Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ОСНОВЕ ОБУЧАЮЩИХ ИМАЖИНАТИВНЫХ ПРАКТИК'

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ОСНОВЕ ОБУЧАЮЩИХ ИМАЖИНАТИВНЫХ ПРАКТИК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / INNOVATION MODEL / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / ИМАЖИНАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ / IMAGINATIVE PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидоренко М.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В.

В статье раскрывается сущность и пути использования имажинативных практик в реализации инновационных моделей развития эмоционального интеллекта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ОСНОВЕ ОБУЧАЮЩИХ ИМАЖИНАТИВНЫХ ПРАКТИК»

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ОСНОВЕ ОБУЧАЮЩИХ ИМАЖИНАТИВНЫХ ПРАКТИК

1 2 3 ©

Сидоренко М.Г. , Огнев А.С. , Лихачева Э.В.

1Доцент, кафедра журналистики и медиакоммуникаций, Московский педагогический государственный университет;

Декан, факультет психологии и педагогики, Российский новый университет;

3Зав. кафедрой, кафедра общей психологии и психологии труда, Российский новый

университет

Аннотация

В статье раскрывается сущность и пути использования имажинативных практик в реализации инновационных моделей развития эмоционального интеллекта

Ключевые слова: инновационная модель, эмоциональный интеллект, имажинативные практики

Keywords: innovation model, emotional intelligence, imaginative practice.

Прошло уже более четверти века после революционных публикаций П.Саловея и Дж.Маера о роли в нашей жизни эмоционального интеллекта (EI) - способности человека оптимизировать свое поведение путем управления эмоциональными состояниями в результате их распознавания и осмысления [86]. Множеством исследователей показано, что именно эта способность в значительной степени определяет наши успехи и удовлетворенность собственной жизнью [1-3]. Практический опыт также подтверждает, что именно EI оказывается одним из ключевых факторов успеха в реализации комплексных междисциплинарных проектов, предполагающих участие специалистов разного профиля [7477]. Следовательно, мы вправе считать EI одной из важнейших универсальных компетенций. Но по-прежнему система образования продолжает делать упор на развитие исключительно «левополушарного» мышления, игнорируя задачу развития эмоциональной зрелости личности. И происходит это не из-за недоверия к полученным данным о значимости для успешной жизнедеятельности человека уровня его EI. Просто современная система образования ни в методическом, ни в организационном плане пока еще не готова к целенаправленному развитию у своих подопечных этой важнейшей составляющей их жизненного успеха.

Если EI - один из ключевых факторов успеха, то природа не будет ждать осознания педагогами его значимости. Зачастую самопроизвольно формируются и совершенствуются наши способности к распознаванию и эффективному учету переживаний другого человека, к пониманию и регулированию собственных эмоций на всех этапах обучения и социализации. Только за темпами социокультурных перемен в условиях усиливающегося межкультурного взаимодействия самопроизвольное развитие EI явно не поспевает. Ежедневно мы сталкиваемся с многочисленными драматическими примерами неспособности людей совладать со своими эмоциями, понять и учесть состояние других людей.

Но, возможно, эмоциональный интеллект как система перечисленных способностей целенаправленному формированию и вовсе не поддается. Может быть, это целиком и полностью врожденное свойство личности и возможности влиять на уровень нашего EI мы просто не имеем? Если предположение верно, то за эту компетенцию система образования никакой ответственности нести не может и просто должна учитывать уровень ее развития при работе с абитуриентами. В этом случае просто нужно отбирать только тех, у кого уже есть определенный уровень EI. Однако, множество фактов с высказанным предположением не согласуется.

© Сидоренко М.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В., 2017 г.

В психологической практике активно разрабатываются и внедряются различные подходы, опирающиеся как раз на развитие и эффективное использование эмоционального интеллекта как одного из ведущих факторов успеха в преодолении жизненно важных трудностей [37-39, 87]. Новейшие нейро-когнитивные исследования, экспериментальные разработки в сфере обучения взрослых демонстрируют биологическую и психологическую готовность человека к развитию EI на протяжении всей нашей жизни [72, 82, 87-89]. В ходе таких исследований за прошедшие два десятилетия было выявлено несколько областей мозга, нейроны которых участвуют в процессах «отзеркаливания», имитации того, что мы в данный момент наблюдаем. Оказалось, что такая имитация включает не только активизацию моторных нейронных цепей. Мы способны имитировать и те мозговые процессы, которые отвечают за наши эмоциональные реакции. Люди способны испытывать сходные эмоции, просто наблюдая за поведение друг друга.

С работой зеркальных нейронов связывают не только эмпатию, но и способность строить достоверные предположения о надеждах, намерениях, желаниях других людей [70]. Работой сетей зеркальных нейронов ряд ученых с успехом объясняет нашу способность создавать в ходе наблюдения за чужим поведением программы, исполнительские планы своих собственных действий [71].

При поиске в ходе целенаправленного развития EI оптимальных вариантов отработки эффективных способов эмоционального реагирования целесообразно учитывать и результаты исследований закономерностей реконструкции прошлых переживаний [79, 80]. В отмеченных работах показано, что при детальном описании произошедших событий человек, хотя и с меньшей интенсивностью, но все же вновь переживает практически те же чувства. Любопытно то, что такие переживания возникают у человека даже тогда, когда он слышит детальный рассказ о том, что происходило с другими людьми.

Осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека основано на способности мозга к их моделированию вплоть до глубинной имитации аналогичных ментальных процессов [73, 78, 93]. Оригинальное объяснение способности именно к вариативному моделированию, а не полному копированию было предложено сторонниками теории неясных остаточных признаков («fuzzy-trace») [81]. Согласно этому подходу, в памяти запечатлевается и затем используется в мыслительных процесса не точная копия, а некая системы ключевых признаков события или явления.

Функцию одного из проводников чувственного опыта с подсознательного уровня на уровень сознания выполняют метафоры - образное и зачастую эмоционально насыщенное косвенное отображение подразумеваемого свойства, особенности, единого смысла. Содержащийся в метафоре намек побуждает нас самим домыслить, о чем собеседник с ее помощью хочет нам сказать. Это домысливание делает нас соавторами полученного таким путем вывода. Ведь он не был дан нам в готовом виде, а стал результатом наших собственных размышлений.

В плане преобразования метафор и афоризмов в оптимальные формы поведения следует обратить внимание на вызываемый эмоционально нагруженными понятиями идеомоторный эффект. В качестве его иллюстрации можно вспомнить ставший классическим эксперимент Джона Барга со студентами Нью-Йорского университета [84]. Две группы молодых людей (возраст 18-20 лет) составляли фразы с использованием заданного набора слов. Первая (контрольная) группа использовала случайный тематически нейтральный набор из слов типа «до», «желтый», «сразу». Вторая (основная экспериментальная) группа использовала слова, ассоциативно связанные со старостью («седой», «морщины», «забывчивый» и т. д.). Сразу после составления таких фраз студентов из обеих групп просили пререйти по коридору в другой кабинет для выполнения следующих заданий. Студенты из второй группы шли намного медленнее. Последующий опрос показа, что никто из них не заметил тематической связи использованной ими подборки слов со старостью. Тем не менее, активизация в ходе составления фраз соответствующих представлений отразилась даже на характере их ходьбы.

В наших собственных экспериментах воздействие осуществлялось посредством музыкальных видеоклипов с выраженной эмоционально-регулирующей функцией в сочетании с последующими групповыми обсуждениями и письменными самоотчетами с обязательным описанием подходящих для увиденного метафор. Были поочередно показаны две группы видеоклипов, дифференцированные по характеру аффективного воздействия: позитивные и негативные. Уровень внимания испытуемых снизился в обоих случаях более чем в 2 раза. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что использование видеоклипов с преобладающей эмоционально-регулирующей функцией не эффективно для стимуляции учащихся к решению интеллектуальных задач. Полученные результаты опровергают предубеждение большинства студентов, которые считают, что использование медиапродукции помогает им улучшить работоспособность при выполнении учебных заданий. Аналогичные результаты были получены при решении испытуемыми задач из тестов для измерения интеллекта. Этот эффект нами наблюдался даже не смотря на то, что предварительное выполнение теста подготавливало испытуемых к последующему успешному решению этих задач. Однако, в ходе дальнейших исследований был найден оптимальный вариант использования такой разновидности видеоклипов. Так, обучающий эффект от их просмотра с успехом может быть обеспечен за счет предварительного ознакомления участников занятий с закономерностями, описывающими эмоциональное состояние человека и с алгоритмами управления такими состояниями [7-9, 11-14, 17-33, 36, 40, 44-47, 49, 52-63, 65-69, 83]. Еще более сильный позитивный эффект дают предварительное выполнение заданий из других видов имажинативных практик (символдрамы, психосинтеза, песочного моделирования и т.п.) [4-6, 10, 15, 16, 42, 45, 63-67].

Нами установлено, что оптимальное использование видеоклипов мотивационного типа обеспечивается их применением при решении задач ценностной ориентации и побуждения субъектов обучения к деятельности. Позитивные «аффективно заряженные» клипы более всего подходят для создания благоприятной атмосферы и позитивного эмоционального воздействия на учащихся. Такие клипы хорошо сочетаются с последующим построением визуальных образов ресурсных состояний. В базовом курсе символдрамы таким заданием, например, может быть тема «Луг», а в песочном моделировании - создание композиций на тему «Место максимального комфорта», «Мир моей мечты» и т.п.

Клипы из группы «конструктивных» целесообразно использовать для иллюстрации закономерностей, рассматриваемых в лекционном материале особенно, если для понимания изучаемого феномена очень важна аффективная составляющая его проявления. Например, этот тип клипов хорошо сочетается практически со всеми упражнениями символдрамы, психосинтеза и песочного моделирования. Рефлексивные когнитивно сложные клипы лучше других помогают решать такие задачи, как фасилитация креативной деятельности и формирование у субъектов обучения новых смыслов. Именно таким путем в символдраме нами получены хорошие результаты при с работой над темой «Опушка леса» в ходе поиска выхода из различных конфликтных ситуаций. То же касается и занятий по песочной терапии, посвященных решению различных проблем.

Наиболее сложные по своему построению креативно-моделирующие клипы оказались самым предпочтительным дидактическим средством для формирования у субъекта обучения конструктивного психоэмоционального опыта. Они хорошо сочетают с теми видами имажинативной практики, которые направлены на формирование и осмысление аффективных составляющих схемы ориентировки, помогающей вести себя оптимальным образов в ситуациях с высоким фрустрационным потенциалом. В своих письменных и устных самоотчетах более половины участников таких занятий отметили повышение готовности контролировать свое поведение в подобных проблемных ситуациях. Как показывают устные ответы на уточняющие вопросы, под таким контролем обычно подразумевается развитие способностей правильно оценивать происходящее, понимать причину собственных эмоциональных состояний и связанных с ними побуждений, точнее

прогнозировать последствия своих действий, определять эффективные формы собственного поведения.

Более половины участников занятий отмечается, что облегчению самодиагностики проблемных ситуаций способствуют содержащиеся в клипах яркие и легко запоминающиеся типажи. Подобные красочные образы в дальнейшем помогали систематизировать и детализировать личный опыт учащихся. Оказалось, что такие типажи могут служить основой для создания учащимися своих классификаций людей и событий, имеющих персональную значимость для конкретного человека в определенный период его жизни.

Более семидесяти процентов самоотчетов также содержали свидетельства повышения психологической устойчивости их составителей, что вполне согласуется с показателями самоэффективности и жизнестойкости, полученными с помощью бланковых методик и с помощью инструментальной диагностики с применением визуально-вербальных семантических дифференциалов [34, 35, 41, 43, 48, 50, 51]. Этот эффект авторы самоотчетов связали с углублением понимания ими проблемных ситуаций в целом и с одновременным расширением возможности понимать суть отдельных деталей.

Литература

1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. - М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013.

2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект на работе. - М.: «АСТ», 2009.

3. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта - М.: «Альпина паблишер», 2011.

4. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Использование имажинативных методов в развитии универсальных компетенций / В сборнике: Перспективы развития науки в области педагогики и психологии сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016. С. 194-206.

5. Замолоцких Е.Г. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Проблема нормы в песочной терапии / В сборнике: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. Центр социально-экономических исследований. Пермь. 2016. С. 126-131.

6. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенетический подход к описанию механизмов психологического песочного моделирования / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 7-2. С. 162-167.

7. Латшенбергер Н.А., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Использование коуч-технологий в жизненной навигации в период профессионального образования / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96). С. 115-123.

8. Латшенбергер Н.А., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъктогенетический подход к построению лайф-коучинга как жизненной навигации / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12-3. С. 133-137.

9. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Инновационная модель обучения проектной деятельности на основе субъектогенетического подхода к психолого-педагогической практике / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 117-125.

10. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Инновационный потенциал песочного моделирования как средства обучения квалифицированных пользователей психолого-педагогическими знаниями / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 126-134.

11. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Ключевые дефекты образования как фактор неготовности к управлению проектами. - Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 83. С. 359-361.

12. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Концепция подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями: итоги двадцатипятилетней реализации. / В сборнике: Перспективы развития науки в области педагогики и психологии сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016. С. 194-206.

13. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Особенности внедрения учебного модуля «Дизайн проектов» как педагогической инновации / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96)С. 135-141

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

Лихачева Э.В., Огнев А.С. Особенности жизненной навигации нового поколения студентов в период их профессионального обучения / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 142-148.

Лихачева Э.В., Огнев А.С. Песочное моделирование как средство подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями / Педагогика и психология: современный взгляд на изучение актуальных проблем. 2016. С. 108-114.

Лихачева Э.В., Огнев А.С., Сидоренко М.Г. Психосемантика композиций в психологическом песочном моделировании / Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 6-7. С.91-98.

Лихачева Э.В., Огнев А.С. Решение проблемы выбора в условиях профицита возможностей в период вузовского образования / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 87-92.

Лихачева Э.В., Огнев А.С. Субъектогенетическое сопровождение профессионального обучения как инновационная образовательная технология / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 149-155.

Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования. - Акмеология. 2004. №3(11). С. 3336.

Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования. - Акмеология. 2004. №4(12). С.36-41.

Огнев А.С. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1999. Огнев А.С. Вступительное слово. Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 5-6.

Огнев А.С. Жизненная навигация личности: научно-педагогические основы реализации в профессиональном образовании / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 117-125.

Огнев А.С. Инновационные модели оптимизации образования на основе субъектного подхода к обучению / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 02 (97) С. 117125.

Огнев А.С. Жизненная навигация личности: научно-педагогические основы реализации в профессиональном образовании / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 02 (97) С. 117-125.

Огнев А.С. Методы активизации субъектного потенциала входе профессионального образования / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 02 (97) С. 117-125.

Огнев А.С. Субъктогенетический подход к построению лайф-коучинга как жизненной навигации / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12-3. С. 133137.

Огнев А.С. Организационное консультирование в стиле коучинг. Санкт-Петербург: Речь, 2003. Огнев А.С. Проблемы интеграции технологий личностного развития в систему профессионального образования / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 02 (97) С. 117-125.

Огнев А.С. Психология субъектогенеза личности. М., 2009.

Огнев А.С. Субъектогенетический подход в обучении. Воронеж, 1998.

Огнев А.С. Субъектогенетический подход к психологической саморегуляции личности. Москва, 2009.

Огнев А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза. Воронеж, 1997.

Огнев А.С., Венерина О.Г., Виноградова И.А. Новые психодиагностические возможности

трекинга глаз. - Педагогика и психология образования. 2012. №3. С.107-112.

Огнев А.С., Венерина О.Г., Яковлев В.А. Использование инструментальной психодиагностики

для оценки информационного контента. - Педагогика и психология образования. 2012. №4.

С.103-112.

Огнев А.С., Гончар С.Н. Позитивная психология в системе непрерывного профессионального образования. - Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 2 (2). С. 85-90.

Огнев А.С., Гончар С.Н. Психологические механизмы позитивного разрешения проблем. -European Social Science Journal. - 2013. № 11-2 (38). С. 291-301.

38. Огнев А.С., Гончар С.Н. Совершенствование у студентов навыков разрешения проблем как элемент непрерывного профессионального образования. - Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2013. № 3 (7). С. 118-121.

39. Огнев А.С., Гончар С.Н., Кондратенко И.В. Проблемы молодежи Приднестровья. - Вестник Приднестровского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т.1. № 1(49). С. 33-37.

40. Огнев А.С., Гончаров Ю.Н., Постникова Н.В. Мудрость как акмеологический феномен. -Акмеология. 2002. №3(4). С. 17-22.

41. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Валидность айтрекинга как инструмента психодиагностики. - Успехи современного естествознания. 2015. №1-8. С. 1311-1314.

42. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Видеофильм как эффективное дидактическое средство: психологический аспект. Потенциал современной науки. 2015. 1(9). С.137-140.

43. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Взаимосвязь самоэффективности личности и тревожности у студентов / В сборнике: Наука и современность. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 150-153.

44. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Жизненный успех в понимании студенческой молодежи. В сборнике: Теория и методика обучения и воспитания в России и за рубежом Сборник материалов международной научной конференции. под редакцией Е.Д. Нелуновой. 2014. С. 75-81.

45. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Инновационная модель тест-тренажерных практикумов как средства повышения субъектного потенциала учащихся / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 117-125.

46. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Когда команда - не коллектив, а коллектив - не команда. - Развитие личности. 2014. №2. С. 173-179.

47. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Методика работы над построением индивидуальной траектории студента в вузе. В сборнике: Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А. 2015. С. 133-136.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

48. Огнев А.С., Лихачева Э.В. О возможности использования айтрекинга для инструментальной диагностики субъектных характеристик личности. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-1. С. 176-180.

49. Огнев А.С., Лихачева Э.В. О развитии средствами жизненной навигации навыков самоорганизации личности как одной из общекультурных компетенций. В сборнике: Актуальные задачи современной науки и образования: теоретические и прикладные аспекты Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2015.С. 34-35.

50. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Оптимизация процедуры оценки субъектного потенциала личности. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-2. С. 375377.

51. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Перспективы использования многополярных семантических дифференциалов в айтрекинге. - Успехи современного естествознания. 2015. №1-5. С. 858-862.

52. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Подготовка специалистов для реализации жизненной навигации в системе высшего профессионального образования / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 117-125.

53. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Построение индивидуальных образовательных траекторий, ориентированных на будущий успех студентов. - Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2014. № 3 (11). С. 111-115.

54. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Практика внедрения позитивно-ориентированного субъектогенеза в систему высшего образования. Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 51-67.

55. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Приоритетные жизненные ценности современных студентов. - В сборнике: Августовские педагогические чтения - 2014 Сборник материалов международного научного е-симпозиума. Под ред. Проф. И.В. Вагнер. 2014. С. 263-271.

56. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов с позиции субъектогенетического подхода. В сборнике: Вопросы клинической психологии Всероссийская научная Интернет-конференция с международным участием. Сервис виртуальных конференций Pax Grid ИП Синяев Дмитрий Николаевич. 2013. С.59-65.

57. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Решение проблемы гармоничного сочетания оценочных процедур с развитием субъектного потенциала учащихся / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12-3. С. 137-141.

58. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Сочетание воспитания и обучения в технологиях личностного развития для системы профессионального образования / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 117-125.

59. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектно-ориентированная оптимизация гуманитарной подготовки в высшей школе / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12-4. С. 73-79.

60. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез жизненного пути. - Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2013. №1. С. 234-239.

61. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез как основа управления процессом формирования и развития универсальных компетенций. - Управление образованием: теория и практика. 2015. № 2 (18). С. 93-113.

62. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Технологии личностного развития субъектогенетической ориентации для профессионального образования / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 117-125.

63. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Развитие субъектного потенциала личности как условие повышения конкурентоспособности студентов вуза. Вестник воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №5-2. С. 181-183.

64. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Условия эффективного использования видеоконтента в «Жизненной навигации». Вестник воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №3-2. С. 181-184.

65. Сидоренко М.Г., Огнев А.С. Исследование возможностей использования и построения клипов креативно-моделирующего типа // Современное образование в психолого-педагогических исследованиях: Сборник научных трудов конференции. - М., 2016. С. 58-63.

66. Фан Ц., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Социокультурные особенности песочного моделирования в Росии и Китае // В сборнике: Наука XXI века: открытия, инновации, технологии - сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2016. С. 15-53.

67. Фан Ц., Лихачева Э.В., Огнев А.С. Песочное моделирование: российско-китайские параллели // Российско-китайский научный журнал «Содружество» № 2 (2), 2016. С. 135-138.

68. Цыгина О.Д., Огнев А.С. Проблема самоопределения студентов вузов. Международный журнал экспериментального образования. 2013. №8. С.60-64.

69. Цыгина О.Д., Огнев А.С., Дурнева Е.Е. Профессиональное самоопределение как элемент жизненной навигации. - Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 101. С. 58-60.

70. Baron-Cohen S. Theory of Mind and Autism: a Review. - Special Issue of the international Review of mental retardation, 2001, 23: 169-204.

71. 73. Gallese V. Agency and Motor Representations: new Perceptions on intersubjectivity. - ISC Wording Papers, 2000-6.

72. Heckman J., Y. Rubnstein The Importantce of Noncognitive Skills. - American Economic Revieew 91, №2, May 2001: 145-49.

73. Iacoboni M. Mirroring People: The New Science of How We Connect with Otbers. - New York: Farrar, Straus & Giroux, 2008, 26.

74. Ievlev V.M., Ognev A.S., Kushchev S.B. Dislocation stricture of phase interfaces in two-layer films (111)Pt- (0001)Re. (1989) Physics of Metals and Metallografy, 65 (5), pp. 178-181

75. Ievlev V.M., Bugakov A.V., Kushchev S.B., Ognev A.S. Main features of oriented crystallization of Re on the Ir (001) surface. (1997) Physics of Metals and Metallografy, 83 (6), pp. 661-664

76. Ievlev V.M., Ognev A.S. Electron-beam evaporator for production of multilayer system of high-melting metals. (1988) Instruments and experimental techniques New York, 30 (6 pt 2), pp. 1484-1486.

77. Ievlev V.M., Ognev A.S., Kushchev S.B., Sviridov D.A. Structer of two-laer film systems Mo-Re and Re-Mo. (1990) Physics of Metals and Metallografy, 69 (2), pp. 110-117.

78. Johnson S. Mind Wide Open: Your Brain and the Neuroscience of Everyday Life. - New York: Scribner, 2004, 120.

79. Kahneman D. Et al. A Survey Method for Characterizing Daly Life Experience: The Day Reconstruction Method. - Science 306 (2004): 1774-80.

80. Kahneman D., Krueger B. Developments in the Measurement of Subjective Well-Being. - Journal of Economic Perspectives 20 (2006): 3-24.

81. Klaczynski P.A. Cognitive and Soial Cognitive Development: Dual Processes and Beyond. - Oxford: Oxford university Press, 2009, 270.

82. Lehrer J. Don't! The Secret of Self-Control. - New York Yorker, May 18, 2009.

83. Likhacheva E.V., Ognev A.S., Kazakov K.A. Hardiness and purposes of modernrussian students // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. T.6. № 6. C. 795-798.

84. Mussweiler T. Doing Is for Thinking! Stereotype Activation by Stereotypic Movements. -Psychological Science 17 (2006): 17-22.

85. Restak R. The Naked Brain: How the Emerging Neurosociety Is Changing How We Live, Work and Lowe. - New York: Three Rivers Press, 2006, 58.

86. Salovey P., Mayer J.D. Emotion Intelligence. - (1990) Imagination, cognition and Persolnality, 9, 185211.

87. Salovey P., Mayer J.D., Caruso D. Emotion intelligence in practice //Positiv Psychology in Practice. -

New Jersey, 2004.

88. Schwartz M., Begley S. The Mind and the Brain: Neuroplasticity and the Power of Mental Force. -New York: HarperCollins, 2002, 262-64

89. Siegele D. J. The Science of Personal Transformation. - New York: Brantam Books, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.