Научная статья на тему 'Инновационно-инвестиционное развитие жилищно-коммунального хозяйства в рамках модернизации национальной экономики'

Инновационно-инвестиционное развитие жилищно-коммунального хозяйства в рамках модернизации национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
800
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / HOUSING AND PUBLIC UTILITY / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / МЕТОДЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / METHODS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT / FINANCIAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимчук О.Г.

Рассматриваются основные проблемы инновационно-инвестиционного развития жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), особое внимание уделено методологическим основам управления жилищно-коммунальной сферой. Представлены существующие уровни управления сферой ЖКХ, аналитические исследования современного состояния жилищно-коммунального хозяйства. Показано, что сегодняшнее состояние ЖКХ характеризуется высоким уровнем монополизации рынков, нехваткой ресурсов для реализации инновационно-ивестиционных проектов и развития жилищно-коммунального хозяйства. Определены основные подходы для решения существующих проблем в отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative and investment development of housing and public utility within modernization of national economics

Main problems of innovative and investment development of housing and public utility are considered, special attention is paid to methodological basis of managing the sphere of housing and public utility. We presented the existing levels of managing the sphere of housing and public utility, analytical research of modern condition of housing and public utility. It is shown that current state of HPU is characterized by a high level of market monopolization, lack of resources to perform innovative and investment projects and the development of HPU. The main approaches to solve the existing problems in the sphere are defined.

Текст научной работы на тему «Инновационно-инвестиционное развитие жилищно-коммунального хозяйства в рамках модернизации национальной экономики»

13. Sterkhov A.P. Sistemnyi podkhod v effektivnom obespechenii bezopasnosti innovat-sionnogo biznesa [System approach in effective secuity maintainance in innovative business]. Izvestiia Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii - Izvestiia of Irkutsk state economic academy, 2014, no. 5, pp. 181-193. Available at: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx (accessed 11 October 2014).

14. Khoreva N.V. Ekonomicheskaia ustoichivost' predprinimatel'skikh struktur [Economic stability of entrepreneurial structures]. Problemy sovremennoi ekonomiki - Problems of modern economics, 2012, no. 1 (41), pp. 432-434.

15. Chuprov S.V. Upravlenie ustoichivost'iu proizvodstvennykh sistem: teoriia, me-todologiia, praktika [Management of productive structures stability: theory, methodology, practice]. 2-e izd., ispr. i dop. Irkutsk, Izd-vo BGUEP Publ., 2012. 354 p.

Информация об авторе

Стерхов Анатолий Петрович, кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры экономической теории и финансов, e-mail: rabota@istu.edu, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the author

Sterkhov A.P., candidate of technical sciences, professor of chair of economic theory and finance, e-mail: rabota@istu.edu, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

УДК 330.322.1

ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РАМКАХ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

© О.Г. Тимчук

Рассматриваются основные проблемы инновационно-инвестиционного развития жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), особое внимание уделено методологическим основам управления жилищно-коммунальной сферой. Представлены существующие уровни управления сферой ЖКХ, аналитические исследования современного состояния жилищно-коммунального хозяйства. Показано, что сегодняшнее состояние ЖКХ характеризуется высоким уровнем монополизации рынков, нехваткой ресурсов для реализации инновационно-ивестиционных проектов и развития жилищно-коммунального хозяйства. Определены основные подходы для решения существующих проблем в отрасли.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство; управление; инвестиции; инновации; источники финансирования; методы инновационного развития.

INNOVATIVE AND INVESTMENT DEVELOPMENT OF HOUSING AND PUBLIC UTILITY WITHIN MODERNIZATION OF NATIONAL ECONOMICS

© O.G. Timchuk

Main problems of innovative and investment development of housing and public utility are considered, special attention is paid to methodological basis of managing the sphere of hous-

ing and public utility. We presented the existing levels of managing the sphere of housing and public utility, analytical research of modern condition of housing and public utility. It is shown that current state of HPU is characterized by a high level of market monopolization, lack of resources to perform innovative and investment projects and the development of HPU. The main approaches to solve the existing problems in the sphere are defined.

Key words: housing and public utility; management; investments; innovations; financial resources; methods of innovative development.

В современных условиях развития национальной экономики главным показателем конкурентоспособности является сочетание инновационного предпринимательства с новыми источниками капитала. Поэтому переход к инновационной модели развития признается одним из наиболее приоритетных в рамках модернизации экономики России.

Задача перехода российской экономики к интенсивному типу роста на основе инновационной экономики требует стимулирования инновационных процессов, ускорения продвижения нововведений во всех ее секторах. Одним из основных вопросов, призванных стимулировать внедрение новых решений в экономику, является вопрос о финансировании инвестиций в инновационную деятельность.

Правительствами РФ и субъектов федерации разрабатывались и разрабатываются различные инвестиционные программы, предпринимаются меры, направленные на рост инвестиций в различных сферах экономики, не является исключением и сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Низкая инвестиционная активность хозяйствующих субъектов связана преимущественно с тем, что данные субъекты и органы государственного управления оказались методологически и методически не подготовленными для эффективного осуществления инвестиционной и инновационной деятельности. Следует отметить, что, в первую очередь, это касается органов муниципальных образований.

По мнению ряда ученых: В.А. Швандара, В.С. Торопцова, В.Я. Горфинкеля - низкая инвестиционная активность связана, прежде всего, с отсутствием мер государственной поддержки регулирования данной деятельности, неразвитостью форм государственно-частного партнерства, недоступностью кредитных ресурсов, пассивностью институциональных инвесторов, дисбалансом в использовании методов привлечения инвестиций, неадекватностью инвестиционной инфраструктуры и т.д.

В целом, существующая в настоящее время система муниципального управления не позволяет комплексно решать задачи, связанные с повышением эффективности функционирования ЖКХ муниципального образования и снижением воздействия негативных факторов, возникающих в условиях реформы ЖКХ, на социально-экономическое состояние муниципального образования, так как в большей степени она разработана на уровне отдельных методик, правил и приемов, действенных только в определенных сложившихся условиях.

С учетом изложенного следует констатировать, что разработка эффективной системы управления жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне является актуальной проблемой как в теоретическом, так и в практическом плане.

В настоящее время основными документами о регулировании и управлении ЖКХ являются Конституция РФ (ст. 132), Жилищный кодекс РФ, федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [5].

Принятие в 2005 г. Жилищного кодекса РФ обусловило активизацию процесса преобразования отрасли с целью формирования эффективных механизмов экономических отношений субъектов рынка ЖКХ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Жилищный кодекс РФ в статьях 12-14 уточняет компетенцию органов государственной власти Российской Федерации, государственной власти субъектов РФ, местного

самоуправления в области жилищных отношений. В представленных статьях определены основные функции, полномочия органов управления ЖКХ [3].

На федеральном уровне к органам исполнительной власти, осуществляющим управление ЖКХ, относятся Правительство РФ, Минрегион России, Росстрой и Ростех-надзор. Функции государственного контроля над деятельностью органов, занятых эксплуатацией, содержанием и ремонтом жилья и предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг, возложены на Государственную жилищную инспекцию Российской Федерации.

Она состоит из Главной государственной жилищной инспекции и государственных жилищных инспекций субъектов Федерации. С учетом особой значимости стабильности функционирования ЖКХ как системы жизнеобеспечения, дальнейшего повышения качества коммунальных услуг, а также постоянного роста правонарушений в сфере ЖКХ утверждается, что функции государственного контроля, осуществляемого в ЖКХ, требуют усиления их правовой регламентации и совершенствования юрисдикционной деятельности государственных органов.

На региональном уровне реализацию функций публичной власти в сфере ЖКХ осуществляет администрация субъекта Российской Федерации. Как орган исполнительной власти общей компетенции, администрация обеспечивает организацию исполнения единой государственной жилищной политики, осуществление связи органов государственной власти с органами местного самоуправления, регулирование, информационно-правовое обеспечение, финансирование, контроль и надзор. Органами отраслевой компетенции в сфере ЖКХ являются ее структурные подразделения (департаменты, комитеты), находящиеся в подчинении заместителей главы администрации [8].

Вместе с тем остается актуальной проблема выбора модели органа ЖКХ отраслевой компетенции - самостоятельного органа управления, или «органа в органе». В настоящее время единого решения на региональном уровне эта проблема пока не нашла. В ряде субъектов федерации отраслевое управление ЖКХ осуществляет отдел в структуре комитета, главного управления, управления, департамента, что является аналогией управления ЖКХ на федеральном уровне.

Современная система региональных органов исполнительной власти в сфере ЖКХ общей и отраслевой компетенции отличается значительным разнообразием как количества, так и форм составляющих их органов, что делает их классификацию весьма затруднительной. Их компетенционные функции не позволяют определить главное назначение органа управления.

На муниципальном уровне функции контроля над деятельностью предприятий ЖКХ возложены на главу муниципального образования.

Развитие малого и среднего бизнеса, государственного частного партнерства - одно из перспективных направлений устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований, позволяющее обеспечить в них инновационную деятельность.

Создание условий для притока инновационно-инвестиционных ресурсов могло бы кардинально изменить финансовое положение ЖКХ муниципальных образований и обеспечить развитие и совершенствование механизмов реализации жилищно-коммунальных проектов.

Регулирование инновационных и инвестиционных процессов посредством формирования системы инновационного развития ЖКХ для реализации целей долгосрочного становления и преумножения потенциала национальной экономики достигается созданием и развитием социальных жилищно-коммунальных учреждений, планомерной, целенаправленной организацией внешней среды, обеспечивающих их эффективное функционирование в области обеспечения условий стратегического развития национальной экономики за счет создания комфортных условий проживания и жизнедеятельности населения страны [2].

Исследователи традиционно при построении системы инновационного развития ЖКХ для обеспечения возможностей долгосрочного развития национальной экономики

выделяют четыре уровня системы инновационного развития: федеральный, региональный (цели самостоятельных субъектов РФ - республики, края, области), территориальный (муниципальный районный, сельский) и уровень непосредственного восприятия жилищно-коммунальной услуги.

Методологической основой управления на государственном уровне является прогнозирование научно-технического и технологического процесса, комплексное исследование экономико-социальной структуры общества, анализ мировых тенденций развития ЖКХ, планирования и создания системы критериев, технологий, учреждений, способствующих оптимальному развитию ЖКХ.

Региональный уровень формирования инновационного развития ЖКХ представляет собой внутригосударственную систему инновационных и инвестиционных отношений между региональными учреждениями ЖКХ, включающую территориально разобщенные учреждения ЖКХ. Жилищно-коммунальные структуры регионального уровня проектируются для выполнения функций, определенных государством и региональными особенностями (муниципальным заказом).

На региональном уровне в рамках формирования системы инновационного развития осуществляются следующие функции:

1. Конструирование инновационных и инвестиционных процессов ЖКХ как целенаправленных действий, учитывающих государственную политику развития ЖКХ.

2. Подготовка и внедрение нормативных документов регионального уровня.

Взаимодействие региональной системы инновационного развития ЖКХ с нижеследующим территориальным уровнем, который образуют конкретные жилищно-коммунальные учреждения, осуществляется через специальные институты, например комитеты ЖКХ.

Территориальный уровень управления инновационными процессами характеризуется горизонтальными и вертикальными отношениями внутри структуры жилищно-коммунальных учреждений муниципального образования. Конкретные управленческие воздействия имеют организационно-управленческий характер и адаптируют требования нормативных источников к условиям региона; нормативные и организационные документы носят рекомендательный характер. Таким образом, основной целью государственного участия в инновационном развитии и управлении ЖКХ, в том числе муниципального образования, является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищно-коммунальной сферы.

На наш взгляд, основными задачами государственного участия в инновационном развитии и управлении ЖКХ муниципального образования являются:

1. Обеспечение условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики муниципального образования и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья.

2. Создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания.

3. Обеспечение доступности жилья и жилищно-коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями.

Решение этих задач может быть осуществлено путем реализации комплекса нормативных, организационных и финансовых мер. Для этого необходимо на муниципальном уровне обеспечить условия для развития конкурентного бизнеса в сфере управления, разработать механизм взаимодействия с органами местного самоуправления, также необходимо развивать финансовые институты с целью привлечения инвестиций, в частности, через систему государственного частного партнерства. В практике инновационного развития

и инвестиционного обеспечения ЖКХ муниципального образования предусмотрено использование следующих методов (таблица) [7].

Методы инновационного развития ЖКХ муниципального образования

Наименование метода Характеристика метода

1. Системный Процессы инновационного развития и инвестиционного обеспечения выстраиваются на основе построения структурированной иерархии мероприятий

2. Процессный В основу инновационного развития и инвестиционного обеспечения закладываются возможности инжиниринга основных бизнес-процессов предприятия ЖКХ муниципального образования так, чтобы это обеспечивало оптимизацию ресурсной базы оказания жилищно-коммунальных услуг

3. Ситуационный Инновационное развитие и инвестиционное обеспечение выстраиваются на основе отслеживания конъюнктуры, сложившейся на рынке оказания жилищно-коммунальных услуг

4. Стоимостной В основу организации мероприятий инновационного развития и инвестиционного обеспечения закладываются процедуры моделирования рентабельности и эффективности использования капитала при развитии жилищно-коммунальных предприятий

5. Ресурсно-потенциальный Процессы инновационного развития и инвестиционного обеспечения закладываются на основе отслеживания сбалансированности внутренних ресурсов и внешних возможностей, и на этой базе выстраивается сложная структура горизонтальных и вертикальных взаимодействий предприятий ЖКХ

6. Программно-целевой Реализуется в жилищно-коммунальных хозяйствах муниципального образования при составлении долгосрочных программ инвестиционного обеспечения проектов инновационного развития

7. Проектный Реализуется в ЖКХ муниципального образования применительно к построению проектов инновационного развития и их инвестиционного обеспечения

Основой организации инновационных и инвестиционных процессов в отрасли остается система бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований. Новая система экономических отношений в ЖКХ муниципальных образований и совершенствование механизмов реализации жилищно-коммунальных проектов предполагает принципиальное изменение как функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия и организации инновационных и инвестиционных процессов [4]. Но для этого необходимо учитывать специфику инвестирования и внедрения инновационных процессов в жилищно-коммунальные хозяйства муниципальных образований. Среди программных мероприятий, отражающих цели государственного участия в инновационном развитии и управлении ЖКХ муниципального образования, наиболее важными являются:

1. Разработка проектов нормативных правовых актов и иных документов по реализации Жилищного кодекса РФ в части управления многоквартирными домами, установления требований к содержанию общего имущества многоквартирных домов, требований к жилым помещениям.

2. Создание нормативной правовой базы по регулированию вопросов, связанных с административной ответственностью собственников помещений за содержание индивидуальных домов и общего имущества многоквартирных домов.

3. Формирование нормативной правовой и методической базы для финансирования модернизации и капитального ремонта многоквартирных домов, организации регулирова-

ния учета потребления и оплаты коммунальных ресурсов в индивидуальных и многоквартирных домах при наличии коллективных и/или индивидуальных приборов учета, организации эффективного тарифного регулирования предприятий коммунального комплекса, определения особенностей оборота муниципального имущества в коммунальной сфере, финансирования инвестиционных программ развития коммунальной инфраструктуры и заключения концессионных соглашений в жилищно-коммунальном секторе.

При этом необходимо учитывать: место отрасли ЖКХ в общей системе рыночного хозяйствования; место данной отрасли как подсистемы в отраслевой системе; взаимоотношения внутри отрасли ЖКХ между субъектами разных форм собственности.

Одной из главных задач муниципального управления системой ЖКХ является организация предоставления коммунальных услуг и содействие самоуправления граждан по месту жительства. Собственные полномочия местного самоуправления для решения вопросов местного значения в сфере ЖКХ устанавливаются законом об организации местного самоуправления № 131-Ф3. Вместе с тем правовым закреплением полномочий местного самоуправления в сфере ЖКХ служат иные федеральные и региональные законы, отраслевые законодательные акты, в том числе и кодифицированного характера (ЖК РФ), уставы муниципальных образований.

В этих условиях задача местных органов власти заключается в разработке комплекса мер, способствующих повышению инвестиционной привлекательности ЖКХ муниципальных образований, в том числе следующих:

1. Создание правовой среды по инвестиционному проектированию в сфере ЖКХ, учитывающей территориальные особенности.

2. Организация конкурсов инвестиционных проектов и отбор наиболее эффективных и конкурентоспособных предложений.

3. Контроль над процессом реализации инвестиционных проектов.

4. Содействие практической реализации эффективных инвестиционных проектов (налоговые льготы, поручительства, гарантии, финансовая помощь в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд и др.).

5. Создание информационной базы с данными об экономическом потенциале муниципального образования, состоянии ЖКХ и его предприятий.

Следовательно, управление ЖКХ относится к ведению федеральных органов власти, а также субъектов РФ и органов местного самоуправления, при этом участие государства заключается в нормативном регулировании, координации, контроле и обеспечении прав и законных интересов субъектов управления, определении приоритетов в структурной политике, лицензировании, регистрации и пр. Одной из основных проблем ЖКХ является дефицит финансовых ресурсов. Предприятия отрасли не только не в состоянии профинансировать текущую деятельность отрасли, но также обеспечить модернизацию основных фондов. Деятельность большинства предприятий ЖКХ на протяжении достаточно длительного периода убыточна. Главная задача в экономике ЖКХ - улучшение экономической работы отрасли с целью повышения эффективности использования средств, выделяемых на ее развитие и содержание, а так же снижение темпов роста эксплуатационных затрат. Являясь важной частью национального хозяйства страны, ЖКХ требует выделения на свое содержание и развитие значительного объема финансовых ресурсов.

Основными источниками финансирования организаций ЖККРФ являются:

- платежи коммерческих предприятий, пользующихся услугами ЖКХ;

- платежи бюджетных организаций-потребителей коммунальных услуг;

- платежи граждан-потребителей коммунальных услуг;

- дотации федерального бюджета;

- дотации региональных бюджетов.

Предприятия ЖКХ по-прежнему остаются одними из крупнейших бюджетополучателей. Во многих городах и муниципальных образованиях их расходы составляют до 40 %

от бюджетов. Расходы консолидированного бюджета на ЖКХ по субъектам Сибирского федерального округа (СФО) представлены на рис. 1 [6].

Рис. 1. Расходы консолидированного бюджета на ЖКХ по субъектам СФО в 2014 г., млрд рублей. Источник: сравнительный анализ бюджетной обеспеченности субъектов СФО в 2014 г.

На рис. 1 видно, что расходы консолидированного бюджета субъектов Сибирского федерального округа в 2014 г. распределялись по областям неравномерно. Это свидетельствует о том, что администрация областей без поддержки бюджетных средств на отрасли ЖКХ в современных условиях не может осуществлять качественные нововведения и постоянно нуждается в бюджетных средствах. На рис. 2 представлены данные, свидетельствующие о расходах федерального бюджета на душу населения по СФО. Иллюстрация наглядно показывает, что расходы консолидированного бюджета на душу населения также неравномерны [6].

Рис. 2. Расходы консолидированного бюджета на ЖКХ на душу населения по субъектам СФО в 2014 г., тыс. руб.

Особенностью финансов ЖКХ является наличие непосредственных финансовых отношений с публичной властью в виде бюджетных средств.

Денежные средства поступают прямо или косвенно в ЖКХ из бюджетов всех уровней государственной власти: федерального, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Данные средства жилищно-коммунальные хозяйства получают в виде дотаций на покрытие убытков от предоставления услуг населению по тарифам, ниже экономически обоснованных, а также в виде инвестиционных средств на воспроизводство основных средств.

Таким образом, в современных условиях в системе инновационного развития ЖКХ России каждый элемент имеет очень весомое значение. Правовое и нормативное обеспечение, тарифная политика - это самые важные и проблемные элементы. Они являются социально-экономической стороной этих отношений.

Статья поступила 21.01.2016 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Балдин К.В., Передеряев И.И., Голов Р.С. Инвестиции в инновации : учеб. пособие. 2-е изд. М. : Изд-во «Дашков и К°», 2011. 238 с.

2. Институт прямых инвестиций. Инвестиционные возможности России [Электронный ресурс]. URL: http://www.ivr.ru/ipi.shtml (11.10.2015).

3. Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. URL: http: //www. garant.ru/ (10.10.2015).

4. Информационный портал об инновационном бизнесе [Электронный ресурс]. URL: http://www.innovbusiness.ru/ (1.10.2015)

5. КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (10.10.2015).

6. Министерство экономического развития [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/main (11.10.2015).

7. Тимчук О.Г. Государственно-частное партнерство в инновационной деятельности ЖКХ : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05. Иркутск, 2013. 204 с.

8. Ягодина Л.П. Управление жилищно-коммунальным хозяйством: организационно-правовые аспекты : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.14. Москва, 2008. 233 с.

REFERENCES

1. Baldin K.V., Perederiaev I.I., Golov R.S. Investitsii v innovatsii [Investment and innovations]. 2-e izd. Moscow, Izd-vo «Dashkov i K°» Publ., 2011. 238 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Institut priamykh investitsii. Investitsionnye vozmozhnosti Rossii [Institute of direct investments. Investment possibilities of Russia]. Available at: http://www.ivr.ru/ipi.shtml (accessed 11 October 2015).

3. Informatsionno-pravovoi portal "Garant" [Data legislative portal "Garant"]. Available at: http://www.garant.ru/ (accessed 10 October 2015).

4. Informatsionnyi portal ob innovatsionnom biznese [Data portal about innovative business]. Available at: http://www.innovbusiness.ru/ (accessed 1 October 2015).

5. Konsul'tantPlius [ConsultantPlus]. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 10 October 2015).

6. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiia [Ministry of economical development]. Available at: http://www.economy.gov.ru/minec/main (accessed 11 October 2015).

7. Timchuk O.G. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v innovatsionnoi deiatel'nosti ZhKKh. Diss. ... kandidata ekonomicheskikh nauk [State and private partnership in innovative activity of HPU. Cand. econ. sciences diss.]. Irkutsk, 2013. 204 p.

8. Iagodina L.P. Upravlenie zhilishchno-kommunal'nym khoziaistvom: organizat-sionno-pravovye aspekty. Diss. ... kandidata iuridicheskikh nauk [Management of housing and public utility: organizational and legislative aspects. Cand. law sciences diss.]. Moscow, 2008. 233 p.

Информация об авторе

Тимчук Оксана Григорьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и финансов, e-mail: oksana-timchuk@yandex.ru, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the author

Timchuk O.G., candidate of economical sciences, associate professor, chair of economic theory and Finance, e-mail: oksana-timchuk@yandex.ru Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

УДК 658.58

ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

© И.М. Щадов, В.Ю. Конюхов, А.В. Чемезов, Т.С. Беляевская

Рассматривается роль инвестиций в росте рентабельности крупного производства в связи с высоким износом технологического оборудования по причине длительного отсутствия капитальных ремонтов. Оценивается эффективность организации сервисного обслуживания технологического оборудования, эксплуатируемого в цехе металлургического завода. Определяется стоимость оказываемых услуг специализированной организацией. Описаны порядок взаиморасчета и условия приемки оборудования после сервисного обслуживания в условиях действующего производства на Крайнем Севере. В заключительной части статьи можно ознакомиться с финансовыми, организационными и экономическими результатами проведенных мероприятий.

Ключевые слова: сервисное обслуживание технологического оборудования; расчет стоимости услуг; структура затрат; специализированная ремонтная организация; порядок взаиморасчета.

INVESTMENT IN THE EFFECTIVENESS INCREASE OF MAINTENANCE SUPPORT OF TECHNOLOGICAL EQUIPMENT OF AN INDUSTRIAL FACTORY

© I.M. Schadov, V.Iu. Koniukhov, A.V. Chemezov, T.S. Beliaevskaia

In this article we consider the role of investments in the development of profitability of a large production in connection with a high level of wear of technical equipment because of a long-term absence of capital repair. Effectiveness in organization of maintenance support of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.