Научная статья на тему 'Субъектогенетический подход к построению лайф-коучинга как жизненной навигации'

Субъектогенетический подход к построению лайф-коучинга как жизненной навигации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / SUBJECT-GENESIS APPROACH / СУБЪЕКТНОСТЬ / SUBJECTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латшенбергер Н.А., Огнев А.С., Лихачева Э.В.

В статье раскрываются психологические механизмы лайф-коучинга с позиции субъектогенетического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субъектогенетический подход к построению лайф-коучинга как жизненной навигации»

СУБЪЕКТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ЛАЙФ-КОУЧИНГА КАК

ЖИЗНЕННОЙ НАВИГАЦИИ

1 2 © Латшенбергер Н.А., Огнев А.С. , Лихачева Э.В.

1Декан, факультет психологии и педагогики;

2Зав. кафедрой, кафедра психолого-педагогического образования.

Российский новый университет

Аннотация

В статье раскрываются психологические механизмы лайф-коучинга с позиции субъектогенетического подхода.

Ключевые слова: субъектогенетический подход, субъектность. Keywords: subject-genesis approach, subjectivity.

Новая волна образовательных и профессиональных стандартов заставляет вернуться к теме культивируемых у студента современного вуза личностных качеств. Нам вновь предстоит уточнить ответы на вопросы о том, что входит в число действительно универсальных оснований для всех видов образовательной деятельности? Как в современных условиях в период вузовского обучения организовывать и реализовывать воспитательную работу? Что должно быть отправной точкой для воспитательной компоненты в различных видах послевузовского образования?

Для получения содержательных ответов на эти вопросы давайте воспользуемся мысленным моделированием и представим себе идеального человека - того, кто достиг максимального успеха, на кого следует ровняться. Какими качествами он должен обладать? В чем именно он преуспел, чего достиг? Позволяет ли такой человек кому-либо решать за него, чего ему в жизни надо достичь, к чему идти, какие пути выбирать? Ждет ли такой человек, пока его проблемы решаться сами собой? Будет ли он хвататься за любую авантюрную идею или вначале обдумает, как его выбор согласуется с его личными ценностями и жизненными целями? Откажется ли он от своих целей при столкновении с трудностями? Умеет ли он договариваться с другими людьми? Может ли организовывать свою собственную жизнь? Насколько он открыт миру и любознателен? Готов ли учиться новому?

Очевидно, что эти вопросы носят риторический характер и что обозначенные в них качества относятся к разряду универсальных компетенций, когда речь идет об успешной жизнедеятельности в современном мире [2-5, 8, 9, 19-23, 30, 34, 36-38, 40-43]. Но совсем не риторическим оказывается вопрос о том, где, как и когда люди эти качества приобретают. Обобщая и модифицируя различные жизненные примеры путей самопроизвольного формирования подобных качеств и существующие практики их целенаправленного культивирования, мы разработали образовательный модуль «Жизненная навигация», который можно классифицировать как субъектогенетическую разновидность лайф-коучинга. Обращение к этой разновидности психологической практики нам представляется вполне оправданной с учетом ее интенсивной интеграции с позитивной психологией и включением в арсенал своих методов эффективных приемов когнитивно-поведенческой психотерапии [1, 6, 8, 11, 14-16, 22, 28, 30, 33, 34, 37]. Излагаемый ниже субъектогенетический подход к построению лайф-коучинга как жизненной навигации позволяет дать научное обоснование структуре и содержанию используемых в нем процедур, интегрировать этот вид практики в работу современного вуза.

Главное предназначение нашего модуля - содействие жизненному успеху, благополучию и процветанию человека, которые достигаются путем повышения

© Латшенбергер Н.А., Огнев А.С., Лихачева Э.В., 2016 г.

осмысленности планирования собственной жизни, целеустремленности, самоэффективности и жизнестойкости [17-22, 24, 29, 31, 39]. В этом модуле профессия человека рассматривается как главный фактор саморазвития. Но, разумеется, этот фактор не является единственным. Как показывают многочисленные исследования, [26, 32, 35-38, 42, 43], те, кто демонстрируют повышенную успешность, благополучие и процветание, обычно стараются гармонично сочетать жизнь профессиональную и жизнь личную, заботу о своем здоровье и все то, что связывает их с обществом.

Что именно они для этого делают?

Во-первых, они хорошо умеют формулировать свои цели. Это значит, что они научились четко определять, что им нужно, и ясно, доходчиво объяснять, какого результата добиваются [2-5, 7, 22, 28, 30, 34].

Во-вторых, они постоянно развивают умение гармонизировать свои цели, находить варианты их наилучшего сочетания [26, 28, 30, 33-38].

В-третьих, они умеют грамотно определять, находить и использовать необходимые ресурсы [4, 7, 19-22]. Причем делают они все это, исходя из принципов целесообразности и эффективности принимаемых и реализуемых решений.

Подобные люди, как правило, хорошо понимают, что самый главный вид имеющихся в их распоряжении ресурсов - это их собственные компетенции как способность решать определенные виды задач. Поэтому именно требующиеся для достижения жизненно важных целей компетенции и становятся предметом их индивидуальных образовательных траекторий как части программы саморазвития. С учетом этого факта этапы развития личности профессионала в разработанном нами модуле «Жизненная навигация» увязаны с формированием и совершенствованием персональных качеств студентов, которые требуются им для реализации своей собственной мечты, описываемой в виде системы взаимосвязанных целей.

Чтобы не потеряться среди множества возможных жизненных путей, успешные люди часто используют компактны формулировки для описания своих приоритетов - свое собственное видение того, к чему они стремятся в своей жизни. В качестве способа оформления такого видения многие используют различные виды афористичных словесных формулировок своей мечты (аффирмации) и олицетворяющие их красочные зрительные образы (приемы визуализации). В связи с этим в нашем образовательном модуле активно используются различные имажинативные практики (песочное моделирование, работа с метафорическим картами, элементы символдрамы и психосинтеза, графо-аналитические схемы типа «дерева жизненно важных целей», «колеса жизненных намерений»), помогающие учащимся создавать наиболее подходящие для них образные формы схем ориентировки, необходимые для реализации их замыслов [1-3, 10, 25, 41].

Обладая высоким житейской мудростью, успешные люди хорошо понимают, что трудности на их пути - явление вполне естественное. Чем амбициознее наши цели, тем обычно сложнее препятствия. Однако, для тех, кто действительно развивается как личность, преодоление именно этого рода трудностей - настоящий подарок судьбы. Так выковывается умение добиваться задуманного, способность достойно отвечать на те вызовы, которые наиболее значимы именно для нашей собственной жизни. С учетом этого в «Жизненной навигации» особое внимание уделяется формированию установки на упреждающий анализ возможных трудностей при движении к жизненно важным целям и на их разумное преодоление [20-22]. Так, например, студентами осваиваются приемы декатастрофизации и реатрибуции восприятия жизненных трудностей, методы работы с табличными регистраторами-корректировщиками деструктивных автоматических мыслей, элементы психосоматической саморегуляции, алгоритмы тренинга организационного развития (ТОР) [14-16, 20-22, 38, 40, 42].

С учетом социального контекста всей нашей жизнедеятельности успешные люди стремятся к эффективному взаимодействию со своими партнерами. При этом среди многочисленных составляющих коммуникативной компетентности особое внимание ими

уделяется способности достигать взаимовыгодных договоренностей - особенно в конфликтных ситуациях. В этом им помогает умение четко и кратко сформулировать, чего именно они сами хотят от жизни, а также способность ясно изложить это своим партнерам. Но для достижения долгосрочных успехов во взаимодействии с другими людьми не менее важным становится понимание и учет их интересов. В связи с этим выработка всех этих умений в «Жизненной навигации» ведется и в ходе непосредственного обучения студентов, и в процессе последующего тьюторского сопровождения, сочетающегося с классическими элементами лайф-коучинга [1, 11, 14-16]. Наряду с перечисленными выше методиками на этой стадии работы студенты активно используют четырехпольные балансовые листы «договоренности/реализация», техники организации эффективных переговоров, элементы трасактного анализа [14, 34, 37].

С учетом стремительного вытеснения регулярных форм профессиональной деятельности различными проектными формами работы в «Жизненной навигации» отводится особое место умению действовать в составе различных проектных команд. Студентам дается возможность разобраться в ролевой структуре динамически устойчивых команд, понять свои сильные стороны в этом виде совместной работы и увеличить свою готовность действовать в условиях повышенной взаимоответственности [3, 4, 7-9, 12-14, 27, 37, 38].

Профессиональное долголетие и ориентация на успех не только в профессии, но и в жизни в целом, современный человек должен в самой повседневно практике должен гибко сочетать различные формы и виды активности, которые обеспечивают баланс между его различными приоритетами. Для этого в «Жизненной навигации» учащиеся разрабатывают рамочные варианты оптимального распорядка своего дня и в дальнейшем тренируют способность эффективного использования те возможности, которые им предоставляет повседневная реальность. По нашему мнению, в этом случае не нужно добиваться фанатичного следования единому раз и навсегда заданному распорядку дня. Нами приветствуется и целенаправленно культивируется разумная гибкость, способность к уместным корректировкам. Но при этом учащиеся должны отдавать себе отчет в том, что именно, почему и для чего они меняют. И не менее важно понимание ими того, чего и почему менять не следует. В этом им помогают навыки работы с такими когнитивными картами, как «органайзер культивирования полезных привычек», «матрица двойного согласования жизненных целей и событий предстоящего дня», построенный с учетом результатов исследования феномена мудрости девятишкальный семантический дифференциал «профиль качества решений» [23, 30, 33, 38, 40-43].

Наши многолетние исследования показывают, что освоение образовательного модуля «Жизненная навигация», включающего обучающие и косультативно-тренировочные составляющие, помогают выпускникам современных вузов:

- осваивать методики построения и эффективного применения когнитивных крат своего жизненного пути;

- укреплять готовность думать не о том, чего им не хватает, а о том, чего, почему и как именно они хотят добиться в этой жизни;

- увидеть на деле, что успех определяется не отсутствием страхов перед неизведанным, а наличием смелости двигаться к своей мечте;

- на собственном опыте убедиться в практической пользе постоянного самообразования;

- понять значимость, проверить действенность и научиться развивать в качестве универсальных компетенций такие качества, как инициатива, ответственность, умение добиваться реализации своих замыслов, способность договариваться с другими людьми, готовность к постоянному самообучению и саморазвитию.

Литература

1. Вильямс П., Дэвис Д. Лайф-коучинг - новая професия для психотерапевтов. - М., 2007. - 256 с.

2. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Использование имажинативных методов в развитии универсальных компетенций / В сборнике: Перспективы развития науки в области педагогики и психологии сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016. С. 194-206.

3. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенетический подход к описанию механизмов психологического песочного моделирования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 7-2. С. 162-167.

4. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В., Гончар С.Н., Кондратенко И.В. Компетентностный подход к решению проблемы построения индивидуальных образовательных траекторий. // Мир образования - образование в мире. 2014. №4. С 159-164.

5. Ермолаева М.В., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Решение проблемы наставничества в работе с одаренными учащимися. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 684.

6. Лайоннет А. Великолепный лайф-коучинг. Санкт-Петербург: «Весь». - 2011. - 128 с.

7. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Ключевые дефекты образования как фактор неготовности к управлению проектами. // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 83. С. 359-361.

8. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Концепция подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями: итоги двадцатипятилетней реализации. / В сборнике: Перспективы развития науки в области педагогики и психологии сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016. С. 194-206.

9. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Песочное моделирование как средство подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями / Педагогика и психология: современный взгляд на изучение актуальных проблем. 2016. С. 108-114.

10. Лихачева Э.В., Огнев А.С., Сидоренко М.Г. Психосемантика композиций в психологическом песочном моделировании / Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 6-7. С.91-98.7

11. Моллой А. Лайф-коучинг. - Минск: «Попурри», 2011. - 272 с.

12. Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования. - Акмеология. 2004. №3(11). С. 3336.

13. Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования. - Акмеология. 2004. №4(12). С.36-41.

14. Огнев А.С. Организационное консультирование в стиле коучинг. Санкт-Петербург: Речь, 2003.

15. Огнев А.С. Субъектогенетический подход в обучении. Воронеж, 1998.

16. Огнев А.С. Субъектогенетический подход к психологической саморегуляции личности. Москва, 2009.

17. Огнев А.С., Венерина О.Г., Виноградова И.А. Новые психодиагностические возможности трекинга глаз. // Педагогика и психология образования. 2012. №3. С. 107-112.

18. Огнев А.С., Венерина О.Г., Яковлев В.А. Использование инструментальной психодиагностики для оценки информационного контента. // Педагогика и психология образования. 2012. №4. С.103-112.

19. Огнев А.С., Гончар С.Н. Позитивная психология в системе непрерывного профессионального образования. // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 2 (2). С. 85-90.

20. Огнев А.С., Гончар С.Н. Психологические механизмы позитивного разрешения проблем. // European Social Science Journal. - 2013. № 11-2 (38). С. 291-301.

21. Огнев А.С., Гончар С.Н. Совершенствование у студентов навыков разрешения проблем как элемент непрерывного профессионального образования. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2013. № 3 (7). С. 118-121.

22. Огнев А.С., Гончар С.Н., Казаков К.А., Кондратенко И.В., Сидоренко М.Г., Цыгина О.Д. Жизненная навигация в системы высшего образования. // Педагогика и психология образования. 2012. №3. С. 99.

23. Огнев А.С., Гончаров Ю.Н., Постникова Н.В. Мудрость как акмеологический феномен. // Акмеология. 2002. №3(4). С. 17-22.

24. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Валидность айтрекинга как инструмента психодиагностики. - Успехи современного естествознания. 2015. №1-8. С. 1311-1314.

25. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Видеофильм как эффективное дидактическое средство: психологический аспект. // Потенциал современной науки. 2015. 1(9). С. 137-140.

26. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Жизненный успех в понимании студенческой молодежи. / В сборнике: Теория и методика обучения и воспитания в России и за рубежом Сборник материалов международной научной конференции. под редакцией Е.Д. Нелуновой. 2014. С. 7581.

27. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Когда команда - не коллектив, а коллектив - не команда. // Развитие личности. 2014. №2. С. 173-179.

28. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Методика работы над построением индивидуальной траектории студента в вузе. / В сборнике: Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А. 2015. С. 133-136.

29. Огнев А.С., Лихачева Э.В. О возможности использования айтрекинга для инструментальной диагностики субъектных характеристик личности. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-1. С. 176-180.

30. Огнев А. С., Лихачева Э.В. О развитии средствами жизненной навигации навыков самоорганизации личности как одной из общекультурных компетенций. / В сборнике: Актуальные задачи современной науки и образования: теоретические и прикладные аспекты Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2015. С. 34-35.

31. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Оптимизация процедуры оценки субъектного потенциала личности. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-2. С. 375377.

32. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Перспективы использования многополярных семантических дифференциалов в айтрекинге. // Успехи современного естествознания. 2015. №1-5. С. 858-862.

33. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Построение индивидуальных образовательных траекторий, ориентированных на будущий успех студентов. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2014. № 3 (11). С. 111-115.

34. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Практика внедрения позитивно-ориентированного субъектогенеза в систему высшего образования. // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 51-67.

35. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Приоритетные жизненные ценности современных студентов. / В сборнике: Августовские педагогические чтения - 2014 Сборник материалов международного научного е-симпозиума. Под ред. Проф. И.В. Вагнер. 2014. С. 263-271.

36. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов с позиции субъектогенетического подхода. / В сборнике: Вопросы клинической психологии Всероссийская научная Интернет-конференция с международным участием. Сервис виртуальных конференций Pax Grid ИП Синяев Дмитрий Николаевич. 2013. С.59-65.

37. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез жизненного пути. // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2013. №1. С. 234-239.

38. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез как основа управления процессом формирования и развития универсальных компетенций. // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 2 (18). С. 93-113.

39. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Перспективы использования многополярных семантических дифференциалов в айтрекинге. // Успехи современого естествознания. 2015. № 1-5. С.858-862.

40. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Развитие субъектного потенциала личности как условие повышения конкурентоспособности студентов вуза. // Вестник воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №5-2. С. 181-183.

41. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Условия эффективного использования видеоконтента в «Жизненной навигации». // Вестник воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №3-2. С. 181-184.

42. Цыгина О.Д., Огнев А.С. Проблема самоопределения студентов вузов. // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №8. С.60-64.

43. Цыгина О.Д., Огнев А.С., Дурнева Е.Е. Профессиональное самоопределение как элемент жизненной навигации. // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 101. С. 58-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.