Научная статья на тему 'МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ СУБЪЕКТНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ СУБЪЕКТНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / SUBJECT-GENESIS APPROACH / СУБЪЕКТНОСТЬ / SUBJECTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Огнев А.С.

В статье раскрываются сущность, условия и специфика реализации методов активизации субъектного потенциала в ходе профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ СУБЪЕКТНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ СУБЪЕКТНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Огнев А.С. ©

Декан, факультет психологии и педагогики, Российский новый университет

Аннотация

В статье раскрываются сущность, условия и специфика реализации методов активизации субъектного потенциала в ходе профессионального образования.

Ключевые слова: субъектогенетический подход, субъектность. Keywords: subject-genesis approach, subjectivity.

Активно обсуждаемые педагогическим сообществом проблемы органичного соединения в профессиональном образовании процессов обучения и воспитания так или иначе увязываются с формированием у учащихся способности к самоопределению, самоорганизации, к принятию и реализации ответственных решений [1-3, 6, 9-14, 18-24, 2731, 38, 41-46, 48, 53-55]. Это значит, что важнейшая часть решения этой проблемы - подбор и интеграция в профессиональное образование методов активации субъектного потенциала личности студента [6, 10-13, 18-24, 33, 38-42, 46, 48, 53-55].

Для системы профессионального образования наиболее понятны и совместимы с ее традициями методы развития осознаваемых способностей с ясной прагматической направленностью. По этой причине наиболее востребованными профессиональным образованием являются методы, позволяющие выработать полезные формы поведения и помогающие воздерживаться от поведения нежелательного. Заслуженно важное место здесь занимают методы анализа проблемных ситуаций, эффективные алгоритмы принятия решений, приемы совладания с нежелательными эмоциональными реакциями [4, 5, 9-13, 1623, 28-30, 38, 42-46, 48-50, 53-55]. Также трудно переоценить значимость способности конструктивного разрешения межличностных конфликтов. Поэтому обучение различным когнитивно-поведенческим методикам выстраивания продуктивного взаимодействия -«Гарвардской концепции переговоров», «сократовского диалога» и т.п. - это безусловно одна из важнейших составляющих работы по развитию и активизации субъектного потенциала настоящего современного профессионала в любом виде деятельности.

В условиях постоянного изменения содержания практически любой профессии, уже нередкого массового исчезновения одних профессий и частого появления других, стремительно растет ценность умения выпускника системы профессионального образования быстро найти новое применение своему опыту, успешно адаптироваться к работе в новой организации. Для этого он должен быть готов к тому, чтобы выявить перспективные целевые ориентиры новой для себя организации, понять и суметь продемонстрировать свои возможности усилить ее конкурентные преимущества. Это подразумевает развитие навыков успешного трудоустройства, наличие способности оптимизировать свое поведение как в условиях организационных кризисов, так и при внедрении различных инноваций [6, 9-13, 18, 20, 27-30, 41-46, 48, 53, 54].

Рациональные приемы активизации субъектного потенциала становятся просто незаменимыми при радикальных социально-экономических и политических преобразованиях всей нашей жизни. Для того, чтобы противостоять связанным с такими переменами стрессам и сохранять свою жизнестойкость уже в период профессионального обучения человек должен овладеть методами создания и реализации проектов, развить у себя

© Огнев А.С., 2017 г.

навыки работы в составе различных команд, сформировать способность оптимизировать свою активность в различных сферах жизнедеятельности [6, 9-14, 16-24, 27-43, 46-55].

Все это задачи, безусловно, сложные, но, по меньшей мере, бесспорные в плане своей значимости. Также более-менее понятно, как в процессе профессионального обучения формировать необходимые для решения этих задач навыки. Для традиционной системы обучения эта работа упрощается из-за того, что она сводится к интериоризации определенных алгоритмов и преимущественно строится на конвергентных формах мышления. Однако при подготовке специалистов для инновационной экономики только развитием конвергентных форм мышления претендующее на современность профессиональное образование обойтись не сможет. Принципиально новое рождается в значительной мере за счет интуитивных открытий при активизации дивергентных форм мышления. И для подготовки к использованию этих ресурсов нашей личности нужны уже не столь привычные для профессионального образования методы. Основой для их поиска может стать та часть психологической практики, которая касается развития интуиции, постижения человеком сути подсознательных и бессознательных механизмов регуляции нашей жизнедеятельности.

По-видимому, наиболее перспективными в плане такого поиска могут быть поддающиеся алгоритмизации процедуры из имажинативных практик [7, 8, 14, 15, 25, 26, 33, 49, 51, 52]. С учетом необходимости совмещения с регламентированным учебным процессом особого внимания заслуживают такие их разновидности, результаты которых включают развитие профессионально значимых компетенций. Привлекательность имажинативных практик для современного профессионального образования определяется еще и скачкообразным ростом именно зрительных форм подачи и переработки информации, получившим название «визуального поворота». Суть такого поворота состоит в том, что из-за постоянного роста разного рода предложений современному человеку приходится на основе беглого знакомства с визуальными формами их подачи принимать решения, полагаясь на свою интуицию и подсознательно сформировавшийся образ того, как предлагаемое повлияет на его жизнь. Решение этой задачи постоянно усложняется стремительным ростом профицита возможностей и повышением иллюзорной значимости предлагаемого за счет применения все более изощренных методов нейромаркетинга и рекламы.

В условиях профицита возможностей очень важно освободить картину мира от лишнего, чтобы ясно видеть важное. Как раз имажинативные практики помогают найти образы, с помощью которых мы начинаем лучше понимать, что по-настоящему нас радует и что огорчает. В песочных композициях, раскладках метафорических крат, в тематических картинах символдрамы мы находим выразительные средства для переосмысления своего места в мире, частью которого являемся. В диалогических упражнениях психосинтеза через метафоры субличностей нам удается понят суть своих внутренних конфликтов. Этот опыт помогает в дальнейшем понять природу противоречивости других людей, находить примиряющие основания для нашего диалога, отыскивать нужные выразительные средства для адекватного донесения до слушателя нашей позиции. В этом случае появляется возможность быть толерантным не только тогда, когда отличительные особенности другого нам ничем не грозят, но и тогда, когда его мир и рожденные им действия несовместимы даже с самим моим существованием. А еще это импульс для нашего воображения, без которого мы перестаем находить смысловую основу для нашей жизни. Без такой основы скучная обыденность, повседневная серость ведут к не менее разрушительному личностному и профессиональному выгоранию, чем то, которое создается постоянным перенапряжением.

Свежесть восприятия действительности, которую способны вернуть описанные психотехнические приемы, позволяет увидеть в уже привычной картине мира и чрезмерные упрощения, и пропущенные возможности. Создаваемые при этом модели возможного и даже невероятного помогают снять казавшиеся такими незыблемыми ограничения. Дело в том, что неотъемлемая часть такой композиции - связывающая воедино используемые в ней

образы история. В ней всегда много переживаний, связанных с нашим отношением к различным реальным и воображаемым событиям эмоций, дающих доступ к еще не выявленным смыслам. Вместо старых отождествлений себя и того, что может с нами быть в будущем мы используем новые проекции, которые делают заметными и иные, ранее еще не изучавшиеся возможности. Рожденные такими упражнениями вопросы заменяют прежнюю догматическую однозначность миропонимания множеством вероятностей, формируют новое видение своего пути в этих мирах. Так удается обнаружить, что многое казавшееся немыслимым вполне допустимо и что есть масса интересных и вполне реальных других путей к не менее интересным новым целям. Иногда воспринимавшиеся как незыблемая данность фундаментальные ограничения с удивлением для себя человек начинает считать всего лишь проблемой, которую можно и нужно решать. В результате у человека появляются образы нового и более заманчивого будущего, открываются новые возможности - того, что раньше ему даже и не приходило в голову.

Другой особенностью такого рода практик является то, что у древних греков в отличие от тотального в своей неотвратимости хроноса обозначалось понятием «кайрос» -мимолетное подходящее стечение обстоятельств. У того, кто строит песочную композицию или создает тематическую картину возникает ощущение, что именно это и именно в данный момент нужно прояснить и выразить именно таким образом. Так бывает, когда нам становится тесно, неуютно, тревожно в прежней картине мира в рамках некогда принятых решений, когда под давлением нового опыта старая картина мира требует радикального пересмотра «ввиду вновь открывшихся обстоятельств». И к моменту создания с помощью предлагаемых имажинативных практик тематических композиций мы уже подсознательно или даже осознанно были в поиске новых основополагающих для нашей жизни идей.

Переживание особой смысловой значимости подобных композиций обусловлено производимой интуитивной привязкой выбираемых элементов (фигурок, рисунков, ландшафтных элементов) к определенного рода архетипам, выполняющим в этом случае роль психологических конструктов. В результате перебор вариантов идет на уровне глубинных смыслов, которые отражают бессознательные предпочтения человека. Выбранные и отвергнутые элементы композиции приоткрывают завесу психологических защит, которые в обыденной жизни скрывают путь в этот мир «внутренней глубинной правды». Найденные образы делают достоянием сознания и средством целенаправленной интеллектуальной работы то, что прежде было предметом только интуитивного знания. Так рождается ощущение высокой степени аутентичности творения глубинному замыслу самого творца, чувство правильного отображения уже сделанного интуитивно выбора. А множество рассмотренных (и выбранных, и отвергнутых) вариантов добавляет сделанному выбору ощущение его продуманности.

С архетипическим статусом подобных конструктов связана еще одна особенность восприятия подобного выбора - ощущение его нуминозной значимости, чувство приобщения к заключенной в использовавшихся образах силе. Подобная нуминозность позволяет воспринимать выбор как нечто безусловно праведное, а архетипическая сила побуждает считать его глубинным волеизъявлением. Если при помощи таких архетипических образов описываются модели взаимодействия с другими людьми, то это еще и конкретизация запроса на определенный стиль поведения и контурное обозначение комплементарных ролей в подыскиваемой команде [16-18, 20, 30, 35, 38, 42, 46].

Разумеется, есть опасность, что мощь подобных процессов может лишить запустившего их человека ощущения своей субъектности, спровоцировать отказ себе в роли первопричины происходящего (подробный анализ таких ситуаций дан в работах [21-24, 46]). Но для этого как раз и требуется умение сочетать методы активации интуитивного самоопределения с методами рационального поиска конкретных шагов реализации избранного пути. Логический анализом и аргументированный синтезом причинно-следственных связей событий и явлений, вероятностей и предопределенностей служат

основой для выявления границ нашей субъектности и, значит, границ реальной ответственности за реализуемые замыслы.

Удивительно, но чрезмерный набор недифференцированных возможностей может стать парализующим фактором. Так огромная масса похожих друг на друга рыбешек или птиц кружит прямо перед хищником и он никак не может сосредоточиться ни на одной из них. Интегрированные в образах смыслы того или иного выбора при построении тематических композиций из вращаемого кем-то гипнотизирующего калейдоскопа возможностей превращаются в создаваемую самим строителем связанную историю. А в ней уже есть логика сюжета, переключающие внимание эпизоды, доступная сознанию дифференциация переживаний. Тут уже есть что править и, значит, управлять процессом принятия решения. Главное, чтобы затем появился проверенный реальными действиями и осмысленный опыт их воплощения в жизнь. Поэтому все без исключения описанные методы должны сочетаться с самоотчетами и взаимоотчетами учащихся, которые будут помогать уяснить, что конкретно и как именно лично ими было получено. С помощью подобной рефлексии как одной из заключительных стадий субъектогенеза нами проверяется связь между собственными замыслами и способами их осуществления. Использование взаимоотчетов обеспечивает прохождение учащимися таких стадий субъектогенеза, как подтверждение другими людьми нашей причастности к содеянному и декларация нашего авторства в отношении полученного результата. Участие в подобных процедурах не только помогает студентам пройти полный цикл формирования их способности к самодетерминации собственной активности. Это делает для учащихся нормой готовность считаться с субъектной природой другого человека, формирует установку на уважение к стремлению каждого из нас распоряжаться собственной жизнью, побуждает их к взаимопомощи в развитии способности быть первопричиной собственной активности.

Литература

1. Берулава Г.А. Новая методологическая платформа развития личности // Гуманизация образования. 2013. № 3. С.11-24.

2. Вербицкий А.А., Калашников В.Г. Контекстный подход в психологии // Психологический журнал. 2015. Т.36. № 3. С.5-14.

3. Геворкян Е.Н. Кадры высшей школы: актуальное состояние // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 23-31.

4. Гулина М.А., Зинченков Ю.П. Консультативная психология. - СПб.: Питер, 2015. 336 с.

5. Замолоцких Е.Г. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Проблема нормы в песочной терапии / В сборнике: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. Центр социально-экономических исследований. Пермь. 2016. С. 126-131

6. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В., Гончар С.Н., Кондратенко И.В. Компетентностный подход к решению проблемы построения индивидуальных образовательных траекторий. // Мир образования - образование в мире. 2014. №4. С 159-164.

7. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Использование имажинативных методов в развитии универсальных компетенций / В сборнике: Перспективы развития науки в области педагогики и психологии сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016. С. 194-206.

8. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенетический подход к описанию механизмов психологического песочного моделирования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 7-2. С. 162-167.

9. Ермолаева М.В., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Решение проблемы наставничества в работе с одаренными учащимися. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 684.

10. Крутицкая Е.В., Огнев А.С. Методические рекомендации по организации и развитию волонтерства в вузе. М., 2015.

11. Крутицкая Е.В., Огнев А.С. Организация студенческих волонтерских проектов в вузе. М., 2015.

12. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Ключевые дефекты образования как фактор неготовности к управлению проектами. // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 83. С. 359-361.

13. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Концепция подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями: итоги двадцатипятилетней реализации. / В сборнике: Перспективы развития науки в области педагогики и психологии сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016. С. 194-206.

14. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Песочное моделирование как средство подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями // Педагогика и психология: современный взгляд на изучение актуальных проблем. 2016. С. 108-114.

15. Лихачева Э.В., Огнев А.С., Сидоренко М.Г. Психосемантика композиций в психологическом песочном моделировании // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 6-7. С.91-98.

16. Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования. // Акмеология. 2004. №3(11). С. 3336.

17. Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования. // Акмеология. 2004. №4(12). С.36-41.

18. Огнев А. С. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1999

19. Огнев А.С. Вступительное слово. // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 5-6.

20. Огнев А.С. Организационное консультирование в стиле коучинг. Санкт-Петербург: Речь, 2003.

21. Огнев А.С. Психология субъектогенеза личности. М., 2009.

22. Огнев А.С. Субъектогенетический подход в обучении. Воронеж, 1998.

23. Огнев А.С. Субъектогенетический подход к психологической саморегуляции личности. Москва, 2009.

24. Огнев А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза. Воронеж, 1997.

25. Огнев А.С., Венерина О.Г., Виноградова И.А. Новые психодиагностические возможности трекинга глаз. // Педагогика и психология образования. 2012. №3. С.107-112.

26. Огнев А.С., Венерина О.Г., Яковлев В.А. Использование инструментальной психодиагностики для оценки информационного контента. // Педагогика и психология образования. 2012. №4. С. 103-112.

27. Огнев А.С., Гончар С.Н. Позитивная психология в системе непрерывного профессионального образования. // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 2 (2). С. 85-90.

28. Огнев А.С., Гончар С.Н. Психологические механизмы позитивного разрешения проблем.// European Social Science Journal. - 2013. № 11-2 (38). С. 291-301.

29. Огнев А.С., Гончар С.Н. Совершенствование у студентов навыков разрешения проблем как элемент непрерывного профессионального образования. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2013. № 3 (7). С. 118-121.

30. Огнев А.С., Гончар С.Н., Казаков К.А., Кондратенко И.В., Сидоренко М.Г., Цыгина О.Д. Жизненная навигация в системы высшего образования. // Педагогика и психология образования. 2012. №3. С. 99.

31. Огнев А.С., Гончаров Ю.Н., Постникова Н.В. Мудрость как акмеологический феномен. // Акмеология. 2002. №3(4). С. 17-22.

32. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Валидность айтрекинга как инструмента психодиагностики. // Успехи современного естествознания. 2015. №1-8. С. 1311-1314.

33. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Видеофильм как эффективное дидактическое средство: психологический аспект. Потенциал современной науки. 2015. 1(9). С.137-140.

34. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Жизненный успех в понимании студенческой молодежи. / В сборнике: Теория и методика обучения и воспитания в России и за рубежом Сборник материалов международной научной конференции. под редакцией Е.Д. Нелуновой. 2014. С. 75-81.

35. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Когда команда - не коллектив, а коллектив - не команда. // Развитие личности. 2014. №2. С. 173-179.

36. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Методика работы над построением индивидуальной траектории студента в вузе. / В сборнике: Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А. 2015. С. 133-136.

37. Огнев А.С., Лихачева Э.В. О возможности использования айтрекинга для инструментальной диагностики субъектных характеристик личности. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-1. С. 176-180.

38. Огнев А.С., Лихачева Э.В. О развитии средствами жизненной навигации навыков самоорганизации личности как одной из общекультурных компетенций. / В сборнике: Актуальные задачи современной науки и образования: теоретические и прикладные аспекты Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2015. С. 34-35.

39. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Оптимизация процедуры оценки субъектного потенциала личности. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-2. С. 375377.

40. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Перспективы использования многополярных семантических дифференциалов в айтрекинге. // Успехи современного естествознания. 2015. №1-5. С. 858-862.

41. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Построение индивидуальных образовательных траекторий, ориентированных на будущий успех студентов. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2014. № 3 (11). С. 111-115.

42. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Практика внедрения позитивно-ориентированного субъектогенеза в систему высшего образования. // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 51-67.

43. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Приоритетные жизненные ценности современных студентов. / В сборнике: Августовские педагогические чтения - 2014 Сборник материалов международного научного е-симпозиума. Под ред. Проф. И.В. Вагнер. 2014. С. 263-271.

44. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов с позиции субъектогенетического подхода. / В сборнике: Вопросы клинической психологии Всероссийская научная Интернет-конференция с международным участием. Сервис виртуальных конференций Pax Grid ИП Синяев Дмитрий Николаевич. 2013. С.59-65.

45. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез жизненного пути. // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2013. №1. С. 234-239.

46. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез как основа управления процессом формирования и развития универсальных компетенций. // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 2 (18). С. 93-113.

47. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Перспективы использования многополярных семантических дифференциалов в айтрекинге. // Успехи современого естествознания. 2015. № 1-5. С.858-862.

48. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Развитие субъектного потенциала личности как условие повышения конкурентоспособности студентов вуза. // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №5-2. С.181-183.

49. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Условия эффективного использования видеоконтента в «Жизненной навигации». // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №3-2. С. 181-184.

50. Огнев А.С., Фролов Ю.И. Возможности применения метода планомерно-поэтапного формирования для обучения аутогенной тренировке // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1992. №4. - С. 60-66.

51. Фан Ц., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Социокультурные особенности песочного моделирования в России и Китае / В сборнике: Наука XXI века: открытия, инновации, технологии - сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2016. С. 1553.

52. Фан Ц., Лихачева Э.В., Огнев А.С. Песочное моделирование: российско-китайские параллели // Российско-китайский научный журнал «Содружество» № 2 (2), 2016. С. 135-138

53. Цыгина О.Д., Огнев А.С. Проблема самоопределения студентов вузов. // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №8. С.60-64.

54. Цыгина О.Д., Огнев А.С., Дурнева Е.Е. Профессиональное самоопределение как элемент жизненной навигации. // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 101. С. 58-60.

55. Likhacheva E.V., Ognev A.S., Kazakov K.A. Hardiness and purposes of modernrussian students // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т.6. № 6. С. 795-798.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.