного управления в данной сфере на всех уровнях исполнительной власти позволит решать организационные, финансовые вопросы, что будет способствовать повышению качества услуг для населения, рациональному использованию всех структурных элементов жилищно-коммунального комплекса и благоприятно сказываться на его развитии. Поэтому рассмотрение системы административно-публичного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства определяет направление данного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Соловьева Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE-PUBLIC ADMINISTRATION IN THE SPHERE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

The housing-communal complex includes many sectors of the economy, and not only housing-communal services. Implementation of effective administration in this area at all levels of the executive branch will allow solving organizational and financial issues, which will help improve the quality of services for the population, rational use of all structural elements of the housing-communal complex and have a beneficial effect on its development. Therefore, consideration of the administrative-public system in the field of housing-communal services determines the direction of this research.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА»

УДК 342.95:342.951

СОЛОВЬЕВА С.В.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-

КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Ключевые слова: административно-публичное управление, жилищно-коммунальный комплекс, орган исполнительной власти, региональное управление, муниципальное управление.

Жилищно-коммунальный комплекс включает в себя множество секторов экономики, а не только жилищно-коммунальный. Осуществление эффективного управления в данной сфере на всех уровнях исполнительной власти позволит решать организационные, финансовые вопросы, что будет способствовать повышению качества услуг для населения, рациональному использованию всех структурных элементов жилищно-коммунального комплекса и благоприятно сказываться на его развитии. Поэтому рассмотрение системы административно-публичного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства определяет направление данного исследования.

SOLOVIEVA, S.V.

ADMINISTRATIVE-PUBLIC ADMINISTRATION IN THE SPHERE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Keywords: administrative-public administration, housing-communal complex, executive authority, regional administration, municipal administration.

The housing-communal complex includes many sectors of the economy, and not only housing-communal services. Implementation of effective administration in this area at all levels of the executive branch will allow solving organizational and financial issues, which will help improve the quality of services for the population, rational use of all structural elements of the housing-communal complex and have a beneficial effect on its development. Therefore, consideration of the administrative-public system in the field of housing-communal services determines the direction of this research.

Административно-публичное управление жилищно-коммунальным комплексом является одним из самых сложных направлений реализации государственной политики в данной сфере, так как жилищно-коммунальный комплекс включает в себя множество подсистем, его образующих и направленных на обеспечение сферы жизнедеятельности населения. Вопросам рассмотрения управления жилищно-коммунальным хозяйством в административном праве уделяется достаточно большое внимание. Однако исследования имеют, в основном, узкую направленность на отдельные проблемные аспекты управления и функционирования жилищно-коммунальным комплексом: определение объекта и предмета управления, содержания правоотношений, возникающих в данной сфере, вопросы финансирования, либо вопросы общего развития, либо вопросы управления отдельными направлениями жилищно-коммунального хозяйства [1-3].

В статье осуществлен комплексный анализ системы административно-публичного управления жилищно-коммунальным хозяйством путем рассмотрения основных уровней, на которых реализуется управление в данной сфере. Основным методом исследования является сравнительно-правовой - путем анализа таких нормативных правовых актов, как указ Президента РФ о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства, постановления Правительства РФ о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства, о министерстве энергетики, федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления и иные законы, определяющие полномочия органов государственной власти и иных организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В административном праве, давая определение управлению жилищно-коммунальным хозяйством, как правило, связывают управление в данной сфере только с деятельностью органов государственной и муниципальной власти, направленной на удовлетворение нужд населения либо рассматривают управление отдельных элементов [4, с.227; 5, с.192]. Однако жилищно-коммунальный комплекс включает как объекты инженерной инфраструктуры, так здания и сооружения различного назначения, а также систему предприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление жилищно-коммунальных услуг. Поэтому данная сфера включает два основных сектора - жилищный и коммунальный, а также топливно-энергетический, управление которым хотя и имеет самостоятельную направленность, является той частью системы жилищно-коммунального комплекса, которая способствует его более эффективному функционированию.

Административно-публичное управление в жилищно-коммунальной сфере можно охарактеризовать как деятельность уполномоченных органов государственной и муниципальной

власти, а также организаций, наделенных полномочиями по обеспечению удовлетворения жилищно-коммунальных нужд населения, обеспечению функционирования организаций, а также надлежащего использования объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Административно-публичное управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства реализуется на трех уровнях: федеральном, на уровне субъектов РФ и муниципальном.

На федеральном уровне управление жилищно-коммунальным комплексом претерпело и претерпевает значительные трансформации, начиная с изменения системы управления в целом и заканчивая реформированием органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в данной сфере. Так, на первоначальном своем этапе система управления жилищно-коммунальным комплексом строилась по принципу строгой централизации, как и вся система органов власти. Органом государственной власти, осуществляющим управление в данной сфере, было министерство жилищного и коммунального хозяйства.

Далее, экономические и политические процессы привели к преобразованию правовой системы государства, а это, в свою очередь, потребовало преобразования всей системы и структуры органов государственной власти и управления. Административно-публичное управление стало осуществляться путем либо разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ, либо путем делегирования полномочий, как органам государственной власти субъектов РФ, от них муниципальным органам, так и организациям.

Однако все подразделения, управляющие жилищно-коммунальной сферой на федеральном уровне, по-прежнему являлись частью министерства, осуществлявшего управление данной сферой. Такой механизм сохраняется и на сегодняшний день. Причем управление жилищно-коммунальным комплексом осуществлялось разными министерствами. Первоначально управление жилищно-коммунальным комплексом осуществляло Министерство промышленности и энергетики РФ, в последующем управление было передано Министерству регионального развития РФ, в структуре которого функции по управлению жилищно-коммунальным комплексом осуществляло Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой), решение финансовых вопросов возлагалось на Агентство по ипотечному и жилищному кредитованию, регулирование тарифов осуществлялось Федеральной службой по тарифам, контроль в коммунальной отрасли осуществлялся Главной государственной жилищной инспекцией России и ее региональными подразделениями. Из всех, вышеперечисленных, органов исполнительной власти только последний осуществляет функции по надзору, и только, жилищной отрасли.

Сегодня административно-публичное управление жилищно-коммунальным комплексом на федеральном уровне по-прежнему осуществляют ряд органов исполнительной власти.

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, в соответствии с Указом Президента РФ от 01.11.2013 № 819 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» [6], было преобразовано в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, с передачей ему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также по осуществлению координации деятельности Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства [7] и государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства [8].

Причем Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, как организация, наделенная публичными полномочиями, в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2016 № 221-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [9] преобразован, с сохранением своих полномочий и функций, в Единый институт развития в жилищной сфере.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации [10], как орган исполнительной власти в сфере управления жилищно-коммунальным комплексом,

участвует в разработке проектов федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации, актов федеральных органов исполнительной власти в области государственной политики и нормативного правового регулирования в жилищно-коммунальной сфере. В его полномочия также входит мониторинг и анализ состояния сферы жилищно-коммунального хозяйства.

Еще один орган исполнительный власти, который взаимодействует с министерством строительства и осуществляет правовое регулирование в области топливно-энергетического комплекса, является Министерство энергетики Российской Федерации [11]. Функции по регулированию тарифов в жилищно-коммунальной сфере и регулированию цен (тарифов) в электроэнергетике переданы Федеральной антимонопольной службе в соответствии с Указом Президента РФ от 21.07.2015 № 373 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования» [12].

Тем самым, управление жилищно-коммунальным комплексом на федеральном уровне осуществляют: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, Единый институт развития в жилищной сфере, Министерство энергетики Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба, путем формированием нормативной законодательной базы, финансирования крупных инвестиционных проектов, государственного регулирования тарифов и осуществления иных полномочий.

На уровне субъектов РФ административно-публичное управление жилищно-коммунальным хозяйством осуществляется региональными министерствами и службами. Как правило, на региональном уровне принимаются конкретные решения, разрабатываются программы, инвестиционные проекты и иные формы стратегического планирования развития жилищно-коммунального хозяйства, применительно к конкретному региону, которые рассматриваются в соотношении с муниципальным уровнем, с функциональными федеральными программами, а также с деятельностью смежных отраслей.

Так, например, управление жилищно-коммунальном хозяйством в Краснодарском крае осуществляет Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, которое участвует в федеральных программах и разрабатывает программы по развитию, не только жилищно-коммунального хозяйства, но и топливно-энергетического комплекса в данном субъекте - такие как Государственная программа Краснодарского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», Государственная программа «Развитие топливно-энергетического комплекса» и др. [13].

На уровне субъектов, как уже указывалось, могут создаваться органы и службы публичного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Например, в Краснодарском крае управление топливно-энергетическим комплексом, который является частью или подсистемой коммунального хозяйства, осуществляет орган исполнительной власти - Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса, а также организация, наделённая некоторыми публичными полномочиями в части проведения ремонта и эксплуатации топливно-энергетического и коммунального комплекса - Непубличное акционерное общество «Крайресурс».

Кроме того, в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации [14] (далее - ЖК РФ), в каждом субъекте деятельность по контролю и надзору в сфере жилищного хозяйства осуществляет государственная жилищная инспекция. Так, в Краснодарском крае органом, осуществляющим функции государственного жилищного надзора является Государственная жилищная инспекция Краснодарского края (госжилинспекция края) - это орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности [15].

В целом, на уровне субъектов осуществляется реализация нормативного регулирования, федеральных и региональных программ применительно к конкретному региону. На уровне субъекта происходит «разрыв» в сфере управления жилищно-коммунальным комплексом: управление жилищным комплексом на уровне субъекта, управление коммунальным хозяйством на муниципальном уровне.

На муниципальном уровне управление жилищно-коммунальным комплексом осуществляется в пределах тех полномочий, которые предоставлены муниципальным органам в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами [16]. На основании данного федерального закона и Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» [17], Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» [18], Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [19], в основном на муниципальном уровне реализуется управление коммунальным хозяйством и частично топливно-энергетическим. Управление жилищным комплексом на муниципальном уровне осуществляется в части координации деятельности организаций по обслуживанию, ремонту и предоставлению услуг в данной сфере.

Муниципальный уровень представлен структурными подразделениями местной администрации муниципального образования и муниципальными организациями.

Например, в структуре Муниципального образования город Краснодар действуют такие организации как: Муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар «Управление жилищного хозяйства», Муниципальное казенное учреждение «Управление коммунального хозяйства и благоустройства», Муниципальное унитарное ремонтно-эксплуатационное предприятие [20] и другие.

Муниципальные образования могут создавать те или иные организации самостоятельно для реализации полномочий в сфере административно-публичного управления жилищным хозяйством, только в части ремонта и обслуживания, коммунальным и топливно-энергетическим - также только в части предоставления услуг, ремонта и обслуживания комплексов.

Административно-публичное управление муниципальными органами власти осуществляется путем организации электроснабжения в границах муниципального района, организации газоснабжения, содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами муниципального района с соответствующими инженерными сооружениями, организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, содержания межпоселенческих мест захоронения и оказания ритуальных услуг.

Кроме того, к компетенции муниципальных органов, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, отнесены разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации [21].

Так, например, в целях реализации направления программы Правительства РФ «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» по обеспечению предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг потребителям и обеспечению гражданам комфортных условий проживания, органам, осуществляющих административно-публичное управление в данной сфере необходимо повышать общественный контроль путем вовлечения граждан в принятие решений. Создание и деятельность общественного контроля осуществляется, как правило, на муниципальном уровне [22].

Также, в Указе Президента РФ от 7.05. 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [23] сформулированы основные стратегии развития в сфере жилищно-коммунального комплекса. В нем говориться о повышении конкуренции на рынке управления многоквартирными домами; об ужесточении лицензионного контроля за деятельностью управляющих организаций, о совершенствовании деятельности органов государственного жилищного надзора субъектов

Российской Федерации, о координации механизмов территориального и инвестиционного планирования с целью обеспечения сбалансированного развития систем коммунальной инфраструктуры, о повышении энергоэффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства и других направлениях развития и жилищно-коммунального, и топливно-энергетического комплексов.

Однако все муниципальные программы по развитию коммунального хозяйства являются частью основных федеральных программ и реализуются за счет средств бюджета субъекта или федерального бюджета, поэтому административно-публичное управление на муниципальном уровне является «проводником» управленческих решений других уровней.

Несмотря на то, что административно-публичное управление на муниципальном уровне осуществляется только в отношении коммунального хозяйства, полномочия органов местного самоуправления, не только в сфере коммунального, но и топливно-энергетического, и жилищного комплексов, значительно шире, чем это предусмотрено рассмотренными выше нормативными правовыми актами. При этом органы местного самоуправления не могут самостоятельно расширить полномочия в какой-либо сфере путем принятия нормативных правовых актов, так как это противоречит федеральному закону о местном самоуправлении.

Литература и источники

1. Астратова Г.В., Астратова С.В., Вихарева Я.Г. ЖКХ как объект государственного управления // Вестник Евразийской науки. -2018. - M2.

2. Попова Н.Ф. Основные проблемы и приоритеты пространственного развития РФ // Административное нраво и процесс. -2020. - M5. - С.27-31.

3. Топоров Д.А. Особенности управления многоквартирными домами и предоставления коммунальных услуг в странах Европы, Америки и Азии // Юрист. - 2020. - N»2. - С.10-17.

4. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И. Административное нраво Российской Федерации: учебник / отв. ред. Л.Л. Понов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РГ-Пресс, 2019.

5. Братановский С.Н. Административное нраво. Особенная часть: учебник. - М.: Директ-Медиа, 2013.

6. Указ Президента РФ от 01.11.2013 M 819 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» // СЗ РФ. 04.11.2013. M 44. Ст. 5729.

7. Федеральный закон от 24.07.2008 M 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (утратил силу)// СЗ РФ. 28.07.2008. M30(H.2). Ст. 3617.

8. Федеральный закон от 21.07.2007 M 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» // СЗ РФ. 23.07.2007. M 30. Ст. 3799.

9. Федеральный закон от 23.06.2016 M 221-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 27.06.2016. M 26 (Ч.1). Ст. 3890.

10. Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 M 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» // СЗ РФ. 25.11.2013. M 47. Ст. 6117.

11. Постановление Правительства РФ от 28.05.2008 M 400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации» // СЗ РФ. 02.06.2008. M 22. Ст. 2577.

12. Указ Президента РФ от 21.07.2015 M 373 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования» // СЗ РФ. 27.07.2015. M 30. Ст. 4571.

13. Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края. Официальный сайт // URL: hppt:// www.gkh-kuban.ru (дата обращения 20.07.20)

14. Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 M 188-ФЗ // СЗ РФ. 03.01.2005. M 1 (часть 1). Ст. 14.

15. Государственная жилищная инспекция Краснодарского края. Официальный сайт // URL: hppt:// www.gzhi.krasnodar.ru (дата обращения 20.07.20).

16. Федеральный закон от 06.10.2003 M 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 06.10.2003. M 40. Ст. 3822.

17. Федеральный закон от 27.07.2010 M 190-ФЗ «О теплоснабжении»// СЗ РФ. 02.08.2010. M 31. Ст. 4159.

18. Федеральный закон от 07.12.2011 M 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»// СЗ РФ. 12.12.2011. M 50. Ст. 7358.

19. Федеральный закон от 23.11.2009 M 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 30.11.2009. M 48. Ст. 5711.

20. Муниципальное образование город Краснодар. Официальный сайт // URL: hppt:// www.krd.ru (дата обращения 20.07.20)

21. Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 M 190-ФЗ // СЗ РФ. 03.01.2005. M 1 (часть 1). Ст. 16.

22. См.: Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года: утв. Правительством РФ 29.09.2018 // СПС «КонсультантПлюс»

23. См.: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. M 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СЗ РФ. 2018. M 20. С. 2817.

References and sources

1. Astratova G.V., Astratova S.V., Vikhareva YA. G. ZHKKH kak ob"yekt gosudarstvennogo upravleniya // Vestnik Yevraziyskoy nauki, 2018 N^2.

2. Popova N.F. Osnovnyye problemy i prioritety prostranstvennogo razvitiya RF // Administrativnoye pravo i protsess. - 2020. - N^ 5. - S. 27-31.

3. Toporov D.A. Osobennosti upravleniya mnogokvartirnymi domami i predostavleniya kommunal'nykh uslug v stranakh Yevropy, Ameriki i Azii // Yurist. - 2020. - № 2. - S.10-17.

4. PopovL.L., Migachev YU.I. Administrativnoye pravo Rossiyskoy Federatsii: uchebnik / otv. red. L.L. Popov. 2-ye izd., pererab. i dop. - M.: RG-Press, 2019.

5. BratanovskiyS.N. Administrativnoye pravo. Osobennaya chast': uchebnik. - M.: Direkt-Media, 2013.

6. Ukaz Prezidenta RF ot 01.11.2013 №2 819 «O Ministerstve stroitel'stva i zhilishchno-kommunal'nogo khozyaystva Rossiyskoy Federatsii» // SZ RF. 04.11.2013. № 44. St. 5729 .

7. Federal'nyy zakon ot 24.07.2008 №2 161-FZ «O sodeystvii razvitiyu zhilishchnogo stroitel'stva» (utratil silu) // SZ RF. 28.07.2008. № 30 (ch. 2). St. 3617.

8. Federal'nyy zakon ot 21.07.2007 №2 185-FZ «O Fonde sodeystviya reformirovaniyu zhilishchno-kommunal'nogo khozyaystva» // SZ RF. 23.07.2007. № 30. St. 3799.

9. Federal'nyy zakon ot 23.06.2016 №2 221-FZ «O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon «O sodeystvii razvitiyu zhilishchnogo stroitel'stva» i otdel'nyye zakonodatel'nyye akty Rossiyskoy Federatsii» // SZ RF. 27.06.2016. № 26 (C.I). St. 3890 .

10. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 18.11.2013 №2 1038 «O Ministerstve stroitel'stva i zhilishchno-kommunal'nogo khozyaystva Rossiyskoy Federatsii» // SZ RF. 25.11.2013. № 47. St. 6117 .

11. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 28.05.2008 № 400 «O Ministerstve energetiki Rossiyskoy Federatsii» // SZ RF. 02.06.2008. № 22. St. 2577.

12. Ukaz Prezidenta RF ot 21.07.2015 №2 373 «O nekotorykh voprosakh gosudarstvennogo upravleniya i kontrolya v sfere antimonopol'nogo i tarifnogo regulirovaniya» // SZ RF. 27.07.2015. № 30. St. 4571.

13. Ministerstvo toplivno-energeticheskogo kompleksa i zhilishchno-kommunal'nogo khozyaystva Krasnodarskogo kraya. Ofitsial'nyy sayt // URL: hppt:// www.gkh-kuba№.ru (data obrashcheniya 20.07.20)

14. Zhilishchnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii» ot 29.12.2004 № 188-FZ // SZ RF. 03.01.2005. № 1 (ch.1). St. 14.

15. Gosudarstvennaya zhilishchnaya inspektsiya Krasnodarskogo kraya. Ofitsial'nyy sayt // URL: hppt:// www.gzhi.kras№odar.ru (data obrashcheniya 20.07.20)

16. Federal'nyy zakon ot 06.10.2003 №2 131-FZ «Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii» // SZ RF. 06.10.2003. № 40. St. 3822.

17. Federal'nyy zakon ot 27.07.2010 № 190-FZ «O teplosnabzhenii»// SZ RF. 02.08.2010. № 31. St. 4159.

18. Federal'nyy zakon ot 07.12.2011 № 416-FZ «O vodosnabzhenii i vodootvedenii»// SZ RF. 12.12.2011. № 50. St. 7358.

19. Federal'nyy zakon ot 23.11.2009 №2 261-FZ «Ob energosberezhenii i o povyshenii energeticheskoy effektivnosti i o vnesenii izmeneniy v otdel'nyye zakonodatel'nyye akty Rossiyskoy Federatsii» // SZ RF. 30.11.2009. №2 48. St. 5711.

20. Munitsipal'noye obrazovaniye gorod Krasnodar. Ofitsial'nyy sayt // URL: hppt:// www.krd.ru (data obrashcheniya 20.07.20)

21. Gradostroitel'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii» ot 29.12.2004 № 190-FZ // SZ RF. 03.01.2005. № 1 (chast' 1). St. 16.

22. Sm.: Osnovnyye napravleniya deyatel'nosti Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda: utv. Pravitel'stvom RF 29.09.2018 // SPS «Konsul'tantPlyus»

23. Sm.: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 7 maya 2018 g. №2 204 «O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda» // SZ RF. 2018. № 20. S. 2817.

СОЛОВЬЕВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат юридических наук, доцент, кафедра административного и финансового права, Северо-Кавказский филиал Российского университета правосудия (г.Краснодар).

SOLOVIEVA, SVETLANA V. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Administrative and Financial Law, North Caucasian Branch of the Russian State University of Justice (Krasnodar) (solovjova-svetlana@yandex.ru).

УДК 342.743

ВОЛКОВА В.В., БЕЗУГЛЫЙ В.В. НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ (НЕСООБЩЕНИЕ) СВЕДЕНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Ключевые слова: налоговая, административная, ответственность, налоговый контроль, налоговые проверки, правонарушения, налоговая информация, налоговый агент.

В статье анализируются такие нарушения осуществления налогового контроля как непредставление (несообщение) необходимых сведений, по итогам которого мы приходим к заключению, что для осуществления налогового контроля может применяться как налоговая, так и административная ответственность. Делается вывод, что применение норм, отражающих вопросы непредставления (несообщения) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, сопряжено с комплексом проблем. Некоторые из них вызваны отсутствием четких формулировок в понятийном аппарате и легальных определений в исследуемой сфере. Более того, в судебной практике не сложилось официального подхода к применению норм закона по вопросам непредставления (несообщения) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, что порождает разнообразие принятых решений по аналогичным вопросам.

VOLKOVA, V.V., BEZUGLY, V.V. NON-PROVIDING (NON-REPORTING) INFORMATION REQUIRED FOR IMPLEMENTATION OF TAX CONTROL

Keywords: tax, administrative, liability, tax control, tax audits, offenses, tax information, tax agent

In the article analyzes such violations of the implementation of tax control as non-providing (non-reporting) necessary information, as a result of which we conclude that both tax, and administrative liability can be applied to exercise tax control. It is concluded that the application of norms reflecting the issues of non-providing (non-reporting) information necessary for the implementation of tax control is associated with a complex of problems. Some of them are caused by the lack of clear formulations in the conceptual apparatus and legal definitions in the field under study. Moreover, in judicial practice, there was no formal approach to the application of the norms of the law on the issues of non-providing (non-reporting) information necessary for the implementation of tax control, which gives rise to a variety of decisions made on similar issues.

В современных условиях особую актуальность приобретают вопросы, непосредственно касающиеся процедуры осуществления налогового контроля. Его практическая реализация несомненно предполагает, что уполномоченные органы должны следить за соблюдением российского законодательства о налогах и сборах, проводить камеральные и выездные проверки,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.