Научная статья на тему 'ТРЕНИРОВКА КАК ЭЛЕМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ СУБЪЕКТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЯМ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ'

ТРЕНИРОВКА КАК ЭЛЕМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ СУБЪЕКТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЯМ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / INNOVATIVE MODEL OF TRAINING / СУБЪЕКТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / SUBJECT-GENESIS APPROACH / ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ / TECHNOLOGY FOR PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Огнев А. С., Лихачева Э. В.

В статье раскрывается сущность и возможности тренировки как элемента инновационной модели обучения технологиям личностного развития в русле субъектогенетического подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРЕНИРОВКА КАК ЭЛЕМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ СУБЪЕКТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЯМ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ»

ТРЕНИРОВКА КАК ЭЛЕМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ СУБЪЕКТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЯМ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

Огнев А.С.1, Лихачева Э.В.2 ©

1Декан, факультет психологии и педагогики;

2Зав.кафедрой, кафедра общей психологии и психологии труда.

Российский новый университет

Аннотация

В статье раскрывается сущность и возможности тренировки как элемента инновационной модели обучения технологиям личностного развития в русле субъектогенетического подхода

Ключевые слова: инновационная модель обучения, субъектогенетический подход, технологии личностного развития.

Keywords: innovative model of training, subject-genesis approach, technology for personal development.

Всем хотя бы на интуитивном уровне понятна причина упорных тренировок спортсменов и никого не удивляют многолетние ежедневные многочасовые упражнения музыкантов, танцоров, художников. Это считается неотъемлемой частью их подготовки и, более того, нередко рассматривается как важнейшая часть становления и развития творящего и совершающего нечто значимое субъекта. Но тогда почему обучение различного рода гуманитарным технологиям зачастую сводится к информированию об их сути и лишь иногда доходит не более чем до пробных занятий? В основе любой технологии лежит набор вполне конкретных действий, совершение которых обеспечивает с высокой степенью вероятности заданный результат. О наличии таких действий полноценный субъект соответствующей деятельности должен быть не просто проинформирован. Он должен эти действия именно освоить. А достигается это тренировками. И если мы ведем речь о технологиях личностного развития, то в созданной для их освоения модели обучения без соответствующих тренировок обойтись просто невозможно. Но в современной системе образования их регулярное проведение все еще остается педагогической инновацией, которая часто производится путем механической добавки к учебному плану нескольких новых практических занятий. Только и в этом случае мы получаем возможность сформировать некоторые умения, тогда как при овладении технологиями требуется усвоение нового опыта до уровня устойчивых навыков.

Одна из особенностей технологий личностного развития, осложняющая их внедрение в процесс обучения, состоит в их применении не к отдельным видам деятельности, а к жизнедеятельности в целом. Поэтому при их полноценном внедрении только отдельной учебной дисциплины мало. Такое внедрение должно касаться и учебной, и воспитательной работы [5, 7-11, 13, 14, 16, 17, 24, 27, 29, 32, 57, 60-74], а установка на регулярное использование подобных технологий должна стать частью корпоративной культуры учебного заведения. Эти технологи должны регулярно использоваться преподавателями, выполняющими роль наставников и по сути работающие в этом случае в качестве коучей [1, 7-10, 20, 21, 26-32]. Но еще важнее наладить самостоятельную интенсивную работу по стимулированию и совершенствованию навыков применения технологий личностного развития среди самих учащихся. Для этого могут быть использованы малые группы, содержащие не менее трех участников, которые регулярно в течение не менее семестра обсуждают то, как им удается применять освоенные технологии, что стоит для этого сделать в ближайшее, что уже сделано и с каким результатом. Регулярность, плановость,

© Огнев А.С., Лихачева Э.В., 2017 г.

систематичность таких контактов превращает их по своей сути в тренировки, преобразующие знания и умения повышать свою самоэффективность в устойчивые навыки.

Наличие не менее трех участников позволяет поочередно членам группы выполнять роли консультанта, консультируемого и супервизора. Чтобы снизить вероятность деструктивной неконтролируемой групповой динамики, мы рекомендуем учащимся в качестве поведенческих ориентиров использовать модели работы, применяемые в лайф-коучинге [9, 10, 30-32].

Желательно, чтобы в одном и том же составе на первоначальном этапе тренировочного цикла группы провели не менее трех встреч. Это помогает в полной мере и посмотреть на обсуждаемые проблемы как бы со стороны, и побывать в роли непосредственного участника консультативного процесса. Такое обращение к осваиваемым технологиям личностного развития носит в основном непроизвольный характер и за счет полиролевой многогранности их использования более органично соединяет этот опыт с повседневной жизнью учащихся. Кроме того, знакомство с опытом применения осваиваемых технологий своими товарищами становится хорошим стимулом к экспериментированию и своего рода практикой по обмену полезным опытом.

Регулярная работа в подобных группах становится эффективным средством развития коммуникативных компетенций учащихся и инструментов развития навыков командной работы. Для усиления этих эффектов целесообразно после того, как все участники малой группы побывали и в роли консультируемого, и в роли консультанта, и в роли супервизора менять ее состав. Желательно чтобы на следующем этапе работы в новые малые группы участники предыдущих групп вместе не попадали. В этом случае началом работы обновленных групп целесообразно сделать обсуждение того полезного, что происходило в предыдущих группах.

Содержательной основой работы подобных групп также могут стать структурированные дискуссии о значимых событиях, которые существенным образом повлияли на жизнедеятельность и на мировоззрение учащихся. Конструктивное структурирование таких дискуссий можно обеспечить с помощью алгоритмов обсуждения видеоконтента, порядка проведения имажинативных практик, подробно описанных нами в работах [2-4, 12, 18, 19, 70, 71]. Однако, при интенсивном использовании во время тренировок различного видеоконтента целесообразно проводить его предварительную психологическую аттестацию, например, с помощью различных средств инструментальной диагностики или, по меньшей мере, определение характера его воздействия с помощью визуально-вербальных семантических дифференциалов [6, 15, 37, 38, 44, 45, 51, 53, 54, 67, 69].

Хороший тренировочный эффект дают и виртуальные контакты учащихся между явочными занятиями, в ходе которых они также помогают друг другу использовать осваиваемые технологии. Здесь следует обратить внимание на то, что подобная практика принципиально отличается от групповых форм психотерапии, условием которой зачастую становится как раз запрет на подобные контакты между терапевтическими сессиями.

Еще более значительный эффект дает такой режим работы, при котором не менее трех завершающих встреч участники таких тренировок проводят в том составе, в котором они начинали свою групповую работу. Это позволяет им убедиться в наличии позитивной динамики, т.е. увидеть проявления того, как действуют освоенные ими технологии личностного развития. Знание учащимися того, что завершающая часть цикла групповых занятий будет включать и такой элемент подведения итогов помогает задействовать в освоении ими технологий личностного развития механизмы долговременной памяти. Перспектива повторной встречи в первоначальном составе также способствует здоровому соревнованию, стремлению делом подтвердить свое умение эффективно распорядиться приобретенными знаниями.

В качестве мотивационного основания для подобного рода тренировок могут быть использованы процедуры по установлению жизненно важных целей и обсуждения итогов

или этапов их достижения. Ориентируясь не на терапевтический, а именно на субъектогенетический характер ожидаемого результата от таких тренировок [21-27, 29-36, 39-43, 46, 52-57, 59-66, 73, 74], в качестве основного направления работы могут быть выбраны приобретение какой-либо полезной привычки или избавление учащегося от какого-либо ненужного пристрастия. В этом случае групповые тренировки становятся органичной часть не только обучения, но и взаимовоспитания учащихся. Кроме того, часть тренировочных занятий может быть посвящена разработке и реализации учащимися различных проектов.

Накопление и систематизация сведений о том, что и как часто учащиеся выделяют в качестве своих предпочтений, что относят к разряду своих вредных привычек, за какие проекты берутся с охотой, а какие игнорируют, может служить инструментом мониторинга ценностных ориентиров и трудностей современной молодежи [47, 50, 58]. Сведения о том, как и с каким успехом по мнению самих учащихся можно использовать те или иные технологии личностного развития помогают оперативно корректировать содержание и форму соответствующих образовательных модулей. И тогда парадоксальным образом многократно повторяющаяся для самого преподавателя процедура проведения тренировочных занятий становится основой его научного и педагогического творчества.

Надо также отметить, что подобного рода тренировки часто позволяют преподавателям увидеть своих учащихся с необычной стороны. Вместо стереотипных форм проявления роли учеников они начинают проявлять свои способности творчески использовать приобретенные знания в таком непростом деле, как преобразование своей жизни и развитии себя как личности. А это уже серьезное основание для глубокого уважения к своим ученикам и для заслуженной гордости за результаты проделанной вместе с ним работы.

Литература

1. Ермолаева М.В., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Решение проблемы наставничества в работе с одаренными учащимися. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 684.

2. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Использование имажинативных методов в развитии универсальных компетенций / В сборнике: Перспективы развития науки в области педагогики и психологии сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016. С. 194-206.

3. Замолоцких Е.Г. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Проблема нормы в песочной терапии / В сборнике: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. Центр социально-экономических исследований. Пермь. 2016. С. 126-131.

4. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенетический подход к описанию механизмов психологического песочного моделирования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 7-2. С. 162-167.

5. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В., Гончар С.Н., Кондратенко И.В. Компетентностный подход к решению проблемы построения индивидуальных образовательных траекторий. // Мир образования - образование в мире. 2014. №4. С 159-164.

6. Костин А.Н., Огнев А.С. Диагностика отношений пользователей к программным продуктам с помощью айтрекера. / В сборнике: Человеческий фактор в сложных технических системах и средствах. Труды Второй Международной научно-практической конференции. 2016. С. 336-343.

7. Крутицкая Е.В., Огнев А.С. Методические рекомендации по организации и развитию волонтерства в вузе. М., 2015.

8. Крутицкая Е.В., Огнев А.С. Организация студенческих волонтерских проектов в вузе. М., 2015.

9. Латшенбергер Н.А., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Использование коуч-технологий в жизненной навигации в период профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96). С. 115-123.

10. Латшенбергер Н.А., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъктогенетический подход к построению лайф-коучинга как жизненной навигации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12-3. С. 133-137.

11. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Инновационная модель обучения проектной деятельности на основе субъектогенетического подхода к психолого-педагогической практике // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 117-125.

12. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Инновационный потенциал песочного моделирования как средства обучения квалифицированных пользователей психолого-педагогическими знаниями // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 126-134.

13. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Ключевые дефекты образования как фактор неготовности к управлению проектами. // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 83. С. 359-361.

14. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Концепция подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями: итоги двадцатипятилетней реализации. / В сборнике: Перспективы развития науки в области педагогики и психологии сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016. С. 194-206.

15. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Метод определения приоритетных жизненных ценностей у студентов посредством айтрекера / Сборник публикаций Центра гуманитарных исследований «Социум» Международной конференции, посвященной проблемам общественных наук. - М.: Центр гуманитарных исследований «Социум», 2014. - С. 38-41.

16. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Особенности внедрения учебного модуля «Дизайн проектов» как педагогической инновации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 135-141

17. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Особенности жизненной навигации нового поколения студентов в период их профессионального обучения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 142-148.

18. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Песочное моделирование как средство подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями // Педагогика и психология: современный взгляд на изучение актуальных проблем. 2016. С. 108-114.

19. Лихачева Э.В., Огнев А.С., Сидоренко М.Г. Психосемантика композиций в психологическом песочном моделировании // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 6-7. С.91-98.

20. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Решение проблемы выбора в условиях профицита возможностей в период вузовского образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 87-92.

21. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Субъектогенетическое сопровождение профессионального обучения как инновационная образовательная технология // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 149-155.

22. Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования. // Акмеология. 2004. №3(11). С. 3336.

23. Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования. // Акмеология. 2004. №4(12). С.36-41.

24. Огнев А. С. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1999.

25. Огнев А.С. Вступительное слово. // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 5-6.

26. Огнев А.С. Жизненная навигация личности: научно-педагогические основы реализации в профессиональном образовании // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 117-125.

27. Огнев А.С. Инновационные модели оптимизации образования на основе субъектного подхода к обучению // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 02 (97) С. 117125.

28. Огнев А.С. Жизненная навигация личности: научно-педагогические основы реализации в профессиональном образовании // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 02 (97) С. 117-125.

29. Огнев А.С. Методы активизации субъектного потенциала входе профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 02 (97) С. 117-125.

30. Огнев А.С. Субъктогенетический подход к построению лайф-коучинга как жизненной навигации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12-3. С. 133-137.

31. Огнев А.С. Организационное консультирование в стиле коучинг. Санкт-Петербург: Речь, 2003.

32. Огнев А.С. Проблемы интеграции технологий личностного развития в систему профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 02 (97) С. 117-125.

33. Огнев А.С. Психология субъектогенеза личности. М., 2009.

34. Огнев А.С. Субъектогенетический подход в обучении. Воронеж, 1998.

35. Огнев А.С. Субъектогенетический подход к психологической саморегуляции личности. Москва, 2009.

36. Огнев А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза. Воронеж, 1997.

37. Огнев А.С., Венерина О.Г., Виноградова И.А. Новые психодиагностические возможности трекинга глаз. // Педагогика и психология образования. 2012. №3. С.107-112.

38. Огнев А.С., Венерина О.Г., Яковлев В.А. Использование инструментальной психодиагностики для оценки информационного контента. // Педагогика и психология образования. 2012. №4. С. 103-112.

39. Огнев А.С., Гончар С.Н. Позитивная психология в системе непрерывного профессионального образования. // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 2 (2). С. 85-90.

40. Огнев А.С., Гончар С.Н. Психологические механизмы позитивного разрешения проблем. // European Social Science Journal. - 2013. № 11-2 (38). С. 291-301.

41. Огнев А.С., Гончар С.Н. Совершенствование у студентов навыков разрешения проблем как элемент непрерывного профессионального образования. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2013. № 3 (7). С. 118-121.

42. Огнев А.С., Гончар С.Н., Кондратенко И.В. Проблемы молодежи Приднестровья. // Вестник Приднестровского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т.1. № 1(49). С. 33-37.

43. Огнев А.С., Гончаров Ю.Н., Постникова Н.В. Мудрость как акмеологический феномен. // Акмеология. 2002. №3(4). С. 17-22.

44. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Валидность айтрекинга как инструмента психодиагностики. // Успехи современного естествознания. 2015. №1-8. С. 1311-1314.

45. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Видеофильм как эффективное дидактическое средство: психологический аспект. // Потенциал современной науки. 2015. 1(9). С.137-140.

46. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Взаимосвязь самоэффективности личности и тревожности у студентов / В сборнике: Наука и современность. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 150-153.

47. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Жизненный успех в понимании студенческой молодежи. / В сборнике: Теория и методика обучения и воспитания в России и за рубежом Сборник материалов международной научной конференции. под редакцией Е.Д. Нелуновой. 2014. С. 75-81.

48. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Инновационная модель тест-тренажерных практикумов как средства повышения субъектного потенциала учащихся // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 117-125.

49. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Когда команда - не коллектив, а коллектив - не команда. // Развитие личности. 2014. №2. С. 173-179.

50. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Методика работы над построением индивидуальной траектории студента в вузе. / В сборнике: Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А. 2015. С. 133-136.

51. Огнев А.С., Лихачева Э.В. О возможности использования айтрекинга для инструментальной диагностики субъектных характеристик личности. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-1. С. 176-180

52. Огнев А.С., Лихачева Э.В. О развитии средствами жизненной навигации навыков самоорганизации личности как одной из общекультурных компетенций. / В сборнике: Актуальные задачи современной науки и образования: теоретические и прикладные аспекты Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2015. С. 34-35.

53. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Оптимизация процедуры оценки субъектного потенциала личности. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-2. С. 375377.

54. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Перспективы использования многополярных семантических дифференциалов в айтрекинге. // Успехи современного естествознания. 2015. №1-5. С. 858-862.

55. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Подготовка специалистов для реализации жизненной навигации в системе высшего профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 117-125.

56. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Построение индивидуальных образовательных траекторий, ориентированных на будущий успех студентов. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2014. № 3 (11). С. 111-115.

57. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Практика внедрения позитивно-ориентированного субъектогенеза в систему высшего образования. // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 51-67.

58. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Приоритетные жизненные ценности современных студентов. / В сборнике: Августовские педагогические чтения - 2014 Сборник материалов международного научного е-симпозиума. Под ред. Проф. И.В. Вагнер. 2014. С. 263-271.

59. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов с позиции субъектогенетического подхода. / В сборнике: Вопросы клинической психологии Всероссийская научная Интернет-конференция с международным участием. Сервис виртуальных конференций Pax Grid ИП Синяев Дмитрий Николаевич. 2013. С.59-65.

60. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Решение проблемы гармоничного сочетания оценочных процедур с развитием субъектного потенциала учащихся // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12-3. С. 137-141.

61. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Сочетание воспитания и обучения в технологиях личностного развития для системы профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 117-125.

62. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектно-ориентированная оптимизация гуманитарной подготовки в высшей школе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12-4. С. 73-79.

63. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез жизненного пути. // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2013. №1. С. 234-239.

64. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез как основа управления процессом формирования и развития универсальных компетенций. // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 2 (18). С. 93-113.

65. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Технологии личностного развития субъектогенетической ориентации для профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 117-125.

66. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Развитие субъектного потенциала личности как условие повышения конкурентоспособности студентов вуза. // Вестник воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №5-2. С. 181-183.

67. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Условия эффективного использования видеоконтента в «Жизненной навигации». // Вестник воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №3-2. С. 181-184.

68. Огнев А.С., Фролов Ю.И. Возможности применения метода планомерно-поэтапного формирования для обучения аутогенной тренировке // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1992. №4. - С. 60-66.

69. Сидоренко М.Г., Огнев А.С. Исследование возможностей использования и построения клипов креативно-моделирующего типа // Современное образование в психолого-педагогических исследованиях: Сборник научных трудов конференции. - М., 2016. С. 58-63.

70. Фан Ц., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Социокультурные особенности песочного моделирования в России и Китае / В сборнике: Наука ХХ1 века: открытия, инновации, технологии - сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2016. С. 1553.

71. Фан Ц., Лихачева Э.В., Огнев А.С. Песочное моделирование: российско-китайские параллели // Российско-китайский научный журнал «Содружество» № 2 (2), 2016. С. 135-138.

72. Цыгина О.Д., Огнев А.С. Проблема самоопределения студентов вузов. // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №8. С.60-64.

73. Цыгина О.Д., Огнев А.С., Дурнева Е.Е. Профессиональное самоопределение как элемент жизненной навигации. // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 101. С. 58-60.

74. Likhacheva E.V., Ognev A.S., Kazakov K.A. Hardiness and purposes of modernrussian students // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. T.6. № 6. C. 795-798.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.