ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНЫМ КОПИНГ-
СТРАТЕГИЯМ
Лихачева Э.В.1, Огнев А.С.2 ©
1Зав.кафедрой, кафедра общей психологии и психологии труда;
2декан, факультет психологии и педагогики.
Российский новый университет
Аннотация
В статье раскрывается инновационный потенциал и модели обучения копинг-стратегиям.
Ключевые слова: инновационные модели обучения, копинг-стратегии, субъектогенетический подход, субъектность.
Keywords: innovative learning model, coping strategies subject-genesis approach, subjectivity.
Известно, что Л.Н. Толстой иногда изумлял своих собеседников высказываниями типа: «Пострадать бы!» Парадоксально, но факт: толстовское пожелание далеко не лишено здравого смысла. Многочисленные исследования показывают, что нередко удивительные позитивные метаморфозы личности происходят как раз после успешного прохождения «черной полосы» в ее жизни. Но, разумеется, это случается далеко не с каждым. Для большинства из нас тяжелые жизненные испытания оборачиваются разрушительными психотравмами, невосполнимой потерей жизненных сил. Поэтому остается совсем не праздным вопрос о том, как преобразовать всегда мощную, но далеко не добрую энергетику травмирующих психику событий в созидательный импульс развития личности.
Позитивные метаморфозы как результат тяжелых испытаний известны человечеству давно. В силу их редкости и большой ценности они стали одной из любимых тем для различных жанров искусства. Поэтому не удивительно, что по-прежнему остаются такими популярными сюжетные построения различных художественных произведений в стиле описанного Дж. Кэмпбелом «путешествия героя». Для психолого-педагогической практики это становится чрезвычайно важным, если учесть, что развитие таких сюжетов в значительной мере соответствует описанным нами стадиям субъектогенеза [3, 111]. Это тем более важно, что не все созданное писателями, режиссерами, композиторами, драматургами и художниками дает импульс к самосозиданию. Нередко жертвами деструктивного импульса своих творений становятся даже сами их творцы. Поэтому, прежде чем использовать в своей работе по преодолению кризисных ситуаций колоссальную силу искусства, мы попытались классифицировать характер такого влияния и отвечающие ему средства. Затем нами были проведены исследования оптимальных путей использования подобных средств психологического воздействия.
В плане обсуждаемой проблемы с учетом предпочтений наших современников особый интерес для нас представляли различные формы аудио-визуальных искусства. Обобщая исследования трех последних десятилетий, Оливер Сакс констатировал активизацию гораздо больших частей мозга в процессе восприятия и воспроизведения музыкальных произведений чем в иных видах деятельности. Именно с этой особенностью он связывал успешное использование музыкальной терапии для восстановления после различных нарушений мозговой деятельности [70]. Более того, Сакс полагал возможным в ходе реабилитации в качестве средств обучения использовать «песни особой проникновенности, подобранные с учетом индивидуальности пациента и рассказывающие ему об окружающем мире» [63, стр. 88]. Правомерность этого предположения подтверждают данные магнитно-резонансной и позитронно-эмиссионной томографии, электро-
© Лихачева Э.В., Огнев А.С., 2017 г.
энцефалографических исследований, показывающих особенности работы головного мозга в процессе прослушивания музыки. Обнаружено, что не только исполнение, но и припоминание музыкального произведения сопровождается чрезвычайно широкой активацией нейронных цепей.
Многими исследователями показано, что как сенсорные раздражители музыка и стихотворные тексты способны вызывать эффект «органического единства». Восприятие аудио-визуальных форм искусства сопровождается созданием в мозге чрезвычайно стойких динамико-семантических структур, сохраняющихся практически на протяжении всей жизни человека. Этим объясняется наша способность узнать музыкальное произведение спустя десятилетия после его исполнения, знакомое каждому самопроизвольно напевание какой-то «навязчивой» мелодии, стойкая аффективная реакция на исполнение гимнов и т.п. Такие структуры способны объединять в единое целое чувственный и интеллектуальный опыт личности. В них человек может находить организующую опору для своих повседневных дел. С их помощью мы можем мобилизовать себя на выполнение сложных заданий, но также можем снизить уровень эмоционального возбуждения.
Часто содержащиеся в текстах песен метафоры становятся для слушателей своего рода мини-манифестом - призывом к определенному способу реагирования. Мелодия таких песен со временем может превращаться в триггер, запускающий некогда пережитую череду эмоциональных состояний и даже программу определенного поведения. Содержащийся в метафоре намек побуждает нас самим домыслить, о чем собеседник с ее помощью хочет нам сказать. Это домысливание делает нас соавторами полученного таким путем вывода. Ведь он не был дан нам в готовом виде, а стал результатом наших собственных размышлений.
Любопытно то, что стихотворные метафоры в субъективном плане воспринимаются как более емкое отображение содержащегося в нем знания. Стихотворными метафорами легче привлечь внимание слушателя. В них мы усматриваем больше скрытого смысла, чем в повествовательном изложении содержания того же высказывания. В результате мозг обеспечивает более прочную «архивацию» стихотворных метафор как более значимой информации. То же происходит и с афоризмами. Их лаконичность, емкость, оригинальность подачи информации также привлекает наше особое внимание и побуждает нас к запоминанию и к ее воспроизведению в той же форме.
Лаконичность, образность, эмоциональная насыщенность роднит эти формы с таким видами современного аудио-визуального искусства как клипы. Видеоклипы используют яркие визуальные образы, в них представлены как кинематографические элементы, так и широкий спектр форм современной анимации, музыкальное и звуковое оформление, они имеют фрагментированную структуру, все их элементы подчинены определенному темпоритму. Этот вид контента, на наш взгляд, наиболее полно отражает весь спектр современной медиапродукции. Даже такие ортодоксальные формы аудиовизуального искусства как кинематограф, радио, и традиционно обособленный жанр компьютерных игр, под влиянием маркетизации, унификации форм медиа, всё больше тяготеет к клиповой форме, столь привлекательной для современного потребителя.
В действительности клиповое мышление - это естественный ответ современной молодежи на стремительно возросшее количество информации. В условиях профицита информации, «информационного шума» одним из наиболее ценных качеств становится умение осуществлять быструю навигацию, что отчасти обеспечивается фрагментарным клиповым восприятием. Данная особенность (наряду со справедливо отмечаемой поверхностностью), содержит ряд безусловно ценных качеств. Так, умение работать с большими объемами визуальной информации может быть с успехом применено в учебном процессе при его интенсификации за счет концентрации материала, содержащего в компактном виде комплексные иллюстрации сложных гуманитарных закономерностей. Кроме того, высокая степень интерактивности клипового контента, позволяет рассматривать возможности его использования в различных видах психологического тренинга.
Для психологопедагогической практики особый интерес могут представлять новые сообщения об успешном использовании аудио-визуального контента для целенаправленной активизации различных субличностей человека [4]. И хотя попытки описывать личность человека путем ее подразделения на различные субличности не нова, упомянутые работы содержат ряд принципиально важных для психолого-педагогической практики особенностей. Созданные в контексте эволюционной психологии, упомянутые субличности описаны как инструмент выживания человека в меняющемся мире с его нескончаемым потоком социально-психологических кризисов. По мнению авторов этой концепции, активизация определенных субличностей подчинена решению различных видов жизненно важных задач: установление и поддержание контакта с другими людьми, сохранение собственного здоровья, забота о своих близких и т.п. Правомерность предложенного набора субличнотей подкреплена нейрофизиологическими исследованиями работы головного мозга в различных психоэмоциональных состояниях, связанных с решением человеком соответствующих задач. В связи с этим практикам даже рекомендовано для оптимизации настроя человека использовать специально подобранные аудио-визуальные стимулы. Эффективность такой стимуляции показана экспериментально, например, путем демонстрации испытуемым специально отобранных кинофильмов.
В ходе проведенных собственных оригинальных исследований [40, 62, 64] (в том числе и с использование средств инструментальной диагности [32, 33, 39, 46, 48, 49]) нами были выявлены следующие типичные реакции людей на просмотр различного видеоконтента видеоклипов: интуитивное деление на негативные и позитивные по характеру эмоционального воздействия, отнесение клипа к разряду интересный или оставляющий равнодушным в зависимости от степени активизации непроизвольного внимания, оценка степени субъективной значимости с учетом его смысловой нагрузки для зрителя, побуждение к активности или к релаксации, оценка эстетической составляющей, вычленение поучительной составляющей видеоклипа, непосредственное воздействие на настроение. Соотнесение указанных реакций с описанными выше уровнями восприятия позволяет выделить следующие группы клипового контента:
- по характеру реакции: аффективные и рефлексивные;
- по воздействию на эмоциональное состояние: позитивные и негативные;
- по характеру побуждения: мотивирующие и вдохновляющие;
- по характеру транслируемых смыслов: конструктивные и деструктивные;
- по структуре смыслов: репродуктивные (когнитивно простые) и креативно -моделирующие (когнитивно сложные).
Полученные данные позволяют прогнозировать возможность использования клипов в психокоррекционной работе для реализации таких функций как: информационной, поучительной, развлекательной, мотивирующей, вдохновляющей, ценностно-ориентирующей, эмоционально-регулирующей, эстетико-формирующей и эстетико-корректирующей, эстетико-гедонистической, креативно-моделирующей. Кроме того, приведенная классификация с учетом ее иерархичности показывает, что в градации различных уровней воздействия креативный уровень является высшим, так как его структурирующее влияние на опыт субъекта наиболее существенно. На этом уровне субъект моделирует новые уникальные смыслы, становясь, по сути, соавтором воспринимаемого клипа. Поэтому видеоклипы креативно-моделирующего типа оказываются наиболее эффективным средством психокоррекционной работы, помогая передаче нового опыта, запуская процессы социально-ролевого моделирования. Они более эффективны при разработке копинг-стратегий, направленных на конструктивное преодоление сложных жизненных ситуаций. Кроме того, при работе с этим видом контента учащиеся интуитивно находит наиболее оригинальные и вместе с тем продуктивные модели решения собственных актуальных проблем. В итоге на собственном опыте человек убеждается в правомерности самоощущения себя в качестве полноправного творца своей собственной жизни. Из нашей практики также следует, что продуктивность поиска оригинальных выходов из трудных
жизненных ситуаций и общая креативность существенно возрастают, если воздействие описанной визуальной продукции сочетается с песочным моделированием [1-3, 8, 13, 14, 65, 66]. Такие комплексные занятия изначально строятся как поиск учащимися решения актуальной для них проблемы в режиме воссоздания модели поведения того, кто взялся бы за подобную задачу в роли победителя и воспользовался бы для этого, например, описанными нами технологиями личностного развития [1, 5-27, 34-38, 41-45, 47, 50-62, 6769].
Подводя общие итоги нашего исследования, прежде всего отметим наличие принципиальной возможности управляемого посттравматического развития личности. Нами показано, что такое развитие может быть с успехом реализовано даже в рамках стандартизированной образовательной деятельности высшего учебного заведения. Унификация учебного процесса и психотерапевтических сессий в этом случае может быть обеспечена путем описанных инновационных моделей использования различных аудиовизуальных клипов, типологизированных с учетом их функциональной направленности. Гармоничному сочетанию стандартизации и индивидуализации развития в этом случае способствует создание оптимальных условий для преобразования учащегося в создающего себя субъекта, обретающего в результате подобных занятий инструментальную основу для успешного решения жизненно важных проблем.
Литература
1. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Использование имажинативных методов в развитии универсальных компетенций / В сборнике: Перспективы развития науки в области педагогики и психологии сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016. С. 194-206.
2. Замолоцких Е.Г. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Проблема нормы в песочной терапии / В сборнике: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. Центр социально-экономических исследований. Пермь. 2016. С. 126-131.
3. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенетический подход к описанию механизмов психологического песочного моделирования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 7-2. С. 162-167.
4. Кенрик Д., Гришкевичус В. Рациональное животное. - СПб., Питер, 2015. - 304 с.
5. Латшенбергер Н.А., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Использование коуч-технологий в жизненной навигации в период профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96). С. 115-123.
6. Латшенбергер Н.А., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъктогенетический подход к построению лайф-коучинга как жизненной навигации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12-3. С. 133-137.
7. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Инновационная модель обучения проектной деятельности на основе субъектогенетического подхода к психолого-педагогической практике // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 117-125.
8. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Инновационный потенциал песочного моделирования как средства обучения квалифицированных пользователей психолого-педагогическими знаниями // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96). С. 126-134.
9. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Ключевые дефекты образования как фактор неготовности к управлению проектами. // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 8-3. С. 359-361.
10. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Концепция подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями: итоги двадцатипятилетней реализации. / В сборнике: Перспективы развития науки в области педагогики и психологии сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016. С. 194-206.
11. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Особенности внедрения учебного модуля «Дизайн проектов» как педагогической инновации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96). С. 135-141
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Лихачева Э.В., Огнев А.С. Особенности жизненной навигации нового поколения студентов в период их профессионального обучения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96). С. 142-148.
Лихачева Э.В., Огнев А.С. Песочное моделирование как средство подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями / Педагогика и психология: современный взгляд на изучение актуальных проблем. 2016. С. 108-114.
Лихачева Э.В., Огнев А.С., Сидоренко М.Г. Психосемантика композиций в психологическом песочном моделировании // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 6-7. С.91-98.
Лихачева Э.В., Огнев А.С. Решение проблемы выбора в условиях профицита возможностей в период вузовского образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96). С. 87-92.
Лихачева Э.В., Огнев А.С. Субъектогенетическое сопровождение профессионального обучения как инновационная образовательная технология // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 149-155.
Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования. // Акмеология. 2004. №3(11). С. 3336.
Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования. // Акмеология. 2004. №4(12). С.36-41.
Огнев А.С. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1999. Огнев А.С. Вступительное слово. // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 5-6.
Огнев А.С. Жизненная навигация личности: научно-педагогические основы реализации в профессиональном образовании // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96). С. 117-125.
Огнев А.С. Инновационные модели оптимизации образования на основе субъектного подхода к обучению // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 02 (97). С. 117125.
Огнев А.С. Жизненная навигация личности: научно-педагогические основы реализации в профессиональном образовании // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 02 (97). С. 117-125.
Огнев А.С. Методы активизации субъектного потенциала входе профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 02 (97). С. 117-125.
Огнев А.С. Субъктогенетический подход к построению лайф-коучинга как жизненной навигации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12-3. С. 133137.
Огнев А.С. Организационное консультирование в стиле коучинг. Санкт-Петербург: Речь, 2003. Огнев А.С. Проблемы интеграции технологий личностного развития в систему профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 02 (97). С. 117-125.
Огнев А.С. Психология субъектогенеза личности. М., 2009.
Огнев А.С. Субъектогенетический подход в обучении. Воронеж, 1998.
Огнев А.С. Субъектогенетический подход к психологической саморегуляции личности. Москва, 2009.
Огнев А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза. Воронеж, 1997.
Огнев А.С., Венерина О.Г., Виноградова И.А. Новые психодиагностические возможности
трекинга глаз. // Педагогика и психология образования. 2012. №3. С. 107-112.
Огнев А.С., Венерина О.Г., Яковлев В.А. Использование инструментальной психодиагностики
для оценки информационного контента. // Педагогика и психология образования. 2012. №4.
С.103-112.
Огнев А.С., Гончар С.Н. Позитивная психология в системе непрерывного профессионального образования. // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 2 (2). С. 85-90.
Огнев А.С., Гончар С.Н. Психологические механизмы позитивного разрешения проблем. // European Social Science Journal. - 2013. № 11-2 (38). С. 291-301.
36. Огнев А.С., Гончар С.Н. Совершенствование у студентов навыков разрешения проблем как элемент непрерывного профессионального образования. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2013. № 3 (7). С. 118-121.
37. Огнев А.С., Гончар С.Н., Кондратенко И.В. Проблемы молодежи Приднестровья. // Вестник Приднестровского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т.1. № 1(49). С. 33-37.
38. Огнев А.С., Гончаров Ю.Н., Постникова Н.В. Мудрость как акмеологический феномен. // Акмеология. 2002. №3(4). С. 17-22.
39. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Валидность айтрекинга как инструмента психодиагностики. // Успехи современного естествознания. 2015. №1-8. С. 1311-1314.
40. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Видеофильм как эффективное дидактическое средство: психологический аспект. // Потенциал современной науки. 2015. 1(9). С. 137-140.
41. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Взаимосвязь самоэффективности личности и тревожности у студентов / В сборнике: Наука и современность. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 150-153.
42. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Жизненный успех в понимании студенческой молодежи. / В сборнике: Теория и методика обучения и воспитания в России и за рубежом Сборник материалов международной научной конференции. под редакцией Е.Д. Нелуновой. 2014. С. 7581.
43. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Инновационная модель тест-тренажерных практикумов как средства повышения субъектного потенциала учащихся // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96). С. 117-125.
44. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Когда команда - не коллектив, а коллектив - не команда. // Развитие личности. 2014. №2. С. 173-179.
45. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Методика работы над построением индивидуальной траектории студента в вузе. / В сборнике: Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А. 2015. С. 133-136.
46. Огнев А.С., Лихачева Э.В. О возможности использования айтрекинга для инструментальной диагностики субъектных характеристик личности. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-1. С. 176-180
47. Огнев А.С., Лихачева Э.В. О развитии средствами жизненной навигации навыков самоорганизации личности как одной из общекультурных компетенций. / В сборнике: Актуальные задачи современной науки и образования: теоретические и прикладные аспекты Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2015.С. 34-35.
48. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Оптимизация процедуры оценки субъектного потенциала личности. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-2. С. 375377.
49. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Перспективы использования многополярных семантических дифференциалов в айтрекинге. // Успехи современного естествознания. 2015. №1-5. С. 858-862.
50. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Подготовка специалистов для реализации жизненной навигации в системе высшего профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96). С. 117-125.
51. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Построение индивидуальных образовательных траекторий, ориентированных на будущий успех студентов. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2014. № 3 (11). С. 111-115.
52. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Практика внедрения позитивно-ориентированного субъектогенеза в систему высшего образования. // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 51-67.
53. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Приоритетные жизненные ценности современных студентов. / В сборнике: Августовские педагогические чтения - 2014 Сборник материалов международного научного е-симпозиума. Под ред. Проф. И.В. Вагнер. 2014. С. 263-271.
54. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов с позиции субъектогенетического подхода. / В сборнике: Вопросы клинической психологии Всероссийская научная Интернет-конференция с международным участием. Сервис виртуальных конференций Pax Grid ИП Синяев Дмитрий Николаевич. 2013. С.59-65.
55. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Решение проблемы гармоничного сочетания оценочных процедур с развитием субъектного потенциала учащихся // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12-3. С. 137-141.
56. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Сочетание воспитания и обучения в технологиях личностного развития для системы профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96). С. 117-125.
57. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектно-ориентированная оптимизация гуманитарной подготовки в высшей школе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12-4. С. 73-79.
58. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез жизненного пути. // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2013. №1. С. 234-239.
59. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез как основа управления процессом формирования и развития универсальных компетенций. // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 2 (18). С. 93-113.
60. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Технологии личностного развития субъектогенетической ориентации для профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 117-125.
61. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Развитие субъектного потенциала личности как условие повышения конкурентоспособности студентов вуза. // Вестник воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №5-2. С. 181-183.
62. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Условия эффективного использования видеоконтента в «Жизненной навигации». // Вестник воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №3-2. С. 181-184.
63. Сакс О. Антрополог на Марсе. - М.: АСТ, 2012. - 379 с.
64. Сидоренко М.Г., Огнев А.С. Исследование возможностей использования и построения клипов креативно-моделирующего типа // Современное образование в психолого-педагогических исследованиях: Сборник научных трудов конференции. - М., 2016. С. 58-63.
65. Фан Ц., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Социокультурные особенности песочного моделирования в России и Китае / В сборнике: Наука XXI века: открытия, инновации, технологии - сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2016. С. 15-53.
66. Фан Ц., Лихачева Э.В., Огнев А.С. Песочное моделирование: российско-китайские параллели // Российско-китайский научный журнал «Содружество» № 2 (2), 2016. С. 135-138.
67. Цыгина О.Д., Огнев А.С. Проблема самоопределения студентов вузов. // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №8. С.60-64.
68. Цыгина О.Д., Огнев А.С., Дурнева Е.Е. Профессиональное самоопределение как элемент жизненной навигации. // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 101. С. 58-60.
69. Likhacheva E.V., Ognev A.S., Kazakov K.A. Hardiness and purposes of modernrussian students // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т.6. № 6. С. 795-798.
70. Sacks O. Hallucinations. - N-Y. 2012. - 322 p.